Вначале рецензент излагает вкратце содержание сочинения, в конце же пишет следующее: «Исследование автора имеет не один историко–теоретический интерес, но для нашего времени не потеряло практическое значение: в творчестве Рублева мы находим лучшее выражение идеи «образа», «в видимом невидимого», причем в художественных формах. Вот чем объясняется большой интерес к творчеству Рублева не только у нас на Руси, но и за пределами ее. Достаточно указать, что но французском парижском издании 1947 г. об ангелах, из всей русской иконописи только «Троица» Рублева нашла место (фоторепродукция 13). Сочинение автора, как первая научная работа, имеет недостатки и достоинства. Сначала о первых. Первый недостаток методологического порядка – отсутствие историко–критического обзора литературы о творчестве Рублева. Этот обзор автор мог сделать, т.к. литература о Рублеве сравнительно небольшая и при том исключительно искусствоведческого характера, а не иконографическая. Своим обзором автор выгодно выделил бы свое исследование, как именно иконографическое, т.к. именно иконографических работ о Рублеве нет, за исключением работы Алпатова на французском языке, («Троица» в искусстве Византии и в иконе Рублева»). Второй недостаток сочинения автора. В первой главе он намеревался дать биографию Андрея Рублева и работы этой не выполнил. Правда, материалы о жизни и деятельности Рублева незначительны, однако автор располагал житием преп. Сергия Епифания, житием преп. Никона, сказанием о иконописцах, кроме того, побочными материалами, как, напр., постановлениями Стоглава, летописями, и на основании их вполне можно было бы воспроизвести образ Рублева с указанием основных этапов его художественного роста и развития. В представленной же биографии Рублева автор ограничился одними рассуждениями. Повторяем, материал для (представления) научной биографии Рублева у автора был вполне достаточный. Третий недостаток работы – автор не дал обоснования принадлежности Рублеву ряда образов – икон, о композиции которых он говорит во второй главе (апп. Павел, Петр, Спаситель и др.), ограничившись глухой ссылкой: «ученые единогласно признают». Какие это ученые? Какие их доводы?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В день памяти Андрея Рублева в Москве пройдет выставка «Герои Земли Русской» 15 июля, 2014. Новостная служба На выставке будут представлены Герои русской земли самых разных времен. 15 июля. ПРАВМИР. 17 июля в 14:00 в День памяти преподобного Андрея Рублева на территории Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева пройдет выставка «Герои Земли Русской». Выставку открывает Фонд содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева . Выставка является частью Проекта «Аллея Российской Славы». Автор и воплотитель идеи Проекта «Аллея Российской Славы» Михаил Леонидович Сердюков, который вот уже десять лет является руководителем скульптурной мастерской. Проект «Аллея Российской Славы» был задуман с единственной целью — Возрождение патриотического духа российского народа. Организаторы Выставки «Герои Земли Русской» считают, что патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического Возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. На выставке будут представлены Герои русской земли самых разных времен. Герои объединены своим неоценимым вкладом в историю России. Каждый из этих людей сделал нечто, что привело к качественному положительному сдвигу всей России. Среди героев выставки: Екатерина II; Потёмкин Г.А.; Панин- Коломенкин Н.А.; Жуков Г.К.; Недорубов К.И.; Гагарин Ю.А.; Покрышкин А.И.; Нахимов П.С.; Берест А.П.; Димитрий Донской. Адрес: г.Москва, Андроньевская площадь, д. 10, Музей имени Андрея Рублева. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 ноября, 2022 31 октября, 2022 6 октября, 2023 21 июля, 2023 15 февраля, 2023 6 февраля, 2023 4 февраля, 2023 26 января, 2023 21 января, 2023 1 ноября, 2022

http://pravmir.ru/v-den-pamyati-andreya-...

