514 Точно также в 1675 году, по неопределенности, по неразграниченности пределов рязанской и коломенской епархий архиереи этих епархий спорили между собою о новопостроенном городе Богородицке в епифанском уезде и священники этого города не подчинялись рязанскому митрополиту, хотя епифанский уезд причислен был к рязанской епархии. 515 Вообще надобно заметить, что недостаток епархий и епископского надзора, а также споры за границы епархий, дававшие простор вольности духовенства, столько благоприятствовали распространению раскола, что церковное и гражданское правительство наше во 2-й половине XVII столетия весьма заботилось, по возможности, устранить то и другое, чтобы воспрепятствовать распространению раскола. На этом основании, именно с целью воспрепятствовать распространению раскола, отцы собора 1667 г назначили епископов для Холмогор, Томска, Енисейска, Устюга, Воронежа, Тамбова, Углича, Каргополя, Белоозера, Дмитрова, Ржева. 516 Потом в 1681 г. царь Федор Алексеевич и патриарх Иоаким предлагали ввести степени между пастырями, с тем, чтобы в ведении 13 митрополитов было 25 архиепископов и епископов, именно 6 архиепископов и 19 епископов. 517 Но, к сожалению, в оба раза затруднения в содержании кафедр были причиною того, что новых епархий было открыто гораздо менее, чем признавали нужным. 518 И потому многие места, где не было кафедр епископских и куда почти вовсе не простирался епископский надзор, по-прежнему оставались поприщем беспрепятственным и просторным для распространения раскола. Таким образом раскол свободно и беспрепятственно распространялся «за неимением возбранения себе», или за отсутствием епископского надзора: в нижегородских пределах до 1672 года, в холмогорском, важском, устюжском и тотемском, также в тамбовском и воронежском краю до 1682 года, во владимирском до 1742 года, в Галиче и Костроме до 1745 г., в словенских и херсонских пределах до 1775 г., в саратовском краю до 1799 года. 519 К сожалению, и те епархии, какие существовали во 2-й половине XVII и 1-й половине XVIII столетия, во время распространения раскола нередко оставались без архипастырей, «вдовствовали».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Мы расходимся по домам. Кто в сторону Тотьмы, кто – к Чернякову. Однако не сразу. Дедушка Веня с крыльца своего пятистенка взмахивает рукой. Приглашает к себе. Только что он сходил в заулочные березы. Принес оттуда бадейку свежего сока. И вот угощает, передавая по кругу наполненный ковш. Мы утоляем жажду и улыбаемся оттого, что в ковшике рассиялась упавшая с неба веселая рожица солнца. Земля и небо, как что-то единое. А мы у них кто? Дети-работники. И еще большие мечтатели, те, кто, сдерживая волнение, ждет задержавшихся на войне неубитых отцов. Стоял 1944 год. Было нас 30 человек. Все из второго – б Тотемской средней школы… ВЕСТЬ ОТ СЫНА Пароход приходит. Потом уходит. Для Тотьмы – это событие из событий. Особенно в годы Великой Отечественной войны. Мы, малышня из Средней, ни одного парохода не пропускали. Не пропускали и забав на Сухоне-реке. И удалых сорви-голов. Запомнился Вова Горынцев. Даже не столько он, сколько мама его. О, как Вова потерянно улыбался красивой, лет 35 женщине в алой блузке. Это была его мама. Та энергично махала с пристани пароходу, сняв с головы кружевную панамку, уверовав в то, что сын уплывает не навсегда. Гладкое, тонкого склада лицо ее было таким молоденьким, что казалось, прощалась она не с сыном, а с кавалером. Вова невестой обзавестись еще не успел. Потому и письма с фронта писал только маме. Иногда под влиянием чувств забавлялся стихами. Опять же и их посылал только маме. Два года общались они. И вдруг сынок замолчал. До конца войны оставалось совсем ничего. Мама поверила в то, что Вовочка ранен, где-нибудь в госпитале лежит, лечит рану свою. Так она дождалась Дня победы. Все лето 45-го каждый вечер ходила встречать пароход. Но сына, как не было, так и нет. Последний из пароходов пришел в ноябре, по первому льду. Закутавшись в шаль, мама стояла на берегу и всматривалась в ступавшие встреч незнакомые силуэты. И вот последний из них. Лейтенант с фибровым чемоданом. «Не он», - прошептала она. Возвращалась мама домой. На лице у нее была стайка думающих морщинок. И вдруг вместо стайки – написанные стихи, строка под строкой, которые написала маме война, сообщая ей весть о сыне.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/22/...

