Резолюция: По сему сообщению Святейшего Синода членам и канцелярским служителям с подчинёнными Синоду местами жалованье до апробации вновь учинённого штата давать по прежним окладам, и на тое дачу надлежащую сумму денег отпускать в Синод из Коллегии Экономии из доходов синодальных Казённого и Дворцового приказов. 3655 . – 11 марта. Высочайшая резолюция на доклад Кабинета об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убивствах или в других тяжких винах, за восприятие веры Греческого исповедания 106 Конного казацкого полку калмык за смертное убийство, из которых некоторые казнены, а достальные 3 человека по наказании кнутом и вырезании ноздрей посланы в Рогервик, ежели они живы, а убивство чинили прежде принятия веры Греческого исповедания, будучи в Магометанском законе, то их освободить и определить к кому они пожелают в услужение, а ежели их во услужение никто не примет, то определить в монастыри и давать пропитание так, как отставным солдатам определено; також и впредь, ежели такие ж иноверцы в смертных убивствах или в других тяжких винах явятся, а потом веру Греческого исповедания восприимут, то их для того восприятия веры, нигде не описався, смертию казнить и в ссылку не посылать, а требовать о том указа от Кабинета. 3656 . – 12 марта. О разрешении архимандриту Тотемского Суморина монастыря носить митру По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по учинённой в Кабинете Его Императорского Величества на поданном блаженной и вечнодостойной памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне, Самодержице Всероссийской, синодальном о служении Устюжской епархии города Тотьмы Спасского Суморина монастыря архимандриту с шапкою доношении резолюции, которою велено по тому представлению о служении того монастыря архимандриту с шапкою определение учинить Святейшему Синоду по своему рассмотрению, приказали : означенного имеющегося Устюжской епархии в городе Тотьме Суморина монастыря архимандриту с шапкою по представлению епархиального архиерея преосвященного Гавриила, архиепископа Устюжского, для украшения церковного священнослужения отправлять позволить, и о том к его преосвященству послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нилова Архимандрит и 30 монашествующих Калужской Мещовский Георгиевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Малоярославецкий Николаевский Пустыни: Калужская Тихонова Козельская Введенская Оптина По Именному Указу 12 Декабря 1808 года к 7 велено прибавить 23 человека монашествующих Смоленской Рословльский Спасский По одному Строителю и по 6 монашествующих Юхновский Казанский Пустыни: Красногородищенская Ардынская Нижегородской Оранский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Островоезерский Троицкий Городецкий Феодоровский Арзамасская Высокогорская пустыня Курской Курский Коренной 30 человек монашествующих и больничных 10 Обоянский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Хотмыжский Богородицкий Знаменский Пустыни: Путивльская Молчинская Софрониева 30 человек монашествующих Глинская Богородицкая 1 Строитель и 6 монашествующих Владимирской Суздальский Васильевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Переславский Николаевский Гороховский Николаевский Вязниковский Благовещенский Пустыни: Флорищева 1 Строитель и 30 человек монашествующих Золотниковская По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Борковская Солбинская Лукиянова Введенская Островская Вологодской Сямский Рождественский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Лопотов Знаменский Филипповский Николаев Прилуцкий Лальский Архангельский Тотемский Спасосуморин Пустыни: Успенская Семигородная Преображенская Белавинская Владимирская Заоникиевская Тульской Новосильский Святодухов По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Булевская Введенская Жабинская пустыня Вятской Орловский Спасский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Воронежской Преображенский Толшевский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Вознесенский Коротоякский Валуйский Успенский Успенский Предтечев Донецкий На войсковом содержании Успенский Кременский 1 Игумен и 55 человек монашествующих Девичий Преображенский Усть-Медведецкий, состоящий в войске Донском на войсковом содержании