Яркий «рублевский голубец» ляпис-лазури был любимым цветом мастера, и он умел очень тонко построить на его основе всю колористическую гамму, подчеркнув его глубокую художественную символику. Ю. А. Олсуфьев усматривал в «несравненном» по интенсивности и насыщенности рублевском голубом цвете четырех оттенков «суммирующую формулу» «для всей лазури, разлитой в мире» 97 . Палитра Рублева так богата и многозначна, что вызывает самые разнообразные ассоциации. В. Н. Лазареву, например, она напоминала палитру Пьеро делла Франческо 98 , а Н. А. Деминой рублевский колорит представлялся созвучным «с русской природой в пору перехода от весны к лету, т. е. к той цветущей поре года, когда приходится троицын день» 99 . Такой же глубиной, силой и музыкальностью отличается цветовой строй всех произведений Рублева. В. Н. Лазарев отмечал необычайную красоту холодных светлых красок «Звенигородского чина», создающих у зрителя настроение особой просветленности. «Голубые, розовые, синие, блекло-фиолетовые и вишневые тона даны в таких безупречно верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации» 100 . Такого богатства цветовых оттенков и полутонов, как в «Звенигородском чине», не знала ни византийская, ни древнерусская иконопись до Рублева. Краски Рублева предельно прозрачны и светоносны. При созерцании его сияющих благородным цветным светом икон невольно вспоминаешь мысль автора «Ареопагитик» о «луче фотодосии», пронизывающем своим «преображающим» сиянием все бытие. Фигуры на иконах Рублева именно «преображены» мягким сиянием, излучаемым ими. В храме этот эффект усиливался мерцающим светом множества светильников и голубоватой дымкой возносящегося вверх фимиама. У Рублева, по меткому замечанию Н. А. Деминой, изображена «светлая, воздушная, живая плоть». Рублеву не нужна тень для выявления света. «Светлые вибрирующие тона сами выражают свет и являются всегда фоном для более интенсивных и светосильных звучаний...» 101 . Эстетика цвета и света достигла у Андрея Рублева совершенных форм своего выражения, а если говорить более обобщенно, то можно без натяжек заключить, что древнерусское эстетическое сознание в формах изобразительного искусства с наибольшей глубиной и полнотой выражено именно в его живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Всеволод Чаплин о конфликте вокруг библиотеки Шнеерсона и икон музея Андрея Рублева В связи с «делом о библиотеке Шнеерсона» возникла угроза наложения ареста на православные иконы, вывезенные на выставку музеем имени Андрея Рублева. Сейчас продолжается спор относительно того, могут ли ценности оперативно быть вывезены в Москву. Будем надеяться, что в ходе разрешения этого спора будут приняты такие решения, которые обезопасят древние православные святыни. 28 марта, 2011 В связи с «делом о библиотеке Шнеерсона» возникла угроза наложения ареста на православные иконы, вывезенные на выставку музеем имени Андрея Рублева. Сейчас продолжается спор относительно того, могут ли ценности оперативно быть вывезены в Москву. Будем надеяться, что в ходе разрешения этого спора будут приняты такие решения, которые обезопасят древние православные святыни. Из-за споров вокруг библиотеки Шнеерсона в Москву возвращается выставка икон музея преподобного Андрея Рублева, которая должна была продлиться до июля в городке Клинтон (штат Массачусетс, США).  Почему ситуация с экстренным прерыванием экспозиции икон Рублевского музея не получила широчайшей огласки, ведь под угрозой оказалось, ни много ни мало, бесценное культурное достояние страны? Почему молчит интернет-общественность, которая еще год назад кипела гневом в связи с п ринятием закона о возвращении церковного имущества ? Портал « Правмир » попросил прокомментировать ситуацию протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. В числе книг и рукописей, входящих в библиотеку Шнеерсона, насколько мне известно, находятся предметы религиозного почитания иудеев. В том числе предметы, которые используются при обрядовых действиях. К сожалению, это не единичный случай того, что почитаемые верующими предметы находятся в условиях, не позволяющих это почитание осуществить. В таких условиях находится большое количество икон и священных книг Православной Церкви, некоторые мощи и иные святыни. Так что эта тема православным верующим знакома.