- Для того чтобы построить новое, нужно было стереть память о прошлом... Как вы думаете, у нас получится восстановить разорванные нити? - Я думаю, что, пока есть люди, которые этим интересуются и стараются передать детям, веры терять не надо. Мы должны выстоять. - В 2008 году «Вера» опубликовала материал о школьниках из поисковой группы «Романтики», которая работала под руководством Галины Александровны Оленевой. Действует ли сейчас эта группа? - К сожалению, уже нет. В конце 90-х, работая на станции юных туристов, Галина Александровна организовала группу ребят, которые собирали этнографические сведения по району, предметы старины, записывали воспоминания старожилов. Зимой они изучали культуру края и готовились к экспедициям: что собирать, как составлять опросники, строить беседу. А летом отправлялись по тотемским деревням. Группа существовала, пока Галина Александровна работала как педагог-организатор. - Почему работа прекратилась? Она устала? - И сложнее с возрастом стало, и, наверно, интерес изменился. Сейчас она работает в воскресной школе при церкви. Сказала, что ближе хочет быть к Господу Богу. Но все собранные материалы и уникальные записи готова передать в музей. Галина Александровна мне пообещала, что постепенно будет всё разбирать. Мне кажется, она рада, что мы продолжаем то, что она когда-то начинала. По одной теме она уже принесла часть материалов и сказала: «Давайте мы с вами постепенно будем это поднимать, пласт за пластом...» У неё есть и предметы, принадлежавшие уроженцу Вожбальской волости блаженному Николаюшке (о нём «Вера» тоже писала) . Что-то из домашней утвари - я помню, ребята приносили вещи в музей и показывали... - Значит, всё-таки есть среди молодых те, кто интересуется краеведением? - По роду своей деятельности я учу детей заниматься исследовательской работой. Я, может, даже меньше вкладываю в своих подчинённых, потому что это люди взрослые, чем в них. Мы помогаем найти источники, направляем их при сборе информации. Ежегодно в музее проходит детская научная конференция - помню, она начиналась с восьми детей, представивших свои доклады. В этом году прошла уже 18-я конференция и сохраняется устойчивая цифра исследователей - 50-55 человек, освещающих именно краеведческие темы. Допустим, ребёнку необходима информация просто для реферата. Он приходит в музей, сидит, что-то листает, изучает, переписывает, копирует. И мы видим, что тот, кто хотя бы раз сделал хорошее исследование, начинает работать дальше. В итоге многие из молодого поколения тотьмичей занимаются исследованиями более 4-5 лет. Могу привести в пример свою дочь. Мы с третьего класса начали заниматься изучением семейной родословной. Собрали материалы о семье, потом нашли материалы о деревне. В этом году она в 15-й раз приняла участие в краеведческой конференции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Такое разное лето! 3 мин., 14.09.2017 Наступила календарная осень, приближается церковное Новолетие. А значит, пришла пора подводить итоги уходящего лета. Разного, не всегда теплого и солнечного, но всегда прекрасного для каждого благодарного Богу сердца. Каким оно было для Вас? Куда съездили? Что повидали? Чему удивились или порадовались? Эти вопросы мы задали вам, нашим читателям, и вы прислали нам свои яркие, живые, радостные летние фотографии. Кто-то ходил в горы, кто-то ездил на море, кто-то поймал свою первую рыбу, кто-то ходил в крестные ходы, кто-то помогал нуждающимся, кто-то провел лето в шумной компании, а кто-то – в уединении с семьей. Благодарим каждого участника нашего  ежегодного сезонного фотофестиваля " Такое разное лето " в соцести " В контакте " и представляем подборку избранных кадров. Пересматривая их, мы будем помнить об этом лете! Последние дни уходящего лета. Озеро Большой Теренкуль, Урал. Фото Алексея Малахова   Северное лакомство. Фото Юлии Власовой   Город и лебеди. Закат на Черном море, Анапа. Фото Юлии Власовой   На этюдах. Мытищи. Фото Эльвиры Рыженковой   Фото Татьяны Федоровой   Привет с дачи. Фото Степана Шишкина   Ночной Крым. Фото Степана Шишкина   Горы Кавказа. Фото Степана Шишкина   Святое Дедовское озеро. Фото Владимира Гурболикова   Вид на Волгу с Арбугинской горы. Ульяновская область. Фото Светланы Мизюриной   Семья. Фото Светланы Мизюриной   Рыбаки. Ульяновская область, близ д. Белая рыбка. Фото Светланы Мизюриной   Забава. Фото Светланы Мизюриной   Поезд Брянск - Москва. Фото Ольги Чехановой   Отцы как дети! Белое море, о. Ягры. Фото Ольги Смирновой   Ферапонтово. Бородаевское озеро. Фото Ольги Пономаревой   Ромашковые поля. Вологодская область, Староселье. Фото Ольги Пономаревой   В бабушкином доме. Деревня Аникин-Починок, Тотемский район Вологодской области. Фото Ольги Мартюковой-Мужиковой   Пчелка-труженица. Воронежская область, Грибановский район. Фото Оксаны Володиной

