Если же кто продолжает осуждать Петра в легкомыслии, то пусть знает таковой и то, что не написано, что он тотчас поверил Андрею, но что Андрей привел его к Иисусу; а это дело разума более твердого, чем увлекающегося. Ибо Симон не просто принял слова Андрея, но пожелал увидеть и Христа, чтобы, если найдет в Нем нечто стоящее речей, последовать за Ним, а если не найдет, отступить назад, так что приведение Симона к Иисусу есть признак не легкомыслия его, но основательности. - Что же Господь? Начинает Себя открывать ему пророчеством об нем. Так как пророчества убеждают людей не менее чем и чудеса, если еще не более, то Господь пророчествует о Петре. Ты, говорит, Симон, Сын Ионин; потом открывает и будущее: ты назовешься Кифа. Высказав настоящее, чрез то удостоверяет и в будущем. Впрочем, не сказал: Я тебя переименую Петром, но: " ты назовешься " ; ибо сначала Он не хотел обнаруживать всю Свою власть, так как еще не имели твердой веры в Него. - Для чего же Господь прозывает Симона Петром, а сынов Зеведеевых - громовыми? Для того чтоб показать, что Ветхий Завет дал Тот же, Кто и ныне переменяет имена, как тогда назвал Аврама - Авраамом и Сару - Саррою (Быт. 17, 5. 15). - Знай и то, что " Симон " - значит послушание, а " Иона " - голубь. Итак, послушание рождается от кротости, которая обозначается голубем. А кто имеет послушание, тот становится и Петром, чрез послушание достигая твердости в добре. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета. Андрей, услышав от Предтечи, и Петр, услышав от Андрея, последовали за Иисусом; а Филипп, кажется, ничего не слышал и, однако же, последовал за Господом тотчас, как Он сказал ему: " иди за Мною " . Чем же Филипп так скоро убедился? Думается, во-первых, что голос Господа произвел в душе его некоторое уязвление любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Если сравнивать подвиг мучеников с героизмом воинов, которых мы можем мысленно сопоставить с воителями более позднего времени, также с оружием в руках отстаивавшими свою христианскую родину – с императором Мануилом и князем Андреем, – то, конечно же, подвиг мученичества гораздо более велик и труден. Вспомните евангельское повествование о том, как апостол Петр в Гефсиманском саду, чтобы, как ему казалось, защитить Спасителя, выхватил меч из ножен, не побоявшись в одиночку пойти против целой вооруженной толпы. Когда же нужно было исповедать Христа, вернее исповедать свое ученичество Христу во дворе первосвященника, куда он поначалу мужественно вошел, желая увидеть, чем все кончится, – он трижды отрекся от Учителя. Исповедать веру оказалось гораздо тяжелее. Впоследствии святой Петр и прочие апостолы, уже осененные благодатью Святого Духа в день Пятидесятницы, претерпели многочисленные скорби ради Господа и пострадали до смерти. А ведь Маккавеи жили до того, как благодать явилась в своей полноте. Хотя, конечно, нельзя сказать, что они выдержали бы все это, если бы не были подготовлены к исповеданию единого Бога своей предыдущей благочестивой жизнью и если бы Господь не укреплял их, потому что их подвиг выше человеческих сил. Преподобный Силуан Афонский говорит, что есть разные степени действия благодати в человеке. Для нас важно особенно свидетельство этого великого старца потому, что он говорит не так, как просвещенные знанием святоотеческих трудов богословы. Святой Силуан все испытал на самом себе, то есть это свидетельство человека все пережившего и имеющего истинный опыт. Он говорит о том, что есть некая степень благодати, когда человек боится согрешить, есть и более высокие степени, наконец, есть и высшая ее степень, когда благодать пребывает не только в сердце человека, но и во всем его теле, тогда могут явиться нетленные мощи. Так было, по его словам, с мучениками. Отсюда мы можем сделать вывод о том, какая для этого нужна благодать: ведь мучение длится не какие-то мгновения, нужно длительно пребывать в таком состоянии. Какая великая сила, какая Божественная благодать нужна, чтобы все это выдержать! Конечно, это не значит, что все мученики к страданию были готовы заранее. Бывало и так, по рассуждению святителя Игнатия (Брянчанинова) , что человек за короткое время, за какие-то минуты или несколько часов, проходил весь путь, который подвижники проходили в течение десятков лет. Но кто из нас может быть уверен в себе и в том, что окажется именно тем человеком, который в течение нескольких часов страданий исполнится благодати настолько, что сможет все вытерпеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