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Более 50 древних икон, отреставрированных за 25 лет, представили в музее Андрея Рублева 16.09.2021 Выставка древних икон, отреставрированных студентами и преподавателями Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) за последние 25 лет, открылась в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Экспозиция посвящена 25-летию сотрудничества музея Андрея Рублева и кафедры реставрации ПСТГУ. На выставке размещены более 50 икон середины XVI - начала XX века, которые дают наиболее яркое представление о сложной и тонкой работе реставраторов, пояснили организаторы. В частности, заведующая научно-реставрационным отделом музея Ольга Труфанова рассказала ТАСС об уникальной реставрации иконы конца XVIII - начала XIX века «Воскресенье Христово - сошествие во ад». «Икона пришла разрушенная, разделена была на две половинки. Видно по стыку, что она была изъедена личинками жучков. Она вся была как губка, труха. И сначала нужно восстановить каркас, потом каждую дырочку восполнить. Реставрация этой иконы продолжалась несколько лет. Она одна из первых пришла в 1996 году, это был очень и очень тяжелый процесс реставрации. Здесь она, конечно, в идеальных условиях хранится, но уровень реставрации настолько высок, что за 25 лет никакого изменения сохранности», - отметила Труфанова. По словам заведующего сектором научно-методической работы музея Дионисия Денисова, в процессе реставрации были сделаны научные открытия, например, относительно авторства некоторых икон. «Было установлено авторство некоторых икон, потому что подпись сохранилась, но из-за потемневшей олифы она не была видна. В частности, иконописцы Иван Горбунов и Тихон Могутов выявлены (в качестве авторов икон, авторство которых ранее не было установлено). Но этим они и ценны, потому что по одному новому памятнику каждого автора вошло в научный оборот», - объяснил Денисов корреспонденту ТАСС. В музее отметили, что благодаря сотрудничеству с кафедрой за 25 лет удалось спасти и привести в экспозиционное состояние около сотни шедевров иконописи, каждый из которых требовал скрупулезной и тонкой работы. Главная задача реставраторов, объясняют специалисты, состоит в том, чтобы восстановить утраченные детали и фрагменты, но при этом не вмешиваться в авторскую живопись. Чтобы показать разные этапы работы и особенности каждого из них, некоторые иконы экспонируются в процессе незавершенной реставрации. Экспозицию посвятили также создателю кафедры реставрации ПСГТУ Галине Клоковой, которая умерла в этом году. Выставка будет открыта для зрителей в музее Андрея Рублева с 16 сентября. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 16.09.2021 21:26:44

http://drevo-info.ru/news/27249.html

Н. Лазарев, «яркая личность Феофана во многих отношениях определила творческое развитие Рублева. Феофан был тем великим артистом, перед всесильными чарами которого было трудно устоять. Он приобщил Рублева к лучшим монументальным традициям византийской живописи, он обострил его замечательный колористический дар, он научил его новым композиционным приемам, он явился его прямым предшественником в создании классической формы русского иконостаса» 265 . Работа с Феофаном в Благовещенском соборе несомненно обогатила Андрея Рублева, хотя он к этому времени уже был зрелым мастером и приближался к вершинам своих творческих достижений. Рублев по праву занимает место классика древнерусской живописи, ибо он, как точно отметил в свое время Б. И. Пуришев, «с небывалой до того времени силой воплотил в своем творчестве черты национального художественного гения» 266 с максимальной полнотой, глубиной и ясностью выразил характерные черты древнерусского художественного мышления. Художественный мир Рублева не менее глубок и философичен, чем мир Феофана, но философия Рублева лишена мрачной безысходности и трагизма Это философия гуманности, добра и красоты, философия всепроникающей гармонии духовного и материального начал, это оптимистическая философия мира одухотворенного, просветленного и преображенного. Искусство Рублева и Дионисия, отмечал