1190 Кто имеется в виду, неясно. В польской историографии этноним «парфяне» иногда служил в качестве обозначения половцев 57, примеч. 1484); действительно, присутствие в польском войске каких-то половецких отрядов, приведенных волынским князем, не исключено. I 1191 Будучи князем мазовецким, Болеслав IV мог иметь какие-то союзнические отношения с теми или иными прусскими племенами. Союз великопольского князя Мешка III с Западнопоморским княжеством известен, но относится уже к 1170-м гг. (см. 57, примеч. 1526). Однако нельзя отрицать, что дружеские контакты могли существовать уже при князе Ратиборе I, в первой половине 1150-х гг. 1193 Это прибавление, содержащее записи за 1160–1169 гг., имеется только в некоторых списках редакции В, т. е., весьма вероятно, восходит к рабочему экземпляру Рахевина и принадлежит его перу. Таким образом, хронист продолжал делать небольшие анналистические записи, отличающиеся, впрочем, некоторой хронологической сбивчивостью, и после создания белового списка для императора Фридриха I (см. введение). 1199 После смерти в 1162 г. венгерского короля Гезы II началась смута, в которой против сына Гезы юного Иштвана III выступили его дядья Ласло (II) и Иштван (IV). Об этом автор добавлений сообщает чуть выше, под 1164 г., замечая, что Иштван III искал поддержки императора Фридриха I, пообещав ему пять тысяч марок. 1201 Перевод М. Б. Свердлова («король чехов вызвал к себе некоего из незначительных королей рутенов и подчинил его своей власти»: Свердлов 2. С. 303) решительно не верен. Владислав II, как один из давних союзников Штауфенов, участвовал в венгерском походе. Уже ранее он выполнял аналогичную роль посредника в отношении Бориса Кальмановича (ср. фрагмент 3). О ком идет речь на этот раз, неясно. Соблазнительно выглядит догадка, что то был возвращавшийся из византийской ссылки Всеволод Юрьевич (будущий Всеволод Большое Гнездо), который, действительно, не позднее 1168 г. снова упоминается среди подручных своего старшего брата, ростовосуздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Всеволод мог участвовать в венгерско-византийской войне, а после заключения мира в 1164 г. искать помощи для возвращения на родину у короля Владислава II и императора Фридриха Барбароссы (Грот 1889. С. 352–353; Флоровский 1935. С. 88–89). Менее удачно предположение В. Т. Пашуто, что речь идет о ком-то из «вассалов» галицкого князя Ярослава Осмомысла (Пашуто 1968. С. 185;. ср. Назаренко 2002б. С. 271–272). В термине regulus нет нужды усматривать какой-то специфический уничижительный оттенок: он был свойствен канцелярии Фридриха I применительно к зарубежным государям, отражая имперскую программу последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рубрике «Архиерейская беседа» публикуется разговор с известным архиереем Русской Церкви митрополитом Вениамином (Пушкарем). В беседе с Владыкой Вениамином прозвучала духовная оценка Приамурского Собора: « Во Владивостоке, на восточной окраине земли Русской было принесено покаяние в страшном грехе – убийстве Государя. И прозвучало призвание к покаянию всего русского народа. В этом главное сакральное значение Приамурского Собора» - произнес митрополит Вениамин. В вышедшем номере журнала читателю предложена обстоятельная статья историка и писателя Андрея Юрьевича Хвалина об уроках Приамурского Собора. Связавшись по телефону с Андреем Юрьевичем, редакция предложила ему представить на страницах журнала «Берег России» свой замечательный материал «Уроки Приамурского Земского Собора». Ранее этот текст публиковался на портале автора «Имперский архив». В беседе с Андреем Хвалиным редакции стало известно, что к исследованию документов Приамурского Собора его подтолкнул русский историк, монархист Леонид Евгеньевич Болотин. Это произошло во время их дружеских бесед еще в 1989 году на семинаре литературных критиков в Доме писателей в Дубултах. Отрывки из работы историка и писателя Л.Е. Болотина, посвященной идеологии документов Приамурского Земского Собора, также опубликованы в представленном номере журнала «Берег России». 100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1 Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус» подготовлен небольшой обзорный материал, посвященный Подвигу Правителя Приамурского Земского Края генералу Михаилу Константиновичу Дитерихсу. Обзор представлен в текущем выпуске. В новом номере журнала в рубрике «Победы Православному Царю на сопротивныя даруя!» представлен уникальный материал под названием «Клевета на Русского Царя и Суд Правды». В материале дается глубокий анализ ситуации, связанной с так называемыми «екатеринбургскими останками», расследованием убийства Царской Семьи и Архиерейским собором, на котором будет рассматриваться вопрос с останками и который уже дважды откладывался.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/14/...

