Сегодня осетины возвращаются к исконной вере далёких предков – Святому Православию. Митрополит Гедеон встречает Святейшего Патриарха Грузинского Илию Второго в аэропорту Владикавказ. 1997 г. Владыка в последние годы жизни в рабочем кабинете. Ставропольское епархиальное управление Ты вспомнил Ильинский храм – там погребена подвижница благочестия старица Анастасия, почитаемая всеми горожанами как покровительница Владикавказа. В 1997-м году я принимал во Владикавказе Блаженнейшего Патриарха Грузии Илию II, уроженца Владикавказа. Он пожелал при моём сослужении отслужить панихиду на могиле блаженнопочившей старицы, и потом поделился воспоминаниями о своих родителях Георгии и Наталии Шиолашвили, которые были с ней лично знакомы. После кончины Анастасии Андреевой на её могилке группа прихожан Ильинского храма, в том числе мама Патриарха Илии, были очевидцами явления Божией Матери, явившейся в неизреченном свете. – Впервые за многие десятилетия безбожия вы благословили открытие в Северной Осетии мужской и женской монашеской общин… – Долгое время на территории нашей Ставропольской и Владикавказской митрополии не было ни одного монастыря, открыть их нам никак не удавалось. Благодарение Господу, пославшему нам молитвенника, афонского старца архимандрита Ипполита (Халина). Он на Кавказе никогда не был, но очень любит эту землю, благочестивый осетинский народ. Он передал нам волю Божией Матери – в древней Осетии-Алании должен быть мужской и женский монастырь. И не только две обители. Наступит время, и вся горная часть Алании, как и в древности, будет в монастырях. Я человек не святой, но почитаю святых людей и очень благодарен батюшке Ипполиту за его любовь и заботу о нашей митрополии. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ,постриженик митрополита Гедеона, совершает панихиду на его могиле в день памяти — 21 марта. У Андреевского собора города Ставрополя Многие жители Северного Кавказа, чада моей митрополии, в том числе осетины, посещают этого старца в городе Рыльске в монастыре Святителя Николая. Очень и очень многие люди получают по его молитвам помощь в самых разных жизненных обстоятельствах и исцеления от тяжёлых недугов. Он подготовил для осетинских монастырей первых послушников – будущих монахов, за что ему великая благодарность и низкий поклон.

http://pravoslavie.ru/140632.html

В XIX столетии Одесса становится довольно крупным городом. Во многом это объясняется и тем, что через Одессу пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского, Ильинского. По этому обстоятельству Свято-Успенский Одесский монастырь имел довольно большое значение для православных паломников, для жизни города и всего юга России. Жизнь монастыря оказывала благодатное воздействие на духовное и историко-культурное развитие Причерноморья. До 1922 года лампада монашеской жизни в Свято-Успенской Одесской обители еще светилась. После закрытия Свято-Успенского монастыря богоборцами в 1922 году, мятежный ветер гражданской войны и смутного времени рассеял насельников монастыря по всему лицу страждущей Русской земли. В 1944 году началось возрождение монастыря. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен шлемовидный купол и перестроена колокольня. Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, который неустанно трудится над благоукрашением монастыря. Его молитвами и усердием построены новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры. В 1964 г. в Одесском монастыре окончил свой земной путь бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко) Известен он был и своим многолетним исповедническим подвигом за веру. За его подвижническую жизнь Господь прославил его дарами: молитвы, прозорливости и чудотворений.

