V. Святая София Громко имя св. Софии, давно и глубоко вкоренилось оно в землю Русскую: от красных берегов Босфора, где впервые услышали его послы Владимировы, отозвалось оно при великом Ярославе над синим Днепром в матери городов Российских и на истоках Волхова в родовой колыбели Славян. – Именем св. Софии загремело шумное вече Новгородское: под сень сего мощного имени стали стекаться гости иноземные, и страшно раздалось оно в рядах Меченосцев, когда бился с ними Новгород во дни битв своей юности. Но голос брани умолк, умолк и голос торговли; она течет иной рекою вдали от запустевших дворов иноземных, которыми некогда красовался сей древний союзник Ганзы, и звук вечевого колокола замолк: слышен только обычный благовест, сзывающий на молитву сынов Новагорода. Один Волхов по старому шумит под древнею стеною Кремля; один он не хочет утихнуть, и только в бурных его волнах неспокойным кажется вид обеих сторон. Торговой и Софийской, некогда враждебных друг другу; одна только св. София гласит о прежней славе Новгорода. Восемь веков протекли над нею и не смели коснуться; они изменили вокруг нее гражданский быт и самую природу и не проникли в заветное святилище; напрасно стучались они старческою рукою в два ее притвора: – их как бы отразили с южной стороны два в ней почиющие Князя, храмоздатель Владимир и щит Новагорода, храбрый Мстислав; а с западной укрепил за собою запоры Корсунских врат сонм духовных Владык Новагорода, избравший себе место сие последним приютом. Так пощадила рука времени древнее святилище, иногда только обновляемое рукою человеческой, и вступающий в его средину может еще на время забыть о настоящем в долголетии минувшего. Еще в глубоком куполе не разжалась рука Вседержителя, столько веков держащая судьбы великого Новгорода; и так не напрасно слышался от иконы таинственный глас иконописцам Царяградским, когда по воле Епископа Луки трижды старались они начертать благословляющую десницу Господа: «не пишите Мя с благословляющею рукою, но пишите Мя с сжатою; Аз бо, в сей руце Моей, сей великий Новгород держу; когда же сия Моя рука распространится, будет тогда и граду сему скончание.» – Так гласит местное предание, записанное благочестивыми предками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  разделы   рассылка  распечатать Состав комиссий Межсоборного присутствия Комиссия по вопросам богословия: 1. митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ – председатель 2. архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ – заместитель председателя 3. протоиерей Владимир ШМАЛИЙ – секретарь 4. митрополит Волоколамский ИЛАРИОН 5. архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) 6. протоиерей Валентин АСМУС 7. протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ 8. протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН 9. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 10. диакон Георгий МАКСИМОВ 11. МАЛЕР Аркадий Маркович Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви: 1. митрополит Саранский и Мордовский ВАРСОНОФИЙ – председатель 2. архиепископ Егорьевский МАРК – заместитель председателя 3. игумен САВВА (Тутунов) – секретарь 4. митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР 5. митрополит Астанайский и Казахстанский АЛЕКСАНДР 6. митрополит Пермский и Соликамский МЕФОДИЙ 7. митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР 8. архиепископ Хустский и Виноградовский МАРК 9. епископ Солнечногорский СЕРГИЙ 10. епископ Нарвский ЛАЗАРЬ 11. протоиерей Николай БАЛАШОВ 12. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 13. протоиерей Олег КОРЫТКО 14. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 15. протоиерей Дмитрий СМИРНОВ 16. протоиерей Всеволод ЧАПЛИН 17. протоиерей Владислав ЦЫПИН 18. монахиня ФОТИНИЯ (Братченко) 19. ГЗГЗЯН Давид Мкртичевич Комиссия по вопросам церковного права: 1. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский МАРК – председатель 2. архимандрит ТИХОН (Шевкунов) – секретарь 3. митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР 4. митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ 5. игумен ФИЛИПП (Симонов) 6. игумен САВВА (Тутунов) 7. протоиерей Николай БАЛАШОВ 8. протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ 9. протоиерей Андрей НОВИКОВ 10. протоиерей Леонид РОЛДУГИН 11. протоиерей Владислав ЦЫПИН 12. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 13. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 14. КРАВЕЦ Сергей Леонидович Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства: 1. митрополит Санкт-Петербургской и Ладожской ВЛАДИМИР – председатель

