Тысяча киевских казаков встретили их, с девятью распущенными знаменами, за десять верст от города. Они пристали к ним и открыли торжественное шествие. За казаками вели двенадцать царских лошадей турецкой породы в златоглавых чепраках, которые волочились по земле; на них лежали вышитые золотом седла. За ними шел полк детей боярских, одетых в собольи шубы; за ними еще ряд турецких лошадей, которых сбруя сверкала золотом и жемчугом, и между ними несли четыре знамени, удивлявших своею огромностью и работою: на одном из них вышит был лев, на другом единорог, на третьем и на четвертом морская рыба с девичьим лицом 278 . После того ехали послы 279 . Процессия следовала к золотым воротам, и версты за полторы встретило их духовенство: там был митрополит, черниговский епископ Зосима, печерский архимандрит Иосиф Тризна, игумены и наместники разных монастырей в Южной Руси. Сильвестр Коссов приветствовал их такою речью: «Вы приходите (говорил он) от благочестивого царя с желанием посетить наследие древних великих князей русских, к седалищу первого благочестивого русского великого князя, и мы исходим вам во сретение; в лице моем приветствует вас оный благочестивый Владимир, приветствует вас святый апостол Андрей Первозванный, провозвестивший на этом месте сияние великой Божией славы, приветствуют вас начальники общежительства, преподобные Антоний и Феодосий и все преподобные, изнурившие для Христа жизнь свою в пещерах. Войдите в дом – Бога нашего, на седалище первейшего благочестие русского и пусть вашим присутствием обновится, как орляя юность, наследие благочестивых русских князей 280 . Так пранужден был, по великорусским известиям, говорить митрополит; а по известию очевидца, православного священника, отец митрополита од жалю обумирав и все бывшее с ним духовенство за слезами свита не видили 281 .  При звоне колоколов послы приехали в софийский собор. Митрополит отслужил молебен, пропето многолетие царской фамилии. – Отчего, ваше высокопреосвященство, сказал Бутурлин: – никогда не писали к царю и не искали себе милости царской в то время, когда гетман Богдан Хмельницкий и все войско запорожское неоднократно просили великого государя, его царское величество, принять их под свою высокую руку? – Происходившая между гетманом и государем переписка мне была неизвестна, отвечал Коссов: – теперь я должен молить Бога о многолетнем здравии государя, государыни царицы и благоверных царевен 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

О святом Иоанне Предтече и его деснице Пророк Иоанн Креститель – наиболее почитаемый после Девы Марии святой – был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии он был родственником Иисуса Христа, Который также происходил из рода царя Давида. Святой Иоанн, родившийся на шесть месяцев раньше Господа, до 30-ти лет был пустынножителем, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду и питался диким медом и акридами (саранчой). Когда Господь призвал его к проповеди еврейскому народу, на берегу реки Иордана пророк Иоанн призвал людей нравственно очиститься, приготовив себя к встрече с ожидаемым Мессией (Христом). Крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения, но было духовным приготовлением к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. При Крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан произошло схождение Святого Духа в виде голубя, и с неба раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...». Услышав слова Пророка «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин 1:19), к Иисусу Христу присоединились двое из учеников Иоанна – апостолы Иоанн Богослов и брат Симона Петра Андрей Первозванный. Иоанн Креститель принял мученическую кончину. По приказу царя Ирода Антипы ему отсекли голову. Ученики Иоанна Предтечи погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Святые мощи его прославились множеством чудес. По преданию, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку. Когда мусульмане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции.

