Точно так же и Римская Церковь, видя грозящую великую опасность, была вынуждена [внести слова «и от Сына» в Символ]. К тому же [Символ] уже пели так в Галлии и в Испании. Так что сему верховному понтифику было угодно, при участии множества Западных отцов, не имевших недостатка ни в сане, ни в числе, внести то разъяснение, о котором мы говорим и которое мы поем в Символе. Не в обычае Римской Церкви уклоняться от исполнения своего долга. И прежде Первого Собора было немало соборов: например, в Антиохии — против Павла Самосатского; другой — в Анкире, против не принимающих тех, кто приступает к вере после отречения под пытками; третий — в Неокесарии. Все эти соборы были приняты Никейским, даже если что-то из установленного Неокесарийским собором и не было принято (то, что относительно семи диаконов). Также собор в Константинополе принял Сардикийский собор, на котором, хотя он и именуется Западным, были и Восточные отцы, числом 70, которые не захотели прийти на собор, если сперва не будут изгнаны Павел и Афанасий. А поскольку Западным отцам это не было угодно, Восточные удалились, Западные же остались и издали постановление, в котором разъяснялось, что определения Никейского Собора христиане обязаны принимать. Это же утвердил без малейшего затруднения или спора и Второй Собор. Дело в том, что Констанций, брат императора Константина, сын Константина Великого, держался мнений Ария и желал ниспровергнуть учение святых никейских отцов. Через посредство верховного понтифика это стало известно его брату Константину, и тот угрожал брату [Констанцию] войной в случае отказа отречься от [арианского] исповедания. Потому-то и был собран собор в Сардике, который в третьем правиле Второго Вселенского Константинопольского Собора именуется «Западным» . [Сардикийский же] собор нарек изложенную в Никее веру трехсот восьмидесяти богоносных отцов правой и здравой и [предписал] всякому христианину принимать ее, и это-то решение без какого-либо сомнения одобрили и отцы Второго Собора. Читай об этом в вашей же, греческой, книге Ермия о церковной истории .

http://bogoslov.ru/article/6166437

Посланные св. Кириллом епископы, по прибытии в Константинополь, в воскресный день, в кафедральной церкви, в присутствии всего клира и почти всех знатных людей, подали Несторию соборные письма. Но надменный еретик не смирился и после того, как прочитал в них свое осуждение и узнал, что против него восстал весь Запад и Египет. В душе его еще с большею силою закипела ярость против св. Кирилла. Суд соборов римского и александрийского сделался известным во всем Константинополе. Несторий, чтобы успокоить несколько народ, объявил от себя 12 анафем, противоположных Кирилловым, и в то же время говорил с кафедры речи, в которых кратко повторял нечестивое свое учение, стараясь представить его не столь важным, чтобы им занимался собор Вселенский. Ему известно было, что св. Кирилл из всех епископов был самым искусным, сильным и твердым в прениях; посему он ничего не опускал, чтобы уменьшить его авторитет и сделать подозрительным; старался даже оклеветать его как преступника; говорил, будто он, св. Кирилл, вооружился против него золотом, т. е. подкупил тех, которые отделились от Нестория. Об анафемах св. Кирилла, между прочим, говорил, что в них содержится учение погрешительное. Это мнение Нестория разделял и друг его, Иоанн антиохийский. Последний оскорбился ими и думал, что св. Кирилл, восставая против Нестория, впал в другую крайность – в ересь Аполлинариеву. Посему он препоручил двум знаменитым епископам своей епархии: Андрею самосатскому и Феодориту кирскому , написать ответ на соборное письмо св. Кирилла. Таким образом, еретическое учение Нестория сверх авторитета своего виновника снискало себе знаменитых защитников в Иоанне антиохийском, Андрее самосатском и Феодорите кирском , которых почитали тогда славными учителями Церкви. Но что более всего надмевало и ободряло Нестория, – так это сильное покровительство двора. Несмотря, впрочем, на быстро возрастающую силу зла, ревность св. Кирилла не охладевала: он, как добрый воин Христов, неутомимо подвизался за истину. Увидев вышедшие против себя сочинения, он скоро издал своих три: в первом из ни защищался от притязаний Андрея самосатского, во втором опровергал Феодорита кирского, третье сочинение противоположено речам Нестория, произнесенным против Прокла. Но ужасное зло уже достигло крайней степени; соблазн распространился по всему Востоку и Западу; всеобщее волнение колебало умы и сердца христиан; потрясенная Церковь близка была к раздроблению на части; мирное стадо Христово готово было разделиться. Все с нетерпением ожидали Вселенского собора и с надеждою устремляли взоры свои на Ефес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

