Юродивые Христа ради не только отказывались от всех удобств земной жизни и ее дозволенных благ, но совершенно отрекались от обычного пользования разумом, осуждали себя на добровольное и, по-видимому, совершенное безумие и казались людьми душевнобольными, жалкими в умственном отношении. Между тем в действительности юродивые были мудрейшими людьми. Своим кажущимся безумием, беспорядочным смехом и ненормальными действиями они стремились обличить внешнюю мирскую мудрость, показать всю гибель премудрости премудрых и разума разумных этого мира ( 1Kop. I. 19 ). Они в своей жизни стремились оправдать слова апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» ( 1Kop. III. 18 ). И действительно, никто мудрее юродивых не показал, что мир безумствует, никто умнее их плача не осмеял и смеясь не оплакал его неразумия. Подвигом юродства особенно прославился св. Андрей (880–946). Он был родом славянин и состоял рабом у константинопольского протоспафария Феогноста. За ум и физическую красоту Феогност очень любил Андрея, дал ему некоторое образование и даже с делал своим нотарием. Андрей усердно занимался изучением Священного Писания и чтением житий святых. Воспламененный подвижнической ревностью христианских аскетов, Андрей и сам возымел сильное желание подражать им. Раз он сподобился видения, во время которого неземной юноша призывал его к юродству Христа ради. 1469 Первые проявления этого подвига выразились в том, что он, совершив молитву, снял с себя и изрубил в мелкие куски свои одежды и начал беспорядочно произносить какие-то слова, подобно лицам, одержимым болезнью эпилепсии. 1470 Затем он со смехом побежал по улицам города. 1471 После этого он ежедневно ходил по столице то смеясь и играя, то размахивая руками и подпрыгивая. 1472 Он посещал преимущественно многолюдные места – площади, рынки и т. п. Беседы его со встречающимися людьми были беспорядочны и темны на их взгляд, между тем как в действительности были полны резкого обличения. Целые сутки Андрей нигде не садился, иногда не вкушал пищи в продолжение двух или трех дней, пил дождевую воду и постоянно молился умной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Сегодня мы выбрали темой нашей встречи юродство как явление церковной жизни, как некую неизбежность проявления святости в определенных условиях, как вызов для каждого человека. Потому что иногда и нам приходится быть безумными в веке сем, чтобы быть мудрыми. Ну, об этом всем дерзнем поговорить в нашей аудитории. Здравствуйте, друзья! Юродство — славянское слово, означающее безумие. То есть юродивый — безумец, сумасшедший, но с добавкой — ради Христа. Сумасшедший ради Христа, безумный ради Христа. Но безумный — он и есть безумный, он ведет себя так, как не принято, он пугает окружающих нарушением общественных норм, его сторонятся, над ним смеются. И вот кто-то впервые избрал для себя это как святость, как некую одежду святости, как модель поведения. Юродство возникло на востоке, там, где человеку легче быть бездомным. Юродствовать же легче в Сочи, например, чем в Архангельске. В Сочи можно поспать под забором, и если у соседа через забор свисает с дерева какой-нибудь инжир, то его можно, не украв, сорвать и съесть, а дальше ходи и юродствуй. Другое дело — юродствовать в Магадане, да в той же Москве или в Петербурге, как блаженная Ксения. Походи-ка ты без ночлега по сырым промозглым улицам Петербурга в октябре или марте, не говоря уже о феврале. То есть каким-то образом с этих теплых югов, где был юродивый Симеон, и Андрей Цареградский, и другие, оно перебралось на север, в Московское царство, на Русь, и каждый город разбогател своими блаженными. В Ростове их было очень много, в Москве, в Новгороде, в Устюге Великом и в других местах. Ближайшие к нам — это блаженная Ксения Петербургская, Московский Христа ради юродивый Василий Блаженный. Эти блаженные люди, которые смеялись над миром и плевали на все, на что обычно человек не плюет, и не только на грех, но и на все приличия — на опрятность и аккуратность, на социальную значимость, на сытость и довольство, на создание семьи и воспитание детей достойными членами общества — на такие хорошие вещи, которые грех осуждать и нужно хвалить и воспитывать, они на это плевали.

