Летописные известия не дают на этот счет положительных указаний. Они говорят, что собор был расписываем несколько раз. Заложенный в 1158 г. Андреем Боголюбским, он был окончен постройкой в 1160 году, а в следующем «начата бысть писати церковь в Володимери золотоверхая, а кончена августа в 30» 15 . В 1185 году, во время большого пожара, бывшего во Владимире 18 апреля, собор вес выгорел внутри, причем узорочья, паникадила, золотые и серебренные сосуды, чудные иконы кованные золотом, «вся огнь взя без утеча». При этом без сомнения, должна была сильно пострадать и живопись. Возобновление собора после этого несчастья продолжалось около 10 лет. В 1189 году 14 августа, накануне Успеньева дня, соборная церковь Св. Богородицы была освящена великим освященьем блаженным епископом Лукою 16 , а окончательно была возобновлена и достроена уже в 1194 г., когда, по словам летописи, месяца августа (вероятно день обновления совпал с храмовым праздником) обновлена бысть церкви Святой Богородицы Володимери, яже бе ополела в великий пожар, блаженным епископом Иваном и при благоверном и христолюбивом князи Всеволоде Юревичи, и бысть паки аки нова 17 . Известно, что это обновление относится не только к реставрации собора после пожара, но и к расширению ее при Всеволоде, который дополнил первоначальный план Андреевского собора пристройкой притворов с северной, южной и западной стороны. Собор Боголюбского был одноглавый, а после пристройки при Всеволоде к нему были приставлены еще четыре верха. Открытая теперь живопись ограничивается пределами андреевского собора и в одном месте выходит на наружную его стену в притворе. В 1237 году, незадолго до катастрофы, постигшей город и собор от татар, второй епископ Владимирский и Суздальский Митрофан, поставил кивот над трапезою, украсив его золотом и серебром… «того же лета исписа (расписал живописью) притвор Святое Богородицы». Под притвором, мне кажется, следует разуметь западную паперть собора, пристроенную Всеволодом. Была ли она расписана плохо, или стенопись от времени испортилась, трудно сказать что-нибудь определенное, но, во всяком случае, отсюда ясно выходит, что расписана была не вся церковь , а только один притвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Собор ап. Андрея Первозванного на Васильевском острове (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове в городе Санкт-Петербург — памятник архитектуры XVIII века. В 1797 году собор стал кавалерским, в связи с чем над входом был укреплён знак ордена Андрея Первозванного. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь [ править править код ] В 1724 году Петром I у шведского архитектора Никодемусу Тессину-младшему был заказан проект Андреевской церкви, которую предполагали построить на стрелке Васильевского острова. Тесину выдвинули условие: храм должен был напоминать римскую базилику Святого Петра и иметь 427 футов (130 м) в длину. Тессин выполнил этот проект и в 1725 году, не приезжая в Россию, предоставил проектные чертежи церкви. Была изготовлена её модель, но осуществить замысел не удалось из-за внезапной кончины Петра. Отвечал за строительную часть генерал-адмирал, граф Апраксин, он с начала 20-х годов XVIII века открыл сбор пожертвований. В 1726 году настоятель старой Рождественской церкви, священник Тимофей Семенов с братией, а также и жители Васильевского острова стали активно настаивать на необходимости строительства нового храма. Они подали три прошения, в которых убедительно просили синод ускорить построение церкви. Подготовка строительства [ править править код ] Для строительства Андреевской церкви был выделен участок на углу Большого проспекта и 6 линии, где по первому утверждённому плану 1715 года предполагалось устройство площади. Жители Васильевского острова просили синод о разрешении строить на отведённом месте временный деревянный храм для того, чтобы перенести в него из Рождественской церкви иконостас и всю необходимую утварь; совершение же богослужений и исполнение треб возложить на Рождественских священников. Первое прошение синод встретил отказом, но обыватели острова повторно подали коллективную просьбу, и синод ответил, что построить временную церковь можно при условии разрешения от полицейских властей. В 1728 году разрешение полицеймейстерской канцелярии было получено.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_ап._Андр...

