Однако с уверенностью можно полагать, что эта церковь была освящена во имя положения ризы Богоматери. В повести об убиении великого князя Андрея, написанной якобы по повелению епископа Владимирского Симона (1225–1226), но во всяком случае древней и по спискам восходящей к XVI-XVII векам и находящейся в Милютинской минее (1646–1654), ясно говорится, что эта церковь создана была князем Андреем во имя положения ризы Богоматери. То же говорится в житии св. князя Андрея, написанном в 1702–1708 годах. И естественно, что князь, создавший Покровскую церковь, создал церковь и ризположенскую, напоминавшую о явлении и ему Богородицы, как Андрею блаженному в церкви Положения ризы Богоматери Влахернской. Но против предположения об установлении праздника Покрова Богородицы св. Андреем говорит громко и решительно очень многое. 2. Проложное сказание 1 августа составлено неискусно; сначала говорит неизвестный автор и это большая часть сказания, затем делается без связи краткая выдержка из послания цареградского об установлении там праздника и наконец в одном известном прологе и, может быть, и других весьма немногих приводятся слова и молитва самого князя Андрея. Самый слог того места, которое приписывается князю, весьма не правилен. Притом об установлении праздника 1 августа в сказании повторение; в первой части говорится: «тож видение Мануил царь тамо виде в един день, августа в 1-й уставиша праздновати милости Божия человеколюбия», в славянском печатном прологе: «тоже видение виде и Мануил царь во своем полце. И в первый день августа месяца праздновати уставиша день о милости Божии и человеколюбии». В Забелинском списке в конце повторения: «августа в 1 день Маковеи уставихом... и сий праздник уставлен бысть худым и грешным рабом Божиим Андреем». Равно в сказании две молитвы: одна составителя сказания, а после другая князя, что неестественно. По всей вероятности, самоличные слова князя есть позднейшая подделка и приставка и потому не приняты в другие прологи и в печатный. Впрочем, если эти слова об этом празднике принадлежат самому князю, то и это не говорит об установлении праздника Покрова св. князем Андреем. В первой части проложного сказания 1 августа можно видеть, что автор его имел в виду проложное сказание о Покрове и службу на Покров. Что касается до молитв Богородицы на хартии Боголюбивой и в сказании о празднике Покрова, то между той и другой есть существенная разница. В сказании о Покрове Богородица молится о всяком месте, где призывается имя Божие и Ея, а Боголюбивая молится о месте, где остановилась икона Ея, и св. князь Андрей, если проложное сказание о Покрове приписать ему, не мог слышанную им прежде молитву Боголюбивой изменить так существенно в проложном сказании о празднике Покрова Богоматери, чтобы сделать ее молитвой о всяком месте. Это бы бросилось в глаза современников. Молитва князя Андрея Спасителю и Божией Матери в показанном проложном сказании также существенно отлична от молитвы Богородице лица, установившего праздник Покрова Ея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Здесь разбирается проложное сказание об установлении св. Андреем Боголюбским праздника 1 августа Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери. В списке пролога XVI века библиотеки Забелина в конце сказания об установлении этого праздника, которое почти во всем сходно с печатным проложным, еще говорится: «яко же в Констянтине граде уставиша святии отцы благовернии Пантократор (вседержителя) милости Божия и человеколюбия, тако и сии праздник уставлен бысть худым и грешным рабом Божиим Андреем князем сыном Георгиевым внука Мономахова именем Володимера князя и царя всея Русии». Затем идет молитва св. князя Андрея Спасителю и Божией Матери, которая кончается словами: «тако и мне грешному и недостойному рабу Твоему Андрею приложита неизреченныя милости своея свыше посылающе от тебе бо Владыко и пречистая Мати Божия всякое даяние благо и дары свершени посылаются уповающим на Тя с верой всегда и в безконечный век. Аминь». Таким образом это проложное сказание имеет сходство с проложным сказанием 1 октября; и там сказание написано от лица, имеющего власть установлять праздники, как нами показано, князя, и в нем говорится: «яко же (Богородице) тамо сущая народы в церкве милостивно покры, тако и нас грешных раб твоих покрый кровом крилу твоею». Вообще не мало, по-видимому, обстоятельств, говорящих за то, что праздник Покрова установлен св. князем Андреем, именно: 1) несомненно бывшее построение церкви Покрова Богородицы; 2) сходство проложных сказаний (1 окт. и 6 августа) и молитвы Богородицы; 3) внесение памяти св. князя в святцы 2 октября; 4) Явление Богоматери св. князю Андрею, подобное отчасти явлению Ея св. Андрею блаженному, естественно могло расположить князя к установлению праздника Покрова Богородицы; 5) Святым князем Андреем создана в 1164 году церковь на золотых воротах во имя положения ризы Богоматери во Влахернском храме, где Богоматерь явилась блаженному Андрею. Правда, в летописях говорится, что на золотых воротах князь Андрей создал церковь Богородицы, но праздника Богородицы не означено.