За Христа Божия, по Матфею, Ты Христос, Сын Бога живаго. Христос, т. е. обещанный Мессия (Чит. в объясн. 11 ст. 2 гл). Сын Бога Живаго, т. е. воплотившийся, истинный, единородный Сын истинного Бога, второе лицо Св. Троицы ( Ин.10:35, 11:27 ). Истинный Бог называется живым в противоположность языческим богам – неистинным, мертвым. Это исповедание, замечает св. Златоуст, высказал ап. Петр, как всегда пламенный, нежнолюбящий, стремительный, предупреждающий других Апостолов; но оно было общее – от лица всех Апостолов. По Евангелию Матфея, при этом Иисус Христос сказал ап. Петру: Блажен ты, Симон, вар Иона (сын Ионин): потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах. На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея. В этих словах Господь похваляет Симона за правильное понятие о Себе и говорит, что на таком веровании будет основана вся религия христианская. Не плоть и кровь открыли тебе это, т. е. не какой-либо человек внушил тебе исповедание Иисуса Христа Мессиею, истинным Сыном Божиим. Словами плоть и кровь в Свящ. писании называется человек. Так ап. Павел пишет, что когда Господь призвал его благовествовать о Нем язычникам, тогда он не стал советоваться с плотию, и кровию, т. е. с другими людьми ( Гал.1:15, 16 ). Но Отец Мой Иже (Сущий) на небесех, т. е. истинное верование в Иисуса Христа открыто, – внушено Петру Самим Богом. «Ты слышал голос Бога Отца в делах и словах Его Сына, как бы так говорил Господь Петру при этом. И поскольку ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя: как ты – сын Ионин, так и Я – Сын Моего Отца, т. е. одной сущности с Родившим». (Тр. Лист.) «Почему Иисус Христос не Сам Себя открывает, не говорит: Я Христос, а доводит учеников до того, что они исповедали Его Христом?» вопрошает св. Златоуст, и отвечает: «потому что сие и Ему тогда было приличнее, и их побуждало более верить сказанному.» Господь переименовал Симона в Петра, когда только в первый раз встретил его, приведенного к Нему братом его Андреем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Закрыть Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31) 20.04.2024 18 Время на чтение 9 минут Фото: Из интернет-источников И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Восходя к Крестным Страданиям, Господь спрашивает Своих учеников, за кого почитают Его люди. Он хочет узнать о мнении народа для того, чтобы задать им более важный вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» У учеников — особые с Ним отношения. Он избрал их, дал им учение, сокрытое от толпы. Он берет их с Собой почти всюду, Он посылает их на проповедь. Они — ядро будущей Церкви, где Господь научает их вере с большим или меньшим успехом, ибо их сердца бывают ожесточенными, и их неверие порой преобладает над верой. Потому и задает Господь этот вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» Вне сомнения, это самый главный вопрос. Через Своих учеников Господь задает его и нам. И каждый из нас должен дать свой личный ответ. Петр говорит: «Ты — Христос». В народе одни принимают Его за Иоанна Крестителя, другие — за пророка Илию, третьи утверждают, что восстал еще один из великих пророков. Люди были о Нем самого высокого мнения. Хотя они были далеки от истины, но были убеждены, видя Его чудеса, что Он — великий человек с Божественными дарованиями. Никто вслед за фарисеями не сказал, что Он обманщик. Петр же узнал в своем Учителе Мессию, чаемого Израилем. Тот, кто исповедует эту веру Церкви, в начале Евангелия именуется Симоном. Господь дал ему новое имя, символизирующее твердость. С первых дней он делает решительный выбор. Вместе с братом Андреем, он — один из первых призванных Господом. В Капернауме Господь останавливается в его доме. Вместе с Иаковом и Иоанном он является свидетелем воскрешения дочери Иаира. Он будет в числе трех избранников на горе Фаворской. Весь путь Петра вел его к этому исповеданию. Чтобы понять это исповедание, нам надо пройти этот путь вместе с ним — не просто заново перечитать, но пережить все Евангелие.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/ne...