И дело даже не в том, что собор мог бы напоминать И.М. Сибирякову о родине. Важно, что средствами архитектурного языка создавалась символическая связь с городом, где жил и служил Богу небесный покровитель о. Иннокентия святитель Иннокентий Иркутский, который управлял сибирской паствой в ту эпоху, когда и привносилась в Иркутск из русской столицы мода на образцы итальянского церковного зодчества. «При кажущихся сравнительно небольшими линейных размерах (длина 62,5 м, ширина 32 м, высота центрального купола внутри собора 32 м), — пишет Н.А. Яковлев, — собор внутри огромен. За массивными бронзовыми дверьми открывается залитый светом зал. Иначе и не назвать прекрасно освещенное громадное помещение храма» c. 219]. «Когда… через массивную бронзовую дверь входишь в основную церковь, залитую светом через просторные окна купола и стен, не можешь удержаться от восхищения красотою и размахом архитектурной композиции и еще более – монументальностью иконостаса, исполненного лучшими петербургскими мастерами в конце XIX века, — пишут современные паломники, посетившие Афон. — Серебро, золото и золочение, цветные камни и бриллианты, резьба по дереву, драгоценное шитье и утварь наполняли Свято-Андреевскую церковь. Мы говорим «наполняли», так как храм опустошен в годы безвременья, когда русских здесь уже не было, а греки еще не взяли его в управление Ватопеда» c. 67]. Запустение храма началось около пятидесяти лет назад и продолжалось двадцать лет, но еще в 1926 г. все его великолепие видел афонский паломник писатель-эмигрант Борис Зайцев, восхищенно вспоминавший о «могучей внутренности храма, золоте иконостаса, величии колонн и сводов» с. 120]. Собор освещался десятью паникадилами, «из которых одно – самое большое на 176 свечей изящно по своему виду», – описывает афонский паломник на страницах журнала, издававшегося братией Свято-Андреевского скита. К этому следует добавить, что в интерьере храма – резной золоченный иконостас, витражи в апсиде, царское место с вензелем Александра II , росписи в «васнецовском» стиле, серебро работы Ф. Овчинникова c. 358]. Святогорский паломник, посетивший Свято-Андреевский скит в 1900 г. писал, что Андреевский собор «несомненно по величине и благолепию в настоящее время занимает первое место на всем Афоне, где насчитывается несколько сот церквей… Стены и иконостас написаны художниками-иконописцами А. Трониным и Кортневым и производят очень приятное впечатление» c. 862]. Иконописец Тронин расписал внутри собора главный и алтарный купола. Среди шести икон местного ряда иконостаса был и образ святителя Иннокентия Иркутского.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

В 1931 году был закрыт и уникальный Андреевский собор, в котором служил отец Иоанн. Первоначально он находился на балансе Общества по охране памятников, поскольку этот собор являлся прообразом шпиля Адмиралтейства. Их создал один и тот же архитектор. Адмиралтейство и Андреевский собор строились вместе и представляли единое целое. Несмотря на официальную охрану, год спустя после закрытия в соборе начался пожар – старожилы вспоминали, как пылал собор – будто огромная церковная свеча. От собора остались лишь черные стены, которые вскоре были взорваны. На месте Андреевского собора был устроен фонтан. В народе этот фонтан называли «святым». Жители Кронштадта, почитатели отца Иоанна приходили к этому фонтану и набирали в нем воду, почитая ее святой. В результате фонтан был уничтожен, а на этом месте разбит сквер. В настоящее время на месте Андреевского собора установлен памятный камень с надписью «Пусть сей камень вопиет к нашим сердцам о поруганной святыне». Этот камень был освящен Святейшим Патриархом Алексием II, как закладной в конце сентября 2008 года. На месте этого камня в будущем предполагается построить храм. После прославления Кронштадтского пастыря в 1990 г., его почитатели решили отыскать в Кронштадте дом, где некогда жил святой Иоанн и восстановить его квартиру. Вот как вспоминает об этом инициатор и участник этих поисков протоиерей Геннадий Беловодов: «Но во второй раз я побывал в Кронштадте уже спустя шесть лет. За это время успел стать батюшкой. В 1995 году меня пригласили выступить с лекцией перед моряками Кронштадта, и я с радостью согласился. После той встречи ко мне подошел офицер, спросил, как можно окреститься. Мы разговорились с Сергеем, и оказалось, что он знает не только о том, что в этом городе подвизался известный праведник, но и где находится дом, в котором жил отец Иоанн Кронштадтский. Тот самый четырехэтажный дом, который мы нашли в первой поездке. В квартире отца Иоанна теперь жила одна девушка, Светлана. Сергей передал ей мою просьбу пустить меня помолиться в квартире отца Иоанна Кронштадтского, и девушка согласилась. Этот офицер выписал мне уже третий пропуск в Кронштадт (я все их храню!).