http://pravoslavie.ru/121789.html

Едва Медведев открыл дверь, как наперерез ему метнулась тень. — Ты куда? — строго спросил келейник. — Мне надобно увидеть отца казначея,— уже без притворной приниженности сказал Медведев. — Он занят. — У меня срочное дело. Вы доложите только, что Медведев, лекарь из Арзамаса…— Андрей тронул за пазухой свернутые ассигнации, решив, что отдаст деньги и уйдет молча. — Не буду я докладывать,— решительно сказал келейник.— Подождите. — Так вот вы какие…— Он заплакал от горького разочарования, слезы потекли из глаз. Это был конец всего! Он бежал, он спешил, он горел одной страстью… и вдруг покатился в отверзшуюся пропасть холодного равнодушия,— Так вы… Легко отстранив с дороги келейника, Медведев распахнул дверь и вошел в комнату, откуда слышался разговор. Седобородый отец казначей и чернобородый иеромонах подняли на него удивленные взгляды. В комнате было тепло от большой голландской печи, по навощенному полу были разостланы пестрые половики, на подоконниках и жардиньерках стояли горшки с цветами и клетки с птичками. — Ты кто? — недоуменно спросил отец казначей, с ужасом смотря, как высокий и плечистый парень с черной шевелюрой и курчавой бородкой шлепает грязными лаптями по белому полу.— Ты зачем ворвался сюда? Такого Андрей перенести уже не мог. Он стоял и молча слушал, как уже третий монах строго отчитывает его и гонит. Слезы катились из глаз его, но сказать дрожащими губами ничего не мог. Повернулся и ушел. Недоумевающий казначей сбавил тон и пытался остановить странного гостя, но Андрей уже ничего не видел и не слышал. Он пробежал все такой же пустой двор, решив, что не оглянется на обитель, которая лишь по названию рассадник благочестия, а на деле… За воротами он едва не споткнулся о того же юродивого, будто поджидавшего его с какой-то веточкой в руках. В гневе Андрей едва не отшвырнул старика, но тот тронул его рукой и улыбнулся. И вдруг увиделись в глазах юродивого доброта и ум, а от прикосновения легких перстов бесследно пропала горечь злобы. То был отец Марк, один из двух наиболее почитаемых старцев Саровской обители.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/3/

Едва Медведев открыл дверь, как наперерез ему метнулась тень. — Ты куда? — строго спросил келейник. — Мне надобно увидеть отца казначея,— уже без притворной приниженности сказал Медведев. — Он занят. — У меня срочное дело. Вы доложите только, что Медведев, лекарь из Арзамаса…— Андрей тронул за пазухой свернутые ассигнации, решив, что отдаст деньги и уйдет молча. — Не буду я докладывать,— решительно сказал келейник.— Подождите. — Так вот вы какие…— Он заплакал от горького разочарования, слезы потекли из глаз. Это был конец всего! Он бежал, он спешил, он горел одной страстью… и вдруг покатился в отверзшуюся пропасть холодного равнодушия,— Так вы… Легко отстранив с дороги келейника, Медведев распахнул дверь и вошел в комнату, откуда слышался разговор. Седобородый отец казначей и чернобородый иеромонах подняли на него удивленные взгляды. В комнате было тепло от большой голландской печи, по навощенному полу были разостланы пестрые половики, на подоконниках и жардиньерках стояли горшки с цветами и клетки с птичками. — Ты кто? — недоуменно спросил отец казначей, с ужасом смотря, как высокий и плечистый парень с черной шевелюрой и курчавой бородкой шлепает грязными лаптями по белому полу.— Ты зачем ворвался сюда? Такого Андрей перенести уже не мог. Он стоял и молча слушал, как уже третий монах строго отчитывает его и гонит. Слезы катились из глаз его, но сказать дрожащими губами ничего не мог. Повернулся и ушел. Недоумевающий казначей сбавил тон и пытался остановить странного гостя, но Андрей уже ничего не видел и не слышал. Он пробежал все такой же пустой двор, решив, что не оглянется на обитель, которая лишь по названию рассадник благочестия, а на деле… За воротами он едва не споткнулся о того же юродивого, будто поджидавшего его с какой-то веточкой в руках. В гневе Андрей едва не отшвырнул старика, но тот тронул его рукой и улыбнулся. И вдруг увиделись в глазах юродивого доброта и ум, а от прикосновения легких перстов бесследно пропала горечь злобы. То был отец Марк, один из двух наиболее почитаемых старцев Саровской обители.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/?f...

