Эта деталь была заимствована из поздних вариантов Жития святого (публикация текста: Рыжова. 2013. С. 42-44), объяснявших его прозвище с помощью рассказа о столкновениях с новгородским юродивым Феодором, в к-рого Н. кидал кочаном капусты (этот эпизод содержится и в Житии блж. Феодора). В Новое время кочан встречается как в образах Н., сохраняющих традиц. иконографические признаки, так и в произведениях, в к-рых облик святого сильно изменен по сравнению со средневек. памятниками: приближен к внешности Алексия, человека Божия, праведных отроков и мужей (Иакова Боровичского, Иоанна и Лонгина Яренгских, Артемия Веркольского, Прокопия Устьянского), а также юродивых Николая Псковского, Георгия Шенкурского и Андрея Тотемского, обычно изображавшихся в рубахе и без обуви. Не исключено, что соименность 2 рус. юродивых в Новое время стала причиной их взаимного уподобления, отражавшегося в чертах лика новгородского святого в тех случаях, когда он изображался не длиннобородым старцем, а человеком с короткой русой или седой бородой (иногда без дополнительных указаний в надписях новгородского юродивого трудно отличить от его псковского тезки). Тем не менее об устойчивости средневек. иконографии Н. свидетельствуют мн. произведения XVIII-XX вв., в т. ч. памятники, созданные в академической традиции, на к-рых святой представлен в шубе или в плаще, а также описание его внешности в руководстве для иконописцев акад. В. Д. Фартусова (1910), очевидно следующее текстам иконописных подлинников: Н. «русского типа, стар, сед, плешив, с большою продолговатою, на конце раздвоенною бородой; шуба княжеская с рукавами, подпоясан платком, ноги босы» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 366). Впрочем, судя по упоминанию босых ног святого, на этот текст повлияли и поздние произведения, в той или иной форме подчеркивавшие принадлежность Н. к числу юродивых. Происхождение особых вариантов иконографии святого, встречающихся в старообрядческой иконописи, остается неясным. Подробные сведения о первоначальном убранстве ц.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Александра и еще живого М. (Видение Иродиона, како виде прп. Александра и митр. Макария, со церквы Николая/Публ. по ркп. СПбДА 276. Л. 156 об.- 158 об. подгот.: архим. Никодим (Кононов)//Олонецкие ЕВ. 1903. 19. Ч. неофиц. С. 664). В конце своего Новгородского архиерейства святитель рукоположил также прп. Макария Римлянина , ученика прп. Александра Свирского. В Москве на митрополичьих богослужениях молился блж. Василий († 1557). За благословением к М. обращались преподобные Адриан Ондрусовский († 1550), Адриан Пошехонский († 1550), Феодосий Тотемский († 1568). Прп. Герасим Болдинский († 1554) перед кончиной обращался к царю Иоанну Грозному и к М. и просил их покровительствовать своему мон-рю. Прп. Елена (Девочкина ; † 1547), 1-я настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери женского монастыря , составила свою духовную «по благословению государя преосвященного Макария, митрополита всеа Росии», заповедав инокиням молиться «о святейшем митрополите Макарии» (АРГ: АММС. С. 298, 302). Махрищский игум. свт. Варлаам (впосл. епископ Суздальский; † 1585) в 1560 г. по благословению М. возрождал Троице-Авнежский монастырь, связанный с памятью преподобных Григория и Кассиана Авнежских († кон. XIV в.), учеников прп. Стефана Махрищского († 1406). Непростые отношения связывали М. с прп. Максимом Греком († 1556), осужденным Московскими Соборами 1525 и 1531 гг. После 1532 г. прп. Максим если не отказался от нестяжательских взглядов, но и не пропагандировал их; его полемические сочинения, направленные против инославных и еретиков, а также его критика апокрифов отвечали интересам Церкви. Вместе с тем он настойчиво добивался реабилитации, снятия с него обвинений в богословских заблуждениях. М. не возражал против создания для прп. Максима в тверском Отроче мон-ре благоприятных условий для работы, оказывал ему материальную помощь, получал от него сочинения и высказывал о них благоприятное мнение, но не мог пойти на его церковное оправдание и тем самым на пересмотр соборных решений.