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В ноябре 1733 г. жители Васильевского острова указом духовного правления приписаны в приход Андреевской церкви. Храм посещался знатными особами, в нём было установлено царское место. С течением времени маловместительный и неотапливаемый деревянный храм перестал удовлетворять нуждам значительно увеличившегося населения Васильевского острова. По просьбам прихожан последовал указ императрицы Анны Иоанновны о позволении построить рядом с Андреевской церковью, на её участке, тёплый каменный храм, закладка которого состоялась 2 июля 1740 г. по плану Дж. Трезини. В 1745 г. церковь построили и в ней начались богослужения, освящение её состоялось лишь в 1760 г. во имя Трёх Святителей Вселенских. 4 февраля 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны церкви св. ап. Андрея Первозванного присвоен статуса собора, а его настоятеля возвели в сан протоиерея. 30 июля 1745 г. при торжественном богослужении в соборе приносили присягу профессора Санкт-Петербургской императорской Академии наук Михаил Васильевич Ломоносов и Василий Кириллович Тредиаковский. По старинному преданию в средине XVIII века хором Андреевского собора управлял придворный певчий Андрей Фёдорович Петров, по внезапной кончине которого, молодая вдова его Ксения назвалась именем усопшего мужа своего, облачилась в его одежду, раздала имущество и приняла подвиг юродства. (Святая блаженная Ксения Петербургская канонизированна в 1988 г.) Во время грозы 4 июля 1761 г. деревянный Андреевский собор сгорел в результате попадания молнии. Новый каменный храм заложен 18 июля 1764 г. по проекту архитектора Александра Францевича Виста. Началось строительство, но после того как 6 августа 1766 г. во время сооружения свода неожиданно рухнул купол, зодчего посадили под арест. После разбирательства причин обрушения архитектора оправдали, а строительство, сильно затянувшееся, было продолжено. По некоторым сведениям в нём принимал участие архитектор А. А. Иванов, выпускник Академии художеств. 21 марта 1780 г. новопостроенный собор был освящен. В 1797 г. повелением императора Павла I Андреевский собор назначен орденским, капитульным, в связи с чем над входом установили барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, несомого двумя ангелами.

http://sobory.ru/article/?object=00740

4 июля 1761 года деревянный Андреевский собор постройки 1728 года сгорел до основания в результате попадания молнии. Причт собора вплоть до осени 1763 года совершал богослужения в Трёхсвятительской церкви. 6 октября того года протопресвитером Григорием Тимофеевым и прихожанами преосвященному Гавриилу, архиепископу санкт-петербургскому и шлиссельбургскому, была подана просьба о разрешении сбора пожертвований на постройку новой каменной церкви. Преосвященный Гавриил весьма благосклонно отнесся к этому ходатайству и на прошении собственноручно поставил резолюцию: «Господь Бог да благословит и да благопоспешит начать и совершить благополучно святое дело». Каменная церковь [ править править код ] Для сбора пожертвований причту собора была выдана книга. Дополнительно состоялось высочайшее повеление о взимании с кавалеров трёх российских орденов, по каким-либо причинам не являвшихся на торжества в орденские дни, штрафа по 30 рублей с каждого, с тем, чтобы эти деньги шли на постройку собора. Строительство [ править править код ] Новый каменный храм был заложен 18 июля 1764 года. По одним сведениям, проект разработал архитектор А. Ф. Вист, и возможно в процессе строительства принимал участие архитектор А. А. Иванов. По другим сведениям, проект разработал архитектор А. А. Иванов, и строительство велось под его авторским надзором. Во время сооружения свода 6 августа 1766 года неожиданно произошло обрушение купола собора и зодчего посадили под арест. После разбирательства причин обрушения архитектора оправдали, а строительство, сильно затянувшееся, было продолжено. Новый трёхпридельный каменный Андреевский собор был освящён 21 марта 1780 года. Собор с 1780 по 1917 год [ править править код ] Храм построен в смешанном стиле, близком к стилю «ренессанс». Главный купол Андреевского собор обрамлён четырьмя главками, трапезная соединяет основной объём с двухъярусной шатровой колокольней (1784—1786). Стены обработаны пилястрами и прорезаны высокими полуциркульными окнами. Храм имеет не только весьма красивый внешний вид, но по мнению искусствоведов, лучшим его украшением является резной позолоченный трёхъярусный иконостас во вкусе Растрелли, высотой 17 метров (8 сажень). В один из периодов истории собора даже его крыша окрашивалась в зелёный цвет (зелёный — цвет орденской мантии).

