Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Андреевский монастырь Предание относит возникновение мужской обители " у Воробьевых круч, в Пленницах " к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью . Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году, происшедшее в день памяти мученика Андрея Стратилата , подвигло москвичей построить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году - каменный надвратный храм во имя мученика Андрея Стратилата. С того времени монастырь стал называться Андреевским . Одним из жертвователей при строительстве надвратного храма был патриарх Московский и всея Руси Иоаким . Фасады храма украшают полихромные изразцы, впервые примененные в убранстве московских церквей известным своими работами в Новом Иерусалиме мастером ценинных дел белорусом Степаном Ивановым по прозвищу Полубес . Нынешний храм Воскресения, что в Пленницах был построен на месте прежнего (1648 года) храма, также Воскресенского, в 1689 году, но освящен был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) лишь в 1703 году. В подклете храма находился придел великомученика Феодора Стратилата над склепом, в котором по преданию был погребен Ф.М. Ртищев. К северу от Воскресенского храма был расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям построенный в 1701 году. Впоследствии он был разобран, а на его месте был сооружен корпус богаделен, примыкающий к Воскресенскому храму. Колокольня монастыря сооружена на средства графа С.Б. Шереметьева в 1748 году. Первоначально храм в ее нижнем ярусе был освящен во имя Архистратига Божия Михаила, но после перестройки в 1848 году митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был освящен во имя апостола Иоанна Богослова.

http://drevo-info.ru/articles/13678975.h...

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила). По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом». Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых. В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

