Спаситель, сделав их светом, повелел, чтобы через них просвещался мир, и сказал: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф 5,15–16 ). Это означает, что они не должны скрывать дара, который приняли от Господа, но обязаны употреблять его на пользу всем притекающим. И еще: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф в, 22–23). Преподобный Макарий Великий пишет: «Как очи – это свет для тела и когда очи здоровы, всё тело освящено, а когда попадает что-то в очи и они омрачатся, тогда всё тело бывает во тьме, – так и апостолы были поставлены очами и светом для целого мира. Посему Господь, заповедуя им, сказал: «Если вы, будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то просвещено будет всё тело мира. А если вы – свет мира – омрачитесь, то тьма, то есть мир, насколько более?». Преподобный Андроник, став светом для верующих, просвещал их сердца тем небесным светом Духа, которым был просвещен сам. Служение Богу и ближним Главная забота батюшки была направлена на пастырское окормление вверенных ему прихожан. Его истинная, основанная на исполнении Христовых заповедей любовь к Богу проявлялась в деятельной любви, сочувствии людям, подобно ему претерпевавшим гонения в советское время. Проявлял он эту любовь по-евангельски, сокровенно, тем не менее до нас дошли отдельные драгоценные свидетельства, которые не смогли утаиться. Так, отец Андроник приходил в храм задолго до начала службы и любил оставаться в храме и после литургии, молиться, исповедовать приходящих к нему людей, и довольно часто в храме он находился почти весь день. С радостью и готовностью откликался он на просьбы своих прихожан отслужить ту или иную церковную требу. Сохранились свидетельства о его постоянной внутренней молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11:16 – 18 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, (то) (вспомни, что) не ты корень держишь, но корень тебя. 14:14 – 17 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Вопросы к зачету 1. Греховность всех людей перед Богом ( Рим. 1:18 – 3:20 ). 2. Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (3:21 – 5:11). 3. Христос и Адам (5:12 – 21). 4. Крещение – участие в смерти и Воскресении Христа ( Рим. 6:27 – 7:6 ). 5. Жизнь под законом как бессилие человека в отношении добра ( Рим. 7:7 – 25). Преодоление власти плоти и усыновление Богу в Духа Святом ( Рим. 8 ). 6. Иудеи и язычники в домостроительстве спасения (9 – 11). 7. Практические наставления. Отношение к властям. Вопрос онемощных в верея» (13:1 – 15) Приложения Приложение 1. Общие сведения о Послании к римлянам Адресаты Послания Обозначены в начальном приветствии: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Бо жиим, призванным святым» ( Рим. 1:7 ; см. также 1:15). Возникновение христианской Церкви в Риме Христиане в Риме появились довольно рано, но точных сведений о времени нет. Ап. Павел, обращаясь к римским христианам Андронику и Юнии, говорит о них, как о прославившихся между Апостолами и прежде» него «еще уверовавших во Христа» ( Рим. 16:7 ) (ар хиеп. Аверкий). Многие исследователи полагают, что эдикт императора Клавдия, изгоняющий евреев из Рима, был вызван волнениями, связанными с христианами. Время издания эдикта обычно относят к 49 г. Историк Светоний пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он (т. е. Клавдий) изгнал из Рима» («Жизнь двенадцати цезарей» Клавдия). Имя Хрест Χρηοτς) вполне может быть искаженным «Христос» (Christus; Χριοτς).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2Мак.4:37 . Итак Антиох, душевно огорченный и тронутый сожалением, оплакав целомудрие и великое благонравие преставившагося, 2Мак.4:38 . потом воспламенившись гневом, тотчас снял с Андроника порфиру, и разодрав одежды, водил его по всему городу, и на том самом месте, где он безбожно поступил с Ониею, там разжаловал убийцу, так что Господь воздал ему достойное наказание. 2Мак.4:39 . Когда совершены были в городе многия святотатства Лисимахом по соизволению Менелая, и разнесся слух о сем; тогда народ собрался против Лисимаха; ибо похищено было много золотых сосудов. 2Мак.4:40 . Но как только возстала чернь, исполненная гневом, Лисимах вооружил три тысячи мужей, и беззаконными руками своими дал знак к побоищу, под предводительством некоего Аврана, стараго летами, и наипаче безразсудством. 