День многознаменательный в жизни Андреевского скита. В этот день с небывалой на Афоне торжественностью освящен новый храм, которым справедливо гордятся Андреевцы и который, говорят, по величине, красоте и богатству является лучшим храмом на всем Афоне, где существует в русских и греческих обителях несколько сот храмов. Новый храм посвящен имени святого Апостола Андрея Первозванного с приделами в честь святого благоверного князя Александра Невского и св. равноапостольной Марии Магдалины. Первый камень в его основание был положен Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем во время пребывания его на святой горе, 33 года тому назад, 16-го июня, 1867 года, в память спасения жизни Августейшего родителя его, в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича, от злодейского покушения в Париже. Но начал строиться храм только с 1881-го года, так как у иноков не доставало средств на постройку. В 1879 и 1882 годах игумен Андреевского скита о. Феодорит, с разрешения Святейшего Синода, производил сбор пожертвований с иконой «в скорбех и печалех» в России. После этого явилась возможность начать постройку храма, фундамент которого в настоятельство о. Феодорита был доведен с основания до уровня земли. Затем постройка приостановилась, и возобновилась в 1893 году при нынешнем настоятеле архимандрите Иосифе, благодаря изысканным им средствам и щедрым пожертвованиям упомянутого Сибирякова. Постройка храма производилась нанятыми в Константинополе мастерами, при участии всей монашествующей братии, кроме болящих и престарелых, под наблюдением Константинопольского архитектора – практика Гкочо, по плану С.-Петербургского профессора архитектора Шурупова. По словам иноков, стоимость нового собора доходит до 2 миллионов рублей. И не удивительно. Он почти весь сделан из местного мрамора двух цветов: белого и серого; в виду повторяющихся на Афоне землетрясений, собор выстроен нарочито прочно, отчего снаружи здание кажется тяжелым и неуклюжим. Толщина, его стен в основании достигает до 3-х сажен. В вышину храм имеет 19 сажен, длина его равняется слишком 30 саженям, а ширина – 15 саженям. Над собором красуются 8-мь куполов, обложенных медью и выкрашенных зеленой масляной краской; главы, яблоки и кресты вызолочены. В связи с храмом возвышается колокольня, на которой около 20-ти больших и малых колоколов. Первое место среди них занимает колокол в 300 пудов, пожертвованный в скит покойной Императрицей Марией Александровной. На колокольне же устроены превосходные башенные часы, которые выбивают, с помощью колоколов, часы, получасы и четверти. Внутри собор, благодаря хорам, очень поместителен и буквально весь залит светом. Купол поддерживают громадные столбы, между которыми спускается сверху громадное красивое паникадило. Иконостас сплошь вызолочен и с разными красивыми колоннами. Все стены и иконостас расписаны художниками-иконописцами А. Трониным и Кортневым, и роспись производит очень приятное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В конце XIX века, благодаря широкой известности деятельности Иоанна Кронштадтского, в Кронштадт съезжалось много верующих паломников со всей России. С начала 90-х годов XIX века Иоанн Кронштадтский исповедовал в Андреевском соборе сотни верующих. ежедневно. Святой Синод разрешил о. Иоанну Кронштадтскому перейти на общую исповедь. Андреевский собор не вмещал всех желающих туда попасть. Идея, появившаяся в 60-х годах, о строительстве часовни у Андреевского собора, была поднята, и реализована благодаря энергии протоиерея Александра Ивановича Таратина. А. И. Таратин служил дьяконом в Андреевском соборе с 1842 года, в 1875 году был посвящён в сан священика, а в 1897 году — протоиерея. А. И. Таратин был настоятелем малоизвестной церкви Святого преподобного Иоанна Рыльского при гражданской тюрьме в Кронштадте, которая была освящена им в 1897 году. Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена по проекту выдающегося Санкт-Петербургского епархиального архитектора — Николая Никитича Никонова. По его проектам были построены Ново-Афонский монастырь (1888—1900), Иоанновский монастырь на Карповке (где был похоронен о. Иоанн Кронштадтский) (1900—1903, 1907—1911), церковь Казанской иконы Божией Матери в Териоки (Зеленогорске) (1909—1915), и очень много других, по всей России. Об интерьере той часовни осталось мало сведений. Известно, что часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери имела белый позолоченный трёхъярусный иконостас с семью иконами (Тихвинской иконы Божией Матери, иконой св. мучеников Александра и преподобной Марины (во имя небесных покровителей о. Александра и его жены), и др. В окнах часовни были устроены витражи, — в южном окне Воскресение Христово, а в северном — Божией Матери). Над входом в часовню во фронтоне был рельеф «Всевидящее Око в сиянии» (в возрождённой часовне сивол воспроизведён над Царскими вратами иконостаса). Часовня, построенная как уменьшенная копия Андреевского собора середины XIX века, повторила судьбу Андреевского собора. Во второй половине 20-х годов XX века гонения на священиков и церковь вылились в разрушение храмов. В Кронштадте после 1932 года не осталось ни одного действующего. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери была разрушена в самом конце 1931 года, а в начале 1932 года был взорван и разобран Андреевский собор.

