И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих (Пс.101:26). Дабы ты, слыша слова: когда вводит Первородного во вселенную, не подумал, что это дар, данный Ему впоследствии от Отца, показывает теперь, что Он Творец вселенной не в последнее время, но издревле. Это также против Павла Самосатского, и утверждает, что Христос, - прежде Марии, так как Он Творец твари. И против Ария, считающего Его помощником или лучше орудием, так как выше было сказано: чрез Которого и веки сотворил (стих 2). Вот здесь Он и представляется Творцом. Смотри, как соединяются вместе учение о несозданном существе и учение о домостроительстве, и иногда по причине первого - высокое, и иногда по причине второго - низкое. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Пс.101:27-28). Внушает нечто важнейшее, чем творение, именно, изменение мира. Все изменится из тления в нетление, и так легко, как если бы кто свернул одежду. Если же так легко он совершит изменение и преобразование мира в лучшее, то мог ли Он при первоначальном образовании мира иметь нужду в ком-нибудь другом? Немалое утешение здесь для бедствующих верующих - знать, что дело не останется в таком состоянии, но получит преобразование, что Тот, Кого они почитают, живет и всегда будет жить. Ибо лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс.109:1)? Вот он опять ободряет их; и подлинно, не будут ли поражены враги их, а враги их также враги и Христа. Не потому, что Сын бессилен, говорится, что Отец покорит врагов, ибо Сын, Который будет судить там, тем более мог бы воздать им здесь, но чтобы показать, какой честью Отец почтил Сына. Что Отец гневается на врагов Сына, не знак ли это чести? не знак ли это великой любви к Сыну? Об этом же пространнее сказано в Первом послании к Коринфянам, о чем здесь замечено; отыщи там. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих (Пс. 101:26). Дабы ты, слыша слова: когда вводит Первородного во вселенную, не подумал, что это дар, данный Ему впоследствии от Отца, показывает теперь, что Он Творец вселенной не в последнее время, но издревле. Это также против Павла Самосатского, и утверждает, что Христос, — прежде Марии, так как Он Творец твари. И против Ария, считающего Его помощником или лучше орудием, так как выше было сказано: чрез Которого и веки сотворил (стих 2). Вот здесь Он и представляется Творцом. Смотри, как соединяются вместе учение о несозданном существе и учение о домостроительстве, и иногда по причине первого — высокое, и иногда по причине второго — низкое. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101:27-28). Внушает нечто важнейшее, чем творение, именно, изменение мира. Все изменится из тления в нетление, и так легко, как если бы кто свернул одежду. Если же так легко он совершит изменение и преобразование мира в лучшее, то мог ли Он при первоначальном образовании мира иметь нужду в ком-нибудь другом? Немалое утешение здесь для бедствующих верующих — знать, что дело не останется в таком состоянии, но получит преобразование, что Тот, Кого они почитают, живет и всегда будет жить. Ибо лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1)? Вот он опять ободряет их; и подлинно, не будут ли поражены враги их, а враги их также враги и Христа. Не потому, что Сын бессилен, говорится, что Отец покорит врагов, ибо Сын, Который будет судить там, тем более мог бы воздать им здесь, но чтобы показать, какой честью Отец почтил Сына. Что Отец гневается на врагов Сына, не знак ли это чести? не знак ли это великой любви к Сыну? Об этом же пространнее сказано в Первом послании к Коринфянам, о чем здесь замечено; отыщи там. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих (Пс. 101:26). И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих (Пс. 101:26). Дабы ты, слыша слова: когда вводит Первородного во вселенную, не подумал, что это дар, данный Ему впоследствии от Отца, показывает теперь, что Он Творец вселенной не в последнее время, но издревле. Это также против Павла Самосатского, и утверждает, что Христос, — прежде Марии, так как Он Творец твари. И против Ария, считающего Его помощником или лучше орудием, так как выше было сказано: чрез Которого и веки сотворил (стих 2). Вот здесь Он и представляется Творцом. Смотри, как соединяются вместе учение о несозданном существе и учение о домостроительстве, и иногда по причине первого — высокое, и иногда по причине второго — низкое. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101:27-28). Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101:27-28). Внушает нечто важнейшее, чем творение, именно, изменение мира. Все изменится из тления в нетление, и так легко, как если бы кто свернул одежду. Если же так легко он совершит изменение и преобразование мира в лучшее, то мог ли Он при первоначальном образовании мира иметь нужду в ком-нибудь другом? Немалое утешение здесь для бедствующих верующих — знать, что дело не останется в таком состоянии, но получит преобразование, что Тот, Кого они почитают, живет и всегда будет жить. Ибо лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1)? Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1)? Вот он опять ободряет их; и подлинно, не будут ли поражены враги их, а враги их также враги и Христа. Не потому, что Сын бессилен, говорится, что Отец покорит врагов, ибо Сын, Который будет судить там, тем более мог бы воздать им здесь, но чтобы показать, какой честью Отец почтил Сына. Что Отец гневается на врагов Сына, не знак ли это чести? не знак ли это великой любви к Сыну? Об этом же пространнее сказано в Первом послании к Коринфянам, о чем здесь замечено; отыщи там.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

И опять-таки, рассказывающий о творении мира великий служитель Моисей: «В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды» ( Быт.1:1–2 ). Подобно же и великий Павел говорит: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). И Сам Отец говорит через великого пророка: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут» ( Иоил.2:28 ). И Сам Господь, придя спасти род наш человеческий, собственным голосом сказал: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), и «Я есмь Истина» ( Ин. 14:6 ), и «Не оставлю вас сиротами» ( Ин.14:18 ), но «Пошлю вам Утешителя, Духа истины» ( Ин.15:26 ). Итак, Дух во Истине, а Истина в Отце. Вот Троица нераздельная, триплетеная вервь, посредством которой мы вяжем снопы и приносим Отцу. И посему и эти [еретики] также с ариоманитами почили. 6 . Скажем мы и несчастному Павлу Самосатскому, говорящему, что с того момента, как [Господь] родился от Неискоумужной Девы, Он стал именоваться Сыном 12 . Неразумный, разве ты не слыхал, как Сам Господь говорит иудеям, когда неблагодарные иудеи говорили Господу: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и ты видел Авраама?» ( Ин.8:57 ). Он ответил им и сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 )? Итак, если прежде чем Авраам был, Он есть, то как ты говоришь, что Он стал Сыном после Своего Пришествия во плоти? Разве ты не слышал у Приточника, как Сама Премудрость говорит: «Аз бех, о Нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его» ( Притчи.8:30 ), что сотворил вселенную и соприсутствовал с Ним? И вновь говорит великий Приточник: «Бог премдростию основа землю» ( Притчи.3:19 ). Итак, Он всегда есть в Отце. И великий апостол: «Христос есть, Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:24 ). Что это говорит безумный Самосатец, но и сей – превратив в воду божественное сие вино и испив и будучи биен, погиб вместе с ариоманитами. [ Col. 513 ] 7 . Скажем и нечестивейшим манихеям – этим мутным осадкам пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Итак, когда Он говорит: « Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты », то выражает этим не что иное, как то, что Он был облечен истинной плотью, которая боится смерти, потому что ей свойственно бояться смерти, уклоняться от нее и предаваться скорби. Он иногда оставлял Свою плоть одинокой без собственного (Божеского) содействия, чтобы, показав ее немощь, внушить уверенность в ее (человеческой) природе, а иногда прикрывал ее, чтобы ты знал, что Он был не простой человек. Это могли бы подумать тогда, если бы Он постоянно показывал действия человеческие; равно как, если бы Он постоянно совершал свойственное Божеству, не поверили бы учению о домостроительстве. Посему Он разнообразил и перемешивал и слова и дела, чтобы не подать повода к болезни и безумию ни Павла Самосатского, ни Маркиона и Манихея; потому и здесь Он и предсказывает будущее, как Бог, и уклоняется от страданий, как человек. 