В 1918 г. богадельня прекратила существование, в зданиях А. м. разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 г. храм мч. Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (не была открыта), в 1925 г. в Воскресенской ц. устроили клуб. В храме ап. Иоанна Богослова богослужения совершались до кон. 30-х гг. Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв. (на территории А. м. погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.), в основном уничтожен в 20-х - 40-х гг. XX в. В 1964 г. здания А. м. поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская гос. контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впосл. во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта. С 1967 г. в А. м. велись реставрационные работы (автор проекта - архит. Г. К. Игнатьев). В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, в следующем году освящена Воскресенская ц., в к-рой возобновились богослужения. В 1996 г. комплекс бывш. А. м. передан РПЦ для размещения Синодальной б-ки МП . С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». 16 июля 2013 г. Свящ. Синодом было принято решение преобразовать патриаршие подворье в бывшем Андреевском монастыре в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником монастыря назначен еп. Дмитровский Феофилакт (Моисеев). Ист.: Житие милостивого мужа Феодора званием Ртищева//ДРВ. М., 1791. Ч. 18. С. 396-422; Челобитная Киевского митр. Петра Могилы царю Михаилу Феодоровичу о построении в Москве училищного монастыря для монахов Киевского братского монастыря//АЮЗР. СПб., 1862. Т. 3. 33. С. 39; Послание Венедикта, архим. цареградского, к Б. И. Морозову// Бычков И. А. Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова. [Б. г.]. Вып. 1. 86. С. 144-145. Лит.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6; Снегирев И. М. Андреевский монастырь в Москве//Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1860. Год 6-й; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 245-246; Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1884. Ч. 1. С. 734-735; Молчанов Н. Краткая историческая заметка по поводу 250-летия со времени основания бывшего Андреевского монастыря, ныне Воскресенской, что в Пленницах, церкви при Андреевской, Московского купеческого общества, Богадельне. М., 1898; Козловский И. П. Ф. М. Ртищев: Ист.-биогр. исслед. К., 1906; Коробкин С. Андреевская богадельня Московского купеческого общества. М., 1906; Харлампович К. В. Ртищевская школа//БВ. 1913. Апр.; Г. Г. Андреевский монастырь в Пленицах//ЖМП. 1947. 9. С. 12-16; Румянцева В. С. Ртищевская школа//ВИ. 1983. 5; она же. Андреевский училищный монастырь//Средневековая культура Москвы. М., 1999; Челышев Е. П. Андреевский монастырь в Пленицах: Ртищевское братство// он же. Времен связующая нить: Статьи. Воспоминания. М., 1998. С. 309-321.

http://pravenc.ru/text/115196.html

Патриарший визит в Мурманскую митрополию. Малое освящение Андреевского кафедрального морского собора г. Североморска. Всенощное бдение 18 августа 2016 года 18 августа 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь Североморской епархии . В 2009-2012 годах монастырский комплекс был воссоздан на его историческом месте, там, где в 1533 году преподобный Трифон Печенгский основал монастырь при впадении реки Маны (современное название Нама-Йоки) в реку Печенгу в районе поселка Луостари (в переводе с финского «монастырь»). Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Н.А. Евменов, митрополит Мурманский и Мончегорский Симон , епископ Североморский и Умбский Митрофан , члены официальной делегации. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал наместник монастыря игумен Давид (Дубинин). В Троицком храме Святейший Патриарх Кирилл совершил славление преподобному Трифону Печенгскому и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Для меня большая радость посетить самый северный монастырь Русской Православной Церкви. Этот монастырь значим не только из-за своего местоположения — это одна из самых славных исторических обителей Русской Православной Церкви. С XVI века здесь существует монашеская жизнь, и можно только удивляться, как в то далекое время, когда не было ни карт, ни дорог, когда всякое путешествие, а уж тем более на севере, сопровождалось многими опасностями и трудностями, здесь появились люди, пожелавшие в трудных климатических и природных условиях, в полном уединении и отрешении от мира, совершать свое монашеское поприще. Святой преподобный Трифон не просто основоположник этой обители. Это наш духовный светоч. Прошли столетия, а память о нем сохраняется, и как важно, что это святое место вновь возрождено. Мы знаем, что политические обстоятельства XX века привели к тому, что монастырь некоторое время находился вне России. Затем его территория была возвращена в состав нашего Отечества, но, к сожалению, в те времена мало кто заботился о возрождении духовной жизни, и лишь на излете XX века постепенно началось обустройство этого святого места, которое сейчас, по всей вероятности, выглядит не только не хуже, но даже лучше того, что было в старину.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