Значит, Иоанн еще продолжает свою деятельность, продолжает призывать к покаянию, и продолжает, в знак очищения, вернее, как прообраз истинного очищения, омывать водой. Интересно, что к этому же делу подключается и Иисус со Своими учениками, а точнее, «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» ( Ин.4:2 ). Вспомним, кстати, что первые ученики Христовы и были прежде учениками Иоанна Крестителя. «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении». В чем конкретно был спор, можно только догадываться, но, несомненно, были затронуты личность и дело Иоанна Крестителя. Потому что потом ученики «пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему». Мы помним, что Иоанн с Андреем сразу оставили Иоанна Крестителя и пошли за Иисусом, тем самым показав, насколько точно они усвоили его учение. А сейчас перед нами те ученики, которые так и не смогли предпочесть учение – личности учителя. И они недоумевают: как это люди могут предпочесть того, о ком свидетельствуют, – тому, кто, по данной ему премудрости, сам свидетельствует? И как можно предпочесть того, кого крестили, – тому, кто сам крестил? Формально они правы. Иоанн и сам это понимал, когда со страхом говорил Иисусу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне?» ( Мф.3:14 ). Но именно таким путем надлежало «исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ), а ученики так и не смогли вместить. Уход Иисуса в Галилею и кончина Иоанна Крестителя Итак, о Иисусе распространяется слава, и ученики Иоанна Крестителя жалуются, что все идут к Иисусу. Крестителю же, как истинному «другу жениха», напротив, радостно узнавать об этом. Но вдруг Иисус оставляет Иудею. Лука говорит об этом просто как о факте: после искушения в пустыне, «возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» ( Лк.4:14 ). Матфей и Марк связывают уход Иисуса с дошедшей до Него вестью, что Иоанн взят под стражу ( Мф.4:12 ). А по свидетельству Иоанна Богослова, Иисус оставил Иудею именно потому, что видел, как растет Его слава, и повсюду идет слух, «что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн» ( Ин.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И вдруг они, совершенно не понимая смысла обращенных к ним слов, услышали главное: «Идите за Мной». При этом они настолько доверились встреченному ими человеку, что бросили свои сети, а значит, и отрешились от всей прежней жизни. Господь говорит в Евангелии: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8: 34). Вот — настоящий пример того, как человек может отвергнуться себя, то есть сбросить с себя то, что, как ему казалось, составляло всю его жизнь, и пойти за Христом. Как же это удивительно! Насколько все это странно! Насколько непохоже на нас сегодняшних, не готовых поступиться даже малостью, услышав призыв к какомунибудь доброму делу, какомунибудь бескорыстному поступку, какойнибудь жертве, на которую в общемто каждый из нас и готов, но исключительно ради своих близких… А два простых рыбака идут за Христом, оставив всю свою жизнь, пусть даже не без страха и трепета, и становятся апостолами Петром и Андреем. Позже подобным образом поступают двое других братьев — Иаков и Иоанн. Увидев Христа, они так же оставляют все, даже своего отца, отправляясь вслед за Господом в неведомый им путь и уже, как мы знаем из Евангелий, не отступают до конца. Христос с учениками начинает ходить по Земле обетованной — земле обещанной, в которую вселился народ израильский после египетского рабства, по земле, которая жаждала пришествия своего Спасителя. Именно к моменту пришествия в мир Иисуса начинают сбываться все ветхозаветные пророчества, и в первую очередь слова пророка Даниила о явлении и искупительной жертве Господа: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос (Дан. 9: 25–26). В этой маленькой стране весть о том, что Спаситель, Мессия, Помазанник Божий наконец явился, разносится очень быстро, несмотря на отсутствие привычных