http://sobory.ru/article/?object=12015

В центре храма на аналое возлежала икона апостола Андрея Первозванного с частицей его святых мощей. Песнопения исполняли хор Андреевского кафедрального собора под управлением регента Н. Романцовой и хор Покровского храма Усть-Каменогорска под управлением О. Афанасьевой. За богослужением молились насельники Свято-Троицкого монастыря, сотрудники Усть-Каменогорского епархиального управления, прихожане Андреевского собора и городских храмов.На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов. Литургия завершилась славлением апостолу Андрею Первозванному перед его иконой с частью святых мощей. Митрополит Александр поздравил архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян с престольным праздником главного храма Рудного Алтая и произнес проповедь. Слова благопожеланий и поздравлений глава Митрополичьего округа сказал в адрес епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия, молитвенно отметившего 6 декабря свое тезоименитство — день памяти святителя Амфилохия Иконийского. Митрополит Александр пожелал епископу Амфилохию здоровья и помощи Божией в несении архипастырских трудов и преподнес в дар просфору и букет цветов. В ответном слове управляющий Усть-Каменогорской епархией поблагодарил Предстоятеля Православной Церкви Казахстана, Преосвященных владык, священнослужителей и верующих за радость общей молитвы в день престольного торжества и поздравления с тезоименитством. Здание духовно-административного центра Усть-Каменогорской епархии возведено на средства благотворителей на территории Свято-Троицкой обители, где расположены главный храм Рудного Алтая — кафедральный собор апостола Андрея Первозванного и старейшая каменная церковь казахстанского Прииртышья — крепостной собор Живоначальной Троицы. Территория Свято-Троицкого монастыря — исторический центр города Усть-Каменогорска, поскольку именно на этом месте в 1720 году была основана крепость Усть-Каменная. Духовно-административный корпус возведен по соседству с Троицким собором и составляет с ним единый, стилистически выдержанный архитектурный ансамбль.

http://patriarchia.ru/db/text/5322092.ht...