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_43.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLIII Том XLIII МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.) 112-114 МАКСИМ II (Абашидзе) (1725-1795), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1776-1795) Грузинской Православной Церкви МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАКСИМ И ТЕРЕНТИЙ мученики (пам. греч. 5 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор 52-103 МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. 103-111 МАКСИМ ПЕРС мч. Кордульский (пам. 30 июля) - см. в ст. Полихроний, еп. Вавилонский, сщмч., и др. мученики 111-112 114-115 МАКСИМИАН (нач. V в.), св. (пам. зап. 3 окт.), еп. Багаи в пров. Нумидия (ныне Ксар-Багаи, вилайет Хеншела, Алжир) 115-116 116-119 МАКСИМИЛИАН Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич; 1871 - 1938), игум., прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

10. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Прп. Амвросия Оптинского. Мчч. Евлампия и Евлампии. Свт. Василия (прп. Вассиана) чудотворца. Свт. Иннокентия, еп. Пензенского . Свв. 26-ти преподобномучеников Зографских. Собор Волынских святых. Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отцов (см. в Минее 11 октября) (А). При совершении в этот день службы прп. Амвросия Оптинского следует руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец...», а также 1-м «зри» под 25 мая: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец» (Б). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и отцов, глас 6-й – 6. «Слава» – отцов, глас тот же: «Таинственныя днесь Духа трубы…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3. На литии стихира храма. «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественнаго Духа…». На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Молебную память…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 8-й: «Препрославлен еси…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. (Величание святых отцов поется только в храме их имени.) «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-10-23/

Лупп Солунский (Фессалоникийский), мч. (23 августа/5 сентября; 26 октября/8 ноября) Любовь Римская , отроковица, мц. (17/30 сентября) Любовь Рязанская , блж. (17/30 сентября; 8/21 сентября) Людмила Чешская , кн. (16/29 сентября) Мавра Фиваидская , мц. (3/16 мая) Магн Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Макарий Великий , Египетский, пресвитер (19 января/1 февраля) Макарий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Макарий Жабынский , Белевский, иеросхимонах, чудотворец (22 января/4 февраля; 22 сентября/5 октября) Макарий Желтоводский , Унженский, прп. (25 июля/7 августа) Макарий Калязинский , прп., игумен, чудотворец (17/30 марта; 26 мая/8 июня) Макарий Каневский , Пинский, Овручский, Переяславский, архим., прмч. (13/26 мая; 7/20 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Макарий Киевский , митр., сщмч. (1/14 мая) Макарий Московский и всея Руси, митр. (30 декабря/12 января) Макарий Оредежский , Новгородский, прп. (9/22 августа) Макарий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (19 января/1 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Макарий Печерский , прп., постник, в Ближних (Антониевых) пещерах (19 января/1 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Макарий Римлянин , Новгородский, прп. (19 января/1 февраля) Макрина Каппадокийская , Новая, Младшая, прп., сестра Василия Великого (19 июля/1 августа) Максим Африканский , мч. (10/23 апреля) Максим Грек , прп. (21 января/3 февраля? 