Когда же однако при тихом пении: «Святый Боже,» священник поднял с престола крест, увенчанный цветами, и вынес его из алтаря на средину церкви: когда потом простерся он пред сим залогом нашего спасения, приглашая к тому же всю Церковь : «кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!» – невольное умиление проникло в сердце. Все отечествия языков призывались к поклонению спасительного древа, на коем распят был за нас Царь славы, и наше Славянское племя в числе прочих языков: здесь же, на горах Киевских, было первое ему поклонение обновленных верою предков наших! Не этот ли холм Русская Голгофа? – не из расселины ли этих гор воскресли мертвые чтители Перуна, чтобы радостно поклониться живому Богу, когда раздралась и для них завеса мрака языческого, и благодать Божия воссияла на их горах, по слову Апостола! Отрадно слышать и родственные имена святых угодников, к заступлению коих притекает Церковь в своих молитвах на самом том месте, где они подвизались при жизни или упокоились после блаженной кончины. – Невольно вздохнешь при имени равноапостольных Владимира и Ольги, которые почивают за несколько шагов под сводами Десятинной церкви, и двух первых страстотерпцев из числа князей Русских, здесь же воспитанных в тереме отца их Владимира, и св. князя Игоря, который наследовал ту же участь и тот же венец. – Не в соседней ли обители Михайловской девственные мощи Великомученицы Варвары? не у святой ли Софии священномученик Макарий, Митрополит Киевский? А первый святитель всея Руси Михаил и великие труженики Антоний и Феодосий с ликом всех преподобных Печерских не охраняют ли доселе своими молитвами и священную лавру и богоспасаемый град? – Все здесь так близко, что готовы, кажется, откликнуться на первый молитвенный зов; ибо сии небесные граждане и в гробах своих еще остались гражданами земной своей отчизны. Они были первыми поселенцами Киева, они и последними: к ним, а не к современникам, стекаются доныне усердные поклонники. По окончании всенощной, священник пригласил меня в алтарь, чтобы посмотреть на горнем месте прекрасную икону Вечери Тайной, которую, как говорят, писал знаменитый Леонардо да Винчи, а пожертвовала храму Первозванного Императрица Екатерина.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

 Итак, не удивляйтесь, братия и сестры, если кто-то, видя вашу религиозность и сравнивая ее с вашей прежней жизнью во грехе, скажет: «У него не все в порядке с головою». Один мужчина, который уверовал в тюрьме, рассказывал мне, как его вызвал к себе начальник зоны и стал отговаривать от веры в Бога. Этот начальник говорил: «Саша, зачем тебе этот Бог? Ты что, с ума сошел? Живи, как все, кури, ругайся, дерись, если надо, только выброси этого Бога из своей головы. Опомнись, Санек, ты же не сумасшедший». Александр ответил своему лагерному начальнику: «Да, я сошел с вашего ума. И отныне все, что делаете вы, – для меня безумие, а все, что делаю я, будет считаться для вас безумием».  Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «В настоящее время в особенности можно встретить “православного” – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе».  Здесь для нас, для славян, важным обстоятельством является тот факт, что первым призванным апостолом был апостол Андрей, которого в церковной традиции называют «Первозванным». Летопись преподобного Нестора «Повесть временных лет» рассказывает нам о приходе апостола Андрея на нашу землю. Есть и греческие свидетельства о приходе апостола Андрея на Русь, например в риторических похвалах, составленных Никитою-Давидом Пафлагонским в конце IX века. Об этом говорит и первый церковный историк Евсевий словами: «получил в жребий… Андрей – Скифию». Когда иезуит Антоний Поссевин склонял в унию государя Иоанна Васильевича (Грозного), ссылаясь на пример греков, вступивших в унию с латинянами, на это царь Иван Грозный отвечал: «Греки для нас не Евангелие. Мы верим Христу, а не грекам. Мы получили веру при начале христианской Церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим. Таким образом, мы в Москве приняли христианскую веру в то самое время, как вы в Италии, и содержим ее нерушимо».

