Праведная жизнь во Христе – это всегда жизнь наперекор миру, его страстям и законам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15: 19). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Мир требует, чтобы все думали и хотели только так, как думает и хочет мир. Мир не терпит, мир не позволяет, чтобы кто-нибудь думал и хотел иное, чем думает и хочет мир. Мир требует, чтобы все подчинялись тому, что исповедует мир, чтобы все думали так, как думает большинство, отвергшее Христа…» Но люди, называемые на Руси «юродивыми во Христе», сей подвиг иной, инаковой жизни возводят до предела. Возлюбив Господа, они всем своим существом стремятся следовать Тому, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2: 7–8). Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21). Юродивых, прославленных в лике святых, Православная Церковь знает совсем немного. Греческая Церковь чтит всего шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный и Симеон Эмесский. На Руси их немногим больше. Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси» приводит такие цифры: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7». В честь победы над нами? Покров Божией Матери Русский народ удивительным образом умеет сделать «своими» явления или людей, прямо его не касающихся (это лишний раз доказывает: в русской душе нет засилья национализма). Самый яркий пример тому – всенародное почитание архиепископа города Мира византийской провинции Ликия Николая, жившего в IV веке. Этот святой воспринимается едва ли не как самый «наш». И если иной богобоязненной старушке дерзнуть сказать, что Никола угодник – совсем не русский, жил он далеко и задолго до появления на свет русского народа, то, пожалуй, она даже наложит на тебя свою «епитимью».

http://pravoslavie.ru/93985.html

Святые, даже находясь здесь, на земле, видят людей какие они есть. При жизни св. Андрея, Христа ради юродивого был в Константинополе иерей (из неженатых), постник, уединенник, молитвенник. Все его очень чтили. Но встретился с ним св. Андрей и видит, что он одет каким-то тёмным туманом, а около шеи у него обвилась змея с надписью: «Змей сребролюбия». Вот какова была его душа! А между тем этого никто не видел. Увидели просвещенные духовные очи св. Андрея. Он поговорил наедине с этим иереем, привел его в раскаяние и он исправился. Но у небожителей очи еще просвещеннее. Таким образом тогда, когда нам думается, что никто нас не видит, каковы мы, нас видит несметное множество очей. Видите, сколько звезд на небе? Очей, на нас обращённых, еще больше. Кроме Ангелов и святых видят нас невидимо для нас и темные силы, бесы. Только они, когда душа чиста, светла, не могут смотреть на неё, боясь, подобно нетопырям, света, а воззревают на нее лишь тогда, когда она начинает помрачаться. Они всюду стаями шмыгают и, как только заметят где-либо потемненную душу, тотчас нападают на нее огулом и начинают вертеть ее туда и сюда помыслами, страстными желаниями и волнением чувств. Впрочем, бесы покушаются подкрасться и к святым душам, но бывают отражаемы и поражаемы, как стрелою, лучами света. В Антиохии был знаменитый волхв Киприан (впоследствии обратившийся ко Христу и бывший епископом). Один юноша просил его расположить к нему своим волхвованием Иустину, прекрасную христианку, которую он хотел взять себе в жены, а она и смотреть на него не хотела. Киприан послал к ней несколько раз состоявших у него на службе бесов, чтобы они по-своему расшевелили в ней любовь к юноше, но те подходили к ее жилищу, а внутрь войти не могли и, воротясь, сказывали, что оттуда – изнутри – их отражает и опаляет свет, ибо та Иустина, как облаком каким, одета была светом, и им не удалось на нее посмотреть». (Что есть дух. жизнь, изд. 2-е Одесса, 1886 г.). Душевный (не говоря уже о плотском) человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

Эта высочайшая, блаженнйшая и вожделеннйшая цль жизни, – предлъ всхъ и св. юродивыхъ, – заставляющая ихъ во имя ея забывать все земное, вншнее. Эта цль. т. е. Христу, указывается и въ священномъ „образъ дахъ вамъ, да якоже Азъ сотворихъ, и вы творите " [CLXXI] , говоритъ Спаситель; „Христосъ пострада по насъ намъ оставль образъ, да послдуемъ стопамъ Его [CLXXII] , пишетъ св. апостолъ Петръ; св. Богословъ свидтельствуетъ: „кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал " [CLXXIII] , св. апостолъ Павелъ учитъ: „Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе " [CLXXIV] , „дондеже достигнемъ вси… въ мужа совершенна въ мру возраста Христова " [CLXXV] . Дале, образа указываетъ также Самъ Христосъ: „будите совершени, якоже и Отецъ вашъ небесный совершенъ есть " [CLXXVI] ; Богословъ говоритъ: „А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди " [CLXXVII] ; св. апостолъ Павелъ пишетъ: „бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная " [CLXXVIII] , подобаетъ „облещися вамъ въ новаго человка, созданнаго по Богу въ правд и истины " [CLXXIX] . Наконецъ, блаженное съ Богомъ указываетъ также Самъ Христосъ, когда говоритъ: „аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему и обитель у него сотворимъ " [CLXXX] и молится Отцу Своему: „да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино " [CLXXXI] . Поэтому то, истинно жизнь называется небеснымъ, внутри человка [CLXXXII] , а св. апостолъ Павелъ называетъ храмами Духа Святаго, церквами Бога живаго [CLXXXIII] . Этого-то несказаннаго блага и стремились св. юродивые достигнуть здсь на земл, чтобы совершенно получить его въ жизни будущей на всю вчность. Они знали это потому что упражнялись въ божественныхъ книгъ. Св. Андрей былъ обученъ книгамъ и читалъ божественное Святый еодоръ воспитанъ былъ въ „добромъ и изученъ божественному и усердно прилежаше божественныхъ книгъ и святыхъ " [CLXXXIV] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Андрей, юродствовавший в городе Мещовске Юродивый Андрей родился в 1744 г. в деревне Овсянниковой, в приходе села Клетина, Мещовского уезда, в благочестивой семье. Отец его умер рано, и он жил с матерью и вотчимом. Он с детства был сосредоточен в себе и все обособлялся. Придя в возраст, Андрей начал ходить почти голый, с кнутиком и топориком, который он носил на левом плече, держа рукоятку правою рукою. Одежду, которую на него одевали, он рвал. Разговаривая о чем-нибудь хорошем, Андрей приятно улыбался, а при бранных словах уходил. Он большею частью сидел или лежал на печи, перебирая положенные на ней дрова. Спал на печи, самой горячей, без подстилки и под голову всегда клал свой топорик. Много он молился, особенно ночью. Летом, когда после работ все ложились, он потихоньку пробирался в сад и звал Бога, осеняя себя крестным знамением. Слово его молитвы было немногосложно. Смотря на небо, подняв вверх руки, он произносил только «Господи!» Когда Андрей ходил по деревням, его обижали крестьяне и дети. Ребятишки толпою гнались за ним с криком «Андрей топора!» швыряли в него каменья, которые иногда ранили ему голову. Но он все терпел спокойно. Иногда Андрей ударял себя сильно в грудь, или бился затылком о стену так, что удары слышны были на улице, но этим он не делал себе вреда. Пока одни смеялись над ним, другие стали уважать его, замечая в нем прозорливость. Пришел как-то Андрей в соседнюю деревню Староселье во время посева ржи. Один мужик, издаваясь над ним, просил его посеять ему ржи. Бросая семена, Андрей произносил: «Пропало, замерло!» На этом поле не выросло ни одного колоса. А когда Андрей обсеял поле другому крестьянину, который верил, что Андрей угоден Богу — у него уродился, никогда им не виданный, урожай. Когда Андрею исполнилось 35 лет, он захотел жить в Мещовске и, указывая в сторону города, говорил: «Отвезите меня туда!» Когда его привезли в город, он подошел к дому мещанской вдовы Суховой и остановился тут, прислонившись к стене и как бы задумавшись. Мать этой вдовы позвала его к себе, уложила ночевать, и Андрей стал постоянно жить у нее.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть… 14 октября, 2013 Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть… Все, что мы знаем, знает кто-то еще. Причем знает лучше нас. Тайны, которые нам открыты, открыты через кого-то. О том, что Матерь Божия молится о всем мире и наипаче о тех, кто любит Ее Сына, знают многие. Это молитвенное ходатайство и сострадательное вмешательство в судьбы мира называется Покровом. Мы отводим ему отдельный праздник, хотя Покров совершается и происходит, а значит и достоин празднования, ежедневно. Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть, и связан он с человеком, которому открыто больше и который видит глубже. Без разговора о нем невозможно говорить о происхождении праздника. Звать его Андрей. Андрей Христа ради юродивый. «Сумасшедший» – так переводится слово «юродивый». Внешний вид, поведение и отношение к таким со стороны общества были соответственными, поскольку важнейшая добавка – «ради Христа» – не произносилась вслух и на бейджике к одежде не прикреплялась. Сумасшедший он и есть сумасшедший, и слюна течет по бороде, и взгляд безумный, и речи странные. От таких людей стараются держаться поодаль, в случае буйства их принудительно лечат. Внешне Андрей был именно таким, но за фасадом добровольного безумия совершал умный и непрестанный труд – молитву. Сложен разговор о святых. Всегда есть угроза взять высокую ноту и сорваться на фальцет. Сидеть в грязи и хвалить орла – разве это подвиг? Да и говорить можно лишь в том случае, если что-то понимаешь. А понять обычному грешнику святых так же тяжело, как тяжело рыбе понять птицу. Уж больно они разные, хоть и сотворены в один день (См. Быт. 1:20).

