Протодиакон Андрей Кураев: Если православная партия будет создана, то она не имеет права говорить от лица Церкви (Видео + текст) 12 января, 2012. Андрей Кураев (признан иноагентом) Нужна ли России православная партия, телеканал ДОЖДЬ обсудил с Андреем Кураевым, протодиаконом Русской Православной Церкви, профессором Московской духовной академии В России может появиться новая политическая сила — специально для всех православных. Нужна ли стране православная партия, обсудили с протодиаконом Русской Православной Церкви Андреем Кураевым. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская Православная Церковь «позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп». Сейчас закон запрещает организовывать партии по религиозному признаку. Однако после инициатив Дмитрия Медведева упростить регистрацию политических партий эти барьеры будут сняты. Последние попытки создать православное движение предпринимались в середине девяностых, но все они были неудачными. Нужна ли России православная партия, телеканал ДОЖДЬ обсудил с Андреем Кураевым, протодиаконом Русской Православной Церкви, профессором Московской духовной академии — Обсудим мы эту тему с нашим гостем. В студии, за столом протодиакон Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, Андрей Кураев, здравствуйте. — Добрый вечер. — Вы как относитесь к этой идее? И может, сразу прокомментируете — оно сразу изначально выглядит достаточно странно – это сочетание? Многоконфессиональность, религия, власть и  политическая составляющая, достаточно странно. — Меня на самом деле удивляют две странности в России. При том, что у  некоторых из нас интеграция в европейское пространство —  культурное и политическое. Первое – это то, что в каждом уважаемом  университете Европы есть традиционно факультет теологии, а у нас нет. Второе — то, что серьезным игроком в политическом пространстве европейских стран является партия “Христианской демократии”. У нас были попытки создавать такие партии уже в конце 80-х г.г.  Даже одной из них вместе с Глебом Якуниным удалось попасть в первый российский Парламент, но не более того.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Надо заметить, что мои домашние – очень неуживчивые – подолгу ни с кем не могли дружить. А я слишком много болтал. Меня сперва щадили как «несчастного», а потом стали «воспитывать» окриками, руганью и запрещали вообще говорить. И я сидел молча, слушал их разговоры, а выйдя на волю, открывал свою «говорилку». Лето 1924 г. я провел на дворе дома с ребятами. Осенью бабушка в последний раз съездила в Порховщину к старым своим знакомым в деревню. Осенью же к нам приехала Евдокия Лаврентьевна Соколова, наша старая, уже нам известная, старушка из дворянской семьи. Религиозная, но по-дворянски: любила ходить в церковь . Это событие очень важно, и с этого времени «проснулась» моя Церковная жизнь. Меня приучили молиться перед и после обеда и говорить «спасибо». А также вечером на сон грядущий «Господи, благослови Христос». Она стала брать и меня с собой на вечерние службы в храм. Но я не умел вести себя в храме: вертелся, крестился как попало. И она, придя домой, всячески просмеивала меня и порицала мое «воспитание». Это разозлило мамашу и мне категорически запретили ходить в храм. 1925 год. Шла зима. Мы играли по-прежнему с Андрюшкой и Мишкой у них дома. Но на Рождество нас отпустила все же мать в храм – я очень просился и плакал. На Сретение она также пустила меня с Евдокией Лаврентьевной ко всенощной, но снова та же история, и мне снова запретили. В феврале в Пскове, по обычаю ежегодному, открылась ярмарка. Мы с Андреем бегали как будто туда, а сами в Михайловский храм. Помню, в первый раз я забежал в Михаило-Архангельский храм. Там читали канон Св. Муч. Мартиниану. Это 13/26 февраля. Этот день для меня дорог, как увидим дальше. Наступил Святой Великий пост , и с Андреем уже тайком от моих и его домашних (они староверы) стали бегать в церковь нашу Пароменскую. На Вербной неделе я купил на рынке вербу и бумажки цветные. «Никак, ты в Церковь думаешь?» – спросила мама. Я молчал. «Пустите его в храм-то, ведь дни-то какие!» – сказала Евдокия Лаврентьевна. И с этого дня меня уже не задерживали: дали полную свободу. На Великий Четверг мы пошли уже с моей бабушкой в Пароменье на Двенадцать Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Только что были указаны некоторые факты, из которых явствует, что древне-русские князья принимали самое горячее участие в делах Церкви, проявляя