http://religare.ru/2_81740.html

А.В. Шишков Об авторе: Андрей Владимирович Шишков – научный консультант Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, andrey.v.shishkov@gmail.com. В статье впервые для русскоязычной литературы осуществляется попытка анализа богословской концепции первенства в Церкви, разработанной митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) на основании собственных моделей евхаристической экклезиологии и экклезиологии общения. Подробно описывается ключевой принцип экклезиологии Зизиуласа – «один и многие». В критической части дается разбор логических нестыковок и затруднений, предложенной митрополитом Иоанном концепции первенства. А. V. Shishkov Primacy in the Church in the theology of Metropolitan John of Pergamon (Zizioulas) The article is a first in Russian-language literature attempt of analysis of a theological conception on primacy in the Church, created by metropolitan John Zizioulas of Pergamon on the ground of his original Eucharistic ecclesiology and ecclesiology of communion. The key principle of Zizioulas’ ecclesiology – the one and the many – is described in details. In the discussion is presented a critique of logical inconsistency of metropolitan John’s primacy conception. 1. B описании современного этапа дискуссии о первенстве в Церкви невозможно обойти фигуру митрополита Пергамского Иоанна Зизиуласа . Этот выдающийся православный богослов на несколько десятилетий определил развитие православной экклезиологии и повлиял на христианскую экклезиологию в целом. Первой крупной богословской работой Иоанна Зизиуласа в области экклезиологии стала докторская диссертация «Евхаристия, епископ, Церковь : единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископе в первые три столетия» которую он защитил в Афинском университете в 1965 г. В ней он обратился к теме местной церкви и места Евхаристии и епископского служения в ней. Отталкиваясь от богословия священномученика Игнатия Антиохийского , он предложил собственную оригинальную модель местной церкви, которую можно назвать одной из разновидностей евхаристической экклезиологии (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

А.Н. Надеждин Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. Разряд I. Сергей Деляев. Ив. Долоцкий. Петр Гербов. Григ. Помяловский. Вас. Владимиров. Никита Петин. Петр Духовский. Григорий Корейша. Фед. Песоцкий. Мих. Абрюцкий. Разряд II. Конст. Башилов. Яков Сахаров. Сергей Томилин. А-р Налимов. Василий Афонасьев. Ив. Кедров. Петр Лавров. Никита Полухтович. Яков Рождественский. Вас. Павловский. Петр Виноградов. Максим Матрахин. Разряд Ш. Ив. Казанский. Конст. Владыкин. Ив. Павловский. Гавр. Пенинский. Александр Горинский. Конст. Чернявский. Ник. Алексеев. Ив. Виноградов. Ив. Знаменский. Вас. Славянский. Пав. Полянский. Пав. Дружинин. А-р Быстряков. 1813 г. Разряд I. Мих. Логановский. А-р Рождественский – в спб. дух. акад. 1814 г. Григорий Черницкий. Федор Осторожнов. Вас. Дремяцкий. Матвей Преображенский. Вас. Антонов. Евсевий Порогский. Мих. Благовещенский. Платон Фантовский – в спб. акад. 1814 г. Ив. Горянский. Пав. Смирнов. Разряд II. Евлогий Логиневский. Ив. Никитин. Яков Виноградский. Ник. Сперанский. Ник. Автаномов. Ив. Песоцкий. Петр Николаев. Фед Сильницкий. Ив. Белявин. Вас. Смирнов. Разряд III Ив. Заборовский. А-р Белявин. Пав. Владыкин. Ив. Знамевский. Ник. Логановский. Малахий Смирнов. Ал-й Песоцкий. Ал-й Соловьев. А-р Васильев. Мих. Ерофеев. Фед. Орлов. Пв. Флеров. Стеф. Капицкий. Фед. Тихомиров. Ал-й Чулков. Иван Петров. Ив. Пенинский – исключен (см. стр. 117). 1815 г. Иван Наумов. Вас. Кедров. Петр Веселовский. Назнач.в состав низш.отд. 3-го кур. спб. акад. Ефим Хрусталев – своекоштн. в спб. акад. Следующие же 10 воспитанников назначены в 1814 г. в спб. акад. в состав ее 2-го курса: Роман Кутузов. Андрей Окунев. Иван Николаев. Стеф. Наумов. Ник. Елисеев. Ив. Максимов. Яков Иванов. Иван Иванов. Кодрат Кораллов. А-р Максимович. Остальные 13 воспитавников этого курса вошли в состав высшего богословского отделения, открытого в 1815 г. Двое оставлены на повторительный курс, но не пожелали продолжать ученья. Из низшего отделения образовано два класса: философский (среднее отделение) и словесный (низшее отделение). В первом помещено 40 человек, во втором 14, кроме 71 поступивших из дух. училищ. 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля 1 июля, 2008. Редакция " Правмира " Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Источникк: Храм Христа Спасителя Чтимые списки с Боголюбской  иконы: Московская (1157); Зимаровская (XIII). Среди других списков: Угличиская (1654), Юрьевская (1771),  ульская (1771), Козловская (1771), Елатемская (1771), Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870). МОЛИТВОСЛОВИЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «БОГОЛЮБСКАЯ» О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину — Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им. Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