2Мак.4:41 . Увидевшие же такое приражение Лисимаха, одни схватили камни, другие толстые колья, а иные, хватая дорожную пыль, бросали это, как попало, на людей Лисимаха. 2Мак.4:42 . и таким образом многих ранили, а некоторых потоптали, всех же обратили в бегство, а самаго святотатца умертвили у казнохранилища. 2Мак.4:43 . Посему состоялся суд над Менелаем. 2Мак.4:44 . В бытность же царя в Тире это судебное дело подали ему три мужа, посланные сенатом. 2Мак.4:45 . Но Менелай, уже перемогаемый, обещал много денег Птоломею, сыну Доримена для утоления царя. 2Мак.4:46 . Посему Птоломей, отозвав царя в один притвор, как бы для прохлаждения, переуверил его; 2Мак.4:47 . и он Менелая, виновника всего зла, освободил от обвинений, а несчастных, которые, если бы и пред скифами говорили, были бы оправданы, осудил на смерть. 2Мак.4:48 . Итак, скоро несправедливую казнь потерпели предстательствовавшие о городе, народе и о овященных сосудах. 2Мак.4:49 . По сей причине и тиряне, вознегодовав на это, щедро дали на погребение их. 2Мак.4:50 . А Менелай, ради лихоимства обладающих, остался начальником, и возрастая злобою, стал великим клеветником граждан. Глава 5 2Мак.5:1 . Около сего времени Антиох предпринял вторый поход в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.5:15 . Но не удовольствовавшись этим, он дерзнул войти в святейший на всей земле храм, имея руководителем Менелая, который сделался предателем законов и отечества, 2Мак.5:16 . и скверными руками хватая священные сосуды, и вещи, пожертвованныя от других царей, двигая нечистыми руками, передавал их (Менелаю). 2Мак.5:17 . И превознесся умом Антиох, не понимая, что за грехи жителей города мало прогневался Владыка, и потому было без призрения (Божия) сие место. 2Мак.5:18 . А если бы не прилучилось им быть объятыми множеством грехов; то подобно Илиодору, посланному Селевком-царем осмотреть казнохранилище, и сей, как только вошел бы в него, тотчас был бы наказан, и оставил бы свою дерзость. 2Мак.5:19 . Но не для места народ, а для народа место Господь избрал. 2Мак.5:20 . Посему то и самое место сие, участвовав в бывших народных несчастиях, потом приобщилось благодеяниям Господа, и быв оставлено Вседержителем во гневе Его, опять по примирении сего великаго Владыки возстало во всей славе. 2Мак.5:21 . Итак Антиох, унесши тысячу восемь сот талантов из святилища, скоро возвратился в Антиохию, думая горделиво сделать сушу судоходною, а море сухопутным, по превозношению сердца своего. 2Мак.5:22 . Оставил же он и приставников озлоблять народ, в Иерусалиме Филиппа, родом фригийца, нрав же имеющаго более жестокий, чем нрав того, кто поставил его, 2Мак.5:23 . а в Гаризине Андроника и с ним Менелая, который гораздо хуже других озлоблял граждан, имея враждебное расположение наипаче к гражданам из иудеев. 2Мак.5:24 . Он-то прислал злодея Аполлония с двадцатью двумя тысячами войска, приказав ему всех взрослых умертвить, а женщин и юношей продать. 2Мак.5:25 . Сей же, прибыв Иерусалим, и надев на себя личину мироваго, удерживался до святаго дня субботы, и улучив иудеев празднующих, велел своим вооружаться, 2Мак.5:26 . и всех вышедших на зрелище заколол, и вбежав в город с оружием, положил многое множество народа. 2Мак.5:27 . Иуда же Маккавей, десятый в роде своем, удалился в пустыню, и с теми, кто был с ним, жил в горах по подобию зверей. Там они пребывали, снедая пищу травную, только бы не приобщиться осквернению. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3. «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «митрополита» Филарета II (Семовских) – РПЦЗ(Ф), с центром в Брисбене, Австралия. 4. «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «епископа» Антония (Рудей) («Истинно-Православная Церковь Молдавии»), с центром в Молдавии. 5. «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «архиепископа» Владимира (Целищева) – РПЦЗ(В-В). В эту группу входит бывшая сан-францисская Богородице-Владимирская женская обитель во главе с игуменьей Исихией. 6. «Русская Православная Церковь Заграницей» юрисдикции «архиепископа» Андроника (Котлярова), с де-факто центром на «Толстовской ферме» под Нью-Йорком. Эта группа недавно порвала отношения с «Русской Православной Церковью Заграницей» юрисдикции «митрополита» Агафангела (Пашковского), в состав которой входила, и ныне заявляет, что она является «Временно самоуправляемым округом». 