Но это значитъ, что источникъ ропота и неподатливости на помощь ближнимъ былъ въ или а не въ дух истиннаго подвижничества, до котораго еще не смогли возвыситься изъ Съ другой стороны, въ виду борьбы съ тмъ выше является подвигъ св. Михаила, кормителя голодавшаго народа, умвшаго побждать и вразумлять малодушныхъ силою своей любви, вры и власти духовной. Общественное св. юродивыхъ не ограничивалось ихъ въ указанномъ смысл, оно простиралось еще дальше. Св. юродивые являлись проповдниками Какъ Христосъ придавалъ столь великую важность что проповдь о немъ считалъ Своего на землю: „не призвати праведники, говорилъ Онъ, но гршники на " [DLXXXI] ; а потому, входилъ въ съ мытарями и гршниками; простилъ жену гршницу, слезами омывшую ноги Его въ дом фарисея Симона [DLXXXII] ; не осудилъ, но простилъ блудницу: „ни Азъ теб осуждаю: иди и ктому несогршай " [DLXXXIII] , такъ и св. юродивые въ своемъ подражали Христу; они находились въ обществ порочныхъ лицъ, чтобы привести ихъ къ никогда не осуждали гршниковъ, а всегда заботились объ ихъ Такъ, св. блаженный посщаетъ бражныя тюрьмы и тамъ употребляетъ вс къ тому, чтобы исправить пьяницъ [DLXXXIV] . Св. часто заходитъ въ корчемницы и въ поварни и тамъ насколько ему возможно старается такъ или иначе на гршниковъ [DLXXXV] . Св. Симонъ тоже весьма часто приходилъ въ кабаки, конечно, съ оказать какое-либо благотворное нравственное на пьяницъ [DLXXXVI] . Но особенно св. юродивые любили заниматься блудницъ. Св. Симеонъ ходилъ къ блудницамъ, „ища ихъ " . Иногда онъ говаривалъ блудницамъ, – хотите-ли, что-бы я имлъ васъ своими друзьями? я дамъ вамъ 100 златницъ, только не гршите. Блудницы, смясь надъ нимъ, общались, но онъ требовалъ отъ нихъ клятвы, и которая изъ блудницъ давала клятву, онъ дарилъ той деньги, а въ случа новаго ея въ грхъ, св. Симеонъ обличалъ ее и до тхъ поръ такъ поступалъ, „дондеже истиннаго неложное сотворитъ: и тако святый спасе блудницы " [DLXXXVII] . Св. Андрей обличалъ блудницъ и уговаривалъ ихъ всхъ совлечься той злосмрадной одежды, въ какую облекъ ихъ [DLXXXVIII] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Раз зимою, в самое холодное время ои шел босой и почти нагой на свою родину в Устье Толшемское на праздник св. архидиакона Стефана (27 декабря). Ветхое, изорванное рубище его было таково, что не только не могло согревать и защищать от холода, но едва прикрывало наготу его тела и он носил его более для соблюдения благопристойности. На дороге с ним встретились сибирские инородцы, кочевавшие по Сухоне, которые, видя человека босыми ногами стоявшего по колена в снегу, догадались, что это – человек Божий Андрей, о котором они знали по слуху. Старшина их Ажбакай, в св. крещении Аврамий, страдал в то время глазами и стал просить его о своем исцелении, за что давал значительную сумму денег. Блаженный Андрей не взял денег и не сказавши ничего убежал, но Ажбакай потер глаза снегом, на котором стоял юродивый, и тотчас же получил исцеление. – Тотемский воевода Максим Григорьев Ртищев долго страдая сильною головною болью, призвал к себе в дом Андрея и просил его помолиться за него Богу и испросить ему исцеление. Блаженный, указавши рукою на образ всемилостивого Спаса, находившийся в комнате воеводы, велел больному приложиться к нему с верою и лишь только воевода исполнил приказание юродивого, как тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. – Дети городских жителей нередко собирались на берег Сухоны близ хижины блаженного Андрея играть в свайку, однажды, когда во время игры они начали беспрестанно сквернословить, блаженный Андрей, с одной стороны не терпя их сквернословия, с другой – желая удержать их от такого скверного дела, вышел из своей хижины и погнал их прочь, все дети бросились бежать от юродивого, но один из них был столько бесстыден и дерзок, что обругавши блаженного самыми скверными словами, из всей силы ударил его железною свайкою. Удар мог быть смертельным, но благодать Божия без вреда сохранила блаженного, юный же нечестивец, рано созревший до такого бесстыдства и дерзости, немедленно был поражен Господом: с криком и ревом павши на землю, он лишился употребления ноги, впал в расслабление и вскоре помер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вельможа, продержав четыре месяца Андрея и видя, что он остается в прежнем «состоянии», отпустил его «на волю». Юродивый Андрей, получив свободу, начал бегать по улицам, «творяся неистов», и переносил разного рода оскорбления, насмешки и лишения. Многие ругались над ним, как над безумным, иные считали его бесноватым, отроки нередко толкали и били