Мы теперь направлялись в Андреевский скит, где предполагали ночевать. Андреевский от Руссика находится на часовом расстоянии 284 – около верст. Путь к скиту лежит мимо старого Руссика. Путь лежит по горной дороге, которая изветвляется по разным направлениям. Смотря от нашего монастыря вверх, представляется взору длинная цепь горных высот, расположенных уступами; думаешь, что вот-вот за ними должен быть или скат их, или большая равнина; на самом деле нет – за первыми высотами, ограничивающими наш горизонт, являются другие высоты, а за ними третьи... Растительность в этой западной стороне не роскошная: почти на оголенных скалах в изобилии растут мелкие кустарниковые растения: маслины, каштаны, каморневое дерево, которого наибольше; дуб есть, но очень тощий – не чета русскому, а сосна совершенно тощая и не походит на роскошную русскую сосну. По пути мы заехали в старый Руссик, до которого от нового Руссика всего [три четверти часа] 285 времени. Этот монастырь во всем подчинен новому Руссику. Местность старого Руссика нельзя сказать, чтобы была живописная, но чрезвычайно тиха и уединенна. Почти со всех сторон окружен нагорным лесом, только северо-западная часть открыта, и здесь открывается прекрасный вид на залив Святой Горы. Здесь видны только развалины, свидетельствующие о былом и прежнем величии этого монастыря. До русско-турецкой войны думали было возобновить старый Руссик и с этою целью начали закладку большого соборного храма. Но после войны, вследствие каких-то неразумений с греками, постройка прекратилась. Жаль будет, если собор не будет кончен. Судя по фундаменту и мраморным колоннам, которые каким-то образом успели здесь поста вить, этот собор будет красою Афона. Монастырь маленький – братии около двадцати человек. К славному прошлому этого монастыря нужно отнести пострижение и первоначальное иночество святого Саввы, впоследствии архиепископа Сербского. Известна история пострижения святого Саввы 286 . Не возлюбивши сей мирской жизни и пренебрегши и своим царским положением, и богатством, он решился посвятить себя в монашество и тайно убежал в этот монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Шелдомеж. Шелтомежский Шестоковский Вознесенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор, заложен 12 мая 1896 года, освящён 26 ноября 1908 года. Два придела: Шестаковской иконы Божией Матери и Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича Владимирского " ... Но все внимание сперва поглощает могучий останец собора Богоматери Шестаковской обители. Мощь звучит во всем: подпружные арки выполнены в шесть рядов кирпича, опорные столбы - в десять. Но когда же строился собор Шестаковской Божьей Матери? Окна светового барабана, люкарны, мощный полет арок, ряд кокошников, опоясывающих постамент барабана, - как все это согласовалось в облике здания? Фотографии собора в его прежнем облике заинтересуют. Роскошный храм с первого взгляда легко принять за двойника знаменитого Воскресенского собора города Тутаева (Романово-Борисоглебска). Но это не так. Массивные пятиглавия этих двух храмов и конструктивно и силуэтно не тождественны. А вот галереи, паперти, крыльцы - очень похожи. Та же масштабность, тот же самый размах постройки, то же узорочье стен, та же характерная планировка с галереями вокруг центрального куба и шатровыми крыльцами на ползучих арках. Возможно, строители вдохновлялись образом древнего собора. Такую мысль поддерживает и большое сходство деталей: знакомые " столбы " по углам, пучки полуколонок, оживленных дыньками и поясками, ширинки- кессоны с изразцами, богатый и сложный карниз - все это напоминает Воскресенский собор, стены которого воспринимаются коврами пышной выкладки. Женский Шёлдомежско-Шестаковский монастырь, появившийся в 70-е годы прошлого века, был узаконен лишь в 1887 году, а его собор строился на грани XIX—XX веков, во времена увлечения архитектурным наследством средневековой Руси. Русские и византийские мотивы в облике верхневолжских памятников хорошо известны. Но, думается, ситские постройки несколько отличаются от других. Так, Богоявленский собор Углича повторяет древние строительные приемы с холодноватой монотонностью, Казанский собор Данилова способен утомить безудержным использование всех деталей, известных средневековой строительной традиции, мастера вжимали, втискивали, впрессовывали их в объем постройки. Не так на Сити. Очень далеки от Андреевского собора в Кронштадте, Богоявленского в Угличе, Казанского в Данилове, собора Ольгина монастыря в Волговерховье и храм Покрова в Божонке, и собор Шёлдомежи. Если в храме Покрова в Божонке повторение древних форм было очень строгим и явно нарочитым, то в Шёлдомежи повторение строительных уроков XVII века - почтительное и увлеченное. Оба сельских храма примечательны желанием их создателей как можно более добросовестно и честно выразить по-новому старую образную идею. Думается, удача им сопутствовала, а собор в Шёлдомежи радостен и светел и хорошо говорит об умении сочетать громадность масштабов с изощренностью и теплотой узорочья.

