От этого монастыря остались три деревянные ЦЕРКВИ: 1) Во имя Живоначальной Троицы, первоначально построенная в 1651 году и при ней – КОЛОКОЛЬНЯ с переходами, под которыми и мощи Преп. Евфросина положены; 2) Св. Иоанна Богослова с приделом Св. Николая Чудотворца; 3) Св. Апостолов Петра и Павла. При них Священник с причтом. Крестьян было за этим монастырём 30 душ. Настоятельство Строительское. В 1763 году упоминается Строитель Евфимий, монастырь же и с вотчинами тогда был приписным к Воскресенскому Устюженскому монастырю. В 1665 году, Апреля 17, и в 1677 году, Декабря 19, грамотами Государей Царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича велено было выдавать этому монастырю из Устюжских таможенных доходов по 12 рублей в год. Синорецкая Троицкая пустынь Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии Олонецкой Губернии в Вытегорском уезде и была приписана к Муромскому монастырю, вместе с которым при Штатах 1764 года обращена в приходскую церковь . Сипанов Троицкий монастырь См. Сыпанов Троицкий. Ситецкий Андреевский монастырь Мужской упразднённый, находился от Великого Новгорода к юго-востоку в четырёх вёрстах на берегу речки Ситенки, от Кирилова монастыря к югу с версту; когда, кем и по какому случаю устроен, сведений не имеется. Однако существовал ещё в исходе XIV столетия, ибо в 6879 (1371) году при Преосвященном Алексие, Архиепископе Новгородском, поставлена в оном казённая церковь во имя Св. Андрея Юродивого. При разорении Новгорода Шведами в 1611 году этот монастырь был опустошён 31 а потом возобновлён и устроена вновь церковь деревянная с трапезой во имя Вознесения Господня, которая и при переписи 1615 года упоминается. Грамотой Царя Михаила Феодоровича в 7132 (1624) году, Мая 24, велено было Настоятелям этого монастыря владеть монастырскими землями и угодьями, а оброчных денег в Государеву казну с деревни Шолохова, пустоши Ожегова и с дворовых пустых мест не платить. В 7137 (1629) году, Июля 30, от этого же Государя дана была другая грамота подобного содержания, которую после подтвердили Государи Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич; в 7173 (1665) году, Августа 25, грамота на вотчину.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Название своё Старо-Харьковский этот монастырь получил со времени построения Покровского училищного монастыря; а до того именовался он просто Харьковским. Основание этому монастырю положил Стольник и Полковник Харьковский Григорий Иерофеевич Захарчевский в 1673 году, Марта 28. После кончины его имели попечение об устроении этой обители супруга его и дети, также и другие усердствующие, особенно же ближний Боярин, Харьковских войск Воевода и Наместник Нижегородский Пётр Матфеевич Апраксин, Генерал-Майор Феодор Владимирович Шидловский и Бригадир Фёдор Осипович Перекрёстков. Из них этот последний много и вотчин своих дал вкладом. Из зданий примечательнейшие всех – соборная ЦЕРКОВЬ , сооружённая вместо прежней обветшавшей, вновь тщанием и иждивением бывшего в Калязинском монастыре Архимандрита Варлаама Андреевского и в 1762 году Преосвященным Иоасафом Миткевичем, Епископом Белгородским, освящённая. Настоятельство в этом монастыре с самого устроения оного было Архимандричье до сочинения Штатов 1786 года, Апреля 10, о Малороссийских монастырях, а по сим Штатам оставлен он на своём содержании с Настоятельством Строительским. В 1690 году пожаловано в этот монастырь от Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича напрестольное Евангелие, обложенное красным рытым бархатом в серебро-позолоченной оправе. Старцовская Преображенская пустынь Или Старцовский Преображенский мужской, в 1764 году упразднённый, монастырь находился в прежде Нижегородской, а потом в Казанской Епархии в Алаторском уезде и писался Преображенская пустынь, что в Старцовом углу. Он иначе называется Старцов угол или Когуева пустынь. В нём ЦЕРКВЕЙ было две: 1) во имя Преображения Господня; 2) Спиридона Тримифунтского, обе деревянные. При этой пустыни бывает ежегодно в день Преображения Господня ярмарка. СТАРЧИЦКИЙ монастырь или СТАРИЦКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, приписной к Троицкому Слуцкому монастырю, находится в Минской Епархии близ уездного города Слуцка в 4 милях при селении Старчицах, почему и именуется Старчицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В XIX в. она несколько раз подвергалась ремонту с грубым искажением первоначальной формы купола и утерей его декора. В советское время сохранилась благодаря статусу памятника архитектуры. С 1917 г. по 1953 г. неоднократно проводились работы по укреплению фундамента церкви и холма, на котором она стоит, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы. С 1968 г. Андреевская церковь является музеем, а в 1978 г. киевские реставраторы восстановили первоначальную форму купола. В начале 1990-х гг. нижние жилые помещения Андреевской церкви были заняты Украинской Автокефальной Православной Церковью (УАПЦ), которая несколько раз проводила богослужение во время великих праздников в самой церкви, продолжающей оставаться музеем. В сентябре 2004 г. в Андреевской церкви проходил фестиваль «Золотые страницы вокального искусства». Братский Богоявленский монастырь Братский Богоявленский мужской монастырь на Подоле в Киеве был построен на пожертвования Анны Лозки, урожденной Гулевич, в 1615 г. Киевским Богоявленским братством, поместившим в нем свое училище, которое в 1632 г. митрополит Петр Могила соединил с лаврской школой под именем Киево-Могилянской коллегии. В 1651–1665 гг. монастырь с коллегией, разоренные поляками, находились в развалинах. К концу XVII в. монастырь с коллегией были восстановлены стараниями ректора коллегии и игумена Братского монастыря архимандрита Иоанникия (Голятовского) и его преемника игумена Варлаама (Ясинского), в дальнейшем митрополита Киевского. В 1701 г. Император Петр I подтвердил за Братским монастырем все его имения, а коллегия получила статус Академии. В 1786 г., в связи с процессом секуляризации церковного имущества, распространившимся и на Малороссию, было решено Академию перевести в архиерейский дом при Киево-Печерской лавре, а Братский монастырь закрыть, превратив в госпиталь. В 1787 г. решение о переводе Академии было отменено, но связь ее с монастырем нарушилась закрытием последнего вплоть до 1799 г., когда в него переместили штат Гамалеевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Андреевский, или Янчин. В 1086 г. великий князь Всеволод Ярославич заложил в Киеве церковь святого Андрея и при ней устроил монастырь, в котором постриглась дочь его Янка (Анна) и, совокупив многих черноризиц, жила с ними по монастырскому чину. В числе черноризиц находилась и сестра Янки Евпраксия, принявшая пострижение в 1106 г. и по смерти (в 1109 г.) погребенная в Киево-Печерской обители . Замечательно, что Андреевским монастырем в 1115–1125 гг. управлял игумен Григорий , весьма уважаемый великим князем и народом, как и впоследствии управляли игумены . Это значит, что или женский монастырь Янки по смерти ее (в 1113 г.) был преобразован в мужеский, или у нас вначале, как случалось и в Церкви Греческой, некоторые женские монастыри подчиняемы были ведению настоятелей, которые совершали в них и церковные службы . Церковь Андреевского монастыря, построенная Всеволодом, вероятно, сгорела или много пострадала во время страшного пожара киевского, бывшего в 1124 г., потому что в 1131 г. она была освящена вновь. Великий князь Ярополк Владимирович, скончавшийся в 1139 г., был сначала погребен в голубце у Андреевской церкви, но потом в 1145 г. по желанию вдовствующей супруги его Елены тело его перенесено в самую церковь и положено рядом с телом Янки . Лазарев. В летописи об этом монастыре замечено только, что в 1113 г. скончалась игуменья Лазарева монастыря, святая житием, живши 60 лет в чернечестве, а от рождения 92 года . Следовательно, если допустить, что она и постриглась в этом же монастыре, то основание его надлежало бы отнести еще к княжению великого князя Ярослава. Феодоровский. В 1128 г. великий князь Мстислав Владимирович основал в Киеве каменную церковь святого Феодора и при ней учредил мужской монастырь, который дети Мстислава в память отца своего, здесь погребенного (1132), назвали Вотчим. В Феодоровском монастыре незадолго пред кончиною своею принял схиму несчастный князь Игорь Ольгович, и игумен этой обители Анания облек тело его, по смерти поруганное киевлянами, в приличные одежды, совершил над ним панихиду и привез его для погребения в монастырь святого Симеона .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