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Старицкий Вознесенский монастырь См. Вознесенский Тверской. Старицкий Успенский монастырь Тверской Епархии 3 класса мужской, местоположение своё имеет в городе Старице, на самом берегу реки Волги, на Московской стороне против крепости, бывшей на другой стороне реки Волги; построен в начале XVI столетия Старицким удельным Князем Андреем Иоанновичем; соборная церковь во имя Успения Богородицы сооружена из белого камня Готической архитектуры наподобие церкви, что на Синайской горе, иждивением оного Князя, и снабжена всей утварью. Вскоре после того построена другая церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы с трапезой иждивением Государя Царя Иоанна Васильевича; а третья – на Святых воротах во имя Священномученика Василия Анкирской церкви, и ограда построены Князем Андреем Ивановичем. В начале XVII столетия, при нашествии Литовцев на Россию и при опустошении города Старицы, этот монастырь был разорён, но после опять возобновлён. В 7189(1681) году в пожарное время монастырь выгорел; но вскоре после того возобновлён; при чём в 7194 (1686) году построена и колокольня каменная и повешены на ней 10 колоколов. Тогда же поставлены две кельи каменные и поварня. Всё это устроено и монастырь возобновлён монастырским иждивением и доброхотнодателей, а тщанием Архимандрита Исаии. Ограда была прежняя каменная ветхая мерой в окружности на 261 сажени. За монастырём – скотный двор, и на реке Старице – мукомольная мельница, данная вкладом монастырю в 1619 году от Посадских людей Сысоевых. В настоящее время здания в этом монастыре имеются все каменные следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери, построенная Князем Андреем Ивановичем Старицким; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Введения во храм с приделом Св. Арсения, Епископа Тверского, построена иждивением Царя Ивана Васильевича; 3) на святых воротах – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Иоанна Богослова, построена в 1694 году вместо разобранной прежней, бывшей во имя Св. Василия Анкирского; в 1797 году, по возобновлению, освящена Игуменом Иоасафом; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) Настоятельские о двух этажах КЕЛЬИ; 6) Духовное ПРАВЛЕНИЕ; 7) УЧИЛИЩЕ; 8) ОГРАДА кругом монастыря на 209 саженях, построена в 1750 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Андрею, еп. Мамадышскому (4 окт. 1907 г.)//Там же. 45. С. 1398-1402; Освящение храмов//Там же. 1908. 1. С. 2; 27/28. С. 821; 1909. 42. С. 1187; 46. С. 1320; Коблов Я. Торжество освящения храмов - в с. Апазове Казанского у. и дер. Янылях Мамадышского у.//Там же. 1908. 6. С. 193-196; Общее собрание Братства св. Гурия за 41-й братский год//Там же. 42. С. 1213-1222; Андрей (Ухтомский), еп., Даулей Р. Кружок сестер-сотрудниц Братства свт. Гурия, его состав и цели//Там же. 1909. 10. С. 312-316; Молчанов Н. Порядок следования св. икон с частицами св. мощей//Там же. 1909. 17. С. 477-481; Земляницкий Т., свящ. Посещение преосв. Андреем, еп. Мамадышским, с. Хыр-Касов, Козмодемьянского у.//Там же. 41. С. 1175-1176; В-ков В., свящ. Освящение храма во имя св. прп. Серафима Саровского Чудотворца, при муж. чувашском Александро-Невском мон-ре Козмодемьянского у.//Там же. 46. С. 1335-1340; Шестаков А., свящ. Посещение преосв. Андреем, еп. Мамадышским, с. Емелева и Аштавай-Нырской общины Козмодемьянского у.//Там же. 1910. 4. С. 137-139; Миссионерский съезд в Казани. 13-26 июня 1910 г.//Там же. 23. С. 651-686; 24. С. 687-725; Прощание правосл. казанцев с преосв. Андреем, бывш. еп. Мамадышским, викарием Казанским, а ныне еп. Сухумским//Там же. 1911. 36/37. С. 1029-1060 (отд. изд.: Каз., 1911); Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1.С. 250-253, 254-255; Т. 3. С. 387-388; Т. 4. С. 55-56; Акты свт. Тихона. С. 933, 962, 976, 977; Смолич. История РЦ. С. 237, 238, 451; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 84-86, 513-514, 527; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 192; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. М., 2004. С. 202, 204-205, 213, 224, 230, 293, 627-632, 639, 641, 647, 690, 821, 823; Губонин. История иерархии. С. 287, 874, 880; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 324-332, 338-339, 450-453; Мухин В., прот. История закрытия храмов и мон-рей г. Казани в 20-е - 30-е гг. ХХ ст.//ПС. 2008. 1(16).