http://sobory.ru/article/?object=23352

В первые же годы настоятельства о. Иосифа, произошло важнейшее событие в истории обители был достроен огромный Андреевский собор, что стало возможным благодаря появлению на Афоне человека, имя которого осталось навсегда вписанным в историю как русской культуры и русского предпринимательства, так и русского монашества вообще и Русского Афона, в частности, – Иннокентия Сибирякова. И. М. Сибиряков (1860–1901), сын русского промышленника, оставшись без отца в возрасте 15 лет с унаследованным капиталом в 800 000, в течение последующих 18 лет умножил его до 10 000 000, не переставая при этом заниматься самой щедрой благотворительностью, не только удивлявшей, но, порой, и возмущавшей окружавших его людей. Так, например, встретив случайно сборщика милостыни на бедный монастырь, он способен был отдать ему тут же весь свой наличный капитал (147.000). Недоброжелатели пытались даже привлечь его к суду за такие «растраты», однако Иннокентий Михайлович отвечал им: «Я раздаю не чужие, а свои деньги». Став со временем духовным чадом настоятеля петербургского подворья Андреевского скита о. Давида (Мухранова), 1151 Иннокентий Сибиряков единократно передал в его распоряжение колоссальные по тем временам средства – 2 400 000, часть которых была потрачена на строительство подворья, а остальное передано в скит на Афон. На эти-то деньги Андреевский собор скита, начатый о. Феодоритом, но выложенный к 1893 г. только фундаментом, был в основном отстроен к 1897 г. В течение еще трех лет была закончена его отделка и наконец 16 июня 1900 г. собор был торжественно освящен Константинопольским патриархом Иоакимом III в сослужении ректора Московской Духовной Академии еп. Арсения (Стадницкого) . 1152 На освящении присутствовали императорский чрезвычайный посол в Константинополе И. А. Зиновьев, помощник инспектора Академии иеромонах Анастасий (Грибановский) , 1153 профессора Н. Ф. Каптерев и В. Н. Мышцын . На время торжеств освящения кириархальный Ватопедский монастырь прислал хранящуюся в нем великую святыню христианского мира – пояс Пресвятой Богородицы, который был положен в Андреевском соборе на аналое для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖМП 5 май 2021 /  21 июня 2021 г. 17:30 Александро-Невский храм Ижевска: святыня города оружейников В 2023 году Александро-Невский собор города Ижевска отпразднует двухсотлетний юбилей. Брат-близнец уничтоженного большевиками кронштадтского Андреевского собора, он уцелел в безбожные годы, хотя был осквернен, разграблен и обезображен: большевики снесли купол и барабан под ним, а также часть колокольни. В храме продавали мороженое и «крутили» кино. Но, к счастью, по молитвам верующих ижевчан в 1990-х годах началось его восстановление. Подробности возрождения храма, как строится приходская жизнь и какие задачи планируется решить к юбилею, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-bepcuя. Я хочу помочь Александро-Невский собор Ижевска вошел в историю не только как двойник Андреевского собора, но и тем, что внимание его строительству уделял лично император Александр I (см. справку). Царь жертвовал на ижевский храм свои личные средства. Он также настоял на том, чтобы запроектированный гранитный пол (а именно такой был в кронштадтском храме) заменили на менее дорогой — чугунный. Благо этот металл в избытке производился ­Иже­вским металлургическим заводом (ныне ПАО «Ижсталь»). Спустя год после освящения храма император посетил Ижевск (тогда — рабочий поселок) и выступил перед народом, стоя на паперти собора. До наших дней уцелела чугунная плита, на которой стоял самодержец. «Я обнаружил ее в 1993 году на паперти под слоем земли, штукатурки и брусчатки, — рассказывает настоятель собора, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин (а тогда — священник Виктор Костенков). — Ее размеры меня впечатлили: полтора на два с половиной метра. Сейчас на этой плите могут постоять все желающие, она находится под звонницей собора». В советские годы собор служил кинотеатром. Его вернули Церкви только в 1990 году. По словам митрополита Викторина, это решение приняли не сразу. Несмотря на то, что инициативная группа православных верующих обивала пороги высоких кабинетов и писала письма во все инстанции, коммунистическое лобби в правительстве Республики Удмуртия настаивало на превращении кинотеатра в концертный зал. Там даже планировалось установить орган. В 1993 году на Ижевскую и Удмуртскую кафедру был назначен архиепископ Николай (Шкрумко; позднее митрополит). Старожилам запомнились проникновенные службы владыки, особенно чин прощения в Прощеное воскресенье. В этот день в соборе, вмещавшем до трех тысяч человек, буквально яблоку негде было упасть, и мит­рополит у каждого просил прощения. А потом произносил трогательную проповедь, слова которой надолго оставались в памяти.

http://e-vestnik.ru/reports/aleksandro-n...

Андреевский собор      Этот сон Иоанн увидел накануне завершения своей учебы. В 1855 г. он получил в Санкт-Петербургской духовной академии степень кандидата богословия и должен был решать: или принимать монашество и идти служить в монастырь, или остаться в миру, но тогда, чтобы получить место священнослужителя, необходимо было вступить в брак. В канцелярии академии подсказали, что ключарь Кронштадтского собора во имя Святого апостола Андрея Первозванного протоиерей Константин Несвицкий по старости должен был уйти на покой, и наиболее желанным заместителем ему мог бы стать человек, который женился бы на его дочери Елизавете. Удивительно было, что Иоанн Сергиев с Елизаветой Несвицкой оказался знаком. Еще более поразило его прозвучавшее прямо из пророческого сна название собора. Он отправился тогда в Кронштадт, пришел в Андреевский собор – и последние сомнения рассеялись. Этот собор он и видел во сне… Через несколько недель Иоанн Ильич Сергиев сделал предложение Елизавете Константиновне Несвицкой и 12 декабря 1855 г. был хиротонисан во иерея к Андреевскому собору Кронштадта. Более полувека, до самой своей кончины, служил он здесь. Батюшка Иоанн с крестником 1890 г      Кронштадт был тогда не только крепостью, защищавшей морской вход в столицу Российской империи, но и местом административной ссылки из Петербурга нищих и бродяг. Люди эти ютились в землянках и лачугах на окраинах города. Сюда, в царство беспросветной нужды, грязи, болезней и пьянства, и отправился со своей евангельской вестью молодой священник. «Нужно чтить и любить в каждом человеке образ Божий, не обращая внимания на его грехи, Бог един свят и безгрешен; а как Он нас любит, что Он для нас сотворил и творит, наказуя милостиво и милуя щедро и благостно! – говорил он. – Не нужно смешивать человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий, все-таки в нем…» Дневник О том великом деле, которое изо дня в день совершал Иоанн Кронштадтский, можно прочитать в его дневнике, который он вел до последних дней жизни.

