«Православное богослужение» (28 часов) Богослужебные книги. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня. Служба часов. Божественная литургия: общие понятия. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Священство, Брак. «История Христианской Церкви» (56 часов) Общая церковная история (28 часов). Жизнь первых христиан по Книге Деяний святых апостолов (обзор). Эпоха гонений в Древней Церкви (причины). Гонения при Нероне. Падение Иерусалима. Святой апостол Иоанн Богослов. Мужи апостольские . Священномученик Климент Римский , Игнатий Антиохийский , Поликарп Смирнский . Гонения при Диоклетиане. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон целитель. Эпоха Вселенских Соборов. Константин Великий и первый Вселенский Собор. История Вселенских Соборов, формирования духа соборности и противостояния ересям. Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Торжество Православия в 843 г. Разделение Западной и Восточной Церквей. События 1054 года. Обзор истории Западной христианской Церкви. Понятие о Православных Поместных Церквах и их современное состояние. История Русской Церкви (28 часов). Проповедь Евангелия среди славян. Апостол Андрей Первозванный. Язычество в Киевской Руси. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Князья Аскольд и Дир. Святые равноапостольные князь Владимир и его мать княгиня Ольга. Крещение Руси. Распространение христианства в Киевской Руси. Святой князь Ярослав Мудрый. Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Борьба с католической интервенцией. Святой благоверный князь Александр Невский. Татаро-монгольское нашествие. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Андрей Рублев. Флорентийская уния. Автокефалия Русской Церкви. Митрополит Иона. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский . Преподобный Максим Грек . Царь Иван Грозный. Митрополит Макарий. Соборы XVI века. Митрополит Филипп. Учреждение Патриаршества на Руси. Патриарх Иов. Святитель Ермоген. Смутное время. Период междупатриаршества. Патриарх Филарет. Патриарх Никон . Император Петр Великий и Синодальный период истории Русской Церкви. Святители Игнатий Брянчанинов , Феофан Затворник , Димитрий Ростовский . Преподобный Серафим Саровский . Введенская Оптина Пустынь и ее старцы. Амвросий Оптинский . Святитель Филарет Московский . Император Николай Второй. Поместный Собор 1917 года. Патриарх Тихон. Новомученики и исповедники Церкви Русской. Патриарх Сергий. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Самый памятник, как феникс, возродившийся из своего пепла, в обновлённой красе утешительно представился взорам идущих к нему со всею святынею Киева; ярко сиял в лучах солнца, на тёмной синеве Днепра, белый одинокий столп, увенчанный золотым крестом над лёгким куполом, который имеет вид крещальной чаши. Резко отличается белизна колонны от тёмной, как бы гранитной арки, на которой она так легко поставлена, а под аркою самая часовня, и внутри её источник, где крестил святой Владимир двенадцать своих сыновей и знатнейших бояр киевских; чистая вода струится из ветвей креста в чашу, над устьем крещального кладезя. Две великолепные иконы равноапостольных, которые пожертвовала Лавра, уже поставлены на двух столбах часовни, и вся она постепенно украсится подобными иконами, столь же дорогого письма. Замечателен лик святой Ольги: по преданию, это есть верное её изображение с древнего списка, подлинник которого писан в Царьграде, после её крещения, живописцем императора Константина Багрянородного, и хранится в роде князей Белосельских. Греческими письменами начертано на иконе: τυ γνους Ρς Δεσπνα, πιησε Γρηγορως, ζογραφς Κονςταντνου τυ πορφηρογνητου (сия есть Владычица племени Руссов, писал Григорий, живописец Константина Багрянородного). Тут будут и лики, родственных ей святых: страстотерпцев русских, Бориса и Глеба, Игоря, Михаила Черниговского, княжившего в Киеве при разорении монгольском; тут и святители Киева: Михаил и священномученик Макарий, и преподобные Печерские Антоний и Феодосий, и Сергий, отец иночества на севере России, и великий Арсений, держава безмолвия, как Ангел нынешнего владыки, при коем обновился священный памятник. Святитель Николай, избранный воевода и