http://sedmitza.ru/text/1219587.html

– Невольно вздохнёшь при имени равноапостольных Владимира и Ольги, которые опочили за несколько шагов, под сводами Десятинной церкви, и двух первых страстотерпцев из числа князей русских, здесь же воспитанных, в тереме отца их Владимира, и святого князя Игоря, который наследовал ту же участь и тот же венец. – Не в соседней ли обители Михайловской девственные мощи великомученицы Варвары? не у святой ли Софии священномученик Макарий, митрополит Киевский? А первый святитель всея Руси, Михаил, и великие труженики Антоний и Феодосий, с ликом всех преподобных Печерских, не охраняют ли доселе своими молитвами и священную Лавру, и богоспасаемый град? – Все здесь так близко, что готовы, кажется, откликнуться на первый молитвенный зов; ибо сии небесные граждане, и в гробах своих, ещё остались гражданами земной своей отчизны. Они были первыми поселенцами Киева, они и последними; к ним, а не к современникам, стекаются доныне усердные паломники. По окончании всенощной, священник пригласил меня в алтарь, чтобы посмотреть на горнем месте, прекрасную икону Вечери Тайной, которую, как говорят, писал ученик Рафаэля, Леонардо да Винчи, а пожертвовала храму Первозванного императрица Екатерина. Время и сырость уже много испортили сей замечательный образ. Я спросил о времени построения самой церкви, вполне достойной зодческого гения графа Растрелли и благочестия императрицы Елизаветы. «На будущий год должны праздновать юбилей сего храма, – отвечал мне отец И...ъ,– если только считать от его заложения, потому что это здание совершилось не менее как в двадцать три года, от чрезвычайной глубины фундамента, превосходящей высоту церкви. Императрица Елизавета Петровна присутствовала сама при заложении храма, которое совершал знаменитый митрополит Киева Рафаил». Мне любопытно было узнать также: что стояло прежде 1744 года на этом священном холме, отколе пролилось христианство на Руси? и он сказал: «сперва деревянная церковь , во имя Воздвижения Честного Креста, сооружена была неподалеку от нынешней, если не ошибаюсь в начале XIII века, великим князем Мстиславом Романовичем, а в XVI веке её заменила каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Для лобызания эти вериги, к прискорбию, недоступны богомольцам в обычное время. Только в течение одной седмицы в году, с 1 по 8 августа нов. ст., они возлагаются на главном престоле для всенародного поклонения и лобызания. По обеим сторонам престола в нижнем приделе устроены узенькие лестницы, ведущие в подземную пещеру. В этой крипте, в особом саркофаге почивают мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа), которые, как известно из ветхозаветной священной истории, пострадали в 166 г. до Р.