Состоялось открытие выставки, посвященной 650-летию преподобного Андрея Рублева 21 декабря, 2010. Редакция " Правмира " К юбилею самого прославленного из средневековых русских художников приурочена выставка в Третьяковской галерее. К юбилею самого прославленного из средневековых русских художников приурочена выставка в Третьяковской галерее, ставшая результатом совместной работы нескольких ведущих музеев страны, где хранятся произведения, связанные с именем Андрея Рублева: государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музеев Звенигорода, Сергиева Посада, Владимира и Санкт-Петербурга. На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, выступили ее организаторы – сотрудники Третьяковской галереи и музеев, предоставивших произведения для экспозиции. Также на открытии выставки присутствовал председатель отдела Внешних церковных связей митрополит Иларион. Митрополит Волоколамский Иларион Фото Тамары Амелиной Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/sostoyalos-otkrytie-vy...

Если сущность живописи Феофана – это философия Пантократора, то основа медитаций Рублева – философия Спаса. Исследователи постоянно отмечают глубокую человечность искусства Рублева, его высокий гуманизм. В. Н. Лазареву звенигородский Спас «по своей глубокой человечности» напомнил образ Христа в тимпане «Королевского портала» Шартрского собора 82 . Н. А. Демина усматривает в этом образе «воплощение типично русской благообразности». Она особенно ярко выражена во взгляде Спаса. «Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нем чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его» 83 . По сути это тот идеал Богочеловека, снимающего противоположность неба и земли, духа и плоти, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить который в искусстве, пожалуй, с наибольшей полнотой удалось только великому русскому иконописцу. Такого Христа не знало византийское искусство. Его по праву можно считать «порождением русского национального сознания» 84 . В творчестве Андрея Рублева, в глубине и полноте художественного осмысления им общечеловеческих ценностей мы имеем без преувеличения высшее достижение не только древнерусского, но и всего искусства стран византийского региона. Многие из тех идеальных философско-религиозных и нравственных принципов, которые возникли в патристике первых веков новой эры, а затем на многие века были забыты или превратились в пустую фразу, обрели в творчестве Рублева (не без влияния соответствующей духовной атмосферы на Руси конца XIV в.) свою новую жизнь и оптимальное для восточнохристианского мира художественное воплощение. Философско-эстетическая проблематика христианства, по существу получила у Рублева новое, основополагающее звучание, преобразившись в лучах прекрасного. То, что не удавалось убедительно показать в словесных формулах византийской патристике и западной схоластике – главную антиномическую идею триединого Бога как умонепостигаемого единства «неслитно соединенных» и «нераздельно разделяемых» ипостасей – и над выражением чего бились многие поколения византийских живописцев, русский иконописец сумел с удивительным совершенством и артистизмом воплотить в своем произведении 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance kinopoisk.ru «Андрея Рублева» назвали главным фильмом Тарковского 3 мин., 04.04.2017 Журнал «Фома» составил рейтинг фильмов Андрея Тарковского на основе опроса своих читателей в соцсети «ВКонтакте». Первое место занял фильм «Андрей Рублев», далее следуют «Сталкер» и «Солярис». Опрос был проведен к 85-летию выдающегося русского режиссера и сценариста, творчество которого оказало серьезное влияние на многих создателей и друзей «Фомы». Многим работы Андрея Тарковского помогли на пути к обретению веры в Бога, однако есть и те, кому он не близок. Кроме того, есть читатели «Фомы», любящие конкретный фильм Тарковского и категорически не принимающие его другие работы. Наконец, есть такие, кто пока еще не знаком с его картинами. Чтобы поговорить обо всем этом, «Фома» предложил пользователям соцсети «ВКонтакте» ответить на вопрос, – каков «главный» для вас фильм Тарковского, либо отношение к его творчеству? Большинство ответивших – более 380 человек (31%) назвали любимым фильмом Андрея Тарковского «Андрея Рублева». Второе место занял «Сталкер» - более 200 человек (17%), а третье – «Солярис» - более 150 (13%). Из других предложенных фильмов режиссера участники опроса проголосовали за «Зеркало» - более 80 (6%), «Иваново детство» - 60 (5%), «Ностальгию» - более 20 (2%) и «Жертвоприношение» - более 20 (2%). При этом оказалось, что более 130 участников опроса (11%) вообще не знакомы с творчеством Андрея Тарковского, а еще более 100 (9%) - оно не близко. Более 20 человек (2%) предложили свои варианты в комментариях. Всего в опросе приняли участие свыше 1200 человек. Комментарии участников опроса: «Солярис». Образ «островков памяти» в Океане так понятен, я думаю, каждому человеку. Жаль, но наши воспоминания часто сопрягаются с чувством вины. И как отрадно понимать, что возможность все исправить! Что никогда не поздно все начать сначала, - а именно: научиться любить. Что, собственно, синонимично обращению к Богу!