покровитель земли русской, великомученица Варвара, украсившая Киев своими мощами, Первозванный апостол, предвозвестивший благодатную его славу, и великий Предтеча Господень станут также в ликах святых, расположенные крестообразно на стенах часовни. Небо Ангельское и земное небо преподобных украсят её своды, вместе с четырьмя изображениями чудотворных икон Божией Матери: Нерушимой стены Софийской, Успения, что над Царскими вратами Лавры, и двух образов Святой Софии – Киевского и Новгородского. В самом куполе – Господь Вседержитель в сонме Ангелов; в руке Его – Евангелие, отверстое над самим устьем крещального кладезя, с такими словами святого евангелиста Марка: «иже аще веру имет и крестится, спасен будет». Так одна мысль о благодатном крещении и память всех угодников Божиих, прославленных в Киеве, наполнят собою священную часовню и дадут ей символическое значение о духовном обновлении земли русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

5 Так наприм., великий князь Иоанн Васильевич указывал Геронтию, митрополиту Московскому, совершать обхождения непременно по солонь (Макария Ист. Рус. Церк. т. VI, стр. 65). 14 Даже сам Константин Острожский, наиболее ревностный защитник православия, когда замечал, что король и сейм невнимательно относятся к его просьбам о православных, оставлял своё ходатайство, потому что не мог потерпеть такой невнимательности. Так, когда обсуждалось дело о протосинкелле Константинопольского патриарха Никифоре, Острожский долго защищал невинность Никифора, но когда заметил, что на его просьбы мало обращают внимания, оставил собрание до конца заседания. Несмотря на то, что король просил его воротиться и обещал, что Никифор будет освобождён, раздражённый Острожский не хотел уступить: «пусть себе и Никифора съест», велел он ответить королю и вышел из дворца. (Соловьева Ист. Рос. Т. Х, стр. 67). 33 По крайней мере, сам Кисель впоследствии обращался к Петру Могиле с просьбою содействовать ему в усмирении казаков, и Пётр Могила послал от себя к казакам с увещанием двух печерских монахов (Вести Юг.–Зап. Рос. 1862 г. Сент. 152 стр.). 35 Вест. Югозап. России. 1863 г. Апрель стр. 8; 1866 г. кн. VIII стр. 131 Соловьёва Истор. России. т. Х стр. 102. 39 Филарета Ист. Церкви пер. IV стр. 30. Бантыш-Каменского Ист. Мазорос. т. 1, стр. 3. Соловьёва Ист. Рос. т. Х стр. 271. 49 «Внегда приходите, говорил он, от благочестивого и христолюбивого светлейшего государя православного, православные царские мужи, имея желание посетить благочестивое древних великих князей российских наследие, внегда приходите к седалищу первого благочестивого российского князя, исходит к вам в сретение и целует вас в лице моем он, благочестивый Владимир, великий князь русский, целует вас апостол Андрей Первозванный, провозвестивший на сем месте велию просияти славу Божию, яже ныне вашим пришествием благополучно паки обновляется, целуют вас общежития начальницы – Антоний и Феодосий Печерские и все преподобные, лета и живот свой во Христе в сих пещерах изнурившие, целуем и мы во Христе, ваше благородие, со всем священным собором, целующе же любовно взываем: внидите в дом Бога нашего и на седалище первейшее благочестия русского, яко да вашим пришествием обновится, яко орля юность, наследие великих князей русских». (Прав. Обозр. 1871 г. Авг. стр. 174).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Сам памятник, как феникс, возродившийся из своего пепла, в обновленной красе утешительно представился взорам идущих к нему со всей святыней Киева; ярко сиял в лучах солнца, на темной синеве Днепра, белый одинокий столп, увенчанный золотым крестом над легким куполом, который имеет вид крещальной чаши. Резко отличается белизна колонны от темной, как бы гранитной арки, на которой она так легко поставлена, и под аркой сама часовня, и внутри ее источник, где крестил святой Владимир двенадцать своих сыновей и знатнейших бояр киевских; чистая вода струится из ветвей креста в чашу, над устьем крещального кладезя. Две великолепные иконы Равноапостольных, которые пожертвовала Лавра, уже поставлены на двух столбах часовни, и вся она постепенно украсится подобными иконами столь же дорогого письма. Замечателен лик святой Ольги: по преданию, это