Он был совершенно нестижателен, так что, когда что-нибудь приносили ему в дар, он обыкновенно говорил: «возьмите отсюда свое; оставьте нас Христу Богу нашему; пусть заботится о нас Тот, Которым сказал; «работающие Ми возвеселятся» ( Ис. 65, 13. 14 ). И руки наши могут питать нас; они будут нам в осукдение, если будем жить чужими трудами». Услышав о добродетельной жизни этого подвижника, царь призвал его к себе, долго беседовал и дал денег на нужды обители. Игумен на этот раз, к сожалению, нарушил обычные правила своей нестяжательности: он принял деньги и с того времени сделался любостяжательным. Он купил волов, ослов и нанял работников, чтобы обогащаться. И вот, приводят к нему, по обыкновению, бесноватого. Старец сказал бесу: «изыди из создания Божия». Но бес отвечал ему: «я теперь не слушаю тебя, – от того, что ты стал одним из наших; отложил ты печаль, яже по Бозе, и подчинился житейской суете, – потомуты неимеешь надо мною никакой власти». (Прол. 20 окт.). и) 3мий сребролюбия. Жил один старец, который был набожен и строг в жизни; но, к несчастию, он заразился духом сребролюбия. Он жил близ одного торгового места, будто для того, чтоб народ, каждый день собиралась туда, имел вблизи наставника и отца духовного, а в самом деле для того, чтобы посетители, возвращаясь с торжища, приходили к нему не с пустыми руками. Св. Андрей, Христа ради юродивый 85 , однажды идя мимо сребролюбца, увидел – по откровению Божию, – что страшный змий обвился вкруг его шеи. Прозорливец остановился и смотрел с изумлением; а чернец, думая, что он, будучи одним из нищих, ожидает милостыни, сказал: «Бог дасть!». Святой Андрей на несколько шагов отступил и увидел над ним воздушную надпись: «змий сребролюбия – корень всякого беззакония». Соболезнуя о погибели брата, Андрей хотел было удалиться, но едва обратился вспять, как увидел двух юношей, между собою споривших: один был черен, с очами мутными и свирепыми, а другой прекрасен, как свет небесный; первый утверждал, что старец принадлежит ему: ибо, как второй идолослужитель, не Богу, а ему работает; но другой говорил, что этот старец, будучи смирен и кроток, пребывая в постничестве и молитвах, Божий слуга есть...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так препирались они, как вдруг к светоносному юноше был глас небесный: ты не имеешь части в старце: оставь его – и ангел мгновенно удалился. Удивленный Андрей от жалости заплакал и пошел в путь свой. Но сердце Андрея – в глазах человеческих юродивого, но в очах Божиих мудрого – не могло быть спокойно: желая несчастного старца обратить к истине, он чрез несколько времени опять пошел мимо торжища, и, увидев его, взял за руку. – «Раб Божий! смотря пристально, сказал он, выслушай без гнева меня, раба твоего: я весьма сокрушаюсь о тебе, и не могу без ужаса помыслить, что ты, прежде этого друг Божий, ныне соделался слугою врага нашего спасения, Душа твоя имела крылия, как серафим; зачем же неприязненному духу ты дал обрезать их? Ты имел образ ангельский: зачем восхотел быть темнообразен? для чего содружился с змием сребролюбия и греешь его на лоне твоем? на что собираешь сокровища? неужели с ними погребен будешь? Неусыпно собирая сребренники от детей духовных и увеселяясь ими, ты собираешь на главу твою все их преступления... Кан же с таким бременем предстанешь страшному суду Христову? Познай, что ангел, хранитель твой, далече отступил от тебя и плачет о твоей погибели; а диавол, куда хочет, ведет тебя... Я говорю правду: послушай