Вскоре патриарх посвятил его в диакона, и премудрость всегда, яко река, текла из уст человека Божьего. Те, которые издевались прежде над его невежеством, теперь почитали за счастье быть его учениками. «Насладися Господеви, и даст ти прошение сердца твоего», – сказал царь и пророк. Любезные дети! Если хотите просветить разум ваш в познание истины, то просите помощи небесной. «Просите, и дастся вам». Если ваши молитвы будут подобны молитвам святого песнопевца Романа, то будет светлость Господа Бога нашего на вас, и дела рук ваших исправите. Змий сребролюбия Один старец был набожен и строг в жизни, но, к несчастью, поработился духу сребролюбия. Он жил близ торжища, будто для того, чтобы народ, каждый день собираясь туда, имел вблизи наставника и отца духовного, а на самом деле для того, чтобы посетители, возвращаясь с торжища, приходили к нему всегда не с пустыми руками. Святой Андрей, Христа ради юродивый 243 , идучи однажды мимо сребролюбца, увидел по откровению Божьему, что страшный змий обвился вокруг его шеи. Прозорливец остановился и смотрел с изумлением, а чернец, думая, что он, будучи одним из нищих, ожидает милостыни, сказал: «Бог даст!» Святой Андрей отступил на несколько шагов и увидел над ним воздушную надпись: «Змий сребролюбия – корень всякому беззаконию». Соболезнуя о погибели брата, Андрей хотел было удалиться, но едва обратился вспять, как увидел двух юношей, спорящих между собой: один был чёрен, с очами мутными и свирепыми, а другой прекрасен, как свет небесный; первый утверждал, что старец принадлежит ему, ибо не Богу, а ему работает; но другой говорил, что этот старец, будучи смирен и кроток, пребывая в постничестве и молитвах, Божий слуга есть. Так препирались они, как вдруг раздался глас небесный к светоносному юноше: «Ты не имеешь части в старце: оставь его», – и Ангел мгновенно удалился. Удивлённый Андрей от жалости заплакал и пошёл в путь свой. Но сердце Андрея – в глазах человеческих юродивого, а в очах Божьих мудрого Андрея – не могло быть спокойно: желая обратить несчастного старца к истине, он через некоторое время опять пошёл мимо торжища и, увидев старца, взял за руку. «Раб Божий! – смотря пристально, сказал он. – Выслушай без гнева меня, раба твоего. Ах! Я весьма сокрушаюсь о тебе и не могу без ужаса помыслить, что ты, прежде этого друг Божий, ныне сделался слугой вражеским. Душа твоя имела крылья, как Серафим; зачем неприязненному духу дал обрезать оные? Ты имел образ ангельский; зачем восхотел быть тёмнообразен? Зачем подружился со змием сребролюбия и греешь его на лоне твоём? Зачем собираешь сокровища? Неужели с ними погребён будешь? Неусыпно собирая сребренники от детей духовных и увеселяясь ими, ты собираешь на главу твою все их преступления. Как же с таким бременем предстанешь Страшному Суду Христову?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Св. Андрей, Христа ради юродивый, бывши однажды в Царьграде на торжище, встретил инока, вокруг шеи которого обвился страшный змий. Инок этот был человек, многими добродетелями украшенный, но к несчастью скуп и сребролюбив. Многие, зная его за святого, давали ему золото для раздачи бедным; он же это золото клал в свою сокровищницу. Видя его во власти дьявола, Андрей сжалился над ним и подошел к нему. Монах же, думая, что это один из нищих, сказал Андрею: " Бог да помилует тебя брат; подать же мне тебе нечего " . Отошедши от него на несколько шагов, Андрей был удивлен, заметив, что над головою, инока на воздухе были начертаны слова: " змий сребролюбия - корень всякому беззаконию " . Но он ещё более удивился, когда, оглянувшись назад, увидал Ангела и беса, спорящих за душу инока,. Дьявол доказывал, что монах, как сребролюбец и потому идолослужитель, принадлежит ему, а Ангел, указывая на многие из добродетелей старца, утверждал, что он достоин милости Божьей. Продолжительный спор их был решен свыше: голос с неба сказал Ангелу: " ты не имеешь части в нем, ибо только милостивые получают от Меня прощение