Святитель Амвросий Медиоланский считал, что в виде трех ангелов явились три лица Святой Троицы, – кажется, это единственное такое святоотеческое мнение. Блаженный Августин считал, что это были просто три ангела. И, наконец, целый ряд отцов – это Иустин Философ, Ириней Лионский, Святитель Иоанн Златоуст — считали, что это было явление двух ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа «пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Быт. 18:22). И еще, что именно со Вторым Лицом Святой Троицы – с лицом Сына в Писании и связывается имя ангела. Мы потом этому некоторое подтверждение увидим в последующих книгах. Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, пелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе ангелов» ч. 2, c. 122]. Не случайно, что на известной иконе преподобного Андрея Рублева отмечается схожесть ликов трех ангелов, так что толкователи иногда предлагают разные изъяснения, какой ангел какое лицо Святой Троицы собой представляет. Этот факт подтверждает справедливость мнения святителя Филарета. 2.9. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры В связи с историей гибели Содома и Гоморры хочется сделать следующие замечания. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт. 18:17). Эти слова проливают свет на тайну пророческого служения. Почему бы и не утаить? Такова Его воля. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Итак, Авраам есть друг Божий. Обратите внимание еще вот на какое обстоятельство. Когда Бог собирается поразить Содом и Гоморру, Он проявляет как бы некоторую нерешительность и незнание всех обстоятельств дела. Нас это уже не должно удивлять, поскольку подобная ситуация уже не в первый раз встречается на страницах книги Бытия. И каждый раз она связана с тем, что человеку тем самым дается какая-то новая возможность. В данном случае, благодаря этой «нерешительности» Авраам получает возможность выступить ходатаем к милосердию Божию. Он молит Господа пощадить город, и ради десяти праведников Господь согласен помиловать Содом и Гоморру, но даже и десяти там не находится, хотя города, казалось бы, были большие. Так что каждый из нас должен о своей праведности заботиться, вдруг он окажется тем самым десятым, которого не достанет.

