ЖМП 12 декабрь 2019 /  20 декабря 2019 г. 16:59 Луч света над Чудским озером К 800-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Непосредственная подготовка к юбилею уже стартовала в Псковской , Ржевской и Переславской епархиях. На этом этапе она в основном охватывает разработку проектов реставрационных и ремонтных мероприятий в отношении связанных с Александром Невским монастырей и освященных в его честь храмов. В течение всего остающе­гося до праздничной даты промежутка времени «Журнал Московской Патриархии» предполагает регулярно освещать эту деятельность. PDF-bepcuя Первая же точка на карте, которую мы посетили в преддверии отмечаемого 6 декабря дня памяти святого благоверного Александра Невского, — северная российская столица. Ведь именно в нынешней черте Санкт-Петербурга находится место исторической Невской битвы, в которой шведы потерпели сокрушительное поражение. Обязательства по сооружению нового музейно-выставочного комплекса «Ледовое побоище» на берегу Чудского озера взяло на себя региональное отделение Российского военно-исторического общества (РВИО) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Полузатопленная легенда Минувшим летом научная экспедиция к месту Ледового побоища обнаружила на дне Чудского озера фундамент постройки XV века. По словам декана географического факультета Российского государственного педагогического университета Дмитрия Субетто, находка располагается на метровой глубине в полутора километрах от берега. Составлена трехмерная карта дна водоема, прослежено палеорусло впадающей в Чудское озеро реки Желчи. «Полноценными натурными исследованиями назвать это все же нельзя, — комментирует первые результаты заместитель председателя регионального отделения РВИО Владимир Казаков. — Скорее, мы предприняли качественную разведку, чтобы предстоящим летом заняться обследованиями этих мест уже в полном объеме. Как ни парадоксально, прежде были известны всего две попытки изучения предполагаемого места Ледового побоища естественнонаучными методами.

http://e-vestnik.ru/reports/aleksandr_ne...

Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. 21. Часть неофиц. С. 38. JV» 134. Из статьи епископа Переславского Иннокентия (Фигуровского) «Духовное ослепление» 291 12 мая 1917 г. Решается величайшей важности вопрос: быть ли Руси Православной или языческой, а наши пастыри на страницах газет заявляют, что для православной Церкви якобы совершенно безразлично, кто и как будет управлять русским православным народом, какие выработаны будут основные законы и в какую форму отольется в будущем государственная жизнь России; а некоторые из пастырей советуют даже совсем не касаться этих вопросов. Что это значит? Сознательная ли измена Христу или полное непонимание жизненных задач Христовой Церкви? Или, быть может, и у наших пастырей головы вскружили объявленные свободы? Но ведь должно же быть известно, что истинная свобода только там, где есть Дух Господень. Поэтому не всякому духу следует верить, а испытывать духов, от Бога ли суть; и всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедшего – не от Бога. А таковы именно глашатаи объявленных свобод. Разумею представителей партии народной свободы. 292 Провозглашенные ими свободы писаны вовсе не про нас, а против нас, чтобы свободно распоряжаться Божиим достоянием, безнаказанно грабить церкви и монастыри и совращать народ к измене Христу и Отечеству. Как бы русские пастыри ни ухаживали за новыми всероссийскими самодержцами, выдающими себя за представителей всего народа, который их не знает, они ничего от них не получат кроме презрения, пока не отрекутся от Христа и Его Церкви. Конечно, для Церкви Христовой безразлично, будет ли в России Монархия или Республика, но для нее в высокой степени не безразлично, будет ли Российская Держава Православной или языческой, будут ли ее законы проникнуты духом Христовой Любви или языческим духом братоненавистничества, и будет ли православный народ у себя дома в почете или в гонении. Пастыри Русской Церкви первые волком взвоют, когда у церквей будут отнимать земли и капиталы, публично поносить Христа, из школ изгонять Закон Божий, не допускать православных граждан на государственную службу и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Издательском Совете состоялось обсуждение проблематики, связанной с развитием искусственного интеллекта и информационных технологий 05.04.2023 13:26:05 МОСКВА 4 апреля 2023 года в Издательском Совете прошло совместное заседание комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию и комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Со вступительным словом к собравшимся обратился председатель комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации митрополит Калужский и Боровский Климент . Он отметил, что главная задача работы комиссий Межсоборного присутствия заключается в предоставлении площадки для обмена мнениями экспертов, обсуждающих с христианских позиций достижения и вызовы технологического развития. Со вступительным словом к участникам заседания также обратился председатель комиссии по богословию и богословскому образованию митрополит Будапештский и Венгерский Иларион, который рассказал об основных мероприятиях, проведенных с 2020 года, с участием специалистов IT-cфepы. Заседание продолжилось обсуждением темы «Христианское мировоззрение и современные вызовы научного и технологического развития». Основными докладчиками стали протоиерей Александр Абрамов и протоиерей Димитрий Юревич, которые затронули проблематику прозрачности и контролируемости цифровых технологий, зависимости человека от искусственной инфраструктуры и виртуальной реальности, влияния Интернета, соцсетей и чат-ботов на способы мышления потребителя информации. Сообщение о деятельности рабочей группы по проблематике, связанной с развитием искусственного интеллекта, сделал епископ Переславский и Угличский Феоктист, который предложил подготовить первый итоговый документ по этой теме. Е.Е. Жуковская рассказала, как выстраивается взаимодействие рабочей группы с государственными институтами, и представила сайт «Религия. Этика. Искусственный интеллект». Протоиерей Кирилл Копейкин провел презентацию о перспективных научных направлениях, связанных со Второй квантовой революцией и еще более усовершенствованными цифровыми технологиями.