и наследуют обители небесные " . После сего Ангел тот-ас оставил инока. Сострадательный Андрей, скорбя о погибели его, решился, во что бы ни стало вырвать его из челюстей змия. Для этого он нарочно встретился с иноком в уединенном месте и, взяв его правую руку, сказал: " раб Божий, выслушай без гнева раба твоего. Скажи, за что ты, бывший друг Божий, стал другом дьявола? Объясни, почему ты, имевший крылья серафима и взор светлый, как молния, сделался столь темнообразен? Поведай, чем ты довел себя до такой погибели? Не тем ли, что порабощаешь себя бесу сребролюбия? Подумай же, к чему тебе твое золото, которое по смерти достанется твоим врагам? К чему удерживаешь его от скудости, когда другие и алчут и жаждут, и зимою умирают от холода вокруг тебя, а ты, зря на свое золото, веселишься? Это ли стези покаяния? Это ли обет иноческий? Се, ныне или завтра кончается жизнь наша, а что мы уготовали, кому будут (Лук. 12, 20)? Вот твой Ангел-Хранитель, удалившись от тебя, плачет; вот страшный змий сребролюбия обвился вокруг твоей шеи; наконец и Сам Бог, как я слышал, отвергнул тебя! Образумься и взгляни, кто это? " И с этими словами показал ему дьявола, который, не смея ради Андрея близко подойти к иноку, стоя вдали, свирепо глядел на него. Пораженный видением и словами Андрея, инок раскаялся и тут же от всего сердца дал обещание бросить сребролюбие и быть милостивым. И заметьте, как скор на милость Господь к истинно обращающимся к Нему. Тотчас по раскаянии старца змий с его выи исчез, другой бес, стоявший вдали, также стал невидим, и к раскаявшемуся снова приступил его Ангел-Хранитель. С того времени инок действительно исправился, скупость заменил щедростью и стал нескудно раздавать золото убогим, постоянно благодаря Бога и Его угодника св. Андрея за свое обращение от греха к добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

И вот, только что он взял в руки деньги и сказал упомянутые слова, как тут же, в церкви, упал и умер... Церковнослужители предлагали его товарищу назад 30 златиц после умершего, но раб Божий отвечал: «сохрани меня Бог взять то, что я уже отдал Господу Богу! Разве это можно? Бог поругаем не бывает!» – и деньги те были розданы нищим. – Вот как совершился грозный суд Божий над человеком, который не устыдился ради корысти отречься от того доброго дела, за которое сам уже получил великую милость Божию! (Пролог 10 января). 5. Пагубность сребролюбия Жил один старец, который был набожен и строг в жизни; но, к несчастью, он заразился духом сребролюбия. Он жил близ одного торгового места, будто для того, чтобы народ, каждый день собираясь туда, имел вблизи наставника и отца духовного, а на самом деле для того, чтобы посетители, возвращаясь с торжища, приходили к нему не с пустыми руками. Св. Андрей, Христа ради юродивый (память коего празднуется 2 октября), однажды, идя мимо сребролюбца, увидел, по откровению Божию, что страшный змий обвился вкруг его шеи. Прозорливец смотрел с изумлением; а чернец, думая, что он, будучи одним из нищих, ожидает милостыни, сказал: «Бог даст!» Святый Андрей на несколько шагов отступил и увидел над ним воздушную надпись: «змий сребролюбия – корень всякого беззакония». Соболезнуя о погибели брата, Андрей хотел было удалиться, но едва обратился вспять, как увидел двух юношей, между собою споривших; один был черен, с очами мутными и свирепыми, а другой – прекрасен, как свет небесный; первый утверждал, что старец принадлежит ему, ибо, как второй идолослужитель, не Богу, а ему работает; но другой говорил, что этот старец, будучи смирен и кроток, пребывая в постничестве и молитвах, Божий слуга есть... Так препирались они, как вдруг к светоносному юноше был глас небесный: «ты не имеешь части в старце; оставь его» – и ангел мгновенно удалился. Удивленный Андрей от жалости заплакал и пошел в путь свой. Но сердце Андрея не могло быть спокойно: желая несчастного старца обратить к истине, он через несколько времени опять пошел мимо торжища и, увидев его, взял за руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