http://pravoslavie.ru/93853.html

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Когда же, однако, при тихом пении «Святый Боже» священник поднял с престола Крест, увенчанный цветами, и вынес его из алтаря на средину церкви; когда потом простерся он пред сим залогом нашего спасения, приглашая к тому же всю церковь : «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим!» – невольное умиление проникло в сердце. Все отечествия языков призывались к поклонению спасительному древу, на коем распят был за нас Царь Славы, и наше Славянское племя, и после – прочих языков. Здесь же, на горах Киевских, было первое ему поклонение обновленных верою предков наших. Не этот ли холм Русская Голгофа? Не из рассеянных ли этих гор воскресли мертвые чтители Перуна, чтобы радостно поклониться живому Богу, когда раздралась и для них завеса мрака языческого и благодать Божия воссияла на сих горах, по слову Апостола? Отрадно слышать и родственные имена Святых угодников, к заступлению коих притекает Церковь в своих молитвах, на самом том месте, где они подвизались при жизни или упокоились после блаженной кончины. Невольно вздохнешь при имени равноапостольных Владимира и Ольги, которые почивают за несколько шагов, под сводами Десятинной церкви, и двух первых страстотерпцев из числа князей Русских, здесь же воспитанных в тереме отца их Владимира, и Святого князя Игоря, который наследовал ту же участь и тот же венец. Не в соседней ли обители Михайловской девственные мощи Великомученицы Варвары? Не у Святой ли Софии священномученик Макарий, митрополит Киевский? А первый Святитель всея Руси Михаил и великие труженики Антоний и Феодосий с ликом всех преподобных Печерских не охраняют ли доселе своими молитвами и священную лавру, и богоспасаемый град? Все здесь так близко, что готовы, кажется, откликнуться на первый молитвенный зов, ибо сии небесные граждане и в гробах своих еще остались гражданами земной своей отчизны. Они были первыми поселенцами Киева, они – и последними; к ним, а не к современникам стекаются доныне усердные поклонники. По окончании всенощной, священник пригласил меня в алтарь, чтобы посмотреть на горнем месте прекрасную икону Вечери Тайной, которую, как говорят, писал знаменитый Леонардо да Винчи, а пожертвовала храму Первозванного Императрица Екатерина.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1798 г. внутри собора была выполнена лепка и на углу 6-й линии и Большого проспекта возведена ограда с часовней, в 1848 - 1850 гг. к храму пристроили боковые приделы во имя Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца по проекту архитектора Н.П. Гребенки, одновременно оказался изменен верх колокольни и позолочена кровля храма. В 1878 - 1879 гг. архитектор А.И. Кракау переделал ограду и угловую часовню, а 1890 г. к алтарю пристроили пономарню, а в 1897 г. расширили алтарную часть. К собору была приписана каменная часовня свт. Николая Чудотворца у Благовещенского (с 1855 г. Николаевского) моста, построенная в 1853 г. по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера. Около Андреевского рынка на Большом проспекте, вокруг которого 8 июля ежегодно устраивался крестный ход, был сооружен в 1903 г. красивый киот в память коронования Николая II. В соборе хранилось много святынь, в том числе икона Воздвижения XVII века с портретами царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, запрестольный образ Саваофа, старинное Евангелие 1717 г. в серебряном окладе весом 14 кг, серебряное позолоченное напрестольное облачение главного престола великолепной художественной чеканки 1861 г. и др. В Санкт-Петербурге, помимо Андреевского собора на Васильевском острове, было устроено подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита в районе Пески. 2 июля 1879 г. Андреевский скит получил в дар от купчихи г. Павловска А.У. Джамусовой участок земли на углу 5-й Рождественской и Дегтярной улиц. 11 мая 1889 г. на территории подворья было начато сооружение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в память чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г. на станции Борки. Строительство трехэтажного здания храма в московско-ярославском стиле по проекту епархиального архитектора Н.Н. Никонова было завершено в 1890 г. 19 февраля 1890 г. из Андреевского скита на петербургское подворье были отправлены чудотворная икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» и частицы святых мощей, в том числе апостола Андрея Первозванного. 22 декабря 1892 г. Санкт-Петербургский митрополит Палладий освятил Благовещенский храм, вмещавший 1500 человек. В церкви подворья в 1890-х гг. освятили пять престолов, в том числе 19 января 1892 г. епископ Выборгский Антоний (Вадковский) освятил в верхнем этаже здания правый придел во имя святого Андрея Первозванного. В праздник апостола Андрея литургия в храме сопровождалась пением на афонский манер. К Вербному воскресенью с Афона доставлялись освященные лавровые венки, раздаваемые молящимся.

http://bogoslov.ru/article/564114

«В день Торжества Православия, – сказал в своей известной проповеди митрополит Сурожский Антоний (Блум), – мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах ( греч. – «образ», «изображение»), который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви. Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Бог стал одним из нас, не Непостижимостью. И вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы созданы по образу Божию; каждый из нас – икона. Как это дивно! Взирая друг на друга, так же как когда мы взираем на икону, мы можем взором веры, взором любви, взором богопочитания прозреть образ Божий». Митрополит Антоний (Андрей Борисович Блум,1914-2003 гг.), родившийся в семье сотрудника русского дипкорпуса Б.Э.Блума, имевшего шотландские корни (мать Ксения Николаевна – единокровная сестра знаменитого композитора Александра Скрябина), возглавлял Сурожскую епархию РПЦ (Великобритания и Ирландия), именованную так по его инициативе в честь древней крымской епархии с центром в городе Сугдее (нынешний Судак), известном в русских летописях под названием Сурож. Один из святителей этой древней епархии Стефан Сурожский был избран небесным покровителем церковной области под управлением митрополита Антония, который, как и св. архиепископ Лука, был по профессии врачом, и во время войны работал армейским хирургом. СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕРВОПРОХОДЦЫ Мы знаем, что изначально освятил проповедью слова Божия северное побережье Черного моря, населенное скифами, святой апостол Андрей Первозванный. Это случилось во время третьего путешествия, когда он проник в горы Осетии и Абхазии (где побывал и апостол Симон Кананит), проповедовал в Севасте, обошел берега Черного моря и посетил Херсонес Таврический, нынешний Крымский полуостров.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/18/...