5 Он, вероятно, был переведён из Новгорода в Переславль царским повелением со многими людьми в 1488 году (том 6, с. 87.) 6 В Переславле было 3 женских монастыря: 1) Никольский (ныне приходская Князе-Андреевская церковь ). 2) Вознесенский, ныне приходская церковь на восточной стороне города. 3) Введенский (при озере). В котором из них жила мать Преподобного – решить трудно. Преподобный Даниил имел особенное попечение о Никольском монастыре, так что сам и Государя просил о поновлении состарившейся в нём церкви. Конечно, такую заботливость о сей церкви он имел и потому, что при ней жил и погребён был святой князь Андрей, коего мощи открыты были по его указанию (рукописное житие, листы 157–161); но ещё более будет понятна заботливость его, если допустим, что при сём монастыре жила мать его. Нынешний девичий Фёдоровский монастырь в Переславле был сперва мужской и основан Иоанном IV Ва сильевичем около 1557 года. Местное предание гласит, будто этот царь был с своею супругою на богомолье в Никитском Переславском монастыре. Возвращаясь обратно в Москву, на пути, верстах в 5 от Переславля, супруга его разрешилась от бремени сыном Феодором; – в память сего события царь Иоанн и устроил монастырь в Переславле во имя Феодора Стратилата. Ныне на месте разрешения царственного сына стоит каменная часовня. Женским монастырь этот сделан после 1710 года. В этот год от моровой язвы многие монастыри опустели; почему местоблюститель Стефан Яворский указом повелел мужскую братию из Фёдоровского монастыря переместить в Данилов монастырь, а на место её поместить инокинь. 7 О сём путешествии Великого Князя в Истории Карамзина сказано так: «Великий Князь выехал в Переславль, Юрьев, Суздаль, Владимир, Ростов, а в Москву возвратился с супругою 5 декабря». (Том 7, примечание 383.) 8 О сём путешествии в продолжении Нестора сказано так: лета (7031) 1523 «июля в 28 день, пойде Князь Великий Василей и с братиею с Москвы к Переславлю, да оттоле к Юрьеву, а от Юрьева к Суздалю да к Володимерю, и бысть в Володимери две недели, а из Володимеря к Нову городу к Нижнему,.. а к Москве прииде после Покрова» (с. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Одесса. Ильинский Одесский монастырь. Ильинский мужской монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1884. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Одесса, ул. Пушкинская, 79 Координаты: 46.470165, 30.74164 Проезд:Центр города, ж/д вокзал Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Илии Пророка Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Закладка церкви была совершена настоятелем скита архимандритом Гавриилом, 10 ноября 1894 года, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан. В 1896 году постройка трехпрестольного пятиглавого храма была закончена. iliya-monastery.ru Паломники старой России, отправляясь к святым местам, останавливались в Одессе. Проявляя заботу о них и следуя примеру Андреевского и Пантелеимоновского скитов, на Ильинском подворье Афонского монастыря города (основан в 1884 г. на Пушкинской улице), был построен великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Для исполнения этой благородной цели, в сентябре 1894 года, на пароходе " Царь " в Одессу прибыл настоятель Ильинского скита на Афонской горе архимандрит Гавриил. Проект храма с пятью главами и колокольней был выполнен епархиальным архитектором Л.Ф. Прокоповичем. По обоим сторонам храма проектом предусматривалось строительство трехэтажных флигелей для монашествующей братии подворья и для паломников, отправляющихся на Афонскую гору и в Иерусалим. При храме предусматривалось сооружение часовни во имя св. Николая Чудотворца. 10 ноября 1894 года архимандритом Гавриилом, в сослужении соборного духовенства, совершена была закладка храма, в основание которого в торжественной обстановке замуровали памятную табличку, а первый краеугольный камень положил сам архимандрит. Пятиглавый храм с высокой колокольней строился из кирпича, частью привезенного монашеской братией Афонского монастыря из Константинополя, частью - феодосийским, доставленным из Крыма. Постройка обошлась в сумме до 300 тыс. рублей и была закончена к концу 1996 года.