В это время уже более не слышно о старейшинстве того или иного князя во всей Руси, речь идет только об отдельном старейшинстве в «Мономаховом племени» и особо - среди черниговских Ольговичей. Реальное политическое влияние все более забирал в руки признанный старейшим среди всех Мономашичей (включая и волынских потомков Изяслава Мстиславича) владимиро-суздальский кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского. Со времени договора о Киеве 1181 г. он стабильно, с небольшим перерывом, до своей смерти в 1212 г. удерживал сюзеренитет над Новгородом, предвосхищая позднейшую связь новгородского стола с Владимирским великим княжеством . В 1188-1198/99 гг. верховную власть Всеволода признавал и последний галицкий князь из рода Ростиславичей Владимир Ярославич. Еще ранее, в самом начале княжения Всеволода (в 1177), в зависимости от него оказались рязанские и муромские князья. Тем самым номинальное верховенство владимиро-суздальского князя простиралось на всю Русь, кроме Чернигова. Такое его положение отразилось и в его титуле: именно ко Всеволоду Большое Гнездо с сер. 80-х гг. XII в. впервые в древнерус. практике начало систематически прилагаться определение «великий князь», ставшее с тех пор офиц. титулом владимиро-суздальских, а затем и московских князей. Тем более показательно, что, несмотря на благоприятную для себя ситуацию, Всеволод, как и Андрей Боголюбский, никогда не делал попыток вокняжиться в Киеве. Формирование полицентрического статуса Д. Р. (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.). Упадок политического значения Киева, превращение его в предмет притязаний со стороны князей из различных княжеских группировок стали следствием развития Древнерусского гос-ва, намеченного еще Любечским съездом. Ко 2-й пол. XII в. отчетливо обнаружилась тенденция к образованию неск. территориально стабильных крупных земель-княжений, политически мало зависевших как друг от друга, так и от перемен в Киеве. Такому развитию способствовал отмеченный выше рост политического влияния местных элит и городского населения, предпочитавших иметь «собственных» князей - династию, интересы к-рой были бы крепко связаны с судьбой того или иного регионального центра. Это явление часто характеризуется как «феодальная раздробленность», что ставит его в один ряд с политическим партикуляризмом в странах классического феодализма (Франция, Германия). Однако правомерность такого определения остается под вопросом в силу происхождения земель-княжений не из феодальных пожалований, а из династических разделов. Главным препятствием на пути обособления земель были постоянные переделы столов и волостей, обычно сопровождавшие появление в Киеве нового князя. Первыми обособились земли, князья к-рых были исключены из числа наследников киевского стола: Полоцкая, Галицкая и Муромо-Рязанская. Полоцкая земля

http://pravenc.ru/text/180439.html

В монашестве она нашла то, чего ей не хватало в мирской жизни, — обрела гармонию. Ольга исполняет разные послушания: от обязанностей игуменьи женской обители до руководителя женской православной организации. И об актёрском прошлом, по её словам, почти забыла. Отец был Ленины м, а сын — хулиганом У бывшего актёра Леонида Каюрова, ныне диакона отца Леонида, всё случилось совершенно иначе. Никаких ролей, предвещающих духовное перерождение, у него не было. Он играл в основном хулиганов и циников, что создавало странный эффект. Ведь отец Леонида народный артист СССР Юрий Каюров не раз с успехом исполнял роль В.И.Ленина. И такое сочетание актёрских амплуа в известной династии кого-то смущало, а кого и веселило. Впрочем, так затейливо сложилось, что после многих криминальных персонажей и Леонид Каюров вслед за отцом всё-таки сыграл молодого Владимира Ульянова в фильме-спектакле «Путь». И эта роль стала для него последней. Дело в том, что актёрский и духовный путь Леонида шли параллельно, никак не пересекаясь. Довольно рано он увлёкся христианской литературой, а к 30 годам стал воцерковленным человеком. При этом продолжал работать в театре и в кино, никак не проявляя там своё отношение к Церкви. Правда, когда принимал крещение, пришлось выдержать тяжелейшее объяснение с отцом. «Он очень болезненно всё воспринимал, — рассказывал Леонид Юрьевич. — Даже моей жене говорил: «Ира, ты должна всё сделать, чтобы Лёня не крестился». Каюров-старший не знал, что жена Леонида воцерковилась ещё раньше и пела в церковном хоре. После этого двойная жизнь закончилась. Леонид окончил Духовную семинарию, стал диаконом. Ему предстояло ещё одно тяжёлое испытание: многие годы серьёзно болела его жена и умерла у него на руках. А главной опорой в жизни, по словам Леонида Каюрова, для него была и остаётся вера. Долгое прощание Андрея Щенникова Многие запомнили этого актёра по картине Сергея Урсуляка «Долгое прощание», где он сыграл одну из главных ролей. Вышедший в 2004 году, этот фильм по повести Юрия Трифонова получил множество разнообразных призов. А молодому актёру Андрею Щенникову сулили яркое будущее. Оно и в самом деле оказалось ярким, но совсем не таким, как тогда можно было представить. Уже через четыре года он окончил семинарию и принял духовный сан, затем стал настоятелем одного из храмов в центре Москвы .

