Батюшка учил: «Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток, тот может спастись». «Во всяком искушении: не обвиняй людей, а единственно себя самого, говоря: «Это случилось со мною за грехи мои”». Об осуждении Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Лк 6,37 В Евангелии от Матфея приводятся слова из Нагорной проповеди Христа Спасителя: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить ( Мф 7,1–2 ). Осуждение ближних – большой грех . Кто строго судит чужие проступки, тот не получит снисхождения к своим собственным: Бог производит суд в соответствии не только со свойствами наших преступлений, но и с нашим судом о других. Часто бывает, что человек, строго осудивший другого, совершает впоследствии тот же самый грех. Такое испытание посылает нам Господь для смирения и непревозношения над другими. Если мы хотим уменьшить свои грехопадения, будем более всего заботиться о том, чтобы не осуждать наших ближних, а вымышляющих клевету на них не следует и допускать к себе. Нам нужно оплакивать собственные пороки, а мы осуждаем других. Далее в Евангелии от Матфея говорится: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф 7,3 ). Отец Андроник оберегал всех от гордости и осуждения. В беседе с одним из духовных сыновей он рассказал, что знал монаха, который был тих, смирен и кроток, но когда осудил кого-то, благодать отошла от Старец часто говорил: «Какой мерою мерите, такою возмерится и вам. Знай себя, и хватит с тебя». В тетрадке старца мы находим и такие поучительные записи: «Нет ничего хуже осуждения (из Патерика)». «Брат спросил старца: «По какой причине я осуждаю братию?” Старец ответил: «Потому что ты еще не познал себя самого. Внимай себя не видеть недостатков брата”». «Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты преступаешь закон. Ибо сказавший не прелюбы сотвориши ( Мф 5,27 ) сказал тоже: не судите ( Мф 7,1 ) (из Патерика)».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В самом деле, если сообщники терпящих эти бедствия делаются достойными соревнования, то гораздо больше те, кто в них находится. Вот почему Павел за то и другое хвалит уверовавших из евреев, говоря: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии» («воспоминайте... первыя дни, в нихже просветившеся многия страсти претерпесте страданий: ово убо, поношенми и скорбми позор бывше, ово же, общницы бывше терпящих тако " ) ( Евр.10:32–33 ). Поэтому и мы не пишем длинного письма. К победителю, поставившему блестящий трофей, никто ведь не является для помощи, но только для похвал. Так точно и мы, зная, какое великое любомудрие показала ты относительно случившегося с тобой, ублажаем тебя, удивляемся твоему терпению в настоящее время и тем воздаяниям, которые тебе за это назначены. А так как я хорошо знаю, что ты желаешь узнать и о наших делах (потому что я долго молчал), то скажу тебе, что хотя от тяжкого недуга мы освободились, но остатки болезни еще носим (доселе). Мы пользуемся весьма хорошими врачами, но недостаток необходимых вещей разрушает происходящую от лечения пользу. Действительно, здесь не только скудость лекарств и прочего, что может поправить утомленное тело, но еще и голод, и зараза составляют предмет заботы. Наконец, эти бедствия увеличивают еще непрерывные разбойнические нападения, которые простираются до самых дальних путей, заграждают и отрезывают все дороги, причиняя отсюда и путникам большую опасность. Действительно, Андроник, как он говорит, попался в самые руки разбойников и спасся от них, будучи ограблен. Поэтому прошу твою благопристойность никого уже сюда не посылать, потому что надо опасаться, чтобы предлог путешествия к нам не сделался для приходящего сюда причиной убиения, а ты знаешь, какую принесет это нам скорбь. Но если ты нападешь на какого-нибудь заслуживающего доверия человека, который пойдет сюда по другой нужде, то через него извещай нас о твоем здоровье. Нарочно же для этого, равно как ради наших нужд, пусть никто не приходит сюда ввиду страха, о котором мы сказали. Письмо 16-е

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Мария Магдалина. К. Кривелли. Ок. 1480 г. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа ( Рим. 16:7 ). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым, не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин. В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16:9 ). Святая царица Елена. Фреска. XIV в. В числе других равноапостольных женщин – святая царица Елена (327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии (335); святая Ольга (969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины. Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин. Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины ( Деян. 5:14; 8:12; 17:4,12,34 ). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В эту толпу тайно протиснулась некая женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением. Хотя по закону Ветхого Завета она не имела права находиться среди людей и должна была оставаться дома, чтобы никого не видеть и ни к кому не прикоснуться. Она нарушила этот закон, ибо за двенадцать лет много раз пыталась исцелиться, и, как говорит евангелист, она издержала все своё имение для того, чтобы получить здоровье, обнищала, но ничего не приобрела от земных врачей. Но теперь, услышав, что идёт некий небесный Чудотворец, и она решается нарушить закон, чтобы получить здоровье и прекратить те мучения, которые терзали её в течение двенадцати лет. Пробившись сквозь толпу, женщина приблизилась ко Христу и сказала сама себе: «Если я даже хотя бы прикоснусь к краю одежды Его, то я исцелюсь!». Так она и сделала. Как только она прикоснулась к краю одежды Христа, тотчас почувствовала себя выздоровевшей. Тогда Христос для того, чтобы преподать назидание народу, обратился к Своим ученикам: «Скажите, кто прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал, что из Меня изошла сила». Пётр и другие с ним апостолы стали осматриваться кругом, и, увидев, что толпа оттеснила их Учителя и что невозможно сказать, кто прикоснулся к Нему, ибо все касались Его, все хотели получить от Него исцеление, то сказали: «Учитель, здесь такая толпа, все Тебя теснят, все хотят прикоснуться, и все, кто мог, прикоснулся, Кого же Ты имеешь в виду? Как мы можем указать на какого-то одного человека?» Но Христос говорит: «Нет, некто прикоснулся ко Мне». Он подразумевал, что был такой человек среди толпы, который прикоснулся к Нему не так, как прочие. В этом прикосновении Христос разумел не телесное касание края Его одежды или тела, Он имел в виду прикосновение сердца человеческого, прикосновение веры. И вот среди множества народа только эта больная женщина имела ту веру, о которой можно было бы сказать, что она прикоснулась ко Христу действительно собственным сердцем, исполненным веры. Женщина, увидев, что ей невозможно утаиться от Христа, выступила пред Ним и пред толпой, не боясь обличения, и сказала о том, что это она пришла к нему за исцелением, это она, которая болела двенадцать лет, и которую не могли излечить земные доктора – она пришла к Нему и уверовала в Него как в Того, кто дарует человеку здоровье душевное и телесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Верующий, что для святых уготовано Царство, старается охраняться от малейших и ничтожнейших уклонений, чтобы соделаться сосудом избранным». «Верующий, что тело его воскреснет в день общего воскресения, заботится очистить его от всякой скверны». «Нет в мире ничего такого, что могло бы отлучить от любви Божией сердце, в которое она вселилась». Христос рождается – славите! Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Лк 2,11 В день Рождества мы празднуем рождение на земле Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда Господь родился, никто не знал, Кто это, – лишь несколько человек знали: Пречистая Дева Мария, Иосиф и несколько пастухов, которые воспели песнь вместе с Ангелами. «Тайно родился еси в вертепе, – поется в песнопении, – но небо Тя всем проповеда якоже уста, звезду предлагая», то есть словами небо проповедало. Так Бог пришел на землю, Творец мира пришел, воплотился на земле от Пречистой Девы. В Евангелии от Иоанна читаем: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин 1,14 ). «Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите! С сердечною радостию поздравляю вас, дорогое мое духовное чадо о. И., с великими праздниками: Рождеством Христовым, Новолетием благости Божией и святым Богоявлением. «Ликуют Ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа». От всей души желаю вам радости духовной во Христе, Его милости к нам и мира, которые Он принес на землю. Призываю Его любовь на вас, дорогие мои, и верю, что милосердие Сладчайшего Господа, рожденного днесь, всегда будет с вами... Рождество Христово. 1971 г.». «Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! И воспойте хвалебную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. Поздравляю я вас, мои родненькие чада, с праздником Рождества Христова и с наступающим Новым годом, праздником свят. Василия Великого и с преддверием Богоявления Господня и желаю вам самых лучших успехов в вашей учебе и мира душевного и спасения душевного. Прошу ваших св. молитв за меня, немощного и недостойного арх., нижайшего инока Андроника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возникает вопрос: дала ли Сергиева община что-либо новое по сравнению с предшествующими ей общинами? Преподобный Кассиан, обсуждая устройство общежития, указывает: «Цель общежития состоит в том, чтобы умертвить и распять свою волю и по спасительной заповеди о евангельском совершенстве не иметь никакой заботы о завтрашней дне ( Мф.6:34 )» (11, с. 521). «Наше самоотвержение есть не что иное, как духовное умерщвление и образ Распятого» (11, с. 43). Святой Василий Великий , говоря в 7-й главе пространных правил о выгодах общежития, отмечает, что «если мы все между собою члены одного тела – Церкви, которой глава – Христос, то в совокупном согласном действовании всех членов лучше выполняются все обязанности [...]