меня и расточи имение твое нищим, вдовицам, сиротам и странникам, – в противном случае зле погибнеши... Видишь ли диавола?» – Тогда отверзлись душевные очи старца: черный, зверообразный исполин стоял в дальнем от него расстоянии и скрежетал зубами но, ужасаясь святого Андрея, не смел к нему приблизиться... Старец затрепетал, от ужаса обмер и едва мог произнесть обещание жить но заповедям Господним... Но едва дал клятву, вдруг от востока блеснула молния – нечистый дух исчез – и ангел Господень приблизился к иноку. – «Не открывай никому, что случилось, сказал святой Андрей, отходя от него, а я буду поминать тебя каждый день и ночь в молитвах, да Господь управит путь твой на доброе.» Когда старец раздал золото свое и начал жить совершенно по заповедям Господним, раб Божий Андрей явился ему в сновидения, и улыбаясь от удовольствия, показал на противолежащем поле сеннолиственное древо, усыпанное прекрасным цветом. – «Благодари Бога, сказал он, что исторгнул Он тебя от зубов змииных и оросил Своею благодатию душу твою: это цветущее древо – ее изображение; постарайся же, чтобы сей цвет принес сладкие плоды». – Старец, воспрянув от сна, еще более утвердился на добрые дела, и всегда приносил благодарение Богу и угоднику его, святому Андрею. (Сост. по «Училищу благочест.», т. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В нашем привычном понимании феномен юродства появляется только к шестому веку в Сирии, где подвизается знаменитый Симеон Юродивый. «Сирия вообще была своеобразным регионом с точки зрения аскетической традиции, которая там сложилась. Христианство там воспринималось очень горячо, и поэтому возникали такие “экстремальные” виды подвижничества, как, например, столпничество (это тоже порождение Сирии), и юродство», — замечает Андрей Виноградов. Юродивые. Язык дела «В каждой конкретной ситуации юродивый подбирает для “ругания миру”, обличения свои образы и способы, но самый важный элемент этого языка — это момент переворота», — считает Андрей Виноградов. Юродивый делает то, что нормальный христианин делать не должен: ест мясо в пост, кидается камнями в иконы, как Василий Блаженный. Он атакует норму поведения — но этими действиями выявляет отклонение современного ему общества от тех норм, которые он «атакует». Повинуясь идее сокрытия своих добродетелей, юродивый не просто дает кому-то духовный совет, как это делают другие святые, он провоцирует человека на действия, способные вскрыть его тайные пороки. Так, Василий Блаженный, опрокинув лоток с калачами на рынке, сперва подвергся избиению рассерженными торговцами, и только через некоторое время торговец, чьи калачи были рассыпаны, признался, что подмешивал в муку мел, на что и пытался указать святой, опрокидывая прилавок. «Обличение словами — это язык мира, который со временем притупляется, — объясняет А.Виноградов — Юродивый обличает делом, он, демонстрируя обществу общественные пороки, как бы сам принимает за эти пороки страдание, подвергается поношению и этим переворачивает ситуацию. Подвергая атаке устоявшиеся формы общественного поведения или благочестия, юродивый обращает внимание на внутреннюю сущность, актуализирует забытое внутреннее содержание этих форм». Читайте также — Русская святость – какая она? Сложный диагноз В жизни отличить юродивого от сумасшедшего бывает очень сложно. «Нам просто в древнем юродивом увидеть его святость, потому что мы смотрим на него через призму агиографии, церковного осмысления его подвига», — говорит Андрей Виноградов.