его; но он все сносил терпеливо и молился за оскорбителей. Если кто подавал ему милостыню, он отдавал ее нищим и притом в виде шутки или с бранью; и это делал он затем, чтобы не знали, что он раздает милостыню. Дня по три, обыкновенно, он ничего не ел; если же не подадут куска хлеба, он оставался без пищи неделю и две. Одеждою ему служило рубище «непотребное», которое едва могло прикрывать его наготу. Днем бегал он, подобно Симеону, Христа ради юродивому, а ночь проводил в молитве. Живя в многолюдном городе (Константинополе), блаженный не имел, где приклонить главу: нищие прогоняли его из хижин своих, богатые не пускали и на двор. Когда же нужда была «упокоити мало многотрудное тело» свое, он отыскивал места, где лежали собаки, и ложился с ними, но и те не принимали его к себе: «инии бо кусающе его, отгоняли от себя, инии же сами убегали от него!» Так страдал сей подвижник Христов! Все эти страдания и лишения ради Господа, ночные бдения, молитвы и всегдашнее воздержание стяжали подвижнику такую чистоту сердца, что он сделался жителем не столько чувственного, сколько духовного мира, нередко видел он Ангелов, то ратующих против демонов за спасаемых, то плачущих, когда нераскаянные грешники доводили себя до совершенной погибели; видел и демонов с их адскими кознями 209 , и сколько первым был любезен как друг, столько последним страшен и ненавистен. При такой способности созерцать невидимое, святой прозревал даже в мысли и внутреннее состояние душ человеческих, и свою прозорливость употреблял во спасение грешников, хотя и не все внимали увещаниям юродивого. Один гробный тать, который, вырывая мертвецов, снимал с них одежды, – решился ограбить недавно погребенную богатую девицу. На пути к исполнению этого злого замысла он встретил юродивого Андрея; святой прозорливец увидел его и, зная преступное его намерение, как бы с гневом взглянул на него и сказал: «Так говорит Дух, судящий похищающему одежды лежащих во гробех: не будешь ты видеть солнца, не будешь видеть дня, ни лица человеческого; затворятся для тебя врата дома твоего и никогда не отворятся». – Тать хотя и слышал эти слова, но не обратил на них внимания и продолжал свой путь. Святой Андрей взглянув на него, сказал: «Ты идешь? не укради; если же сделаешь это, не будешь видеть солнца». Поняв, что слова относятся к нему, тать дивился, что мысли его узнаны, возвратился к нему и сказал: «Ты точно одержим беснованием и говоришь о неизвестном и тайном по наущению демонскому; но я хочу идти туда и увижу, сбудутся ли слова твои». И святой Андрей пошел далее, продолжая юродствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Объяснения такого странного способа благотворительности св. Андрея дается в его жизнеописании: «се же творяше св. Андрей, да не яве будет милостыня его» 548 . Значит, глубокое чувство смирения побуждало св. юродивых скрывать таким образом свои добрые дела. Вот с какими свойствами проявлялась деятельная любовь св. юродивых к ближним. Она носила характер, согласный с основными требованиями закона Божия о любви к ближнему, ибо в делах любви (милостыня) спасение 549 . А что именно так на милостивость смотрели св. юродивые, это ясно видим из наставления св. Симеона юродивого диакону Иоанну: «молю тя, брате, да никогоже от нищих, паче же от иноков презираеши, и укоряеши: да весть любовь твоя, яко мнози в них злостраданием очищени суть, и яко солнце сияют пред Богом. Молю тя, чадо и брате мой Иоанне, всячески тщися быти милосерд, ибо в грозный оный час милосердие паче иных добродетелей помощи нам может, пишется бо: блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь» 550 . На основании этих слов св. юродивого Симеона можно заключать, что он милосердие поставлял на самую высшую степень нравственного совершенства, так как милостивии и будут помилованы. Кроме того милостыня, по словам св. Симеона, оказывает сильное действие на очищение и просвещение души. В этом уверяет и учение св. отцев. «Как купель крещения угашает огнь геенский, так милостыня истребляет пламень греховный. И как в крещении однажды дается отпущение грехов, так непрестанное упражнение в благотворительности постоянно низводит на человека благоволение Божие говорит преп. Кассиан» 551 . «Милосердие одно все может, уверяет св. патриарх Иеремия, ибо кто милосердствует и любит бедных ради Господа, тот и освобождается от невыплатимого долга грехов и приобретает весь мир за ничтожную цену, и вдруг юнеет и делается бессмертным, и царствует в небесном царстве и, как верный раб, во всем последует Господу и царски богатеет по призванию Царя: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как отметил С.