http://pravenc.ru/text/2561768.html

Передав историю призвания Филиппа, Евангелист следом делает замечание, что Он происходил из одного города с Андреем (1:44). Кратка была история призвания Филиппа, но она уясняется из этого замечания Евангелиста: если принять во внимание, что призвание самого Андрея совершилось пред призванием Филиппа и при том – незадолго до него, что ещё накануне только Андрей виделся с Господом, когда привёл к Нему брата своего, Симона Петра, то понятно, почему так скоро последовал Филипп за Иисусом Христом. Почва была подготовлена, нужно было только семя. Не случайно встретился Филипп на дороге Господу: его поставил туда Андрей. Он расположил его к этой встрече, Он указал ему путь, на котором и обрёл Филипп Того, Его-же писа Моисей в законе и пророцы. И вот, когда «на другой день Иисус восхотел идти в Галилею и находит Филиппа», – Он «говорит» только «ему: иди за Мною» (1:43): больше ничего уже и не требовалось, – на убеждённого уже Андреем и верующего уже Филиппа нужно было только повлиять решительным словом, и – Он следует за Сказавшим его. Значение замечания Евангелиста о происхождении Ап. Филиппа из одного города с Ап. Андреем изъясняется ещё и другими, более частными, но характерными чертами. Если сравнить исповедание Филиппа пред Нафанаилом: «Его-же писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, Иже от Назарета» (1:45), с исповеданием Андрея пред братом своим, Симоном Петром: «обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос» (1:41): не слышится-ли между ними сходства, не однородны-ли они даже по внешней форме своей? И затем: в ответ Нафанаилу на сомнение его: «от Назарета можеть-ли что добро быти?» – Филипп говорит ему: «прииди и виждь» (1:46). Но замечательно, что те же самые слова, в особо знаменательном при том смысле 174 , были сказаны Господом и – никому другому, как именно Андрею и другому ученику Иоанновну (1:39). Не ясный-ли намёк это на ту связь, в какой стояло призвание к Апостольству Филиппа с призванием Андрея, его земляка? Не отголосок-ли это тех убедительных речей Андрея, силою которых привлёк Он ко Христу и Филиппа?..

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Оба сына святого Феодора положены подле родителя в Спасском монастыре. В 1463 году Спасский архимандрит Христофор обрел нетленные мощи трех святых князей – Феодора и сыновей его «под церковию в подклете, поверх земли». Он перенес их в храм и положил в одном гробе. Благодатными струями потекли от святых мощей исцеления и чудеса. Ростовский архиепископ Трифон за неверие в святость новых ярославских чудотворцев поражен расслаблением всего тела, но исцелился, когда уверовал. С того времени мощи святых князей почивают открыто в соборной церкви Спасского монастыря (ныне архиерейского дома) в серебряной раке, устроенной в 1831 году (История г. Ярославля протоиерея И. Троицкого , с. 34–36. Описание г. Ярославля А. Крылова, с. 166–170.) Житие святых князей написано вскоре по открытии мощей их иеромонахом Спасского монастыря Антонием и помещено в «Степенной книге» (Обзор русской духовной литературы, ч. 1, § 100.) 56 Хотя неизвестно время второго брака святого Александра Невского, но весьма вероятно, что Даниил, оставшийся сиротой в двухлетнем возрасте, был рожден княгиней Вассой, а не Александрой Брячиславовной, от которой родились старшие сыновья Александра. 57 В усобицу между старшими братьями Дмитрием и Андреем за великое княжение, потом – между Андреем и некоторыми удельными князьями. 58 Так, например, после княжеского съезда в Дмитрове из всех князей только один Даниил Московский искренне помирился с Андреем. (Карамзин. История Государства Российского, т. III, стр. 344). 59 Иоанн Дмитриевич имел сына, который умер в младенчестве. Они оба погребены подле гробницы великого князя Димитрия Александровича, в древнем Спасском соборе Переяславля-Залесского. 