http://pravmir.ru/svyatye-duraki/

После Шевчука на сцене появился священник Андрей Кураев. Батюшка в течение приблизительно 5–7 минут очень толково рассказывал о Душе, о жизни и смерти, о связи рок-музыки с Душой и т. п., иллюстрируя свои мысли красочными наглядными примерами и цитатами из песен, в частности, БГ. Речь священника была встречена одобрительными возгласами и бурными овациями. И было за что! И вот на сцене появляются последние выступающие — Вячеслав Бутусов (практически с трапа самолёта Екатеринбург — Санкт-Петербург) и группа «Ю-Питер». Начинают с «Гибралтара-Лабрадора», продолжают «Берегом», «Прогулками по воде». Потом — не очень знакомая мне песня про колесницу, во время которой разум подсказывает, что пора двигать к выходу, ибо время стремительно приближается к одиннадцати, а ехать мне ещё через весь город… К тому же ужасала мысль, что вот-вот вся присутствующая на концерте многочисленная толпа резво ринется в метро… Последнее чревато неимоверной давкой и вполне вероятным его закрытием. А это совершенно не улыбало. Таким образом, Бутусов сотоварищи были оставлены мною недослушанными… ну да ничего, не самая это большая потеря, я думаю… Вечер, несомненно, удался! Остаётся надеяться, что задуманное благое дело, ради которого, собственно, и затевалось сегодняшнее мероприятие, будет доведено до конца… И небо станет ещё чуточку ближе… Наташа, Генеральская ДочЬ 14–15.01.03 . Так написала ярославская газета всего через полгода после питерского концерта… «Известия»: «Православная общественность признала заслуги лидера рок-группы «Алиса» Константина Кинчева в деле распространения православных идей среди молодежи. Кинчеву вручили «благодарственное письмо» от православной организации Центр национальной славы России. Инициатором написания этого письма был диакон Андрей Кураев. Формальный повод — 20-летний юбилей группы. — Мне очень понятен и близок путь Кинчева — так объяснил «Известиям» свою инициативу отец Андрей. — Это путь юродства, но Кинчев — «юродивый наоборот». В мире шутов он избирал путь человеческого поведения. Легко протестовать против президента, но, для того чтобы идти против вкусов своей дворовой компании, надо гораздо больше мужества. То, что Константин пошел против течения и внес духовную тематику в свое творчество, сделало его более одиноким. Мне показалось важным, чтобы кто-то заметил пройденный им путь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

Так, например, посетя один раз дом купчихи Крапивиной и, выходя из него, взглянула на окно дома, сказала: «зелена крапива, а скоро завянет». Крапивина вскоре после того умерла. В той же газете, за тот же год в 272 читаем: После смерти мужа, Ксения Феодоровна надела его белье, камзол, кафтан и вообще все платье покойника и, бросивши дом, расхаживала по грязным улицам тогда совершенно убогой Петербургской стороны, уверяя всех и каждого, что она Андрей Феодорович. Долго носила она это платье, пока не истлело и не развалилось на ее теле. Будучи известна всему околотку, как юродивая, но честная женщина, она сначала возбуждала к себе жалость, а потом особое уважение. «Кто не принадлежите миру, тот принадлежит Богу», говорили ее современники и кормили и одевали своего Андрея Феодоровича. Она не брала теплой одежды и, прикрывая грудь остатком камзола своего мужа, носила только самое необходимое женское платье. Зимою, в жестокие морозы, она расхаживала по улицам и Рыночной площади в каком-то оборванном балахоне и изношенных ботинках, надетых на босые ноги, распухшие и покрасневшие от мороза. Она не имела своего угла и, будучи доброю, кроткою и чрезвычайно набожною, в тех домах, где ее знали, всегда находила себе приют и кусок хлеба; ее принимали ласково и даже с глубоким уважением бедные жители крошечных домиков, какими в то время была усеяна Петербургская сторона. Матери семейств радовались, если Андрей Феодорович покачает в люльке или поцелует ребенка, в том убеждении, что поцелуй несчастной принесет им счастие. Нам остается еще сказать несколько слов о поверье, касающемся могилы Ксении. Мы говорили уже, каким почитанием пользуется могила юродивой до наших дней. Но многие убеждены, что