7. «Русская Православная Церковь Заграницей» «епископа Трентонского и Северо-Американского» Стефана (Сабельника). В 2007 году «епископ» Стефан был хиротонисан в т. н. «Российской истинно-православной церкви» (РИПЦ) под омофором «архиепископа» Тихона Омского. В 2016 году «епископ» Стефан вышел из состава РИПЦ и в настоящее время не подчиняется какому-либо церковному центру. 8. И еще, в связи с публикацией в РЖ «Великопостного послания» (воззвания о денежной помощи) Леснинской женской обители во Франции, следует упомянуть еще одну группу, правда, не именующую себя «Русской Православной Церковью Заграницей». В 2016 году Леснинская обитель по причинам «нового курса» РИПЦ вышла из ее состава и выбрала себе новую юрисдикцию, на сей раз т. н. «Сербскую истинно-православную церковь». Из одного этого перечня можно в какой-то мере получить представление о том, что происходит в группах отколовшихся от почти 100-летней исторической и канонической Русской Православной Церкви Заграницей. Как жалко русских православных людей, которые находятся в этом совершенно бесперспективном и запутанном «кристальном болоте». И еще больше жаль их детей, которые оторваны от православных во всем мире – от православной молодежи России, от Афона, от Святой Земли, от немалочисленных приходов канонических Церквей: Сербской, Греческой, Американской, Антиохийской, Грузинской… Ведь эти группы-«осколки» утверждают, что все кроме них отошли от истины, только у них кристальная чистота. Как все это противоположно призыву святого апостола Павла: « Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях » ( I Кор.1:10).

http://bogoslov.ru/article/5932300

501). «Род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди , ибо таким было все множество верующих в Иерусалиме, которое в Деяниях Апостольских описывается так: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:32,34:35 ). – Такова, говорю, была тогда вся Церковь , таких ныне весьма мало, с трудом можно найти в киновиях. Но когда после смерти апостолов начало охладевать общество верующих, особенно те, которые из иноплеменников и разных народов присоединялись к вере Христовой, от которых апостолы, по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим, ничего больше не требовали, как только воздерживаться от идоложертвенного блуда, удавленины и крови ( Деян.15:29 ); и когда эта свобода, предоставленная язычникам по причине слабости их веры, начала мало-помалу ослаблять совершенство и Церкви Иерусалимской, и при ежедневном возрастании числа из туземцев и пришельцев горячность первой веры стала охладевать, то не только обращавшиеся к вере Христовой, но и предстоятели Церкви уклонились от прежней строгости. Ибо некоторые дозволенное язычникам по немощи их, почитая позволительным и для себя, думали, что они не потерпят никакого вреда, если при имуществе и богатстве своем будут содержать веру и исповедание Христа. А те, у которых еще была горячность апостольская, помня о том прежнем совершенстве, удаляясь из своих городов и от общения с теми, которые почитали позволительным для себя или для Церкви Божией нерадение распущенной жизни, стали пребывать в местах подгородных и уединенных и что было установлено апостолами, как помнили, вообще для всей Церкви, о том начали упражняться особенным образом всякий сам по себе; и таким образом составился сказанный род жизни учеников, которые удалялись от общения с прочими. Они мало-помалу с течением времени, отдаляясь от общества верующих, по той причине, что воздерживались от супружества и уклонялись от соучастия с родителями и сообращения с этим миром, назывались монахами, единожительствующими по строгости одинокой и уединенной жизни. Отсюда последовало, что по совокупному сожительству они назывались киновитянами, а кельи и местожительство их киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый и который через многие годы один ненарушимо продолжался даже до времени аввы Павла (Фивейского) или Антония Великого . Следы этого даже еще ныне мы видим в отдельных киновиях» (11, с. 498–500).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