21 июня/4 июля) Максим Исповедник , прп. (21 января/3 февраля; 13/26 августа) Максим Московский , Христа ради юродивый, чудотворец (13/26 августа; 11/24 ноября) Максим Новый , Сербский, архиеп. (18/31 января) Максим Тотемский , иерей, Христа ради юродивый (16/29 января) Максимилиан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Малахия , пророк, из 12-ти малых пророков (3/16 января) Мамант Кесарийский (Каппадокийский), мч. (2/15 сентября) Мануил Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Мардарий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 13/26 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» начали издаваться 1 окт. 1864 г. по предложению Вологодского еп. Христофора (Эммаусского) . Выходили 2 раза в месяц до дек. 1917 г. (последние 5 номеров сдвоенные), 9-24 за 1917 г. имели подзаголовок «Православный церковно-общественный вестник». Журнал неизменно включал офиц. и неофиц. части (последняя называлась «Прибавление к «Вологодским епархиальным ведомостям»»). В 1864-1902 гг. и офиц. и неофиц. части издавала Вологодская ДС, с 1902 г. офиц. часть издавала консистория. Обе части периодически редактировали разные церковные и светские деятели: в 1864-1867 гг. (до 7) офиц. часть редактировал И. Г. Кузнецов, а неофиц. с 1864 до сер. 1865 г.- ректор ДС архим. Полиевкт (Пясковский; впосл. епископ Рязанский), затем - преподаватель ДС Н. И. Суворов. С 1867 (с 8) по 1868 г. (по 19) обе части подписывал новый ректор семинарии архим. Павел (Попов; впосл. епископ Тотемский), а с 24 за 1868 г. по 3 за 1874 г.- сменивший его архим. Авраамий (Летницкий ; впосл. епископ Саратовский). С 1874 (с 5) до кон. 1881 г. офиц. часть снова редактировал Кузнецов, а неофиц. (с 4 за 1874) - Суворов, к к-рому с 1882 г. перешла и офиц. часть. Краевед и исследователь памятников церковной старины и письменности, Суворов был самым деятельным редактором и занимал эту должность дольше других, определяя лицо издания (последние номера за 1917 имели указание в подзаголовке: «Основ. Н. И. Суворовым»). После его кончины (1896) редактором стал его сын И. Н. Суворов, с 6 за 1894 г. бывший помощником редактора. Он подписывал неофиц. часть до самого конца издания, а офиц. часть до кон. 1901 г., после чего она была передана в духовную консисторию. Ее редактировали секретари консистории: в 1902-1915 гг. (до 14) - П. В. Лебедев, в 1915 (с 22)-1917 гг.- Н. П. Сигорский. В неофиц. части «В. е. в.» в первые годы нередко печатались переводы творений блж. Августина , святителей Амвросия , еп. Медиоланского, Андрея , архиеп. Критского, Иоанна Златоуста , Григория , еп. Нисского, прп. Исаака Сирина , исследования по патрологии: об ап. Дионисии Ареопагите (1866-1867, с переводами), об апологетах II-III вв. (1901), о психологическом элементе в аскетических творениях (1898). Был напечатан ряд церковно-практических материалов, не утративших своего значения до наст. времени: о скуфьях в старину (1867, 1869, 1871, 1890), «Заметки о музыкальных сочинениях» (1906), «О колокольном звоне в России» С. В. Смоленского (1907. 7), и др. В нач. ХХ в. одним из самых печатаемых авторов журнала был преподаватель ДС А. П. Полиевктов, писавший на церковно-общественные («Устои жизни» - 1907. 3, 8) и педагогические («Очерк истории педагогики» - 1906-1907; «Значение математики, как учебного предмета, для духовных школ» - 1907. 21) темы.