могила имеет какие-то сверхъестественные свойства. Например, рассказывают, что частица земли, взятая с могилы, приносит счастье; панихида, отслуженная на могиле, избавляет от несчастья и т. п. Мы не повторяем всего этого, потому что не признаем за рассказами той достоверности, какая необходима, чтобы «рассказы» могли считаться фактами. Приведем только со слов почтенного о. Булгаковского следующий случай: Одна вдова из очень хорошей фамилии построила на могиле Ксении на собственные средства часовню и очень часто посещала могилу, совершая несколько раз в году панихиды за упокой ее души. У этой вдовы была дочь невеста; к последней посватался какой-то полковник и получил охотно согласие. Уже был назначен день свадьбы. Многие говорили, что это по молитвам Ксении Бог дал такого выгодного жениха, за то что мать ее поставила на могиле часовню. Действительно не напрасно было усердие матери и дочери к Ксении. Она им помогла. Жених-полковник был скоро казнен и брак, конечно, не состоялся. Оказалось, что он был каторжник. Дело обнаружилось таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Над ними недобродушно посмеивались, к ним относились как к ненормальным и больным, их унижали, оскорбляли, били. И они, здравые, мудрые люди, не обижались, не проклинали своих обидчиков, напротив, с благодарностью и смирением принимали обиды и оскорбления, считали, что терпят их заслуженно за свое духовное несовершенство. Так и блаженный Андрей лишь себя укорял: «О, сколь ты грешен – не только люди, но и псы пренебрегают тобой!» Они не просто смиренно сносили обиды, но поведением своим провоцировали людей на более тяжелые оскорбления. И чем сильнее поносили их люди, тем усерднее была молитва юродивых за своих обидчиков – тем выше подвиг терпения, смирения, любви. Очень немногим под силу такая жизнь – лишь достигшим поистине христианской мудрости и духовных высот. Ходили юродивые по Руси нагие, босые, бесприютные. Мало кто из людей видел в вытворяемых ими безобразиях высоту духовного подвига, лишь Бог Всевидящий. Никаких наград людских и почестей не имели они за свое терпение и смирение. Но Богом были награждены уже при жизни земной даром пророчества и особого духовного зрения – видения… скрыть способы оплаты Комментарии Наталья Иванова 14 ноября 2016, 12:02 Народ, а не толпа всегда вдохновляла Иконописцев. Поэтому в 21 веке все устремились к знаниям и успешному капиталу. Молодые люди не думают кто рядом с ними, юродивый или дурак. Если не успел в капитале- значит дурак. А если не угоден родне- значит юродивый, раззява проще говоря. Упустил своё счастье и отдал себя на торги успешным. Вот и Слово Закона Бога - не в почёте, а в успешности, а то и вовсе в дремучих лесах или диких степях.... Михаил Анохин 12 ноября 2016, 18:47 Известно, что Салон прикинулся юродивым, чтобы дать законы Афинам, раздираемым социальными противоречиями. Что с дурака взять? Государи при себе содержали шутов. Легче снести укоры от дурака. Многих иудейских пророков можно отнести к этой категории юродивых. Андрей 11 ноября 2016, 10:34 Восхвалять жизнь юродивых это конечно хорошо, но кто будет воспитывать детей, защищать родину, если все мы станем юродивыми. Крест дан каждому и мы все его несем.

http://pravoslavie.ru/98489.html

В другом же случае он является кротким учителем благочестия и достигает спасения ближнего. Один монах вел добродетельную жизнь. Все восхваляли его благочестие, но оно было напускным. Инок этот страдал страстью сребролюбия, и. даваемые ему для раздачи бедным деньги не употреблял по назначению, но «вся в корвану влагаше, и видя, умножающееся сребро, радовашеся». С этим то лицемерным иноком сребролюбцем и встретился однажды св. юродивый Андрей и стал пристально на него смотреть, а монах, принимая его за нищего и полагая, что он хочет получить что-нибудь от него, сказал ему: «Бог тя да помилует, брате, не имею бо ти что дати». В другой раз, когда св. Андрей снова встретился с иноком-сребролюбцем, то, взяв его за правую руку, стал умолять его: «раб Божий, без гнева выслушай меня твоего раба и милостиво приими убогие мои слова, так как из за тебя я нахожусь в великой печали