В работе форума приняли участие митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан , епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам , епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий , заместитель главы ВРНС, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов , заместитель председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Сергей Железняк, и.о. губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров, руководитель Секретариата ВРНС Олег Костин, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора Нина Жукова, ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Белоконев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, сопредседатель Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева, председатель отдела концептуальных вопросов Первопрестола Святого Эчмиадзина ( Армянская Апостольская Церковь ) епископ Баграт, трехкратный олимпийский чемпион, Герой России, депутат Государственной Думы ФС РФ Александр Карелин, депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета по регламенту и организации работы Сергей Попов , главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, член Совета Федерации ФС РФ Сергей Рыбаков, руководитель клуба «Русский предприниматель» Андрей Дудовцев, лидер движения «Россия молодая» Максим Мищенко, руководитель Курского регионального отделения Федерации кикбоксинга Валерий Акиньшин, член Экспертного центра ВРНС Капитолина Кокшенева, другие представители научных и культурной общественности, национально-культурных объединений, деловых кругов.

http://patriarchia.ru/db/text/3457498.ht...

Владимир Потиха   Сергей Тимченко   Дмитрий Меркулов   Дмитрий Терехов   Иеромонах Никон (Белавенец)   Николай Сомин   Виктор Саулкин   Леонтий Миронов   Александр Владимиров   Игумен Кирилл (Сахаров)   Александр Шахматов   Андрей Паршев   Михаил Лермонтов   Геннадий Шиманов   15:45 29.09.2010 3675 Время на чтение 13 минут Вчера, 28 сентября, в Москве в Институте философии РАН на Волхонке состоялся круглый стол православных ученых и общественных деятелей «Выбор пути: альтернатива современному либерализму» , сообщает наш корреспондент. С инициативой его проведения выступил Клуб национальной прессы . Мероприятие было организовано совместно с Московским клубом «Ценности нации и национальные интересы России». Это был первый круглый стол, проходящий в рамках Клуба национальной прессы. Заседание возглавили председатель Клуба, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов и лидер общероссийского движения «Наша Россия», председатель Московского клуба «Ценности нации и национальные интересы России», доктор культурологии Михаил Юрьевич Лермонтов. Открылось заседание кратким молебном, который совершил настоятель церкви святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров). Затем со вступительным словом выступил Анатолий Степанов. По его словам, в последнее время предпринимаются попытки либерального реванша. «В связи с этим нам бы хотелось инициировать в обществе широкую дискуссию на тему альтернативы либеральному проекту. Сейчас в СМИ активно раскручивается тема по критике бюрократизма, коррупции, которая, судя по всему, может стать тем жупелом, через который либералы будут раскачивать политическую ситуацию в стране. Большинство из нас наблюдали, как происходил развал Советского Союза. В тех условиях мы были другими, и общественное сознание было другим. Сейчас ситуация все-таки изменилась, обществом востребовано и даже освоено наследие великих русских мыслителей-консерваторов. Мы уже все прочитали Константина Леонтьева, Ивана Ильина, славянофилов и понимаем, что такое Россия, что такое русская цивилизация. Эти слова уже не являются диковинкой. Мы можем серьезно обсуждать эти проблемы, чего не могли делать в конце 80 - начале 90-х годов», - отметил он.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2015/06/25/sob...