7. Я хотел изложить и другие причины и показать из самых дел Христовых, что как здесь Он молился, обнаруживая немощь плоти, так в других случаях молился, имея в виду немощь слушателей; ибо не нужно думать, будто все, что сказано Им уничиженного, сказано было потому, что Он был облечен плотью; есть на это и другие причины, о которых я упомянул. Но, опасаясь, что вам трудно будет удержать множество сказанного, если я прибавлю еще то, что хотел сказать, то закончу на этом речь против еретиков и, отложив остальное до другого дня, снова предложу вам увещание о молитве. Хотя я часто говорил об этом предмете, но необходимо сказать о нем и теперь. Как те из одежд, которые были погружены в краску только однажды, имеют непрочный цвет, а те, которые красильщики неоднократно и часто погружали в краску, сохраняют свой цвет неизменным; так бывает и с нашими душами: если мы часто слышим одни и те же слова, то, приняв наставление, как бы какую краску, не скоро забудем его. Не будем же слушать невнимательно; нет, подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Когда же несколько удалились от Церкви, то сказали притворившемуся мертвецом: «Ну, теперь вставай!» Ответа не было. Они стали толкать его, ответом было опять молчание. Наконец же, к ужасу своему, они заметили, что мнимый их мертвец стал мертвецом действительным и что жизнь оставила его. «То чудо, – говорит сказание, – уведася от всех и бысть на всех страх и ужас». Итак, братие, подлинно нехорошо поступают те, которые не желают помочь ближнему и которые, чтобы уйти от дела, выдумывают на себя те или другие несчастья; а также, как видите, справедливо и то, что и выдуманные ленивыми несчастья и на самом деле постигают их. А зная сие, что мы должны делать, братие? Во-первых, всегда по любви христианской должны помогать другим – кто чем может, помня, что любовь к ближнему должна выражаться не в словах, а в делах, как и говорит Апостол: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). А во-вторых, не должны забывать и того, что «мерзость, – как говорит Слово Божие, – пред Господом – уста лживые» ( Притч.12:22 ) и что «погубит [Господь] говорящих ложь» ( Пс.5:7 ). Да будет же после сего любовь наша к ближним нелицемерна и, «доколе есть время, будем делать добро всем» ( Гал.6:10 ). Аминь. 22-й день 301. Чего особенно мы не должны опускать из вида в час смертный (Из жизни священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Чет. Мин. июня 22) Когда приближается к нам час смертный, то что мы обыкновенно делаем? Молимся, каемся перед Богом в своих грехах и приобщаемся Св. Таин. Но одно ли только это мы должны в час смертный делать? Нет, мы должны еще и проститься со всеми и, главным образом, простить еще всех, не исключая даже и злейших наших врагов. Почему же мы должны особенно сделать и сие последнее? Потому что так поступали Господь и святые Его. «И когда пришли, – говорит про Господа Евангелист Лука, – на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Мы говорим, что сей предобразованный человек есть Сын Божий, Которого, само Писание возвестило Богом. Мы даже утверждаем, что и закон дан Моисею подобным же образом, чрез посредство Сына Божия, как учит Апостол, говоря: что убо закон? преступлений ради приложися, дóндеже приидет семя, емуже обетовася, вчинен Ангелы, рукою Ходатая ( Гал. 3, 19 ). Ибо другого Ходатая между Богом и человеками, кроме сего (Христа), мы не знаем ( 1Тим. 2, 5 ). Сему же учит нас и Моисей: явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины; и далее: егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины ( Исх. 3, 2. 