http://foma.ru/andreja-rubleva-nazvali-g...

Если сущность живописи Феофана-это философия Пантократора, то основа медитаций Рублева-философия Спаса. Исследователи постоянно отмечают глубокую человечность искусства Рублева, его высокий гуманизм. В. Н. Лазареву звенигородский Спас «по своей глубокой человечности» напомнил образ Христа в тимпане «Королевского портала» Шартрского собора 268 . Н. А. Демина усматривает в этом образе «воплощение типично русской благообразности». Она особенно ярко выражена во взгляде Спаса. «Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нем чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его» 269 . По сути это тот идеал Богочеловека, снимающего противо-положенность неба и земли, духа и плоти» о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить который в искусстве, пожалуй, с наибольшей полнотой удалось только великому русскому иконописцу. Такого Христа не знало византийское искусство. Его по праву можно считать «порождением русского национального сознания» 270 . В творчестве Андрея Рублева, в глубине и полноту художественного осмысления им общечеловеческих ценностей мы имеем без преувеличения высшее достижение не только древнерусского, но и всего искусства стран византийского региона. Многие из тех идеальных философско-религиозных и нравственных принципов, которые возникли в патристике первых веков новой эры, а затем на многие века были забыты или превратились в пустую фразу, обрели в твор-честве Рублева (не без влияния соответствующей духовной атмосферы на Руси конца XIV в.) свою новую жизнь и оптимальное для восточнохристианского мира художественное воплощение. Философско-эстетическая проблематика христианства, по существу получила у Рублева новое, основополагающее звучание, преобразившись в лучах прекрасного. То, что не удавалось убедительно показать в словесных формулах византийской патристике и западной схоластике-главную антиномическую идею триединого Бога как умонепостигаемого единства «неслитно соединенных» и «нераздельно разделяемых» ипостасей-и над выражением чего бились многие поколения византийских живописцев, русский иконописец сумел с удивительным совершенством и артистизмом воплотить в своем произведении 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В музее Андрея Рублева открывается выставка о роли иконы в русском быту в XVII-XX веках 03.06.2015 В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в среду открывается выставка " Домашнее убранство иконы : киоты и произведения декоративно-прикладного искусства XVII - начала XX века " Выставка будет открыта до 26 сентября 2015 года в помещении выставочного зала музея (Настоятельский корпус Спасо-Андроникова монастыря) В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в среду открывается выставка " Домашнее убранство иконы: киоты и произведения декоративно-прикладного искусства XVII - начала XX века " . Она впервые познакомит зрителей с особенностями бытового почитания икон в разных слоях русского общества с конца XVII до начала XX века. Помимо экспонатов из собрания музея, на выставке будут представлены памятники из восьми частных коллекций. Это киоты, иконы в драгоценных окладах, лампады, предметы личного благочестия, составляющие убранство дворянских домовых церквей и купеческих образных комнат. Всего на выставке будет показано около 250 произведений, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию NEWSru.com. Широкий хронологический охват экспозиции позволяет отразить разные стилистические направления русского православного искусства позднего Средневековья и Нового времени. Среди экспонатов выставки особый интерес представляет полихромная резная киотная рама петровского времени (собрание С. Н. Воробьева). К шедеврам русской декоративной резьбы середины XVIII столетия относится напольный киот в стиле рококо (галерея " Русская усадьба " ), который мог бытовать как в церковном пространстве, так и в жилом интерьере, гармонично сочетаясь с обстановкой помещения. В декоре киота использованы характерные для той эпохи орнаментальные мотивы - вьющаяся виноградная лоза, цветочные гирлянды, раковины. Более 30 икон в киотах предоставлены коллекционером Ю. И. Тарановым, собиравшим и реставрировавшим иконные киоты на протяжении сорока лет. Благодаря его подвижнической деятельности было сохранено около тысячи киотов, не ценившихся ранее как произведения искусства. Участники выставки Ю. В. Игнатьев и А. Н. Ларичкин - профессиональные реставраторы, бережно сохранившие редкие образцы русской киотной резьбы. Уникальные произведения русского прикладного искусства представили на выставку коллекционеры А. Л. Кусакин, А. С. Жариков и Н. И. Давыдов. Выставка будет открыта до 26 сентября 2015 года в помещении выставочного зала музея (Настоятельский корпус Спасо-Андроникова монастыря). Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.06.2015 17:16:06

