В 1240–1243 годах в процессе дальнейшего расчленения Переславского феодального княжества из него выделены в качестве самостоятельных феодальных княжеств: 1) Тверское (по Волге от Зубцова по Калязин); 2) Дмитровское (по реке Яхроме); 3) собственно Переславское по правым притокам Волги – Западной Нерли и Дубны (без выхода к Волге); по верховью реки Клязьмы и ее левым притокам (по реке Киржач), с частью самой Клязьмы, и по реке Москве. В новом виде территория граничила: на северо-западе – с Тверским княжеством, на севере – с Ростовским, на востоке – с Юрьевским и Владимирским, на юго-западе – с Дмитровским и на юге – с Рязанским. Судя по тому, с какой преданностью переславцы относились к потомству Всеволода, можно заключить, что Переславль пользовался также особенным влиянием князя. Отрывочные сообщения летописи показывают, что великий князь не забывал его, посещая иногда с семейством. Между прочим, был здесь в 1191 году «на полюдьи», то есть по старинному обычаю сам ездил по областям, уставлял и собирал дани, судил преступников и разбирал тяжбы. Княгиня, с которой он на этот раз прибыл в Переславль, 8 февраля разрешилась сыном Ярославом, и в Переславле, таким образом, было семейное торжество. Владея обоими берегами верхней Волги, Ярослав, в сущности, держал в своих руках ключ к новгородской торговле. Торговля эта, вследствие обеднения южной Руси, более шла в восточную, откуда везли опольское «жито» и другие товары. По залесским рекам шло сношение Новгорода с колониями и болгарами. Это выгодное положение переславского князя создало ему партию среди новгородских бояр и купцов, старавшихся жить с ним в ладах. Они призвали его княжить в 1215 году, когда тесть Ярослава Мстислав отъехал из Новгорода. С этого времени переславские князья один за другим княжат одновременно в Переславле и Новгороде, даже тогда, когда Волжское верховье перестало входить в состав переславской территории. Эта традиционная политика отличается большой устойчивостью, в ней можно видеть скрытое указание на особую экономическую и политическую значимость Переславского княжества, так как Новгороду было выгодно иметь дело с сильным князем, который лично и вооруженными силами мог быть полезен. И в дальнейшем мы увидим, что переславские полки не раз ходили на защиту новгородских границ. Но действовать в Новгороде при наличии нескольких партий надо было осторожно».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И сбирая как вышеписанных, так и прежних и из доимки рекрут в губерниях губернаторам и вице-губернаторам, а в провинциях воеводам и камерам с прочими подчинёнными, со всяким поспешением, и отдавать для комплекту полков присланным офицерам, кому из Военной Коллегии повелено будет, не упущая в том отправления указных сроков по предположению из той Коллегии. А для довольства тех рекрут с начала того времени, как оные привёрстаны будут, и по отправлению из губерний в путь до их отдачи в полки, денежное жалованье и провиант, покупая, давать им по указам из Штатс-Контор Коллегии против гарнизонных солдат полное, со обыкновенным вычетом, на счёт Военной Коллегии Главного Комиссариата; а с дворового числа тем рекрутам денег не сбирать. А сколько где тех рекрут собрано, и кому офицерам и на них денег и провианта отдано будет, присылать в Камер-Коллегию ежемесячно рапорты; а буде губернаторы, и вице-губернаторы, и воеводы, и камериры прежних и ныне вновь положенных рекрут сполна не сберут и в сроки с присланными не отправят, и за то они взяты будут к суду и жестоко истязаны. И о том во все губернии и провинции к ним, губернаторам, и вице-губернаторам, и воеводам, и камерирам, а о понуждении в том сборе к посланным лейб-гвардии офицерам и солдатам указы посланы. А сколько в которой губернии и провинции с патриарших, архиерейских и монастырских вотчин оных рекрут в новый наряд собрать и в тех губерниях и в провинциях отдать надлежит, значит ниже. С провинций Дворового числа окладов С них надлежит рекрут За тем дворового числа в складку С Московской губернии по переписи 186 году С Московской 15 373 с полу 78 с полу С Переславской Рязанского С Костромской С Суздальской С Юрьевской Польского С Володимерской С Переславской Залесского С Тульской С Калужской 63 962 с полу 597 с полу; с них рекрут 5 человек, за тем в складку 22 с полу С Санкт-Питербурхской по той же переписи С Новгородской Со Псковской, за моровым поветрием с оставших С Великолукской С Тверской С