28 декабря 2022 9 ноября 2022 Статья  доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Юрьевича Митрофанова посвящена специфике феномена военной узурпации в эпоху императора Диоклетиана в связи с сакрализацией Диоклетианом собственной узурпации. Описываемая проблема позволяет лучше понять влияние политической идеологии Диоклетиана как на дальнейшее развитие позднеримской и византийской политической системы, так и на появление византийского самозванчества. В статье доктора философских наук, профессора, заведующего сектором философии религии Института философии РАН Владимира Кирилловича Шохина рассматривается широкий спектр отношения философии к религии в Германии в эпоху Просвещения, выявляемый в новейшей монографии Людмилы Крыштоп «Мораль и религия в философии немецкого Просвещения: от Хр. Томазия до И. Канта» в контексте достижений историографии, из которой выделяются обобщающие исследования Конрада Файерайса и Альбрехта Бойтеля. Автор высоко оценивает труд Крыштоп, в котором дезавуируется стандартное представление о секулярности просветительского мышления (при котором за образец берется французское Просвещение) и подробным образом анализируются малоизвестные для российского читателя фигуры, выделяя исследования в книге философии Христиана Августа Крузия и Моисея Мендельсона. Религиозность немецкого Просвещения осмысляется как альтернатива фундаментализму в виде крайности полного доверия индивидуальному разуму как симметрично противостоящему крайности официальной соборности. 11 октября 2022 Статья доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Юрьевича Митрофанова посвящена параллелям между историческим трудом «Алексиада», написанным византийской принцессой Анной Комниной, и скандинавской поэзией скальдов. На взгляд автора, существующий научный материал позволяет интерпретировать соответствующие фрагменты «Алексиады» как свидетельства знакомства Анны с сюжетами норманнских поэм. 23 сентября 2022 22 сентября 2022

http://bogoslov.ru/topic/20287

Андрей Коровин прекрасно владеет техникой классического стихосложения, но, когда хочет сказать о чем-то особенно важном, порой переходит на верлибр. И, стоит отметить, не злоупотребляет им, за что ему большое спасибо. Лауреат Патриаршей премии в области литературы имени Кирилла и Мефодия Юрий Кублановский, автор предисловия к одному из сборников Коровина, отмечает его «новейшую технику и мышление поэтической речи с традиционной для отечественной поэзии сердечностью и высоким человеческим смыслом». Словом, форма и содержание – в полной гармонии. К парадизу детства Что мы, христиане, точно знаем о жизни будущего века? Что она будет – больше, по сути, ничего. Но когда мы говорим – хорошо, как в раю – мы точно знаем, что имеем в виду. Подробнее на этот счёт можно расспросить  ребёнка или поэта. Номинант Патриаршей литературной премии имени св. Кирилла и Мефодия поэтесса Светлана Кекова,  размышляя о стихах Андрея Коровина, называет «воскресительной» их способность прикасаться памятью «к парадизу детства». Фото: Александр Барбух, ng.ru Как часто ребенок и поэт не расстаются, а настоящее поэтическое слово нащупывает то чаемое в жизни будущего века, что недоступно уму. Обыденные привычные вещи – дом, рыба, дерево, река – в строчках Андрея обретают ёмкость и  иную наполненность. И вот перед нами – не картинки из предметного мира, а мифологемы, бродячие сюжеты, вечные христианские символы. В стихах они начинают играть новыми гранями, по временам разбрасывая  вокруг солнечных зайчиков. Рыбные места Где ловятся такие стихи, солнечные зайчики, зеркальные солнечные рыбины? Андрей Коровин знает рыбные места – вылавливает из реки, находит в лесу, выуживает из детской памяти большой и разнообразный улов. Причем рыбалка у Андрея Юрьевича – не спорт, не лекарство от скуки, не взрослая игра в слова и даже не рыбный промысел, а в чём-то сакральное действие, где Божий Промысл проступает в событиях и приоткрывается для читателя. Вот, например, рассказанная поэтическим языком реальная детская история о том, как тонул  в речке и чудесно спасся дядей Витей маленький Андрюша. Страха нет – только прекрасный  и потусторонний подводный мир, проплывающий перед глазами…

http://azbyka.ru/deti/stihi-andreya-koro...

