Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624, Тиксненский погост Тотемского у.), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). «Месяца сентемврия в 12 день житие преподобнаго отца нашего Васияна, иже на Тиксне реце, Тотемскаго, новаго чюдотворца» сохранилось в неск. списках (самый ранний - РНБ. Колоб. 189, 40-е гг. XVIII в.). Точное время создания жития неизвестно. Вероятно, оно было написано вскоре после того, как над гробом В. Т. построили церковь (освящена после 15 окт. 1698 - РИБ. Т. 12. Стб. 1420); последнее чудо в данном списке также датируется 1698 г. Встречающееся в лит-ре (Н. П. Барсуков , М. В. Толстой ) утверждение, что житие В. Т., как и житие блж. Андрея Тотемского , написано в 1745 г. игум. Иосифом, основано на неверном понимании сообщения П. М. Строева о том, что житие В. Т. имеется «в рукописи... писанной в 1745 году ивановским игуменом Иосифом». Василий (таково было имя святого в Крещении) род. в с. Бурцеве Стрелицкой вол. Тотемского у. В миру занимался «ризошвейным мастерством». «Слышав слово, во святом Евангелии чтомо: Аще кто не оставит дом или жену и чада, не может быти мой ученик», он оставил жену и 2 детей и ушел в тотемский Суморин в честь Преображения Господня мон-рь . Здесь был пострижен в монашество настоятелем мон-ря иером. Ферапонтом «и пребысть в той обители время многое». Для уединенного молитвенного подвига В. Т. выбрал место в междуречье Тиксны и Вопры, близ оз. Семёнково, рядом с храмами в честь Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Святой испросил у настоятеля Спасской ц. Нестора Андреева и церковного причта разрешение поставить вблизи храма келью, а сам первое время жил на церковной паперти. Ок. 1593-1594 гг. В. Т. поселился в новопостроенной келье. Через нек-рое время его духовник иером. Ферапонт, навещавший подвижника время от времени, благословил его на ношение вериг. В. Т. «возложи на ся вериги железны весом 13 фунтов, а скова по чреслех своих образ железен, а на главу скова шапку железну, а на руки и на ноги оковы железны». Эти вериги святой носил втайне от окружающих последние 30 лет своей жизни. Источники по-разному указывают дату кончины преподобного: 7132 (1623) или 7133 (1624) г. Барсуков называет 1633 г., ту же дату приводит как одну из возможных наряду с 1624 г. архиеп. Сергий (Спасский) . Святой был похоронен близ Спасской ц. Через нек-рое время местные крестьяне поставили над его гробом часовню, в к-рой находился образ Св. Троицы, принесенный В. Т. из Суморина мон-ря, и вериги преподобного.

http://pravenc.ru/text/149903.html

И., началось почитание Пуховской иконы Божией Матери. В Сказании о Пуховской иконе, известном в единственном списке (РНБ. Q.I.488. Л. 430, нач. XVIII в.), повествуется об исцелении больных, к-рым явилась Пресв. Богородица и повелела, чтобы они шли поклониться Ее иконе в Пухове. Рассказ о чудесах 1708-1710 гг. изложен в форме челобитной на имя архиеп. Великоустюжского и Тотемского Иосифа, в к-рой говорится, что исцеления от Пуховской иконы произошли благодаря «заступничеству» И. В конце Сказания приведен указ архиеп. Иосифа от 4 марта 1710 г., к-рым А. Суровцеву благословлялось собрать пожертвования от жителей Великоустюжского у. и всей епархии на строительство часовни в Пухове и на устройство колокола для располагавшегося неподалеку Гледенского во имя Св. Троицы мон-ря . Построенная в Пухове часовня была приписана к Гледенскому мон-рю, в рассказах о чудесах от Пуховской иконы упоминается настоятель Гледенского мон-ря игум. Иоасаф, из чего можно сделать вывод, что чудеса были записаны иноками этой обители. В 1764 г. в Пухове был построен каменный храм во имя И. (сохр. в руинированном виде). Имя И. вошло в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) . Ист.: Описание Вел. Устюга в устюжской писцовой книге «письма и меры Микиты Вышеславцова да подьячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году»//Бысть на Устюзе...: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1993. С. 172. Лит.: Жития святых Рос. Церкви, также иверских, и славянских, и местночтимых. СПб., 1858. Май. С. 449-454; Ключевский. Древнерусские жития.С. 278, 319; Попов А. М. Церковь св. Иоанна юродивого, Устюжского чудотворца, в г. Устюге//Вологодские ЕВ. 1874. 21. С. 351-365; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 124, 433, 434; Верюжский. Вологодские святые. С. 349-358; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 255-258; Голубинский. Канонизация святых. С. 101; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 161; Акафист св. блж. Иоанну, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @8170@ Подпись к иллюстрации: Блж. Максим Тотемский. Мозаика на стене Воскресенской Варницкой церкви г.Тотьма Размер файла: 78 Кб Кто разместил: Максим Бутов Дата размещения 17.01.2013 01:57:04 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/8170.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @7898@ Подпись к иллюстрации: Блж. Максим Тотемский Размер файла: 45.06 Кб Кто разместил: Поломар Дата размещения 17.12.2012 19:16:39 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/7898.html