Воспитание власти государственной Прежде всего церковь принесла, неведомую русским язычникам, идею богоустановленной власти. Прочнее этого фундамента для опоры авторитета власти трудно представить что-нибудь другое. Уже первые епископы русские внушают кн. Владимиру по поводу предстоявшей казни злодеев следующее: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование». Митр. Илларион в речи, произнесенной пред сыном Владимира, Ярославом, говорит: «добр же зело и верен послух сын твой Георгий, его же сотвори Господь наместника по тебе твоему владычеству». Владимиру и Ярославу, как единовластным правителям русской земли, было еще легко усвоить эту идею, но потом, при удельных междоусобиях фактический порядок вещей не только не благоприятствовал, но и прямо препятствовал ее усвоению: слишком была явной среди всеобщей путаницы роль случайных обстоятельств и грешной человеческой воли. Однако духовенство продолжало проповедь в прежнем направлении. Митр. Никифор в своих посланиях к Владимиру Мономаху писал, что князья «избрани бысте от Бога и возлюблени бысте Им». И русские князья действительно прониклись этой идеей, хотя и понимали ее несколько грубовато. Так, напр., князья половецкие говорят Глебу Юрьевичу: «Бог посадил тя и князь Андрей на отчине своей и на дедине», т. е. избрание Божие представляют в виде конкретной силы, действующей в ряду других конкретных факторов, создающих власть, и в том же самом смысле. Наряду с проповедью идеи богоустановленной власти, духовенство усиленно учило и принципу почитания всяких властей. В поучении, известном с именем Луки Жидяты, читаем: «Бога бойтесь, а князя чтите». В одном сборнике XII в. дается наставление «буди боязнив пред царем, готов в повелении его». Поучение XIII в. (Слово св. отец како жити крестьянам) гласит: «наипаче же своему князю приязнь имей, а не мысли зла нань. Глаголет бо Павел апостол: от Бога власти всяки устроени суть: Бога ся бойтесь, а князя чтите. Аще бо властем кто противится, Божию суду повинен есть, повелению бо противится Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Глава I. Первые проявления христианства на земле Русской. – Аскольд и Дир. – Святая княгиня Ольга. – Первые мученики – Варяги. – Святой равноапостольный князь Владимир. – Святые страстотерпцы Борис и Глеб. – Преподобный Ефрем Новоторжский. «Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, – говорит один недавно почивший знаменитый архипастырь, 1 – в ином народе оно совершается ранее, в другом позднее, в одном быстро, в другом медленно». Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильменя, а оттуда в Рим. 2 Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси. Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых Гетов или Даков носят за собой походные храмы». Из этих слов видно, что под именем холодной Скифии нужно разуметь ту, которая простиралась от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельству древних, еще с I века по Р. Х. обитали славяне. 3 У Гетов, или Готфов, живших в нынешней Бессарабии вместе со славянами, еще при Константине Великом образовалась епархия. О распространении веры между Готфами и Скифами более всех заботился святой Иоанн Златоуст . Он посылал миссионеров к скифам, жившим за Дунаем, и для Готфов посвятил епископа Унилу. Но Гунны, Авары и Болгары, одни за другими, опустошали Скифию, и христианство , еще слабое между скифами, пожиналось войною или гонением язычества. На севере Русской земли, где славяне, жившие при впадении Волхова в озеро Ильмень, призвали к себе на княжение Рюрика с братьями (около 862 года), почти не было слухов о христианстве. Двое из сподвижников Рюрика, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благотворящий бедному дает взаймы Господу… Итоговый отчет о сборе средств для лечения инвалида-ополченца Донбасса Олега Тимощука 19.03.2019 643 Время на чтение 3 минуты Наш постоянный автор, доктор экономических наук, профессор Леонид Сергеевич Гребнев предоставил нам итоговый отчет о сборе средств для лечения инвалида-ополченца Донбасса Олега Тимощука. Собранных денег хватит и на оплату основного комплекса лечения, и на дополнительные процедуры, если они понадобятся, и на предметы гигиены на несколько месяцев, и на авиабилеты. 15 марта определился срок начала лечения – 8 апреля. На этот день Кирилл Анатольевич Пшеничный 16 марта уже заказал билет на прямой рейс Ростов-на-Дону – Санкт-Петербург на удобное место (1 ряд общего салона у прохода). После второй недели поступления пришли еще от 26 человек: Марина Степановна М. Наталья Александровна Б. Валентина Сергеевна Ч. Екатерина Николаевна Т. Аркадий Валентинович Л. Андрей Глебович С. Роман Владимирович А. Галина Борисовна Л. Эдуард Анатольевич Е. Ольга Сергеевна М. Дмитрий Викторович Г. Ольга Сергеевна Ш. Павел Васильевич К. Евгений Александрович З. Леонид Сергеевич Г. Елена Михайловна М. Виктор Григорьевич Л. Алексей Алексеевич К. Владимир Геннадиевич С. Олег Николаевич Х. Ольга Алексеевна С. Елена Александровна Я. Елена Владимировна К. Евгений Константинович А. Виктор Николаевич К. Юрий Евгеньевич К. Александр Петрович Б. В том числе 5 человек повторно: Елена Владимировна К. Елена Михайловна М. Евгений Константинович А. Ольга Сергеевна М. Юрий Евгеньевич К. Тогда в кратчайший срок - всего за неделю! - мы смогли собрать необходимую сумму и даже несколько больше, и вот результат - Олег Тимощук больше не прикован к постели и не зависит от костылей, он передвигается по дому на современной коляске и продумывает стратегию возвращения к полноценной жизни. В сражении с собственной инвалидностью он проявил себя таким же стойким и несгибаемым солдатом, как и на фронте. И он полон решимости победить.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/bl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010