А. Иванов в начале своей лекции, жанр путеводителя на редкость консервативен: сегодня гиды рассказывают туристам об истории Стамбула примерно то же самое, что и пятнадцать и двадцать пять лет назад. Между тем, объем научной информации о Константинополе в последние годы значительно вырос. Именно об этих последних научных открытиях и был рассказ на лекции. Предлагаем читателям подробный конспект выступления С.А. Иванова. Предсказание Андрея Юродивого В знаменитом житии Андрея Юродивого, которое написано в 10 веке в Константинополе, а потом послужило главным произведением русской литературы и образцом для всего древнерусского юродства, святой Андрей предсказывает гибель Константинополя: он говорит, что Константинополь когда-нибудь затопит море и «только колонны на форуме уцелеют, так что приплывающие корабли будут привязывать свои канаты, а матросы будут рыдать, говоря: " Увы нам, ибо наш великий город поглощен пучиной " ». «Пророчество Андрея Юродивого в высшей степени сбылось – Константинополя не существует. Он затоплен чужой цивилизацией, на его месте другой город, который иначе называется, в котором живет народ другой религии, другой цивилизации, другого языка, и то, что нам осталось – это ничтожные крохи былого Константинополя. Мы знаем по именам более 450 церквей в Константинополе, а существует на сегодняшний день может быть полтора десятка. Сотни названий улиц площадей, колонн, дворцов, бань, таверн дошли до нас по письменным источникам, отождествлению поддаются лишь доли процентов. Моя задача — рассказать, что нового найдено в последние 7-8 лет и как это может повлиять на наши представления о Константинополе. Традиционный туристический маршрут начинается со Святой Софии – это самый посещаемый памятник Турции. И, наверное, правильно начать наш рассказ с него». Святая София Несмотря на то, что кажется, что в святой Софии известен каждый кирпич, на самом деле, ученые все время открывают что-то новое. Во-первых, особняком стоят такие исторические факты и достопримечательности, о которых давным-давно известно, но которые никогда не показывают туристам по глупым бюрократическим причинам. Например, Зал патриарших секретов закрыт, потому что там хранятся архивы музея святой Софии. Туда невозможно войти, можно только заглянуть в щелочку неплотно прикрытых дверей и увидеть уникальные мозаики IX века.

http://bogoslov.ru/article/1976000

Святые видели рай по степени раскрытия духовной способности и ослабления союза души с телом, так как по замечанию Премудрого «тело тленное отягощает душу, и земное жилище обременяет ум и не попускает ему возноситься в свойственную область духов» 764 . Отсюда, находящемуся в сверхъестественном состоянии человеку и потом пришедшему в себя, естественнее подумать, что тела с ним не было, нежели, что он находился в теле. Если же так, если человек, находясь в теле, без всякой перемены места (как видно из слов св. Андрея: «воспрянув, обретохся на месте, идеже бех первее, во угле лежащ, и удивляхся, где бех в видении, и что сподобихся видети» 765 , может быть восхищен до слышания неизреченных глаголов, и не сознавать, в теле-ли он тогда находится, или кроме тела, то можно и, кажется, должно думать, что и св. Андрей, во время сообщения с горним миром, находился в сверхъестественном состоянии духа, т. е. душа его раскрылась в это время для духовного мира до возможной степени раскрытия в теле, так что узы, соединявшие ее с телом, как бы вовсе уничтожились, прервались. Значит, св. Андрей во время восхищения был в теле, так сказать, кроме тела, был весь в духе, а дух весь в Боге. Св. Андрей юродивый выражает сущность полученного им откровения в раю в следующих словах: «слышах же премилосердого Творца моего, пресладкими и пречистыми своими усты, три словеса Божественная изрекшего ко мне. коих св. Андрей не восхоте явити». Можно думать, что св. Андрей восхищен был в рай, или до третьего неба, не столько для слуха, сколько для зрения. Это было прямое видение; св. Андрею позволено было в этом восхищении, так сказать, заглянуть в блаженное жилище духов и праведных душ, – посмотреть на их состояние, на занятия 766 , на предметы их окружающие, на взаимные отношения, вообще, если можно так выразиться, на их небесный быт. Так, св. Андрею позволено было вознестись духом в блаженное местопребывание небожителей, взглянуть на убранство и красоту небесного свода, от дивного созерцания которой никогда не согласился бы оторваться созерцающий, по словам преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010