http://sobory.ru/article/?object=02945

В 7198 (1690) году, Июня 13, грамотой Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича этот монастырь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому, за которым и состоял до учреждения духовных Штатов в 1764 году. Крестьян было за ним 385 душ, из коих 22 принадлежали монастырю, а 363 – Архиерейскому дому; по Штатам же оставлен на своём содержании и вскоре упразднён вовсе. Настоятельство в этом монастыре было иногда Строительское, иногда Игуменское. В 1624 году, упоминается Строитель Онуфрий, в 1629 году – Игумен Зосима, в 1649 году – Игумен Феодорит. В 1654 году упоминается Игумен Пимен и предшественник его Игумен Варлаам. В 1665 году – Игумен Филарет, в 1680 году – Строитель Митрофан, в 1683 году – Строитель Пахомий, в 1684 Игумен Иосиф; в 1686 и 1688 годах – Строитель Протасий, в 1695 году – Строитель Арсений, в 1695 году – Игумен Филарет, в 1732 году – Строитель Мисаил. В 1761 и 1764 годах этот монастырь состоял под управлением Игумена Липенского монастыря. Строения в то время, т. е. при сочинении Штатов, были следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Св. Андрея Юродивого; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Покрова Божьей Матери; 3) при Андреевской церкви – КОЛОКОЛЬНЯ деревянная с 3 колоколами; 4) КЕЛЬЯ настоятельская и братская, также и службы все были деревянные; 5) ОГРАДА вокруг монастыря на 166 саженях деревянная же. Монашествующих никого не было. Ныне же находится одна только ЦЕРКОВЬ каменная во имя св. Андрея Юродивого, в 1776 году приписанная к Кириллову монастырю, и близ оной – скотный Кириллова монастыря двор. Сийский Антониев монастырь 2 класса мужской, Архангельской Епархии состоит в Холмогорском уезде расстоянием от Холмогор к югу на 92, а от Архангельска по Санкт-Петербургской дороге на 165 версте, между Сийской и Емецкой волостями, от Сийской в 10, в которой соединяются дороги Санкт-Петербургская и Московская 32 , на небольшом кругловидном острове в длину около 100 с лишним саженей, а в ширину около 60, окружён в отношении к острову соразмерно широким и глубоким озером, называемым Михайлово так, что по ограде, имеющей основание ещё в воде, монастырь с восточной, южной и западной сторон представляется плавающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Лишь с утверждением на престоле династии Романовых возобновились государевы заботы о Донском монастыре. В 1622 году, как следует из «Дворцовых разрядов», царь Михаил Феодорович «пожаловал к своему государеву богомолью в монастырь к Пречистой Богородице Донской» служебные печатные Минеи. (Забелин справедливо указывает, что подобный вклад — лишнее свидетельство тому, сколь сильно пострадала обитель во время Смуты, лишившись даже необходимых книг.) При династии Романовых [ править править код ] На протяжении XVII столетия Донской монастырь постепенно возрастал в своем значении. В 1646 и 1647 годах царь Алексей Михайлович молился в нем во время нападения крымских татар на южные окраины государства, в 1654 году он же слушал здесь напутственный молебен перед войной с Речью Посполитой, а с 1649 года уже установился ежегодный крестный ход в Донскую обитель. Со всем тем, положение монастыря оставалось непростым. В 1650 году (или около того) его приписали к Андреевскому монастырю, и самостоятельность он вернул себе только в 1678 году. Каменных строений, кроме возведенного еще при Феодоре Иоанновиче храма, в нем не было. Наиболее плодотворной в «благоустроительной истории» Донской обители оказалась последняя четверть XVII века. В это время к старому соборному храму пристроили колокольню, возвели новый собор, начали строить каменные стены и башни. В 1683 году монастырь получил статус архимандритии, а уже к 1700 году он числился среди наиболее богатых монастырей России, владея обширными землями и полутора тысячами крестьянских дворов. Опережали его в этом отношении только Чудов и Симонов монастыри с тремя и двумя с половиной тысячами дворов соответственно. Российская Империя [ править править код ] Дореволюционное фото Донского монастыря, вид на Малый Собор Значительной части своих вотчин Донская обитель лишилась в 1764 году, однако, будучи (с 1745 года) ставропигиальной, пережила секуляризационную реформу сравнительно спокойно. Внутренняя жизнь ее в это время, увы, отличалась куда меньшим благополучием, чем внешняя. Присылаемые в монастырь для исправления «проштрафившиеся» представители духовенства весьма часто продолжали вести себя предосудительно и в монастырских стенах, тем самым разлагающе воздействуя на братию. Эта ситуация была преодолена только в XIX столетии.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

