21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

2 . Но ангел возвещает о родившемся Царе, гласу его вторят хоры ангелов и, сорадуясь, взывают: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:14 ). Ибо прежде, нежели Искупитель наш родился плотью, мы имели разногласие с ангелами, от славы и чистоты которых мы далеко отстояли виновностью первородного греха и ежедневными беззакониями. Поскольку за согрешения мы были устранены от Бога, то и ангелы, граждане Божии, устраненных нас отвергали от своего общения. Но поскольку мы признали Царя своего, то и ангелы опять признали нас своими согражданами. Ибо, когда Царь Неба принял на Себя землю плоти нашей, тогда уже и эта ангельская высота не презирает нашей низости. Ангелы опять восстанавливают мир с нами, не обращая внимания на прежнее разногласие; и тех, которых прежде презирали, как слабых и отверженных, опять уже почитают товарищами. Поэтому-то Лот (см. Быт. 19:1 ) и Иисус [Навин] (см. Нав. 5:14–15 ) почитают ангелов и не слышат от них запрещения на почтение; но Иоанн в своем Апокалипсисе хотел сделать поклонение ангелу; однако же этот самый ангел запретил ему делать недолжное почтение, говоря: но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись ( Откр. 22:9 ). Что же это значит, что до пришествия Искупителя ангелы принимают поклонение от людей и молчат, а после избегают поклонения, если не то, что страшатся видеть пред собою поверженным естество наше, которое прежде презирали, после того, как видят оное превознесенным выше себя? Они как бы не смеют презирать той слабости, которую в Царе Неба чтут выше себя. Не считают недостойным иметь человека товарищем те, которые поклоняются Богочеловеку Итак, возлюбленнейшие братья, постараемся, дабы не оскверняла нас никакая нечистота, если мы, по вечному предведению, граждане Бога и равны ангелам Его. Усвоим свое достоинство нравам; да не располагает нас к себе никакая роскошь; да не осуждает нас никакой гнусный помысл; да не грызет душу злоба; да не истребляет ржавчина зависти; да не напыщает гордость; да не терзает честолюбие земными утехами; да не воспламеняет гнев. Ибо люди наименованы богами. Итак, защищай себя, человек, против пороков честью Бога, потому что ради тебя Человеком соделался Бог, Который живет и царствует во веки веков. Аминь. Преподобный Феодор Студит

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

3.3. Сотворение ангелов Богом    В Священном Писании несколько раз прямо говорится о сотворении ангелов: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем.9:6). Под воинством здесь следует понимать ангелов. Ты творишь ангелами Твоими духов... (Пс.103:4, Евр.1:7). Об этом говорит ап. Павел и в Кол.1:16: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано. Престолы, господства, начальства и власти — это названия ангельских чинов.    О сотворении ангелов Богом свидетельствуют и свв. отцы. 3.4. Время сотворения ангелов    Точных указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах встречаются различные мнения о времени сотворения ангелов.    Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее широко распространено, оно вошло в катехизисы и пособия по догматическому богословию. Его разделяли свят. Василий Великий, свят. Григорий Богослов, свят. Иоанн Златоуст, свят. Амвросий Медиоланский, преп. Анастасий Синаит и др. Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную и после уже из той и другой сущности — человека».    По разъяснению свят. Василия Великого, ангелы были сотворены в тварной вечности, до создания видимого мира и начала времени: «Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей... Они-то наполняют собою сущность невидимого мира...»    Согласно другому мнению, ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Так полагал, например, блаж. Феодорит Киррский. Эта позиция обосновывается тем, что ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

4. Что значит: " если через Ангелов возвещенное слово было твердо " ? Подобным образом он говорит и в послании к Галатам: " … преподан через Ангелов, рукою посредника " (Гал. 3:19); и в другом месте: " … приняли закон при служении Ангелов и не сохранили " (Деян. 7:53); и везде он говорит, что (закон) преподан чрез ангелов. Некоторые утверждают, что здесь разумеется Моисей, но это не основательно, потому что он называет здесь ангелов во множественном числе; при том говорит здесь об ангелах небесных. Что же сказать на это? То, что он или говорит об одних только десяти заповедях, - так как тогда Моисей говорил, а Бог отвечал, - или, что ангелы присут­ствовали, когда Бог преподавал заповеди, или говорит обо всём, сказанном и сделанном в ветхом завете, - так как ангелы принимали в том участие. Почему же в другом месте говорится: " … ибо закон дан чрез Моисея " (Иоан. 1:17), а здесь: ангелы? Потому что (и Моисей) говорит: и сошел Бог во мрак (Исх. 19:20). " Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо " . Что значить: " было твердо " ? Значит - истинно и верно, потому что все сказанное сбылось в надлежащее время. Или это он гово­рит, или то, что слово было твердо и угрозы приведены в исполнение, или словом называет повеления, потому что многие повеления были преподаны без закона ангелами, послан­ными от Бога, как например на месте плача, при судиях, при Сампсоне (Суд. 2:1; 8:3). Потому апостол и не сказал: за­кон, но: " слово " . Мне кажется более вероятным, что он разумеет здесь все, устроенное чрез ангелов. Что же мы скажем? То, что тогда присутствовали ангелы, которым вверен был народ (еврейский), которые и производили трубные звуки, огонь, мрак и прочее. " … и всякое " ,  - говорить, - " преступление и непослушание получало праведное воздаяние " . Не так, чтобы одно полу­чило, а другое нет, но: " всякое " . Ничто, говорит, не осталось ненаказанным, но " получало праведное воздаяние " , - ( " воздаяние " ) вместо -  наказания. Почему же он так выразился? Павел обык­новенно не слишком строг в выборе выражений, но иногда употребляет безразлично менее точные вместо более точных, как, например, в одном месте он говорит: " пленяем всякое помышление в послушание Христу " (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