Блгв. кн. Мстислав Ростиславич во время осады в Вышгороде в 1173 г. Литография. Ок. 1836 г. Худож. Б. А. Чориков В 1173 г. Андрей Боголюбский потребовал у Ростиславичей выдать виновников смерти его брата, Киевского кн. Глеба Юрьевича, и велел Роману Ростиславичу оставить Киев, Давиду уйти из Вышгорода, а М. Р.- из Белгорода, где он оказался еще при жизни отца. Роман покинул Киев и ушел в Смоленск, но Рюрик, Давид и М. Р. остались в Киевской земле и вскоре заняли столицу, захватив там брата вел. кн. Андрея - блгв. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо. В Киеве сел Рюрик Ростиславич. Андрей Боголюбский послал к Ростиславичам мечника Михна с ультиматумом: Рюрику уйти в Смоленск, а Давиду - в Берладь (Н. Подунавье). М. Р. он передал: «В тобе стоить все (т. е. ты виновник всего происшедшего.- А. Г.), а не велю ти в Рускои земле быти». Т. о., именно М. Р., младший из Ростиславичей, был наиболее активным сторонником того, чтобы выйти из подчинения вел. кн. Андрею Боголюбскому (считавшемуся «старейшим» среди потомков Владимира Мономаха). М. Р., к-рый, по словам сочувствовавшего Ростиславичам летописца, «от уности навыкл бяше не уполошитися никого же, но токъмо Бога единого блюстися», приказал остричь и обрить посла Михна и отправил его назад, велев передать Андрею: «Мы ти до сих мест акы отца имели по любви, аже еси сь сякыми речьми прислал, не акы кь князю, но акы кь подручнику и просту человеку, а что умыслил еси, а тое деи, а Богъ за всем». После этого вел. кн. Андрей послал на Ростиславичей войска Суздальской, Новгородской, Рязанской, Муромской, Полоцкой, Турово-Пинской и Черниговской земель, и даже Роман Ростиславич вынужден был отправить на своих братьев из Смоленска полк во главе с сыном. Командующим войском - сыну Юрию и воеводе Борису Жидиславичу - Андрей Боголюбский повелел Рюрика и Давида изгнать, а М. Р. схватить и привести к нему. Рюрик затворился в Белгороде, Давид ушел в Галицкую землю искать поддержки, а М. Р. засел в Вышгороде, городе Давида, со своим и Давидовым полком. К городу подступила часть сил коалиции во главе с братом Андрея Всеволодом и Игорем Святославичем из черниговских Ольговичей (буд. главным героем «Слова о полку Игореве»). М. Р. сначала принял бой вне городских стен, нанеся противнику серьезный урон, а затем в течение 9 недель успешно держал оборону города. Затем подошедший к Киеву из Луцка Ярослав Изяславич перешел на сторону Ростиславичей в обмен на обещание ему киевского стола и Андреево войско отступило из Юж. Руси. М. Р. погнался за отступавшими полками, захватил пленных и добычу (Там же. Стб. 569-578).

