Авраам сказал жене: «Служанка твоя в твоих руках, – делай с нею, что тебе угодно». Разозленная дерзостью Агари, Сарра стала притеснять ее, и Агарь, не выдержав, убежала из дома. Не зная, куда идти, она целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей!» Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Исмаил, что значит «Бог слышит». Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сарры ( Быт.17:8 ). Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (отец множества народов – Быт.17:5 ) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола ( Быт.17:9–14 ) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который, однако, также получил благословение ( Быт.17:16–21 ). Позже Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников ( Быт. 18 ): однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить теленка. Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было уже 90 лет, подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились. Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился Сам Бог . (Их изображение – так называемая «Ветхозаветная Троица» – является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой «Троицы» святого Андрея Рублева).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В Апокалипсисе есть и другие слова, которые тоже очень важны. Христос говорит: “Вот Я стою у двери и стучу”. Это уже не те громовые слова “Се, гряду скоро”, а “стою у двери и стучу”. Это не дверь истории, это дверь человеческого сердца. И это уже не голос мировой грозы и бури, а тихий голос странника. Странник — это Христос. Он приходит к каждому, Он несет мужество, добро, свет, твердость, веру, надежду и прежде всего — любовь. “Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною”. Что это значит? Вспомним великую “Троицу” Андрея Рублева. Священная трапеза — значит присутствие Божье в мире, а тут уже — в душе человека. Тот, кто откроет Ему дверь, почувствует, что Он вошел в него и что они находятся вместе. Тот, кто знает, что такое Святая чаша Евхаристии, подходит к этой чаше с готовностью, веря, что Он будет вместе с ним участвовать в этой трапезе. “Я стою у двери и стучу — и кто отворит дверь, войду к нему”. Его тихий стук — это стук к нам, в нашу историю, в наши души, в нашу жизнь. Это стук самой Истины, которая приходит к нам почти как проситель, как бедный странник, ничего не навязывая, а только предостерегая… И тогда кончится наша неудовлетворенность, тогда раскроются перед человеком бесконечные горизонты. Для того чтобы прийти к этому, надо открыть дверь и впустить правду, истину, добро, впустить Агнца Божьего, который стучится в мир. Это последний штрих Библии, который кончается надеждой и светом. Не розовой надеждой, не пустыми посулами и не историческими иллюзиями, а смелым взглядом на все темное, что есть в истории, и благовествованием о том, что зло будет побеждено. В этом суть замечательной книги, которая называется Апокалипсис, или Откровение Иоанново. Откровение святого Иоанна Богослова. Статья из рукописи Библиологического словаря Откровение Св. Иоанна Богослова, или Апокалипсис, последняя книга Библии и единственная в каноне Нового Завета, близкая по своему жанру к книгам пророков. Написана на греческом языке; состоит из 22 глав.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

В Ветхом Завете мы находим большей частью неявные указания, как бы намеки на то, что Бог триедин. Такой намек есть уже в самой первой строчке книги Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). В еврейском оригинале здесь использовано слово «Элохим» — дословно это значит «Боги», форма множественного числа от «Элоах» (Бог). А вот глагол «сотворил» («бара») стоит в единственном числе. Это уже похоже на подсказку: Бог и един, и множественен одновременно. В той же книге Бытие есть один весьма красноречивый эпизод, получивший в библеистике наименование «гостеприимство Авраама». Он описывает случай явления Господа ветхозаветному праведнику Аврааму при дубраве Мамре в виде трех мужей (Быт 18). Авраам принимает Троих — и обращается к Ним единым именем «Господь». Именно это явление Господа изображено на иконах Святой Троицы, в том числе и на «Троице» преподобного Андрея Рублева. Кроме того, говоря о ветхозаветных указаниях на троичность Бога, богословы обычно указывают на одно из видений пророка Исайи: вокруг престола Божия летают серафимы (особый чин ангелов) и прославляют Бога троекратным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3). А что говорится о Троице именно в Новом Завете? В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три. И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

http://foma.ru/troitsa-tak-bog-odin-ili-...

В образе трех ангелов Авраам узрел посещение Божие; святой понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея Рублева. А блаженный Августин специально обращает внимание на этот отрывок Писания и предлагает такое замечание: «Видите ли, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах». Со всей определенностью истина Троицы является в Новом Завете. Так, во время Крещения Господа Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда «Иисус, крестившись, молился, – отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как глубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:21–22 ). В данном случае Бог Сын в человеческом естестве принимает водное Крещение, Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне, а Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность свидетельства Отца. Сам Господь по Воскресении заповедует Апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). В этих словах Господа содержится прямое указание на Триединство Божества. И это только некоторые свидетельства в ряду многих других. Ангельская песнь Пресвятой Троице В V веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Император Феодосий II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во время этого моления мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно. Мальчик рассказал, что на небе он слышал, как ангелы пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» (приводим текст на церковно-славянском языке). Так ангелы воспевали Святую Троицу. Народ, повторив эту молитву, добавил: «помилуй нас», и после этого землятресение прекратилось. С тех пор ангельская песнь Святой Троице была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом молении. Читается трижды:

http://azbyka.ru/katehizacija/znakomstvo...