Х. в Антиохии во время владычества над Иудеей Антиоха Епифана, сирийского царя, принуждавшего этих доблестных юношей к принятию идолопоклонства. В Священном Писании имена их не приведены, но по традиции именуют их так: Авим, Антонин (или Антоний), Гурий, Елеазар, Евсевон, Алии (или Ахим), Маркелл. С левой стороны от главного входа во втором приделе находится запрестольная мозаичная чудотворная икона св. мученика Севастиана (память 18 декабря), мощи которого почивают в церкви его имени по Аппиевой дороге за стенами Рима (Chiesa di San Sebastiano fuori le mura), см. 19. Сооружена эта икона в 680 г. в память избавления, по молитвам св. Севастиана, города Рима от свирепствовавшей в нем в том году моровой язвы. Мученик изображен, вопреки обычной традиции, старцем. В церковной ризнице (Sacrestia) между прочим хранятся: – честные мощи, св. мученицы Агнии (память 21 января), которые почивают и в церкви ее имени по Номентанской дороге (см. 20). – части крестов, на которых были распяты апостолы Петр и Андрей Первозванный. В этой же церкви внимание богомольцев невольно останавливается на статуе огромных размеров, которая находится у стены направо от главного престола. Эта статуя, изваянная Микельанджело, изображает св. пророка и боговидца Моисея. Как в лице, так и во всей фигуре Моисея, и в развевающейся волнистой бороде, и в волнующейся одежде его, видно особенно мощное и гневное выражение. Кажется, что пророк готов воспрянуть и опять сокрушить скрижали перед лицом непокорного народа. Подобие рогов на главе Моисея означает лучи света, которыми он был прославлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1538 г. близ Превезы произошло морское сражение, в к-ром тур. флот Хайраддина Барбароссы одержал верх над флотом европ. Священной лиги. В 1684-1701 гг. Превеза была захвачена венецианцами, но затем возвращена туркам; вновь перешла под власть Венеции в 1717 г. С этого времени в городе возрастает влияние Римско-католич. Церкви. Главная мечеть Превезы внутри крепости была перестроена в католич. храм св. ап. Андрея Первозванного. В 1798 г. Превеза вошла в состав владений Французской республики, но французы ее быстро потеряли. 12 окт. 1798 г. в битве при Никополе их соединение было уничтожено тур. войском Али-паши. С 1801 г. Превеза вновь вошла в состав Османской империи, была центром санджака. В 1912 г. освобождена греками в ходе 1-й Балканской войны. Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325 Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325 В наст. время Превеза - наиболее крупный город на территории Н. и П. м. Будучи центром православной митрополии, Превеза - место особенного почитания нескольких святых. Как основатель христ. общины почитается св. ап. Павел. Покровителем Превезы является св. Харалампий (пам. 10 февр.). Важнейший святой этих мест - св. равноап. Косма Этолийский . В Н. и П. м. почитаются также жившие в этих местах свт. Алкисон (пам. греч. 28 сент.), нмч. Христос (пам. греч. 5 авг.) и др. Известные древние епископы и митрополиты Никополя Илиодор (343), Донат (431), Аттик (446-451), Евгений (458), Алкисон (посл. треть V в.- 516), Иоанн (516-517), Дометий (2-я - 3-я треть VI в.), Андрей (595-603), Сотерих, Ипатий (625), Иоанн (VII-VIII вв.), Анастасий (787), Василий (VIII-IX вв.), Лев (VIII-IX вв.), Даниил (858-867, 877-886), Антоний (IX-X вв.). Митрополиты Н. и П. м. Нового времени Амвросий (1881-1885), Иероним (5 авг. 1885 - 1890), Иоаким (14 янв. 1890 - 1891), Неофит VIII (1 авг.