Б. В. Михайловский , «весьма далеко от аскетизма, оно наслаждается идеализацией чувственных форм, преображением мира в красоте. Основа этой живописи-уже не столько эстетика возвышенного, как у Феофана и новгородцев XIV века, сколько эстетика прекрасного» 267 . В христианском учении Рублев в отличш от Феофана усмотрел не идею беспощадного наказания грешного человечества, не принципы любви, надежды, всепрощения милосердия, умиротворения. Его Христос и в «Страшном суде» Успенского собора вс Владимире, и в Звенигородском чине-не феофановский грозный Вседержатель и Судия мира, а все понимающий, сострадающий человеку в его слабостях, любящий его и прощающий ему Спас, пришедший на: землю и пострадавший ради спасения грешного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Андрей Тарковский на съемках «Андрея Рублева» Когда звонил Сурков, то сообщил, что выход «Рублева» связан с представленной им в ЦК запиской по поводу «Рублева». Теперь все будут изображать виновников торжества. Во всяком случае основная причина — Косыгин и Козинцев с Шостаковичем. И никто из чиновников не приложил к этому рук. Сегодня день неудач. Во-первых, выпуск «Рублева», как оказывается, связан с сокращением его на 10 минут, что я, якобы, обещал когда-то Черноуцану. Я этого не мог обещать хотя бы потому, что вся многолетняя борьба за картину ведется в связи с ее сохранением и невмешательством в ее теперешнюю структуру. Бред какой-то. Какой-то обман. Но картину я, конечно, сокращать не буду. Во-вторых, рухнула поездка в Японию. В Комитете «решили» в связи с закрытием «Экспо» нас туда не посылать. Завтра к 11 часам иду на прием к Баскакову. Они с ума посходили. Без Города картина будет намного хуже. Где же снимать Город. Не на новом же Арбате! А потом будут снова ныть: «А где же „будущее“?». Боже мой! Когда же кончатся эти обманы, фальшь и предательство этих идиотов? Зато купил сегодня несколько хороших пластинок: Гайдна, Баха, Генделя… 26 сентября Постепенно ситуация проясняется. Студия просит для «Соляриса» 1600 тыс. лимита — на 200 тыс. больше, чем было для «Рублева». Затем следует проблема с Биби А[ндерсон]. Звонил Тейнишвили и просил, чтобы она прислала бумагу о том, что согласна сниматься за советские деньги. Такое письмо она пришлет. М. Влади, снимаясь у Юткевича, получала 100 р. за съемочный день. Но бумагу об этом подписывал Косыгин (?!). Биби, конечно же, не должна получать меньше Марины. Что касается Японии — то надо ехать. Во-первых, сегодня (или вчера) по радио передавали передачу о судьбе «Экспо-70». Большая часть будет оставлена. Баскаков не в курсе дела, как всегда. Что же касается Баскакова и «Рублева», то я, конечно, и пальцем не прикоснусь к фильму. Но мучать они меня начали снова. Важно на эту тему с ними не разговаривать, а дать понять через вторых лиц, что я против купюр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Лазарев, «яркая личность Феофана во многих отношениях определила творческое развитие Рублева. Феофан был тем великим артистом, перед всесильными чарами которого было трудно устоять. Он приобщил Рублева к лучшим монументальным традициям византийской живописи, он обострил его замечательный колористический дар, он научил его новым композиционным приемам, он явился его прямым предшественником в создании классической формы русского иконостаса» 79 . Работа с Феофаном в Благовещенском соборе несомненно обогатила Андрея Рублева, хотя он к этому времени уже был зрелым мастером и приближался к вершинам своих творческих достижений. Рублев по праву занимает место классика древнерусской живописи, ибо он, как точно отметил в свое время Б. И. Пуришев, «с небывалой до того времени силой воплотил в своем творчестве черты национального художественного гения» 80 , с максимальной полнотой, глубиной и ясностью выразил характерные черты древнерусского художественного мышления. Художественный мир Рублева не менее глубок и философичен, чем мир Феофана, но философия Рублева лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия гуманности, добра и красоты, философия всепроникающей гармонии духовного и материального начал, это оптимистическая философия мира одухотворенного, просветленного и