http://sobory.ru/article/?object=04622

См. Кенский Преображенский. Преображенский Кинешмский монастырь См. Кинешмский Преображенский. Преображенский Ковалев монастырь См. Ковалев Преображенский. Преображенский у Крутого Ручья монастырь Преображенский у Крутого Ручья у Каменного Моста монастырь . Мужской, упразднённый. Упоминается в Новгородской Епархии в 1678 году. Преображенский Лосиноборский монастырь См. Лосиноборский Преображенский. Преображенский Лубенский Мгарский монастырь См. Лубенский и Мгарский. Преображенский Мазаловский монастырь См. Мазаловский Преображенский. Преображенский Максаковский монастырь См. Максаковский Преображенский. Преображенский Медведицкий монастырь Преображенский Медведицкий или Устьмедведицкий монастырь . См. Медведицкий Преображенский. Преображенский Московский монастырь Мужской, упразднённый. Находился от столицы к юго-западу в 2 вёрстах, на берегу реки Москвы близ Калужской дороги, на гористых местах, где прежде стояла приходская церковь во имя великомученика Андрея Стратилата. Основан этот монастырь около 1648 года Боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым, который, призвав из Киево-Печерской Лавры и других Малороссийских монастырей до 90 человек монашествующих, учредил пустынное жительство, и поставил над ними Игуменом человека, отличного в иноческих добродетелях. Устроив таким образом эту обитель, и доставив оной потребное и достаточное содержание из имения своего, вознамерился завести в нём и учёное братство для перевода разных полезных церкви книг. В этом намерении вызвал он в 1649 году из Киево-Печерской Лавры Иеромонаха Епифания Славинецкого с некоторыми другими Киевскими учёными монахами и, определив довольное им содержание, приставил к переводу книг. Общество сие под смотрением Епифания действительно перевело весьма много книг с Греческого языка на Славянский, и некоторые из оных напечатаны были в Москве. См. Андреевский Московский. Преображенский Невельский монастырь См. Невельский Преображенский. Преображенский Нередицкий монастырь См. Нередицкий Спасский или Преображенский. Преображенский Новгородский на Водской Дороге монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Представляя собой относительных собственников земель, общины должны были сами заботиться и о построении церквей. Так, по крайней мере, было в позднейшее время (в которое у крестьян на государевых землях церкви обыкновенно «мирское, их приходное, строение»). 4 См. Н. Otte Geschichte d. kirchlich. Kunst d. Deutsch. Mittelalters, Leipzig, 1862, S. 6, и Müller-Mothes’a Archeolog. Wörterb. sub v. Holzarchitektur. 5 Никоновская летопись уверяет (1, 112), что второй митрополит русский Иоанн-1 поставил в 1008г. две каменные церкви – Петра и Павла в Киеве (об этой церкви вслед за Степенной книгой 1, 166 fin.) и Воздвижения Честного Креста в Переяславле. Но чтобы митрополит построил две каменные церкви, когда сам князь построил одну, чтобы второй митрополит имел средства и способы для построения хотя одной каменной церкви (ибо мастеров должен бы был вызывать из Греции и строение и самой незначительной каменной церкви должно было бы обойтись страшно дорого), это совершенно невероятно. Вообще, известие Никоновской летописи есть или баснословие или должно быть разумеемо о церквах деревянных. 7 Изяслав – мужской Дмитриевский и женский Николаевский; Святослав – мужской Симеоновский; Всеволод – мужской Михайловский Выдубицкий и женский Андреевский Янчин. См. в приложении к этой главе список каменных церквей. 10 Сын Владимир Всеволодович Мономах – церковь св. Иоанна в Копыревом конце; внук Мстислав Владимирович – монастырь Федоровский Вотч и церковь Богородицы Пирогощей; правнук Юрий Владимирович Долгорукий – церковь в монастыре (прежде существовавшем) Спасском Берестовском; праправнук Рюрик Ростиславич – церковь св. Василия на «новом» княжеском дворе. 12 Обе при бывших в Новгороде княжеских дворцах – одну, Благовещения, за городом, на так называвшемся и называемом Городище; другую, св. Николая, в самом городе, на Ярославовом дворище. 13 Одну за городом – в Юрьевом монастыре, в честь св. Георгия, и две, обе приходские, в городе – Иоанна Предтечи на Петрятине дворище или на Опоках и Успения Богородицы на Козьей Бородке. 14 Спаса в Нередицах, за городом, по-нынешнему близь помянутого Городища, а по-тогдашнему в черте его самого. 16 Монастыри – в Боголюбове: мужской Рождественский и женский неизвестного имени, позднее Покровский (подразумеваем – находившийся при нынешней Покровской церкви), в самом Владимире: Вознесенский пред Золотыми воротами; церковь – на этих Золотых воротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТАВРОПОЛЬСКИЙ АНДРЕЕВСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Собор во имя святого апостола Андрея Первозванного в городе Ставрополе, 2014 год. Фото Юрия Первушина с сайта Соборы.Ru Собор во имя святого апостола Андрея Первозванного в городе Ставрополе , архиерейское подворье Ставропольской епархии Первоначально собор представлял собой небольшую деревянную церковь, которая была построена " за общественный счет под наблюдением Преосвященного епископа Иеремии, с той целью, чтобы основать здесь со временем Архиерейский дом и мужской монастырь " . В 1850 году епископ Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов) поднял вопрос об устройстве в Андреевской церкви нового архиерейского подворья, располагавшегося с 1843 года на территории Крестовоздвиженского храма города. В 1897 году на месте старого собора по проекту ставропольского архитектора Григория Павловича Кускова был возведен каменный собор, почти во всех деталях повторяющий храм Андреевского скита на горе Афон . Андреевский собор был украшен кипарисовым позолоченным иконостасом и покрыт росписями, в создании которых участвовал знаменитый осетинский поэт Коста Хетагуров. В 1888 году рядом была построена колокольня с храмом, посвященным святому князю Владимиру , - в настоящее время он является крестильным храмом Андреевского собора. В мае 1919 года в Андреевском соборе был проведен Юго-восточный русский Поместный Собор , собравший архиереев чуть ли не со всей России. В 1930-х годах собор был закрыт, иконостас и росписи утрачены. В его здании разместили архив и книгохранилище. Верхние ярусы колокольни разрушили. В августе 1942 года германские и румынские войска захватили Ставрополь. Румыны решили возобновить для своих солдат службы в храме святого Андрея Первозванного. Из музея атеизма при Ставропольском краеведческом музее ими были доставлены иконы, некогда принадлежавшие храмам Ставрополя, церковная утварь. Богослужения для горожан начали проводить и русские священники.

http://drevo-info.ru/articles/13678617.h...