История праздника Покрова широко известна. Мы хорошо представляем себе Деву Марию с покрывалом в руках, окруженную сонмом ангелов. Однако образ святого Андрея Юродивого, одного из главных героев этого события, чаще всего остается в тени. Блаженный Андрей Константинопольский. Фрагмент иконы XVI века Тысяча лет прошла с тех пор, как, прикидываясь безумным, он бродил по улицам Константинополя, вызывая насмешки и терпя издевательства от злых людей. Житие Андрея Юродивого подробно рассказывает о жизни молодого, красивого и талантливого раба славянского происхождения. Он жил в большом и хорошем доме, занимался почетной работой, был любим и уважаем хозяевами. Но желая подвига, решил избавиться от комфортной жизни, притворился безумным и оказался на улицах Константинополя. Духовная жизнь святого Андрея, мотивы его поступков, встречи с друзьями, беседы и даже характерные для юродивых провокации очень подробно описаны в Житии . От этого загадочный подвиг юродства становится чуть понятнее. Сейчас такое произведение назвали бы атмосферным. Читая, вместе с блаженным Андреем бродишь по улицам древнего Константинополя — мимо форума, таверн и ипподрома, заглядываешь в знаменитые храмы, прячешься от ветра в портиках домов. То и дело нам встречаются горожане: мужчины и женщины, рабы и свободные граждане. Пороки этих людей не отличаются от современных. Отвратительные последствия их грехов описаны в Житии довольно старательно, с применением резких и отталкивающих сравнений. Несмотря на свою простоту, этот старый прием отлично работает — читаешь и начинаешь внимательнее приглядываться к своим мыслям и действиям. Храм Покрова на Нерли, основанный князем Андреем Боголюбским. Середина XII в. Желая принести читателю максимальную пользу и расширить его кругозор, автор в некоторых местах обращается к вопросам физического устройства этого мира. С негодованием отвергает он мысль о том, что перед грозой пророк Илья разъезжает по небесам, громыхая своей колесницей. Но тут же подробно объясняет, как радуга собирает в себя дождевую воду, а потом выливает ее в облака. Эта наивность древних сочетается с тонким и верным пониманием основ христианства.

http://blog.predanie.ru/article/pokrov-b...

Мы хотим сказать, что Ксения не могла быть ни Диогеном, ни даже странником Крайневым. Она только и могла сделаться «юродивой». Есть и другая сторона личности Ксении. Ее постоянные ночные молитвы в поле, рвение и усердие к святой православной церкви, безупречная христианская жизнь, самопожертвование, доходившее до крайних пределов и подвиги милосердия и любви к ближним, дали основание приписывать «юродивой», ее молитвам и заступничеству сверхъестественную силу. Рассказов таких множество, и так как все они с одной стороны не противоречат евангельскому учению, а с другой настойчиво повторяются множеством свидетелей и очевидцев, то никто не вправе вычеркивать их произвольно из истории жизни Ксении, как нечто якобы неосновательное, нелепое. Напротив, все эти рассказы могут только подкрепить мнение об особо выдающейся и сильной умом и характером личности Ксении. Во всей 45-летней скитальческой жизни Ксении яркой нитью проходит самое искреннее желание приносить пользу окружающим, будить в них хорошие инстинкты, содействовать общему благу и счастью. Она является добрым гением, грозным судьей бессердечия, строгим карателем дурных поступков. Она проповедовала делом, а не словом, примером собственным, а не отвлеченным, идеальным. Однажды лавочник в Сытном рынке спросил ее: – Не позволишь ли Андрей Федорович подарить тебе тулупчик? – Подари его тому, кто без него несчастлив, кому он принесет радость. – А какую радость я мог бы для тебя сделать? – Люби ближних своих. Когда я вижу доброго человека, я радуюсь больше всего и нет мне другой радости. Почитатели Ксении вздумали однажды выследить, где она проводит ночи и увидели, что она после долгой молитвы в поле пошла полоть