http://radonezh.ru/2023/04/05/v-izdatels...

Над ними же ставъ, князь великий прослезися и рече: «Брате мой възлюбленный, моего ради образа убиенъ еси. Кий бо рабъ тако можеть господину служыти, яко меня ради самъ на смерть, смыслено грядяше? Въистинну древнему Авису подобенъ, 418 иже б от плъку Дарьева Перскаго, иже и сей тако сътвори». Лежащу же ту Мелику, рече над ним: «Крпкый мой стражу, твръдо пасомыи есмя твоею стражею». Приде же на иное мсто, вид Пересвта черньца, а пред ним лежыт поганый печенгъ, злый татаринъ, аки гора, и ту близъ лежыть нарочитый богатырь Григорей Капустинъ. Обратився князь великий и рече: «Видите, братие, починалника своего, яко сий Александръ Пересвт, пособникъ нашь, благословенъ игуменом Сергием и побди велика, силна, зла татарина, от негоже было пити многым людем смертнаа чаша». И отъехавъ на иное мсто, и повел трубити в събранные трубы, съзывати людии. Храбрии же витязи, довълно испытавше оружие свое над погаными половъци, съ всх странъ бредут под трубный гласъ. Грядуще же весело, ликующе, псни пояху, овии поаху богородичныи, друзии же – мученичныи, инии же – псалом, – то есть христианское пние. Кийждо въинъ едет, радуася, на трубный гласъ. Събранымъ же людем всм, князь великий ста посреди ихъ, плача и радуася: о убиеных плачется, а о здравых радуется. Глаголаше же: «Братиа моа, князи русскыа и боаре мстныа, и служылыа люди всеа земля! Вам подобаеть тако служыти, а мн – по достоанию похвалити вас. Егда же упасеть мя Господь и буду на своем стол, на великом княжении, въ град Москв, тогда имам по достоанию даровати вас. Нын же сиа управим; коиждо ближняго своего похороним, да не будуть зврем на сндение телеса христианьскаа». Стоялъ князь великий за Даном на костх осмь дний, дóндеже розобраша христианъ с нечестивыми. Христианскаа телеса в землю покопаша, а нечестивых телеса повръжена зврем и птицам на расхыщение. И рече князь великий Дмитрей Ивановичь: «Считайтеся, братие, колкых въевод нтъ, колкых служылых людей?» Говорить бояринъ московской, имянем Михайло Александрович, а был в плъку у Микулы у Васильевича, росчетливъ бысть велми: «Нтъ у нас, государь, 40 боариновъ московскых, да 12 князей блозерскых, да 13 боаринов посадниковъ новгородскых, да 50 бояриновъ Новагорода Нижнего, да 40 боаринов серпоховскых, да 20 боаринов переславскых, да 25 боаринов костромскых, да 35 боаринов владимерскых, да 50 боаринов суздалскых, да 40 боаринов муромскых, да 33 боаринов ростовскых, да 20 боаринов дмитровскых, да 70 боаринов можайскых, да 60 боариновъ звенигородскых, да 15 боаринов углетцкых, да 20 боаринов галитцскых, а молодым людем счета нт; нъ токмо вдаем: изгыбло у нас дружины всеа полтретьа ста тысящъ и три тысящи, а осталося у нас дружины пятьдесят тысящъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка, а вот интересно, я сейчас подумал, пытаюсь вспомнить, вот, конечно, когда священник, епископ уходит в отпуск, хотя, наверное, для многих людей, которые, особенно мало знакомые с жизнью Церкви, им кажется, что это странно, что у вас не должно быть отпуска, еще чего-то… Я в отпуске сейчас, предпоследний день. Мы тогда вдвойне вам признательны и обязаны. И вот я понимаю так, что все равно, где бы ни находился человек, священник, он пытается найти возможность послужить. Конечно. Но при этом я слышал, вот я сейчас боюсь ошибиться, но, по-моему, были такие разговоры, что вот: а я просто постою помолюсь. Это тоже ведь случается или все-таки… как вообще это ощущается, когда ты священник, и ты должен быть в алтаре — и при этом… вот чувство, когда ничего не хотелось вы описали, а вот бывает такое правильное, хорошее чувство, вы понимаете, о чем я говорю, да? Но при этом вам хочется просто вот постоять где-нибудь там в храме, помолиться. Есть здесь какое-то?.. Да, но я не вижу в этом проблемы, потому что у меня такое тоже бывает, но особенно, конечно, характерно для уже архиерейского сана, потому что мы все понимаем, что такое архиерейское богослужение, что там все крутится вокруг одного человека, и когда человек этот — ты, ну, это тяжело, это утомляет… Ну, то есть если вы возглавляете? Да, конечно. Даже если вообще просто архиерей пришел, не служащий в храме, то там меняется структура богослужения довольно ощутимо. Но вообще, когда священник — я так часто довольно делал и скажу, что и как архиерей такое делаю, конечно, там, где меня не знают. Потому что вот сейчас я, повторю, у меня отпуск заканчивается, я был в разных местах, но я понимаю, что архиерейское служение, как таковое, если мне захотеть послужить, никаких проблем не будет, но это очень сложная техническая задача: то есть необходимо облачение с собой вести, необходимо найти людей, которые будут тебе помогать облачаться, потому что архиерей не в состоянии сам облачиться, это такая интересная беспомощность, к которой тоже надо привыкать. Это надо согласовывать, безусловно, в первую очередь, с правящим архиереем, вступать в какое-то общение, которое довольно бывает пространное зачастую и не всегда уместное.

http://foma.ru/chego-boitsja-arhierej-ko...