На основании официального заключения светских властей в 1923 году уничтожили часовню над святым источником. В 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Однако эти меры не могли уберечь его от разорения. В 1928 году Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени церковная жизнь в монастыре прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвержены различным притеснениям и гонениям. В 1960 году монастырский ансамбль как памятник архитектуры в очередной раз был взят под государственную охрану, однако все его здания находились в полуразрушенном состоянии, так как не ремонтировались уже не одно десятилетие. Лишь в 70—80-е годы ХХ в. началась частичная реставрация некоторых сооружений Благовещенского монастыря. Так, на основе научных исследований была проведена реставрация Благовещенского собора. При этом более поздние пристройки XIX–XX bb. от здания были удалены. К 1987 году основные реставрационные работы в соборе, за исключением интерьеров, были закончены. Встал вопрос о его использовании. Предлагалось устроить здесь музей атеизма или концертный зал. Возрождение монастыря началось в 1991 году, когда главный Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса был возвращен Нижегородской епархии. В стенах обители возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения. В 1993 году состоялось освящение главного собора обители – Благовещенского, а спустя год в монастыре был совершен первый монашеский постриг и рукоположение в священный сан. В соборе прихожане и паломники могут прикоснуться к пребывающим здесь святыням: в мощевике выставлены для почитания частицы святых мощей святого Иоанна Тобольского , святого блаженного Иоанна Тульского, священномученика Мамелхфы, святителя Иннокентия митрополита Московского, преподобного Дорофея пустынника Египетского, святого Вонифатия Флорентийского, святого Филарета митрополита Московского, преподобного Максима Грека , а также частица Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