http://drevo-info.ru/news/18985.html

Лента новостей Все рубрики Новостная служба Ученые обратились к министру культуры с просьбой предотвратить разрушение иконы «Святая Троица» Андрея Рублева 24 мая. ПРАВМИР. Эксперты по культуре Древней и Средневековой Руси научного совета Российской академии наук «История мировой культуры» направили открытое письмо с обращением к министру культуры РФ Ольге Любимовой. По их мнению, единственное безопасное место для «памятника русской и мировой культуры — иконы Андрея Рублева «Святая Троица», которая сейчас находится в нестабильном состоянии, это залы […] Ученые обратились к министру культуры с просьбой предотвратить разрушение иконы «Святая Троица» Андрея Рублева 24 мая. ПРАВМИР. Эксперты по культуре Древней и Средневековой Руси научного совета Российской академии наук «История мировой культуры» направили открытое письмо с обращением к министру культуры РФ Ольге Любимовой. По их мнению, единственное безопасное место для «памятника русской и мировой культуры — иконы Андрея Рублева «Святая Троица», которая сейчас находится в нестабильном состоянии, это залы […] Новостная служба Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/lenta-novoste...

Для большинства современных юношей и девушек характерно прочтение иконы на двух первых уровнях, тогда как только третий и четвертый дают возможность уяснить духовный и нравственный смысл иконы и добровольно принять запечатленный на ней образ в качестве идеала. Отсюда, важная задача педагога заключается в направлении обучаемых, чтобы они могли «читать» икону на всех четырех уровнях. Решение это задачи описано на страницах настоящей книги, где показан путь последовательного «прочтения» старшеклассниками иконы «Святая Троица» Андрея Рублева, открывающий им широкие возможности для формирования своей событийности и реализации жизненных устремлений в соответствии с базовыми национальными ценностями. Монография адресована специалистам педагогам учреждений среднего общего и профессионального образования, всем интересующимся вопросами воспитания. Она может стать методическим подспорьем на уроках по истории, мировой художественной культуре и основам православной культуры. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Re: «Святая Троица» Андрея Рублева - детям МОЙ СТИХИ Спасибо вам единый Боже. Зато что дали нам из благ своих. Да дали жизнь отцу и маме. Да были милосердны к нам. Вы добродетель дел прекрасных. Вы Бог надежды и любви. Мы благодарны вам спасибо. Господь податель милосердный. 1. Re: «Святая Троица» Андрея Рублева - детям МОЙ СТИХИ Два Ангела взывают к Богу милосердия. У лика двух Архангелов святых. И крылья каждого из милосердия Бога. Их суть есть вера духовной чистоты. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

