Сейчас «из мира» сюда заходят, в основном, постоянные прихожане храма Святой Екатерины. Туристы обитель пока не облюбовали, несмотря на близость к столице. Возможно, дело в строгости монастырского устава. Или в том, что в XX веке монастырь, превращенный в секретную тюрьму (ее называли «дачей пыток», или Сухановкой), негласно вычеркнули из длинного списка подмосковных памятников архитектуры. А для тех, кто знал о «даче пыток», Екатерининская пустынь до сих пор остается местом, визит в которое не сулит приятных эмоций даже через полвека после упразднения тюрьмы. Продолжается обновление источника на территории Сухановской усадьбы. Была укреплена дорожка, ведущая вниз к роднику, сделаны бетонные ступени и площадка. Предстоит ещё многое сделать: новые перила, лавочки, подставку для емкостей, над кольцом необходимо сделать крышу. При монастыре работает воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и взрослые. Читать подробно историю обители на сайте: История Храмы [ править править код ] Великомученицы Екатерины (он считается главным), Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святого Тихона Святыни [ править править код ] Мощи святых Ковчег с частицей мощей св. вмц. Екатерины • Вмц. Екатерина • Свт. Афанасий Цареградский • Свт. Мелетий Харьковский • Сщмч. Владимир Киевский • Ап. Андрей Первозванный • Прпп. мчч. Давидо-Гареджийские • Мчч. Гурий, Самон и Авив • Вмц. Евфимия Всехвальная • Мч. Антигон • Прп. Петр Великодворский • Прп. Шио Мгвимский • Прп. Ферапонт Можайский • Прп. Алексий Зосимовский • Свт. Тихон, патриарх Московский • Сщмч. Константин Богородский • Свт. Игнатий Брянчанинов • Прп. Серафим Саровский • Блгв. кн. Роман Углечский • Блгв. кнн. Василий и Константин Ярославские • Прп. Максим Грек • Прп. Антоний Радонежский • Прп. Зосима Владимирский • Прп. Герман Зосимовский Мощи Оптинских старцев • Прп. Нектарий • Прп. Исаакий I • Прп. Антоний • Прп. Иосиф • Прп. Моисей • Прп. Амвросий • Прп. Лев • Прп. Макарий • Прп. Анатолий (ст.) • Прп. Варсонофий • Прп. Илларион

http://azbyka.ru/palomnik/Екатерининская...

Здесь же преподобным Антонием была основана Святая Киево-Печерская Лавра, а сам Антоний явился Первоначальником иноков российских. Начав своё иноческое житие на святой Афонской горе, он по велению Царицы Небесной вернулся на Русь. Божия Матерь, избрав Русь Своим уделом, однажды явилась строителям во Влахернском храме Константинополя и сказала: «Я хочу создать храм в Киеве во имя Свое. Я посылаю вас туда. Возьмите золото». Явственно, Сама дала им золото, дала Свою икону и мощи семи мучеников. И когда строители вышли с Ней из храма, показала им на воздухе чудный храм и сказала: «Смотрите, запоминайте его размеры, вид, купола — всё, что здесь видите, и создайте теперь точно такой же там, на Киевских горах, о которых ещё раньше возвещал апостол Андрей Первозванный». Строители пришли, и преподобный Антоний стал молиться и взывать: «Господи, если я обрёл благодать перед Тобою, покажи нам место, где нам создавать храм во имя Царицы Небесной. Пусть кругом по всей земле будет сухо, а где храму быть, там будет роса». Так и было. Во вторую ночь по молитвам Антония место, где быть храму, наоборот — было без росы, сухо; а в третью ночь это же место по просьбе Антония пожёг огонь. Когда иконописцы красками расписывали алтарь в этой церкви, то чудесною силою изобразился в алтаре дивный образ Матери Божией. Белый голубь летал по храму… Много было чудес при строительстве этого храма. Как во время погребения Богородицы прославляли Её апостолы, так и здесь неведомая рука собрала многих архиереев земли Русской — они прибыли в Киев на освящение храма в день Успения Божией Матери. Было это в 1086 году. Киево-Печерская Лавра стала рассадником благочестия, а храм Пресвятой Богородицы явился образцом для других городов Руси — всюду начали строить такие же храмы. Так несла веру и благочестие на Русь Матерь Божия. Она явила нам благодатные иконы: икону Успения Божией Матери, (которую вручила храмостроителям); великую святыню — Владимирскую икону; Казанскую, Боголюбскую, Феодоровскую… По благословению Богородицы с Киева начиналось строительство церквей и городов на Руси, а иконой Божией Матери Феодоровской был благословлен на царствование русский царь Михаил Феодорович — первый из династии Романовых.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