60 Степенная книга. I, 377. – Когда Иоанн Переяславский завещал свой удел Даниилу, прочие князья дивились, что такой значительный удел присоединен к «малому и убогому» городу – Москве. В то время область Переяславская вместе с Дмитровом была после Ростова первой во Владимирском великом княжении как по числу жителей, так и по крепости главного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Письменные свидетельства и датировка Точная датировка Б. и. затруднена, поскольку в древнейших письменных источниках сведения о ней отсутствуют. Принято считать, что чудотворный образ был создан ок. 1158 г., т. е. в период правления кн. Андрея во Владимире (1155-1174). Не исключено, что Б. и. могла быть создана после 1177 г., когда кн. Глеб Рязанский «много... зла створи церкви Боголюбьскои юже бе оукрасил Андреи князь добрыи иконами и всяким оузорочьем» (Лаврентьевская летопись//ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383). Н. Н. Воронин датировал Боголюбский дворцовый ансамбль 1158-1165 гг. (известие о закладке Боголюбова приведено в Новгородской четвертой летописи под 1158 г.), наиболее вероятно, что Б. и. была написана по заказу кн. Андрея сразу после сооружения храма в его загородной резиденции, в 1150-1160-х гг. или в 3-й четв. XII в. Упоминания о Б. и. отсутствуют в ранней редакции «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и впервые встречаются в житии кн. Андрея Боголюбского (нач. XVIII в.). Наиболее подробные сведения об иконе содержатся в «Летописи Боголюбского монастыря» (1767-1769), составленной игум. Аристархом. Несмотря на позднее происхождение этого источника, уникальность и разнообразие его свидетельств говорят о том, что ее составитель мог использовать не сохранившиеся до наст. времени документы или лит. произведения. В «Летописи» сообщается об остановке повозки с Владимирской иконой в окрестностях Владимира, о совершении кн. Андреем молитвы, во время к-рой ему явилась Богоматерь со свитком в правой руке, повелевшая поставить икону не в Ростове, а во Владимире и на месте Ее явления основать храм и мон-рь. Вскоре кн. Андрей заложил каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы и приказал иконописцам изобразить Богоматерь так, как Она ему явилась. Князь поместил икону в новый храм, установив праздник в честь образа в день явления Богоматери 18 июня. Мон-рь, основанный кн. Андреем, стал называться Боголюбским в память о явлении Богородицы. Это название перешло и на чудотворную икону (вариант «Боголюбивая», вероятно, представляет собой народное переосмысление эпитета «Боголюбская»). Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», Деисус из 5 фигур на верхнем поле Б. и. повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед к-рыми он молился в своем шатре. Возникновению предания, возможно, способствовало то, что Б. и. оказалась единственной уцелевшей иконой из первоначального убранства церкви бывш. княжеской резиденции и после перенесения в Москву Владимирской иконы - единственной местной иконой, связанной с основателем храма кн. Андреем.

http://pravenc.ru/text/149497.html

16 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 25 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, а также раки святого благоверного великого князя Александра Невского. Справка: В ответ на обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Президента России Владимира Владимировича Путина было принято решение о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым в XV веке, и о передаче в Александро-Невскую лавру раки святого благоверного великого князя Александра Невского, созданной в XVIII веке по указанию императрицы Елизаветы Петровны и изъятой из лавры в 1922 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить глубокую благодарность главе Российского государства Владимиру Владимировичу Путину за принятые решения о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, а также исторической раки святого благоверного великого князя Александра Невского. 2. Подчеркнуть, что возвращение Русской Православной Церкви ее святынь, насильственно изъятых в ходе антицерковной кампании 1922 года, будучи актом справедливости, является важнейшим действием по укреплению духовного единства народа России. Будучи размещены в храмах, святыни становятся открытыми для усиленной богослужебной молитвы верующих, особенно необходимой в сложные для Отечества времена. ЖУРНАЛ 26 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о теме XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях. Справка: Священный Синод в заседании от 16 марта 2023 года (журнал 1) определил: «Провести XII Парламентские встречи 23 января 2024 года, а XXXII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 24 по 27 января 2024 года». Высший Церковный Совет в заседании от 27 апреля 2023 обсудил возможные темы XXXII Международных Рождественских образовательных чтений и направил предложение на утверждение Священного Синода.