http://sobory.ru/article/?object=16870

Интерпосёлок. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Спустя полгода после пожара 25 июля 1885 г. каменная церковь Всех Святых, усердием и трудами настоятеля о. Вениамина с братиею, была восстановлена и 6 февраля 1886 г. освящена. В 1894 г. трудами братии во главе с иеромонахом Антонием в каменной церкви во имя Всех Святых была закончена стенная живопись. Храм украшал великолепный четырехъярусный иконостас с золоченой резьбой и резными колоннами. Но настоящим украшением храма была сделанная в виде гробницы, изукрашенная снаружи бронзовыми и золочеными рельефными головками херувимов, металлическая посеребренная рака, стоявшая над местом захоронения прпп. Геннадия и Никифора. С передней стороны ее была гравированная в золоченом венке надпись: «Св. рака сооружена в благоверное царствование Императора Александра III, Преосвященнаго Павла Епископа Олонецкаго и Петрозаводскаго, настоятелем Вениамином, сотрудником иером. Геннадия, на пожертвования благотворителей; освящена о. протоиереем Кронштадтского Андреевского собора Иоанном Ильичем Сергиевым 1892 г.». Каждый воскресный и праздничный день перед этой ракой совершались братские молебные пения. http://vazhe.info/?page_id=8 Храм во имя святых преподобных отцов Никифора и Геннадия Важеозерских чудотворцев был построен в 1858 году. Был отремонтирован в 1990-х гг., освящен во имя Всех Святых. ...Мощи преподобных Геннадия и Никифора нетленно почивают в гробнице, над которой издавна выстроена была часовня. Почтение к памяти и останкам преподобных было велико у всех окрестных жителей. В начале 17 века, во время смутного времени на Руси, бродившие везде поляки разграбили и опустошили и эту обитель. Иноки были изгнаны, а имущество, записи и книги, хранившиеся в ней, были или уничтожены или захвачены (тогда исчезли и подробные жития свв. Геннадия и Никифора). Но затем, по миновании опасности от поляков, при помощи Божией и заступлении свв. угодников, обитель снова была восставлена и приписана к Сяндемской пустыни (1723 г.).

http://sobory.ru/article/?object=05445

ПОСТАНОВИЛИ: Освободить от должности ректора Екатеринодарской духовной семинарии епископа Ейского и Тимашевского Германа и назначить на эту должность клирика Екатеринодарской епархии протоиерея Игоря Олжабаева.   ЖУРНАЛ 90 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о возрождении в городе Москве Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Справка: Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским. История обители связана с размещением в ее стенах с середины XVII века учительного братства, объединившего образованнейших монахов «ради учения книжного», ставшего по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве. В 1764 году обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой Московского Патриархата священник Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/3102896.ht...

Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято–Духов (не Духовский) монастырь, Белогорский монастырь. Слово «Лавра» традиционно пишется с прописной буквы: Троице–Сергиева Лавра, Киево–Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра; 8 с прописной буквы пишутся и все слова в названии Святой Горы Афон (Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Со строчной буквы пишется слово «пустынь»: Оптина пустынь, Акатова пустынь и др. Примечание. С начала девяностых годов в России стала повсеместно входить в обиход практика присоединения к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» через знак дефиса. В официальных документах, на страницах церковной, а затем и светской печати начали упоминаться Свято-Казанские, Свято-Андреевские, Свято-Успенские, Свято-Архангельские храмы и обители. Между тем эта практика является нововведением, не укорененным в православной русской традиции. Если обратиться к дореволюционным письменным источникам, в том числе древнейшим памятникам, то ни в одном из них мы не встретим подобного сочетания. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева Лавра (наряду с Троице-Сергиевой Лаврой), Хотя, это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина «Святая Троица», Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа. Наши предки всегда стремились к простоте, которая изначально была присуща христианскому православному сознанию и позволяла акцентировать внимание на главном. Этот же подход оправдан в отношении формулировки названий монашеских обителей. В России было основано много монастырей в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но Оптина пустынь у нас одна, как одна и Троицкая Сергиева Лавра. Желательно различать между собой полные официальные названия монастырей и их краткие формы, например: Московский ставропигиальный Данилов мужской монастырь и Данилов монастырь. Иначе на свет появляются сложные гибриды, наподобие современного именования женской обители в городе Болхове, основанной, по преданию, тем же покаявшимся разбойником Оптой: Болховский Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь. Между тем в описании православных русских монастырей 1910 года она значилась просто как Троицкий Оптин монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Корреспондент «Оренбургской газеты» тогда же свидетельствовал: «Храм этот небольших размеров, но очень красив. Снаружи он выложен обливным кирпичом двух цветов: белого и шоколадного. Куполы церкви и колокольни выкрашены нежной небесно-голубой краской, а верхние маленькие куполы посеребрены. Вообще, сочетание цветов очень удачное и может удовлетворить даже изысканному вкусу. Внутри стены храма выкрашены той же голубой масляной краской. Иконостас работы Оренбургского иконостасного мастера Овсянникова выкрашен бледно-фиолетовой и белой краской с позолоченной резьбой. Иконы писаны московскими мастерами, и некоторые из них представляют собой копии с икон известных мастеров, выполнены они художественно». Возвышаясь у основания горной цепи, правее усадьбы Крашенинниковых, величественный храм надолго приковывает к себе внимание. Церковный двор окружён красивой оградой с чугунными колоннами и железной решёткой, основание её сделано из облицовочного кирпича. Храмоздатель позаботился о создании полного церковного комплекса: обеспечив церковь достаточной утварью, ризницей, капиталом, он пожертвовал для причта 33 десятины земли (30 – пашенной и 3 десятины для сенокоса), выстроил для священнослужителей каменные дома с надворными деревянными строениями, построил каменное здание для мужской и женской церковно-приходских школ, придав ей четыре десятины земли. Позднее, на горе за храмом была построена часовня во имя святителя Николая. В годы советской власти Михаило-Архангельский храм подвергся общей участи «культовых зданий» – церковь закрыли, но по крепости, прочности её не разрушили, а приспособили под колхозный элеватор. Строения, входящие в храмовый комплекс, постепенно разбирались. Благочинный округа протоиерей Николай Стремский остановил разрушение с помощью областных властей и приступил к восстановлению старинных построек некогда прекрасного архитектурного комплекса, предполагая устроить здесь детский санаторий. В эти годы схиархимандрит Серафим (Михаил Константинович Томин), прибывший с Афона, подыскивал подходящее место в области для устройства мужского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=37608