свое вмешательство даже в дело избрания митрополитов и епископов; даже народные веча стремились к установлению такого порядка вещей. Зная высокое положение, которое занимали в древней Руси владыки, нельзя удивляться тому, что князья и население желали видеть свою кафедру занятой человеком, им известным и ими уважаемым. Правда, такое вмешательство плохо согласовалось с церковными канонами. Но это был век, когда величайшее благочестие спокойно мирилось с нарушением церковных правил. Поэтому нет ничего удивительного в том, что князья и в других случаях вмешивались в церковные дела и проявляли самовластие в чисто церковных вопросах. Так, некоторые князья оказали большое внимание и не меньшее самовластие в вопросе, который сильно интересовал древне-русское общество половины XII века, – в вопросе о том, следует ли поститься в среду и пяток, если в эти дни приходятся Господские, Богородичные праздники или нарочитых святых. Ростовский епископ Нестор, запрещавший пост в эти дни, за исключением праздников Рождества Христова и Богоявления, был прогнан населением, отправлен князем Андреем Боголюбским на суд митрополита с обвинением в каких-то проступках (нам неизвестных), был оправдан митрополитом, но не решился возвратиться в Ростов и отправился в Царьград. Преемник Нестора Леон был изгоняем князем Андреем дважды: в первый раз за то, что он будто бы грабил попов, а во второй раз за то, что он не разрешал поста в среду и пятницу в Господские праздники, тогда как князь был противного мнения. Правда, учение Леона было признано ересью и со стороны патриарха. В 1168 году черниговский князь Святослав прогнал епископа Антония, который воспрещал есть мясо во все Господские праздники за исключением некоторых; епископ учил так, как признано было митрополитом и патриархом, князь же с ним не соглашался. Интересно, что в то же самое время митрополит держал в заточении печерского игумена Поликарпа, который как раз разрешал пост во все Господские праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день поставления иконы Богоматери в соборе князь Андрей объявил себя единодержавным великим князем всея земли Русской, город Владимир провозгласил престольным городом, а Успенский собор стал главным храмом во всей Русской земле. На содержание храма святой Андрей дал от стад и торговых пошлин, одарил селами. Так, «имеяше в себе благодатное сокровище икону Твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу отечество наше». Владимирская икона Божией Матери стала великой национальной святыней на Руси, а святой Андрей Боголюбский явился основателем нового государства. И Матерь Божия внушила благочестивому князю строить монастыри, храмы и города как основу крепости, мощи, единства Руси. Началось просвещение Северной Руси. Там, где раньше полудикие племена занимались охотой и рыболовством да поклонялись бездушным истуканам, воссиял свет Христов, благовестие о Христе Иисусе разрушило тьму языческого нечестия. Появилось иконописание, открывались школы, при этом сохранялись древние благочестивые традиции Византии, Киевской Руси и устои православного бытия. Тридцать храмов было создано святым князем Андреем. Только за шесть первых лет своего княжения он построил восемь каменных храмов: Рождества Богородицы в Боголюбове (1159 г.), Владимирский Успенский собор (1158–1160 гг.), Успения Богородицы в Ростове (1162 г.), Положения ризы Богоматери на Золотых воротах во Владимире (1164 г.), церковь Спаса во Владимире (1164 г.), Покрова Богородицы при устье Нерли, близ Боголюбова (1165 г.), святого мученика Леонтия в Боголюбове, святого Андрея Стратилата в Боголюбове. О себе он писал: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною соделал». Он укрепил и объединил Русскую землю, основал новый духовный центр. Распространяя христианство, он крестил многих болгар-язычников. Он, по сказанию летописца, имел обыкновение водить в свои храмы всех язычников, своих и приезжавших, а чаще всего купцов из разных стран «от латынян и от всей погани» и показывать им «истинное христианство». «Язычники, болгаре, жидове и вся погань» поражались величием и красотой церковного благолепия, где поистине небо соединяется с землей, благодать Божия касалась их сердец, и многие принимали святое крещение. Таковы были последствия впечатлений от созданных св. Андреем Боголюбским величественных храмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Мне приходится самому брать свечи из чудной кустарной работы ящика, мастерства знаменитых