для нас радио, телевидения и Интернета, именно потому, что весь народ с нетерпением ждал Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И вдруг они, совершенно не понимая смысла обращенных к ним слов, услышали главное: «Идите за Мной». При этом они настолько доверились встреченному ими человеку, что бросили свои сети, а значит, и отрешились от всей прежней жизни. Господь говорит в Евангелии: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ). Вот – настоящий пример того, как человек может отвергнуться себя, то есть сбросить с себя то, что, как ему казалось, составляло всю его жизнь, и пойти за Христом. Как же это удивительно! Насколько все это странно! Насколько непохоже на нас сегодняшних, не готовых поступиться даже малостью, услышав призыв к какому-нибудь доброму делу, какому-нибудь бескорыстному поступку, какой-нибудь жертве, на которую в общем-то каждый из нас и готов, но исключительно ради своих близких… А два простых рыбака идут за Христом, оставив всю свою жизнь, пусть даже не без страха и трепета, и становятся апостолами Петром и Андреем. Позже подобным образом поступают двое других братьев – Иаков и Иоанн. Увидев Христа, они так же оставляют все, даже своего отца, отправляясь вслед за Господом в неведомый им путь и уже, как мы знаем из Евангелий, не отступают до конца. Христос с учениками начинает ходить по Земле обетованной – земле обещанной, в которую вселился народ израильский после египетского рабства, по земле, которая жаждала пришествия своего Спасителя. Именно к моменту пришествия в мир Иисуса начинают сбываться все ветхозаветные пророчества, и в первую очередь слова пророка Даниила о явлении и искупительной жертве Господа: «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» ( Дан. 9:25–26 ). В этой маленькой стране весть о том, что Спаситель, Мессия, Помазанник Божий наконец явился, разносится очень быстро, несмотря на отсутствие привычных для нас радио, телевидения и Интернета, именно потому, что весь народ с нетерпением ждал Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими. Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их». Религиозное и политическое возрождение начиналось с разрушения капищ и прекращения детских жертвоприношений, как это было во времена Гедеона или праведного царя Иосии . Все это в полной мере касается Нового Израиля - православных христиан. О связи детоубийства и гибели государства говорится в литургическом Предании Церкви, в частности, в службе святым мученикам младенцам от Ирода в Вифлееме убиенным, которая была составлена автором великопостного Покаянного канона преподобным Андреем Критским: «...но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу, и рыдает себе, яко держава его вскоре разорится». Поэтому Церкви необходимо открыто свидетельствовать о необходимости законодательной защиты жизни детей до рождения и запрета абортов перед руководителями государства и народом, которые в большинстве своем считают себя православными. Иначе и земную Церковь, и государство, и весь народ ждет неминуемая и кровавая гибель. Тем более, что для сохранения легального статуса абортов нет никаких серьезных законодательных, этических или научных оснований. Есть морок бесовских наваждений, питаемый кровью убиваемых до рождения детей таких, какие были явлены погрязшей в смертном грехе детоубийства России под Невьянском. Этот морок может и должен быть рассеян. «Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата». Грамоли А. Невьянская иконопись// http://www.nkj.ru/archive/articles/10974/ Невьянская находка// Избиение младенцев Иродом. Фрагмент иконы «Рождество Христово».