был пожалован за церковн. камен. строенье у Андрея Стратил. в Пленицах), 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 162 (замечат. предметы в Москов. церквах; на храмовой иконе св. Андрея Страт. сохранилась надпись: „Се образ принесен бысть из селца, глаголемого Пленицы, егда будет церковь , си образ паки отнести тамо”: этим кажется и объ­ясняется название м-ря). 1372 . Андреевский – Янкин или Янчин, женский и мужской, совсем уничто­женный, в губерн. гор. Киеве, находился, как полагают, вблизи церкви св. Фео­дора Тирона, между Десятинною церковью и Княжеским дворцом. Об основании его в Лаврентьевской летописи под 6594 (1086) год. записано: «Всеволод заложи церковь св. Андрея, при Иване преп. митрополите; створи у церкви тоя монастырь, в нем же пострижеся дщи его девою, именем Янька. Сия же Янка, совокупивши черноризици многи, пребы­ваше с ними по монастырскому чину». Под летом 6619 (1111) значится: «пре- ставися княгини Всеволожая и положена бысть у св. Андрея в монастыри». Под 6620 (1112) год. встречаем: «том же лете преставися Янка, дщи Всеволожа, сестра Володимера, месяца ноября в 3-й день, положена бысть у церкви св. Ан­дрея, юже бе создал отец ее; ту бо ся и постригла у церкви тоя, девою сущи». В лето 6639 (1131): «священа бысть церкви св. Андрея Янъчина монастыря». В лето 6647 (1139): «преставися кн. Ярополк и положен бысть в Янцине монастыри у св. Андреа». В лето 6678 (1170): «преставися благородный князь Володимер Андреевич, и положиша и у св. Андрея в Киеве, в Янъчине монастыре». Монастырь разрушен Ба­тыем в 1240 г. и после того не воз­обновлялся. Следы его были видны еще в 1635 г. Память Янки или Анны цер­ковью чтится ежегодно 3-го ноября; она в 1089 г. ездила в Грецию и на дру­гой год возвратилась с митропол. Иоан­ном, ставленником патриарха Николая. М–рь, как видно из летописей, управ­лялся игуменами. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 835. Ратшин, 835; “Словарь ист. о свят.”, 29; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 69; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 21; “Зап. и труды Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