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Компания, принужденная остаться на пристани (так как извозчики здесь были очень дороги), шумной толпой поднялась в гору и своими шагами начала измерять тотемские улицы, которых, к слову сказать, всего-то было раз, два, да и обчелся. Одна из них, которая тянется параллельно берегу реки, в первой своей части малонаселенна. От домика до другого всегда изрядное расстояние. На пути нам встретился деревянный довольно высокий мост чрез овраг, по которому струится небольшая речка. За мостом домики стали почаще: мы были в центре Тотьмы. Направо пред нами красовался (?) Тотемский сквер. То было небольшое пространство, засаженное березами и желтой акацией. При входе в него глазам представлялась небольшая зеленая лужайка, в одном из углов которой расположилась убогая карусель. Около карусели – толпа ребятишек и няньки с малыми детьми. Это, очевидно, детский сад. За ним шли не тенистые аллеи для гулянья взрослых тотемцев. В Тотьме было два здание, которые могли заинтересовать нас: это собор и духовное училище. Осмотреть и то и другое не хватило бы времени. К тому же, собор был заперт 3 . Пришлось бы ходить от настоятеля к сторожу и обратно, чтобы испросить разрешение на осмотр его. Время не ждало: часы показывали, что до отхода парохода осталось немного более часу. Решено было обозреть только Тотемское духовное училище, куда, быть может, пошлют и кого-нибудь из нас на всю жизнь преподавать русский язык в младших классах. Разыскать в Тотьме духовное училище было делом не трудным. Встретившийся старичок показал нам на краю города небольшое белое двухэтажное каменное здание, около которого были возведены леса, и производилась постройка. Белое здание было духовное училище, а новая стройка – еще неоконченное здание для общежитие его питомцев. Пред училищем был громадный луг. В училище мы думали встретить одного общего знакомого, бывшего студента нашей академии, Григ. Степ. Бонина, который с прошлого года состоит Тотемским педагогом. Подойдя к училищу и позвонивши, мы намерены были спросить Бонина и под его руководством осмотреть здание училища. На звонок к нам вышла какая то босая женщина и, когда мы спросили ее о Бонине, ответила нам, что Гр. Ст. уехал в Рязанскую губернию. На наш вопрос: « нельзя ли осмотреть училище?» женщина кликнула какого-то мальчика, который отпер нам дверь на лестницу и пригласил взойти наверх и смотреть, что нам будет угодно. Всей гурьбой взобрались мы на второй этаж и скоро подвергли осмотру четыре классных комнаты, комнату для учителей и правление. В училище нас приятно поразила чистота и какая-то уютность. В этом отношении оно могло бы послужить образцом для некоторых семинарий. Поблагодарив своего чичероне, мы отправились скорым шагом на пристань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвращается Коля, неся под рубахой какие-то кругляки. Поднимает подол, откуда выпрыгивает картошка. - Зарывай её в пепел! Ваня смущён: - Откуда она у тебя? - Не украл её. Не подумай. Это я её сам весной ещё посадил. Около нашего огорода. Отдыхают ребята. Раскинулись, будто два малых дачника, на прогретом песке. Рядом плещет вода. Треск костра. А вверху облака. Там, под ними, где луг вдоль по берегу, как по строчке, торопятся вдаль пятистенники, избы, бани. Идут и идут, пропадая где-то у самого горизонта, а возможно даже проходят через него. Неужели в тот обитаемый край, где есть всё. Было всё, есть и будет, как в сказке. Но эту сказку ребятам никто ещё не читал. Рядом, к югу бегут, словно две подруги, речка Толшма и пылью помеченная дорога. На берегах – зеленеющие холмы. Именно здесь Рубцов и увидел «говорящие уста нас окружающей природы…» В краю лесов, полей, озёр Мы про свои забыли годы, Горел прощальный наш костер. Как мимолетный сон природы. И ночь, растраченная вся На драгоценные забавы, Редеет, выше вознося Небесный купол, полный славы. Прощай, костер! Прощайте все, Кто нынче был со мною рядом, Кто воздавал земной красе Почти молитвенным обрядом… Хотя доносятся уже Сигналы старости грядущей, Надежды, скрытые в душе, Светло восходят в день цветущий. Душа свои не помнит годы, так по-младенчески чиста. Как говорящие уста Нас окружающей природы… Густеющий воздух. Пляска теней то по берегу, то по воде. Запах дыма, реки и печёной картошки. Этот запах на всю предстоящую жизнь. Он всегда будет звать, чтоб опять развести здесь костёр, за которым, как верные спутники, станут ждать тебя задушевные разговоры, шутки, смех и рубцовская песня. И споёт её сам поэт. Снимет с сердца те особенные слова, которые он сочинил для хороших людей, чтоб они после песни его ещё больше похорошели. ИСЧЕРПАННЫЙ ПУТЬ В давнюю пору через село Никольское проходил санный путь. И шли по нему обозы, как из Вологды, так и Тотьмы, направляясь в сторону Солигалича. Именно этой дорогой и отправилась тайно на Украину группа колхозников из колхоза «Объединение». Все они были из сосланных кулаков. И отправил их в эту дорогу председатель тотемского колхоза «Объединение» Василий Каминский в надежде на то, что посланцы вернутся назад. И не с пустыми руками, а с семенами тех самых культур, что дают обильные урожаи.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/06/...