и переносить ее уже более не могу, потому что ты сначала был друг Божий, а теперь стал слуга сатаны. Имевший серафимские крылья, зачем отдался сатане, чтобы с корнем он их вырезал? Имевший молнии образ, зачем сделался темнообразным? Горе мне, что ослепил тебя змий сребролюбия. Ты был солнце, но зашел в темную ночь и злую. Зачем, брате, погубил свою душу? Зачем подружился с сребролюбивым бесом? зачем дал ему почивать на тебе! зачем копишь золото? разве погребен с ним будешь? По смерти твоей все другим достанется. Зачем чужие грехи держишь и хочешь удавиться скупостью? тогда как другие умирают от холода, жажды и голода, а ты, любуясь на свои сокровища, веселишься! Это ли есть путь покаяния! Таков ли чин иноческий! Так ли отвергся ты мира и яже суть в мире! Так ли распялся миру и всем суетным! разве не слышал Господа говорящего: «не стяжите злата, ни сребра, ни меди, ни двою ризу» 599 ? Зачем забыл эти заповеди? вот сегодня или завтра умрешь, а «яже уготовал еси кому будут» 600 ? не знаешь, что ангел хранитель далеко от тебя ушел с плачем, а диавол стоит возле и змий сребролюбия обвился вокруг шеи твоей, а ты его не чувствуешь; умоляю тебя, послушай меня и раздай имение твое нищим, вдовицам, сиротам, убогим, странным и не имеющим где главы подклонити, да поторопись и снова будешь друг Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Андрей, византийский юродивый, обыкновенно все, что получал от своих почитателей, раздавал нищим, но делал это очень своеобразно. Когда он встречал особенно нуждавшегося бедняка, которому он хотел отдать свои деньги, он начинал с ним перебранку. Перебранка скоро переходила в ссору, которая, казалось, вот-вот кончится дракой. В порыве гнева Андрей выхватывал вдруг из кармана пригоршню монет, медных, золотых, серебряных и с размаху бросал их в своего соперника. Потом поворачивался, как будто взбешенный до последней степени, и убегал без оглядки, не желая иметь с ним больше никакого дела. Это была его милостыня. Хранение тайны внутренней жизни имеет и воспитательное значение. Этим путем религиозное чувство человека и его любовь к Богу становятся сосредоточеннее и горячее. Открытая печь жара не держит, или, как говорила преподобная Синклитикия, " если в бане часто отворяют двери, то скоро выпустят весь пар " . Так и душа, слишком открытая для посторонних взоров, скоро теряет свою сосредоточенность; чувство, доступное многим, легко распыляется, духовная сила тратится и исчезает бесполезно. Физики знают этот закон: пар имеет силу и упругость только в герметически закрытом помещении. Говоря о тайне духовной жизни, следует прибавить два замечания о пределах; необходимой скрытности. Во-первых, необходимо все время помнить, что скрытие внутренней жизни имеет целью пользу души, предохраняя ее от славолюбия, тщеславия, от посторонних примесей в чувстве любви к Богу, от распыления духовной силы и т. д. Следовательно, там, где этих опасностей нет, там скрытность не нужна. Поэтому само собой понятно, что в отношениях, например, к духовному лицу или к духовному руководителю о скрытности не может быть и речи. Здесь она не только ничем не оправдывается, но прямо вредна. Духовный опытный руководитель на первых порах совершенно необходим, ибо без посторонних указаний и беспристрастной оценки явлений духовной жизни легко уклониться на ложный путь и впасть в прелесть, и, конечно, душа начинающего подвижника должна быть перед ним вся открыта, тем более, что диавол, обыкновенно, намеренно возбуждает недоверие к духовнику или к старцу и требует закрыть от него тайники сердца, опасаясь, что опытный взгляд последнего легко различит те козни, которыми он собирается опутать новоначального инока.