4 ); и еще: пришед, собери старцы сынов Израилевых, и рцы к ним: Господь Бог отец наших явися мне, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль ( Исх. 3, 16 ); и далее: аще не уверуют ми, ниже послушают гласа моего, рекут бо, яко не явися тебе Бог, что реку к ним ( Исх. 4, 1 )? И в благословениях (Моисеевых): и приятная Явившемуся в купине да приидут на главу Иосифову ( Втор. 33, 16 ); и в другом месте: и рече Господь к Моисею: и сие тебе слово, еже рекл еси, сотворю. И глагола Моисей: покажи ми славу Твою. И рече: Аз предыду пред тобою, славою Моею, и воззову о имени Господнем пред тобою и помилую, егоже аще милую: и ущедрю, егоже аще щедрю ( Исх. 33, 17–19 ); – что исполнилось следующим образом: и сниде Господь во облаце и предста Ему тамо Моисей, и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и воззва: Господь, Господь Бог ( Исх. 34, 5–6 ). Обещавший выше мимоити есть Господь Сын Божий; Он-то и воззвал во-имя Господа Отца; Он есть Тот, Который свидетельствовал истину, говоря: не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога Отца, сей виде Отца ( Иоан. 6, 46 ). И в том же Евангелии: ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте ( Иоан. 5, 37 ); также: Бога никтоже виде нигдеже; единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Иоан. 1, 18 ). И Апостол в одном месте говорит: Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу ( 1Тим. 1, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/poslan...

Мы знаем из римских историков о множестве несчастных, подвергавшихся смерти на аренах в играх с дикими зверями. По описанию Диона Кассия, в 106 году, по случаю победы над даками, игры длились 123 дня, и в них погибло 10 000 гладиаторов. Для этих игр осужденных привозили из провинции - об этом порядке прямо свидетельствует знаменитый римский юрист Модестин. Не должна вызывать сомнения и относительная свобода, которою пользовался святой Игнатий во время путешествия. Узы апостола Павла не мешали его проповедническому служению, в Риме он " принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно " (Деян. 28:30-31), и, по его собственному признанию, " обстоятельства …послужили к большему успеху благовествования ... и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие " (Фил. 1:12,14, след.). Из замечательных мученических Деяний Перепетуи и Фелицитаты мы знаем, что Перепетуе и Сатуру было дозволено из темницы написать рассказ о их страданиях, что путем подкупа стражи удалось на время улучшить их содержание и что начальник стражи допускал к ним в темницу " многих братьев " . О таком же положении мы узнаем для III века из писем святого Киприана. В Апостольских Постановлениях есть наставление собирать деньги для осужденных, между прочим, в целях подкупа стражи. Мученик Памфил в тюрьме писал свою Апологию Оригена, в сотрудничестве с Евсевием, который оставался на свободе. Так было в более поздние времена, когда отношение власти к христианам стало круче. О временах святого Игнатия и, по-видимому, о нем самом мы имеем неожиданное свидетельство языческого писателя Лукиана Самосатского. В своей книге " о смерти Перегрина " он высмеивает христиан. Перегрин одно время стал христианином и достиг в христианской общине видного положения, стал пророком, " начальником жертвоприношений " , синагогом. По-видимому, Лукиан отчасти при этом пародировал святого Игнатия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

Но если у Отца и Сына одно желание, то как же Он говорит здесь: „впрочем, не как Я хочу, но как Ты“? Итак, если эти [слова] относились бы к Его Божеству, то было бы некоторое противоречие и много несообразного произошло бы отсюда; а если они относятся к плоти, то сказаны основательно и безукоризненно. Нежелание смерти со стороны плоти не служит к ее осуждению, ибо это присуще [ей] по природе; ведь Христос явил в Себе вполне все свойственное человеческому естеству, кроме греха, так чтобы заградить уста еретиков. Итак, когда Он говорит: „Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия“ и „впрочем не как Я хочу, но как Ты“, то