Образцом живописи для ц. в честь Вознесения Господня (расположена в центре юж. корпуса над св. воротами) послужили росписи храма Христа Спасителя в Москве. Стены и потолок портика св. ворот были расписаны 2 монастырскими воспитанниками, прошедшими обучение за счет мон-ря в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Согласно И. Никифорову, «этими же талантливыми воспитанниками… расписаны все стены Вознесенской церкви и частью в Андреевской» ( Никифоров. 1898. С. 177), т. е. в ц. ап. Андрея Первозванного (расположена на юго-востоке). Отличительными чертами интерьера Андреевской ц. являлись большие хоры, особый придел для братии и вместительный притвор для прихожан, майоликовый иконостас, бронзовые позолоченные хоругви и паникадило из таких же материалов. На своде была выполнена копия композиции «Господь Саваоф» из росписи храма Христа Спасителя в Москве. В храме находились иконы в серебряных позолоченных ризах, в т. ч. иконы Божией Матери «Скоропослушница» (у левого клироса), вмч. Пантелеимона, а также ковчег с мощами святых. В монастырской трапезной по всему периметру стен помещены оплечные, поясные и ростовые изображения святых, одним из ярких монументальных полотен в ее интерьере является «Чудесное насыщение пяти тысяч человек», в основу к-рого легло произведение нем. художника-романтика Ю. Шнорра фон Карольсфельда. Сохранились сведения, что стены трапезной и церквей, расположенных в углах монастырских корпусов, были расписаны «братьями Оловянниковыми» ( Воронов Ю. Н. В мире архит. памятников Абхазии. М., 1978. С. 60), однако, вероятно, более правильные сведения приводит Н. М. Зиновьев, называя живописцев, работавших в обители, «мастерами братьев Оловянишниковых» ( Зиновьев. 1975. С. 63). Архитектурной доминантой монастырского ансамбля стал собор во имя великомученика Пантелеимона (33,7×53,3 м; высота до центральной главы 40 м; вместительность - более 3 тыс. чел.). Работы по росписи собора велись в 1911-1914 гг. «палешанами и московскими художниками, мастерами братьев Оловянишниковых» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2577803.html

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 16 июля 2013 года, принято решение о возрождении в городе Москве Андреевского ставропигиального мужского монастыря и Алексеевского ставропигиального женского монастыря. 16 июля. ПРАВМИР. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 16 июля 2013 года, принято решение о возрождении в городе Москве Андреевского ставропигиального мужского монастыря ( Журнал ) и Алексеевского ставропигиального женского монастыря ( Журнал ). В Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы было преобразовано Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Наместником монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-западным московским викариатством. В 2010 году при храме Всех святых в Красном селе на месте уничтоженного большевиками женского монастыря было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину, которая сегодня насчитывает около 20 сестер. Игуменией Алексеевского ставропигиального женского монастыря в городе Москве назначена старшая сестра монашеской общины при приходе храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря инокиня Ксения (Чернега), по пострижении ее в малую схиму. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 декабря, 2023 25 августа, 2022 7 июня, 2022 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 29 декабря, 2020 8 декабря, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-moskve-vozrozhdeny-d...