Ты бо явися столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, целомудрия наставник, убогим и сиротам заступник и хранитель прибегающим к тебе. Кто убо по достоинству может похвалити равноангельное твое житие и кто может изчести твоих трудов подвизи и слезы ко Господу, воистинну яко солнца светлейши возсияша твоя исправления. Ревнитель бо бысть всех святых преподобных и праведных и учитель духовный, поборник, и заступник, и молитвенник, Пресвятей Троице предстоя. Ты яко мир оставил еси и яже в мире, и нас в покаяние приведи ко Господу молитвами си, отче всечестнейший, да и мы сподобимся вечных благих, идеже наслаждаешися Небесныя славы желаемаго Иисуса Христа, Истиннаго Бога нашего и Сладчайшаго Владыки и Господа всех. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобный Антоний Сийский родился в 1478 году в состоятельной и благочестивой крестьянской семье в 40 верстах от г. Архангельска, в селе Кехта. В Крещении назван в честь святого апостола Андрея Первозванного. Родители, Никифор и Агафия, переселились туда из Новгорода. Их старший сын Андрей отличался красотой, хорошим здоровьем, кротостью и необычайными способностями к учению и к «иконному писанию». После смерти родителей в 1503 году Андрей поселился в Новгороде и поступил в услужение к боярину, своему родственнику, – человеку богобоязненному и доброму, и провел у него пять лет. Боярин полюбил Андрея за трудолюбие и женил на своей дочери. Через год скончалась жена, а затем скончался и тесть Андрея. Потерю близких он воспринял как знак воли Божией. Андрей возвратился в Кехту, раздал все состояние нищим и ушел в Преображенский монастырь, на реку Кену, к преподобному Пахомию (†1515; память в субботу по Богоявлении). По пути в Пахомиеву пустынь ночью, во время отдыха, святому было видение: световидный старец, седой, в белых ризах, с крестом в руках, сказал: «Возьми крест свой и не бойся вступить на подвиг твой; подвизайся и не страшись козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных и явишься наставником множества иноков».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви (Этот список ясно показываете нам, как благодать священства в православной Русской Церкви преемственно сохранилась от времен апостольских) Константинопольские епископы Время вступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (святой, апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патр. Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисипий I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февраля 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984 – 996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви I. Константинοпольские епискοпы Номер по порядку Константинοпольские епискοпы Время поступления Андрей Первозванный, апостол Стахий, из учен. Христовых (окт. 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Доген Елевферий Феликс (св. апр. 15) Афиноген Евзовий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константинт) Тит (июня 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий) Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр 1 (авг. 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел 1 (во второй раз) Македоний (арианин) Павел 1 (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел 1 (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (окт. 24) Флавиан, блажен Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во втор. раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй ра) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфиродный Антоний II Николай IV, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний I, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн III, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II Куркуас Косма II, Антик

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1 Андрей Первозванный, апостол 36 год (здесь и далее – время вступления) Стахий, из учеников Христовых Онисим Поликарп Плутарх Седекион (Седекия) Диомен (Диоген) Елевферий Феликс Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I Кистин (Кастин или Константин) Тит (Тарат) Домитиан (Дометий или„ Димитрий) Митрофан I Александр I Павел I Омологит Евсевий Павел I (2 раз) Македоний (арианин) Павел I (в 3 раз) Македоний (2 раз) Павел I (4 раз) Македоний (в 3 раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский Иоанн I Златоуст Арсакий Сиссиний I Несторий, еретик Максимиан Флавиан Блаженный Анатолий Геннадий I Акакий Флавитас, Флавиан, еретик Евфимий Всехвальный Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (2 раз) Иоанн IV, Постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (2 раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (2 раз) Павел III Каллиник I Иоанн IV Герман I Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (2 раз) Фотий (2 р.) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (2 раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт Василий Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого Митрополита Киевского Михаила I – (988–991 годы). Словосочетание «с возложением рук священства» указывает на то, что апостола Тимофея рукополагали несколько священных лиц. Этот канон сохранился и в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «…Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ) оказалось бы неисполненным – Церковь одолел бы диавол.

http://azbyka.ru/kto-prinimaet-vid-apost...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010