В одной небольшой провинции огромной Римской Империи, вдали от ее политических и культурных центров, от ее великих битв и дворцовых переворотов, римские власти предали смерти Человека, обвиненного в том, что он — противник Кесарю. В этом не было ничего необычного; римляне были суровыми правителями, а иудеи — жители этой провинции — неспокойными подданными. За историю своей империи римляне распяли тысячи людей; это было эффективным способом демонстрации власти и подавления любого мятежа в зародыше. Иудеи верили, что Бог пошлет им Мессию — Спасителя, от которого они ожидали " восстановления Царства Израилю " , возрождения национальной независимости, попранной язычниками, и наступления Царства справедливости, мира и изобилия. С появлением того или иного популярного народного вождя вспыхивали надежды, возникало воодушевление — но когда римляне быстро и безжалостно убивали кандидата в мессии, эти надежды умирали вместе с ним. Писание передает слова Гамалиила, который ссылается на это, как на хорошо известный факт: " Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. (Деян.5:36,37) " Иногда приходится слышать привычную фразу " христианство явилось ответом на чаяния угнетенных народных масс " . Обращение к истории показывает, что это никоим образом не так. Люди не ожидали распятого Мессию; люди ожидали другого Мессию — воина и победителя. То, что Иисус оказался распят, в глазах людей того времени означало только одно — Он не Мессия. Даже в словах Апостолов чувствуется глубокое разочарование: " А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. (Лук.24:21) " Со всей очевидностью, христианство должно было закончиться, не начавшись — ученики, оплакав свои рухнувшие надежды, вернулись бы к своим обычным делам, и все эти события навсегда исчезли бы со страниц истории. Не было бы Церкви, и христианские миссионеры не принесли бы народам Европы веру в Единого Бога; не было бы Джотто и преп. Андрея Рублева, Кельнского Собора и Церкви Покрова на Нерли, не было бы Баха и Рахманинова. Не было бы веры в достоинство каждого человека — ибо это библейская, и, особенно, евангельская вера. Не было бы науки — потому что наука требует веры в рациональную упорядоченность и познаваемость мироздания, веры, укорененной в представлении о разумном и личностном Создателе. Не было бы даже тех идей свободы, равенства и братства, во имя которых разнообразные революционеры восставали против Церкви — потому что сами эти идеи позаимствованы из библейской же традиции.

http://radonezh.ru/analytics/glavnoe-sob...