Архимандрит Мелхиседек обратил внимание участников совещания, что интернет-страницы  ставропигиальных монастырей успешно развиваются, многие из них имеют уникальный контент, на сайтах создаются новые интересные рубрики. Пресс-секретарь Отдела поблагодарил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь за создание  научного сайта «Монашество в истории» ; Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь за создание на сайте обители  рубрик «Беседы матушки» и «Монашеская жизнь» ; Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь за  раздел «Жития преподобных жен» ; Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь за разработку  мобильного приложения толкований Священного Писания для iOS ; Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Соловецкие сказы» ; посвященную автобиографическим рассказам людей о Соловках, Андреевский ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Новомученики » о служивших в Андреевском монастыре и храмах Юго-Западного викариатства новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Главный редактор журнала «Монастырский вестник», настоятель Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) подвел итоги работы редакционной коллегии журнала за 2016 год. Игумен Петр сообщил, что в настоящее время 107 монастырей оформили подписку на официальный печатный орган Синодального отдела по монастырям и монашеству. Главный редактор также поделился планами работы на следующий год, особо отметив тот факт, что читатели журнала теперь могут присылать свои вопросы специалистам в рубрики, посвященные юридическому консультированию и консультированию по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия. В следующей части своего выступления, посвященной образованию монашествующих, игумен Петр осветил наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса в монастырях. Главный редактор официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Екатерина Орлова сообщила игуменам и игумениям ставропигиальных монастырей, что специалистами информационной службы СОММ на сайте Отдела создана база монастырей Русской Православной Церкви, в наполнении которой монастыри могут принять деятельное участие.

http://patriarchia.ru/db/text/4696104.ht...

Суздаль. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1650 - 1700. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Суздаль, ул. Шмидта Координаты: 56.42174, 40.43516 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тихвинская церквовь находится на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке. Здание самой церкви построено в конце XVII века. Около нее была высокая шатровая колокольня, подобная той, что сохранилась у церкви Вознесения. Тихвинская церковь лишилась своей алтарной части, уцелел лишь ее очень стройный основной объем. Фасады украшены с большим вкусом: под карнизом с кокошниками сделаны так называемые «тройни» — большие окна, включенные по три в общий «киот» наличника. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, с теплым приделом во имя св. апост. Андрея Первозванного, каменная, с таковою же колокольнею, находится на правом низменном берегу реки Каменки. В старину на месте Тихвинской церкви существовал Андреевский мужской монастырь; теплый придел во имя св. апост. Андрея Первозванного служит памятником бывшей здесь некогда обители. В описи г. Суздаля 1617 г. об этом монастыре не упоминается, следовательно, монастырь в это время уже не существовал. В описи показан Андреевский луг, принадлежавший означенному монастырю, а о жителях близ лежащей местности сказано, что они разорены и побиты литовцами в 1611 г. Вероятно, в это время был разграблен и разрушен Андреевский монастырь. Когда основана существующая Тихвинская церковь – неизвестно с точностью, но можно предположить, что она основана не раньше половины XVII ст., потому что в описи г. Суздаля 1617 г. она не значится. В церкви имеется старинная икона Тихвинской Божией Матери, местно чтимая. Об этой иконе Ананий Федоров говорит: «икона Тихвинской Богородицы в 1513 году Царем Великим Князем Василием Иоанновичем брата в Москву и возвращена в сию церковь икона Пресвятой Богородицы Тихвинской чудотворная с украшениями и присланы священнические ризы, которые хранятся в церкви в ризнице».

http://sobory.ru/article/?object=00193

Кафедральный Андреевский собор (Ставрополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Андреевский кафедральный собор действует уже более ста лет и является одним из самых основных храмов всего Ставропольского края. Это большой четырёхстолпный однокупольный храм, выполненный в русско-византийском стиле, очень красивый внутри и снаружи. Находится в центральной части города. Поблизости расположен Архиерейский лес. Содержание История [ править править код ] Ставропольская и Владикавказская епархия Русской Православной Церкви была учреждена в 1843 году с центром в городе Ставрополе. Первоначально епархия именовалась Кавказской и Черноморской, позднее Кавказской и Екатеринодарской, Ставропольской и Екатеринодарской, Ставропольской и Бакинской и с 1998 года - Ставропольской и Владикавказской. Все это время центром епархии был и остается город Ставрополь. Первоначально собор Святого Андрея Первозданного представлял собой небольшую деревянную церковь, которая была построена, как писал краевед и историк Северного Кавказа И. В. Бентковский, «за общественный счет под наблюдением Преосвященного епископа Иеремии, с той целью, чтобы основать здесь со временем Архиерейский дом и мужской монастырь». В 1850 году епископ Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов, на кафедре с 1849-го по 1857-й год), поднял вопрос об устройстве в Андреевской церкви нового Архиерейского подворья, располагавшегося с 1843 года на территории Крестовоздвиженской церкви города. Решение земельного вопроса затянулось и лишь в канун 900-летия Креще¬ния Руси (1888 г.) епископ Ставропольский и Екатеринодарский Владимир (Петров, на кафедре с 1886-го по 1889-й год) пишет ставропольскому губернатору: «Имею честь препроводить к рассмотрению в техническом отношении смету на постройку дома с подвалами, присоединяемого к существующей Крестовой церкви во имя св. Андрея Первозванного». Собор был построен в 1897 году. Автор проекта — архитектор Г.П. Кусков. Но в 1930 году был закрыт. Однако через двенадцать лет, в 1942 году был возвращен и вновь распахнул свои двери для ставропольских православных жителей, и более не закрывался. В 1990 году была успешно восстановлена колокольня храма, сооруженная в 1888 году в честь празднования 900-летия Крещения Руси. Поэтому и храм на первом этаже был освящен в память святого равноапостольного великого князя Владимира – просветителя Руси. При советской власти верхний ярус колокольни был разрушен. Остался лишь храм святого Владимира и несколько комнат над ним. Современное состояние [ править править код ] Пробитый снарядом колокол, привезенный из Грозного