И приход на Святую Гору высвободил духовные силы русского человека, которые двигали простых казачков через Берингов пролив или в далекую Эфиопию с проповедью Православия. На Афон приезжают уже не монахи, как раньше в поисках хорошего монастыря, а простые люди в поисках монашества. И в этом движении проявляются лучшие силы русского народа. Русские келлиоты дали Русскому Афону немало замечательных монахов. В начале, до основания Андреевского скита, не было на Афоне ни одной обители для великороссов, в Ильинском скиту по преимуществу жили малороссы, Пантелеймонов монастырь до 1875 года был греческой обителью. И все эти обители были уже переполнены насельниками. Приходившие на Афон паломники принимали постриг в русских обителях, затем накопив денег или собрав их на родине, покупали у греческих монастырей заброшенные и полуразрушенные келлии, которых в то время на Афоне было много и вот уже через короткое время в новую обитель текли новые монахи. Приходили целыми семьями, разумеется, мужской их частью, отец и сын и даже дед и возникали своего рода монашеские династии. На Афон ехали, как в место последнего пристанища, даже очень пожилые люди. Так образовывались своего рода небольшие монастырьки, жившие по законам строгой киновии. Земли было мало, но заготавливали все: масла, орехи, оливки, разумеется, писали иконы, резали ложки. Но всего этого было мало, чтобы обеспечить такой монастырек в 100 человек. И многие обращались туда, куда неизбежно должны были обратиться: на Родину. Такое движение за помощью в Россию не могло не вызвать беспокойства у властей. Особенно обеспокоены были, конечно, либералы: и движением русского народа на Афон и утечкой средств. Это вызвало соответствующие постановления российского правительства, были составлены списки неблагонадежных келлиотов, которым не рекомендовалось высылать деньги. Конечно, были и действительно неблагонадежные монахи, которые расходовали деньги не по назначению или на авантюристическое проекты. Например, иеросхимонах Иоанникий (Литвиненко), настоятель келлии Положения Пояса Богородицы, в сентябре 1883 г. обратился в Синод с прошением о принятии афонских иноков под покровительство Русской Церкви и ходатайствал о разрешении построить на Афоне монастырь в память почившего императора Александра II с наименованием «Ново-Александровский».

http://pravoslavie.ru/94314.html

В 1894-1895 годах заинтересованные в присвоении его миллионов лица предприняли попытку взять капиталы Иннокентия Михайловича под арест. С этой целью  он был объявлен безумным, а в вину благотворителю вменили «безрассудную расточительность» на помощь Православной Церкви и ближнему. Но это, свыше попущенное будущему иноку испытание, закончившееся полным оправданием И.М. Сибирякова, привело его к бесповоротному решению об оставлении мира. Губернскими комиссиями 1894 и 1895 годов миллионер был полностью оправдан, капитал ему был возвращен, и золотопромышленник переходит жить на подворье Свято-Андреевского скита под покровительство своего духовного отца иеромонаха, позднее архимандрита Давида (Мухранова). В течение двух лет Иннокентий Михайлович Сибиряков проходит монастырский искус и сворачивает свои дела, обильно жертвуя имеющееся имущество и наличные средства. В эти годы совместно с рядом единомышленников Иннокентий Сибиряков устраивает на Васильевском острове при Первом реальном училище придел Святителя Иннокентия Иркутского в храме Александра Невского. А в 1896 г. со святым праведным Иоанном Кронштадтским он учреждает при приходе петербургских выходцев из Сибири Православное братство во имя святителя Иннокентия Иркутского, жертвуя на его деятельность крупную сумму. Незадолго до принятия пострига Иннокентий Михайлович дарит свою дачу в Райволо (ныне Рощино) на создание приюта для девочек и прекрасный дом на сорок комнат с лесными угодьями в 98 гектаров Линтульской женской общине. Валаамский монастырь в том же, 1896 году, получил от Иннокентия Сибирякова 10 тыс. рублей на постройку Воскресенского скита в Никоновой бухте. Обильные пожертвования получали и другие обители России. Так за Угличским женским Богоявленским монастырем  было закреплено прежде арестованное пожертвование Иннокентия Михайловича Сибирякова в 147 тыс. рублей. На его средства был построен и Свято-Троицкий Николо-Уссурийский мужской монастырь в Приморском крае. Полного списка пожертвований Иннокентия Сибирякова пока не существует и вряд ли когда-либо будет существовать, так как благотворитель любил творить милостыню в тайне.

http://pravmir.ru/innokentij-sibiryakov-...