Межрегиональная детская художественная выставка, посвященная памяти блаженного Прокопия, открылась в Великом Устюге 21 июля 2018 г. 13:09 20 июля 2018 года в Детском музейном центре в городе Великий Устюг (Вологодская обл.) в рамках празднования 715-летия блаженного Прокопия Устюжского открылась межрегиональная детская художественная выставка «Сияние памяти». Собравшихся на памятное мероприятие приветствовал епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий . Архипастырь отметил значение подобных мероприятий в деле духовного развития детей и молодежи. На выставке представлено 47 работ учащихся детских художественных школ из Кировской, Вологодской и Архангельской областей. Главная идея и цель выставки — приобщение детей к историческому и культурному наследию Отечества, к традициям русского народа. С открытием выставки юных художников поздравила директор Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Антонина Андреева. Перед собравшимися выступил молодежный хор храма блж. Прокопия Устюжского (регент Людмила Фомина) и дуэт Великоустюгской детской школы искусств (Маргарита Чернова и Алина Мустяцэ; концертмейстер Светлана Третьякова), сообщает епархиальный сайт . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Пеньки-Троицкое. Церковь Воскресения Христова. Храм Воскресения в погосте Пеньки Карта и ближайшие объекты Воскресенская погоста Пеньки зданием каменная двух-этажная, с такою же колокольнею; построена в 1817 - 1820 гг. на средства помещика Василия Степановича Ашиткова. Ограда каменная. Кладбище при церкви. Престолов 4: а) в нижнем этаже - в честь Воскресения Христова, б) в верхнем: Сошествия Св. Духа на Апостолов, в) святит. Димитрия Ростовского и св. блж. кн. Ольги и г) преп. Феодосия Тотемского чудотв., Василия Спостника и Петра Афонского. Расстояние от Костромы 113 в., от Галича 45 в. Ближайшие церкви: Успенская с. Лежнева Макарьевского уезда в 6 в., Сретенская, что на р. Сахе, Афанасьевская с. Стрелиц и Николаевская c. Боговского Макарьевского уезда в 10 в. У прот. Беляева (1863 г.) есть упоминание о деревянной церкви, построенной в 1801 г. Престол в честь Божией Матери, празднования Введения Ея во храм. http://www.old-churches.ru/ga_066.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32528