http://pravmir.ru/andrej-xrista-radi-yur...

К сонму замечательных русских подвижников нового времени, чтимых народом, принадлежит и Мещовский, Христа ради юродивый, Андрей. Блаженный Андрей родился в 1744 году, в Овсянниковской деревне, Клетина прихода, в Мещовском уезде, Калужской губернии. В раннем детстве, по смерти отца, за выходом матери вторично замуж, Андрей, вместе с матерью перебрался в соседнюю деревню Бобровицы, где и жил в доме отчима несколько лет. С детства Андрей резко отличался от сотоварищей, держался уединенно, не играл, мало говорил, был тих и кроток, полевых работ чуждался. И стали смотреть на него как на полоумного. Ведь часто бывает в жизни, что, чего в человеке не можем понять, считаем неестественным и странным; признав же непонятное для себя явление за проявление глупости, или объяснив недостатком развития, уже успокаиваемся и более не вникаем... По некотором времени мать Андрея умерла и он, возвратившись в родную деревню, уже прямо вступил на путь юродства ради Христа; стал ходить почти нагим, с топориком и кнутиком, топорик держал на левом плече, а рукоятку в правой руке. Этот топорик служил ему и подушкой, когда он спал. А спал он на печи, и как бы она горяча не была, без всякой подстилки. Но спал он мало. По ночам, часто, тайно от родных, он уединялся на дворе и там подолгу молился. Мерцали ли яркие звездочки, проносились ли темные тучки при унылом завывании вьюги, шел ли снег, или было тепло – вдохновенная молитва блаженного неслась к небесам; полуобнаженный и всеми озлобляемый, он молился за грешных людей, когда те спали, забывшись от дневных трудов своих и огорчений. Днем же, ходя по деревням, блаженный Андрей, когда слышал хорошие разговоры, улыбался, когда же бранились, печально отходил прочь. Много терпел он побоев и обид от крестьян и крестьянских детей. А как бывают неотвязно-жестоки невоспитанные крестьянские мальчики – всякий знает... Но все это кротко переносил блаженный и лишь на время уходил в дома благочестивых людей; в с. Клетине он более всех любил бывать в доме Никулина. Однажды блаженный Андрей пришел в соседнюю деревню Староселье, когда там крестьяне сеяли рожь. Один крестьянин, считая его праздно ходящим, в насмешку, предложил ему засеять полосу... Андрей взял и стал сеять, говоря: «пропало, замерло!» Попросил о том же и другой крестьянин, но только почитавший блаженного и веривший, что после посева Андреем, ради его Господь благословит урожаем. Андрей засеял и его полосу. И что же?! Когда пришло время жатвы, на полосе последнего лежало редкое множество снопов снятой ржи; а у первого полоса пустая поросла сорными травами... После этого события многие при случае просили блаженного о сеянии, и где он сеял – всегда снимали обильный урожай. Так Господь начал прославлять раба Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобно своим предшественникам, особенно знаменитому юродивому Симеону, подвизавшемуся в VI в. в Палестине, Андрей ходил по улицам Константинополя полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнцепеке или на гноище и в других неподходящих местах. Как-то, когда Андрей спал посреди дороги, его переехала телега, запряженная волами, но он остался невредим. А однажды наступила такая суровая зима, что все нищие погибли от холода и ветра или задохнувшись в сугробах, и Андрей, у которого не было ни одежды, ни крова, лег на улице и приготовился к смерти. Но внезапно он ощутил прилив тепла и увидел себя гуляющим по раю, и когда