соседний огород одного бедного мещанина; утомившись работой, она тут же заснула между гряд. Друзья разбудили ее и стали звать к себе, ссылаясь на холодную ночь и дождь. – Я привыкла к холоду и дождю; не могу я только привыкнуть к непогоде в сердцах людей; если вы меня действительно жалеете и любите, не делайте никому в жизни зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По справедливости можно сказать о всхъ св. юродивыхъ, пребывающихъ теперь во слав, что Господь велъ ихъ прямымъ путемъ во градъ ихъ Этотъ путь былъ каменистъ, мраченъ, таинствененъ, буренъ, но онъ былъ прямымъ путемъ къ небесному; Господь Самъ прошелъ этимъ путемъ и „далъ образецъ и мужества " св. юродивымъ, какъ поется въ общей имъ служб въ стихирахъ [CDXXXI] ; Господь Самъ былъ презрнъ и отвергнутъ людьми; Его называли неистовымъ, Имъ вс гнушались. Значитъ, Онъ освятилъ этотъ путь слдами ногъ Своихъ и придалъ ему особенное достоинство, оттого то св. юродивые и послдовали Ему " [CDXXXII] , какъ рабы Его раздляли Своего Господина. Любовь ихъ желала имть сходство съ Нимъ, и вотъ они отвдывали изъ той горькой чаши которую Онъ испилъ и поэтому то, на нихъ несправедливо смотрть, какъ на стоическихъ мудрецовъ, полагавшихъ верхъ совершенства въ холодномъ и суровой безчувственности; стойкость св. юродивыхъ въ отъ людей объясняется въ нихъ крпкой вры въ Бога и высокой преданности и любви ко Христу. Такъ, когда надъ Константинополемъ разразилась буря, и св. Андрей, не имлъ гд главы подклонити, чтобы укрыться отъ бды, то, совершенно отчаявшись въ своей жизни, сказалъ, подобно многострадальному „благословенъ Господь Богъ, аще и умру отъ зимы сея, любве его ради да умру, силенъ же есть Богъ съ зимою сею и ми подати " [CDXXXIII] . Дале, аскетическое св. юродивыхъ имло нравственной выдержки духа въ трудныхъ и тяжелыхъ обстоятельствахъ ихъ жизни. Эту мысль высказалъ и св. юродивый Максимъ словами: „исподволь сырыя дрова загораются " [CDXXXIV] . Значитъ, несли св. юродивые служили какъ бы огнемъ, который охватывалъ сырую, грховную почву души. И въ самомъ дл, ослабляютъ и уничтожаютъ, подобно огню, самую коренную причину ихъ, т. е. прирожденную грховность, какъ говоритъ св. апостолъ Петръ: „чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией " [CDXXXV] . При помощи тхъ которыя причиняли св. юродивымъ современники, они изгоняли изъ сердца грхъ, глубоко взрывали землю сердца, чтобы исторгнуть корни грха; съ огнемъ, если можно такъ сказать, они прошли по стезямъ внутреннихъ чувствъ, чтобы очистить ихъ отъ остатковъ грховныхъ и воцариться со Христомъ, какъ говоритъ св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Юродивый так же необходим для Русской Церкви, как секуляризованное его отражение, Иван-дурак – для русской сказки. Иван-дурак, несомненно, отражает влияние святого юродивого, как Иван-царевич – святого князя. Здесь не место останавливаться на очень трудной духовной феноменологии русского юродства. Совершенно схематически укажем на следующие моменты, соединяющиеся в этом парадоксальном подвиге. 1. Аскетическое попрание тщеславия, всегда опасного для монашеской аскезы. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей. 2. Выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру (I Коринфянам, I-IV). 3. Служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством. Дар пророчества приписывается почти всем юродивым. Прозрение духовных очей, высший разум и смысл являются наградой за попрание человеческого разума подобно тому, как дар исцелений почти всегда связан с аскезой тела, с властью над материей собственной плоти. Лишь первая и третья сторона юродства являются подвигом, служением, трудничеством, имеют духовно-практический смысл. Вторая служит непосредственным выражением религиозной потребности. Между первой и третьей существует жизненное противоречие. Аскетическое подавление собственного тщеславия покупается ценою введения ближнего в соблазн и грех осуждения, а то и жестокости. Св. Андрей цареградский