Я же, как слепец, не понимая тогда, что он говорит это прикровенно обо мне, и не зная, кто таковы Дивеевские младенцы, отвечал ему: «Я, батюшка, не знаю». Тогда он, еще с большей улыбкой, снова повторил: «Да как же ты этого не понимаешь? Вот я тебе говорю о Дивеевских-то младенцах, что они приходят ко мне и просят моего совета и благословения надеть на себя вериги и власяницы; то как ты думаешь об этом?» Я вторично отвечал ему: «Я, батюшка, не знаю, полезно ли им будет это или нет». Но вдруг вспомнил, что ведь я и сам пришел к нему за тем же советом и благословением, и сказал ему: «Батюшка, и я к вам пришел за тем, чтобы вы благословили меня носить вериги и власяницу». И при этом рассказал ему все, как я желал и как достал эти вещи. Старец, выслушав меня, опять с прежней улыбкой сказал: «Как же ты не понимаешь, ведь я тебе об этом-то и говорю». Тогда внезапно как будто спала слепота моя, и я увидел силу благодати, живущей в нем; тут я понял ясно, зачем он заградил мои уста в начале беседы и о каких веригах и власянице потом говорил мне. Между тем как я, пораженный духовной мудростью старца, безмолвствовал, он вдруг замахнулся на меня правой своей рукой, как бы желая изо всей силы ударить меня по щеке; но он не ударил меня, а только прикоснулся к моему уху и сказал: «Вот кто тебя таким образом заушит – это духовная и самая тяжелая верига». Потом, набрав в рот слюны и как бы желая ослепить меня ею, сказал: «А если кто-нибудь заплюет тебе таким образом глаза – вот это духовная и самая спасительная власяница, только надобно носить их с благодарением, и знай, что эти духовные вериги и власяница выше тех, о которых ты думаешь и которые носить желаешь. Правда, что многие из святых отцов носили вериги и власяницы; но они были мужи мудрые и совершенные, и все это делали из любви Божией для совершенного умерщвления плоти и страстей и для покорения их духу, как например: Феодосий Печерский , Феодосий Тотемский, Василий Блаженный и другие святые отцы. Но мы с тобой еще младенцы, и страсти все еще царствуют в нашем теле и противятся воле и закону Божию. Итак, что же будет в том, что наденем и вериги, и власяницу, а будем спать, пить и есть столько, сколько нам хочется. Притом же мы не можем и самомалейшего оскорбления от брата перенести великодушно. От начальнического же слова и выговора впадаем в совершенное уныние или отчаяние, так что и в другой монастырь выходим мыслью, и смотрим с завистью на собратий своих, которые в милости и доверенности у настоятеля. Из этого рассуди сам, как мало или вовсе нет в нас никакого фундамента в монашеской жизни. И это все оттого, что мы мало о ней рассуждаем и внимаем ей».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Нил Иванович Ножнин, сын крестьянина Никольского уезда. Окончил 3 класса Никольского духовного училища. С 20.05.1902 псаломщик Халезской Богородской церкви Никольского уезда. С 01.09.1906 эконом Никольского духовного училища. Эконом Вологодской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона. С 08.07.1912 диакон Шалимовской Михаило-Архангельской церкви Сольвычегодского уезда. С 01.01.1917 диакон Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. См. Ножнин Нил Иванович//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8633 . Николай Михайлович Попов (ок. 1878 г.р.) – сын дьякона Вологодской епархии. Окончил Тотемское духовное училище (1895), с 27.08.1896 псаломщик Вотчинской Михайло-Архангельской церкви Тотемского уезда, состоял в местной школе учителем пения. С 25.12.1904 диакон Николаевской Кептурской церкви Тотемского уезда. С 24.08.1915 по прошению перемещен к Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда, с 07.03.1916 эконом Вологодской духовной семинарии, с 04.02.1917 перемещен на штатную диаконскую должность к Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. См. Клировую ведомость Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда за 1917 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 139. Л. 1331 об. – 1332 об. Николай Павлович Иконников окончил Устюжское духовное училище (1899), выбыл из 2 класса семинарии (13.04.1901), с 04.01. 1902 псаломщик Благовещенской Вожбальской церкви Тотемского уезда, с 02.02.1909 диакон Нутренской Николаевской церкви того же уезда, с 03.02.1917 эконом Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1901. 14. С. 224; Иконников Николай//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8600 . Николай Павлинович Сумароков (05.12.1867 – после 1928) – сын псаломщика Троицкой Кильчангской церкви Никольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 14.09.1888 диакон Николаевской Возимской церкви Вологодского уезда. С 20.06.1889 по прошению переведен к Воскресенской Боровецкой церкви. С 14.04.1891 священник Николаевской Пустораменской церкви Кадниковского уезда. С 15.05. 1897 переведен по прошению к Скорбященской церкви при Вологодском исправительном отделении. С 14.08.1898 до августа 1902 – эконом Епархиального общежития Вологодской духовной семинарии. С 13.06.1912 во всяком случае до 1918 г. священник Вологодской градской Зосимо-Савватиевской церкви. К 1923 г. был за штатом. С 16.09.1923 избран прихожанами настоятелем Петропавловской Вологодской церкви вместо уклонившегося в обновленчество о. А. Резанова. Служил в этом храме в 1928 г. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 3 об. – 5 об.; И.Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация… канд. ист. Наук. Вологда. 1999.