есть верное ее изображение с древнего списка, подлинник которого писан в Царьграде после ее крещения живописцем императора Константина Багрянородного, и хранится в роду князей Белосельских. Греческими письменами начертано на иконе: сия есть владычица племени руссов, писал Григорий, живописец Константина Багрянородного. Тут будут и лики родственных ей святых: страстотерпцев русских, Бориса и Глеба, Игоря, Михаила Черниговского, княжившего в Киеве при разорении монгольском; тут и святители Киева: Михаил и священномученик Макарий, и преподобные печерские Антоний и Феодосий, и Сергий, отец иночества на севере России, и великий Арсений, держава безмолвия, как ангел нынешнего Владыки, при коем обновился священный памятник. Святитель Николай, избранный воевода и покровитель земли русской, великомученица Варвара, украсившая Киев своими мощами, первозванный Апостол, предвозвестивший благодатную его славу, и великий Предтеча Господень, станут также в ликах святых, расположенные крестообразно на стенах часовни. Небо ангельское и земное небо преподобных украсят ее своды, вместе с четырьмя изображениями чудотворных икон Божией Матери: нерушимой стены Софийской, Успения, что над Царскими вратами Лавры, и двух образов святой Софии, Киевского и Новгородского. В самом куполе Господь Вседержитель в сонме Ангелов; в руке Его Евангелие, отверстое над самим устьем крещального кладезя, с такими словами святого Евангелиста Марка: «Иже аще веру имет и крестится, спасен будет» Так одна мысль о благодатном крещении и память всех угодников Божиих, прославленных в Киеве, наполнят собой священную часовню, и дадут ей символическое значение о духовном обновлений земли русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Род Багратидов Мухранских доселе сохранил право хоронить своих усопших в левом крыле собора. Мне всегда трогательным казался обычай древних родов Грузии собираться на вечный покой подле гробов своих предков, чтобы вместе воспрянуть по гласу вселенской трубы. Лишиться могилы между отцов почиталось величайшим бесчестием, и многие, как Теймураз Великий Царь Кахетинский, после бурной долголетней жизни истомленный в изгнании, одного только жаждал, быть погребенным под родственной сенью Алавердского храма; самые его гонители, Персы, уважили его благочестивое желание. Католикосы Иверские погребаемы были также под сводами своего кафедрального собора, и еще там видно несколько безымянных гробниц: одна высокая, остроконечная, стоит в правом крыле соборном подле ризницы, быть может, Доментия или Виссариона; но Антоний старший, обновивший помост, велел положить себя подле амвона, и тут доселе видна его гробовая плита. Есть еще один именитый усопший в соборе Мцхетском, но он внутри святилища под престолом, потому что положен был в утверждение храма: это один из тринадцати Сирийских Отцов Св. Авив, Епископ Некресский. Епархия его была за Алазанью, но в окрестностях мцхетских окончил он свой евангельский подвиг. Маги-огнепоклонники, раздраженные против ревнителя истинной веры, потребовали от вождя Персов, воевавшего тогда в Карталинии против Греков, чтобы он вызвал к себе на суд Святителя. На пути встретился ему инок Антиохийский, посланный от Св. Симеона Столпника, и вручил пастырский жезл, долженствовавший служить ему напутствием к вечной жизни. Сподвижник его, Св. Шио, спасавшийся около Мцхета, испросил себе позволение видеть друга своего, прежде мученической его кончины. Камнями побили праведника после долгих истязаний за смелое обличение идолопоклонства, пред лицом самих магов; тело его было брошено на съедение зверям и птицам. Но Св. Шио с учениками своими поднял истленные останки и в присутствии Католикоса положил их под алтарь Мцхетского собора. Церковь совершает память Св. Авива 29-го ноября, накануне праздника Первозванного просветителя стран Закавказских. Сирийские Св. отцы