палешан. Я хочу взять двенадцать, но там только семь и огарки. Господи, до чего же бедно! Русь моя! Святая и бездольная, нищая и униженная! Сначала молебен. Мне есть за что благодарить Святителя Русского. Мало тех, кто, как я, припадал бы к мощам св. Савватия на Соловках и св. Николая в Бари. Из живущих, вероятно, я сейчас единственный. Свечи озаряют темный лик древнего русского письма. Это тоже, как и всё здесь, приношение Государя Николая Александровича. В их сиянии на меня смотрит не грозный повелевавший кесарям иерарх, борец и победитель темных сил, но бесконечно милостивый, родной и ласковый утешитель, страждущих утолитель, немощных и грешных исцелитель, наш небесный заступник – Никола Милостивый, Никола Русский… Здесь – да! Здесь я молюсь. Здесь могу, хочу, должен помолиться всей душой моею! После молебна – панихида. Упокой, Господи, души трех Николаев! Царя моего, отца моего и друга души моей, последнего на Руси певца Имени Твоего! Все трое умучены. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих! Двое нас было в церкви с отцом Андреем, двое и теперь в садике. Много, много печального, но много и радостного чудесно русского слышу я от него. При Муссолини русская церковь в Бари могла небогато, но сносно существовать. С приходом к власти демократии она впала в буквальную нищету. Отец Андрей голодал. Не было денег ни на свечи, ни на вино и муку для богослужения. Спасло знание о. Андреем греческого языка. Перейдя на него при совершении Святого Служения, он заручился маленькой поддержкой местных греков. Мы восприняли христианство из Византии. Это верно. Но тяжело и скорбно слушать Св. Литургию не по-русски, не по-славянски в русском храме, воздвигнутом последним Русским Императором. Отец Андрей не сложил рук. Борясь в одиночку, он сумел собрать средства на завершение верхнего светлого храма, и теперь его уже расписывает приехавший из Парижа худ. А. А. Бенуа, расписывает бесплатно. В листе пожертвований я с гордою радостью прочел под самым крупным взносом имя Великого Князя Владимира Кирилловича. Далее – князь Багратион, много знакомых по Риму русских фамилий… Но есть и горечь, и стыд: многих тоже хорошо известных по Риму имен я не увидел… А именно эти-то люди больше всех кричат о своей «борьбе за православие»… Ведь все русские в Риме знают друг друга… Знаю их и я… знаю их средства. Становится стыдно, но стыд снова сменяется радостью. Я вижу еще целые группы знакомых фамилий.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29.01.1783, с. Мишенское Белёвского у. Тульской губ.-12(24).04. 1852, Баден-Баден, Германия), поэт, переводчик. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и плененной турчанки Сальхи (после крещения - Е. Д. Турчанинова). Фамилию получил от восприемника при крещении холостого дворянина А. Г. Жуковского (грамота на дворянство Ж. получена в 1795). Воспитывался в семье Буниных, с 1792 г.- в тульском доме своей единокровной сестры и крестной матери В. А. Юшковой. Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) Портрет В. А. Жуковского. Худож. А. П. Елагина с оригинала Ф. Т. Гильдебрандта. 1841 г. (ГМП) В 1797-1800 гг. учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где приобщился к лит. деятельности (1-я публикация - стихотворение «Майское утро» (1797)). Испытал влияние личности директора ун-та И. П. Тургенева, подружился с его сыновьями Андреем и Александром, проникся общей атмосферой пансиона, где господствовали нравственно-религ. и лит. интересы, почитались сочинения европ. мистиков. В речах и стихотворениях, с к-рыми Ж. выступал на пансионских актах, отразилось увлечение идеями нравственного самосовершенствования, всечеловеческого единства и т. п. («Добродетель» («Под звездным кровом тихой нощи…»), «Добродетель» («От Света светов луч излился…») (оба 1798), «Мир» (1800) и др.). Одно из ранних стихотворений - «Платону неподражаемому, достойно славящему Господа» (1800) было откликом на «Слово на день Рождества Христова» Московского митр. Платона (Левшина) (Ж. присутствовал при его произнесении в Троице-Сергиевой лавре 25 дек. 1800). Окончив пансион с серебряной медалью, Ж. в течение 1801 г. числился на службе в московской Главной соляной конторе. Вместе с Андреем Тургеневым и А. Ф. Мерзляковым стал основателем «Дружеского литературного общества» (янв.-нояб. 1801). Целью об-ва было служение «истине и добродетели» посредством «изящной словесности», в его планы входили популяризация малоизвестных в России достижений европ.