295 Об этом свидетельствует сам Иоанн в письме в Фирму Кесарие-Каппадокийскому (Syuodicon, cap. IV: Μ. 84, со I. 580): transmisit (Neslorius) nobis et capitula sive propositiones..., quae religiosissimi episcopi sint Cyrilli. Либерат пишет неопределенно: cujus (Cyrilli) exemplar epistolae (ad Nestorium) perveniens ad Ioannem Antiohenum, offensus est in ipsis Cyrilli capitulis (Breviarium causae Nestorianorum et Eutychiauorum, cap. IV: Migue, lat. ser. t. 68, col. 976. A). Это сочинение помещено еще у Манси (tom. IX, col. 659–700), но мы везде, цитируем его по изданию Миня. 296 Так полагает Гарнье (Dissert. I, cap. IV, т. VIII: Μ. 84, col. 107. Cnf. praefat. Garnerii ad secundam partem operum Marii Mereatoris, n. ad an. 430: Migne, lat. ser. t. 48, col. 717–718). 298 Возражения Андрея Самосатского находятся между опровергаемыми св. Кириллом замечаниями «Восточных» (Mansi, V, 20 sqq. Migne, gr. ser. t. 76, col. 306 sqq. Деян., II, стр. 47–123). 299 Феодор Чтец совершенно ложно полагает, что Феодорит писал опровержение глав после примирения «Восточных» со св. Кириллом (Hist. ecles., II, 39: Migue, gr. ser. t. 86, 1, col. 205. Церковная История, изданная в русском переводе вместе с Евагрием и Филосторгием. Спб. 1853. Стр. 528). 300 Epist. 150 (М. 83, col. 1413, р. 1288. 1289; gr. ser. t. 76, col. 389. Mansi, V, 84. E. 85. В. Деян., II, стр. 125. 126). 301 Возражения Феодорита сохранились до нас между опровержениями их св. Кирил­ла (Mansi, V. Деян., II. Cnf. Migne, gr. ser. t. 76, col. 302 sqq.) и в латинском пере­воде последних у Мария Меркатора (Migne, lat. ser. t. 48, col. 972–1001). Эта версия довольно близко совпадает с греческим подлинником, особенно в том виде, как он издан у Манен. 302 Ср. epist. 143 ( Μ. 83, col. 1308. 1309, p. 1238): τ ντι παραπλησως πεληφα δοσσευες, τος τε τς δο του Μονογενος φσεις ες μαν συνγειν τολμντας, χα το ς τν Κριον μν Ιησον Χριστν, τν ϒ ν το θε το ζντος, τν ενανθρωπσαντα Θεν Λγον. ες δυο μερζειν πιχειροντας υος. Cnf. epist. 161 ( Μ. 83, col. 1436. 1437, ρ· 1310): χα σπερ τος ες δο υος μερζοντας τν να Κριον μν ησον Χριστν, ξω βανειν φαμν τς π τν γων αποστλων τετριμμνης δο, ουτω χα τος μαν λγοντας φσιν τν θετητα το Μονογενος χα τ ν ανθρωπτητα, ες τν τερον χρημνν ποχλνειν φαμν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