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Да писали к гетману из Белой Церкви и из других городов, что татары наступают, и стольникам и дворянам в те города ехать будет страшно». Бутурлин отвечал: «Дело нестаточное, что нам дать вам письмо за руками своими, да и вам о том говорить не пристойно; мы вам и прежде сказывали, что царское величество вольностей у вас не отнимает и в городах у вас указал государь до своего государева указа быть по-прежнему вашим урядникам и судиться по своим правам, и маетностей ваших отнять государь не велит. Теперь надобно вам делать так, чтоб божие и государево дело во всем совершилось по его государскому указу и чтоб стольников и дворян в города послать и в городах всех людей привести к присяге, а если в котором городе татары объявятся, и они в тот город не поедут». Писарь, судьи и полковники спросили: «Долго ли стольникам и дворянам быть в городах наших?» Бутурлин отвечал: «Стольникам и дворянам в ваших городах мешкать не для чего: как только людей к присяге приведут, и они из городов уедут». Выговский с полковниками пошел сказать об этом гетману и другим полковникам, после чего пришел к Бутурлину миргородский полковник Сахнович и сказал, что гетман и полковники положились во всем на государеву волю. Потом пришла к Бутурлину шляхта и говорила, чтоб шляхта была между козаками знатна и судилась бы по своим правам, маетностям быть за ними по-прежнему, причем подали роспись, где росписали себе воеводства и уряды. Бутурлин отвечал шляхте, что они это делают непристойным обычаем: еще ничего не видя, сами себе пописали воеводства и уряды, чего и в мысли взять не годилось; об этом он, боярин, скажет гетману. Тут шляхта стала бить челом, чтоб гетману не говорить: «Мы так писали от своей мысли, а не по гетманскому приказу, это дело в воле государевой». 14 января Бутурлин с товарищами отправился в Киев; 16 числа за полторы версты от Золотых ворот встретил его с речью митрополит Сильвестр Коссов: «Целует вас в лице моем он, благочестивый Владимир, великий князь русский; целует вас святый апостол Андрей Первозванный, провозвестивый на сем месте велию просияти славу божию, яже ныне вашим пришествием благополучно паки обновляется; целуют вас общему житию начальницы, преподобный Антоний и Феодосий Печерстии и все преподобнии, лета и живот свой о Христе в сих пещерах изнурившие; целуем и мы о Христе ваше благородие со всем освященным собором, целующе ж любовне взываем: внидите в дом Бога нашего и на седалище первейшее благочестия русского, да вашим пришествием обновится яко орля юность наследия благочестивых великих князей русских».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

По полям вкруг главного изображения Деисус и на створках всего 20 чеканных образов. И именно: вверху Господь Саваоф с двумя Ангелами по сторонам, стоящими на коленях и держащими Честный Крест, трость и копие; в наугольниках – четыре Евангелиста; по сторонам – святой Василий Великий , святой Апостол Андрей Первозванный, святой Иоанн Златоуст , преподобный Пахомий и Антоний Сийский. Внизу: преподобные Зосима и Савватий, святители Никита и Иоанн Новгородские и Николай Мирликийский Чудотворец; на створцах: священномученик Василий Анкирский и святая мученица Параскева 8 . Сия священная древность для сбережения от сырости долго хранилась за стеклом в настоятельских келлиях, а ныне находится в храме. Недавно чеканка почищена и повреждение в живописи частию исправлено, сколько было возможно. На одном из напрестольных Евангелий, в серебряном окладе, встречается надпись: «Лета 7184 (1676 по P. X.), месяца августа, построено сие Евангелие Великим господином Преосвященным Корнилием Митрополитом Великаго Нова-Града и Великих Лук, во Святую обитель Живоначальныя Троицы и Преподобнаго игумена Мартирия в Зеленую Пустыню». – Но листы Евангелия не приходятся по формату переплета, и самая печать относится уже ко временам Императрицы Елисаветы Петровны, следовательно, от древнего Евангелия остался один переплет. Из вещей, принадлежавших лично Преподобному Корнилию, немногие сохранились до нашего времени. – Из них: пять клобуков древней формы (один совершенно ветхий), епитрахиль короткая келейная – сохраняются в ризнице, а у гроба Преподобного Корнилия – деревянный посох с тремя обложенными серебром яблоками или шариками, из коих на первом видна чеканная надпись: «Великаго Нова-Града и Великих Лук». Кроме сего в особом деревянном футляре, поставленном также у гробницы Преподобного Корнилия, сохраняются мантия, клобук и четки. – На этом футляре, устроенном в форме