151 Альбин, римский наместник (прокуратор) Иудеи в 62–64 гг. 56 Амвросий Медиоланский , ок. 340 – 397, святой, миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из четырех великих латинских учителей Церкви. Обратил в христианство и крестил блаженного Августина . Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого, тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и Церкви. Причислен к лику святых и Католической, и Православной Церквами 79 Анан, иудейский первосвященник в 62 г. Занимал свой пост всего три месяца, был смещен за самовольный созыв синедриона, осудившего Иакова, брата Иисуса 56 Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона). Об апостоле Андрее, как и обо всех остальных учениках Иисуса Христа, повествуется в книгах Нового Завета 5, 56, 94,102,126,131,137,143 Андрей Рублев, ок. 1375/80–1428, наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. В 1411 или 1425–1427 гг. создал свой шедевр – икону «Троица». Погребен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Поместным собором Русской Православной Церкви в 1988 г. канонизирован в лике преподобного 160 Антипа, один из первых христианских мучеников, умерщвленный за веру в г. Пергаме. О нем повествуется в «Откровении Святого Иоанна Богослова» 56 Антоний, + 287, христианский мученик, один из воинов Фиванского легиона, отказавшихся принести жертвы языческим богам по случаю одержанной в бою победы 80 Антонины, римская императорская династия, правившая с 96 по 192 г. Ее правление называли «золотым веком». Императоры избегали конфронтации с сенатской знатью. Они выбирали себе преемников по согласованию с сенатом, а затем усыновляли их. Последним из императоров-завоевателей был Траян (98–117 гг.), после него Антонины прекратили завоевания и занялись укреплением границ Римской империи, успешно отражая натиск варваров 35 Анхра-майныо, в манихействе – «владыка тьмы», повелитель «царства смерти», зла (отождествляемого с материей) 93 Аполлинарий Иерапольский (Аполлинарий Клавдий), II в., епископ Иерапольский, автор трактатов против язычников и еретиков, написал «Апологию», адресованную императору Марку Аврелию (177 г.) 63 Аполлон, в греческой и римской мифологии бог солнца и света, мудрости, покровитель искусств, прорицатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженный Иероним Стридонский учит: « Церковь , имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. 4, стр. 86). Св. Климент Александрийский пишет: «Существующие в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» («Строматы» кн. 6; гл. 13–я). От самих времен апостольских и до нашего времени ведутся в Христовой Церкви списки епископов, законных преемников св. Апостолов. Вот общий список преемников св. Апостолов в церкви Греческой и от нее принявшей христианство церкви Русской. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви по порядку Время вступления по порядку Время вступления Андрей Первозванный, апостол Иоанн VII, Синкел Стахий, из учеников Христовых (окт. 31) Мефодий Омологита Онисим Игнатий Поликарп Плутарх Игнатий (во второй раз) Седекион или Седекия Фотий (во второй раз) Диомен или Диоген Стефан I, Порфиродный Елевферий Антоний II Феликс (св. апр. 15) Николай I, Мистик Афиноген Евфимий I, Синкел Евзовий Николай I (во второй раз) Лаврентий Стефан II Алипий Трифон Петринакс Феофилакт Олимпион Полиевкт (фев. 6) Василий I, Скамандрин Кириак I (из Кирилльан) Антоний I, Студит Кистин (Кастин или Константин) Николай II, Хрисоверг Тит (июня 4), (Трат) Тарат Сиссиний II Домитиан (Дометий) Димитрий Сергий II (или Евлогий) Пров (святой) Евстафий Митрофан I Алексий, Студит Александр I (авг. 30) Михаил Кируларий Павел I, Омологит Константин III, Лихуда Евсевий Иоанн VIII, Ксифилин Павел I (во второй раз) Косма I, монах Македоний (арианин) Евстратий Гарид Павел I (в третий раз) Николай III, Грамматик Македоний (во второй раз) Иоанн IX, Агапит Павел I (в четвертый раз) Лев Стопт или Ступп Македоний (в третий раз) Михаил II, Курсуас Евдоксий Косма II, Антик Евагрий Николай IV Димофил, еретик Феодот II Григорий I, Богослов Неофит I Нектарий I патриарх константинопольский (окт. 11) Константин IV, Лихуда Иоанн I, Златоуст Лука Хрисоверг Арсакий Михаил III Аттикс