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

Около бывших княжьих палат в Старом Киеве, где и теперь находят много щебня и костей, должно искать двух обителей княжеских, женской и мужской, основанных властителями Киева по соседству дворца их, дабы присные их, сыны и дочери, могли постригаться близко от дома родительского и сами они обретали бы себе последний приют недалеко от своего жилища, под сению неумолкаемых молитв иноческих. Это Андреевский, или Янчин монастырь и Феодоровский, или Вотч, т. е. Отчий. Всеволод, сын Ярослава, заложил в Старом Киеве в 1086 году первую церковь во имя Первозванного и при ней устроил обитель для дочери своей Анны, или Янки которая подала пример постриженным княжеским инокиням и, собрав около себя девиц, сама обучала их пению, чтению Св. Писания и полезным искусствам. Там погребена была и супруга Всеволода, княжна Половецкая Анна, и, вероятно, погребались прочие особы княжеского дома, о коих, однако, молчат летописи. Но из мужской отрасли Ярослава они упоминают только о погребении в Анниной обители сына Мономахова, второго Великого князя Ярополка и сына Боголюбского Владимира, удельного князя Дорогобужского. Напротив того, мужской монастырь прославился погребением князей, Великих и удельных, и доселе открываются в частных домах к югу от Десятинной церкви погребные провалы и склепы, вероятно, ему принадлежавшие. Сын Мономаха, князь Мстислав, прозванный Великим, заложил в 1122 году каменную церковь во имя Великомученика Феодора Тирона и около нее устроил впоследствии монастырь мужской, который дети его привыкли называть Отеческим, или Вотчим. Сам основатель Мстислав, лучший из сыновей Мономаха, обновил собою княжескую усыпальницу своего племени, и 35 лет спустя, рядом с ним возлег доблестный, но многомятежный сын его Изяслав, княжение коего ознаменовало столькими бурями воинскими бедствующую столицу, ибо это было время самого сильного разгара междоусобиц Ольговичей с Мономаховичами. Братья его, Великие князья Ростислав и Мстислав, и удельные Владимир и сын Ярополка, другой Изяслав, князь Луцкий, один за другим после многих браней спустились под мирные своды Отчей обители, и смерть примирила и уравняла всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ПОСТАНОВИЛИ: Направить на Святую Гору Афон в период с 6 по 13 августа паломническую группу Русской Православной Церкви в следующем составе:  СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия об утверждении монахини Ангелины (Петренко) настоятельницей женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия о преобразовании прихода во имя святого апостола Андрея Первозванного в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области в Свято-Андреевский мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование прихода во имя святого апостола Андрея Первозванного в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области в Свято-Андреевский мужской монастырь. Утвердить наместником обители иеромонаха Илию (Емпулева) с возложением наперсного креста. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Михея о преобразовании прихода Казанского собора бывшего Казанского женского монастыря города Ярославля в Казанский женский монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование прихода Казанского собора бывшего Казанского женского монастыря города Ярославля в Казанский женский монастырь. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Михея о благословении на открытие Николо-Бабаевского мужского монастыря в поселке Некрасовское Ярославской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Николо-Бабаевского мужского монастыря в поселке Некрасовское Ярославской области для возрождения в нем монашеской жизни. Утвердить наместником обители игумена Бориса (Долженко). СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия о преобразовании Казанского духовного училища в духовную семинарию.

http://patriarchia.ru/db/text/4951290.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010