длинного и весьма узкого четвероугольного столбика, сделана надпись: «Лета 7185 (1677 по P. X.), августа 6 дня, переведен ис Казани в Новгород Корнилий Митрополит, а взят в Казань ис Зеленецкой Пустыни, а прежде того времени был на Тихвине архимандритом. И оставил Митрополию, сошел с престола в Зеленецкую Пустыню построения своего 7203 (1695), марта в 3 день, в 4 неделю Великаго Поста. На Престоле был 20 лет, 7 месяцев. Преставился 7206 (1698) года, марта в 5 день, на память святого мученика Конона Грядаря, на Сырной недели в пяток, в 8 часу нощи и погребен в той же Зеленецкой Пустыни Иовом Митрополитом Великаго Нова-Града и Великих Лук, в субботу третью Поста, марта в 26 (то есть 21 по кончине) день. И после отшествия ко Господу в будущий век положено на сохранение в предидущие лета его Архиерейства:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ратовали за православие сильные тогда князья Острожские; но двигателем их был именитый архимандрит Лавры, Никифор Тур, ревнитель православия на Соборе Брестском. Его преемники сделались единственными воителями за Церковь русскую, доколе не обновилась её иерархия благословением Патриарха Иерусалимского. Но и тогда Лавра Печерская оставалась сердцем и средоточием, одна отразившая на юге, весь неприязненный напор унии: туда стекались все молитвенники, оттуда истекала помощь духовная и даже вещественная, по обилию её средств. Когда же настало время действовать просвещением духовным, чтобы преодолеть козни иезуитов, которые повсюду домогались распространить своё учение, то не из Лавры ли опять возник сильнейший им отпор? Братское училище было поистине чадом Лавры, ибо её великий архимандрит Пётр Могила, восшедши на кафедру Святой Софии, сделался не только благодетелем, но и обновителем сего братства, которое пролило столько просвещения духовного на всю русскую землю и доселе процветает, как старшая Академия наша. Итак, смиренные отшельники Антоний и Феодосий, более сделали для Киева, нежели самые князья его, и даже до сих пор Лаврою их дышит Киев, привлекая толпы богомольцев к заветной её святыне. Отнимите Лавру, и изменится весь религиозный характер Киева; заключите врата Святой Софии, как было во дни унии, и утратится предание древнейшей иерархии нашей; если только опустеет Златоверхая обитель, куда зовёт великомученица одних лишь православных богомольцев, хотя она пострадала за Христа в то время, когда ещё не было разделения Церквей, – и опустеет Старый Киев, ибо на сих трёх священных местах: в Лавре, в Святой Софии и в обители Михайловской сосредоточена вся его жизненная сила; там – его душа, его сердце. Без них останется один лишь торговый город, каких много на Руси, но утратится его церковное значение, а чрез это оскудеет и самый город. – Не тоже ли будет и с Римом, когда он перестанет быть столицею западного христианства? Тогда только могут усвоить себе Киев иноверцы, если нарушится жизненная его связь с Россией, т. е. православие, которое издревле пропитало собою весь его внутренний церковный быт. Но доколе теплится тихая лампада над гробом преподобного Антония в ближних пещерах, доколе спускается, при торжественных гимнах, чудная икона Успения в Царских вратах Великой церкви, доколе стоит нерушимая стена Софийская, с ликом Богоматери, осеняющей престол, на котором уже восемь веков приносится бескровная жертва православных, – до тех пор не поколеблется древний град Владимира и Ольги, на его заветных горах, благословенных Первозванным апостолом. «Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих», по выражению псаломному о Сионе, граде Царя великого, а Киев – наш родной Сион!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   И святая мученица Анастасия Римляныня (Память 29 октября.) тоже жила в монастыре с другими инокинями и с блаженной Софией-игуменией, и все носили одеяние иноческого образа. И жили они также во времена царя Декия.    Но царь Декий жил спустя несколько лет после святых апостолов, что засвидетельствовано в житии святой мученицы Ориозилы: крестил ее святой апостол Андрей Первозванный, а мучений за Христа она сподобилась во времена царя Декия.    