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. В неделю Всех Святых (Евангельское чтение) Преподобный Серафим Саровский. Беседы (Евангельское чтение) Святитель Иоанн Златоуст. Толкование в Неделю Всех Святых (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Воскресные проповеди. Призвание апостолов (Евангельское чтение) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. По мере нашей веры, по мере открытости наших сердец. Господь разно нас призывает. В глубине ночи, из сна был вызван Авраам; его Господь вызвал по имени, и Авраам отозвался, и Господь ему велел: выйди из земли своей, оставь свое сродство, отвернись от своих богов, пойди туда, куда Я тебя поведу… Авраам встал и пошел, и он остался в истории и в опыте всего человечества как образ безусловной, совершенной веры. Не так были призваны апостолы. Мы сегодня читали о том, как, проходя мимо них у моря Тивериадского, Господь их позвал, и они встали и пошли, — но это не была их первая встреча. До этого они встретили Христа на берегу Иордана-реки. Помните, как они услышали свидетельство Святого Крестителя Иоанна: это Агнец Божий, Который подъемлет на Себя крест мира, грех мира, тяжесть мира… И два его собственных ученика (тот, который впоследствии стал Иоанном Богословом, и Андрей Первозванный) оставили своего учителя по его собственному свидетельству и пошли с Иисусом, пробыли целый день с Ним, и потом привели к Нему каждый своего брата. Андрей привел Петра, Иоанн привел Иакова и своих друзей Филиппа и Нафанаила; и вот при этой встрече они что-то прозрели, — что-то такое большое, что было выражено Нафанаилом в его исповедании: Ты Сын Божий… Но тут Христос их за Собой не увлекает, Он их отсылает обратно, домой, Сам уходит в пустыню на сорокадневный пост и искушение, и только после каких-нибудь двух месяцев Он снова их встречает. За это время первый восторг, который их охватил, успел остыть. Первые потрясающие впечатления улеглись, они успели подумать, пережить, прийти в себя, вернуться к самому обыденному, что у них было на земле: ремесло, дом, семья, обычное окружение, — и когда они занялись самым обычным, когда воспоминание об Иисусе, встреченном в Иудее, осталось у них в сердцах, а жизнь продолжала идти своим чередом, Спаситель снова прошел мимо них, и теперь уже не предлагая ничего, Он повелел: «Идите за Мной!», — и они оставили все и пошли.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

   Жизнь иноков проходила в долгих церковных службах и тяжких трудах. Пища была скудная и малопитательная, да и ее многие вкушали в самом малом количестве и не каждый день. О материальной обеспеченности ни игумен, ни братия не заботились, и очень часто случалось, что с вечера они не знали, чем будут питаться завтра. После Варлаама игуменом, по желанию всей братии, Антоний назначил Феодосия. При нем число братии стало быстро расти, ни храм, ни кельи не могли вместить всех, и вот, с благословения Антония, братия, на пожертвованной князем Изяславом горе вместо прежней пещерной церкви устроили новую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери, поставили кельи, оградили все постройки тыном и, таким образом, с 1062 года открыли Печерский монастырь, пошедший, по замечанию летописцев, от благословения Святой Афонской Горы. Здесь, в пещерной церкви, был похоронен и основатель киевского монашества Антоний в 1073 году. Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для всех других монастырей и стал оказывать огромное влияние на всю русскую религиозность. Аскетическая настроенность распространялась из него и в обществе. Из Киево-Печерского же монастыря пошла на Руси письменность и духовное просвещение. Слава о Киево-Печерской Лавре, как хранительнице многих святынь, дошла и до настоящего времени. Сколько паломников ежегодно прибывает сюда на поклонение святым угодникам, почивающим в ближних и дальних пещерах Лаврских. Православный русский народ твердо помнит, что Киев — это колыбель христианства, здесь, по преданию, был апостол Андрей Первозванный, водрузил на горах Киевских крест и, таким образом, своими стопами освятил Киевскую землю.    