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Так как жизнь его беспечная была всем известна, то и думали, что он будет мучиться, беспокоиться. Но что же увидели? Беспечный монах умирал смертью праведника – умирал весело, покойно. Все дивились, изумлялись и приступили к умирающему с просьбой: «Скажи нам, брат наш, отчего ты так покойно и весело умираешь, несмотря на то, что ты всю жизнь провел во всяком небрежении?». Больной, укрепленный благодатной силой Христа, встает и говорит: «Честные отцы, я мою жизнь провел в небрежении, и недавно Ангелы Божии приносили рукописание моих грехов, которых очень много, и, прочитав, спросили меня: помнишь ли ты эти грехи? Помню, отвечал я; но вспомните и вы слова Господа Иисуса Христа: не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и простится вам. А я, с того самого дня, как отрекся от мира и постригся, не осудил ни одного человека, не питал ни к кому злобы, всем и все прощал: да исполнятся же на мне слова моего Господа! Не успел я сказать это, как Ангелы тотчас раздрали рукописание моих грехов. Вот оттого я теперь так спокойно и так весело умираю. Мне все прощено, потому что я всем и всех прощал». Сказав это, больной лег на одр свой и почил в мире сном вечным. (Из поуч. прот. Р. Путятина ). VII. Однажды св. Андрей, Христа ради юродивый, ходил посреди народа на торговой площади, находившейся у башни, которую построил император св. Константин Равноапостольный. Тут была и некоторая жена, по имени Варвара. Она, по действию Духа Божия, пришла в исступление и увидела, что блаж. Андрей ходит посреди многолюдства, подобно огненному блистающему столпу. Одни толкали его пинками, другие били; многие, смотря на него, говорили: «Этот человек не принадлежит себе; он сошел с ума! Не желаем такого состояния и врагам нашим». За Андреем ходили бесы в образе черных эфиопов и говорили между собою: «Не дай Бог другого такого на земле: никто не изжег сердец наших так, как этот, притворившийся сумасшедшим по нежеланию служить господину своему; теперь он издевается над всем миром». Варвара видела, что эфиопы налагали знаки на тех, которые били святого, и говорили друг другу: «По крайней мере, служит нам утешением то, что его бьют без милости; бьющие угодника Божия, без всякой на то причины, будут осуждены за это в час кончины их, и нет им спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Подпишитесь на наш Телеграм В лектории «Предания.ру» недавно прошла лекция «Андрей Платонов: юродивый в литературе» . Под это дело решили написать о Платонове текст. Платонов — не просто гениальный писатель. Он — величайший писатель Революции. Ни у кого проблематика Революции, советского проекта, строительства социализма не представлена столь интимно, глубоко, полно. Платонов как писатель, как мыслитель показывает нам, в чем были подлинные чаяния тех, кто верил в Революцию и социализм. Книги Платонова — не антиутопии, они — трагедии. Трагедия утопии: вот мы уверовали и влюбились в социализм, мы начали строить его всеми силами своего существа, сердца, ума, тела; вот мы уже чувствуем его, ветер грядущего веет нам в лицо и… не вышло. Впрочем, мы сейчас будем говорить не про художественную прозу Платонова, а про его раннюю публицистику, собранную в книге «Красный Платонов» : статьи 1919-1926 годов, то есть еще очень молодого Платонова, пишущего в самый разгар Революции и Гражданской войны. Не хочется называть это «публицистикой», это скорее философские поэмы в прозе, литературно гениальные тексты, вполне на уровне лучших романов, повестей, рассказов Платонова. Коммунист и атеист Платонов здесь выражает глубинный пафос Октябрьской революции — и вот этот пафос совпадает с глубинным пафосом христианства. Платонов говорит о бессмертии и восторге, о Христе и Боге, о том, что мир во зле лежит, и о его спасении, Революции как Искуплении, пролетариате как новом творении, коммунизме как Царстве. Он повторяет софиологические темы Серебряного века и его мысль об искусстве как теургии и орудии переделки мира (символистская теория искусства оказывается теорией пролетарского искусства), о преодолении пола и его страстей. Может быть, нигде больше так не виден христианский характер коммунизма, то, чем была на самом деле чревата Революция. Повторим: Платонов — величайший писатель Революции, и о Революции он говорит так. Грехопадение и Искупление В «Питомнике нового человека» Революция вписана в христианскую логику грехопадения-апокалипсиса: мир изначально — рай, затем он пал, но грядет Царство и новое творение:

http://blog.predanie.ru/article/andrej-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010