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_ап._Андр...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил храм святого апостола Андрея Первозванного в Ставрополе 12 декабря 2012 г. 22:05 12 декабря 2012 года по окончании пленарного заседания Ставропольского форума Всемирного русского народного собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм святого апостола Андрея Первозванного г. Ставрополя. Предстоятель Русской Церкви обратился с Первосвятительским словом к преподавателям и студентам Ставропольской духовной семинарии и верующим, собравшимся в храме. В дар семинарии Святейший Владыка передал икону Христа Спасителя. Храм святого апостола Андрея Первозванного в Ставрополе был построен в 1847 году. Первоначально это была деревянная церковь, а в 1897 году по проекту архитектора Кускова был возведен каменный собор, почти во всех деталях повторяющий храм Свято-Андреевского скита на горе Афон. В 1888 году рядом была построена колокольня с храмом, посвященным святому князю Владимиру, — в настоящее время он является крестильным храмом Андреевского собора. В советские годы верхний ярус колокольни был разрушен и лишь недавно восстановлен. Андреевский храм был украшен кипарисовым позолоченным иконостасом и покрыт росписями, в создании которых участвовал знаменитый осетинский поэт Коста Хетагуров. В тридцатые годы прошлого века храм был закрыт, в его стенах устроено архивохранилище. Иконостас и росписи погибли. В августе 1942 года германские и румынские войска захватили Ставрополь. Румыны решили возобновить для своих солдат службы в храме св. Андрея Первозванного. Из музея атеизма при Ставропольском краеведческом музее ими были доставлены иконы, некогда принадлежавшие храмам Ставрополя, церковная утварь. Богослужения для горожан начали проводить и русские священники. Исторически Ставропольская кафедра находилась в Казанском соборе, уничтоженном в 30-е годы XX века. С 1963 года кафедральным стал Андреевский собор. Сейчас кафедра перенесена в восстановленный Казанский собор, а за Андреевским закреплен статус архиерейского подворья.

http://patriarchia.ru/db/text/2647177.ht...

Собор во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, что на Васильевском острове, с трехсвятительской при нем церковью Местоположение собора и церкви Андреевский собор находится на Васильевском острове, на углу Большого проспекта и 6-й линии. Рядом с ним, с левой его стороны, по 6-й линии, в одной ограде, отдельно от него, стоит церковь каменная, (без колокольни) во имя Трех Святителей Вселенских, с придельной на хорах в ней церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По правую сторону собора, также рядом с ним, через проспект, по той же 6-й линии, находится рынок, состоящий из довольно большого корпуса каменных лавок и именующийся, по соседнему с ним собору, Андреевским. История собора и церкви До 1719 года на Васильевском острове, кроме палат князя Меншикова с деревянной при них церковью и французской слободы, населенной мастеровыми из иностранцев 59 , никаких зданий не существовало. После 1719 года на нем стали уже сооружаться каменные и деревянные здания по утвержденному самим Петром I плану, по которому а) весь остров делился на 28 линий или 14 улиц; б) по всем улицам, (каждая из них шла между двух линий) предлагалось устроить каналы и с) вокруг острова плотины, подобно тому, как это сделано в Амстердаме 60 в ограждение против наводнения с моря. В 1722 году начаты здесь постройки зданий для главнейших присутственных мест, именовавшихся коллегиями, 61 и здесь то, на площади пред коллегиями определено самим Государем место для сооружения первой на Васильевском острове соборной церкви 62 . Наследовавшая после Петра престол, супруга Его, Екатерина вполне разделяла относительно этой церкви намерение своего супруга. Во второй год (1727) своего царствования, она от собственных щедрот пожертвовала на сооружение церкви деньгами тысячу рублей, и при этом сама же указала, во имя какого святого должна быть сооружена эта соборная церковь 63 . В 1738 году совершена закладка первой на Васильевском острове деревянной соборной церкви; но церковь эта заложена не на то месте, которое определил для нее Петр и не во имя св. Апостола Андрея Первозванного, как указала Екатерина а там, где существует нынешний Андреевский собор и во имя Рождества Богородицы, в замен упраздненной за ветхостью, бывшей посадской слободе на Петербургской стороне церкви во имя Рождества Богородицы. Доходы этой последней церкви и пожертвованные Императрицей Екатериной три тысячи рублей были единственными средствами для сооружения первой соборной на Васильевском острове церкви. Освящена же она в 1732 году не во имя Рождества Богородицы, а во имя святого Апостола Андрея Первозванного, для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена, именно соответственно той цели, от 31 марта 1727 года 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первое время после отречения Н. Ф. Платонов бравировал своим новым положением. Часто