Висит Царь природы . Не выдержала природа вида Распятого Царя своего. Не выдержала: скрыло солнце лучи свои, померкло. Содрогнулась земля, лопнули камни, расселись. Открылись гробы... Раздирали иудеи одежду свою при сильных потрясениях. Разодралася завеса храма, когда умирал Господин и Царь его. Внешне в тот день царствовали Иудеи, царствовал Пилат, царствовала толпа. Оно могли бы торжествовать. Пассия по Луке, или Страдания Тельца В страждущем Льве мы видели некую иную и страшную славу, красоту и величие. Лев – Царь. В страждущем Тельце отпечатлена безмерная горечь греха, бездна страданий за него большого, но кроткого и несопротивляющегося животного. Телец – Жертва. Св. Евангелист Лука изображает жертвенную сторону служения и Страданий Христа. Символ – Телец. А теперь углубимся за Христом в ночной тенистый Гефсиманский сад, дабы соделаться зрителями и безмолвными свидетелями Его моления о Чаше. Дабы увидеть, как Он в душе Своей уже отдаёт Себя в Жертву, которую надлежит принести в наступающий День. Но прежде пусть мысленный наш взор унесется к предвечному бытию Св. Троицы. Когда ещё не было созданий Божиих, искони, от начала, прежде бытия земли. Когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Бог не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. ( Прит.8:22–26 ). Тогда предвечно существовала Св. Троица. Тогда от создания мира заклана была Жертва Божественного Тельца. Св. Писание говорит о Христе, как об Агнце, закланном от создания мира ( Откр.13:8 ). Бог «избрал нас в Нём (имеющем быть принесённым в Жертву) прежде создания мира... предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» ( Еф.1:4–5 ). Мир ещё только должен был появиться, ещё только рождался в предвечной Мысли Божией, а во Св. Троице уже принесена за него Жертва. Это изображено на удивительной иконе прп. Андрея Рублева «Живоначальная Троица». В основу этой иконы взято явление Аврааму у дубравы Мамре Св. Троицы в виде трёх Мужей–Ангелов, которым он приготовил в трапезу закланного тельца ( Быт.18:1–8 ). На иконе же изображена Предвечная Троица, до создания мира, в виде трёх Ангелов, сидящих в круге. Круг – символ вечности и единосущия. В центре Ангельского – Троичного круга на столе стоит Чаша, а в ней Глава принесенного в Жертву Тельца. Три Ангела, три Божественных Ипостаси, безмолвно взирают на Чашу. Тогда, в предвечном Совете Св. Троицы, было определено принести в Жертву за имеющий создаться мир Божественного Тельца, Христа–Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Главы 1–3: призвание и посвящение в пророки. Главы 4–7: грядущее разрушение Иерусалима различными образными действиями. «А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и поводи ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы и раздели волосы на части. Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, и завяжи здесь у себя в полы. Но из этого еще возьми и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев.» ( Иез. 5:1–4 ). О чем говорится? Это судьба иудеев Израиля – одна часть погибает полностью в городе при осаде, другая часть изрублена мечом, а третья – по ветру развеяна. Участь Иерусалима это – прежде всего, последствия греха идолопоклонства. «И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы твои есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам. Посему, живу Я, говорит Господь Бог: за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя» ( Иез. 5:9–11 ). То есть вся тема первой Книги – это наказание за отступление. Главы 8–11 – это видение идолопоклонства в Храме и суда, видение мерзостей в Иерусалиме. После того, как все это было явлено видит пророк, как Слава Господня покидает Храм – это основная мысль. Именно отсюда, из его видений произошла иконография херувимов и иконография апостолов. «И у каждого из животных четыре лица. Первое лицо херувима, второе – человеческое, третье – львиное и четвертое лицо орлиное», т.е. то, что мы видим в изображениях на парусах евангельских и в различных трактовках «Бог Саваоф – Бог Славы», Вседержитель на престоле в древней иконописи. Особенно ото хорошо представлено в росписях Андрея Рублева Успенского Собора во Владимире. «И отошла слава Господня от порога Дома и стала над херувимами. И подняли херувимы крылья свои и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними», т.е. херувимы покинули Дом Господень. ( Иез. 10:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Гостеприимство Господне Всех Он призывает за Свой стол, на котором хлеб присутствует лишь видимо – на самом деле, Он отдает всем верующим в Него Самого Себя. 17 апреля, 2014 Всех Он призывает за Свой стол, на котором хлеб присутствует лишь видимо – на самом деле, Он отдает всем верующим в Него Самого Себя. Икону «Троица Ветхозаветная» правильнее называть «Гостеприимство Авраама»: на большинстве изображений, кроме знаменитого образа преподобного Андрея Рублева, за Ангелами или внизу стоят Авраам и Сарра. Однажды к праотцу Аврааму пришли три странника. Патриарх, еще не знавший тайны Троицы, узнал в них Бога и приветствовал: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего» (Быт.18:3-5). Много веков спустя Господь ответит на гостеприимство праведника всему человечеству. Всех Он призывает за Свой стол, на котором хлеб присутствует лишь видимо – на самом деле, Он отдает всем верующим в Него Самого Себя. Ирмос девятой песни канона утрени Великого Четверга напоминает об этом Божественном гостеприимстве: «Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на Горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем». Греческое слово ξενια, переведенное на церковнославянский как «странствие», многозначно: если верить словарю, может пониматься и как угощение для гостя, и как гостеприимство в целом, и как чужбина, и даже как иностранное гражданство. Из контекста кажется очевидным, что имеются в виду именно первые два значения. Однако последние два, думается, тоже упускать не стоит – Сыну Человеческому негде головы приклонить, Царство Его – не от мира сего, вот и ученики Его, посланные Им в мир как агнцы среди волков, тоже: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). Скажете – нечем тут наслаждаться, не стоит приплетать этот смысл? Не соглашусь. Бездомье в мире сем дарует истинную свободу, если вместе с ним обретается дорога в Небесное Отечество.

http://pravmir.ru/gostepriimstvo-gospodn...

Зачало 99. Аллилуия, глас 1 Стих: Ибо царь надеется на Господа и по милости Всевышнего не поколеблется. Стих: Будь превознесён, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё. Пс 20:8, 14 В тот же день , преподобного Андрея Рублева, иконописца. Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 334. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 5. Преподобного Афанасия Афонского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 8. Казанской иконы Божией Матери Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 10. Положение ризы Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Прокимен, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего,/и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы. Пс 98:5, 1а И преподобному прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало 125а и преподобному, зачало 213. Аллилуия, глас 1 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 Аллилуия преподобному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 11. Великомученицы Евфимии Всехвальной Прокимен, глас 4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества. Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые. Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя. XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог: Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9). Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег… (Откр.1:12-14). Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель. Богородица на изображениях Троицы Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания. «Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010