http://ruskline.ru/opp/2020/03/26/kak_ak...

123 Против этой этимологии – в пользу этимологии невста «новобрачная» – выступал А. В. Исаченко, правда, без детальной аргументации (Исаченко 1953: 77). В пользу традиционной этимологии невста »неизвестная» высказывался Э. Дикенман в рецензии на книгу О. Н. Трубачева (1961: 222). 124 Ср., например: «Да всякъ челов къ иже водити хощет жену, да ю водить по закону» (Житие Андрея Юрьевича). 125 Это слово прочно вошло в сербохорватский язык. От него имеются производные: нéван «молодухин, невесткин», невòвати »жить молодухой, молодой женой». 126 Мы не касаемся здесь вопроса о хронологической последовательности различных фонетических изменений. Поэтому бóльшая древность изменения -dt > -tt > -st- (сравнительно с выпадением -u- и другими изменениями) в приведенной схеме носит условный характер. 127 О различного рода упрощениях на границе двух слов, приводящих в конечном счете к гаплологии, см. (Boiling 1948:47–50). Там же приведены многочисленные примеры из латинского, древнегреческого, древнеиндийского и из современных европейских языков. 128 В конце концов долгота гласного в встыи (невста " неизвестная») тоже является отклонением от нормы, ибо, как известно, индоевропейские отглагольные прилагательные с суффиксом имели нулевую ступень огласовки корня (например, лат. clutus, др.-инд. çrutá, др.-гр. λυτς при корне kleu-, ср. также ст.-сл. ОТВРЬСТЪ при ОТЪВРСТИ). Старославянский язык знает большое количество отклонений от этой древней индоевропейской нормы, причины которых далеко не всегда ясны. В худшем случае долготу –- в слове невста можно признать одним из таких – пока неясных для нас – отклонений. 2 Статья была опубликована в сборнике: Этимология. 1967/Отв. ред. О.Н.Трубачев. М., 1969. С. 80–87. 2 Статья была опубликована в сборнике: Этимология. 1967/Отв. ред. О.Н.Трубачев. М., 1969. С. 80–87. 132 Несколько неожиданное и, видимо, позднее значение для слова раменье было засвидетельствовано в последние годы в одном из районов Псковской области: раменье " рай, хорошая жизнь». Соответствующий материал находится в картотеке Псковского областного словаря Межкафедрального словарного кабинета ЛГУ (ныне СПбГУ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Приглашаемый Киевом князь оставался номинальным главой и «Русской земли» и подвластной ей части страны. В судьбах «Русской земли» немалая роль принадлежала самому Киеву, боярское правительство которого, опираясь на подвластные владения и тюркский вассальный корпус, отстаивало свои права, видимо, подобно Новгороду и Владимиру-на-Клязьме, обеспечивая договором – рядом соблюдение сменяющимися князьями главного условия, а именно, что все территории, приобретенные ими или их наместниками в «Русской земле», полученные в кормление, захваченные или купленные, подлежали возврату по оставлении князем киевского столаили подвластных Киеву столов «причастий». Сильнейшими князьями, ведшими борьбу за Киев – центр «Нижней Руси», были те же люди, что сталкивались и в борьбе за Новгород – центр «Верхней Руси», только соперничество это на беду исследователям отразилось не в боярской летописи (какв Новгороде), а в княжеском волынском своде конца XIII b., ставшем источником идеализации князей. Ученых почему-то не удивляет, что те же князья, попав в Новгород и на страницы тамошней летописи, оказываются алчными разбойниками. До сих пор историки продолжают противопоставлять Новгород Киеву, Владимиру или Перемышлю, не смущаясь тем, что для характеристики севера и юга страны в их руках находятся летописные источники, отражающие интересы не одинаковых соперничающих групп феодального класса. В борьбе за «Русскую землю» (точнее, ту ее часть, которую князьям не удалось вырвать из-под власти Киева) наиболее влиятельными стали две коалиции: Суздаль – Галич и Волынь – Смоленск, важную роль играл также Чернигов. Совместная суздальско-галицкая борьба за влияние на Киев при Юрии Долгоруком и Владимире Володаревиче сменилась враждой сторон в годы княжения Андрея Боголюбского 367 , а затемновыми более тесными союзными действиями владимиро-суздальской (Всеволод Юрьевич) с галицкой (Ярослав Владимирович) и галицко-волынской (Роман Мстиславич) княжеских группировок. Притом, разумеется, продолжались и распри между союзниками из-за размеров «причастья».