http://foma.ru/takoe-raznoe-leto.html

причитаниями и воспоминаниями о покойной матери. В Никольск мы приехали в обычное время. по окончании семинарии по 1 р[азряду] был псаломщиком в Красавино. Затем поступил в Казан[скую] д[уховную] академию и по окончании ее состоял преп[одавателем] Арханг[ельской] семинарии, затем помощн[иком] смотрит[еля] Тотемского д[уховного] училища. Л. 47 об. Пока не начались занятия, я ходил на р[еку] Юг, которая от нашей квартиры была в самом близком расстоянии, удить рыбу. Попадались окуни и харьюзы. Последней рыбы в р[еке] Юг в то время было очень много, но я, как неопытный и случайный рыболов, ловил только мелочь. В III классе учителя были те же, что занимались с нами и во II кл[ассе], кроме учителя по катехизису. Этот предмет преподавал нам смотритель училища прот[оиерей] Аристарх Петрович Соколов. Об этой личности, в свое время очень известной, хочется сказать побольше. Как учитель, он не был на высоте своего положения. Объяснения урока почти не было. Задавались уроки «с этого до этого». Катехизис учили в но мне нравился симпатичный обычай, отчете ревизора Григоревского относительно преподавания катехизиса замечено, что ученики ограничиваются буквальным заучиванием учебника со смутным пониманием содержания (Ист[ория] Никол[ьского] дух[овного]. уч[илища]. С. 60). Л. 48 заведеный о. протоиереем на своих уроках. К каждому уроку по катехизису ученики готовили по очереди главу из Евангелия. Дежурный ученик, как только смотритель входил в класс, сначала читал молитву, а затем главу из Евангелия по-славянски и вслед за сим переводил ее на русский язык. Ученики всегда готовились к переводу очередной главы на русский язык тщательно, чтобы получить от смотрителя похвалу и одобрение. Чтение Евангелия не отнимало много времени и для учеников было несомненно полезно. В городе о. протоиерей Соколов пользовался громадным авторитетом. Ходил он всегда быстро или, можно сказать, бегал, до поздней весны на голове носил высокую бобровую шапку вроде прежних боярских. Был вспыльчив и несомненно добр, но ученики его трепетали. Любил появляться в училище, особенно утром, неожиданно. Без всякой, по-видимому, причины, иногда рвал учеников за уши. Много ходило рассказов и о кулачной расправе им с учениками. Мне лично ни того ни другого

http://bogoslov.ru/article/6174136

В двадцать один год Ульрих Райнер стал платить матери свой денежный долг. Он давал уроки и переменил с матерью мансарду на довольно чистую комнату, и у них всякий день кипела кастрюлька вкусного бульона. Но Ульрих Райнер не был доволен этим. Ему было мало одного бульона, и тесна ему казалась Женева. Одни и те же виды, несмотря на все свое великолепие, приглядываются, как женина красота, и подстрекают любопытное влечение приподнять завесу других красот, отдохнуть на другой груди, послушать, как бьется иное сердце. В это время Европа поклонялась пред могуществом России и полна была рассказов о славе, великодушии и просвещении Александра I. Ульрих Райнер с великим, трудом скопил небольшую сумму денег, обеспечил на год мать и, оплаканный ею, уехал в Россию. Это было в 1816 году. Ульрих Райнер приехал в Россию статным, прекрасным юношею. Он был похож на своего могучего отца, но выражение его лица смягчилось некоторыми тонкими чертами матери. С этого лица постоянно не сходило серь езное выражение Губерта Райнера, но на нем не было Губертовой холодности и спокойной флегмы: вместо них лицо это дышало французскою живостью характера. Оно было вместе и серьезно и живо. В то время иностранцам было много хода в России, и Ульрих Райнер не остался долго без места и без дела. Тотчас же после приезда в Москву он поступил гувернером в один пансион, а оттуда через два года уехал в Калужскую губернию наставником к детям богатого князя Тотемского. Здесь Ульрих Райнер провел семь лет, скопил малую толику капитальца и в исходе седьмого года женился на русской девушке, служившей вместе с ним около трех лет гувернанткой в том же доме князей Тотемских. Жена Ульриха Райнера была прелестное создание. В ней могло пленять человека все, начиная с ее ангельской русой головки до ангельской души, смотревшей сквозь кроткие голубые глаза. Это была русская женщина, поэтически восполняющая прелестные типы женщин Бертольда Ауэрбаха . Она не была второю Женни, и здесь не место говорить о ней много; но автор, находясь под неотразимым влиянием этого типа, будет очень жалеть, если у него не достанет сил и уменья когда-нибудь в другом месте рассказать, что за лицо была Марья Михайловна Райнер, и напомнить ею один из наших улетающих и всеми позабываемых женских типов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Такие стенды установят у Богоявленского собора, церкви Параскевы Пятницы, дома купчихи Климовой. Всего будет охвачено не менее 18 памятников. 