http://pravenc.ru/text/2564282.html

У Андрея Юрьевича Коченова ( http://www.pravoslavie.ru/jurnal/72593.htm ) пять детей, и они счастливы, но проблемы российской семьи заставили его начать в Красноярске программу «Святость материнства» и провести в ее рамках просветительскую акцию-мотопробег «Отцы России за многодетную семью». А.Ю. Коченов очень эмоционально рассказал о том, как их встречали по всему маршруту, какие прекрасные слова о России говорили встреченные по пути иностранцы, рассуждал о роли мужчины-отца, говорил о его ответственности и авторитете. Если Андрей Коченов явился инициатором программы «Святость материнства» в Красноярке, заинтересовав ею руководство ФАП и ЦНС, то Елена Васильевна Рагулина возглавила один из главных проектов теперь уже Всероссийской программы «Святость материнства». Проектом «Ты не одна» землячка Андрея Юрьевича руководит столь успешно, что ей было чем поделиться с присутствующими. Ее доклад назывался «Российский опыт реализации проекта «Ты не одна» в деле сохранения зародившейся человеческой жизни». Оплата работы штатного психолога в женских консультациях, который умеет отговаривать женщин от аборта, несоизмеримо меньше затрат на проведение ЭКО «Наша программа началась в Красноярском филиале ЦНС. Ее итоги впечатляют. Я счастлива предложить наш опыт на таком высоком уровне. Ее механизм легко передаваем и воспроизводим. Главное – это введение штатной единицы психолога в структуру женской консультации. Врач направляет женщину к психологу, в результате чего 18% женщин принимают решение о сохранении беременности (это при 100% охвате беременных женщин, которые хотели бы прервать беременность). Уникальность нашей программы для психологов в изменении механизма работы. Работа идет совместно со структурами здравоохранения очень четко и слаженно – через разъяснение последствий аборта, – сказала Елена Рагулина. – Этот проект хорош тем, что не требует больших материальных затрат. Оплата работы штатного психолога в женских консультациях, который умеет отговаривать женщин от аборта, несоизмеримо меньше затрат на проведение ЭКО для тех женщин, которые после аборта лишаются возможности самостоятельно зачать и родить здорового ребенка. Нас интересуют причины, по которым женщины идут на этот шаг. Прежде всего, это нестабильность отношений с отцом ребенка, желание жить для себя, страхи. Более 70% причин – это повод пойти к психологу. В результате женщина осознанно принимает решение родить ребенка, а мы имеем возможность следить за ходом ее беременности. Это так называемое психологическое сопровождение беременности и предотвращение социального сиротства». Особый акцент Елена Рагулина сделала на роли врача и его влияния на желание женщины сохранить беременность, а также на важность формирования команды единомышленников. Не только детям нужны родители, но и матерям нужны дети. Тогда срок их жизни становится длиннее. Аборт же отрицательно влияет на психологию женщин.

http://pravoslavie.ru/73632.html

Явления ее самобытной жизни, по древней нашей летописи, начинаются с тех пор, как Андрей Юрьевич, в 1157 году, был избран особым князем всей Земли Ростовско-Суздальской. Тогда-то явно выказывается своеобразный дух, господствующий в общественном строе этого края и склад понятий об общественной жизни, управлявший событиями, – отличие этих понятий от тех, которые давали смысл явлениям в Южной Руси и в Новгороде. Эпоха эта чрезвычайно важна и представляет драгоценный предмет для исследователя нашего прошедшего: тут открывается нарисованная, хотя не ясно, наподобие изображений в наших старых рукописях, картина детства великорусского народа. Тут можно видеть первые ростки тех свойств, которые составляли впоследствии источник его силы, доблестей и слабостей. Словно, вы читаете детство великого человека и ловите, в его ребяческих движениях, начатки будущих подвигов. Что отличает народ великорусский в его детстве от народа Южной Руси и других земель русских – это стремление дать прочность и формальность единству своей земли. Андрея избирают единым во всей земле, на все города. У него несколько братьев и два племянника; их изгоняют, дозволяют оставаться только двум: одному, который, по болезни, не может быть никаким деятельным членом земли, и другому, который не показывает никаких властолюбивых наклонностей. Изгнание братьев не дело единого Андрея, но дело целой Земли. Летописец