Святая София Вечернее солнце, искавшее себе ночного покоя над могилою Олега, ярко озарило на следующее утро картину времен Владимировых: торжественное освящение вод Днепровских, как бы во дни первого Крещения Руси. Митрополит со всем духовенством совершил торжество сие, отслужив прежде литургию в обители Братской. При веянии хоругвей, под сению древних священных икон, на Иордани Днепровской, окруженной множеством лодок и толпами народа, отрадно было слышать церковные гимны, когда погружалось в воды знамение нашего спасення. Отрадно было молиться и думать, что над Киевом и всею Русью сбылась, в прорицание Первозванного Апостола, и сия молитва Равноапостольного Князя: «Боже Великий, сотворивший небо и землю, призри на новых своих людей; дай им, Господи, увидеть тебя, истинного Бога, как увидели страны Христианские, и утверди в них веру правую и несовратимую». После гостеприимного обеда, который граждане Киевские давали от себя духовенству и властям в зале собраний, Владыка пригласил меня с собою в Софийский дом свой в Старом Киеве. Здесь мне представилось трогательное свидетельство любви народной к Пастырю. Едва только услышали колокол Софийский, возвещавший о его приближении, как толпа богомольцев, всякого звания и возраста, устремилась в ограду; старики и старухи, задыхаясь, бежали вслед за каретою, чтобы только принять его благословенье. «Откуда вы? – спросил их с отеческою улыбкою Преосвященный, и в ответ ему раздались дальние и разномастные имена необъятной России. Целуя руку святительскую, они крестились с радостию, что удостоились принять его благословенье. «Батюшка, вели нам отпереть собор, еще до вечерни долго ждать», – сказала одна старушка, и радушно отвечал Владыка: «Велю открыть для вас, дети мои». Он послал немедленно за ключарем, а между тем взошел со мною в прекрасный сад, прилегавший к дому. «Утешительно видеть такое усердие в нашем народе, – говорил мне Владыка. – Можно ли отказать в чем-либо людям, которые именем Христовым, прошли такие пространства, чтобы только удовлетворить своей благочестивой жажде и поклониться святыне Киевской! Дай Бог , чтобы никогда не оскудела вера сия!» Из сада взошли мы в архиерейские палаты, недавно обновленные после долгого запустния. Тогда явился ключарь, и Преосвященный поручил ему показать мне все достойное внимания в соборе Софийском, потому что сам он утомился долгим служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Святая София Громко имя Святой Софии, давно и глубоко вкоренилось оно в землю Русскую: от красных берегов Босфора, где впервые услышали его послы Владимировы, отозвалось оно при Великом Ярославе над синим Днепром, в матери городов Российских, и на истоках Волхова, в родовой колыбели славян. Именем Святой Софии загремело шумное Вече Новгородское; под сень сего мощного имени стали стекаться гости иноземные и страшно раздалось оно в рядах Меченосцев, когда бился с ними Новгород во дни битв своей юности. Но голос брани умолк, умолк и голос торговли – она течет живой рекою, вдали от запустевших дворов иноземных, которыми некогда красовался сей древний союзник Ганзы; и звук вечевого колокола замолк – слышен только обычный благовест, созывающий на молитву мирных сынов Новгорода. Один Волхов по-старому шумит под древнею стеною Кремля, один он не хочет утихнуть, и только в бурных его волнах неспокойным кажется вид обеих сторон: Торговой и Софийской, некогда враждебных друг другу; одна только Святая София гласит о прежней славе Новгорода. Восемь веков протекли над нею и не смели коснуться; они изменили вокруг нее гражданский быт и самую природу, но не проникли в заветное святилище. Напрасно стучались они старческою рукою в два ее притвора, их как бы отразили с южной стороны два в ней почивающие князя: храмоздатель Владимир и щит Новгорода, храбрый Мстислав; а с западной укрепил за собою запоры Корсунских врат сонм духовных Владык Новагорода, избравший себе место сие последним приютом. Так пощадила рука времени древнее святилище, иногда только обновляемое рукою человеческой, и вступивший в него может еще на время забыть о настоящем в долголетии минувшего. Еще в глубоком куполе не разжалась рука Вседержителя, столько веков держащая судьбы Великого Новгорода; и так не напрасно слышался от сей иконы таинственный глас иконописцам Цареградским, когда по воле епископа Луки трижды старались они начертать благословляющую десницу Господа. «Не пишите Мя с благословляющею рукою, но пишите Мя со сжатою; Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новгород