Углецкой С Пошехонской С Ярославской С Белозерской 313; с них рекрут 2 человека, за тем в складку 83 С Нижегородской по той же переписи С Нижегородской С Арзамасской С Алаторской 162; с них рекрут 1 человек, за тем в складку 47 С Смоленской по той же переписи С Смоленской по переписи 186 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Я памятники вам воздвиг Источник:  Золотое Кольцао 29 мая замечательный человек и прекрасный скульптор, коренной москвич, а ныне житель Переславля Александр Казачок отмечает свой 75-летний юбилей. Впрочем, никаких пышных торжеств по этому случаю не намечается. " Я вообще не отмечаю никакие юбилеи. С семьей сядем, чайку выпьем вот и все дела " , говорит Александр Дмитриевич. Хотя переславской общественности не грех было бы и подсуетиться по этому поводу. Далеко не каждый человек преподнес городу такие подарки, которые сделал Александр Казачок, бывший ученик знаменитых Екатерины Белашовой и Сергея Коненкова. Скульптор Казачок подарил городу молодого Петра Первого, который вот уже 15 лет стоит на склоне Гремяч­горы, в музее­усадьбе " Ботик " . В свое время городская казна оплатила только расходы на бронзу, все остальное Александр Дмитриевич сделал абсолютно бесплатно. Из любви к искусству и горячего желания видеть на переславской земле памятник основателю российского флота. Этими же побуждениями он руководствовался, когда подарил местному клубу юных моряков бюст еще одного Петра, также вылепленный собственными руками. А вообще, за свою полувековую жизнь в искусстве бывший выпускник Строгановского высшего художественно­промышленного училища выполнил великое множество портретов, парковых скульптур, памятников, которые сегодня стоят во многих городах и весях нашей страны. И среди них памятник основоположнику российской гинекологии Снегиреву в Москве, бронзовый мемориальный комплекс памяти Отечественной войны в узбекском Коканде, портреты рыбаков с рыболовецкой шхуны " Серка " , с которыми вместе Александр Казачок три года ходил по Белому и Баренцеву морям, на всю жизнь влюбившись в русский Север. В 1964 году я решил бросить скульптуру и подался на флот. Вначале был коком, затем матросом 3го класса, потом стрелком. Мы во льдах Арктики охотились на тюленей, которые в то время не были занесены в Красную книгу и продавались за валюту за границу. А капитан корабля знал, что я скульп

http://religare.ru/2_106077.html

Настоятель иеромонах Клеопа как раз обладая такими высокими нравственными достоинствами, вызывая почтение и уважение вступавших с ним в общение. Так как Введенская пустынь располагалась среди болот и лесов, благотворителей можно было найти только в Москве, и Клеопа часто посещал столицу в поисках щедрых жертвователей и поддержания с ними добрых отношений. Но не меньшей обязанностью настоятеля было нравственное руководство вверенной ему братии. Старец Клеопа считал это своим долгом, ревностно исполняя свои настоятельские обязанности, но, как подмечает автор: «сердце его скорбело, что усвоенный им образ служения Христу Спасителю не так легко прививается к братии его обители, что среди этой братии есть лица, проникнутые совсем другими настроениями» 66 . Обязанности настоятеля тяготили в душе Клеопу, мирские попечения отвлекали от настоящей иноческой жизни, к которой он привык на Афоне. И потому он решил тайно оставить Введенскую пустынь в поисках уединенного места, что и совершил в феврале 1765 г., оставив братии письмо с прощанием и наставлениями. Из этого письма видно, что Клеопа стал бояться нравственной ответственности за порученное ему дело на Суде Божием, и решил посвятить себя только заботам о своем спасении. Ему стало казаться, что он недостоин настоятельства, и, будучи им, он совершает тяжкий грех . Клеопа пишет в своем письме по этому поводу: «сего ради судих зватися бегун или плут от человек, ибо аще и весь мир меня укорит, то лучшую мне милость у Бога и грехов моих прощение исходатайствует» 67 . Епархиальная власть донесла о бегстве иеромонаха Клеопы Св. Синоду и Московской Синодальной Конторе, разослав предписания о задержании беглеца. Но Клеопа сам неожиданно явился с повинной в Переславскую Консисторию, где был арестован, заключен в оковы и подвержен допросу. Клеопа на допросе чистосердечно признался, что покинул пустынь, тяготясь настоятельством, направился на пустынное жительство, но раскаялся и положил намерение возвратиться в Переславскую Епархию. Эти показания Клеопы, указывает Добронравов В.