Я думаю, что подвел — это такая техническая история, она не является критичной. Предал — это вот другое уже. И вот это «подвел», это какого уровня подвел, опять же, это тоже общий такой вопрос получается. Ну а предал — это что? Предал — когда сознательно сотворил какую-то бяку. (Смеется.) Ну это же может быть разная бяка, разной степени бякости. Знаете, я сейчас вас слушал, думаю: ну праведный вы человек, я без каких-то сейчас, без иронии. Вот вы говорите: три недели обещал сделать и не сделал. У меня была такая история: я как-то общался с кем-то, бежал не помню куда, мне мой друг позвонил семинарский, я говорю: «Слушай, сейчас неудобно, перезвоню». Я ему перезваниваю, чувствую, он обиженный. Слово за слово, оказывается, что я ему три года два месяца перезванивал. То есть вам показалось, что… Мне кажется, что вот буквально вчера говорили, он просил перезвонить — точно, сейчас время удобное, перезвоню: три года с лишним прошло. Это элегантно. (Смеются.) Вы уже начали говорить про ситуацию… ну, не ситуацию, а ваши ощущения и сложности неразрешимые, может быть, какие-то вопросы или вопросы, где непонятно, как действовать, в епархиальной жизни. А вот вы когда, я читал, что вы только когда в Переславль-Залесский приехали, то вы с епархиальной пресс-службой общались и сказали, что вам страшно. Да. Да? А вот как быстро вы совладали с этим страхом, если вы с ним совладали, это вообще страх какого рода? Мне как-то очень хорошо удается его маскировать, страх этот. Уверенностью? Да, такой нарочитой уверенностью и суровостью. То есть люди, когда… на самом деле чем я страшнее выгляжу, тем это означает, что мне страшнее… …самому? … мне самому страшнее, что я переживаю что-то жуткое внутри себя, и если посмотреть на первые епархиальные фотографии, то это что-то ужасное с лица просто-напросто, я думаю: ну как они не разбежались от этого ужаса. Вы шарахались от изображения в зеркале, да, собственного? (Смеются.) Да-да-да. Слушайте, наверное, я думаю, год, где-то год, наверное, так. Точнее сложно сказать, может быть, быстрее, не знаю, я просто… Конечно, ожидаешь, новое место, так всегда бывает, новые люди, взаимное какое-то недоверие, но когда оно начинает так растапливаться, то уже…

http://foma.ru/chego-boitsja-arhierej-ko...

Владыка, а вот за годы жизни в Церкви есть ли что-то, на что у вас стало больше намного надежды, раньше вы так не думали, а на что-то наоборот, так сказать, поубавилось? Какой хороший вопрос… Он, может быть, не очень хороший, потому что опять же общий, но вот, вот, допустим, вам когда-то казалось, что еще чуть-чуть и наступит это. А вот теперь вы понимаете, что не наступит, например? Знаете, идеализма, конечно, стало меньше, но я вырос, но мне это ничуть не мешает. Я просто понимаю, что быть идеалистами в таком хорошем смысле — это удел не руководить… Хорошо. (Смеются.) Не могу объяснить. Я сейчас по-другому, я всегда вспоминаю аналогию семьи, то есть ребенок маленький, он родился, у него мир прекрасен абсолютно, он не интересуется, откуда берется одежда, деньги, пропитание и так далее. Но есть в этой семье родители, которые обеспечивают вот это замечательное бытие ребенка. И неправильно ребенку знать о том, какие проблемы приходится решать родителям. Вот в Церкви я вижу так же, что, когда ты маленький и у тебя все такое замечательное, а когда ты подрастаешь, ты решаешь другого уровня проблемы, которые в том числе призваны обеспечить такое бытие тем, кто ниже. Я «ниже» говорю не в смысле какого-то социального статусного ничего, просто у нас у каждого, как апостол Павел говорил: мы все члены одного тела, и никто тут не должен гордиться, рука над ногой превозноситься и так далее, это смешно. Потому что ну да, если я голова епархии, ну что может голова, собственно, без тела, она и жить-то не может, она просто мертва. Ну понятно, функциональная такая... Мне очень нравится вот этот образ семьи, я еще в развитие его говорю, что, когда… для ребенка всегда папа самый умный, сильный, мама самая красивая, ребенок вырастает, понимает, что это не так, но этого его любовь никуда не девается, если он нормальный ребенок, он же не скажет: «Ой, мам, а ты, оказывается, не самая красивая, я тебя больше не люблю». Ну конечно, да. Здесь то же самое работает, потому что если ты правильно вырастаешь и у тебя есть наставники, которые тебя как-то готовят и к этому ведут, потом сложно тебя чем-то потрясти в том смысле, что: ой, оказывается, мама-то не самая красивая или там папа не самый мудрый. Он такой, какой есть и любишь ты его не из-за его мудрости, а по другим причинам, так и здесь. Мне повезло, у меня был такой наставник — владыка Николай (Шкрумко), тогда митрополит Ижевский и Удмуртский, он как-то умел сделать, решая вопросы, сделать мою диаконскую тогда жизнь абсолютно такой безоблачной во всех смыслах.

http://foma.ru/chego-boitsja-arhierej-ko...