http://pravenc.ru/text/2577587.html

Патриарх велел немедленно принести книгу сию из книгохранилища, находившемуся при нём Феофилу, родом Грузину, который в последствии занял кафедру метрополии Тарзской. Между тем Георгий говорил Патриарху: «ты хвалишься, Владыко святой, что занимаешь кафедру верховного Апостола Петра: но мы достояния брата его, который самого брата своего призвал ко Христу, и не только проповедовал нам Первозванный, но и другой из Апостолов, Симон Кананит, почивает в земле нашей Абхазской в городе Никопсии; и с тех пор мы твердо стоим в православии и в заповедях Апостольских. Если должно, будем тебе покоряться; но, Владыка, с улыбкой продолжал он, не прилично ли и то, чтобы званный покорялся призвавшему его. Напрасно упрекаете нас в невежестве и легкомыслии; бывали и такие времена, когда православие потрясено было в пределах Греции, и Епископ Готфский принужден был искать себе рукоположения у нас, в престольном городе наших Царей и Католикосов, Мцхете, как это описано в Синаксаре». Изумился Патриарх глубоким познаниям и красноречию святого мужа и сказал своим Епископам: «посмотрите, один простой инок победил все наше множество; будем остерегаться, чтобы он не превзошел нас не только словом, но и делом». С тех пор и Феодор Вальсамом, подобно предместнику своему, блаженному Иоанну, стал советоваться во всех делах церковных с пришельцем Иверским, и весь клир и народ Антиохийский начал любить его и уважать как духовного своего отца и наставника. Между тем все монастыри горы Черной, населённые преимущественно Грузинами, напоялись просвещавшим души их потоком книг святого Георгия, ибо каждая обитель переписывала для себя это сокровище; более всех ревновал о том блаженный Антоний Липарит, из владетельного дома Князей Орбелианов, который велел, переписать новый перевод священного писания для монастыря своего, святого Варлаама в Абхазии. Когда таким образом весть сия дошла до слуха благочестивого Царя Баграта, он написал от себя похвальную грамоту труженику Георгию, благодаря его за предпринятый подвиг, которым мало по малу стали украшаться все церкви Иверские. Баграт и его мать, Царица Мария, и сын Георгий, Католикос и все Епископы Абхазии и Иверии, исполненные уважения к великому светилу, востекшему на небосклоне отечественной их церкви, умоляли Святого, письменно и чрез посланников, утешить родную землю своим присутствием, чтобы все они могли насладиться его лицезрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Адрианова–Перетц В. П. 180, 185, 255, 256 Азадовский М. К. 445 Аксаков И. С. 396 Акулынин Р. М. 444 Акундинов Т. 29, 135, 202–203, 238 Александр I 286–288, 291, 293, 294, 317, 391, 399, 431 Александр II 292, 317, 391 Александр III 317, 391, 431 Александр Зерн 372 Александр Македонский 421 Александр Невский 49, 372 Алексей Алексеевич, царевич 28 Алексей Алексеевич, самозванец 28 Алексей Михайлович, царь 15, 17, 18, 19, 21, 33, 35, 37, 44, 47, 4851, 54, 64, 73–75, 78, 88, 104, 135, 142, 161–163, 169, 178, 193, 194, 196, 230, 242, 246, 249, 308–310, 312, 327, 345, 349, 359, 365, 371, 375, 376, 378, 379, 380, 406 Алексей Петрович, царевич 169, 242 Альстед И. Г. 176, 366 Анастасий, митрополит 281 Анастасия, царица 37, 84, 191 Анастасия Ярославна 333 Андрей I, венгерский король 333 Андрей Боголюбский 118, 430 Андрей Кобыла 89, 372 Андрей Первозванный, апостол 123, 403–406, 408, 409, 418, 421 Андрей Рублев 388 Андрей Цареградский, юродивый 341, 344 Андронов Ф., казначей 70 Анна, византийская царевна 326, 421 Анна, английская королева 169, 366 Анна Иоанновна, императрица 236, 248, 313, 314, 317 Антоний, митрополит 430 Антонина, мученица 430 Апраксин Ф. А., генерал–адмирал 243 Апраксины 212 Аракчеев А. А. 292 Ардов М., протоиерей 440 Аристотель 20, 71, 82 Арпадовичи, венгерская династия 333 Арсений, юродивый 340, 350, 351 Артемий Веркольский 443 Асеев Н. Н. 341 Афанасий Холмогорский 231 Афонька Иванов, палач 93 Ахматова А. А. 440 Байрон Дж. 289 Бальзак О. де 392 Баранович Лазарь 47 Барклай Дж. 238 Басманов Ф., опричник 190 Батый 262 Бахтин М. М. 101, 172 Безбородко А. А., канцлер 411, 412, 413 Белинский В. Г. 286, 294 Белобоцкий А. 76, 121, 211 Белый Андрей (Бугаев Б. Н.) 209 Беляев А 434 Беляев И. 94 Бенкендорф А. Х. 315 Берхгольц Ф. — В. 165–167 Биргер 262 Бирон Э. И. 200, 313 Блок А. А. 260 Богданов А. А 433 Болотников И. 28 Бонифаций VIII, папа 331 Бонч–Бруевич 432 Борис, святой 323, 332, 333, 334 Борис Годунов 17, 29, 30, 35, 146, 190 Борисов В. М. 109 Боэций 205 Бруно Дж. 120