А.Е. Андреевский. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов, 1911. При епископе Феофиле (Раеве) в 1791 году был возведен соборный Иоанно-Предтеченский храм. Руководил строительством бывший саровский послушник Нафанаил, храм был похож на Казанский и Успенский храмы Сарова. К этому же времени относится возведение колокольни, трапезной, каменных келий, братских корпусов, настоятельских покоев. В 1895 году при епископе Иерониме (Экземплярском) на территории монастыря был заложен еще один храм в честь Спаса Нерукотворного. Строительство завершилось в 1902 году при епископе Георгии (Орлове). Монастырь был известен в России: тысячи верующих со всей страны совершали паломничество в Трегуляй. После Октябрьской революции монастырь закрыли, колодцы засыпали. В памятнике духовной культуры разместились места лишения свободы, были осквернены храмы и монастырское кладбище. Настоящая трагедия разыгралась в 40-е годы ХХ века, когда территорию монастыря стали использовать для военного полигона. При освобождении территории были взорваны храмы. Уцелели только несколько построек, и до настоящего времени принадлежащих министерству обороны: часть трапезной, конюшни, ледник, сеносушильни… В 90-е годы ХХ века усилиями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения и верующих началось возрождение обители. Был расчищен склон у реки, раскопан колодец, возведен небольшой храм в честь Второго обретения мощей Святителя Питирима, оборудована крытая купальня. Возобновилось паломничество. Полноценное возрождение Трегуляевского монастыря продолжается. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет» Иоанно-Предтеченский трегуляевский мужской монастырь был основан в 1688 году вблизи г. Тамбова епископом Питиримом. Для строительства монастыря было выбрано место на правом берегу реки Цны при впадении Трегуляевского Ржавца. В 1717 году монастырь был полностью уничтожен пожаром. В 1720 году был восстановлен игуменом Иосифом. Монастырский комплекс включал 3 храма: соборный Рождества Иоанна Предтечи (построен в 1790-1808 гг.), Введенский (построен в 1810 гг.) и шестиглавый образа Нерукотворного Спаса (построен в 1903 г.). Также на территории находились два каменных жилых корпуса и хозяйственные постройки. Управлялся монастырь архимандритом. Основные доходы монастырь получал от продажи леса и с процентов от капитала, который составлял 65 тысяч рублей. Трегуляевский монастырь долгое время служил летней резиденцией тамбовских архиереев (в монастыре погребены епископы Афанасий и Николай).

http://sobory.ru/article/?object=12707

Подробнее... Монастыри Оренбургской области [ править править код ] Все монастыри Оренбургской области Покровский Орский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1898 Адрес : Оренбургская обл., г. Орск, ул. Соколова, 85А Проезд к храму: трамвай 4 и 5 до остановки «Ул. Малишевского»; маршрутное такси 23а, 24, 25, 36 до остановки «Ул. Малишевского». Телефон: 8(3537)-26-63-41 Монастырь преобразован 30.11.1898 из женской общины, существовавшей с 1896. Закрыт в 1925, в 1926 на его территории расположилась кавалерийская часть. К монастырю было приписано 5 часовен, наименования и местоположения которых не установлены. В 1991 два монастырских здания возвращены епархии. Подробнее... Тихвинский Бузулукский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 2000 Статус : действ. Адрес : Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Серго, 1 Проезд : До г. Бузулук можно добраться поездом или автобусом. В г. Бузулуке с вокзала до монастыря можно доехать на маршрутке или 16, либо дойти пешком (примерно 20 мин. ходьбы). Web : http://www.buzulukjenmonastyr.prihod.ru/ Монастырь открыт в 2000 при Всехсвятской церкви Бузулука. Получил название в память женского монастыря, находившегося неподалеку, но в настоящее время занятого городскими электросетями. Подробнее... Свято-Андреевский мужской монастырь (Андреевка) [ править править код ] Свое происхождение монастырь ведет от небольшой монашествующей общины, образованной в 1990-х годов в Оренбурге. В 1996 году общине был передан Михайло-Архангельский храм в селе Андреевка, в 2008 она преобразована в полноценный мужской монастырь, который живет и служит по афонскому уставу. Примечателен сам храм, в котором расположен монастырь. Это настоящая архитектурная жемчужина, возможно, красивейший храм во всем Оренбуржье. Он был построен на средства оренбургского купца первой гильдии Чистозвонова и освящен в честь Архангела Михаила в 1901 году. Материалом для постройки служил глазурованный кирпич, который в значительной степени превосходно сохранился до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Оренбургская_о...