http://pravenc.ru/text/155167.html

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ Гавриил (Русской), архиеп. Великоустюжский. Роспись юж. стены Успенского собора в Вел. Устюге. 1761–1779 гг. Худож. прот. В. А. Аленев Гавриил (Русской), архиеп. Великоустюжский. Роспись юж. стены Успенского собора в Вел. Устюге. 1761–1779 гг. Худож. прот. В. А. Аленев (Русской [Русский] Григорий; † 16.01.1753, г. Данков Рязанской губ., ныне Липецкой обл.), архиеп. Великоустюжский и Тотемский. Принял монашеский постриг в Оптином болховском Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы мон-ре . Служил ризничим при Казанском митр. Тихоне (Воинове) . Ок. 1722 г. Г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Спасо-Юнгинского мон-ря Казанской губ., ок. 1725 г.- свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в авг. 1731 г.- владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . 24 нояб. 1731 г. в Успенском соборе Московского Кремля Г. был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. В сер. 20-х - 30-х гг. неоднократно присылал необоснованные доносы в Святейший Синод на Казанского митр. Сильвестра (Холмского) , с к-рым находился в неприязненных отношениях. Извещал Синод и о политических высказываниях гражданских чиновников. 17 сент. 1735 г. Г. был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Ссылаясь на отсутствие средств, закрыл младшее отд-ние Казанской ДС, число учащихся значительно сократилось, уехала и часть преподавателей. 9 марта 1738 г. Г. был перемещен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыл в Вел. Устюг 7 авг. 1738 г. Обновил ризницу в Успенском кафедральном соборе, перестроил теплую церковь при соборе, велел отлить колокол в 300 пудов. Г. заказал в Успенском соборе Московского Кремля точную копию почитаемой иконы «Благовещение Пресв. Богородицы» (см. «Благовещение Устюжское» ), по легенде происходящей из Устюга. 3 июля 1747 г. список был поставлен в Успенском соборе Вел. Устюга. По этому случаю в епархии 8 июля одновременно с памятью блж. Прокопия Устюжского было установлено празднование сретения чудотворной иконы «Благовещение Пресв. Богородицы». В годы правления Г. в только что открытой Устюжской ДС обучались ок. 70 чел. Он неоднократно ставил перед Святейшим Синодом вопрос о присылке в епархию учителей. Пытался вести борьбу со старообрядчеством в епархии, предлагал даже применять военную силу. Г. поддерживал в Зырянском крае практику выбора священников из местных черносошных крестьян, знающих 2 языка, несмотря на то, что рукоположение лиц податных сословий строго запрещалось законодательством.

http://pravenc.ru/text/161311.html

Свт. Димитрий Ростовский. Икона. Нач. ХХ в. (Преображенский собор Ново-Валаамского мон-ря, Финляндия) В 1767 г. обер-прокурор Синода И. И. Мелиссино предложил законодательным путем ослабить в России почитание св. мощей и икон. Несмотря на то что предложения Мелиссино не нашли поддержки, новая церковная политика привела к фактическому прекращению К. «народных святых» и ряду деканонизаций в отношении тех святых, которые вызывали сомнения у священноначалия. По распоряжению Синода и епархиальных архиереев в синодальный период было прекращено празднование следующим местночтимым святым: ок. 1721-1723 гг.- прп. Корнилию Переяславскому († 1693); в 1722 г.- блж. Симону, Христа ради юродивому, Юрьевецкому († 1584); в 1745 г.- св. блгв. кн. Владимиру и кнг. Агриппине Ржевским (до 1178 - ок. 1226); в 1746 г.- блгв. кн. мч. Феодору Стародубскому († 1330); вероятно, в 1746 г.- мч. Василию Мангазейскому; в 1778, 1849 гг.- прп. Савватию Тверскому († до 1434); в 1801 г.- прав. Прокопию Устьянскому. Прекращение местных К. во 2-й пол. XVIII в. было связано с тенденцией к «общему» как выражению сути централизованного гос-ва, а также с влиянием идей протестантизма. Деятельность епархиальных архиереев находилась под контролем Синода - исключалась их самостоятельность, а соответственно и субъективизм в вопросе К. святых. ( Наумов А. Е. Святость в эпоху Петра Первого//Рус. агиография. СПб., 2011. Т. 2. С. 603-610). Однако это не означало прекращения прославления новых святых в синодальный период. Уместно говорить лишь об отсутствии канонизаций на определенном отрезке времени после учреждения Синода. Общероссийские К. возобновились с сер. XVIII в. и продолжались до нач. ХХ в. в рамках синодальной системы. В рассматриваемый период Святейшим Синодом к общецерковному почитанию были прославлены только 5 святых: в 1757 г.- свт. Димитрий, митр. Ростовский († 1709, чин К. совершен в 1763); в 1798 г.- прп. Феодосий Тотемский († 1568); в 1804 г.- свт. Иннокентий (Кульчицкий) , еп. Иркутский († 1731); в 1832 г.- свт. Митрофан , еп. Воронежский († 1703); в 1861 г.- свт. Тихон Задонский , еп. Воронежский (†1783).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010