. В Церкви сообщаются многим разные дарования Святого Духа на общую пользу ( 1Кор.12 ), а в одиночестве никто не может иметь все дарования, нужные для духовной жизни, некому послужить ими, и дар остается бесполезным» (11, с. 520). Итак, по преподобному Кассиану, христианскую общину скрепляет уничижение себя, Крест; по святителю Василию Великому – взаимное служение друг другу, Церковь . Деятельность Преподобного Сергия указывает нам на еще одно начало, крепящее христианскую общину, – любовь, открывающуюся в образе Пресвятой Троицы. В чем смысл христианского общежития? В том, что христиане, живущие вместе, имеют все общее: имущество, скорби, радости, они имеют общую любовь. Но в мире царствует грех , смертоносное разделение. Как же Преподобный Сергий увидел, что люди могут, живя совместно, осуществить Господню заповедь о любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 )? Преподобный Сергий взял образ Евангельской любви из другого мира, из мира Божественного. Он усмотрел образ любви в жизни Пресвятой Троицы, в той жизни, где Отец, и Сын, и Дух Святой едины, где действует общая благодать, где действует общая Божия любовь о роде человеческом. Вот поэтому обитель Сергиева и была названа в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы. Потому-то «в похвалу Преподобного Сергия» один его ученик, преподобный Никон, строит церковь во Имя Пресвятой Троицы, а другой ученик, преподобный Андрей Рублев, пишет чудотворную икону Пресвятой Троицы по канону, неизвестному дотоле, т. е. явленному. Троицкая обитель времени Преподобного Сергия была новой, особой ступенью в развитии христианского общежития.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Вопрос об организации прихода занял важное место в деятельности Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917–1918 гг. Определением Собора от 7/20 апреля 1918 г. был принят приходский устав, определивший структуру и задачи православного прихода. По поручению Собора архиепископы Тверской Серафим и Пермский Андроник вместе с мирянами Л. К. Артамоновым и П. И. Астровым составили «Введение к приходскому уставу» 316 , в котором приводились богословские и историко-канонические основания нового устава. Как указывалось во «Введении», осуществлением церковности как благодатной жизни Тела Христова с начала христианства были отдельные, возглавляемые епископами, малые церкви. С умножением численности паствы епископы разделили свои епархии на части, поручив управление ими пресвитерам, действующим по уполномочию от епископа. Основой церковного тела стали, таким образом, малые церкви-приходы. Всякий член прихода, в соответствии с полученными им дарованиями и полномочиями, несет в приходской жизни свое послушание, через которое осуществляется его назначение в составе церковного тела, а также дело его личного спасения. Как уклонение от своего назначения-послушания, так и попытка восхитить недарованное служение, вносит расстройство в жизнь церковного тела и препятствует делу спасения души. Правильная церковная жизнь в приходе должна устрояться по завещанию ап. Павла ( Рим.12:3, 6–8 ). Ответственными руководителями и устроителями всей приходской жизни являются облагодатствованные архиереем пастыри, а под их руководством – клирики и миряне, прилагающие свои силы и способности для благоустроения прихода: одни участием в богослужении и уходе за храмом, другие в в благотворительности, третьи в просвещении, иные в увещаниях заблудших и т. д., по слову апостола ( Еф.4:11–12 ). К такому обществу спасающихся христиан применимо то, что сказано о первых христианах: «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого ... находясь в любви у всего народа» ( Деян.2:42, 44–45, 47 ). «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» ( Деян.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Вот к чему зовут и нас всех переживаемые тяжкие события военной невзгоды. В то время как там на поле брани наши братья-воины умирают не за себя, а за святыню нашей народной души – за правду, за добро, за свободу, за веру, – мы все призываемся к тому, чтобы здесь еще с большим напряжением вести духовную брань со злом – причиной, единственной причиной зла военного. Посему, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 10–12 ). Да ополчимся все на эту духовную брань с обложившим нас царством торжествующего зла. Подвигом поста и молитвы разгоним от нас всю силу вражескую. Да размягчатся сердца человеческие, да просветятся и очи духовные. Тогда доступ к нам будет Силам Светлых Ангелов, которые сами оградят нас от приражения демонских сил. Светлая сила добра и чистой свободы возгосподствует тогда в душе народной и противостанет темной силе зла, обуявшей наших осатанелых супостатов. Ибо Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире. И как кровь мучеников явилась семенем христианства, так и мученическая кровь наших братьев-воинов, самоотверженно умирающих за святыню нашей души против силы зла вражеского, – эта кровь явится семенем мира на земле между народами. Ибо тогда не к чему в нас будет приразиться силе зла вражеского; она, столкнувшись с нравственною силою нашего народного воодушевления, столкнется с Самим Христом, поборающим за служителей Своих. Только таков путь и к той победе, которой одинаково с нами ищут и враги наши. Без этого не возможен и желанный мир между народами, ибо беда не в войне, а в том зле человеческом, которое порождает войну. Плохое было бы лечение нарыва на теле, если бы его замазывали мазью, вместо