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летописный источник заметен в рассказе об отплытии Евстафия из Корсуня (ср. с легендой о путешествии апостола Андрея в Русскую землю): Редакция Б 2 Софийская I летопись И доиде устье Днепрьское Понтескаго моря, – се же море словет Руское. И сяде в корабль, и доиде моря Варяжскаго, и паки прииде в Немецкиа области … и прииде в Великий Новград (325–326). А Днепр втечеть в Поньтеское море треми жерелы, се же море словеть Руское .., пришедшу ему в Корсунь и увиде, яко близ есть устье Днепрьское … и прииде устье Днепрьское и поиде по Днепру горе … и прииде в Словене, идеже ныне Новъгород 770 . И хотя ити вверх по Днепру (325). Но краткость фрагмента не позволяет определить конкретно ту летопись, которая была использована составителем Повести о Николе Заразском. Разночтения также не выявляют соотношение редакций Повести, однако следует обратить внимание на текст редакции Б2 – «се же море словет Руское», буквально совпадающий с летописным, в то время как А и Бх дают иной порядок слов: «се же словет море Руское». В первой части Повести имеется еще одно заимствование из летописи типа Софийской I, а вернее, из той переделки плача княгини Евдокии, которая более полно читается во второй части: Федор Юрьевич припал к чудотворному образу, «испущая слезы от очию, яко струю» 771 . Так читается в редакции А (286), но в Бх (307) и Б2 (327) слова «от очию» пропущены, и это является признаком существования общего протографа у редакций Бх и Б2. Вторая часть Повести открывается описанием Батыева нашествия, причем зависимость именно от Московского свода 1479 г. становится уже вполне определенной. Летописный источник лучше передан в редакция Б 2 : Редакция Б 2 Московский свод 1479 г. Прииде безбожный царь Батый на Рускую землю с множеством вои татарскими, и ста на Воронаже. И посла на Рязань к великому князю Юрью Ингоревичю Рязанскому послы безделны, и прося десятины в всем 772 : в князех, и в людех, и в конех. И услыша великий князь Юрий Ингоревичь приход безбожнаго царя Батыя, и вскоре посла по братию свою по князя Олга Краснаго, и по князя Давида Муромскаго, и князя Глеба Коломенскаго, и по князя Всеволода Пронскаго (329).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Фильм «Левиафан» выявляет неприязненное отношение режиссёра к Церкви и создает негативный образ русского человека...» Ответ на обращение депутата Самарской губернской Думы Д.В.Сивиркина 30.07.2015 1018 Время на чтение 12 минут Мнение специалистов (ответы специалистов на вопросы) от 05.03.2015 Вводная часть Основание производства исследования Настоящие ответы специалистов на вопросы подготовлены по результатам исследования, проведённого в ответ на обращение депутата Самарской губернской Думы Сивиркина Дмитрия Вадимовича от 19 февраля 2015 г. Данные о специалистах Комиссия в составе: Троицкий Всеволод Юрьевич - доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ им. А.М. Горького РАН) (стаж научной деятельности - 56 лет, стаж экспертной деятельности - 24 года); Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, председатель Правления РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (стаж научной деятельности - 24 года, стаж экспертной деятельности - 14,5 лет) - провёла комплексное лингвистическое и юридико-лингвистическое исследование представленного материала. Представленный для исследования материал Для исследования представлен аудиовизуальный материал - фильм режиссёра Андрея Звягинцева «Левиафан» в виде компьютерно читаемого видео-файла (формата MP4) с записью указанного фильма; общая продолжительность - 2:21:27 по внутреннему счетчику компьютерной программы, проигрывавшей представленный файл аудиовизуальной записи фильма. Исследование проводилось в рамках следующих вопросов, поставленных перед специалистами: 1. Каково семантическое значение (семантические значения) слова « быдлятина »? 2. Каково семантическое значение (семантические значения) слов « совок » и « совковый »?