http://sedmitza.ru/lib/text/430862/

слова, выражающие также концепцию его героя — художника, — движет энергия откровения. Это какие-то внезапные озарения, точно пелена спадает с глаз! Но не по отношению к частностям, а к общему и бесконечному, к тому, что в сознании не укладывается… Эти поэтические откровения, самоценные и вечные, — свидетельства того, что человек способен осознать и выразить свое понимание того, чьим образом и подобием он является» . Для понимания значения «Зеркала», думаю, важен финал Гимна человеколюбию, прочитанного в фильме «Рублев», известного и несомненно важного для Тарковского. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гада- тельно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор 13: 8-10, 12-13). Герои Тарковского, как и сам автор «Троицы», могут лишь бросить взгляд на это измерение. Оригинальность и величие Тарковского заключается в том, что ему хватило смелости сделать это в наше время, «используя самый тяжелый и самый податливый материал» и новые художественные средства, чтобы выразить в атмосфере духовной нищеты то, что он считал необходимым передать своим зрителям. Глава III. «Солярис» В начале 70-х Тарковский снимает первый из двух своих научно-фантастических фильмов — «Солярис» . После «Иванова детства» и «Андрея Рублева» такой выбор может показаться странным для режиссера, чье творчество было направлено на внутренний мир человека и на понимание сущности жизни. Внешние причины, приведшие к написанию сценария по роману польского писателя Станислава Лема, а затем и по повести Пикник на обочине, связаны с тогдашней ситуацией в Советском Союзе. Тарковский пишет по поводу корректировок, которые потребовали Отдел культуры Центрального Комитета КПСС и Госкино для пропуска «Соляриса»:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Слово Божие связано с Духом Божиим: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:2 ). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на то, что в сотворении мира принимали участие три Лица Святой Троицы. Указание на троичность Божества видят и в тех ветхозаветных текстах, где Бог говорит о Себе во множественном числе (см.: Быт. 1:26, 3:22, 11:7 ; Ис. 6:8 ), и в имени Elohim, представляющем собой множественное число от El (Бог), хотя грамматически это объясняется употреблением pluralis majestatis (множественного величия) или pluralis divinitatis (множественного Божественности). В рассказе о явлении трех мужей Аврааму (см.: Быт. 18 ) множественное число тоже чередуется с единственным. Контекст повествования позволяет объяснить это тем, что иногда Авраам обращается к трем мужам, а иногда к одному, и отвечают ему иногда все трое, а иногда один – главный из них. Этот главный из трех мужей отождествляется с Господом, а два других – с Ангелами ( Быт. 18:33, 19:1 )- Однако в христианской богословской традиции, нашедшей отражение и в православной иконописи (в частности, в иконе Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева), весь этот рассказ воспринимается как таинственное указание на троичность Божества. Существенную роль в Ветхом Завете играет представление о Премудрости Божией. Иногда Премудрость описывается как одно из качеств Бога: «у Него премудрость и сила, Его совет и разум» ( Иов. 12:13 ), «у Него могущество и премудрость» ( Иов. 12:16 ), «дивны судьбы Его, велика премудрость Его» ( Ис. 28:29 ). Однако в трех библейских книгах – Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова – Премудрость предстает как сила Божия, наделенная чертами живого духовного существа: «Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художника всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Смысл: Это чтение связано с одним библейским сюжетом, когда Навуходоносору приснился странный сон. Никто из придворных толкователей снов (в древности многие суеверные языческие цари держали у себя при дворе таких особенно одаренных людей) не смог его разгадать. И тогда царь призвал к себе пророка Даниила, который с помощью Божьей сумел дать правильное толкование сновидению. Образ камня, который оторвется от горы без содействия рук , — указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. Этот камень раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Части истукана, который описан в сновидении, состоит из разных металлов — это языческие царства, которые погибнут, потому что Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства.... Что это за царство? Новозаветная Церковь, в которой люди будут поклонятся не бездушным идолам, а Христу. Конец языческих царств — это конец идолопоклонства. Поэтому Христово Царство побеждает не силой и оружием, а духовно, смертью и воскресением Спасителя. 7-я паремия. Пророчества Исаиина чтение. [Глава 9.] Текст: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия. Перевод: Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Смысл: Если открыть церковнославянский текст, то после слов ибо Младенец родился нам — Сын дан нам встречаем и нарицается имя Его : велика г о совета Ангел. Великаго совета — так называемый Предвечный Совет между Лицами Пресвятой Троицы, который изображен на иконе преподобного Андрея Рублева. Боковые Ангелы на ней своими внутренними контурами создают чашу, и перед ней Христос — Ангел в красно-синих одеждах. Этот Ангел Сам благословляет чашу напротив себя с жертвенным животным. Так Андрей Рублев символически приоткрывает, как на Предвечном Совете Слово Божие, Сын  принимает жертву, которую Ему предстоит принести потом на Кресте.

http://foma.ru/rozhdestvenskie-paremii.h...