Посему душа обращается, тогда съ великимъ къ себ самой, дабы то, чего не можемъ себ каждодневно милостынею, стяжать посредствомъ прилежной молитвы, и " [DXXXVI] . Св. Исаакъ Сиринъ совтуетъ имющему расточить его вдругъ и стать нищимъ для того, чтобы „по благодати освободившись отъ нищетою своею стать выше " [DXXXVII] . Съ этою цлью св. юродивые и раздавали свое имущество бднымъ и все то, что получали отъ добрыхъ людей, отдавали нищимъ. Такъ, св. когда получалъ отъ кого хлбъ, деньги и т. п., то все это бросалъ нищимъ, больше же всего онъ ничего не бралъ [DXXXVIII] . Про св. Андрея извстно, что „аще кто отъ милостивыхъ нищелюбцевъ подаваше ему милостыню, онъ взимая инымъ убогимъ даяше ю, обаче не тако даяше, да познанъ будетъ яко милостыню даетъ, но яко юродъ, сваряся на нихъ, и аки бити ихъ хотя, меташе на лица имъ цаты, яже въ рукахъ имяше, и тако ихъ они собираху " [DXXXIX] . Св. „подаваемая ему раздаваше нищимъ " [DXL] . Все, что давали добрые люди св. Андрею Тотемскому, онъ тайно раздавалъ нищимъ [DXLI] . Св. еодоръ „убогимъ всякое творяше милостыню неоскудну подавая, и кто подаваше ему въ милостыню что денегъ, одежды, обуви и съсного, вся раздаваше убогимъ и неимущимъ " , не оставляя себ ничего [DXLII] . Интересны съ какими нкоторые изъ св. юродивыхъ давали милостыню: когда св. Андрей получалъ деньги, то, проходя мимо нищихъ, „игру творяше сребренники; же аки юрода порваху его, и похищаху сребренники. Онъ же ударяше ихъ яко сваряся, и тамо пометая сребренники вси, и отбгаше отъ нихъ: же вземше сребренники и дляху на главы " , или однажды, онъ проходилъ мимо дома, гд жили блудницы, одна изъ блудницъ схватила его за одежду, прибжали вырвали у него одежду и покрыли его рогожей [DXLIII] . такого страннаго способа благотворительности св. Андрея дается въ его „се же творчше св. Андрей, да не яв будетъ милостыня его " [DXLIV] . Значитъ, глубокое чувство побуждало св. юродивыхъ скрывать такимъ образомъ свои добрыя дла. Вотъ съ какими свойствами проявлялась дятельная любовь св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Вологодской губерни, Тотемскаго уезда, села внутреннаго суточное видение девици Пелагеи Ивановны в 1818-м году, месеца марта 2-го дня В первое воскресенье святаго Великаго поста, 987 с вечера на понеделник, легла я спать в дому своем на полатях и спала целые судки безобразно. Во сне увидела себя на месте незнаемом и необычном, где стоял дом высокой, собою нехорошей. В него осмелилась взошла по леснице, едва всходила. Внутри его ничего нет, толко весма черно, ровно котелное дно или под овином. Видела среди избы поставлен железной стол, а на нем один деревянной ковш с водою. Окончин нет во всех окнах. По улице шли салдаты к востоку вперед. Походя по избе недолго, вышла я вон обратно и зашла во двор, подобно кирпишному сараю. Видела тут разныя страшилища; видела людей, жгущих два пучка соломы: сожигали неизвеснаго человека. Устрашась, я бежала. После очутилась на лугах обилных и прекрасных. Любуясь тут разным цветам, ходя, искала себе дороги. Увидела тропочку, шла по ней в надежде вытти к какому ни есть селению. По дороге видела рощи изретка, увидела там дома преогромныя и прекрасныя и церквы, но не на земли, а висят как, но выше, на воздусех. Сама себе говорила: «Что же такое необычное место и удивителное? И спросить неково». Однако у одново дому был отворен крылец. Тут увидела: умершая моя меншая сестра, то я спросила: «Сестрица, чей етот дом?» Она мне говорила: «Дом етот твой есть». Я взошла внутрь покоев, в коим вид весма хорош собою. Он продолговат, о трех окнах. Из него видно весма далеко. Увидела я на правой стороне, далеко к востоку чрез рощи, церкви и дома пресветлые, как премножества солнце, сияющия лучами светлыми. А на левой стороне в отдалности, к западу восходит дым густой во множественном количестве. О сем