Здесь в священных волнах Днепра, как в библейском Иордане, совершено было крещение наших предков — славян, здесь же почивают святые равноапостольные Владимир и Ольга, здесь многие нетленные тела угодников Божиих источают благодать всем с верою приходящим и поклоняющимся. Братья-христиане, если кто имеет возможность, сходите или съездите в Киев, там душа ваша найдет мир и благодатное освящение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первую ночь провели мы в Марами, в дубовом доме, устроенном владетелем, по случаю частых своих проездов. Рано собрались мы в путь, чтобы засветло достигнуть Мартвиля, от которого отдалились почти на 40 верст, а нам еще надлежало посетить дорогою епископа мингрельского Антония, из рода Дадианов, в его поместья, где ожидал нас владетель Абхазии. Селение Антон рассеяно в чаще леса, около убогой деревянной церкви, и две небольшие избы, похожие на малороссийские хаты, составляли летнее жилище епископа; он уступил одну из них владетелю. После обильной трапезы, Антоний, предложил нам свою коляску до Мартвиля, и не смотря на дурные дороги, мы довольно рано поспели в обитель, чтобы насладиться её очаровательным видом, еще до захождения солнца. Издали она уже видна на высоком холме, поросшем лесом, который подымается одиноко и как бы назнаменован для великого события. И действительно оно совершилось: по местным преданиям, на этом холме водрузил св. апостол Андрей Первозванный первый крест в пределах Мингрелии, как у нас на горах Киевских, срубив древний дуб, осенявший языческое требище: посему церковь носит название Чкон-дидели, т.е. большего дуба, и это обратилось в титул епархии, ибо епископы Мингрелии называются Чкон-дидели; Мартвиль же есть более древнее наименование места, и означает по-мингрельски мученика, потому что до проповеди евангельской, тут приносились человеческие жертвы, и вероятно это самое побудило апостола, избрать сие место для водружения искупительного креста. Нельзя было иначе подняться на вершину холма, как только верхом или пешком, в чаще леса, переплетенного виноградными лозами; они перебегали с дерева на дерево, связывая их роскошными плетеницами, в одну очарованную дубраву; кое-где были рассеяны хижины и разнообразили собою дикую прелесть холма. На усеченной его вершине, некогда обнесенной стенами и недоступной по своим обрывам, возвышается древняя обитель, в которую нельзя иначе проникнуть как сквозь тесные врата колокольни. Но какие очаровательные виды открываются во все стороны, с западной площадки холма, осененного тремя вековыми дубами! Вся Мингрелия и Имеретия у ног ваших до самого моря; к полдню излучистое течение Цхени-цкали рисовалось, как бы на карте, по долине мингрельской, и белели Хони с окрестными селениями; горы гурийские кончали горизонт, а ближе к западу, на тройной вершине холмов, виднелись развалины Наколакеви, древней столицы Медеи, и море, в вечерних лучах солнца, золотою чертою довершало картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Демут-Малиновский (сев. портик Казанского собора в С.-Петербурге) Ап. Андрей Первозванный. 1811 г. Скульптор В. И. Демут-Малиновский (сев. портик Казанского собора в С.-Петербурге) Четыре барельефа на крыльях колоннады посвящены истории прор. Моисея. На 2 центральных фризах представлены сюжеты «Источение Моисеем воды из камня в пустыне» (вост. часть, Мартос) и «Воздвижение медного змея» (зап. часть, И. П. Прокофьев). К площади, образованной колоннадами, с вост. стороны обращен рельеф «Неопалимая Купина» (И. Командер), с западной - «Моисей получает скрижали Завета» (И. Ландман). На аттике, обращенном к каналу, со стороны алтарной апсиды помещен самый большой рельеф - «Вход Господень в Иерусалим» (Ж. Д. Рашет). Рельефы в портиках изображают сцены из жития Богоматери и связанные с Нею чудеса: на юж. фасаде - «Благовещение», «Рождество Богородицы» (Мартос), «Введение во храм Девы Марии» и «Обручение Девы Марии с Иосифом» (Рашет), на сев. фасаде - «Благовещение», «Рождество Христово, с поклонением пастухов», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» (все Ф. Г. Гордеев), на западном - «Успение Богородицы» (И. З. Кащенков), «Взятие Богородицы на небо» (Рашет), «Покров Богородицы» (И. Воротилов), «Явление Казанской иконы Божией Матери» (А. А. Анисимов). Арх. Гавриил. Фрагмент царских врат Казанского собора. 1804–1810 гг. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Арх. Гавриил. Фрагмент царских врат Казанского собора. 1804–1810 гг. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Иконостас собора выполнили в академической манере русские художники. Образ Спасителя был перенесен в местный ряд главного иконостаса из ц. Рождества Пресв. Богородицы (ныне в ГРМ). Царские врата отлиты из серебра П. Теннером, иконы в них принадлежат кисти В. Л. Боровиковского (1804-1810, ныне в ГРМ). В советское время были утрачены иконы, написанные Боровиковским в те же годы для сев. придела: «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские», «Св. Константин», «Св. Елена». Над иконостасом работали О. А. Кипренский («Богоматерь с Предвечным Младенцем», 1806, ГРМ), Г.