преображенного. Искусство Рублева и Дионисия, отмечал Б. В. Михайловский , «весьма далеко от аскетизма, оно наслаждается идеализацией чувственных форм, преображением мира в красоте. Основа этой живописи – уже не столько эстетика возвышенного, как у Феофана и новгородцев XIV века, сколько эстетика прекрасного» 81 . В христианском учении Рублев в отличие от Феофана усмотрел не идею беспощадного наказания грешного человечества, но принципы любви, надежды, всепрощения, милосердия, умиротворения. Его Христос и в «Страшном суде» Успенского собора во Владимире, и в Звенигородском чине – не феофановский грозный Вседержитель и Судия мира, а все понимающий, сострадающий человеку в его слабостях, любящий его и прощающий ему Спас, пришедший на землю и пострадавший ради спасения грешного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Елена Вербенина Протоиерей Всеволод Чаплин о конфликте вокруг библиотеки Шнеерсона и икон музея Андрея Рублева В связи с " делом о библиотеке Шнеерсона " возникла угроза наложения ареста на православные иконы, вывезенные на выставку музеем имени Андрея Рублева. Сейчас продолжается спор относительно того, могут ли ценности оперативно быть вывезены в Москву. Будем надеяться, что в ходе разрешения этого спора будут приняты такие решения, которые обезопасят древние православные святыни. Протоиерей Всеволод Чаплин о конфликте вокруг библиотеки Шнеерсона и икон музея Андрея Рублева В связи с " делом о библиотеке Шнеерсона " возникла угроза наложения ареста на православные иконы, вывезенные на выставку музеем имени Андрея Рублева. Сейчас продолжается спор относительно того, могут ли ценности оперативно быть вывезены в Москву. Будем надеяться, что в ходе разрешения этого спора будут приняты такие решения, которые обезопасят древние православные святыни. Елена Вербенина Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/news/analitik...

Представитель Синодального отдела по делам молодежи провел экскурсию по творчеству Андрея Рублева для зарубежных студентов 11 марта 2011 г. 17:45 11 марта 2011 года по благословению епископа Бронницкого Игнатия при поддержке Синодального отдела по делам молодежи в Государственной Третьяковской галерее была организована экскурсия «Андрей Рублев. Перед тайной Бога и человека» для англоговорящих студентов из дальнего зарубежья. В ходе экскурсии, которую провел член экспертного совета Синодального отдела по делам молодежи, старший преподаватель кафедры биоэтики Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова иеромонах Димитрий (Першин), студенты РГМУ из Малайзии, Китая и Индии ознакомились с одним из важнейших пластов истории древнерусского искусства. К 650-летию Андрея Рублева в стенах Государственной Третьяковской галереи впервые за последние полвека были собраны произведения из ведущих музеев России , которые традиционно связываются с именем великого иконописца или могли быть созданы в его ближайшем окружении. «Москва уже давно стала городом многонациональным, городом студенческих диаспор, — отметил отец Димитрий. — Иностранные студенты зачастую далеки от русской культуры, хотя ежедневно с ней соприкасаются. Культурная миссия, охватывающая студентов российских вузов, приехавших сюда из самых разных стран, — очень важный вектор в жизни православного общества». Проведение таких экскурсий стало уже доброй традицией: в течение десяти лет силами Всероссийского православного молодежного движения и «Братства православных следопытов» для студентов из дальнего зарубежья был подготовлен и проведен ряд экскурсионных программ на иностранных языках, которые знакомят с наиболее важными вехами развития русской культуры. Как показал опыт проведения таких акций, именно знакомство с иконографией, особенно с творчеством Андрея Рублева, чаще всего вызывает у студентов-иностранцев самые восторженные отзывы. «Мы надеемся, что, познакомившись с этим удивительным " богословием в красках " , студенты вернутся в свои родные страны проповедниками красоты русской культуры и Православия», — сказал иеромонах Димитрий (Першин). Пресс-служба Синодального отдела по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1427484.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010