спрашивала я свою сестру, но она не знает. Заглядывала я в другие двери, увидела там седящаго человека на окне, которой мне говорил, что «вам, всем сестрам, сряду построены горници». Сестра моя мне говорила: «Иди, сестрица, вон. Спроси у крылца стоящих под яблонью певчиех, наподобие дьяконов, одетых в белых стихарях, 988 с книгами и кадилами, спроси о замужной сестре нашей болшой, где ее дом находится». Я, пришедши к певчим, поклонилася по повелению моей сестры, одново из них называла Васильем. Сама тому не веря, спросила, чтобы не ошибилась: «Прошу вас, батюшко, как вас называют?» Он ответствовал: «Так и называют, как ты говорила». Я их просила: «Прошу покорно вас, батюшки, покажите мне дом болшей моей сестры замужней, где он находится». Они сказали: «Пожалуй, покажем». Повели назад миня на конец улици, и сестру мою меншую. И увидела дом там сестры болшей, он не очунь хорош, руки средней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли в XVI–XVIII вв. " О. Н. Адаменко, М. С. Черкасова   На протяжении многих столетий колонизационные процессы имели исключительно важное значение в социально-экономическом развитии России. Они концентрировали в себе ряд ее системообразующих черт – происходящее в разных направлениях неуклонное расширение территории страны, земледельческое и промысловое, экстенсивное по своему типу, ее освоение в сочетании с более замедленным по темпам демографическим ростом. Несмотря на большое количество научных работ о земледельческо-промысловой колонизации, эта проблема остается неравномерно изученной в региональном, хронологическом, типологическом измерениях. В плане общерусском Крайний Север, обильный ценными биоресурсами, следует понимать как территорию поздней славянской колонизации с ведущей ролью в ней не земледелия, а морского рыбо- и звероловства, что было обусловлено природно-климатическими условиями, исключавшими ведение сельского хозяйства. В связи со сказанным не подлежит сомнению актуальность новейшей монографии доктора исторических наук, профессора Мурманского государственного университета Сергея Александровича Никонова о крестьянской и монастырской промысловой колонизации Крайнего Севера на протяжении XVI–XVIII столетий. В центре внимания автора – отдаленные от более населённых и освоенных в земледельческо-промысловом отношении регионов России территории, в силу суровых природных условий исключавшие возможность создания постоянных поселений. Учитывая обширную историографическую традицию, автор четко сформулировал термин «промысловая колонизация», отражающий специфику освоения Мурманского и Новоземельного берегов Баренцева моря. Термин определяется климатическими условиями северного морского промысла (с. 8), но, полагаем, все же требует уточнения ввиду рассмотренной в исследовании региональной специфики и указания на виды промысловой деятельности. В общем виде термин относится и к характеру монастырской колонизации на всем пространстве Поморья (Русского Севера), включая его южные рубежи. Так, промысловая деятельность монастырей в Вологодском и Тотемском уездах по соледобыче также напрямую зависела от исходного ресурса и прекращалась при истощении соляного раствора. При этом земледелие и огородничество становилось подсобным направлением работы, имевшим потребительский характер. Основное снабжение промысловиков продовольствием также осуществлялось из отдаленной центральной хозяйственной усадьбы монастырей. Данные промысловые объекты, как и речные и озерные рыболовные тони, также не требовали основания при них постоянных поселений. Речь, скорее всего, правильнее вести о регулярных сезонных заселениях тех или иных участков для последующего ведения промысла. С этим терминологическим нюансом, вероятно, связаны и разночтения в присуждении временного или постоянного характера становищам у археологов и историков (с. 182).