Я ее наблюдал, участвовал —сказать будет громко, я слушал с большим интересом. И один священник сказал, на мой взгляд, очень важную вещь, они все говорили важные вещи, он сказал, что, когда он стал ходить в красную зону, он столкнулся с людьми, сильно отличающимися от прихожан. Я говорю, как запомнил, пусть меня батюшка простит, если я что-то там не так услышал, но он сказал, что он столкнулся с другим отношением к Церкви, с другим отношением к слову священника и при том, что там есть вещи, когда люди далекие от Церкви тянулись, но была и совершенно другая реакция: непонимание, «что вы здесь делаете?» и так далее. Ведь основная ценность этих священников, которые находятся «в поле», на мой взгляд, что они — давайте вернемся к вашему образу руки вырастающей, но только не в плохом смысле, а в хорошем, — они добираются туда, куда мы не добираемся в других случаях, они вышли на ту площадь, на которую выходили апостолы, мы все сидим внутри ограды церковной, а они выходят на эту площадь. И эти десятки тысяч, сотни, миллионы просмотров — это возможность, понятно, это налагает ответственность, со всем согласен, — но в этом основная ценность, в этом их… ну вот за это им, наверное, надо сказать спасибо, разве не так? Я ведь не против, я абсолютно поддерживаю и говорю, что это необходимо делать. Действительно, и для меня серьезный вопрос, как мои друзья из числа топовых батюшек-блогеров, как они вообще, как у них хватает сил этот весь негатив, с которым они там сталкиваются, вообще переживать, проживать, потому что для меня это очень тяжело, а они как-то с этим живут, и даже бывает, что получают какие-то угрозы и так далее. Вообще, выходить на эту аудиторию, я понимаю, что очень тяжело, я с вами согласен, это необходимо делать, вопрос так не стоит. Тут другое: не сломаться в пути. И ведь об этом, к счастью, Святейший Патриарх постоянно предупреждает, и я тут просто могу цитировать его слова и абсолютно разделяю его мнение о том, что тут есть большая опасность тщеславия. И знаете, как с любым подвигом: оставь подвиг, если тебе говорят, сойди со столпа, помните же это.

http://foma.ru/chego-boitsja-arhierej-ko...