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Роман 2 апреля 2015, 08:22 Всё хорошо, но простите один момент меня смущает. Почему человек должен обязательно выделяться (очень уж много про это в данной статье), искать первенства. Апостолу Андрею этого не надо было, он рад был служить Богу и этого ему было достаточно. Он блажен, чувствует что первенство здесь недопустимо, чувствует и понмает, что главное быть с Христом и не важно каким. Сказал же Христос, что последний будет возвышен, а ищущий первенства будет вам слугой. Простите это смысл, а не цитата. Георгий 1 апреля 2015, 13:21 Спасибо, отче Леонид. Сильная статья. Она мне напомнила одного нашего прихожанина, алтарника Феодора. Всегда кротко и незаметно несет он свое послушание, его вроде как и нет, а служба идет по чину. Но вот заболел Феодор, подвернул ногу на ступеньке. Два воскресенья прошли без него. И сразу все заметили: не так что-то. Нервничает священник, хор сбивается, молодые алтарники не подали во время кадило и т.д. и т.п. А вот еще был случай: приезжал к нам благочинный и с ним протоиерей уважаемый. Прочитал уважаемый гость витиеватую проповедь и уехал. А народ подходит к Феодору: Федя, скажи по-проще, чего он хотел? Феодор в трех словах, на пальцах все и разъяснил. Все ушли по домам довольные. А так-то он, Феодор наш, тихий, кроткий, незаметный, молчаливый, но в глазах всегда искорка блестит, или это слезинка, непонятно. Анастасия 1 февраля 2015, 16:48 Батюшка Леонид, благодарю за прекрасную статью. Антоний 15 декабря 2014, 18:11 Отец Леонид, большое спасибо Вам за статью! Гость 14 декабря 2014, 15:43 Думаю, апостолу Андрею не нужно было более доказательств Божества Спасителя. Он увидел - и уверовал сразу, потому и брата привел, и никогда не отходил от своего Учителя. М.б. потому его Господь и не брал во свидетельство своих сугубых чудес? геннадий киреев 13 декабря 2014, 22:15 ... " Не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку. " .../Святитель ФИЛАРЕТ Московский./ Василий 13 декабря 2014, 14:06 Спаси Господи, благодарю.

http://pravoslavie.ru/75803.html

Тихон поклонился и приложился ко Евангелию, антиминосу и Престолу. Владимир повел его к горному месту к седалищу и ввел его на три ступеньки и посадил в седалище со словами: «Аксиос!» три раза и тут же надел на него Патриархальный клобук (сверху крест, по бокам херувимы). Кончилось поставление Патриарха Тихона. После Литургии по заамвонной молитве митрополит Владимир вручил Тихону Патриарший жезл, и Патриарх Тихон начал говорить речь к народу со словами: «Я не достоин этого великого сана, но повинуюсь воле Божией. Если меня благословил Господь Бог и Матерь Божия, то я постараюсь привести к Господу Богу всю пасомую мною Святую Апостольскую Церковь и не убоюсь никаких страданий, буду защищать чистоту Святой Апостольской Церкви в нашей православной России...» Кончил он проповедь . А проповедь была резкая. И ему было назначено, чтобы он объехал Кремль и благословил народ. Но власть уже не разрешила, и увезли его в Сергиевскую Лавру на подворье (монастырь). 30 ноября на св. Апостола Андрея Первозванного ставили в митрополиты кандидатов, избранных собором. Помощником Патриарху первый кандидат был архиепископ Агафангел Ярославский, второй – архиепископ Кирилл Казанский, третий – Антоний Волынский. На Апостола Андрея Агафангела и Кирилла ставили митрополитами. Вечером 30 ноября я поехал к патриарху Тихону преподнести икону Апостола Андрея и поздравить его с принятием великого сана, чтобы св. Апостол Андрей помог ему нести это великое и тяжелое послушание. Меня Патриарх принял очень ласково, любезно, принял икону и поблагодарить велел обитель. Во время беседы приехали новопоставленные митрополиты Агафангел и Кирилл, и здесь я познакомился с ними, и с этого дня я всегда имел с ними переписку. В конце декабря из Москвы вызвали в Ленинград, в Синод, чтобы я принял в свое управление в Бессарабии Киприяновский монастырь и Кондратский скит. Эти обители принадлежали Болгарскому Зоаграфскому монастырю на Афоне. Болгарские монахи с Афона, управляющие этими обителями, были по случаю войны удалены в Рязанскую губернию.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010