он очнулся, морозы кончились. Произведение построено как цикл, включающий около 100 различных по объему рассказов, в которых повествуется о приключениях и чудесах Андрея, а также о различных персонажах и событиях из жизни Константинополя, имеющих часто лишь косвенное отношение к собственно житийному сюжету, а иногда и вовсе с ним не связанных. В частности, много говорится о боголюбивом и разумном юноше знатного происхождения Епифании, который был другом Андрея и, хотя не занимался юродством, всех удивлял своим воздержанием, целомудренной жизнью и глубоким умом. Впоследствии, как сообщается в Житии, он был Константинопольским патриархом. Таким образом, это Житие представляет собой не столько агиографическое или тем более историческое повествование о реальных событиях и лицах, сколько сочинение в духе средневекового романа. Книга содержит в конце большой раздел, получивший в русской книжности особое название «Епифаниевы вопросы и ответы блаженного Андрея», в котором Андрей дает разъяснения по вопросам мирового устройства, разнообразных явлений природы, толкования Священного писания, эсхатологических предсказаний (так называемый «Апокалипсис Андрея Юродивого») и др. Своим разнообразным и ярким содержанием «Житие Андрея Юродивого» оказывало значительное влияние на распространение идей юродства на Руси и одновременно служило источником для составления житий русских юродивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И людская молва утверждала, что местная администрация побудила власть города Алатыря произвести у Яши в каморке, где он жил, тщательный обыск. Ничего подозрительного не нашли, кроме пустых досчатых стен чулана, в котором он пребывал. Предчувствуя эту людскую грозу над собой, «Божий человек» поспешил оставить город Алатырь и больше в нем уже никогда не появлялся… Добрая память о «человеке Божием» и до сих пор все еще живет в благодарном народе. (С. Глебов. «Русский Паломник», 1903 г., Андрей, юродствовавший в городе Мещевске Юродивый Андрей родился в 1744 г. в деревне Овсянниковой, в приходе села Клетина, Мещовского уезда, в благочестивой семье. Отец его умер рано, и он жил с матерью и отчимом. Он с детства был сосредоточен в себе и очень любил уединение. Придя в возраст, Андрей начал ходить почти голый, с кнутиком и топориком, который он носил на левом плече, держа рукоятку правою рукою. Одежду, которую на него одевали, он рвал. Разговаривая о чем-нибудь хорошем, Андрей приятно улыбался, а при бранных словах уходил. Он большею частью сидел или лежал на печи, самой горячей, без постилки, и под голову всегда клал свой топорик. Много он молился, особенно ночью. Летом, когда после работ все ложились, он потихоньку пробирался в сад и звал Бога,осеняя себя крестным знамением. Слова его молитвы были немногосложны. Смотря на небо, подняв вверх руки, он произносил только: «Господи!». Когда Андрей ходил по деревням, его обижали крестьяне и дети. Ребятишки толпою гнались за ним с криком: «Андрей топора!», швыряли в него каменья, которые иногда ранили ему голову. Но он все терпел спокойно. Иногда Андрей ударял себя сильно в грудь или бился затылком о стену так, что удары слышны были на улице, но этим он не делал себе вреда. Пока одни смеялись над ним, другие стали уважать его, замечая в нем прозорливость. Пришел как-то Андрей в соседнюю деревню Староселье, во время посева ржи. Один мужик, издеваясь над ним, просил его посеять ему ржи. Бросая семена, Андрей произносил: «Пропало, замерло!»