   Поскольку Феофил действовал вне пределов рейхскомиссариата, его отношения с автокефалистами во главе с Поликарпом (Сикорским) довольно долго не носили административного характера. Лишь в июле 1942 г. с ним встретился Степан Скрыпник, к тому времени уже хиротонисанный во епископа Переславского с именем Мстислав; он вел с ним переговоры по поручению администратора Поликарпа о подчинении его автокефальному центру в Луцке. Скрыпник и Феофил (Булдовский) были знакомы еще со времен гражданской войны. Сам Феофил так впоследствии говорил о Мстиславе: «О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, что могут убить, удавить человека, если он станет ему препятствием... Епископ Мстислав — доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа Сикорского. Это племянник Петлюры, его адъютант по фамилии Скрыпник. В келейном разговоре с Мстиславом я с какой-то боязнью спросил его об унии с Римско-католической Церковью. А он мне отвечает: «Уния? А почему бы и нет? Разве те, кто пошли на унию с Римом, что-либо потеряли? Пусть с чертом, лишь бы не с Москвой. Но об этом еще рано говорить». Результатом переговоров Феофила с Мстиславом было подчинение лжемитрополита Харьковского и Полтавского юрисдикции Поликарпа (Сикорского).    Бесчинства раскольников на Украине вызывали скорую и жесткую реакцию со стороны священноначалия Русской Церкви. 5 февраля 1942 г. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился к православной пастве Украины с посланием, в котором обличал каноническую неосновательность самочинных акций Поликарпа (Сикорского):    «Я спешу предупредить православную паству и духовенство Украины об этом новоявленном волке в овечьей шкуре, который, прикрываясь якобы служением чаяниям украинского народа, пытается увлечь православную паству из церковной ограды на распутье раскола и всякого самочиния. Выступление Сикорского мне представляется явлением исключительно политического характера, а не церковного. Он и сделал его не по личному своему почину, а по наказу политической партии. Он все время был светским чиновником. При Петлюре он был начальником департамента в Министерстве просвещения и после разгрома петлюровцев убежал, подобно многим, в Польшу. Сикорский уж под пятьдесят лет (сейчас ему 65) принял, наконец, священство и монашество, и, вероятно, тоже по наказу политической партии, которая и могла рассчитывать в будущем на его архиерейство в своих политических интересах... Он и держал себя в монашестве и в архиерействе как истый петлюровец: хвалился нелюбовью к «москалям», старался говорить только по-украински, избегал совершения служения по-славянски... Тем же петлюровцем в душе, хотя и не столь откровенным, продолжал быть Сикорский, и подчинившись в 1940 г. Московской Патриархии... Теперь мы видим, что Сикорский, делая все это, только ожидал подходящего оборота политики, чтобы использовать свое архиерейство для изменнического выступления... Это есть та же симония — один