держу; когда же сия Моя рука распространится, будет тогда и граду сему скончание», – так гласит местное предание, записанное благочестивыми предками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и Владимира – Димитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава I Предки св. Александра Невского. – Общая характеристика суздальских князей. – Деды св. Александра – св. Андрей Боголюбский и Всеволод III Большое Гнездо. – Дяди св. Александра – кн. Константин и св. Юрий Всеволодовичи. – Отец вел. кн. Ярослав. – Предки св. Александра по матери. – Общая характеристика южнорусских князей. – Прадед св. Мстислав Ростиславич Храбрый. – Дед Мстислав Удалой. – Мать св. Александра. – Св. Александр – наследник добродетелей своих предков Радуйся, корене благочестиваго отрасле прелестная. Радуйся, благоверия предков наследниче. Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю. Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче. (Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, икос 1) В ста двадцати верстах от Москвы и на таком же расстоянии от Ярославля, при упраздненной шоссейной дороге, среди неровной и довольно болотистой местности, по обоим берегам реки Трубежа, впадающей здесь в озеро Переяславское, расположен небольшой уездный городок Переяславль-Залесский 3 . Первый устроитель суздальской земли, прадед св. Александра Невского – князь Юрий Владимирович Долгорукий, в 1152 году основал этот город среди глухих дремучих лесов и назвал его Переяславлем в память Переяславля южнорусского. Подобно другим древним русским городам, в нем и теперь еще много церквей и 4 монастыря. Некогда это был знаменитый стольный город удельного княжества. Отец св. Александра Невского, князь Ярослав Всеволодович, был удельным князем переяславским и жил в своем уделе, когда родился у него сын Александр. Но прежде чем говорить о первых годах жизни Александра Ярославича, познакомимся с его ближайшими предками. Ближайшие предки св. Александра жили в знаменательную эпоху, наложившую на них резкий отпечаток. То была эпоха возвышения ростовско-суздальской земли, когда заметно начали выясняться новые начала общественного развития русского народа. Русь, видимо, уходила все далее и далее в глубь северо-востока, чтобы там, вдали от всяких иноземных влияний, выработать крепкие, устойчивые основы быта, драгоценный залог будущего мощного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Современные учебники истории ЖМП 1 январь 2014 /  20 февраля 2014 г. Монополия на историю Какой учебник нужен нашим школьникам и учителям Минувший год прошел в длительных и оживленных дискуссиях вокруг так называемого единого учебника — опорной, базовой книги, по которой предполагается выстраивать преподавание этого предмета в средней общеобразовательной школе. Полного консенсуса с единым учебником пока нет, но в рабочей группе по его подготовке склоняются к мысли написать для каждого класса по два-три альтернативных варианта. Почему эта идея возникла именно сейчас и действительно ли нужны такие учебники современной России, по каким принципам необходимо готовить новые учебные пособия по истории и какова роль субъективного мнения учителя в преподавании этой дисциплины? Об этом мы беседуем с учителем истории Московской православной гимназии во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине Андреем Солодко. От чего освободили Россию революционеры-освободители — Андрей Владимирович, во времена перестройки один из авторитетных педагогов советской системы школьного образования спровоцировал в обществе жаркую дискуссию не вполне серьезной, на первый взгляд, фразой. Звучала она следующим образом: «История — это всегда идеология. Давайте не будем преподавать идеологию в школе!» Если вдуматься, в этой шутке всего лишь небольшая доля шутки. Уже больше двух десятков лет мы живем в стране, где господство какой бы то ни было идеологии запрещено официально, причем на самом высоком — конституционном — уровне. Как бы вы в целом оценили изменения в преподавании истории в средней школе за это время? — Действительно, история как школьный предмет в первую очередь должна закладывать в детях базовые ценности, те святыни, вокруг которых сформировались составляющие ее народы. Первые пять лет своего учительства я преподавал историю в той школе, где сам учился, в московской 763-й. И, естественно, не мог не вспоминать, как истории (любимому, кстати, школьному предмету) учителя в советское время обучали меня.