края говорит, что те же, которые поставили Андрея, те же изгнали меньших братьев. Это единство, к которому явно стремились понятия, не могло однако сразу утвердиться и обратиться в постоянный и привычный порядок; впоследствии земля снова имела разом нескольких князей; но зато один из них был великий князь верховный всей земли. Вместе с тем тогда уже является стремление подчинить своей земле другие Русские земли. Так Муромская и Рязанская земли уже были подчинены с своими князьями князю Ростовско- Суздальскому. Это не были личные желания одних князей, – напротив: князья, принадлежа к роду, которого значение связано было с единством всей Русской федерации, сами заимствовали в Восточно-Русской местности это местное стремление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Брат Андрея Глеб Юрьевич, посаженный в Киеве князем, не долго княжил в униженной столице, – он скоропостижно скончался и его место, без разрешения Боголюбского, занял Владимир Мстиславич, князь Дорогобужский дядя Смоленских князей Ростиславичей, но Андрей властно приказал ему немедленно выехать из Киева и отдал Киев Роману Ростиславичу, князю крот­кому и покорному воле его, послав сказать Ростиславичам: «вы нарекли меня отцом, и я хочу вам добра; я даю Киев Роману, вашему брату». И по слову Андрея Роман сделался князем Киевским. Но не прошло и года, как между Ростиславичами и Боголюбским произо­шли недоразумения. До князя Андрея дошел слух, что брат его Глеб умер не своею смертью , а был изведен Невскими боярами. Молва, по всей вероятности близ­кая к истине, указывала даже и виновников этой на­сильственной смерти Глеба – какого-то боярина Григория, Степанца и Олексу Святославича. Андрей решил не­медленно наказать убийц брата и потребовал от Романа выдачи их. Нерешительный Роман, встретив силь­ную оппозицию в среде местных бояр, защищавших без сомнения своих друзей, не исполнил воли Андрее­вой и дал возможность скрыться подозреваемым в преступлении боярам. Этот поступок Романа, мирволившего местным боярам, вызвал сильное неудоволь­ствие в Андрее, который увидал, что на Романа и Ростиславичей полагаться нельзя. Он послал сказать им свое властное слово: «ты, Роман, не ходишь в моей воле с братиею своею, иди же из Киева, а Давид из Вышгорода, Мстислав из Белгорода. Ступайте в Смоленск и там делитесь между собою. Киев я отдаю брату Михаилу». «Так был силен Андрей», замечает по этому поводу историк, 80 что одного своего слова считал достаточным, дабы выслать многих князей из их княжеств и произвести совершенно новое между ними размещение». И действительно, Роман беспрекословно повиновался ему и уехал из Киева в Смоленск, но другие Ростиславичи обиделись, – они хотели оправдаться перед Андреем и отправили с этою целью послов к нему; но не дождавшись ответа, они попытались силою за­владеть Киевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не все, конечно, вели себя так. «Князь Андрей, - цитирует Лев Тихомиров летопись, - смущался о нестроении братии своей и братаников, и сродников, и всего племени своего, яко всегда в мятеже и волнении все бяху и мнози крови лияше». Андрей «скорбяше о сем и восхоте идти в Суздаль и Ростов, яко там, рече, спокойнее есть». Он не взлюбил удельных порядков, и сначала удалился от них, а затем, когда настала возможность, начал все старые порядки». В своей «эмиграции» князь Андрей Юрьевич был не одинок. Вместе с ним (и до, и после него) уходили на залесскую окраину (украину) все, кому претили нравы сменявших друг друга, как в калейдоскопе, алчных правителей, заботившихся о тучном прокорме, а не о благополучии отечества. Опираясь на тех, кто уходил из Киева, и на тех, кого он встречал в новых местах, кто не был развращён столичной жизнью, Андрей (уже Боголюбский), начинает выстраивать новую, единодержавную модель управлений Русской землёй. И так «десять лет он [Андрей Боголюбский. - В.