http://pravoslavie.ru/94269.html

Многие девушки избрали профессию псаломщиц и певчих. Восстановление собора св. Александра Невского, происходившее в труднейшее для России и Удмуртии время, наглядно показало всем, что примириться и достичь согласия друг с другом мы можем, только примирившись со Христом. На главной градостроительной оси Ижевска вновь блистает классической красотой оставшийся единственным в России после разрушения Андреевского собора в Кронштадте храм – произведение Андреяна Дмитриевича Захарова и Семена Емельяновича Дудина. Он выглядит прекрасной жемчужиной среди окружающих его городских зданий. Для множества людей эта красота стала главным путеводителем к Богу. В 1898 г. на торжестве по случаю 75-летия собора его настоятель протоиерей Василий Успенский сказал: «Помните, православные, доколе стоит этот святой храм в должном благолепии..., дотоле мы с полною верою и дерзновенною надеждою можем говорить: с нами Бог!» По материалам книги Шумилова Е.Ф., Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. Ижевск. Издательство Удмуртского университета. 1996, официальный сайт собора, http://alnevsobor.ru/o-xrame/ Александро-Невский собор построен в 1818-1823 г.г. в Ижевске по проекту Андреевского собора в Кронштадте. Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный придел - в честь святой великомученицы Екатерины, северный - в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, " пещерный " храм - в честь святых мучеников Власия и Модеста. В 1871 г. при соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 г. при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода. В марте 1922 г. из собора было изъято более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 г. храм был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов. Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб.

http://sobory.ru/article/?object=00775

12 сентября – жалоба о. Антония (Булатовича) на архиепископа Антония (Храповицкого) Патриарху и Обер-прокурору Св. Синода 1718 . Октябрь – столкновения на ночве почитания Имени Божия игумена Иеронима с братией Андреевского скита. Появляется «крамольная бумага», в которой содержится призыв за ужином по сигналу удара в тарелку бить сторонников игумена Иеронима. Имяславцы приписывали её происхождение имяборцам, а имяборцы – имяславцам. Братия на ужин не пошла 1719 . 9 октября – началась 1-я Балканская война между Турцией и Балканским союзом (Болгария, Сербия, Черногория и Греция). Итогом войны была потеря Турцией почти всех европейских территорий. 2 ноября – греческий десант занял Афон, изгнали турок 1720 . В 12 ч. дня близ Афона показался греческий миноносец «Фиэлла», с которого в пристань Дафна высадился десант из 67 человек. Они подняли над пристанью греческий флаг. Старший офицер «Фиэллы» Телемах Курмулис стал временным правителем Афона. Турки сдались без сопротивления. 3 ноября на транспорте прибыл греческий десант около 800 человек, который направился на Корею. Прибыл отряд болгарских войск около 70 человек 1721 . 13 ноября – смерть Константинопольского Патриарха Иоакима III. 19 ноября – игумен Иероним выехал в Македонию по делам. 30 декабря – о. Антоний (Булатович) собирался уехать с Афона, но чудесным образом остался 1722 . 1913 7 января – игумен Иероним вернулся в Андреевский скит и сразу почувствовал недоверие к нему братии 1723 . 8 января – игумен Иероним созвал собор из 80-ти старшей братии для изгнания активных имяславцев из скита. Столкновение на соборе игумена Иеронима с о. Давидом. Изгнание не удалось. Недовольство игуменом Иеронимом со стороны братии возросло 1724 . 9 января – собор в присутствии 4-х ватопедских проэстосов. Игумен Иероним низложен. Новым игуменом избран о. Давид 1725 . 10 января – Игумен Иероним со сторонниками передают жалобу в Ватопед, в ведении которого находился Андреевский скит, и просят помощи у консула Беляева в Салониках 1726 . Заявление о смене игумена Иеронима: «Я, нижеподписавшийся, верую и исповедую, что Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа свято само по себе, неотделимо от Бога и есть Сам Бог, как то многие святые Отцы исповедали.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010