из тягчайших грехов, караемый лишением священства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Приписано тако: Александр Меншиков; канцлер граф Головкин; граф Андрей Матвеев; князь Дмитрий Кантемир; адмирал граф Апраксин; граф Иван Мусин-Пушкин; подканцлер барон Пётр Шафиров; князь Дмитрий Голицын. Обер-секретарь Иван Позняков. Апреля 21 дня 1721 году. Роспись служителям: два иеромонаха, два дьякона, пять человек певчих, два служителя, один повар. На пакете подписано тако: Его Величества, великих азиатских стран Императора, Монарха Самовластнейшего, Богдойского и Китайского Хана верховным министрам и государственных дел управителям. Святейший Правительствующий Синод, слушав из Правительствующего Сената ведения, при котором объявляются копии славяно-российская и латинская с листа к Хинского Хана Сенату о персоне епископа Переславского посылаемых, приговорили: против оного ведения со оных славяно-российской и латинской послать к нему, епископу, для ведения копии и увещать, дабы он по прибытии своём в Хину не гласил тамо о себе, что имеет архиерейский сан, понеже Правительствующий Сенат Правительствующего Духовного Синода обер-секретарю говорили, чтоб он, епископ, того чинить не дерзал, дабы не учинилось каковое препятие от противников православной нашей Веры, а паче от главных врагов иезуитов, которые издревле обычай имеют сеяти посреде пшеницы православия плевелы раздоров и поношений для препятия доброму намерению, да не како произнесётся сие слово Христа Спасителя нашего к вопросившему Его: Господи, не доброе ли семя сеял еси? реченное: враг человек сотвори сие. А ежели кто по случаю от тамошних знатных и высоких персон о чине его вопросит, то можно сказать, что имеет чин епископства ради рукоположения священника или диакона, когда их надобно будет на место умерших, а не другого ради чего, и то с немалым опасением. И о том о всём помянутом с вышеозначенными копиями из Правительствующего Духовного Синода послать к нему, преосвященному Иннокентию, увещательное письмо. 94 (75). – 12 Мая. О напечатании новым изданием «Чиновника». Преосвященный Иннокентий, епископ Переяславский, в доношении, поданном 6 Мая 1721 года в Святейший Правительствующий Синод, изъяснил: Во всей ризнице, которая по разным местам, указом Благочестивейшего Монарха Всероссийского и приказом Святейшего Синода повелена мне взять, самой нужнишей вещи без которой отнюдь быть невозможно Чиновника не обрелося, и рад бы я, нижеподписанны, дорогою ценою купить, но нет где, кроме что един в казне патриаршей обретается, и того без указу Святейшего Синода ризничий Филагрий дать не смеет, а у преосвященного митрополита Коломенского два обретается: один Греческий, по котором он и служит, и други Русский, однако ж и той ниже даёт ниже продаёт. И о вышеозначенном Чиновнике, откуду его взять, Святейший Правительствующий Синод благоволил бы милостивейши указ учинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010