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

В Брюсселе состоялась конференция по проблемам религиозных меньшинств в Турции Брюссель, 19 ноября 2010 г. 16-17 ноября 2010 года в Брюсселе прошла конференция на тему: «Религиозная свобода: турецкий мост в Европейский Союз», организованная Орденом святого апостола Андрея Первозванного и архонтами Вселенского Патриархата, передаёт служба коммуникаций ОВЦС . Форум, открытие которого состоялось в здании Европейского Парламента, собрал видных политических и общественных деятелей из Турции, Европейского Союза и США. Среди его участников были глава Греческой Православной Архиепископии Северной Америки архиепископ Американский Димитрий, митрополит Галльский Эмануил, вице-президент Европейского Парламента Р.Цагаропулу, министр по делам ЕС Правительства Турции Э.Багис. Участники конференции обсудили текущее состояние и перспективы взаимодействия государства и религиозных общин в Турции. Дискуссия велась в духе взаимоуважения с целью не только обозначить имеющиеся проблемы, но и совместно найти пути к их решению. Со стороны Русской Православной Церкви в конференции принимали участие исполняющий обязанности представителя Московского Патриархата при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин и секретарь Представительства священник Андрей Елисеев. 19 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42931.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Андрей и Петр. Дучче ди Буосиенья. gallerix.ru Андрей Первозванный. Был ли апостол в Киеве? 4 мин., 13.12.2023 Апостол Андрей родился в живописном городке Вифсаида, на берегу Генисаретского озера. Он был рыбаком и братом апостола Петра. Семья была небогатой, но благочестивой и дружной. Когда разнесся слух, что на Иордане появился пророк, который учит о скором наступлении Судных времен, Андрея от всей семьи делегируют пойти и посмотреть, что там происходит. Андрей на какое-то время становится учеником Иоанна Крестителя и здесь же знакомится со Христом. Этот рассказ объясняет нам, почему Андрей получил имя Первозванный; он был первым, кто стал учеником Иисуса. Затем Иисус до времени отсылает Андрея домой, и тот возвращается к своим обычным обязанностям. Слухи на Востоке распространяются быстро… То тут, то там говорят, что в Галилее появился удивительный пророк, который даже больше Иоанна Крестителя. Можно представить, как тревожно сжималось сердце Андрея от этих известий. Почему же Иисус не зовет его? Передумал? Забыл? Несомненно, что этот вопрос Андрей много раз обсуждал с братом, который получил от Иисуса странное имя: Камень. Но вот: Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф 4:18-19). Евангелия мало сообщают нам о том, какое место занимал Андрей среди других учеников. О Петре, который был старшим из Двенадцати и стал первоверховным апостолом, говорится больше, да еще о самом младшем из них, о юном Иоанне. Все апостолы были друг другу братьями, и все были равны. Все одинаково делили кров и пищу с Иисусом, все слушали Его притчи, были свидетелями Его чудес. Вспомним лишь об одном из них, очень выразительном чуде насыщения огромного количества людей пятью хлебами и двумя рыбками. За Иисусом следуют люди. Уже вечер, все голодны… Иисус приказывает людям возлечь, а потом, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. Происходит чудо. Хлеба и рыбы всем хватило, все насытились… Чудо это имеет много граней смысла, но скажем об одном, лежащем на поверхности: там где Христос, нет места нужде и страданию. Он для того и пришел, чтобы спасти людей от бед, тем более каждый, кто пойдет за Ним, может быть уверен, что не останется без Божьей заботы и защиты.

http://foma.ru/ucheniki-andrej-pervozvan...

Согласно предположениям некоторых исследователей, апостол Андрей Первозванный занимал особое место в общине – он выступает посредником между народом и Христом; об этом говорят евангельские эпизоды с его участием. Так, во время проповеди Христа в окрестностях Тивериады, когда Спаситель спросил апостолов, где взять хлебы для множества слушателей, то: Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? (Ин. 6, 8–9). Согласно Евангелию от Иоанна ответ апостола Андрея был свидетельством его веры, хотя из самого ответа видно, что апостол еще сомневался: возможно ли накормить множество народа, имея столь малое количество пищи. Но Господь Иисус творит чудо, так умножив хлеб и рыбу, что после того, как народ был накормлен, апостолы собрали оставшееся в несколько коробов. В другой раз, уже на Страстной Седмице, когда к апостолу Филиппу обратились эллины, желающие побеседовать со Спасителем, он: идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу (Ин. 12, 22). Библеисты предполагают, что несмотря на то, что в Евангелии об этом не упоминается, встреча Спасителя с греками-квазипрозелитами благодаря апостолу Андрею все-таки состоялась. В евангельском повествовании о событиях Страстной Седмицы апостол Андрей упоминается еще один раз. Когда Господь Иисус предсказывает, что от храма не останется камня на камне, апостол Андрей вместе с ближайшими учениками Спасителя расспрашивает Его о том, когда же сбудется предсказанное Им. Но Господь Иисус в ответ лишь призывает апостолов к духовному трезвению. В числе двенадцати учеников апостол Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения. От Вознесения Спасителя до самостоятельной проповеди О том, чем апостол Андрей занимался после Вознесения Спасителя и до начала миссионерских путешествий достоверной информации очень мало. Из Деяний точно известно, что апостол Андрей вместе со своими собратьями по апостольству участвовал в избрании Матфия на место отпавшего Иуды Искариота.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010