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Когда блаженный Андрей проходил по торгу, все торговцы давали ему деньги и от своих товаров. Но не у всех брал он. А у кого брал, у того торговля шла успешно. Что получал блаженный, все раздавал бедным. Когда же их не было, деньги вкладывал в щели домов, где нищие потом и находили их. Но особенное сострадание блаженный Андрей проявлял к солдатам и заключенным в острог. Когда арестантов выводили за сбором подаяний, в то время казенного стола не было им, Андрей спешил отдать все, что только успел накопить для них. Бывал и сам Андрей в тюрьме. Как ни был Андрей тих и кроток, а когда ждали приезда в Мещовск кого-либо из высокопоставленных лиц, его и засаживали в острог, или под конвоем отправляли в Клетинское волостное правление. Но при этом не раз случалось, что его отвезут и, не успеют проводники вернуться, Андрей чудесно оказывался уже снова в Мещовске. Многое из того, что делал блаженный Андрей, имело особый смысл и что-либо предвещало. Когда он кому-либо давал луковицу, тот заболевал; кому давал хлеб, тот получал почести; у кого уносил со двора дрова – делался вскоре бедняком; кому приносил дрова, тот богател. У одного купца было описано имущество, купец был в глубоком горе. Приходит в это время блаженный с дровами и, утешая, говорит: «Не грусти, дядя денег даст!»... Вскоре же приехал один помещик и, дав заимообразно денег, выручил купца того из беды. Эти прообразовательные приемы старца имели широкое значение. Через них он прикрывал свое прозрение в будущее, а условной формой открытия будущего, допускавшей возможность различного толкования, смягчал грядущие удары людям постепенным их приготовлением к тому. Неожиданный удар тяжелее, ведь, ожидаемого, хотя самое ожидание и мучительно, это давало также и возможность подготовиться к грядущему. Блаженный Андрей свершил свой путь. Тяжелым подвигом юродства он очистил душу и тело от всего страстного и греховного; на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о небесном отечестве...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Сожалея о гибели души монаха-сребролюбца, который был братом по вере Христовой, Святой Андрей повернулся и решил пойти прочь. Но в этот момент он увидел двух юношей, спорящих между собой. Один из юношей имел черный волос и одежду, был смугл и свиреп лицом с мутными глазами. Другой юноша был облачен в белую одежду, имел светлые волосы и был прекрасен лицом, как небесный свет. Так как юноши были близко, Святой Андрей услышал их разговор. Черный юноша, резко жестикулируя руками, нервно говорил о том, что монах принадлежит ему, поскольку монах не служит Богу, а ублажает змея сребролюбия. Светлый юноша говорил о том, что этот монах отличается смирением и кротостью, соблюдает посты и совершает молитвы и является слугой Божьим. Слушая их спор, Святой Андрей понял, что он увидел Ангела Света и ангела тьмы. Так спорили они до тех пор, пока с небес не прозвучал глас Божий, обращенный к Ангелу Света, сказавший громко следующие слова: “Ты не имеешь части в этом монахе. Оставь его”. Услышав это, Ангел Света мгновенно удалился. Святой Андрей заплакал от жалости к старцу и пошел своей дорогой.    Но не даром Святой Андрей в глазах людей был юродивым, а в глазах Бога мудрым. Придя к себе в келью, он долго размышлял об увиденном. И пришел к выводу, что хотя монах и делал добрые дела в виде совершения поста и молитвы, в виде проявления кроткого и смиренного нрава, однако этот монах запятнал свою душу грехом сребролюбия. И поэтому уже не был безупречен перед Богом. Более того, монах не осуждал свой грех сребролюбия и не искупал его раскаянием и молитвой. А поэтому монах уже относился не к Божиим чадам, а к служителям отца всех грехов — злого духа.    Раздумывая над печальной участью монаха-сребролюбца, Святой Андрей решил спасти его. Через некоторое время Святой Андрей опять прошел мимо базара и снова увидел стоящего монаха. Тогда Святой Андрей подошел к монаху, взял его за руку и сказал, глядя ему пристально в глаза: “Раб Божий, выслушай меня без гнева. Смотрю я на тебя и сожалею о том, что раньше ты был друг Божий, а сейчас стал слугою противника рода человеческого. Раньше твоя душа имела крылья как у серафима. А сейчас ты дал возможность подрезать ей крылья руке злого духа. Раньше на тебе был образ Ангельский. А теперь твоя душа стала темно-образной. Зачем подружился ты со змеем сребролюбия и собираешь сокровища земные, забыв о своей душе и сокровищах небесных. Подумай над тем, что, принимая серебренники от людей и радуясь от этого, ты собираешь на свою голову и грехи этих людей. Как после этого с таким тяжелым бременем ты сможешь предстать перед сияющим Престолом Небесным? Знай также и то, что и Ангел-Хранитель твой уже отступился от тебя и плачет о погибели твоей души. А враг всякой правды уже считает тебя своим слугой. Раскайся в своем грехе сребролюбия и раздай все скопленные тобой деньги вдовам и нищим, сиротам и странникам. И делай это быстрее. Иначе ты погибнешь. Смотри уже и диавол ходит за тобой.”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010