Б.] укреплялся в своем Суздале, а в Киевской Руси шли усобицы, - продолжаем чтение Тихомирова. - В 1168 году наступил любопытный момент определения прав на первое место... Мстислав занимал Киев, но спорный вопрос о старшинстве стал решаться избранием. Коалиция из 10 князей признала старшим князя Андрея. Боголюбский воспользовался своим избранием для того, чтобы начать радикальную ломку старого строя на началах единодержавия. Мстислав не мог устоять против коалиционной рати, возглавляемой сыном Андрея. В 1169 году Киев, упорно защищавший своего князя, был взят «на щит», и войско победителей подвергло его двухдневному грабежу. Были в Киеве тогда, говорит летописец, во всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные. Город сожгли, разграбили его церковные сокровища, причём Андрей считал, что это всё - справедливое наказание за грехи киевлян. Обращение Андрея со стольным Киевом, как с завоёванным городом, было, очевидно, преднамеренным уроком. Довершил унижение удельной столицы Андрей тем, что, оставшись великим князем, не поехал в Киев, и даже не взял его себе, а отдал младшему брату Глебу с намерением и впредь сажать там такого князя, какого ему угодно будет. Боголюбский достиг своей цели».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Не вполне ясно, ο какой рабыне Микула должен послать грамоту «тому мужу» – ο той, что была куплена, или об еще одной. Вторая возможность определяется тем, что по Русской Правде в деле об украденном рабе нормальный розыск продолжался не до «конечного татя», а лишь до третьего свода. Третий (по счету от конца) владелец раба должен был отдать истцу своего раба взамен украденного, а сам продолжать розыск уже самостоятельно. Указание Микуле не брать денегу продавца, возможно, означает, что не следует соглашаться на возврат денег за рабыню, если продавец захочет таким способом аннулировать сделку. 605. Это послание от одного монаха κ другому, выдержанное в жанре литературной эпистолы. Упоминание церковного звона – самое раннее в древнерусской письменности. 424. Письмо послано в Новгород из Смоленска, но автор его, судя по языку – новгородец. Он советует родителям переселиться из Новгорода, где был неурожайный год и грозил голод, в Смоленск или в Киев. 487. Это фрагмент увещевательного письма κ строптивой женщине; автором его, возможно, был священник. 421. По-видимому, Нежил совершил преступление и скрылся; штраф за него пришлось заплатить его отцу. Согласно Русской Правде, штраф в 20 гривен («полувирье») взыскивался за отсечение у кого-либо руки или ноги, за ослепление человека, за убийство жены. Сомневаясь в том, что сын захочет вернуться, Братята грозится послать за ним судебного исполнителя. 422. Судя по тому, что Местята назван в грамоте в третьем лице, вероятно, он писал ее не сам. 745. Редкий случай, когда указаны не только автор и адресат, но и место, откуда отправлено письмо – в данном случае Ростов Великий. 2 из Звенигорода Галицкого. 724. Упоминание песцов показывает, что речь идет ο сборе дани в Заволочье, т. е. на северо-восточной периферии новгородских владений. Захарья, дезавуировавший полномочия Саввы на сбор дани с местного населения, – несомненно, важное лицо новгородской администрации. Вероятнее всего, это посадник. Β XII–XIII вв. в Новгороде известен лишь один посадник Захария: он занимал эту должность с 1161 г. до своей гибели в 1167 г. Постоянными соперниками Новгорода в сборе дани с северо-восточных земель были суздальцы. Посадничество Захария приходится на время княжения во Владимиро-Суздальской земле Андрея Юрьевича Боголюбского (1157–1174 гг.). Андрей Боголюбский неоднократно упоминается в новгородский летописях как организатор вооруженного соперничества с Новгородом в Заволочье. Андрей, упоминаемый в грамоте, – безусловно лицо, обладающее большой властью: от его имени приходит в Заволочье «муж» с вооруженным отрядом; после того, как обнаружились внутренние разногласия среди новгородцев, заволочане «принимают» мужа от Андрея, т. е. признают право Андрея собирать с них дань. Таким образом, Захария и Андрей, фигурирующие в грамоте, с высокой вероятностью отождествляются с новгородским посадником 1161–1167 гг. и Андреем Боголюбским. Тем самым грамота получает дату 1161–1167 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под стихающие аплодисменты предыдущему лауреату выходит на сцену еще один подвижник милосердия – директор НИИ фтизиопульманологии Московской медицинской академии имени Сеченова академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Михаил Израилевич Перельман. Это выдающийся ученый и уникальный хирург, который провел более 3,5 тысяч операций на органах грудной клетки. Он внес большой вклад в развитие мировой хирургии, предложив новые методы операционного лечения. Опубликовал множество научных работ, монографий и учебников. Десятки специалистов стали под его руководством докторами