http://bogoslov.ru/article/6177625

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; Закрыть Почтовая открытка и тотемская прялка Марина Бирюкова   04:13 03.11.2021 649 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Праздничный день. Художник: Федот Сычков Однажды мне понадобилась поздравительная открытка – для пожилой москвички, которая не пользуется Интернетом. Мне хотелось поздравить ее и с Рождеством, и с Новым Годом – не просто по телефону, а так, чтобы у нее что-то осталось на память. И я отправилась на поиски красивой открытки, отражающей оба праздника. Выбор открыток на ближайшей почте оказался богатым, но… Не было ни одной без готового поздравительного текста, в большинстве случаев зарифмованного и чудовищно убогого: «С Новым годом поздравляем/счастья-радости желаем/с Новым годом, с Рождеством/счастье пусть приходит в дом!..» Открытки, которая оставляла бы свою обратную сторону чистой, предоставляла бы мне самой право найти нужные слова, – в этом отделении не оказалось. В итоге я распечатала собственный снимок часовенки в зимнем лесу, и он сослужил свою рождественскую службу. «Вертушка» с открытками рассчитана на тех, кто разучился подбирать слова, утратил способность передавать словами свои чувства Производитель продукции всегда ориентируется на спрос. И одновременно формирует этот спрос, воспитывая себе потребителя. «Вертушка» с открытками на почте рассчитана на тех, кто разучился подбирать слова – даже в самых простых житейских случаях; кто утратил способность передавать словами свои чувства, даже самые, казалось бы, понятные. И вот, праздничные застолья – юбилеи, ситцевые, серебряные и золотые свадьбы, просто дни рождения – сопровождаются декламацией «стихов» (с позволения сказать), вытянутых из Интернета. Некоторые гости считают это правилом хорошего тона: что ж, дескать, я буду отсебятину какую-то лепить, я уж лучше готовенькое возьму, гладкое, красивое, в рифму… Ну, вот, хотя бы: «Пятьдесят – это возраст вершины//и совсем не предел для мужчины…». Точно, всем понравится, а юбиляру особенно.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/03/pochto...

Вся старая русская жизнь была пронизана, прошита песней. Пели девушки за прялками, няньки над колыбелями барских детей (а те бессознательно впитывали!), пели жницы в поле и солдаты на привале; ямщик, садясь на облучок, затягивал долгую, как дорога, песню. Без песен немыслима была деревенская свадьба; песни-плачи звенели над могилами. Простое верующее сердце рождало духовные стихи. Пели не отдельные исполнители, нет – пел народ. Песня была работой души, делом сердца, песней человек неосознанно сообщал о себе: я живу, я чувствую, я люблю, страдаю и радуюсь; во мне дух; я человек. Вся русская жизнь была пронизана, прошита песней. Пели не отдельные исполнители – пел народ А сегодня всего этого нет!.. Готовая продукция чрезвычайно разного качества заменила нам наши собственные голоса, наше, пусть несовершенное, но глубоко сердечное творчество. Всякое творчество вообще стало уделом отдельных личностей (или коллективов, включая фольклорные). Мы перестали быть поющим народом. Мы перестали быть народом-мастером. Помню, как бродила по музею народных промыслов на территории Спасо-Суморина монастыря в северном городке Тотьме (сейчас этот музей называется «Открытые фонды»). Бродила несколько часов, и даже про фотоаппарат забыла… Тотемская земля сурова и неплодородна; крестьяне на ней жили трудно и скудно; но каждый самодельный предмет их быта – будь то коромысло, санки, туесок, ложка, миска, прялка, гребень, сундук – был произведением искусства, радостного, чистого, чуждого пошлости (антитворчеству!), бесконечно далекого от того, что назовут позже словечком «кич». О прялках отдельный разговор: их, собранных по окрестным живым и мертвым деревням, было на тот момент около 600: что ни деревня, ни село, то свой стиль резьбы и росписи. Сватаясь, парень непременно должен был подарить девушке прялку собственного изготовления. Родня невесты рассматривала подарок не без придирчивости: умеет сделать красиво, с любовью? Значит, хороший будет мужик, добрый хозяин. Ну, а девица, конечно же, должна была сразу показать, что она сама научилась делать с помощью прялки, нитки-иголки, ткацкого станка и всего такого прочего…

http://ruskline.ru/opp/2021/11/03/pochto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010