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим. Они привыкли не руководить и приказывать, но лишь работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их исполнены смирения и послушания воле Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их алчут и жаждут как можно большей истины и правды. Мы видим, что Андрей однажды уже оставил свои рыбацкие сети и последовал за Иоанном Предтечей, став его учеником. И как только Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Это живые души, ищущие все большей и большей правды Божией и Царства Божия. Потому Христос и повелевает им: идите за Мною. Таким же образом поступает Бог и со всеми нами. Он не хочет насильно гнать нас на путь спасения, но сначала предоставляет нам возможность самим, свободно и с помощью своей рассудительности, выбрать спасение или погибель. Однако когда Бог, видящий сердца наши, заметит, что сердца наши склоняются к пути добра, к пути спасения, тогда Он решительно привлекает нас на путь сей. Когда же сердца наши полностью уклоняются на путь погибели и зла, Бог оставляет нас, и сатана становится нашим господином. Так было и с Иудою-предателем. Когда сердце его полностью склонилось ко злу и выбрало мрачный путь погибели, Христос более и не пытался отвратить его с того пути; напротив, видя, что в Иуду вошел сатана, Господь сказал ему: что делаешь, делай скорее. Таким образом, ни в случае с Петром и Андреем, ни в случае с Иудою Господь ни в коей мере не ограничивает свободу человеческого самоопределения, но лишь после того как люди сердцем определились в выборе добра или зла, Он решительно говорит: Петру и Андрею - идите за Мною, а Иуде - что делаешь, делай скорее. И Я сделаю вас ловцами человеков. Это означает: как до сих пор вы сетями своими вылавливали рыб из глубины и тьмы вод морских, так отныне будете Мною и Моим Евангелием вылавливать людей из глубины и тьмы зла мира сего. Все благое останется в этих сетях, а все негодное или не сможет войти в эти сети, или выпадет из них.

http://pravoslavie.ru/47199.html

И Дж. Феннел, и И.Н. Данилевский заметили одно малоприятное обстоятельство: подчиняясь хану, приходилось воевать со своим народом. Не поступал ли князь Александр против совести своей? Ведь в конце 50-х гг., когда Ордой проводилась перепись и обложение данью, народ восстал против монгольских " численников " и великому князю пришлось силой уже в самом начале подавить непокорность своих подданных. " Что не удалось Батыю, оказалось по плечу " защитнику русской земли " , — замечает Данилевский. — Вскоре " порядок " был наведен. Ярмо на шею русскому народу, благодаря героическим усилиям великого " освободителя " от крестоносного ига... князя Александра Ярославича, водружено " (с. 130). Чем руководствовался князь, применяя силу к непокорным? Примерами из жизни и Святого Писания. В отличии от многих других князей Александр Ярославич умел учиться у истории. Перед сражением на реке Калке в 1223 г. русские князья убили монгольских послов (79). По узаконенному обычаю монголов, это было тягчайшим преступлением. За ним и последовало жестокое наказание — мученическая смерть самих князей под деревянным настилом, на котором победители праздновали ратную победу (80). Да и случай с его братом, князем Андреем уже кое-чему научил его. Из двух зол опять приходилось выбирать меньшее. Лучше самому собирать дань и отправлять в Орду, чем терпеть постоянное присутствие завоевателей на своей земле. Они-то будут брать, что хотят и когда хотят... Был у него пример и из библейской истории. Богом был поставлен Давид царем Израиля. " И пошел царь и люди на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: " ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые " ... Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых, и слепых, ненавидящих душу Давида... И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним " Кн. Царств, 5; 6-10]. Не случайно и в " Повестях о житии Александра Невского " трижды упомянуто имя Давида (а четвертый раз — иносказательно — Песнотворец), т.е. автор умышленно проводит между ними параллель. А в случае с Веспасианом эта параллель (подавление восстания своего народа) получает и свое четкое обоснование.

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010