22 мая. ПРАВМИР. На памятники православной архитектуры в городе Тотьма Вологодской области установят QR-koды. QR код – это двухмерный штрихкод, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. В городе появятся стенды с QR-koдaмu и коллажами в стиле «прошлое-настоящее», показывающие место, на котором стоял памятник, как оно выглядело в прошлом и как выглядит сейчас, — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на слова директора Тотемского музейного объединения Алексея Новоселова. Проект объединения «Кольцо исторической памяти» получил грантовую поддержку в размере 700 тыс. рублей. Он посвящен утраченным памятникам, в первую очередь храмам. Такие стенды установят у Богоявленского собора, церкви Параскевы Пятницы, дома купчихи Климовой. Всего будет охвачено не менее 18 памятников. Сейчас в районе действует экскурсионный маршрут «Утраченные храмы Тотьмы», в позапрошлом году небольшим тиражом был выпущен путеводитель.       Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 ноября, 2018 6 августа, 2018 18 мая, 2016 17 мая, 2016 20 апреля, 2016 20 апреля, 2016 18 апреля, 2016 18 апреля, 2016 9 августа, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-hramah-v-vologodsko...

В конце столетия для занятия причетнических должностей при церкви стало требоваться архиерейское утверждение 34 . М. Богословский 1 Статья эта представляет собою главу из приготовляемой автором к печати II-й части его исследования «Земское самоуправление на русском севере в XVII в.» Сокращения в сносках: P. И. Б. – Русская Историческая Библиотека; Пр. Д. – Приказные дела в Московском архиве министерства иностранных дел; Арх. мин. юст. – Московский архив министерства юстиции. 2 В Двинском у. по переписной книге 1678 г. мы насчитали 35 волостей, совпадающих с приходами, 4 волости более чем с двумя приходами каждая и 4 волости, не имевшие церквей. В Кеврольском у. до переписи 1620-х гг. – 15 волостей-приходов и 3 не имевших церквей. В Яренском у. по переписи 1608 г. 31 волость-приход и 16 волостей, не имевших церквей. В Кайгородском у. по переписи 1678 г 4 волости-приходы, одна волость делилась на 3 прихода, стан Окологородный не имел церкви, входил в состав городского прихода. В Чердынском у. по переписи 1647 г. кроме Окологородного стана каждый погост – в то же время и приход. По переписи 1678 г в некоторых погостах образуются уже по 2 прихода. В Соликамском у. по переписи 1647 г. 10 волостей-приходов, и в одном только «погосте на Городище» нет церкви. В Устюжском у. по переписи 1623–26 гг. в 36 случаях волость совпадает с приходом, в 8 случаях волость подразделяется на 2 прихода, в 4 случаях волость состоит более чем из 2 приходов (3–4), и в 9 волостях не было церквей. В Тотемском у. по переписи 1623–25 гг. 12 волостей были приходами, 3 волости делились на 2 прихода, 3 – на 3 прихода и 1 волость состояла из 5 приходов. Приходы Важского у. в конце XVII в. в значительном большинстве случаев совпадают с волостями. В Устьянских волостях по переписи 1635 г в 4 случаях волость совпадала с приходом и в двух случаях (Введенский стан и Пежемская волость) в каждой обозначено по 4 прихода. В Вольском у. приходами были волости: Пояргуба, Кандалакша, Ковда, Кереть и погост Понойский. Писцовые и переписные книги этих уездов в Моск. арх. мин. юст. См также: Богословский, Земское Самоуправление, Часть I М. 1909. Прилож. I: погосты, станы и волости Поморского края в XVII в. с картой. Верюжский, Афанасий, архиеп. Холмогорский, Спб. 1908,404–442. Ср. Папков, Древнерусский приход. Богословский Вестник 1897 2, 3, 4, его же: Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в северной России, 1898 г в Русском Вестнике и отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Таким образом, слово напускной в значении «притворный» в русском литературном языке укрепилось не позднее 40–50-х годов XIX в. Это