Более 450 детей из разных стран и регионов России: Минска, Цюриха, Тбилиси, Москвы, Новосибирска, Волгограда, Брянска, Геленджика, Балашова и других городов - таким был состав участников II Международного православного детско-юношеского хорового фестиваля «Александр Невский». Кроме творческого конкурса, коллективы участвовали в богослужении в день памяти св. блгв. царевича Димитрия. Год от года Фестиваль приобретает всё большую популярность, становится желанным событием и воплощает в жизнь чаяние Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА об укреплении межъепархиальных и межприходских связей нашей Русской Православной Церкви. В 2018 году Фестиваль-конкурс «Александр Невский» будет реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в направлении «Сохранение исторической памяти». Также в 2018 году Фестиваль-конкурс вошёл в Международный православный культурно–просветительский Проект, приуроченный к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского в 2021 году. Данное масштабное мероприятие планируется реализовать на региональном, федеральном и международном уровнях при участии митрополий и епархий Русской Православной Церкви в России, в ближнем и дальнем зарубежье.      В результате устойчивого развития Фестиваля-конкурса «Александр Невский» за прошедшие годы и в рамках развития данного проекта в 2018 году родился новый международный музыкальный фестиваль «Юные голоса Онего», который пройдёт с 18 по 22 июня в г. Петрозаводске Республики Карелия. Летом 2018 года в Фестивале-конкурсе в Угличе и Переславле выступят более 300 участников хоровых коллективов из Белоруссии, Грузии, Сербии, Швейцарии и 8 регионов России. Жюри конкурса представлено авторитетными деятелями хорового искусства России и зарубежья под председательством Корнева Алексея Валерьевича – председателя Ярославского регионального отделения Всероссийского хорового общества, директора Международного фестиваля студенческих и академических хоров «Веснушка», художественного руководителя и дирижёра мужского камерного хора «Ярославский спев» города Ярославля.

http://pravoslavie.ru/113300.html

Еп. Афанасий поставил в Переяславле прп. Сергия Радонежского (предварительно - во диакона и во священника) ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 324-325) в игумена основанного преподобным Троицкого мон-ря под Радонежем (см. ст. Троице-Сергиева лавра ). Вероятно, это случилось в 1353-1354 гг., в отсутствие на Руси свт. Алексия, уехавшего на поставление в К-поль ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78), но не исключено, что во время 2-й поездки первосвятителя в столицу Византии, осенью 1355 г.- не позднее весны 1356 г. Вскоре после 26 нояб. 1374 г. прп. Сергий крестил в Переяславле родившегося в этом городе сына блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича будущего вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 397-398; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 535). Переяславль в летописных сведениях кон. XIV в. уже не относится к Ростовской епархии (в сообщениях 1394 и 1396 гг. говорится о принадлежности Ростовским архиереям Ростова, Ярославля, Белоозера, Углеча Поля, Устюга и Мологи - Там же. С. 445; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381). Очевидно, уже сразу после кончины еп. Афанасия, в 1362 г., Переяславский у. входит в состав Митрополичьей области . Переяславским архимандритом, т. е. главой всего черного духовенства и монашества Переяславля, был Пимен , буд. митрополит всея Руси (1380-1389) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129); скорее всего он был настоятелем переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 281). Впервые переяславский архимандрит (Филимон) упоминается в договоре сыновей вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты 40-х гг. XIV в. (ДДГ. 2. С. 13). В марте 1374 г. св. митр. Алексий посетил Переяславль вместе с патриаршим посланником свт. Киприаном , также буд. митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105). При Алексии (С. Б. Веселовский не исключал, что уже при св. митр. Феогносте ) митрополия всея Руси получила в Переяславском у. ряд владений: Романовскую волость, ряд сел и мон-рей, в частности Борисоглебский на Песках (см.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 361-365). О пребывании Переяславля в составе епархии, управляемой митрополитом, свидетельствует грамота митр. Киевского свт. Фотия 1420 г. Горицкому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. 94. С. 130), а также последующие грамоты XV - нач. XVI в., связанные с землевладением митрополичьего дома в Переяславском у. (см.: АФЗХ. Т. 1. 115-144. С. 109-129).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

При блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157-1174) центр его владений - Владимир - стал главным в политико-адм. отношении городом Сев.-Вост. Руси. В эти годы на землях мордов. племен была построена княжеская крепость Городец-Радилов (на Волге), вокруг к-рого к нач. 70-х гг. XII в. сложился отдельный территориальный округ - городецкая «тысяча». Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в. Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в. В период правления преемников кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо Владимирское княжество распалось на ряд полунезависимых княжеств-гос-в. Основные земли княжества подчинялись вел. князьям владимирским (см. ст. Владимирское великое княжество ), посажение вел. князей на стол совершалось во Владимире в присутствии ордынского посла. Кроме того, на территории совр. В. о. существовали княжества: Юрьевское (до 1353-1362), Муромское (до 1401-1408), Суздальское (с 1215 до нач. 60-х гг. XV в.), Стародубское (с 1216 до ок. 1483, с перерывами), а также находились владения переяславских, московских и тверских князей. Во 2-й пол. XIV в. Владимирское великое княжество было окончательно включено московским кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским в состав собственных владений и в 1389 г. завещано без санкции ордынской власти старшему сыну Василию I Димитриевичу . Особый статус данной территории поддерживало то обстоятельство, что в 1299 г. Владимир стал постоянной резиденцией главы Русской Церкви, под управление к-рого перешли земли упраздненной Владимирской кафедры (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ). В XIV в. во Владимирском княжестве и соседних с ним землях появились владения митрополичьего дома. В ряде городов, в т. ч. во Владимире, наряду с великокняжескими находились и митрополичьи наместники. В XV-XVII вв. земли буд. В. о. входили в состав Владимирского, Гороховецкого, Суздальского (включившего в кон. XV в. территорию Стародубского княжества), Юрьевского, Муромского, Переславского, Луховского, Шуйского, Кинешемского, Юрьевецкого уездов. В 20-х гг. XVII в. из Владимирского у. в Юрьевский у. были переданы Боголюбский и Опольский станы, в писцовых описаниях 30-40-х гг. XVII в. именовавшиеся юрьевской приписью, возвращение станов в состав Владимирского у. произошло в 1683 г. Границы Суздальского у. не были постоянными, на рубеже XV-XVI вв. в его состав вошли земли по правому берегу Клязьмы, на севере - от с. Палех до нижнего течения рек Нерехты и Тары, а на юге - от низовьев р. Уводь до среднего течения р. Лух. Первоначальным центром данной территории был г. Стародуб-на-Клязьме. Гороховецкий у., земли к-рого находились в среднем течении Клязьмы, был выделен из Суздальского у. в XVI в. Расположенный в низовьях Клязьмы Луховский у. сформировался в 1-й пол. XVII в. из уделов, ранее принадлежавших князьям Бельским и Волошским.

http://pravenc.ru/text/154967.html

От Русской Православной Церкви в заседании приняли участие: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий ; епископ Городецкий и Ветлужский Августин ; епископ Переславский и Угличский Феодор ; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов ; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда ; настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО г. Москвы протоиерей Игорь Фомин; руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин. В ходе заседания обсуждалась программа праздничных мероприятий. В подготовке торжеств примут участие ряд федеральных министерств, агентств и ведомств, Российская академия наук, Правительство Москвы, руководство ряда ряда регионов Российской Федерации, всероссийские, региональные организации и др. Открывая заседание, министр культуры РФ В.Р. Мединский, в частности сказал: «Сегодня я рад приветствовать Вас, Ваше Святейшество, и всех членов Оргкомитета на первом заседании. Кроме того, на заседание приглашены деятели культуры, историки, ученые, представители Русской Православной Церкви, общественные деятели, ведущие активную работу по подготовке к юбилею». «До юбилея осталось четыре года. Задача Оргкомитета — обеспечить выполнение того плана юбилейных мероприятий, который был утвержден, — отметил министр культуры. — План носит межведомственный характер. В его реализации задействованы целый ряд органов исполнительной власти, Церковь, общественные организации и фонды». По словам В.Р. Мединского, в рамках плана планируется проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, связанных с памятью Александра Невского, проведение фестивалей, конкурсов, выставок. «Отдельное внимание уделяется подготовке международных научных конференций», — заявил В.Р. Мединский, который также сообщил, что «реализация плана рассчитана на 6 лет, начиная с 2016 года; основные мероприятия пройдут в 2021 году на территории Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Псковской, Новгородской, Владимирской и Ярославской областей».

http://patriarchia.ru/db/text/4834385.ht...