http://e-vestnik.ru/history/monopoliya_n...

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сын богатых и благочестивых земледельцев Двинской волости, Андрей (мирское имя Антония), научившись грамоте и иконописанию, не имел охоты к трудам земледельческим: любым занятием его были иконописание и молитва . По смерти родителей, раздал свою часть нищим и отправился в Пахомиеву пустынь на р. Кену. Блаж. Пахомий, облекши его в иноческую одежду, держал его в своей келье. Это было в 1508 году. Удостоенный иерейства, один совершал он служение на храме (другого иеромонаха не было) и вместе с тем ходил на работы наравне с прочими; здоровье его было так крепко, что мог он трудиться на двоих. По любви к пустынному уединению, с благословения игумена, оставил он Пахомиеву пустынь и с двумя братьями Александром и Иоакимом отправился на реку Шелексну; здесь избрано место для пустынной жизни, поставлен небольшой храм св. Николая и несколько келлий. Там подвижники прожили семь лет; потом, теснимые соседними жителями, ушли еще далее на север. В глухом севере, зверолов показал пустынникам место удобное для пустынной жизни – Михайлов остров, окруженный глубокими озерами и омываемый с одной стороны рекою Сиею. Место было совершенно дикое – тундра и лес, озера и чащи «непролазные»; оленей, лисиц, медведей, волков множество, и только по временам звероловы заходили сюда, гоняясь за зверем, но еще не обитал здесь человек. Антоний поставил тут часовню и для себя с братиею хижину. Это было в 1520 году, на 42 году жизни Антониевой. Когда число учеников умножилось, двое старших из числа братии, Александр и Исаия отправились в Москву испросить у в.к. Василия дозволение занять дикое место пустынною обителью, и получена грамота. Тогда построили обширный деревянный храм св. Троицы. Местный храмовой образ написан был самим Антонием и с молебным пением поставлен в иконостасе. Однажды, после утреннего пения, оставили в храме незагашенную свечу; храм объят был пламенем, когда вся братия были на работе с Антонием; весь храм и вся утварь сгорели; осталася только Антониева икона св. Троицы. Построен новый храм и другой теплый при трапезе. По общей просьбе братии, Антоний принял звание игумена, но продолжал быть примером любви к труду. Передав управление обителью ученику своему

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Церковь и общество 4.1. Совещание-семинар руководителей епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации Председатель: архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, ректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова. Куратор: протоиерей Александр Кузин, руководитель сектора по связям с епархиями Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, г. Москва Время проведения: 1 февраля, 10.00. Место проведения: храм Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, ул. Петровка, 28/2 Проезд: м. «Чеховская», «Пушкинская». Координация работы епархиальных отделов религиозного образования и катехизации; Выработка общей стратегии в области религиозного образования на основе материалов Архиерейского Собора 2004 г. Наверх 4.2. Конференция: «Религиозный фактор в современном обществе: опыт России и Европы» Председатель : епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Сопредседатели : протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП, Васильева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой религиоведения РАГС, д. ист. н. Время проведения : 1 февраля, 10.00. Место проведения : большой конференц-зал Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, 4-й этаж, Проезд : м. «Тульская», ул.Даниловский вал, 22, Свято-Данилов монастырь Участники: 1. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. 2. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП. 3. Васильева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой религиоведения РАГС, д. ист. н. 4. Журавский Александр Владимирович, заместитель директора Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, к. ист. н. 5. Зубов Андрей Борисович, профессор кафедры философии МГИМО (У), директор Центра «Церковь и международные отношения» МГИМО, д. ист. н. 6. Кырлежев Александр Иванович, ст. преподаватель кафедры религиоведения РАГС, обозреватель информационного портала «Религия и СМИ». 7. Митрофанова Анастасия Владимировна, ст. н. с. Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, д. полит. н.