наук. Михаил Израилевич убежден в том, что высокая медицинская культура общества – это, в первую очередь, полноценное медицинское обслуживание всех категорий граждан. Почетный член целого ряда отечественных и зарубежных хирургических обществ, обладатель множества премий и наград, он в свои 84 года продолжает медицинскую практику, оставаясь верным высокому призванию врача. – Миллионы россиян должны быть чрезвычайно признательны этому человеку, – сказал председатель комитета по присуждению международной премии Андрея Первозванного, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Олег Юрьевич Атьков, врач по профессии. – В начале 1990-х в Россию приезжали многие «советники», в том числе и в области здравоохранения, которые говорили: «У вас все в порядке, и потому вам нужно ликвидировать вашу противотуберкулезную службу». Можете себе представить, что произошло бы у нас, если бы этому «совету» последовали? Но благодаря усилиям, стараниям и мужеству академика Перельмана была сохранена фтизиатрическая служба страны – и в России нет эпидемии туберкулеза. – Мы, врачи, сродни священникам, – сказал в ответ лауреат. – Они лечат душу, мы – тело. Важнейшая вещь – это то, что мы гуманисты и считаем самым ценным капиталом – людей. Это особенно важно в наше время – четко и ясно представлять, где находится самый ценный капитал. Оказывается, между прочим, не в банках. Все знают, что наша медицина нуждается в очень серьезном улучшении, в принципиальном улучшении. И поэтому она нуждается в большой общественной поддержке. И мне представляется, я даже уверен в том, что та общественная поддержка, которая исходит сегодня из Кремлевского дворца съездов от самого Андрея Первозванного, от фонда Андрея Первозванного, сыграет большую роль в том направлении, чтобы наше здравоохранение и медицина общественную поддержку получили и чтобы всем людям стало от этого лучше.

http://pravoslavie.ru/28833.html

И точно, Мстислав, ничего не зная, позвал на обед Рюрика и Давыда. Те послали сказать ему в ответ на зов: " Поцелуй крест, что не замыслишь на нас никакого лиха, так поедем к тебе " . Мстислав ужаснулся и сказал дружине: " Что это значит? Братья велят мне крест целовать, а я не знаю за собою никакой вины! " Дружина отвечала: " Князь! Нелепо велят тебе братья крест целовать; это, верно, какие-нибудь злые люди, завидуя твоей любви к братьи, пронесли злое слово. Злой человек хуже беса; и бесу того не выдумать, что злой человек замыслит; а ты прав пред богом и пред людьми; ведь тебе без нас нельзя было ничего замыслить, ни сделать, а мы все знаем твою истинную любовь ко всей братье; пошли сказать им, что ты крест целуешь, но чтоб они выдали тех, кто вас ссорит " . Давыд не согласился выдать Бориславичей. " Кто же мне тогда что-нибудь скажет после, если я этих выдам " , - говорил он. Несмотря на то, Мстислав целовал крест, и Ростиславичи оба поцеловали; однако сердце их не было право с ним, прибавляет летописец. В то же самое время Владимир Андреевич начал припрашивать волости у Мстислава; тот понял, что Владимир припрашивает нарочно, чтоб иметь только случай к ссоре, и послал сказать ему: " Брат Владимир! Давно ли ты крест целовал ко мне и волость взял? " Владимир в сердцах уехал в свой Дорогобуж. Этим всеобщим нерасположением южных князей к Мстиславу воспользовался Андрей Боголюбский, чтоб предъявить права свои на старшинство и на Киев: он так же не любил Мстислава, как отец его Юрий не любил отца Мстиславова Изяслава, и точно так же, как прежде отец его, начал открытую войну, удостоверившись, что найдет союзников на юге. Ждали только повода; повод открылся, когда Мстислав исполнил просьбу новгородцев и отправил к ним на княжение сына своего Романа; тогда все братья стали сноситься друг с другом и утвердились крестом на Мстислава, объявивши старшим в роде Андрея Юрьевича. Боголюбский выслал сына своего Мстислава и воеводу Бориса Жидиславича с ростовцами, владимирцами, суздальцами; к этому ополчению присоединилось 11 князей: Глеб Юрьевич из Переяславля, Роман из Смоленска, Владимир Андреевич из Дорогобужа, Рюрик Ростиславич из Овруча, братья его - Давыд и Мстислав из Вышгорода, северские - Олег Святославич с братом Игорем, наконец, младший брат Боголюбского, знаменитый впоследствии Всеволод Юрьевич и племянник от старшего брата, Мстислав Ростиславич.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010