Г., раскрывают его побуждения, в которых нет ничего преступно-нравственного, и в основании его поступка лежат только благие намерения 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Услужливый же и благодарный моему отцу наставник ревностно исполнял его просьбу». Но не розги заставили маленького Алешу Ключарева учиться; не они содействовали его развитию, а внимание его наставников. Вот что он рассказывал об этом далее. «В низшем классе духовного училища я стоял в разрядном списке 102-м из 120 учеников в классе, следовательно, был очень слабым учеником, и, когда приехала комиссия вербовать в военную службу неуспевающих учеников духовного училища, я остановился у ворот училища и горько плакал из боязни, что и меня, как неуспевающего, ожидает участь быть завербованным в солдаты; но меня успокоили, разъяснив, что я по возрасту еще не могу подлежать этой мере. И во втором полугодии я уже был 40-м, а к концу года 3-м учеником. С тех пор я не понижался в разрядном списке и затем стал вторым учеником. Мои способности постепенно развивались. Наставники, приняв во внимание мои горькие рыдания у ворот училища и сказавшееся в этих рыданиях признание себя слабейшим учеником, отнеслись ко мне внимательнее, и я скоро поправился. Вот что значит внимание педагогов, своевременно обращенное на ученика!» (Юж. Кр. 7183). Варшавский протоиерей Михаил Васильевич Семеновский, ученик того же самого Переславского училища, хорошо знавший лично Алешу Ключарева, в письме ко мне от 30-го Октября 1901 г. также свидетельствует что А. Ключарев окончил курс Переславского духовного училища, по разрядному списку вторым учеником. Теперь о. Иосифу Ключареву предстояла забота об определении своего сына в семинарию. Владимирская семинария тогда не пользовалась особою популярностью: в ней не было хороших учителей, а жизнь семинаристов была обставлена чрезвычайно скудно; гораздо выше в глазах духовенства даже Владимирской епархии стояла тогда Спасо-Вифанская семинария, основанная в трех верстах от Троице-Сергиевой лавры знаменитым московским митрополитом Платоном II Левшиным. «Могучий дух Платона, приведший в цветущее состояние древние рассадники духовного образования – Славяно- Греко-Латинскую Академию и Троицкую лаврскую семинарию, – говорит А.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Вспоминается мне то время, когда нас всех застала перепись в доме Гаврилы Алексеевича, в саду его. Хозяин только что нарезал меду, и все уселись под яблонями за стол пить чай с медом. Не помню, по какому случаю Гаврила сказал: – В наших переславских властях вечности нет. Ах, вот и вспомнил: разговор о «вечности» начался от Мирона Ивановича – он спросил, где бы теперь ему для своего улья вощину купить. И тут оказалось, что в том доме, где продавали вощину, теперь сберкасса и что сберкасса эта за год уже шесть раз переезжала. Услыхав, что касса шесть раз переехала и опять выгнала общество пчеловодства, Гаврила Алексеевич тут-то и высказал свою твердую мысль, что у переславских властей вечности нет. Тогда-то озорной мальчишка Алешка и выпалил: – Ни в чем вечности нет! – Как ни в чем, – вспылил Гаврила, – а Бог? И только-только Гаврила стал краснеть, чтобы разразиться гневом праведным и схватить озорника за ухо, вдруг к нам в сад и входят девушки-переписчицы, и все, кого они захватили тут в саду, немедленно должны были заполнить анкеты всесоюзной переписи населения. Тогда-то вот Алеша, взяв у девушки свой лист, покосился злодейски на Гаврилу и в графе «исповедание» написал: неверующий. «На-ка вот, выкуси!» – такое было у мальчишки выражение, когда он передавал свой лист Гавриле. И тогда роли переменились: старик только было хотел схватить мальчишку за ухо, и вдруг тот как бы сам ухватил его. Сердце мое стеснилось от жалости: лицо старика в серебряной бороде, нежное, с легким румянцем, как у ребенка, всегда ясное, покойное, вдруг стало белым как снег, исказилось страданьем. – Алеша, – сказал он, вставая, голосом притворно ласковым, – возьми с собой лист и зайди на минутку в дом. Вскоре, смотрим, оба спускаются назад с лесенки. Гаврила радостный, а у Алеши глаза опущены и по щекам размазаны слезы. Спокойно собрав все наши листы, Гаврила отдал их девушкам-переписчицам, и мы пили чай и об этом ничего между собой не говорили. Только уже после смерти Гаврилы однажды у Алеши развязался язык, и мне одному с глазу на глаз он признался: Гаврила заставил его вычеркнуть из анкеты слово «неверующий». И как заставил! Когда они пришли в дом, старик посадил Алешу за стол, положил перед ним анкету, сам же опустился перед Алешей – озорником, мальчиком – на колени и с рыданьями умолял его:

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Платон приказал разузнать, кто из них действительно беден, и таковым сшить казенное платье. Когда Платон сделался тверским архиепископом, он стал высылать в троицкую семинарно учеников из своей епархии: после моровой язвы 1771 года достаточного числа учеников из московской епархии, переславской и суздальской нельзя было набрать, и Платон прислал 30 человек из тверской семинарии; в следующем году он прислал оттуда 15 человек и 5 из кашинской семинарии; в 1773 году – 12 человек. В первый год по переведении на московскую кафедру, Платон приказал, чтобы ректор и префект подавали ему ежемесячные рапорты с реестром сколько учеников и кто именно приняты в семинарию; к этому он присовокупил следующее постановление: «которые свыше 15 лет и великовозрастны, тех не принимать, разве отцы их захотят им обучаться со всем на своем коште, и то дозволять. Малолетних, русской грамоте необученных, не принимать, а велеть их, изучив дома русской грамоте, приводить на срок». В том же году Платон приказал священно-и-церковно-служителей своей епархии обязать подписками, чтоб они безотговорочно отдавали своих детей или в московскую академию, или в троицкую, или в перервинскую семинарию, кому куда способнее, или куда кто отдать пожелаете. В 1779 году он ограничил прием учеников иноепаршеских в троицкую семинарии и писал семинарскому начальству: «как из ведомостей нами усмотрено, что гораздо немалое число семинаристов есть из других епархий; а в московской епархии церковнических детей есть весьма достаточное число, то отселе без ведома нашего из других епархий, кроме московской, никого не принимать, да и в штатное недостающее число включать надежных московских». Поэтому в следующие годы видим весьма ограниченное число учеников из иных епархий: так напр. в первой половине 1785 года учеников в семинарии было: московской епархиии 111, переславской и суздальской 9, тверской 1, черниговской 1, могилевской 1, крутицкой 2, псковской 2, коломенской 2. астраханской 2, детей не духовного звания 5. В 1789 году, по причине умножения учеников в семинарии, по представлению семинарской конторы, положено не принимать в нее детей священно-и-церковно-служительских из чужих епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать заключение, что системы искусственного интеллекта могут быть прекрасным подспорьем в решении очень многих задач, но их выводы относительно человека — лишь еще один из множества факторов, которые используются, когда есть необходимость принять решение, касающееся другого индивидуума; само же принятие решения должно оставаться за человеком. При этом каждый из тех, кто вовлечен в процесс принятия такого рода решений, должен руководствоваться словами Христа Спасителя и всеми силами стараться видеть ближнего таким, каким его создал и видит Бог, то есть богоподобным. Так смотреть на человека может только другой человек при содействии Духа Святого, никакой машине, даже самой совершенной, это не подвластно. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Довольно подробный разбор этих вопросов см., напр.: Маркус Г., Дэвис Э. Искусственный интеллект: перезагрузка. Как создать машинный разум, которому действительно можно доверять. М., 2020. 2 Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. М.: РАНХиГС, 2020. 207 с. 3 Этика и «цифра»: от проблем к решениям/под ред. Е. Г. Потаповой, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с. 4 Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. С. 43. 5 Искусственный интеллект. К выбору стратегии. М.: РАНХиГС, 2018/Текст: электронный//URL: 6 Там же. 7 Там же. 8 Путин: РФ способна стать одним из глобальных лидеров в сфере искусственного интеллекта//ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. Текст: электронный. URL: http://tass.ru/ekonomika/7096728. 9 Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий.  С. 57. 10 Там же. 11 Там же. С. 60. епископ Переславский и Угличский Феоктист 14 декабря 2021 г. 15:00 HTML-koд для сайта или блога: Мораль для робота Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказал руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/analytics/moral_dlya...