http://pravoslavie.ru/426.html

Разделы портала «Азбука веры» Андрей Владимирович Гнездилов – профессор, доктор медицинских наук, научный руководитель отделения гериатрической психиатрии института им. Бехтерева. Андрей Владимирович консультирует хоспис который создан при непосредственном его участии.  Тема нашего разговора – смерть. Для большинства людей, живущих вне церкви эта тема во многом запретная. Люди не хотят ни говорить, ни думать о смерти, не обсуждать эту тему. Для человека верующего и церковного так жить, по-видимому, невозможно. Святые отцы любили повторять, назидая своих учеников – “имей память смерти”, то есть помни о смерти, живи в перспективе того, что ты рано или поздно умрешь.  Прот. Александр Степанов: Первый вопрос, Андрей Владимирович, который я хотел бы вам задать как психологу: – Почему, Вам кажется, о смерти так не любят люди говорить. Это, казалось бы, и тривиально, но в то же время я думаю здесь есть о чем поговорить. А.В. Гнездилов: Во-первых, я приветствую радиослушателей, а во-вторых, благодарю Вас за заданные вопросы. Мне кажется, что негативное отношение к смерти особенно проявилось в послереволюционные годы, потому что до того теистическая модель жизни предполагала определенные параметры, в которых человек жил. Он приходит в мир не только для удовольствия, для счастья, он приходит в мир, как в школу, которую он должен окончить, развить свои какие-то способности. И, по крайней мере, мысль о смысле жизни всегда будоражила его сознание. Наверное, вот сейчас, я не боюсь этого поражения, такая внешняя социальная бессмыслица жизни, которая заставляет нас кидаться из одного кризиса в другой, заставляет нас не принимать те или иные решения, которые поднимают наши лидеры. Она заставляет нас думать, переносить эту ситуацию на внутренний мир. Та бессмыслица, в которой мы находимся, она рождает чувство вины, что мы либо настолько глупы, что не можем понять, для чего мы живем, либо мы не ставим вообще этот вопрос, для чего мы живем. Но, тем не менее, вопрос остается, также, как и смерть.

http://azbyka.ru/death/beseda-o-smerti

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_79534.html 11 октября 2010 Обсуждение законопроекта о передаче церкви имущества религиозного назначения Стенограмма передачи " Сенат " Источник:  http://www.rutv.ru/tvpreg.html?id=118302&cid=&d=0 Телеканал " Россия " В программе, вышедшей в эфир 9 октября 2010 года, принимали участие: Андрей Хазин – заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, заместитель председателя Совета по национальной и культурной политике, Александр Щипков – помощник председателя Совета Федерации, главный редактор портала " Религия и СМИ " , Виктор Евтухов – член комитета Совета Федерации по делам СНГ. ВЕДУЩИЙ: Общественная палата России назвала принятый госдумой в первом чтении законопроект о передаче церкви имущества противоречащим Конституции. Это спровоцировало раскол, как и в самой Общественной палате, разумеется, так и в обществе все-таки. Насколько нужен этот закон, насколько он своевременен, насколько он необходим? И понятно, что этот закон также вызвал много противоречий. Вот об этом мы как раз сегодня поговорим с гостями нашей студии. Это Андрей Хазин – заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, также заместитель председателя Совета по национальной и культурной политике. Андрей Леонидович, здравствуйте! Андрей ХАЗИН: Добрый вечер! ВЕДУЩИЙ: Александр Щипков – помощник председателя Совета Федерации, также наш коллега – журналист, главный редактор портала " Религия и СМИ " . Александр Владимирович, рады приветствовать вас! Александр ЩИПКОВ: Добрый день! ВЕДУЩИЙ: И Виктор Евтухов – член комитета Совета Федерации по делам СНГ. Виктор Леонидович, рады вас видеть также. Виктор ЕВТУХОВ: Здравствуйте! ВЕДУЩИЙ: Александр Владимирович! Давайте, наверно, с вас начнем. Все-таки дилемма возникла. Казалось бы, вопрос достаточно простой: церкви возвращается то, что у нее было отнято после революции 1917 г. Почему такая вот дилемма возникла – с одной стороны, понятно. Давайте осветим.

http://religare.ru/2_79534_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010