http://pravenc.ru/text/182353.html

Он вместе с Петром и Иоанном входил в круг самых близких учеников – так, только они втроем присутствовали на горе во время Преображения Господня, при воскрешении дочери Иаира и во время напряженной молитвы Иисуса в Гефсиманском саду. Однако Иаков в таких рассказах всегда – третий, он упоминается вместе с другими, но не играет самостоятельной роли. Так всегда и бывает в жизни: кому-то достается меньше известности, чем остальным. Иисус позднее братьев не только сыновьями Зеведея, но и арамейским словом «Воанергес», т.е. «сыновья грома» за их горячий характер. Это они хотели низвести огонь на самарянское селение и просили позволения сесть по правую и левую сторону от Иисуса, когда Он придет в Своем Царствии. Но, в отличие от Иоанна, Иакову не была суждена долгая жизнь. Он был казнен царем Иродом Агриппой в 44 году, вскоре после начала апостольской проповеди. Только о его смерти из числа всех апостолов сообщает книга Деяний и вообще Новый Завет. Он не занимал первого места при жизни, но первым принял смерть за Евангелие. Филипп из Вифсаиды Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Симоном, и был призван вскоре после них, а затем привел к Иисусу Нафанаила. Еще трижды Иоанн упоминает о Филиппе На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды. Именно его спрашивал Иисус, где достать хлеба для великого множества народа. Вместе с Андреем он привел к Иисусу неких эллинов, положив тем самым начало проповеди среди неевреев. Другие евангелисты ничего не говорят отдельно о Филиппе – видимо, Иоанн знал о нем больше, возможно, в силу личного знакомства. Особенно интересен третий из упомянутых им эпизодов. На Тайной вечери Филипп попросил Иисуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Другим апостолам хотелось устанавливать Царство Божие, садится по обе стороны от Учителя-Царя, наказывать зло и устанавливать торжество справедливости и добродетели. Филиппу было довольно малого: пережить некий уникальный мистический опыт, узреть Невидимого Бога. Но Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Оказалось, ему уже было дано всё, чего он хотел – а он этого как-то и не заметил.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

В этой же церкви была временно поставлена и икона Божией Матери, принесенная Андреем из Вышгорода. Впоследствии она была перенесена Андреем Боголюбским во Владимир, почему и получила свое название Владимирской. Позднее она была перенесена из Владимира в Москву, где и находится теперь в Кремле, в Успенском соборе. Перенесение столицы во Владимир. Так заблаговременно Андрей Боголюбский создал задуманный им план перенесения столицы суздальского княжества, а со временем (с 1169 г.) и всего великого княжества русского во Владимир. Когда Юрий Долгорукий умер в Киеве, то ростовцы и суздальцы, вопреки распоряжению умершего князя, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, где он построил великолепный храм Успения Божией Матери, в который перенес из Боголюбова и чудотворную икону Богоматери. Он так поступил потому, что решил утвердить новый порядок управления государством и возвысить власть и значение князя. Андрей Боголюбский знал, что в старых городах – Ростове и Суздале были и старые предания и привычки, значительно ограничивавшие власть и нрав князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея своим князем на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти. Живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания с горожанами, которые гордились своим старшинством и ревниво оберегали свои права. Напротив, во Владимире, который ему всецело был обязан своим возвышением, Андрей мог чувствовать себя спокойнее и распоряжаться свободнее. Так он, действительно, и поступал. Решительный в своих действиях, он удалил от себя братьев и других родичей, а также и тех из своих бояр, которых считал недостаточно преданными себе. Такими мерами Андрей Боголюбский сосредоточил в своих руках сильную единодержавную власть. Живя во Владимире, Андрей, как сильнейший князь, подчинил себе и других русских князей и распоряжался делами всей русской земли. Он не думал о совершенном уничтожении уделов, но только желал, чтобы удельные князья были в полной зависимости от него, были скорее наместниками его, чем самостоятельными князьями. За это многие удельные князья не любили Андрея Боголюбского. Ненавидели его также и многие из его бояр за то, что он не спрашивал их советов и не терпел ни малейшего противоречия с их стороны. На этой почве возник заговор против князя. Андрей Боголюбский был убит своими родственниками Кучковичами в селе Боголюбове, где он проводил большую часть времени. За его мученическую кончину и добродетельную жизнь Церковь причислила князя Андрея к лику святых. По отзывам своих современников, он был набожен, благочестив, сострадателен к бедным. Нередко, он по ночам сам входил в храм, зажигал свечи и подолгу молился пред образом. Свою ревность к вере православной он обнаружил еще несколькими походами против соседнего болгарского царства, населенного магометанами. Походы его увенчались успехом, и многие болгары-магометане крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