  Горицкий монастырь. Входные ворота. Он, никогда не разрушавшийся, ныне находится, увы, в довольно запущенном состоянии. Горицкий монастырь. Общий вид с колокольни. В монастыре еще с 1920х гг. размещен художественный и краеведческий музей. Однако, то там, то здесь на крышах пробиваются деревья, облетает покраска стен. Успенский собор Горицкого монастыря. Ветшают резные иконостасы, осыпаются росписи собора, Вообще, вид неосвященного храма, куда пускают за деньги, вызывает грусть. Состояние неполноты, разорения, сиротства. Интерьер Успенского собора Музей, конечно, прекрасный. Несколько залов больших великолепных икон письма 16го века из Переславских обителей и храмов. Отдельная очень интересная выставка — резных изображений и деревенских домотканых одежд. Никольский монастырь Единственной большой утратой монастырского Переславля был собор Никольского монастыря. Эта обитель в низинной части города основана в XIV веке св. Дмитрием Прилуцким. Посетил его однажды и прп. Сергий Радонежский. С начала 20го века монастырь стал женским. В годы гонений весь монастырский комплекс был капитально загажен и попорчен. Однако сейчас это самое благоустроенное место города. Собор (в стиле Ростовского зодчества XVI-XVII вв.) был полностью выстроен заново всего несколько лет назад. Редкий случай, когда новый храм настолько вписался в силуэт древнего города, в монастырский ансамбль. Собор Никольского монастыря. С 12 июня нынешнего года в соборе у амвона стоит драгоценный Корсунский Крест — древняя святыня Никольской обители, двухметровое произведение древнерусских ювелиров. Крест выполнен в конце 17 века, покрыт золотыми пластинками, украшен серебряными клеймами с изображением двунадесятых праздников. Он содержит мощи многих святых: Иоанна Предтечи, ап. Павла, свт. Василия Анкирского, мч. Виктора, вмчч. Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, мц. Христины, Марины, русских святых — свт Игнатия Ростовского, блгв. Кн. Василия Ярославского и др. Сотрудники музея внимательно инспектируют то, как охраняется Крест — как раз при нас монахиня показывала двум сотрудницам музея сохранность пломб на стеклянном ковчеге-киоте.

http://pravmir.ru/po-rusi-velikoj-peresl...

Тверь не сохранила имена исторических лиц, создавших сюжеты уникальных изображений и тексты надписей на клеймах саркофага, однако неоспоримо, что эти мастера очень хорошо знали «Житие Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского» и были прекрасно образованы. Также неоспоримо и то, что эта рака имеет огромную историческую ценность, т.к. является уникальным произведением русского церковно-ювелирного искусства. III . Святые благоверные великие князья Александр Невский и Михаил Тверской В 2021 году, который был объявлен годом Александра Невского, православная Русь и Российская Федерация торжественно отметили церковно-государственный праздник — 800-летие со дня рождения славного сына и непобедимого полководца Земли Русской. Великий князь Киевский и Владимирский Александр Ярославич родился 13 мая 1221 г. в Переславле-Залесском. Он был вторым сыном переславского князя Ярослава Всеволодовича и внуком князя Всеволода Большое Гнездо. С Тверской землёй его связало само её выделение в 1243 г. Ярославом Всеволодовичем из Владимиро-Суздальских и Переславских земель. Затем — передача её уделом младшему брату Александра Ярославу Ярославовичу. Более того, д.и.н.. профессор В.А.Кучкин доказывает, что до того был в истории Тверского княжества период, когда им управлял, вместе с Новгородской землёй, сам победитель немцев на Чудском озере. Александр Невский ушёл из жизни 4 ноября 1263 г., возвращаясь из Орды, и не застал полководческих побед и великого духовного подвига своего родного племянника князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского. Но несомненно, что тот чтил своего знаменитого дядю и, в той или иной степени, продолжил его внутреннюю и внешнюю политику. Однако, надо подчеркнуть, что Тверской княжеский дом Рюриковичей выработал свою оригинальную политическую культуру и свой нравственный кодекс. Об этом можно прочесть в статье одного из авторов этого очерка «Тверская земля и Россия под покровом святого благоверного великого князя Михаила Ярославича. Есть и другие, прошлые и настоящие, связи Тверской земли с Александром Невским, с его именем: мощами, церквами и приходами, научной, краеведческой и художественной литературой. Нам же удалось найти параллели восприятия князей Александра и Михаила, связанные с ритуалом погребения, поклонения и исцеления у мощей этих общерусских святых.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Аще ковидное испиют Почему священные тексты нельзя понимать буквально 18 мая, 2020 Почему священные тексты нельзя понимать буквально Когда мы имеем дело с древними книгами, нам надо приготовиться к самым разным неожиданностям. Дело в том, что входящие в них тексты далеко не сразу приобрели тот вид и содержание, с которыми имеем дело мы. Евангелие от Марка не является здесь исключением. Феоктист (Игумнов), епископ Переславский и Угличский Самые древние его рукописи оканчивались следующими словами: И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 16:8). Следующие за этим привычные нам 12 стихов, так называемая «средняя концовка», не принадлежат перу апостола и евангелиста Марка, но они принадлежат авторству Церкви и представляют краткую компиляцию аналогичных мест трёх других Евангелий. Однако в «средней концовке» есть и нечто такое, аналогов чему мы не найдём ни в одном из других Евангелий, это 17-й и 18-й стихи: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. Процент вынужденных экстремистов Есть люди, которые прочитывают эти слова буквально и как следствие полагают, что Господь даёт каждому христианину необычайную силу и физическую крепость, неуязвимость, что Господь каждого верующего в Него делает этаким суперменом, которому нечего бояться в физическом мире, если он, конечно, имеет должную крепость веры. При этом некоторые из тех, кто таким образом прочитывает этот фрагмент Евангелия от Марка, ссылаются на эпизоды из житий святых, в которых опасные животные и яды не могли причинить вреда праведникам. Но здесь возникает вопрос: если посмотреть на весь сонм святых, то какая доля из них буквально осуществили то, о чём сказано в этих евангельских строках? Один из ста? Один из тысячи? Подавляющее большинство святых достигли Христова Царства без подобного экстремизма.