Считается, что икона “ Тайная вечеря ” из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля написана сотоварищем Андрея Рублева Прохором с Городца. Изобразительное решение сцены, поза, жест и выражение лица Христа, позы апостолов, особенно Иоанна, Петра и Иуды, наиболее точно соответствуют словам Евангелия от Иоанна:“...Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он припав к груди Иисуса, сказал Ему: “Господи! Кто это?”.Иисус отвечал: “Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам”. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту”. 108 СТРАСТИ ХРИСТОВЫ. Среди множества других икон Спасителя можно встретить цикл икон Страстей Хритовых. В них входят: “Целование Иуды”, “Суд Пилата”, “Бичевание Христа”, “Иисус в терновом венце”, “Несение Креста ”, наконец “Распятие Христово” . На последней иконе стоящими вокруг креста изображаются Пресвятая Богородица, женщины (некоторые из жен Мироносиц), Иоанн Богослов и иногда Лонгин, сотник с копьем в руке. Сзади – стена города. Это Иерусалим. Крест укреплен в горе, под нею чернота пещеры – место погребения Адама (символическое сопоставление Первочеловека и Богочеловека Христа). На символических изводах два ангела ниспускаются ко Христу. Один из них держит чашу у груди Иисуса, в которую стекает кровь и вода из прободенного (то есть проколотого воином ) ребра Его. В этом же ряду следуют: “ Снятие с Креста ”, “ Положение во гроб ”. Весь цикл Страстей Христовых ставится либо в иконостасе, либо клеймами в иконе “Воскресение с праздниками” . Воскресение Христово. Сошествие во ад.Иконописное изображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, древних икон этого праздника мы не имеем. Более того, в православии принято считать каноничным, то есть признано истинным, что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Такое явление было либо видимо, либо словесно, либо в откровении. Собственно воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы Воскресения Христова пишутся символически.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так, в Символе святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского, непосредственно о Сыне говорится: «Един Господь — Бог от Бога — образ и выражение Божества» , — святитель Афанасий Александрийский называет Сына «образом Отчим», истинным и от Него «неотличным Образом» , святитель Григорий Богослов утверждает, что Сын есть «Начало от Начала — от бессмертного Отца, Образ Первообраза» , а святитель Григорий Нисский пишет: «Сын в Отце — как красота изображения в первообразном зраке [т. е. как красота образа содержится в виде, в форме первообраза. — д. Г. М.]… Отец в Сыне — как первообразная красота обитает в Своем изображении. И нам следует одновременно держать в мысли то и другое» . Столь же традиционное понимание неразрывности образов Отца и Сына мы находим и у святителя Василия Великого, писавшего: «В Боге Отце и в Боге Единородном (то есть Сыне. — д. Г. М.) созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын в Отце и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын; и в этом Они едино» ; именно поэтому Сын есть собственный Образ Отца, Его «Живой Образ» . Наконец, позднее, у преподобного Иоанна Дамаскина, мы находим даже своего рода «иерархический» строй неразрывной системы (как замкнутого цикла) «Божественных образов» Пресвятой Троицы, когда Сын выступает как «природный Образ» Отца — «совершенный, во всем подобный Отцу Образ, кроме нерожденности и отечества», а Святой Дух — как «Образ Сына, ибо никто не может сказать “Господи Иисусе”, как только Духом Святым» (то есть через посредство откровения этой истины Святым Духом. — д. Г. М.), «итак, — заключает Иоанн, — в Духе Святом мы познаем Христа как Сына Божия и Бога, и через Сына мы видим Отца» . Если труды святых отцов на эту тему, очевидно, не всегда были доступны древнерусским иконописцам, то сама православная догматическая традиция и художественно-символический канон именно такого восприятия образа Отца — через образ Сына! — была общепризнанной и распространенной. Ведь и преподобный Андрей прекрасно знал о том, что Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и к Коринфянам называет Сына «Образом Бога Невидимого» (см.: Кол. 1, 15; 2 Кор. 4, 4). Знал он и о том, что, согласно тому же Апостолу Павлу, только Сын есть в духовном смысле точный образ Родившего — «будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3), ибо ведь недаром ответом Иисуса на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца было: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 9–10).

http://pravoslavie.ru/49214.html

Телеканал «Спас» покажет фильм «Троица» Москва, 2 июня 2017 г. 4 июня 2017 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Троица». Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Начало показа – в 8:00, повтор – в 21:00. Места съемок фильма – Россия, Израиль, Египет.      Фильм «Троица» входит в телевизионный документальный цикл «Праздники», рассказывающий о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект производится студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4) В день Пятидесятницы Господь послал на Своих учеников Духа Святого в виде разделяющихся огненных языков. Именно с этого дня начинается устроение Церкви Христовой на Земле. Тайна Пятидесятницы пребывает в Церкви, давая людям возможность ощущать дыхание Духа Божия, слышать на своем родном языке Евангельскую весть, воспринимать ее в тех понятиях и представлениях, в которых она им доступна. «Вся жизнь христианина может стать для него непрестанным праздником, непрекращающейся Пятидесятницей, … торжеством приобщения к Богу через Церковь и Таинства», – говорит в фильме митрополит Иларион. Лента знакомит зрителей с христианскими святынями, сохранившими память о сошествии Святого Духа на апостолов, раскрывает богословское содержание иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, повествует об истории Свято-Троицкой Лавры — обители преподобного Сергия Радонежского. Фильм доступен для онлайн-просмотра . 2 июня 2017 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 426 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103987.html