б) В искреннем усердии и уважении к св. обителям, инокам и вообще ко всему духовенству. Многие Князья и бояре сооружали монастыри на собственное иждивение 269 , смотрели на них, как на свои фамильные, и большею частью погребаемы были в них со всем своим семейством. Так, Ярослав создал в Киеве два монастыря, один мужской во имя Ангела своего, Георгия, другой женский, во имя Ангела супруги своей Ирины (Ингигерды или Анны); Изяслав соорудил в Киеве же монастырь св. Дмитрия; Всеволод – монастырь Андреевский или Яничь, называвшийся так по имени дочери этого Князя Яники, бывшей в нем первой Игуменьей; сыновья Мстислава великого соорудили монастырь при церкви св. Феодора, и назвали его Вотчим, в память отца своего, в нем погребенного (1132 г.) 270 . Самая обыкновенная похвала Князьям того времени, встречающаяся в летописи, та «монастыри набдя и чернце утешивая, и мирския церкви набде, и попы и весь святительский чин достойною честию чтяше» 271 ; или: «чтяше паче меры иерейский и мнишеский чин, подая им еже на потребу, и приимая от них молитвы и благословение»; или: «попы любяше повелику, излиха же черноризцы» 272 . в) В высоком уважении и любви к иноческой жизни. Многие Князья и бояре, забывая знатность своего рода, свои богатства и мирские чести, на всю жизнь заключались в стенах отшельнических келий, а другие считали как бы священною необходимостью, по крайней мере, пред кончиною своею принять на себя Ангельский образ 273 . Этот обычай постригаться в монашество, занятый Князьями нашими, без сомнения, у Императоров Греческих, начался еще с XI века и постепенно усиливался Первые инокини из Княжеской фамилии, упоминаемые в нашей истории, – это супруга Ярославова Ирина и дочь Вел. Князя Всеволода Анна (или Янка), а первые иноки – Князья Черниговские Никола Святоша и Игорь. В последующее время из Княгинь инокинь известны: Евфросиния, Княжна Полоцкая, основавшая два монастыря, и постригшая также родную сестру свою, двоюродную и двух племянниц, Ольгу, Марию и Агафию 274 ; а из Князей: Всеволод Мстиславич, Давид Ростиславич Смоленский 275 , еще какие-то благов. Князья схимонахи, Феодосий, Савва, Стефан и Филипп, упоминаемые в одном древнем синодике Киево-Печерской Лавры, прежде Игоря убиенного 276 . Вообще страсть к пострижению в монашество доходила до того, что благоразумное духовенство иногда принуждено было удерживать от этого Князей своими советами, как поступил Киево-Печерский Игумен Поликарп с В. К. Ростиславом 277 , и разумнейший из Князей того времени Владимир Мономах счел нужным заметить своим детям в последнем поучении, что не одиночеством, не чернетьством и не голодом, как иные добрые люди терпят, заслуживается милость Божия 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Через пятнадцать лет стараниями отца Серафима на Оренбургской земле возник Свято-Андреевский мужской монастырь. Утверждая название монастыря, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не предполагал, где в конечном итоге он расположится. Название дано было во имя святого апостола Андрея Первозванного. Но впоследствии промыслом Божиим и помощью Святейшего Патриарха Алексия II храм во имя Архистратига Божия Михаила, что в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области, со всеми прилегающими церковными постройками, кроме приходской школы, был передан Свято-Андреевскому мужскому монастырю, который три года до этого ютился в доме отца Серафима. С этого момента начался новый этап в развитии обители. В 2001 году областной музей изобразительных искусств Оренбурга подарил из запасников две иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и «Главу Иоанна Предтечи». Первая была написана в Воздвиженском монастыре на Афоне и являлась покровительницей именно Свято-Андреевского скита. И уж совсем чудесным представляется тот факт, что прямо за храмом находится гора, контуры которой повторяют священный Афон. Монастырь находится в 120 километрах от города Оренбурга. В Оренбургском Свято-Андреевском мужском монастыре строжайший Афонский устав. Спят монахи в подрясниках и всего три часа в сутки. Ночь используется для молитвы «за весь мир и за каждого из вас». После пробуждения час молятся в келье. К пяти часам утра идут в храм на службу, которая нередко продолжается до двух часов дня. Вечером снова служба, потом правило. В общем, монашескую жизнь лёгкой не назовёшь. Кроме молитвы, есть хозяйственные послушания. Монахи всё делают сами: готовят, стирают, убирают… Всё, что подаётся на трапезу, выращивают сами. С Божией помощью это получается неплохо. Даже нуждающимся помогают – осенью жителям Андреевки раздают до сорока мешков картофеля. Желающих стать монахами достаточно много, несмотря на трудности. За то время, что существует монастырь, перед отцом Серафимом прошли сотни. Отбор очень жёсткий. Не могут стать монахами бывшие заключённые, разведённые (бросившие жену и детей), а также психически больные.