В последний раз ещё обновлена она, в исходе того же века, и по желанию усердствовавших, переименована Трёхсвятительскою, ибо в числе сих иерархов и великий Василий. В северо-восточной стене сей церкви доселе сохранились кирпичи древней работы, свидетельствующие, что эта часть здания уцелела от разорения монгольского. Около сей древнейшей церкви Старого Киева предполагают и первобытное жилище великого князя, которое уже во времена Нестора перенесено было на иное место; ибо он говорит в летописи своей, что «двор княжеский был прежде в городе там, где при нём стоял двор Вротиславль и Чудин». – Место, противолежащее церквам Десятинной и Трёхсвятительской, как находящееся посредине древнейшего населения Старого Киева, по всей вероятности, было занято палатами его возвеличившихся властителей; но, судя по описанию Нестора, нет сомнения, что каменный терем Ольги стоял на месте нынешней Андреевской церкви; он указывает его позади Десятинной, над самою горою и оттоле точно могла видеть княгиня, как несли послов древлянских, с Почайны по Боричеву взвозу, и любоваться живописною долиною, которая расстилается вверх по Днепру, до любимого села её Вышгорода, на горе Хоревице. Около бывших княжих палат на Старом Киеве, где и теперь находятся много щебня и костей, должно искать двух обителей княжеских, женской и мужской, основанных властителями Киева, по соседству дворца их, дабы присные их, сыны и дочери, могли постригаться близко дома родительского, и сами они обретали бы себе последний приют недалеко от своего жилища, под сенью неумолкаемых молитв иноческих. Это Андреевский или Янчин монастырь, и Феодоровский или Вотч, т. е. Отчий. Всеволод, сын Ярослава, заложил на Старом Киеве в 1086-м году первую церковь во имя Первозванного, и при ней устроил обитель для дочери своей Анны или Янки, которая подала пример пострижения княжеским дщерям, и собрав около себя девиц, сама обучала их пению, чтению Священного Писания и полезным искусствам. Там погребена была и супруга Всеволода, княжна половецкая Анна, и, вероятно, погребались прочие особы княжеского дома, о коих, однако, молчат летописи; но из мужской отрасли Ярослава они упоминают только о погребении в Янкиной обители сына Мономахова, второго великого князя Ярополка, и сына Боголюбского Владимира, удельного князя Дорогобужского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1996 году комплекс Андреевского монастыря передан в бессрочное пользование РПЦ. Зинаида Одолламская, автор статьи. http://um.mos.ru/houses/4870/ Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика. Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков. В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны. В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