http://sedmitza.ru/lib/text/10098628/

Параллельно с церковно-приходскими летописями в те же десятилетия в православных епархиях России составлялись начатые в 1850-х гг. историко-топографические (варианты названия: историко-статистические, историко-церковные, церковно-археологические) описания отдельных монастырей, приходов и благочиний . В них также имелись исторические разделы, и в перспективе было бы интересно их сравнить с летописями как феномен церковно-провинциальной историографии той эпохи, опыт локального историописания . Общая весьма ценная черта этих памятников – их источниковая составляющая, включенность в них, помимо устных преданий, описаний деревянной и каменной архитектуры, иконографии, произведений прикладного искусства, статистических и демографических показателей, литературных и документальных текстов, ставших основой местного исторического сознания . К настоящему времени Д. А. Пшеницын выявил в двух архивах и двух музеях Вологодской области 80 церковных летописей, из них: 30 – в Государственном архиве Вологодской области , 5 – в Вологодском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике , 40 – в Великоустюгском центральном архиве (Устюжский и Никольский уезды) и 5 – в Великоустюгском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике . В хронологическом отношении большинство летописей (57) относится к 1865–1869 гг., начальному этапу введения этих источников (к 1865 г. – 1, 1867 – 11, 1868 – 23, 1869 г. – 3). Хронологическое распределение остальных летописей: 1870 г.– 1, 1873 – 2, 1877 – 1, 1878 – 1, 1882 – 1, 1883 – 3, 1890 – 2, 1895 – 3, 1897 – 1, 1902 – 1, 1908 – 1, 1912 – 1, 1914 г. – 1. Из указанной совокупности источников три относятся к сельским приходам Тотемского уезда: Успенскому Толшемскому, Троицкому Новокуножскому и Николаевскому Тафтенскому . Они проанализированы и опубликованы в виде статей и разделов в монографиях Д. А. Пшеницына. В заголовке летописи Троицкой Новокуножской церкви упомянут консисторский указ (правильнее – «циркулярное предписание») от 6 ноября 1867 г. о ведении погодных записей. Сама же летопись, начатая в 1868 г. местным священником В. С. Полиевктовым, а в 1878 г. продолженная его преемником В. Царевским, доведена до 1881 г. Намного шире хронология летописи Николаевской Тафтенской церкви, которую в течение 55 лет, с 1868 по 1924 г., вели несколько сменявших друг друга священников . Летопись Спасо-Преображенской Сеньговской церкви в Лежском Волоке велась несколькими батюшками с 1868 по 1916 г. В течение 45 лет, с 1868 по 1913 г., составлялась летопись Дмитриевско-Николаевской церкви Вельского уезда . Подписи пяти человек – двух священников, диакона, пономаря и благочинного – завершали в ней комплекс записей за каждый год. Четверть века (с 1878 по 1902 г.) один настоятель – П. А. Соколов – вел летопись в своей Успенской Тошменской церкви . Каждая годовая запись в ней завершалась подписью его и диакона, а с 1892 г. еще и псаломщика.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Итак, Тобольская епархия стала первой, где появились церковно-приходские летописи еще в 1845–1847 гг., в Московской епархии это произошло в 1857 г., в Вологодской и Владимирской – в 1867–1868 гг., а в Харьковской, Нижегородской и Пермской епархиях - в 1880–1890-х гг. В конце XIX в. вышли в свет и первые краеведческие издания этих источников, изначально рукописных . При последующих Вологодских епископах –Палладии (Раеве) в 1869–1873 гг. и Никоне (Рождественском) в 1906–1912 гг. – «дисциплинирование» приходских священников по ведению летописей оставалось под их контролем . Продолжала разрабатываться, уточняться, совершенствоваться организационная сторона и программа подобного историописания. По своему содержанию церковные летописи включали как историческую часть, так и современную «хронику текущей жизни»: возникновение прихода, описание архитектурного облика и интерьеров храмов, время их основания, этапы деревянного и каменного строительства, факты ремонта и перестроек, наиболее значительные пожертвования прихожан, иногда – наиболее ценные рукописные и старопечатные книги, старинные документы, предметы утвари и священнические облачения в ризницах. Этой своей стороной летописи отчасти напоминают известные еще в эпоху Московской Руси описи церковно-монастырского