О том же свидетельствует и мучение семи святых отроков, что в Ефесе (Память 4 августа.): ибо от первого года царствования Декия, когда святые отроки заснули, до тридцать восьмого года царствования Феодосия Младшего, когда святые отроки проснулись, прошло триста семьдесят два года. И если кто-нибудь подсчитает, то увидит из сего истинного свидетельства, что от вознесения Христова до Декиева царствования — восемьдесят лет, от того времени до царствования великого Константина — двести двадцать лет, а от того времени до тридцать восьмого года царствования Феодосия Младшего — сто пятьдесят лет.    Также и святая мученица Евгения (Память 24 декабря.) постриглась в мужском монастыре в Египте, назвавшись евнухом, и много лет жила она иноческой жизнью, пострадала же Христа ради в царствование Коммода, которое было за много лет до Константина Великого.    И в житии святой мученицы Христовой Февронии (Память 25 июня.) написано, что она постриглась в монастыре блаженной Вриенны и Фомаиды и жила в монастыре около двадцати пяти лет, не видев мирского. Когда кто-нибудь из мирян желал с нею побеседовать, то беседовал в иноческом образе, ибо монахини не хотели видеть ничего мирского.    Также и преподобный Харитон Исповедник (Память 28 сентября.) создал три монастыря и собрал множество иноков, и было это во времена царя Аврелиана.    И Антоний Великий (Память 17 января.), намереваясь вести иноческую жизнь, нашел тех, кто до него постился и уже состарился, живя так много лет; у них он учился и подражал житию их: постничеству одного, молчанию и терпению другого. И были у него спостники, подобные ему возрастом и годами: Аммон Нитрийский, Феодор и Паламон, наставник Пахомия Великого, — и еще было у него множество учеников, живущих по разным местам в монастырях и пустынях. И был монастырь, где жил он сам, как указано в житии Илариона Великого (Память 21 октября.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Замечателен лик св. Ольги: по преданию, это есть верное ее изображение с древнего списка, подлинник которого писан в Цареграде после ее крещения живописцем Императора Константина Багрянородного и хранится в роде князей Белосельских. Греческими письменами начертано на иконе: τυ γνους ρς δεσϖνα, πδιησε Γρηγορως ζογραφς Κονσταντνου τυ πιρφηργενητου (сия есть Владычица племени Руссов, писал Григорий, живописец Константина Багрянороднаго). Тут будут и лики родственных ей святых: страстотерпцев Русских Бориса и Глеба, Игоря, Михаила Черниговского, княжившего в Киеве при разорении Монгольском; тут и Святители Киева: Михаил и священномученик Макарий, и преподобные Печерские Антоний и Феодосий, и Сергий, отец иночества на севере России, – и великий Арсений, держава безмолвия, как ангел нынешнего Владыки, при коем обновился священный памятник. Святитель Николай, избранный воевода и покровитель земли Русской, великомученица Варвара, украсившая Киев своими мощами, – первозванный Апостол, предвозвестивший благодатную его славу, и великий Предтеча Господень станут также в ликах святых, расположенные крестообразно на стенах часовни. Небо ангельское и земное небо преподобных украсят ее своды вместе с четырьмя изображениями чудотворных икон Божией Матери: нерушимой стены Софийской, Успения, что над царскими вратами лавры, и двух образов св. Софии, Киевского и Новгородского. В самом куполе Господь Вседержитель в сонме Ангелов; в руке его евангелие, отверстое над самим устьем крещального кладезя с такими словами св. Ев. Марка: «иже аще веру иметь и крестится, спасен будет». Так одна мысль о благодатном крещении и память всех угодников Божиих, прославленных в Киеве, наполнят собою священную часовню, и дадут ей символическое значение о духовном обновлении земли Русской. Пусть красуется некогда великий Новгород новым своим памятником тысячелетия Руси, который мысленно возводит нас еще к языческим ее временам, по слову летописца Нестора, «откуда пошла земля Русская». Древняя матерь городов наших, стряхнув с себя прах своих развалин, утешительнее напомнит нам эпоху духовного возрождения нашего, и этот скромный, крещальный памятник Равноапостольного послужит свидетельством девятисотлетнего Христианства Руси, которая с того только времени и получила свою самобытность.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010