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С начала июня, когда мы повстречались с отцом Андреем на пути в Великорецкое, прошло несколько месяцев. Материал, который я надеялся написать по горячим следам, стал скорее напоминанием, что уже пора готовиться к следующему крестному ходу – договариваться с друзьями, писать заявления на отпуска. Паломничество на Великую освящает-организует весь год, становится неисчерпаемым источником для воспоминаний. Для некоторых это на всю жизнь, столько дружеских отношений, супружеств здесь завязалось. Кратко опишу, при каких обстоятельствах я брал интервью у батюшки. Мои ступни из-за того, что я плохо подготовился к паломничеству, превратились в две мозоли. Ковыляя и опираясь одной рукой на палку, я в другой держал диктофон. При этом нам с отцом Андреем и его прихожанами время от времени приходилось преодолевать какие-то болотца или иные препятствия. Плохо было то, что мы при этом всё время разделялись, да так, что не понять – кто из нас отстал, кто ушёл вперёд. Когда движется лесами двадцать тысяч человек – потеряться можно, что называется, с концами. Но с батюшкой мы всё-таки каждый раз находили друг друга. Так родился на свет этот материал. – Отец Андрей, с какого года вы начали ходить? – Кажется, с 95-го. Тогда нас было около двух тысяч, в десять раз меньше, чем теперь. Было проще устроиться на ночлег, большинство ходоков знало друг друга, а так мало что изменилось. Постепенно приобретается опыт: какую еду с собой брать, как уберечься от дождя, от мозолей. – Много ли людей стали вашими прихожанами благодаря ходу? – Благодаря ходу многие остались прихожанами. Часто так бывает: люди зайдут в храм раз-другой, что-то не сошлось, на чай не пригласили – и человек уходит. Потом он иногда вспоминает Бога и даже считает себя православным, но его трудно назвать чадом Церкви. А в пути на Великую человек действительно становится нашим. Что досталось не даром – тем и дорожишь. Я бы не сказал, что есть ощущение, будто мы совершаем подвиг. Но есть чувство, что ты делаешь то, что должен, исполняешь то, к чему призван. В середине девяностых от нашего прихода отправлялось на Великую человек пятьдесят, теперь больше двухсот. Это помогает нам, с одной стороны, сплотиться, с другой – не замкнуться в себе, в своём приходе. Знаете, такое бывает с некоторыми общинами, например у отца Георгия Кочеткова. А здесь десятки приходов шествуют не только вятских, но из многих епархий. Очень важно, чтобы приход не заслонял от человека Русской Церкви во всей её полноте.

http://pravoslavie.ru/37141.html

Забыть Кураева За что отца Андрея — по его мнению — уволили из МДА? Что за череда разоблачений и как быть с презумпцией невиновности? На эти темы Правмир пообщался с отцом Андреем. 10 января, 2014 За что отца Андрея — по его мнению — уволили из МДА? Что за череда разоблачений и как быть с презумпцией невиновности? На эти темы Правмир пообщался с отцом Андреем. Почему Православная Церковь решила забыть Кураева? О возможных причинах мы поговорим с самим протодиаконом Андреем и попытаемся выяснить, чем он не угодил. Забыть Кураева? Увольнением протодиакона Андрея Кураева из Московской Духовной Академии, предшествовавшей и последовавшей за этим волной скандальных публикаций в его блоге и высказываний в интервью запомнится интересующимся церковной жизнью интернет-пользователям прошедший Рождественский пост и первые праздничные дни. МДА – средство омоложения — Насколько болезненно вы восприняли увольнение из Московской Духовной академии? Это утрата определенного положения, статуса – или что-то большее? — Скажу честно, помимо всего прочего для меня работа в академии была еще и «средством Макропулоса», то есть лекарством для омоложения. Когда ходишь по знакомым с юности коридорам, видишь ту же самую форму семинаристов, лица старых профессоров, у которых когда-то учился сам – немножко молодеешь. Важнее же всего то, что работа в академии – это возможность еженедельно бывать у святынь Троице-Сергиевой Лавры. Жалко, что сейчас это утрачено. — А потеря статуса профессора? — Профессором богословия я остался. Это же личное звание. Как священник при переходе с прихода на приход не перестает быть священником, так и профессор. Просто я перестал быть профессором МДА. Знаете, у меня никогда в жизни не было визитных карточек. Ни в каких архивах не найдется визитной карточки, на которой написано: «Диакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии». Более того, когда меня представляли на лекциях или журналисты, я всегда просил: «Не надо удлинять воскрилия моей визитки. «Диакон Андрей Кураев» – этого вполне достаточно».

http://pravmir.ru/zabyt-kuraeva/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010