Собор неоднократно переделывался в XVIII–XIX веках. На алтарной части сохранились красивые наличники с разорванными фронтонами, характерными для конца XVII века, автором которых считается прославленный мастер Степан Полубес. В 1765 г. Андреевский монастырь упразднили. Часть построек, в том числе Покровскую церковь, снесли. Храм Воскресения Христова стал приходским. В 1803 г. помещения бывшей обители передали Московскому купеческому обществу для устройства богадельни. Корпуса богадельни, образовавшие каре вокруг монастырского двора, строились с 1805 по 1879 год. Храм Воскресения Христова, включенный в общий комплекс, стал ее домовым храмом. В 1900 г. при храме была открыта церковно-приходская школа. Богадельня просуществовала до 1924 г. После закрытия все ее помещения, в том числе и храмы, использовались как жилые дома, затем в них разместился научно-исследовательский институт. В 1966–1981 гг. проходили реставрационные работы, при которых восстановили внешний облик храма Воскресения Христова. Его освятили в апреле 1992 г. Ансамбль бывшего Андреевского монастыря и богадельни имеет статус патриаршего подворья. В настоящее время здесь располагается Синодальная библиотека. В соборе сохранилась святыня – чтимая Казанская икона Божией Матери. Нынешний храм Воскресения, что в Пленницах, был построен на месте прежнего (1648 г.) храма, также Воскресенского, в 1689 г., но освящен был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) лишь в 1703 г. В подклете храма находился придел великомученика Феодора Стратилата над склепом, в котором по преданию был погребен Ф.М. Ртищев. К северу от Воскресенского храма был расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям построенный в 1701 г. Впоследствии он был разобран, а на его месте был сооружен корпус Богаделен, примыкающий к Воскресенскому храму. До 1917 г. при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 г. по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова. В 1918 г. богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак. В 1925 г. «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба.

http://sobory.ru/article/?object=03276

Некрополь обители в основном был уничтожен в 1920-40-е годы. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения. В 1964 году в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы. Возрождение обители 14 августа 1991 года было открыто патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. С 8 марта 1992 года были возобновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение иерейским чином было совершено 22 апреля 1992 года. Постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 1996 года комплекс строений Андреевского монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви . 16 июля 2013 года патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы . 25 августа 2019 года наместник монастыря епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев) совершил чин великого освящения храма Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, который расположен в колокольне Андреевской обители. Храмы и здания обители Настоятели и наместники Использованные материалы   Журнал 90 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года   Журнал заседания Священного Синода от 24 марта 2022 года//официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5910999.html Редакция текста от: 27.03.2022 13:43:23

http://drevo-info.ru/articles/13678975.h...

Геннадий, епископ Костромской и Галичский (Андреевский Григорий) Родился на Украине в городе Миргороде. В 1736 году окончил Киевскую духовную академию. 6 июля 1737 года назначен учителем Псковской славяно-греко-латинской школы. В Псково-Печерском монастыре пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха. Затем назначен ректором славяно-греко-латинской школы в Пскове и возведен в сан игумена Великопустынского монастыря. В 1746 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. 16 апреля 1753 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. 1 августа 1757 года «отрешен» от епархии и определен на пребывание в Спасский Новгород-Северский монастырь. Скончался 28 апреля 1758 года. Чин погребения 2 мая совершил митрополит Киевский Арсений в Спасском Новгород-Северском монастыре. О преосвященном Геннадии можно сказать словами надписи на его портрете, хранившемся в Новгород-Северском монастыре: «Сей православный епископ в греческом, немецком и латинском языках искусен, учительством философии и богословия славен бяше, за премногия добродетели на архиерейский престол возведен». Литература: Сырцов И. Я., протоиерей. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1748–1898). – Кострома, 1898. – С. 20–21. Самарянов В. А. Памятная книжка для Костромской епархии. – Кострома, 1868, ч. 2. – С. 17. Вишневский Д. К. Киевская академия в первой половине XVIII века. – Киев, 1903. – С. 305. Петров Н. И. , профессор. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Духовной Академии (1721–1795): в 4 т. – Киев, 1904–1907, отд. 2, т. 1, ч. 2. – С. 155–156, 406. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 386, 388, 849. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 697. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 88. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. кн. 3. – С. 108, 109. Псково-Печерский Успенский мужской монастырь. – 2-е изд. – Остров, 1893. – С. 78. Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. – М., 1909. – С. 69. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 402. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1709–1710 гг. над святыми вратами построена каменная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1722–1724 гг. к соборной Покровской церкви был пристроен придел во имя святого апостола Андрея Первозванного и колокольня. Были и другие строения: корпус для настоятельских келий о двух этажах, братский корпус на шесть келий, конный двор, каменная ограда вокруг монастыря. После утверждения духовных штатов в 1764 г. монастырь хоть и был оставлен в числе штатных монастырей Крутицкой епархии, но было отобрано большинство земельных наделов вместе с крестьянами, а это 1339 душ. С этого времени начинается упадок монастырского хозяйства. К концу столетия обветшали монастырские строения, Флоровская и Андреевская церковь. Начиная с 1802 г. настоятелями Доброго монастыря назначались ректоры духовной семинарии, которые по статусу больше находились в Калуге, занимаясь консисторскими делами, менее уделяя времени монастырским вопросам. 5 апреля 1813 г. ураганный ветер повредил угловые главки пятиглавой соборной церкви и наделал другие разрушения. Через три года, 28 января 1816 г. ночью обрушилась каменная колокольня. Была разрушена ризничья палатка, братская трапеза и придельная Андреевская церковь. В октябре 1817 г. при пожаре сгорело монастырского имущества на 20000 рублей. Правительство оказало пособие на обустройство, не оказались в стороне и благотворители. В том же 1817 г. на месте разобранной Флоровской церкви была заложена тёплая церковь Вознесения Господня, которая окончена строительством и освящена в 1832 г. Вновь построена колокольня при соборной Покровской церкви, гостиница, братская трапеза. В начале ХХ столетия богослужения совершались только в Вознесенской церкви. Покровская соборная церковь в 1896 г. была опечатана из-за ветхости и неустойчивого положения стен. При осмотре архитектором было выявлено, что из-за порыва железной связи в средней каменной стене вдоль всей стены и алтаря образовалась трещина. В северной стене произошло отклонение стены, старинный деревянный иконостас пришел в ветхость, грозя ежеминутно обрушиться. Составленная архитектором смета укладывалась в 4000 руб., которой у монастыря на тот период не было.