молил Бога о прощении людей, которым он дал повод преследовать его. И всякий акт спасения людей вызывает благодарность, уважение, уничтожает аскетический смысл юродства. Вот почему жизнь юродивого является постоянным качанием между актами нравственного спасения и актами безнравственного глумления над ними. В русском юродстве вначале преобладает первая, аскетическая сторона, в XVI столетии уже несомненно – третья: социальное служение. В Киевской Руси мы не встречаем юродивых в собственном смысле слова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Умирает один из величайших подвижников преп. Сысой Великий, человек, который молитвою своею мертвых воскрешал. Собрались иноки к его гробу, к его смертному одру и оказывается, не только они пришли. Просветилось лицо святого старца, и он говорит: «Вот пришли, пришли». Другие не видят, а его очам уже открывается небесный мир, и он видит, как пришли его приветствовать, его великого праведника, другие великие праведники. «Вот пришли пророки, вот пришли преподобные, вот пришли апостолы» — говорит он. Еще больше просветился лик старца, и он тихо стал с кем-то говорить. Спрашивают его собравшиеся: «Авва, с кем ты говоришь?» Он говорит: «Ангелы пришли уже взять меня, а я прошу, чтобы они оставили мне время на покаяние». Все знали, что он совершен, и удивленно говорят: «Авва, ты не имеешь нужды в покаянии». Смиренный старец отвечает: «Поистине я не знаю, начинал ли я его еще». Но после этих смиренных слов, в которых так просияла глубина его смирения, лицо его засияло, как солнце, и он говорит: «Вот Господь идет и говорит: «Принесите Мне сосуд, избранный из пустыни " " . С этими словами душа его оставила тело, как молния сверкнула и все, в трепете, быстро разошлись. Вот, как смиренный подвижник смотрел на необходимость покаяния. Пусть же и у нас всегда будет, возлюбленные, искренна эта молитва к Богу, чтобы Господь помог нам «прочее время живота нашего» — большое или малое, сколько Его промысл еще нам оставил жить, чтобы эта жизнь была «в мире и покаянии». Аминь. Призыв к пробуждению от духовного сна Вероятно, если не все, то большинство из нас знают притчу Спасителя «О десяти девах». Там сказано: «коснясшеся — т.е. когда жених замедлил, — (Мф. 25:5). Жених задерживается, все задремали и уснули. Не только девы юродивые, но и мудрые девы — все заснули. Но когда жених пришел, то мудрые оказались готовы, а юродивые не готовы. И вот теперь, мне кажется, если посмотреть на то, в каком состоянии находится мир, это как раз подходит: . В духовном отношении тяжкий и мрачный сон напал на человечество и только немного людей, которые думают о каких-то духовных началах, к чему-то стремятся. А подавляющее большинство человечества обезумело от этого тяжкого и мрачного сна. Но вот, святой Андрей Критский, автор покаянного канона, обращаясь к себе самому, причисляя и себя к таким спящим, говорит: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Узнаваемая идея: хватит перестраивать общество, давайте будем перестраивать себя. Спасись — и тысячи вокруг тебя спасутся, пусть даже один человек — и жизнь будет прожита не зря. Эта идея для Платонова носит политический характер. Он понимает, что с любовью так: если вы действительно возьметесь за это, то будет страшно тяжело и не обещает вам никакой награды, но по-своему вы будете счастливы, потому что именно тогда человек не будет подвластен эросу, насилию, политике, а подвластен только своей жертвенной любви. Возвращение В 1936 году Платонов пережил арест и заключение сына, а затем его гибель в 1942 году на фронте — это стало для него огромной трагедией. Во время войны он работает фронтовым корреспондентом, его наконец начинают печатать. Он пишет жене потрясающие письма: «Дорогая Маша, на фронте мне кажется, что я рядом с Платоном, в том смысле, что я служу людям и вот этой своей службой я отдаю ему, мертвому, свой долг»… На войне Платонов очень подружился с молодыми писателями. Платонов уже воспринимался