имущества, порядок которых был установлен Стоглавым собором 1551 г. Хроника же текущих событий в большинстве случаев выстраивалась по годам, а внутри года – по месяцам и дням, что, в свою очередь, напоминало традиционную форму летописания. Важны также сведения церковных летописей по исторической демографии – статистика населения данного прихода на различные даты, информация об эпидемиях (холера, сибирская язва), оспопрививании, детских болезнях (коклюш), пожарах и падеже скота, послужные списки священно- и церковнослужителей, данные об их образовании, кадровых назначениях, наградах, семейном положении; о церковных старостах и составе попечительства с датами их открытия. Летописи сельских церквей рисуют широкую картину крестьянского быта, урожайности зерновых, отхожих промыслах, торжках и ярмарках, ценах на хлеб и другие продукты; наблюдения над необычными природно-климатическими явлениями за разные годы (солнечные и лунные затмения, бури, смерчи, засухи, наводнения), о работе приходских школ. Отмечались и общероссийские события – восшествия царей на престол, тезоименитства царственных особ, издания царских манифестов по разным важным вопросам, в том числе и военным – о рекрутских наборах, об объявлении войны (русско-турецкой, русско-японской, германской) и заключении мира; о сборе пожертвований на армию или на помощь голодающим в другие губернии и многое другое.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Большая часть грамот относится к XVII в. и отражает землевладение Троице-Зеленской церкви, ее угодья на островах Шахтыш и Дедов на Сухоне – это воеводские данные и отводные памяти, различные владельческие акты, обширная выписка из писцовой книги Н. Озерова 1687 г. на Окологороднюю волость Тотемского уезда. К 1868 г. остров Шахтыш, расположенный в 37 верстах от церкви вверх по течению Сухоны, как утверждалось в Летописи, полностью принадлежал Троицкой церкви, хотя в прежнее время право это неоднократно оспаривалось некоторыми посадскими людьми и крестьянами Окологородья. Наиболее ранние акты, упоминавшие Шахтыш, известны уже в 1540-х гг. – это две подлинных купчие грамоты, дошедшие до нас тоже в составе столбцов Троицкой церкви . Название острова (и протекавшей рядом реки, правого притока Сухоны) можно объяснить из финского Сахтышь/Сохтыш как подсека, росчисть в лесу либо из языка коми мох/мох на хвойных деревьях . Еще более ранним временем – 1499 годом – датировано упоминание устья речки Песьей Деньги и ее активное хозяйственное освоение . Таким образом, данная местность стала заселяться не позднее конца XV в. и процесс этот продолжался в первой половине XVI в., что дополнительно подтверждает возможность появления Троицкой церкви уже в 1540-х гг. в связи с формированием прихода. При копировании грамот составитель Летописи был внимателен к печатям (светским и церковным), которые словесно описывались, и, кроме того, довольно искусно рисовались тонким пером в натуральную величину, размер их сопоставлялся с серебряными 5-ти и 10-копеечными монетами, указывался материал изготовления – воск, сургуч, имеющиеся в ряде случаев на них даты. Это свидетельствует о работе автора-составителя Летописи с подлинниками из «церковной библиотеки». Ряд особенно крупных по объему грамот в столбцовой форме непосредственно измерялся, и длина их указывалась в аршинах. Большинство скопированных в Летописи грамот до сих пор сохранились в подлинниках в ф. 1260 ГА ВО в виде нескольких склеенных столбцов (оп. 7, 106–117). Отметим, что в изданном недавно А.В. Антоновым ценнейшем «Описании Грамот коллегии экономии», его Тотемском разделе, этих актов потому и нет, что их оригиналы осели в церковном архиве, а затем оказалась в составе Коллекции столбцов ГА ВО (ф. 1260) . В нашей публикации данные соответствия (копии актов 1868 г. и их оригиналы) отмечены, а заголовки, даты, размеры печатей, дьяческие скрепы, пометки на обороте, рукоприкладства уточнены. Данные составителем Летописи определения грамот порой грешат анахронизмами, поэтому были исправлены нами по нормам современного источниковедения: контракт на постройку, тогда как надо порядная/поручная; строительная – вместо благословенная; завещание – вместо поступная и проч. Указаны также уже существующие издания некоторых из этих грамот.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010