http://pravmir.ru/ashhe-kovidnoe-ispiyut...

Преподобный Димитрий Прилуцкий 159 был весьма красив лицом. Во избежание искушений он закрывал лице свое куколем и бегал жен. Одна из именитых жен переславских, слышавшая о необыкновенной красоте его, захотела непременно видеть лицо его, – и ей удалось это тогда, когда преподобный готовился к священнослужению. За свое нецеломудрие она тогда же поражена была расслаблением. Братия, увидев жалкое положение ее, сжалились над нею и просили настоятеля простить ее. Тронутый раскаянием и слезами ее, он сказал: «зачем ты хотела видеть грешника, уже умершего миру»? После сего осенил ее крестным знамением и возвратил ей здравие. Наказание за корыстолюбие Военачальник сирийский Нееман, больной проказою, приехал для излечения к пророку Елиссею. Пророк Божий повелел ему погрузиться семь раз в реке Иордане. Нееман отправился на Иордан, погрузился в реке семь раз, и тело его совершенно очистилось от проказы. По исцелении Нееман предлагал пророку дары; но Елиссей, несмотря на все убеждения, ничего не принял. Так он и отправился в свою землю. Слуге святого пророка Гиезию жаль стало, что Елиссей ничего не взял из богатых даров, и захотел воспользоваться чем-нибудь. Он нагнал Неемана и сказал ему: господин мой послал меня сказать тебе, что сейчас пришли к нему двое бедных учеников его, и он просит тебя дать для них талант серебра и две одежды. Нееман сказал: «возми два таланта». И тотчас приказал завязать два таланта серебра (около 6-ти пудов серебра) и сверх того дал ему две одежды. Гиезий, пришедши домой, скрыл дары, и по обыкновению вошел к Елиссею, как будто ни в чем не бывало. Елиссей спросил: откуда ты пришел Гиезий? я никуда не ходил, отвечал ему спокойно Гиезий. Пророк сказал: а ты думаешь, что дух мой не присутствовал с тобою? Я видел, когда муж возвращался с колесницы своей в сретение тебе, пусть же проказа Нееманова прильпнет к тебе и к потомству твоему во веки. И Гиезий вышел от Елиссея, побелевши от проказы как снег. Замечательное вразумление грешника Преподобный Никита Переславский 160 был прежде человек жестокий: будучи сборщиком податей, он грабил бедных, теснил слабых и не наказанно наживался на счет других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Файл 32160.jpg:   Размер: 1149x1532, 1.76 MPix, 209 Kb. Дата: 2018-06-21, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (59) , (0) . Описание: Пророк Ахия и Иеровоам И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал её на двенадцать частей, и сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. (3Цар. 11:30-32) Файл 32161.jpg:   Размер: 700x1181, 0.83 MPix, 178 Kb. Дата: 2018-06-21, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (54) , (0) . Описание: Святые.Предположительно, письмо Ярославских земель. 19 век.Дерево,левкас,темпера.В частном пользовании с последующей передачей в ЦАМ ПСТГУ г.Москвы. Файл 32478.jpg:   Размер: 1873x2339, 4.38 MPix, 1522 Kb. Дата: 2018-08-16, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (55) , (1) . Описание: Святой Макарий архимандрит Переславский. 1891-1917. Дерево, масло, литография. 21 х 17 см. Место создания: Россия, Москва. Государственный музей-заповедник " Петергоф " . Файл 33202.jpg:   Размер: 509x600, 0.31 MPix, 102 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (44) , (1) . Описание: Двурядница.