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/31/...

Российский оргкомитет VIII Всемирного Конгресса Семей приветствует позицию президента Эквадора Москва, 12 ноября 2013 г. Российский оргкомитет VIII Всемирного Конгресса Семей (самое крупное международное объединение сторонников семейных ценностей из более 80 стран мира) приветствует твердую позицию президента Эквадора Рафаэля Корреа в вопросе защиты человеческой жизни с момента зачатия. Г-н Корреа заявил, что уйдет в отставку, если парламент Эквадора легализует аборты в рамках реформы уголовного кодекса. Группа конгрессменов - членов его правящей коалиции - выступают за легализацию абортов, несмотря на то, что знают об обещании его партии защищать жизнь с момента зачатия. Ни в одном из законов страны не оправдывается аборт, наоборот, Конституция Эквадора ясно указывает на необходимость защиты человеческой жизни с момента зачатия, отметил президент. В результате твердой позиции Рафаэля Корреа предложение о легализации абортов было отозвано. Сейчас г-н Корреа находится в Москве с официальным визитом, в программу которого входит его встреча с Президентом России В.В. Путиным. Представитель Всемирного Конгресса Семей в России и СНГ и посол ВКС в ООН Алексей Юрьевич Комов отметил: «Действия президента Эквадора – пример твердой позиции, которую политики должны занимать в вопросе защиты таких базовых прав человека, как право на жизнь. Обязывающие международные соглашения о правах человека не содержат “права на аборт” – напротив, из них следует необходимость защищать человеческую жизнь с момента зачатия. От имени Оргкомитета ВКС 2014 приглашаем президента Эквадора господина Рафаэля Корреа выступить на Восьмом Всемирном Конгрессе Семей, который пройдет 10-12 сентября 2014 года в Москве». В оргкомитет VIII Всемирного Конгресса Семей, который соберет политиков, экспертов и общественных лидеров, выступающих в поддержку традиционных семейных ценностей и жизни, входят также Наталья Викторовна Якунина (Фонд св. апостола Андрея Первозванного), Константин Валерьевич Малофеев (Фонд св. Василия Великого), Протоиерей Димитрий Смирнов (Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства), проф. Антонов А.И. (Соцфак МГУ), Аллан Карлсон (Президент ВКС, США), Лоуренс Джейкобс (Управляющий директор ВКС, США), Кристин де Вольмер (Латиноамериканский Альянс в защиту семьи, Венесуэла) и многие другие. Более подробная информация о VIII Всемирном Конгрессе Семей представлена на официальном сайте мероприятия www.worldcongress.ru 12 ноября 2013 г. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/65684.html

Я счастлив, что в свое время ходил по тем же самым улицам, по тем же камням, по которым ступал профессор Войно-Ясенецкий, что окончил первый курс в том самом учебном заведении в Симферополе, где работал архиепископ-хирург. Когда я недавно вернулся туда спустя много лет и узнал, что медицинский институт носит имя не святителя Луки, а другого человека, я публично выступил и в прессе, и перед медицинской аудиторией. Очень надеюсь, что когда-нибудь учебное заведение, где он заканчивал свою профессиональную деятельность, свою духовную и человеческую миссию, будет носить имя этого великого человека, который исцелял и исцеляет людей от самых разных болезней. Будучи архипастырем и исповедником Православия, он помогал излечиться не только православным верующим, но и представителям совершенно разных конфессий, которые для него были просто люди. - Как Вам удается совмещать такую колоссальную общественную работу с вашей основной работой в ОАО «РЖД» и с преподавательской деятельностью? Где Вы черпаете силы? - Я исповедую один принцип - чем ты больше занят, тем больше ты успеваешь. - Олег Юрьевич, спасибо за интересную беседу и за Ваше доброе сердце. Дай Бог здоровья Вам и всем Вашим родным и близким. Беседовала Ирина Ахундова Фото предоставлены Фондом Андрея Первозванного Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010