он выступал с докладами в заводских и фабричных клубах. Советская власть благосклонно отнеслась к “кающемуся”: его отречение было напечатано в “Известиях” и в “Ленинградской правде”. Вряд ли можно считать случайностью то, что сразу после отречения Платонова началось новое наступление на Церковь : через месяц после отречения Платонова был закрыт храм Спаса на Сенной – обновленческий кафедральный собор. Сразу после Пасхи был закрыт Андреевский собор. Еще через несколько месяцев была закрыта и церковь Смоленского кладбища – от всей обновленческой епархии в 1939 году остались лишь Спасо-Преображенс-кий собор и Серафимовское кладбище. Весь этот разгром был осуществлен, однако, исключительно административными методами: нам неизвестен ни один случай ухода из Церкви кого-либо из прихожан Андреевского собора. Самые верные почитатели Платонова, самые ярые его поклонники – такие, как Александра Ивановна Тележкина, без колебаний покинули Платонова – и он остался совершенно один. Уныло и одиноко жили супруги Платоновы в маленькой квартирке на 6-й Линии. Правда, в 1939 году, на закате жизни, Платонова посетила последняя радость, в пятьдесят лет, за три года до смерти, он стал отцом: худосочный, слабый, полуживой ребенок был назван Андреем. “Все-таки, кажется, вам навеки остался памятен Андреевский собор”, – сказал Н. Ф. Платонову один из его старых прихожан. “Да это не потому, это в честь... Жданова”, – ответил бывший настоятель Андреевского собора. Однако и эта запоздалая радость не украсила унылой жизни ре- негата. “Живем мы одни, никто к нам не ходит, никто у нас не бывает”, – жаловалась его супруга. “Ребенок слабый, ну, вдруг он умрет – а крестить нельзя”, – печально говорила в другой раз Мария Александровна. В это время Н. Ф. Платонов работал хранителем Музея истории религии. Ежедневно по ступенькам Казанского собора пробирался одетый в серое потертое пальто, с поповской шапкой на голове и с портфелем под мышкой, человек. Светлая бородка и очки – вид старого учителя. Это был бывший митрополит Ленинградский, много раз служивший в Казанском соборе в бытность свою архиепископом Гдовским – старшим викарием Ленинградской епархии. Выступления Платонова, собиравшие вначале довольно большое количество народу, постепенно перестали кого-либо интересовать – его доклады сплошь и рядом срывались по причине отсутствия слушателей. В газете “Безбожник”, которая вновь стала выходить в это время в Москве и большим форматом, под редакцией Е. Ярославского, изредка печатались небольшие статейки Н. Ф. Платонова. В частности, перед Великим Постом, в 1941 году, была напечатана небольшая статейка “Исповедь”, вульгарная и плоская, в которой повторялись затхлые мещанские, обывательские сплетни о священниках, под видом исповеди назначающих свидания женщинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 Уточнение современного исследователя: «О. Понтий был перемещен 8 сентября 1910 г. на священническое место в Сенненский Собор. Чуть позже, 19 января 1911 г., согласно прошению, он был принят в Минскую епархию с причислением к Екатерининскому собору г. Минска, сверх штата без всякого вознаграждения за труды по собору. Еще спустя немного времени о. Понтий Рупышев покинул Минскую епархию и уехал в Петербург» 17 ...протопресвитером... – протопресвитер ( греч. старший священник) – высшее звание белого духовенства в Православии. В Русской Православной Церкви до 1917 г. было 4 протопресвитера (трех важнейших соборов и российского военного и морского духовенства). Последнее звание учреждено в 1890 г. По сути, это было звание главного военного священника. В его ведении находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением территориально отдаленных – сибирских с. 1043; 8]. В 1911 г. должность протопресвитера Российского военного и морского духовенства исполнял о. Георгий Шавельский 18 Согласно современным данным, назначение в Балтфлот состоялось 17 сентября 1911 г. 20 сентября 1915 г. командир флота Балтийского моря назначил о. Понтия на транспорт «Русь», «с исполнением пастырских обязанностей на отряде транспортов». Задачи пастыря на флоте были достаточно обширны. Судовые священники, кроме богослужений, проводили духовные беседы с матросами, занимались с ними арифметикой, русским языком, отвечали за состояние судовых библиотек и церковных хоров. Накануне революции особое значение имела работа, направленная против сектантской 19 ...в Андреевском соборе...собор во имя св. ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. Возведен в 1805–1817 гг. по проекту архитектора А.Д. Захарова, впоследствии неоднократно перестраивался. В Андреевском соборе св. прав. Иоанн Кронштадтский служил с 1855 г. до своей смерти. У храма похоронили вдову о. Иоанна матушку Елизавету. Собор закрыт в 1931 г., разрушен в 1932 г. В настоящее время на его месте сквер, где установлен памятный знак и восстановлена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери 20; 24, с. 78; 41; 55, с. 213].

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010