http://pravmir.ru/rozhdennyj-byt-monaxom...

ПОСТАНОВИЛИ:Направить игумена Товию (Глазырина), заштатного клирика Белгородской епархии, в распоряжение Преосвященного архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона для прохождения пастырского служения в Панаме с поручением ему осуществлять окормление русскоязычной паствы в Мексике, Колумбии и Перу. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о положении в Аргентинской и Южноамериканской епархии. ПОСТАНОВИЛИ:Священника Геннадия Мороза, клирика Ярославской епархии, направить на служение в Аргентинскую епархию в распоряжение Преосвященного архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона. СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о направлении паломнической группы Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон к празднику святого великомученника и целителя Пантелеимона 9 августа 1998 года. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ:  Прошение Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия об утверждении монахини Ангелины (Петренко) настоятельницей женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской области. ПОСТАНОВИЛИ:Утвердить монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия о преобразовании прихода во имя святого апостола Андрея Первозванного в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области в Свято-Андреевский мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Михея о преобразовании прихода Казанского собора бывшего Казанского женского монастыря города Ярославля в Казанский женский монастырь. ПОСТАНОВИЛИ:Благословить преобразование прихода Казанского собора бывшего Казанского женского монастыря города Ярославля в Казанский женский монастырь.

http://mospat.ru/archive/86372-zhurnaly-...

Впервые монастырь был упразднен в 1724 году, тогда в его стенах были одновременно учреждены школа для подкидышей – «зазорных» детей и помещение для «колодников», то есть тюрьма. Такое соседство сейчас кажется странным. Через шесть лет при императрице Анне Иоанновне монастырь был возобновлен, но ненадолго. Годом окончательного упразднения монастыря считается 1765. При Екатерине II бывший Андреевский монастырь отдается сначала для содержания «безумных до устроения для них особого дома», а в 1775 году здесь открывается женский работный дом с прядильной. И наконец, в 1803 году в стенах обители окончательно закрепляется Андреевская купеческая богадельня. К 1898 году в ней призревалось 956 человек. Попечителями этого крупнейшего к тому времени заведения подобного рода состояли представители семей Бахрушиных, Королевых, Боткиных. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на содержание богадельни. Н.Г. Зубов завещал 200 тыс. рублей, М.И. Крашенинников 100 тыс. рублей, фабрикант С.В. Алексеев — 30 тыс. рублей. В 1885 году на пожертвование Н.Д. Пашкова открывается особое отделение на 40 мест. На территории богадельни сохранялось три храма: Андреевский, Вознесенский и церковь-колокольня Иоанна Богослова. Они также являлись приходскими для жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной. В 1900 году в Воскресенском храме открылась церковно-приходская школа, существовавшая здесь до 1917 года. В 1918 году корпуса богадельни превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак. Школу рабочие Госзнака устроили в храме святого мученика Андрея Стратилата. Под клуб был выделен храм Воскресения Христова. Странным образом Богословская церковь закрыта не была и богослужения в ней совершались до конца 1930-х годов. В 1960-х здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов, корпуса богадельни оставались жилыми. Окончательное расселение произошло только к 1980 году, когда здесь разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт метеорологической службы.

http://sobory.ru/article/?object=04622

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010