69 Речь идет об убийстве благочестивого иудейского первосвященника Онии III в 199 г. до Р.Х. при царствующем в Палестине сирийском царе Антиохе Епифане. Убийство было совершено по поручению лжепервосвященника Иудеи Менелая временно получившим от Антиоха власть в Иудее Андроником. Он «пришел к Онии, и коварно уверив его, давши руку с клятвою, хотя и был в подозрении, убедил его выйти из убежища, и тотчас убил, не устыдившись правды». 70 После пятой, шестой и седьмой египетских казней: моровой язвы, воспаления с нарывами и града Моисей и Аарон возвестили фараону слова Божии: «Долго ли ты не смиришься предо Мною (по-слав.: доколе не хощеши усрамитися Мене)? Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение». 71 По разделении иудеев на два царства — Израиль и Иудею — царь Ровоам, отступивший вместе с народом от Бога, был осажден в Иерусалиме египетским царем Сусакимом, который, согласно пророчеству Самея, должен был погубить Ровоама и народ. Князья и Ровоам смирились, и Господь изменил определение о погибели, осудив иудеев на рабство Сусакиму. 72 Некоторые иудеи из колена Асирова, Манассиина и Завулонова пришли по зову Езекии в Иерусалим для совершения Пасхи, тогда как остальные глумились над гонцами царя. 73 Речь идет о совершении Пасхи при Езекии, когда народ во множестве разрушил идольские жертвенники, бросив в поток Кедрон, после чего заклали пасхального агнца. 74 По исходе из Египта Господь говорит Моисею о предстоящих казнях Своему народу за идолопоклонство, после которых останок народа должен будет признаться в беззаконии своем и своих отцов. 75 Строка из послания пророка Варуха из Вавилонского плена. Он ободряет оставшихся в разоренной Иудее, объясняет причину постигшего евреев бедствия — непослушание Богу, пророчествует о возвращении славы. 76 Пророк Даниил, попавший в юности в вавилонский плен, побудил царя Кира освободить евреев, уверив его пророчеством Исаии о восстановлении иерусалимского храма ( Ис.44:28–45:13 ). Получив затем откровение от архангела Гавриила и исчислив время исполнения пророчества Иеремии об опустошении Иерусалима, Даниил приносит покаяние перед Богом за народ.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

6. Из аввы Кассиана Римлянина Когда мы пришли в Скит к авве Серину, мужу святому и богоносному, то много говорили с ним о душеполезных вещах. Между прочим спросили его и об одержимых: - Почему у нас презирают одержимых, даже подходить к ним не хотят, боятся их и отворачиваются от них? И почему их никогда не допускают к причастию? Правильно ли делают, когда ссылаются при этом на повеление Господа: " Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями? " (Мф 7, 6) - Если мы веруем, - ответил старец, - что все случается по воле Божией и что скорби и искушения назначаются нам для пользы нашей души, то мы не имеем права презирать никого из страждущих. Напротив, должны сострадать им как членам единого тела и за них всегда горячо молиться Богу. Принимать их нужно с великой любовью и милосердием. Апостол учит нас: " Страдает ли один член, страдают с ним все члены " (1 Кор 12, 26). Я не знаю, чтобы наши старцы когда-нибудь запрещали причащать одержимых. Напротив, если было бы возможно, они бы причащали их каждый день. А у вас неправильно поняли Евангельское изречение, ведь оно совсем о другом. Не давайте святыню псам сказано не о святом причастии, но о передаче учения и раскрытии высочайших догматов. Когда Святые Дары дают одержимым, они служат вовсе не для питания бесов, но для очищения души и тела и попалению лукавого духа, засевшего в теле. После причастия Святых Тайн нечистый дух бежит от человека, как от испепеляющего огня. Благодаря частому причащению за краткое время, как мы знаем, был исцелен авва Андроник и многие другие. Если мы лишаем одержимого причастия, то даем полную власть мучающему его бесу и разрешаем ему беспрестанно еще злее терзать человека, лишившегося помощи свыше, получаемой через причащение Святых Тайн. Поэтому нельзя тех, кто невольно подпал под действие бесов, лишать покрова таинственного причастия, но только тех, кто добровольно предал себя греху и потому стал одержим злыми демонами. Последние находятся в гораздо более жалком состоянии, потому что они даже не знают, что в них засели бесы. Они даже не замечают их, поэтому и не хотят исцелиться от зла, ими понукающего. Их сердце, жестокое и нераскаянное, только собирает " гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога " (Рим 2, 5), " где червь их не умирает и огонь не угасает " (Мк 9,44).