Эти сведения о жизни, о. Клеопы почти с буквальною точностью воспроизвел Н. С. Стромилов в своей статье о старце Клеопе, напечатанной во Владимирских Епарх. Ведом. (1884 г., 6). Стромилов дополнил сообщаемое о. Феофаном сведениями, взятыми из Описания Введенской пустыни, изд. 1830 и 1860 гг., и привнес некоторым новые подробности, которые теперь оказываются недостаточно необоснованными. Труд Стромилова скомпилирован настоятелем Введенской пустыни игуменом Сергием в его статье „Введенская Островская пустынь, помещенной во Владим. Епарх. Ведомостях (1897 г., 24 и 1898 г., вышедшей затем отдельной брошюрой. В настоящее время оказалось возможным сведения о жизни старца Клеопы дополнит новыми, доселе ни где неизданными материалами, исправить неточности и неверности, допущенные прежними его жизнеописателями. Новые данные добыты нами из архива бывшей Переславской Духовной Консистории и частью из архива Введенской пустыни. Введенская пустынь с 1744 по I788 год находилась в ведении Переславских епископов, посему в старом архиве бывшей Переславской Дух. Консистории и сохранились насколько дел, относящихся к Введенской пустыни за время строительства в ней о. Клеопы. Дела эти касаются самых интересных моментов в жизни Клеопы; при них сохранились даже его собственноручные письма. Этот новый материал, пополняющей и исправляющий прежние сведения о Клеопа, и положен в основание издаваемого ныне жизнеописания этого замечательного строителя Введенской пустыни. Клеопе, напечатанной во Владимирских Епарх. Ведом. (1884 г., 6). Стромилов дополнил сообщаемое о. Феофаном сведениями, взятыми из Описания Введенской пустыни, изд. 1830 и 1860 гг., и привнес некоторым новые подробности, которые теперь оказываются недостаточно необоснованными. Труд Стромилова скомпилирован настоятелем Введенской пустыни игуменом Сергием в его статье „Введенская Островская пустынь, помещенной во Владим. Епарх. Ведомостях (1897 г., 24 и 1898 г., вышедшей затем отдельной брошюрой. В настоящее время оказалось возможным сведения о жизни старца Клеопы дополнит новыми, доселе нигде неизданными материалами, исправить неточности и неверности, допущенные прежними его жизнеописателями. Новые данные добыты нами из архива бывшей Переславской Духовной Консистории и частью из архива Введенской пустыни. Введенская пустынь с 1744 по 1788 год находилась в ведении Переславских епископов, посему в старом архиве бывшей Переславской Дух. Консистории 3 и сохранились насколько дел, относящихся к Введенской пустыни за время строительства в ней о. Клеопы. Дала эти касаются самых интересных моментов в жизни Клеопы; при них сохранились даже его собственноручные письма. Этот новый материал, пополняющей и исправляющий прежние сведения о Клеопа, и положен в основание издаваемого ныне жизнеописания этого замечательного строителя Введенской пустыни. Введенская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но Владыка в настоящий раз признал просьбу преждевременной и довольно сурово отнесся к просителям: „За сие прошение, пишет он в своей резолюции, учинить строжайший выговор с тем, если и впредь такие без резонные прошения от вас будут, то непременно подвергните себя штрафу, впрочем у тебя строителя иеромонаха Тимофея и прежде бывшему строителю Клеопе быть в братстве, как не совсем здоровому и подлежащему частым припадкам» 20 . После такого сурового отказа Владыки положение о. Клеопы в Введенской пустыни стало еще более неудобным, поэтому он решил оставить пустынь и уйти на жительство в другую епархию. Для этого он обратился с просьбой к бывшему Переславскому, а теперь Крутицкому, епископу Сильвестру о приеме его в Крутицкую епархию. Клеопа, очевидно, рассчитывал на прежнее, а может быть, и после поддерживавшееся знакомство с еписк. Сильвестром, и надежда не обманула его. Преосвящ. Сильвестр оказался так внимателен к Клеопе, что сам написал письмо к епископу Переславскому Геннадию о перемещении Клеопы к нему в епархию. „Находящийся в Введенской пустыни, писал 20 ноября 1770 г. епископ Сильвестр, старец Клеопа по резону стужительного ему от окружающих пустыни болотных вод воздуха просил меня о приеме к себе в епархию... Почему прошу наипокорнейшей назначенного старца, ежели то с благоволением Вашего Преосвященства согласно быть имеет. ко мне уволить. Не возьмите притом, якобы он оказывал по себе какое неудовольствие, ей все противное тому паче, по благоснисхождению к нему Вашего Преосвященства, но часто припадочные его изнеможения единственно причиною его просьбы»... В этом письме уже ясно проглядывает особенное расположение Преосвящ. Сильвестра к старцу Клеопе: он не только просит за Клеопу, но в своей просьбе старается оградить его от всяких подозрений со стороны епископа Геннадия. Преосвященный Геннадий уважил просьбу еп. Сильвестра и в январе 1771 года Клеопа переселился в Крутицкую епархию. Где собственно жил Клеопа в Крутицкой епархии, сведений о том не сохранилось, но нужно думать, что он жил где-либо вблизи епископа Сильвестра. Преосвященный Сильвестр 14 марта 1771 года, т. е. вскоре

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010