ххх С отцом Андреем - моим духовником - я познакомился дома, его пригласил мой отец (который сам недавно крестился у отца Андрея). В момент их появления я был у двери, собирался уходить. Когда вошел папа вместе со священником, я растерялся, особенно от того, что не знаю, как принято здороваться с батюшками. В результате мы неловко пожали друг другу руки. Отец Андрей как-то рассеянно-весело посмотрел на меня и прошел за отцом на кухню.  Я застегнул ботинки, надел плащ... - Володя, а ты не крещен? - вдруг спросил батюшка. Я ответил, что нет. - А ты что, неверующий? - Нет, я считаю себя христианином... - Ты что-нибудь читал о Православии? Я назвал одну книгу. - И что? Она не понравилась? Что-то не так? - Да нет, наоборот, я даже немного молюсь... - Но почему ты не крестишься? Я сказал, что считаю себя неготовым, что еще многое нужно перечитать и передумать. - Э, знаешь, думать ты будешь всю жизнь... Ну ладно, думай, думай, конечно. И если надумаешь, то приходи ко мне. Я готов тебя сразу крестить. С тем и расстались. Мне в тот момент казалось, что в голове словно ветер гуляет - все перепуталось, всполошилось... Но краешком я зацепился. Новое было в том, что я теперь знал: в этом городе есть одна церковь, где есть отец Андрей. Он вроде простой какой-то, ничего в нем нет от духовного учителя, худенький, средних лет... Но этот отец Андрей всегда ждет меня, и я могу прийти к нему и креститься!.. Стоп, сказал я себе. Не надо принимать происшедшее близко к сердцу. Мне все равно нужно еще год или несколько лет, чтобы прочесть литературу, получше понять Православное учение. Я очень твердо решил повременить...  Но почему-то не покидала меня моя новая памятка: в этом городе есть эта церковь с этим самым священником, отцом Андреем, в котором вроде бы нет ничего такого... Месяца через полтора я крестился. ххх Духовники сегодня больше похожи на военврачей, которым все время подносят новых раненых, и они успевают сделать только то, что совершенно необходимо в первый момент. И кто-то все-таки погибает, потому что его не могли вылечить как следует. 

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

—415— году Владимирским князем Андреем Александровичем на месте Кучкова села. По несомненному же сказанию истерии, основание храма было положено великим князем Московским Василием Димитриевичем, который, как моя; но предполагать, начал иостройку нового храма, уже каменного, около 1393 года». Столь важное утверждение, которое касается самого начала построения Благовещенского собора, автор не подкрепляет никакими аргументами. Конечно, вполне естественно является вопрос о степени доверия к авторитету о. Извекова. Откуда он знает о таком предании и о несомненном сказании истории? И если мы обратимся к описанию собора 1906 года, то там найдем то же утверждение, но с ссылкой на И. Е. Забелина „Историю г. Москвы“. Действительно, покойный И. Е. Забелин говорит (только не на указанной автором 108, а на 107 странице) о построении Благовещенской церкви в 1393 году, но в таких словах: „вероятно, около того же времени, как вел. княг. Евдокия строила храм Рождества Бог. у своих хором (в 1393 г.), с западной стороны дворца, ее сын, вел. кн. Василий Дмитриевич, с восточной стороны дворца построил каменную церковь Благовещения“. Итак, „вероятно“ покойного И. Е. Забелина у о. Извекова превратилось в „несомненное сказание истории“. Само собою разумеется, что такое легкое обращение с датами археологического памятника совершенно недопустимо. Что же „касается собственно „предания“ о построении в 1291 году Владим. кн. Андреем Александровичем Благовещенской и., то автор так и не указывает, откуда взято оно им. Отсюда можно видеть, что самая начальная история храма остается без освещения, хотя у автора и были под руками данные на этот счет. При изучении того или другого храма, особенно – древнего, исследователь обычно уделяет преимущественное внимание истории иконного письма в этом памятнике старины. И, конечно, такой интерес повышается, если мы имеем дело с храмом, в росписи которого принимал участие какой-нибудь знаменитый иконописец. Определение степени такого участия и выяснение характера его письма будет иметь значение не только для данного храма, но и для современных ему памятников, относительно которых неизвестно, кто их расписывал. Достаточно бывает в таких случаях

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010