выражает этим не что иное, как то, что Он поистине был облечен плотью, которая боится смерти, потому что ей свойственно бояться смерти, уклоняться от нее и предаваться скорби. Он иногда оставляет Свою плоть одинокой и лишенной Своей [Божественной] энергии, чтобы, показав ее немощь, внушить уверенность и в ее [человеческой] природе, а иногда прикрывает ее, чтобы ты знал, что Он был не простой человек. Это могли бы подумать тогда, если бы Он постоянно показывал действия человеческие; равно как, если бы Он постоянно совершал свойственное Божеству, не поверили бы [учению о] домостроительстве. Посему Он разнообразит и перемешивает и слова, и дела, чтобы не подать повода к болезни и безумию ни Павла Самосатского, ни Маркиона и Манихея (Μανιχαου); потому и [здесь] Он и предсказывает будущее, как Бог, и уклоняется от страданий, как человек» 1299 . Послушаем и то, чему ясно учит наставник александрийцев Кирилл в двадцать четвертой главе Сокровищницы: «Когда представляется, что Он робеет перед смертью, говоря „Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия“, то и тут разумей, что робеющая перед смертью плоть, носимая 1300 Богом Словом, была научаема Им более такой робости не испытывать. Ведь Он говорил Отцу: „Впрочем не как Я хочу, но как Ты“. Ибо как Слово и Бог Он смерти не боялся, но стремился довести до конца домостроительство, поскольку такова воля Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (Пс.103:4). Вот величайшее между ними различие: они созданы, а Он не создан. Выражение Ты творишь означает приведение из небытия в бытие. Не пред одними только ангелами Он имеет превосходство, но и пред всеми служебными силами. Не сказал: сотворил, но творишь, то есть сохраняя Словом, которым они сотворены. Такое же выражение в Евангелии: Отец Мой доныне делает (Ин.5:17), то есть содержит все, сотворенное и оконченное уже, и сохраняет для того, чтобы довести до совершенства. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века (Пс.44:7). Ангелы, говорит, создания и творения, ибо о них сказано: Ты творишь. А Сын не творение: о Нем не сказано: Ты творишь; но Царь, Владыка, Бог, Престол усвояется Ему, что служит знаком Царствия, и престол вечный. Это против Павла Самосатского, представляющего простым человеком истинного Бога и вечного Царя; и против Ария. Жезл царствия Твоего - жезл правоты. Вот и другой знак царствия. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Эти слова относятся к Нему как воплотившемуся Богу Слову, так как с принятием плоти Он уничижил Себя. Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Это против иудеев, и Савеллия, и Маркелла, так как указывает на два лица, говоря: Бог и Бог. И против маркионитов, думающих, что Сын не принял плоти, потому что не божество помазуется, а человечество. Посему говорит: Боже, помазал Тебя Бог, то есть Отец Твой по Божественности, и Бог по плоти. Елеем радости, то есть Духом Святым, предпочтительно пред прочими людьми. Ибо не мерою Христос получил Духа (Ин.3:34), не как бессильный, но помазан был всею полнотой как помазания, так и Помазующего. Причастники Его - все духовные, как освященные тем же самым причастием. И те, которые, будучи совершенны в законе и духовны, получили Духа по вере во Христа. Почему и названы помазанниками, как например: не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс.104:15). Гораздо же известнее те причастники Христа по благодати, которые приобщились Его смерти в крещении и помазаны Духом, Который называется елеем радости. Который освободил нас от печали по грехам и сделал для нас то, что мы утешаемся надеждой на будущие блага. Что имя Бог стоит вместо: о, Боже! ( θε), - достоверным свидетелем служит враг Симмах, издавший так: " сего ради помазал Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче друзей Твоих " . Заметь же, что словом Боже, с артиклем, сказано о Сыне ради тех, которые говорят, что выражение и Слово было Бог (Ин.1:1), в котором слово Бог без артикля, представляет Его не собственно Богом

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010