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Говорю это для вашей же пользы, не с тем чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» ( 1Кор. 7:32–35 ), и поэтому «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» ( 1Кор. 7:38 ). Вот наиболее совершенный путь нового Израиля, христианина, освобожденного от рабства плоти и суеты мира, призванного быть «народом святым», «царственным священством» ( 1Пет. 2:9 ). Здесь, однако, следует оговориться, что этот призыв апостола относится лишь к тем, кто загорелся горячей любовью ко Христу, хочет полностью отдать себя служению Ему и «может вместить» ( Матф. 19:12 ) безбрачную жизнь. Что же касается тех, кто не отвечает этим условиям, то брак необходим им, и несчастны те девушки, которые не смогли найти в жизни для себя достойных мужей. Душа христианина, если она питается и возрастает духовно, непрерывно преображается, как преображается в природе ползущая некрасивая гусеница в прекрасную, порхающую бабочку. Так и у людей, вступающих в брак, но растущих духовно, со временем происходит изменение их душевного устроения с отказом от жизни плоти и с переходом к жизни духа. В истории Вселенской Церкви имеются указания на многочисленные случаи такого перехода христианских супругов к воздержанию от брачной жизни. В некоторых случаях отказ от брачных отношений наступал сразу же после венчания. Это случалось обычно тогда, когда брак совершался лишь из послушания воле родителей, причем души брачующихся единодушно стремились к девственной жизни. В других, более частных, случаях брачные отношения прекращались по взаимному соглашению после известного периода брачной жизни. Так, например, было со св. Ксенофонтом и Мариею (пам. 26 янв.), которые оставили брачные сношения после рождения 2 сыновей. На склоне лет они также приняли иночество (как и их сыновья). Так же поступили и св. Андроник и Афанасия (пам. 9 окт.). А вот пример высокого понимания целей христианского брака из его современной жизни, засвидетельствованный одним духовником (о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Акила и Прискилла были вынуждены покинуть Рим из-за этого эдикта ( Деян. 18:2 ) Гатри, еп. Кассиан). На Пятидесятницу проповедь ап. Петра слушали в числе других «и пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ). Тогда уверовали и крестились около трех тысяч человек ( Деян. 2:41 ). Среди них могли быть и римляне (архиеп. Аверкий, Гатри). Предание римской церкви говорит, что Римская Церковь была основана ап. Петром и он долгое время управлял ею до своей смерти ок. 67 г. Однако следует признать, что к моменту написания Послания к римлянам ап. Петр в Риме не был. Ап. Павел нигде в послании не упоминает первоверховного апостола и говорит, что старается «не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). «Предание же о том, что Римская Церковь основана святым Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого апостола Петра и, естественно, считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме святой апостол Петр. принял мученическую кончину» (архиеп. Аверкий). Состав Римской Церкви Римскую Церковь , вероятно, составляли и христиане из иудеев и христиане из язычников. Язычники: Я многократно намеревался прийти к вам Чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов» ( Рим. 1:12 ; «языческих народов» – пер. сп. Кассиана). Иудеи: Акила и Прискилла, Мариам, сродники ап. Павла Андроник и Юния. Четкие указания на иудейскую проблему. Главный предмет его содержания (Послания к римлянам) – единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея, в Господе Иисусе Христе (архиеп. Аверкий). Время и место написания На основании данных самого Послания к римлянам можно с точность установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его ( 1Кор. 1:14 и 2Тим. 4:20 ) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфа – Коринфской пристанью со стороны Эгейского моря ( Рим. 6:1 ) (архиеп. Аверкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010