http://sobory.ru/article/?object=04622

Когда Пр. Кирилл Белоезерский, будучи ещё Настоятелем нынешнего Симонова монастыря, желал укрыться от молвы народной, то оставил он настоятельство и отошёл в этот Рождественский, а оттуда удалился уже в Белоезерские страны, и устроил там знаменитый Кириллобелоезерский монастырь (см. Четьи Минеи месяц Июнь, Изд. 2, 1659 год, лист 55). От Рождественского монастыря осталась напоследок одна только церковь каменная об одной главе с двумя приделами: а) во имя Пр. Кирилла Белоезерского и б) во имя Св. Николая Чудотворца. Этот последний построен в 1733 году приходскими людьми. Церковь сия есть ныне приходская Симоновской подмонастырной слободки и называется: что на Старом Симонове. В этой церкви в северо-западном углу погребены известные в Российской истории монахи воины Адриан Осляба и Александр Пересвет. Рождественский монастырь Или Христорождественский Новгородский мужской, упразднённый, ныне – кладбищенская церковь , находится близ Новгорода от большого земляного вала к востоку в полуверсте против бывших Щитенских ворот, а нынешней Андреевской улицы. Когда и кем построен, сведений не имеется. Но существовал в половине XII столетия, и в 1162 году в житии Сокольницких Чудотворцев упоминается он существующим, и Настоятель в нём Строитель. В 1381 году основан был в этом монастыре храм каменный во имя Рождества Христова. В 1615 году при переписи Новгороду и окрестностям оного означено: монастырь на поле, храм каменный Рождество Христово, да трапеза деревянная, храм. В 1649 году в грамоте Царя Алексея Михайловича написано, что в 1647 году, по указу его «велено ведать и строить Рождественский монастырь, что на поле у Скуделен, против улицы Рогатицы Антоньева монастыря Игумену Аркадию и они, де, тот Рождественский монастырь построили, церковь каменную и главу поделали и проч. из своей монастырской казны и в том Рождественском монастыре живёт чёрный поп и братия, чтобы и того Рождественского монастыря вотчинными пустошами и пожнями и всякими угодьями владеть Антоньеву монастырю по писцовым книгам. В Указе того же Царя от 1652 года упоминается, что до 1647 года монастырь этот был впусте, и что к нему принадлежали пожни вотчинные на Дубечке от Иворовой улицы Св. Климента на Сокольницком ручье и на Кирилловском острове, которые этой грамотой и велено отдать во владение монастырю по-прежнему. По Штатам 1764 года этот монастырь упразднён и обращён в кладбищенскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУКШИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской и Болховской епархии Орловской митрополии), находится в дер. Фроловка Мценского р-на Орловской обл., на том месте, где, по преданию, был убит сщмч. Кукша Киево-Печерский, который считается покровителем Орловско-Болховской епархии. Основан решением Синода от 4 окт. 2012 г. К XVIII-XIX вв. в учрежденной Орловской епархии возродилось почитание сщмч. Кукши Киево-Печерского. В кон. XIX в. открылся ряд церковно-просветительских об-в и братств: в Мценске при ц. Богоявления устроено братство в память сщмч. Кукши; в 1894 г. в Синод от имени жителей Мценска была отправлена депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика из Киево-Печерской лавры в мценскую Богоявленскую ц. Получив отказ, горожане при содействии еп. Орловского и Севского Мисаила (Крылова) обратились к митр. Киевскому и Галицкому Иоанникию (Рудневу) , уроженцу Орловской губ. Митрополит благословил перенос частицы мощей в г. Мценск. В Киево-Печерской лавре была заказана икона сщмч. Кукши. 25 авг. 1895 г. она была доставлена в Орёл и помещена в Троицкий храм архиерейского подворья. После 1917 г. икона была утрачена, в 2013 г. написана вновь и передана в храм с частицей мощей святого. Орловский церковно-археологический комитет, в 1905 г. преобразованный в Орловское церковное историко-археологическое об-во, по инициативе еп. Орловского и Севского Никанора (Каменского) избрал небесным покровителем сщмч. Кукшу. В авг. 1913 г. в Орловской епархии отмечалась 800-летняя годовщина убиения сщмч. Кукши. Торжества возглавляли еп. Орловский и Севский Григорий (Вахнин) , орловский губернатор С. С. Андреевский и члены Гос. думы. Орёл посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . 23 марта 1914 г. возникло Орловское законоучительное братство сщмч. Кукши. Первые публикации, посвященные святому, появились в 1991 г. в газ. «Вече», издаваемой общественно-культурным центром обл. отд-ния ВООПИиК.

http://pravenc.ru/text/2462225.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010