того, чтобы через такой нарыв с корнем вырвать ту дурную кровь, которая не должна оставаться в теле и сама запросилась вон из него нарывом, чтобы оздоровело и все тело после того. Так и в жизни народов и всего мира: беда не в войне со всеми скорбями и болезнями ее, а в нравственном зле, скопившемся и засилившем всю жизнь человеческую. Чьей бы победой война ни кончилась, и после того не будет мира в народах, если не будет нравственного возрождения людей и народов. Если осатанелые немцы окажутся победителями, то в своем осатанении они после того дойдут до самого страшного конца и себе, и другим народам; это будет значить, что немцы не познали Божьего через них промышления о всем мире и за это погибнут от руки Господней, как погибли Навуходоносор, Валтасар и другие, бывшие наказанием и бичом в руках Божиих для народа израильского, но не познавшие того пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Вот начинает проповедовать Её Сын, достигший возраста уже, когда Он вышел на проповедь для нашего спасения. Может быть, та слава, которая иногда окружала Христа во время проповеди, коснулась Её? Но мы видим, что некая жена, поражённая величием Спасителя и чудесами, которые Он совершал, восклицает: «Блаженно чрево, которое Тебя носило и сосцы, которые питали Тебя!» Она ублажает Божию Матерь, но Сама Божия Матерь остается для неё неведомой. Она не знает Её имени, иначе бы несомненно она сказала: «Блаженна Мария, Которая Тебя родила». Другие знают Её имя – это те близкие, которые жили с Нею, но они оставались в неведении о том, что Она принадлежала к царскому роду, и удивляясь чудесам и премудрости Спасителя, говорили: «Не плотников ли Он Сын и не Сын ли Он той Марии, Которая жила среди нас, Которая такая же простая, как и мы, откуда у Него такая премудрость и такая сила?» Может быть, слава Божией Матери должна была коснуться и открыться через непосредственное указание Её Сына, как обыкновенно и бывает, когда мы хотим прославить своих близких. Но мы видим, что напротив, Сам Христос Спаситель сокрывает славу Божией Матери. Когда к Нему пришли люди и сказали: «Вот Матерь Твоя и братья хотят Тебя видеть», то Он говорит, как бы не замечая этого вопроса: «Кто Моя матерь – тот, кто слушает слово Божие». А мы знаем, что не было на земле человека, более исполнившего волю Божию, более послушивающегося Христа Сына Божия, чем Его Пречистая Матерь. Мы видим, что Пресвятая Богородица является рядом со Своим Сыном не тогда, когда Он находится в некоторой славе, как это было на некоторое время, например, в приходе в Иерусалим. Не тогда, когда совершив чудеса, Он принимает благодарения от людей. Но Она преимущественно находится рядом с Ним тогда, когда Сам Он находится в уничижении. Она стоит у Креста Его, у Креста всей Его проповеди и у Креста Его распятия тогда, когда и народ, и ближайшие ученики и все удалились от Него. Вот воскрес Её Божественный Сын, и слава Воскресения начинает распространяться по всему миру. Но мы в Евангелии не находим ни одного слова о том, когда же Божия Матерь узнала о воскресении. И лишь церковное предание, в своих священных песнопениях, говорит нам о том, что первый к Ней явился ангел для того, чтобы сказать о воскресении Её Сына. Даже Священное Писание покрывает смирением то, что слагала в Своём сердце Пресвятая Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить СИЛУАН, АПОСТОЛ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Силуан ( I в.), апостол от семидесяти, епископ Солунский , священномученик Память 30 июля и в Соборе семидесяти апостолов Проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом . В первом Соборном послании к верующим, рассеянным в Понте , Галатии и Асии святой апостол Петр упоминает о нем: " Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата " ( 1 Пет. 5, 12 ). Апостол Павел во втором послании к Коринфянам тоже говорит о нём: " Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном " ( 2 Кор. 1, 19 ). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей от язычников ради Господа в I веке. Блаженный Феодорит в толковании на послания святого апостола Павла ( 2 Кор. 1, 19 ) полагает, что апостол Силуан есть одно лицо с апостолом Силой . За это говорит и то, что Сила совсем не упоминается в посланиях, тогда как он был одним из ревностнейших сотрудников святых апостолов, Силуан же упоминается у Апостолов в таких случаях, которые приличны Силе. Многие западные толкователи (Визелер, Мейер и другие) и Силуана, о котором говорит апостол Петр в первом послании ( 1 Пет. 5, 12 ), считают за Силу Тропарь Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику, апп. от 70-ти Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/сии бо идольскую лесть обличиша/и, неверныя в веру уловйвше,/молят непрестанно о всех, память их величающих. Использованные материалы   См. прим. 2 к главе " Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними, Память 30 июля " , Жития Святых свт. Димитрия Ростовского Редакция текста от: 04.04.2018 07:01:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " СИЛУАН, АПОСТОЛ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/6548.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010