http://azbyka.ru/palomnik/Лихвинский_Пок...

Официально в гражданских и церковных документах обитель после ее окончательного упразднения в XVIII в. именовалась: Бывший Андреевский монастырь (в смысле – упраздненный). В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение «Богадельного дома» для лиц обоего пола, а с 1805 г. по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Число призреваемых в ней со 150 человек в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. Поздний по времени юго-западный корпус богадельни был построен по проекту архитектора Московского купеческого общества А.С. Каминского в 1878 г. В храмах обители, находившихся в ведении богадельни, служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в ней, но и жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной. До 1917 г. при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 г. по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова. В 1918 г. богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак. В 1923 г. по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта. В 1925 г. «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х г.г. Некрополь обители в основном был уничтожен в 20-40-е годы XX в. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения. В 1964 г. в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. С 1967 по 1971 г.г., в соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС, в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=04622

Москва. Андреевский мужской монастырь. Церковь Воскресения Христова в Пленницах. Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1689 и 1703. Адрес: Россия, город Москва, Андреевская набережная, дом 2 Координаты: 55.71169, 37.574618 Проезд:М. " Ленинский проспект " , далее пешком; м. " Октябрьская " , авт. 111, тролл. 4, 7, 33, 62, 84 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Воскресения Христова в Пленницах, в бывшем Андреевском монастыре церковь Андреевский монастырь, стоявший на берегу Москвы-реки около Воробьевых гор, впервые упоминается в летописи в середине XVI века. Место его основания называлось Пленницы, так как здесь вязались плоты, сплавляемые по реке. Возобновили обитель в 1648 г., когда по инициативе окольничего Федора Михайловича Ртищева здесь организовали духовное училище, в которое пригласили ученых киевских монахов. Это училище, именуемое также Андреевским братством, стало предшественником первого российского высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии. Храм Воскресения Христова был выстроен в 1689–1703 гг. и стал главным собором монастыря. Это одноглавый храм, перекрытый сомкнутым сводом, с восьмигранной глухой главой. Он стоит на высоком подклете, который по высоте был почти равен первому этажу келий, расположенных рядом. Корпуса келий, учебных зданий и хозяйственных построек, примыкая друг и другу, образовывали длинный прямоугольный двор. Собор с запада примыкал к монастырской стене, восточным фасадам выходил во двор, с севера соединялся гульбищем с Покровским храмом обители, а с юга к его гульбищу подходили здания келий. Четверик храма, окруженный крытыми гульбищами, возвышался над другими монастырскими постройками. С гульбищ во двор спускались две широкие лестницы, они шли по бокам от алтарных апсид, что создавало необычную и красивую композицию. В XIX веке галереи перекрыли каменными сводами, и в концах лестниц поставили крыльца со сложными шатровыми завершениями, к сожалению, убранными реставраторами, как «поздние переделки, искажающие облик древнего здания».

http://sobory.ru/article/?object=03276

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010