вполне как юродивый. Эти писатели другого поколения испытывали к нему бесконечное уважение: за его бедность, за его совершенную безбытность, за его верность жене и памяти сына. После войны он пишет рассказ «Возвращение». У главного героя Алексея Иванова военный синдром. Война закончилась, ему пора ехать домой к семье, но он солдат и к мирной жизни не привык. По дороге он изменяет жене, а когда приезжает, то выясняется, что и жена ему изменила. Она сама ему в этом признается, объясняет, что ей было очень плохо, не хватало ласки и любви… Он спрашивает: «Тебе легче стало?» Она отвечает: «Нет, легче мне не стало, потому что я поняла, что женщиной я была только с тобой». Но измена — это ложный путь. У Алексея появляется возможность уйти из семьи, и он думает, что перед ним новая прекрасная жизнь. Утром он садится в поезд и видит, что за ним, за поездом бегут его дети. Когда он видит детей… Платонов пишет, что до сих пор «он видел жизнь через преграду собственного эгоизма, а теперь коснулся ее обнажившимся сердцем». Иванов сходит с поезда к детям, и только здесь и начнется эта самая настоящая жизнь. Снова платоновские темы: странничество, сиротство, служба не вообще людям, а очень конкретным людям — и любовь к ним.

http://blog.predanie.ru/article/andrej-p...

– На рубеже XIX-XX веков в России фальшивое юродство – те самые " юродствующие " , но не юродивые – расцвело бурным цветом. Дело в том, что некоторые из первых настоящих юродивых были признаны святыми, творили чудеса при жизни и после смерти. И это в конце концов привело к тому, что среди простого населения стало возникать уважение и едва ли не практика почитания людей, поведение которых лишь отчасти напоминало образ жизни юродивых. Все это провоцировало разных маргиналов гоняться за быстрой славой и за щедрыми подаяниями – и для этого выдавать себя за юродивых, а обыватели стали принимать за настоящих юродивых обыкновенных душевнобольных. – В Византии юродивыми чаще всего были монахи. В России – миряне. Чем это можно объяснить? – Не думаю, что нужно разделять так уж категорично. Один из самых известных византийских юродивых – святой Андрей Константинопольский – был мирянином, а среди русских юродивых можно найти монахов – святой Феофил Киевский и несколько сестер Дивеевского монастыря. В целом же распорядок общежительного монашества не очень сочетается с той формой подвижничества, которую предполагает юродство, то есть полностью независимое существование. Поэтому нет ничего удивительного, что среди юродивых больше мирян, чем монахов. – Люди рационалистических взглядов считают юродивых психически больными или слабоумными. Есть ли своя правда в таком подходе? – Учитывая, что юродивые действительно бывают похожи на сумасшедших, стороннему наблюдателю и даже проницательному психиатру будет сложно отличить их от душевнобольных. Но разница между юродивым и психом как раз в том, что юродивый – не псих. Духовники юродивых, их близкие и просто те, кто незаметно наблюдали за ними, – все говорили о том, что в личном общении юродивые ведут себя совершенно нормально. Вся ценность юродства заключается в том, что люди становятся такими добровольно и свободно. В то же время, если анализировать поведение некоторых юродивых, оно покажется внешне иррациональным. Но если обратить внимание на контекст – на конкретную ситуацию, в которой говорит и действует юродивый, станет видно, что все здесь совершенно разумно и продуманно: его слова, на первый взгляд бессвязные, и его действия, на первый взгляд бессмысленные, на самом деле адресованы конкретному человеку, который в этот момент перед ним находится, – и этот человек может " расшифровать " в словах и действиях юродивого прямой ответ на свой внутренний вопрос. В этом – громадное отличие юродивого от просто душевнобольного, который полностью замкнут на себе и чьи поступки не могут иметь никакого смысла для других.

http://religare.ru/2_94935_1_21.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010