По ходу доклада я буду упоминать об исполнении некоторых конкретных поручений прошлых епархиальный собраний. Информирую вас, что и те поручения, о которых сегодня не будет упомянуто за недостатком времени, либо исполнены, либо по объективным причинам все еще находятся в работе. Перед этим, по установившейся практике, сообщу о статистических сведениях и расскажу о своей деятельности в истекшем году.   Статистика Традиционно в своем докладе я оглашаю ключевые статистические данные о столичной епархии. Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы – 958. В частности, из них: Кремлевских соборов – 6, кафедральных соборов – 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях – 18, храмов при представительствах Православных Церквей – 12, крестильных храмов – 20, приходских часовен – 48, храмов Патриарших подворий – 95, монастырских храмов – 44, монастырских часовен – 4, приходских храмов – 278, храмов в стадии строительства – 142, часовен в стадии строительства – 4, надвратные храмы – 5, храмов при светских учреждениях – 164, часовен при светских учреждениях – 29, монастырских подворий – 10, временных храмов – 43, временных часовен – 10, 24 храма еще не освобождены прежними арендаторами. При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют общины, – 473, включая 7 мужских и 6 женских монастырей в границах города Москвы, а также кафедральные соборы, храмы при представительствах Поместных Православных Церквей, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы и храмы в стадии строительства. Отдельно хотел бы сказать о реализации в завершающемся году программы строительства 200 храмов. Итак, на данный момент можно говорить о 17 храмах, построенных по Программе-200. В 2013 году были открыты три ставропигиальных монастыря: мужской московский Андреевский, и два женских – подмосковный Александро-Невский в с. Акатово Московской области и Алексеевский монастырь в г. Москве. В настоящее время в непосредственном подчинении Предстоятелю Церкви находится 31 монастырь: 15 мужских и 16 женских.

http://pravmir.ru/doklad-patriarxa-kiril...

Возможно, И.М. Сибиряков был знаком и с игуменьей Таисией. Дом, владельцем которого был Иннокентий Михайлович, находится по соседству с Петербургским подворьем Леушинского монастыря – угол Некрасова и Лиговского проспекта (современный адрес Лиговский, 1). Именно это трехэтажное здание, в котором размещалась частная гимназия Ф. Бычкова, а затем Я. Гуревича, принадлежало в течение 20 лет И.М. Сибирякову, и было подарено им перед постригом учителю своему, известному ученому П.Ф. Лесгафту. А Леушинское подворье находилось совсем рядом на улице Некрасова как раз в то время – с 1893 года. В этот период игуменья Таисия нередко сопутствовала батюшке Иоанну в его проповеднических и благотворительных трудах и могла знать И.М. Сибирякова и по этой причине. Еще предстоит многое выяснить о тех духовных связях, которые складывались между Санкт-Петербургским подворьем Леушинского монастыря и интересующими меня лицами. Одно достоверно, что среди людей, знакомых и с отцом Иоанном, и с игуменьей Таисией, и с Иннокентием Сибиряковым, и с архимандритом Иосифом был архитектор Михаил Щурупов. Этот прекрасный зодчий проектировал собор Похвалы Пресвятой Богородицы в Леушино, монастырский комплекс на родине Иоанна Кронштадтского в Суре и собор Апостола Андрея Первозванного в Свято-Андреевском скиту на Афоне, построенный архимандритом Иосифом на пожертвование Иннокентия Сибирякова. Этому собору – одному из немногих творений Михаила Щурупова – посчастливилось сохраниться, и сегодня Андреевский собор пленяет своей величественной красотой всех, кто посещает Святую Гору Афон. Так в ходе паломничества и событий Леушинского стояния открылось новое направление поиска материалов о выдающемся русском благотворителе, смиренном афонском схимнике Иннокентии Сибирякове и его окружении. Благослови, Господи, и помоги! Краснохолмский Антониев монастырь Кажется, всё. Можно было бы на этом и завершить заметки, но сидит занозой в памяти еще одна болевая точка Святой Руси, мимо которой мы проехали в пределах Тверской области. Это Краснохолмский Антониев мужской монастырь Вернее, поражающие своей грандиозностью развалины, которые от него остались. А остались на Красном Холме на берегу реки Мологи три стены Никольского храма, напоминающего своей грандиозностью соборы Московского Кремля. Видны и другие полуразрушенные строения. Из сообщений современной печати известно, что иногда в Краснохолмском Антониевом монастыре совершает богослужения владыка Тверской и Кашинский Виктор.

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010