От него остался целый ряд экзегетических трудов мистикоаллегорического характера, с обращением, впрочем, более или менее внимания и на исторический смысл (в комментариях на Новый Завет, написанных после 428 г.). Выступал он и в качестве ученого апологета христианства с опровержением сочинений Юлиана Отступника. Из прежних ересей он полемизировал с арианством в обширном труде «Книга сокровищ о святой и единосущной Троице». Не сохранившаяся книга против аполлинаристов (синусиастов) имела, вероятно, отношение уже к несторианскому спору. Вызванные этим спором сочинения могут быть вообще распределены по трем фазисам истории самого спора. 1) Первые писания Кирилла до 431 г. имеют агрессивный характер против ереси Нестория. Сюда относятся: пасхальное послание 429 г. (Homilia 17), послания к монахам (429 г., ер. 1), затем послания к самому Несторию (именно 430 г., ер. 4 «Καταφλυαροσι μεν» и ер. 17 «Του Σωτηρος») и к папе Целестину (430 г., ер. 11) и книги «о правой вере», адресованные императору и императрицам (Liber de recta fide ad Theodosium imperatorem и Libri duo ad regnas). До Ефесского собора, вероятно, написано и подробное «Опровержение богохульств Нестория» в пяти книгах (Κατ των Νεστορου δυσφημιν). Наиболее важным по своему значению из всех этих произведений является послание к Несторию «Του Σωτηρος» с приложением 12–ти анафематизмов, в которых резюмируется содержание послания. 2) Анафематизмы Кирилла вызвали резкие нападения на него самого со стороны богословов антиохийского направления; Несторий издал свои антианафематизмы, Андрей Самосатский и Феодорит Киррский также писали против Кирилла опровержения. Кириллу теперь самому пришлось оправдывать себя от обвинений противников, и он в трех сочинениях защищал и разъяснял свои анафематизмы: в «Разъяснении» (πλυσις τν δδεκα κεφαλαων), составленном по желанию Ефесского собора, в «Апологетике» (Απολογητικς) против восточных (Андрея Самосатского) и в «Послании Евоптию против выражений Феодорита» (Επιστολ προς Επτιον).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Чет. Минеи. (Act SS. iann. II. р. 1102). Март. Р. 31 янв. 22 Св. священномуч. Евсевия, еп. Самосатского. В 301 году присутствовал на Антиохийском соборе и способствовал избранию св. Мелетия в патриархи. При Валенте был заточен в Фракию; при Грациане возвратился к своей пастве. В Долихине, куда прибыл для рукоположения городу епископа, арианка бросила на него с кровли дома горшок; от сего удара исповедник скончался. Чет. Минея из Феодорита (II. 32. IV 14. V. 5) и Никифора (XI. 21. XII. 3). (Or. Chr. II col. 934. Act SS. iun. IV. р . 235). Март. Р. 25 июня. Мес. В. Свв. мучч. Галактиона и Иулиа н ии. Мес. всех свв. (Act SS. iun. t. IV. р. 116). Свв. мучч. З ин она и Зины, с л уг и его. От Филадельфии Аравитской; усекнуты при Максимиане. Пролог. (Act SS. iun IV. р. 474). Мес. В. 23 июня. Март. Р. 23 Св. мученицы Агриппины . Римляныня; в муках предала дух свой Господу в царствование Валериана. Чет. Минея. (Act SS. iunii IV. р. 453). Март. Р. Есть служба. Свв. мучч. Евстохия, Гайа, племянника его, и чад его: Провия, Лолия и Урвана, и прочих с ними. Евстохий из идольских жрецов сделался христианским пресвитером, получив рукоположение от Антиохийского еп. Евдоксия; в Литре обратил к вере и крестил Гайа, своего племянника, со всем его родством. Все они обезглавлены при Максимиане, в Анкире. Пролог. (Act SS. iunii IV. р. 471). Март. Р. Празднуется сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, избавления ради Москвы от Ахмата, Ордынского царя. Празднество установлено в 1480 году, при Великом Князе Иоанне III Васильевиче, в память внезапного удаления татар с берегов Оки, и осообождения России от ига Моголов. Чет. Минея по Прологу. (Ист. Г. Р. VI. 3). Служба та же, что 21 мая и 26 авг. Преставление праведного Артемия Веркольского. Месяц. всех свв. См. 20 окт. 24 Рождество честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Лк.1 . (Act SS. 24 iunii p. 687–806). Мес. В. Март. Р. В службе один канон Иоанна монаха, другой – Андрея. Прочие праздники св. Предтечи исчислены под 7 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

14 Эти ответы смотри в «Синодиконе» (т. 1, с. 111). Досифей в «Двенадцатикнижии» говорит, что по примеру этого послания все архиереи и патриархи после Дионисия стали писать Соборам подобные послания, содержащие изложение веры, если по слабости здоровья, старости или другим серьезный обстоятельствам они не могли прийти на Собор лично. 17 Этого божественного Дионисия Василий Великий в 1-м правиле называет весьма сведущим в правилах. Очевидно, св. Дионисий первым заложил основание догмата об ипостасном соединении двух природ во Христе. В 10-м ответе Павлу Самосатскому он говорит: «Иисус, единое Слово, единая Ипостась и единое Лицо, Сам соделался для меня Богом и Господом», а на этом фундаменте божественный Кирилл и III Вселенский собор утвердили великий догмат ипостасного соединения. 18 Эти слова мы приводим по церковно-славянскому переводу, поскольку в данной случае этот перевод соответствует дальнейшим рассуждениям св. Дионисия. 23 О том, что слово ψ означает «затем» и ставится вместо предлога μετ, свидетельствует и выражение Ксенофонта в его «Киропедии»: ψ το πολμου вместо μετ τν πλεμον (после войны). 24 Это изречение – «малое в жизни не мало» – дословно приводит и Василий Великий в начале 2-го слова о крещении, говоря, что это сказал кто-то из наших мудрецов (Basil. Magn. De baptismo 2.1//PG 31, 1525D-1528A.). Но кто этот мудрец? Нам неизвестно (См.: Изречения Секста, 10/пер. вступ. ст. и коммент. А. С. Небольсина. М., 2007. С. 90.). 25 Именно это и обозначает выражение ν φδρ, которое, по толкованию Зонары, возникло из-за того, что еврейские женщины, когда у них наступало время месячного кровотечения, сидели в покое и в отдалении от мест (π τς δρας), где сидели остальные, пока не проходило семь или больше дней. Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего (ν τ φδρ ατς); и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера ( Лев.15:19 ). И опять: Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее (τς φδρου), или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения (τς φδρου) своего, она нечиста ( Лев.15:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1. Господь наш Иисус Христос , побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: " Так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:12 ); и опять: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Иоан. 15:20 ); и еще: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8:9 ). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: «Вы стоите в одном духе» ( Флп.1:27 ), сказал также: «это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения»( Флп.1:28 ), наконец присовокупил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, – точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, – многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, – то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божьей, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