Дерево.Левкас.Темпера.В нижнем реестре находятся Святые: Преподобная Афанасия, Великомученик Димитрий, Арсений Чудотворец, Мученица Иулиания и последняя тоже мученица, но имя прочитать не получается, сильно утрачено. Икона предана в ЦАМ ПСТГУ г.Москвы. Файл 33203.jpg:   Размер: 2000x2316, 4.63 MPix, 1834 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (47) , (1) . Описание: Светланы справляют свои именины три раза в год, в день памяти каждой из святых: Св. Фотиния Самарянка — 2 апреля Св. Фотиния Палестинская – 26 февраля Св. Фотиния Кипрская – 2 августа Файл 33332.jpg:   Размер: 448x604, 0.27 MPix, 67 Kb. Дата: 2018-12-23, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (44) , (0) . Описание: ПУЛЬХЕРИЯ, ЦАРИЦА ГРЕЧЕСКАЯ Фесенко г ОДЕССА В Константинополе Пульхерия построила 3 храма: Влахернская церковь, монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила христианские реликвии. Согласно Никифору Каллисту, Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь еще при Аркадии; в храме Одигитрии поставила икону с портретом во Влахернский пожертвовала погребальные пелены Богоматери, присланные и[...]

http://pravicon.com/icon-3256-photo

15 декабря 1889 г. в Переславском духовном училище скромно праздновался 25-летний юбилей смотрительской службы смотрителя Переславского духовного училища, протоиерея Александра Ивановича Свирелина. Протоиерей Свирелин – сын диакона из Владимирской губернии – получил образование в Шуйском духовном училище и Владимирской семинарии, в которой он окончил курс в 1850 году с званием студента. Пробыв год по окончании семинарского курса учителем в Муромском духовном училище, он затем 13 лет состоял учителем Переславского училища; кроме того, он состоял с 1858 г. священником Переславской Смоленской церкви. В 1864 г. о. Свирелин выдержал многотрудный искус – сдал экзамен при Московской духовной академии на степень действительного студента академии. Если принять во внимание, что со времени окончания им семинарского курса протекло 14 лет, то нужно заключить, что о. Свирелин отличался силою способностей и энергией самообразования. И действительно, он отличался и до сих пор отличается этими качествами, которые наложили рельефный отпечаток на его смотрительскую службу и на всю его деятельность. – В том же 1864 г. 15 декабря священник Свирелин, бывший учителем IV класса, был назначен исправляющим должность смотрителя Переславского училища 1 . В трудное время принял на себя смотрительскую службу о. Свирелин: как известно, приближалась эпоха преобразования духовно-учебных заведений согласно реформе 1867 года. Эта реформа коснулась Переславского училища в 1869 году, хотя подготовление к ней началось ещё раньше. О. Свирелин напряг все усилия своего ума и энергии на то, чтобы поставить вверенное ему училище на ту высоту, на какой ему следовало стоять сообразно требованиям реформы. В адресе, поднесённом юбиляру от членов Правления и преподавателей училища, разносторонне охарактеризованы все его заслуги для училища. При заботах о постановке учебно-воспитательного строя училища на надлежащую высоту, о. Смотритель с одинаковою заботливостью относился и к делу благоустройства училища в материальном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010