То есть Римская империя, десять голов, последняя десятая голова – это Домициан. То есть это как раз его годы, он его в ссылку отправил. И ему дана власть над всяким коленом, народом, языком и племенем. А это очень интересно. Вообще-то эта фраза, которая встречается в Ветхом Завете, она относится к Мессии, ко Христу. То есть вот Ему дана власть. А тут получается, что эта власть дана этому дракону. И здесь мы снова встречаемся с тем самым, что этот дракон, это чудовище заменяет Христа, то есть оно является антихристом. То есть это и империя, и это и антихрист. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Место достаточно сложное, предлагаю другой перевод, я изложу другой перевод, но попробую расшифровать даже вот именно такое прочтение. Которых имена не записаны от создания мира в книге жизни у Агнца закланного – вот такое предлагаю прочтение. Образ Книги, в Книге записаны вот эти имена – имена верующих. Те, кто не записан, они погибнут. Но можно растолковать именно так, как написано. Замысел того, что Агнец Божий, Сын Божий будет распят, был ещё до создания мира. Видели икону Андрея Рублева «Троицу»? Все видели. Что здесь изображено? Вообще-то здесь изображён Предвечный Совет Пресвятой Троицы, то, что было до создания мира. И вот на этом Предвечном Совете было решено, что будет так-то, так-то, и так-то, и Сын Божий умрет за нас. Вот поэтому Агнец Божий, закланный до создания мира. 9 стих. Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых Здесь пересказ слова пророка Иеремии, который говорит о том, что кому быть уведенным в плен, будет уведен в плен, кому погибнуть от меча, тот погибнет от меча. Здесь именно это имеется в виду, что как бы апостол обращается и говорит: верующие, успокойтесь, всё в руках Божиих, не думайте, что Бог забыл вас и как бы дал злу абсолютную власть. Нет, этого нет. Бог всё держит в Своей руке, но Он позволил этому быть.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

Тождество той религиозной мысли, которая одинаково одушевляла и русских подвижников, и русских иконописцев того времени, обнаруживается в особенности в одном ярком примере. Это – престольная икона Троицкого собора Троицко-Сергиевской лавры – образ Живоначальной Троицы, написанной около 1408 года знаменитым Андреем Рублевым «на похвалу» преподобному Сергию, всего через семнадцать лет после его кончины, по приказанию ученика его – преподобного Никона. В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. О чем говорят эти грациозно склоненные книзу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой возвышенной печали! Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях: Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый. Соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы ( Ин. 17:11 ). Это та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор Святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в предвечном совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России. Победой прозвучала эта молитва; она вдохнула мужество в народ, для которого родная земля стала святыней. И все, что мы знаем о творчестве Андрея Рублева, показывает, что он воодушевлен этой победой, победившей мир. Этим чувством преисполнена в особенности его дивная фреска «Страшного суда» в Успенском соборе во Владимире на Клязьме. О победе говорят здесь могучие фигуры ангелов, которые властным трубным звуком вверх и вниз призывают к престолу Всевышнего всю тварь небесную и земную. Движимые этим призывом, стремятся вперед и ангелы, и люди, и звери. В очах праведных, шествующих в рай и устремляющих взоры в одну точку, чувствуется радость близкого достижения цели и непобедимая сила стремления.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Троица преп. Андрея Рублева История толкования этого эпизода наглядно показывает, почему мы не можем удовлетвориться толкованиями прошлого. Например, Златоуст здесь обвиняет… Агарь: « Таков обычай рабов: получив малое счастье, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безрассудство; так случилось и с этой рабой. Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о низком состоянии, но возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу ». Оказывается, решение было дивно мудрым, и виновата в случившемся только Агарь, ее социальное происхождение… Златоуст как будто прав – Агарь не получила должного воспитания и как египтянка (язычница), и как рабыня. Но с другой стороны, он не прав. В Новом Завете мы имеем удивительный документ, всего 25 строчек — письмо Павла к Филимону о беглом рабе Онисиме. В нем апостол язычников произносит, между прочим: «Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня — не как раба, но как брата возлюбленного»… Достоинство личности не зависит от социального происхождения. Оно основано на том, что мы все — дети Божии во Христе Иисусе. Да и вообще, по словам Христа, «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) Безусловно, сам образ Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего к нищим, обездоленным, коренным образом заставит пересмотреть отношение к людям с низким социальным статусом. В оправдание Златоуста можно сказать, что в толкованиях на послания он призывает отпускать рабов. И все же он так же, как и Сара, остается сыном своего времени в вопросе отношения к ним. Как ни странно прозвучит, но видение человека, соответствующее представлению об образе Божием, заложенном в каждом, возможно, лучше всего выражено во Всеобщей декларации прав человека (документе, во многом вдохновленном христианами) и соборном документе Церкви Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека .

http://blog.predanie.ru/article/zaklyuch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010