новое словоупотребление шло из народной, крестьянской речи, где оно сложилось на основе суеверных, мифологических значений глагола напускать – напустить. Так, у Даля записано: «Напускать на кого болезнь, порчу, дурь, наводить знахарством, заговором» (сл. Даля 1881, 2, с. 457). Это значение глаголов пустить, напустить связано с народным представлением о колдовстве, о магии. Средством вызвать заболевание врага, «присадить» ему «порчу» служило для колдуна между прочим «”пускание“ по ветру: злая воля сообщала направление ветру, и он поражал болезнью. Ведун Яшка Салаутин [XVII в.] рассказывал: ”портил де я изо рта, пускал по ветру надымкою ково увижу в лицо, хотя издалеча“. Колдун Терешка Малакуров ”стал пускать на ветр на собаку“» 199 . «Тотемский черный поп Иван умел наговаривать на соль и на воду, и людей портить, и тоску и ломоту напущать» 200 . В 1629 г. крестьянин Нижегородского Печерского монастыря Максимка Иванов нанимал мордвина «напущати нечистый дух» 201 . В работе Г. К. Завойко «Верованья, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии» читаем: «Колдуны и колдуньи особенно опасны для человека тем, что они могут ”прививать“ или ”присаживать“ разные болезни и недуги; так, например, они часто присаживают ”килу“ или ”килы“ (кила присадная), причем присаживают или прямо на какого-нибудь человека или же ее ”пускают по ветру“ или ”ветрено“, ”на ветер пускают“ (ветрянка), и в последнем случае на нее ”налетает“ либо человек, либо животное» 202 . «Когда в поле или на лугу поднимается ”Вихорь“, то женщины зааминивают его: ”Аминь-аминь!“ и граблями в это время поддерживают сено в копнах... Некоторые старухи при этом приказывают своей неопытной молодежи рот закрыть: ”Закрой рот!“, полагая, что в вихре колдуны напускают разные болезни» 203 . На почве этого употребления глагола напускать сложились и своеобразные суеверные значения слов напуск и напускной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Главная особенность тотемского барокко состоит в обилии картушей — характерных для стиля барокко украшений в виде щита или полуразвернутого свитка. Такие элементы, только рисованные, по-видимому, присутствовали на старинных географических картах, которыми и пользовались многие купцы-путешественники. Тотемские картуши отличаются от обычных (лепных, резных или рисованных), являясь не внутренним, а внешним элементом убранства храмов и представляя собой часть кладки стены, как правило, выступающую на треть кирпича. На внутренних полях картушей в изобилии присутствуют морские звезды и цветы, трилистники, кресты и раковины — в общем, буйство фантазии неизвестных архитекторов поражает воображение! Американская мечта русского человека В залах Входоиерусалимского храма почетное место занимает герб города — черная лиса на золотом поле. Герб дарован самой императрицей Екатериной Второй — «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Русский город с американской лисой на гербе и сейчас не теряет связи с далекими берегами. Объединяет Россию и США, Тотьму и Калифорнию личность последнего тотемского морехода, мещанина Ивана Кускова, который воплотил своей жизнью «американскую мечту» — впрочем, сделал это совсем по-русски. Иван Кусков отправился к берегам Русской Америки, в общем-то, вынужденно, спасаясь от нажитых им в Тотьме крупных долгов — и проявил себя незаурядным организатором, выдающимся дипломатом, одним из самых ярких деятелей государственной Русско-Американской компании, став «правой рукой» и незаменимым помощником правителя русских колоний в Америке Александра Баранова. Иван Кусков вошел в историю как основатель самого южного русского поселения на Американском континенте — крепости Росс. Русский флаг над побережьем северной Калифорнии был поднят в 1812 году. День Америки. http://gorodtotma.ru Крепость, созданная для снабжения провиантом более северных русских колоний, жила трудно, но интересно: вела дипломатические войны с претендовавшими на эти земли испанцами, укрывала в своих стенах дружественно настроенных индейцев племени кашайя-помо, постепенно росла и застраивалась новыми зданиями. Иван Кусков был комендантом Росса в течение почти десятилетия и оставил свое детище лишь в 1821 году, будучи уже возведенным в чин коммерции советника. Ивану Александровичу удалось вернуться в Тотьму, но в 1823 году, прожив в родном городе лишь несколько месяцев, выдающийся тотьмич, путешественник и дипломат скончался.

http://foma.ru/totma.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010