Все эти соображения не следует принимать за платформу, на основе которой создавался фильм «Иваново детство». Это лишь попытка объяснить самому себе, какие возникали в процессе работы размышления и в какую систему взглядов они складывались. Опыт работы над этим фильмом содействовал формированию моих убеждений. Они окрепли в процессе написания сценария «Страсти по Андрею» и постановки фильма о жизни Андрея Рублева, который я завершил в 1966 году. После написания сценария я очень сомневался в возможности осуществления своего замысла. Но думал, что, если это окажется возможным, будущий фильм ни в коем случае не будет решен в духе исторического или биографического жанра. Меня интересовало другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца. На примере Рублева мне хотелось исследовать вопрос психологии творчества и исследовать душевное состояние и гражданские чувства художника, создающего духовные ценности непреходящего значения. Этот фильм должен был рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную «Троицу», то есть идеал братства, любви и тихой святости. Это было основным в идейно-художественной концепции сценария. Он состоял из отдельных эпизодов-новелл, в которых мы не всегда видим самого Андрея Рублева. Но в этих случаях должна была ощущаться жизнь его духа, дыхание атмосферы, формирующей его отношение к миру. Новеллы эти связаны не традиционной хронологической линией, а внутренней поэтической логикой необходимости для Рублева написать свою знаменитую «Троицу». Эта логика приводит к единству эпизодов, из которых каждому сообщены особый сюжет и собственная мысль. Они развивают друг друга, внутренне сталкиваясь между собой. Но столкновения эти в сценарной последовательности должны были возникнуть в соответствии с поэтической логикой, как образное проявление противоречий и сложности жизни и творчества… В историческом аспекте фильм хотелось сделать так, как если бы мы рассказывали о нашем современнике. А для этого необходимо было видеть в исторических фактах, персонажах, в остатках материальной культуры не повод для будущих памятников, а нечто жизненное, дышащее, даже обыденное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой иконописец у Андрея Тарковского и Натальи Иртениной 3 мин., 26.02.2014 Каким знает образованный русский человек Андрея Рублева? Таким, каков он в житии? Таким, каков он в научной литературе? Ни в коей мере. Образ иконописца утвердился в коллективном сознании нашей интеллектуальной элиты таким, каким сыграл его артист Анатолий Солоницын в знаменитом фильме Андрея Тарковского. А там он предстает в виде интеллигента, истерзанного проблемами творчества, которые, как показывает Тарковский, стояли перед творческой личностью всегда, – вне зависимости от времени и государственного устройства. И, может быть, даже вне религиозной принадлежности. Не то, чтобы автор этих строк хотел наброситься с критикой на картину Тарковского – нет, фильм был и остается одним из пиков нашего кинематографа, тут не о чем спорить. Но в ту эпоху, когда он появился на свет, о христианском аспекте личности Рублева можно было сказать чуть-чуть, самую малость. Тарковский сказал то, что позволялось, и, думается, еще многое сверх того. Укорять его за «малую православность» фильма было бы просто глупо. На нескольких десятилетий Тарковский вообще играл роль самого крупного религиозного мыслителя от кино. Другое дело, что времена изменились. И то, что было в творчестве Рублева чисто христианского – не вечно интеллигентского, а именно христианского – то есть, по большому счету, то, что составляло стержень и смысл его трудов, до сих пор не было достойно представлено в русском искусстве и словесности. Лишь совсем недавно появился роман известного православного писателя Натальи Иртениной «Андрей Рублев, инок». И эта книга закрыла зияющую брешь. Рублев получил у Иртениной принципиально иную, можно сказать, нарочито иную трактовку, чем у Тарковского. В романе нетрудно разглядеть даже своего рода полемическое заострение: «Рублев – иное». Иконописец предстает в первую очередь монахом, христианином, персоной, погруженной в истину веры, а уж потом живописцем.

http://foma.ru/russkij-monax-andrej-rubl...

Министерство культуры РФ организует изучение 80 работ, приписываемых иконописцу и святому Андрею Рублеву. 27 июня, ПРАВМИР. Министерство культуры РФ организует изучение 80  работ, приписываемых иконописцу и святому Андрею Рублеву. Цель этого проекта — научиться отличать образы, написанные самим Рублевым, от сомнительных произведений. На научно-исследовательские работы ведомство готово потратить 600 000 рублей. В Минкультуры подчеркнули, что это первое исследование такого масштаба, сообщает  газета « Известия «. Работы  мастера сфотографируют и обработают в цифровом формате, часть из них снимут рентгеновским аппаратом и в ультрафиолетовых лучах. Будет также проведено визуальное исследование пробы, термический, микрохимический капельный и спектральный анализ пигментов. Исследование призвано установить художественный почерк Рублева, его индивидуальные приемы и красочную палитру. В итоге будут выявленны «эталонные» произведения художника, с ними будут сравнивать памятники, авторство которых под сомнением. «Эти данные, в частности, позволят наконец-то отличать работы самого Рублева от творений его «сопостника» и соратника Даниила», — заявили в ведомстве. «Сложилась такая ситуация. Мы заявляем, что Рублев — достояние страны, объявляем Год Рублева в России, а при этом не можем объективно определить его произведения», — отметил директор ГосНИИ реставрации Александр Трезвов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ministerstvo-kultury-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010