23 В то время как все эти аргументы производили слабое впечатление на латинян, для греков-византийцев они были решающими. Более относящимися к сути вопроса, но и в то же время более сомнительными были аргументы, которые условно можно назвать символическими. Латиняне, в свою очередь, если вообще утруждали себя аргументированием, утверждали, что использование ими опресноков основывается на том, что воплощение Христа было свободно от повреждения первородным грехом, т. е. от закваски порока и греховности. 24 Для обоснования такого сравнения греха с закваской они цитировали Матфея 16:6: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской», а также, еще более постоянно — 1Кор 5:6 -8: Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Здесь возникает проблема перевода. В греческом тексте идет: «Ouk oidate hotimikra zumê holon to phurama zumoi?» В латинском тексте же встречаем следующее: «Nescitis quia modiscum fermentum totam massam corrumpit?» Латиняне, соответственно, видят это сравнение с закваской в очень дурном свете. Греки же, возможно немного более проницательно видят в том же отрывке совершенно иной смысл: что мы должны быть заквашены новой закваской, которая есть Христос. 25 Греки также черпают некоторые свои символические аргументы из библейских текстов, в которых упоминается закваска, например, от Матфея 13:33: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» 26 , однако, большая часть их аргументов направлена на то, чтобы продемонстрировать еретический смысл позиции оппонента — стандартная процедура для всей средневековой полемической литературы. Таким образом: «употреблять хлеб без дрожжей значит подразумевать, что Христос не имел человеческой души, и таким образом, впасть в ересь Апполинария» 27 , или же «употреблять пресный хлеб — значит отрицать, что Христос был Богом, также как и человеком, и таким образом впасть в ересь Нестория» 28 , или же «употреблять пресный хлеб значит отрицать реальность воплощения, и таким образом впасть в ереси Мана, Валентия, Апполинария, Павла Самосатского, Евтихия, Диоскора, Севира, Сергия и Пирра».

http://azbyka.ru/kvasnoj-hleb-i-opresnok...

2 Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле! Ибо величие Твое превознеслось выше небес. 3 Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника. 3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы погубить врага и мстителя. 4 Яко узрю небеса, дела перст твоих, луну и звезды, яже ты основал еси: 4 Как я посмотрю на небеса, дела перстов Твоих, на луну и звезды, которые Ты основал, 5 что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? 5 То что такое человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что посещаешь его? 6 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: 6 Ты умалил его малым чем пред Ангелами, славою и честью Ты увенчал его, 7 И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его: 7 и поставил еси его над делы руку твоею, вся покорил еси под нозе его: 8 овцы и волы вся, еще же и скоты польския, 8 Овец и волов всех, а также и скот полевой, 9 птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския. 9 Птиц небесных и рыб морских, проходящих стези морские. 10 Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли. 10 Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле!   Возбуждение внимания слушателей указанием на высокий предмет псалма. — Величие имени Божия, особенно ясно открывшееся со времени вочеловечения Единородного Сына Божия. — Особое откровение божественной силы в славословии грудных младенцев и вытекающий отсюда урок приступающим к божественному учению. — Почему иудейский народ после распятия Христа подвергся столь великим бедствиям? — иудеи рассеяны по земле не для того, чтобы быть учителями вселенной. — Грех иудеев против Владыки Христа. — Дивное божественное промышление о человеке, выразившееся особенно в деле искупления. И после грехопадения у человека умалена только земная власть, но не отнята. — Почему лишен он власти над дикими зверями и какая польза от них? — Опровержение учения Павла Самосатского. — Увещание — избегать собраний еретиков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2:13); даже более того, знание без деятельности и добродетелей подвергает осуждению. Итак, будем деятельны, чтобы избежать осуждения, и получить обещанные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа (с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки Аминь). БЕСЕДА 6 1. Господь наш Иисус Христос, побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: « Так гнали и пророков, бывших прежде вас » (Мф. 5:12); и опять: « Если Меня гнали, будут гнать и вас » (Ин. 15:20); и еще: « Научитесь от Меня, ибо Я кроток » (Мф. 11:29); и еще: « Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд » (Лк. 6:36). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (Филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: « Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас » (2 Кор. 8:9). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: « Вы стоите в одном духе », сказал также: « это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения », наконец присовокупил: « Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, — точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, — многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, — то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божией, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010