50. Каким образом посланный от Бога ангел внушает человеку волю Пославшаго? Духовным воздействием извне , прямым внушением душе Божиего повеления. «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба ... Ангел сказал: не подымай руки твоей на отрока ...» ( Быm. XXII, 11, 12 ). Через сновидение , когда события сна или приснившийся ангел убеждают в том, что было Божие указание. «Ангел Господень явился ему во сне и сказал... не бойся принять Марию, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» ( Мф.1, 20 ). Или наконец ангел в телесном обличии, представший наяву с извещением о том, что велит Господь; или если ангел действует для убеждения Божией непреоборимой силой . " Ангел Господень сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем...» ( Mф. XXVIII, 2 ). 51. Какия сведения об ангелах находим в Священном Писании? Ангелы суть деятельные духи, обладающие знанием, волею, проникновенным разсуждением ( Uc. VI, 3 ; Omkp. VII, 11 ). Они являются достойным людям в таком образе, в каком человек может видеть их ( Чuc. XXII, 31 ). Ангелы превосходят человека духовной силой; но будучи так же существами сотворенными, все же они ограничены ( 2Nem. II, 11 ). Они сопричастны жизни вечной и не умирают ( Лук. ХХ, 36 ). Они не вездесущи, но вневременно преодолевают пространство ( Быm. XXVIII, 12 ). Ангелам неведома глубина существа Божия ( 1Kop. II, 11 ). Им неизвестно будущее ( Mpk. XIII, 32 ). Не дано ангелам разуметь тайну Искупления ( 1Пет. 1, 12 ). Они не всегда проникают в помышления человеческого сердца ( 3Цap. VIII, 39 ). Ангелы в силах творить чудеса только указанныя им Богом ( Nc. LXXI, 18 ). 52. По каким указаниям Писания Церковь различает степени могущества, как и особыя служения в ангельском мире? Церковь исчисляет девять чинов ангельских , что, конечно, обнимает только то, что человеку открыто в его земной жизни. В Писании упоминаются: херувимы ( Быm. III, 24 ); серафимы ( Uc. VI, 1–8 ); силы ( Eф. I, 21 ); престолы, начала, господства и власти ( Koл. I, 16 ); архангелы ( I Coл. IV, 19 ); ангелы ( Puм. VIII, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

5 . Но скажет кто-либо: если существо Божие непостижимо, то для чего же тебе говорить об этом? Но неужели потому, что я не могу выпить всей реки, не буду и умеренно для пользы моей брать воды из нее? Неужели потому, что глаза мои не в состоянии вместить всего солнца и столько, сколько нужно для меня, не смотреть мне на него? Неужели потому, что я, вошедши в какой-нибудь большой сад, не могу съесть всех плодов, хотел бы ты, чтобы вышел я из него совершенно алчущим? Хвалю и прославляю Сотворившего нас. Ибо на это есть повеление Божественное, говорящее: Все дышащее да хвалит Господа! ( Пс.150:6 ). Прославлять Владыку хочу я теперь, но не исследовать (существо Его). Знаю, что я не в состоянии достойно прославлять Его; впрочем, почитаю делом благочестия и то, если всемерно буду стараться о том. Снисходит моей слабости Господь Иисус, когда говорит: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ). 6 . Что же, скажет кто-либо, не написано ли: Ангелы малых на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). Ангелы видят Бога не так, как Он Сам в Себе есть, но сколько они вместить могут. Ибо Сам Иисус говорит: Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца ( Ин.6:46 ). Итак, видят Его Ангелы, сколько вместить могут, и Архангелы, сколько возможно для них, также Престолы и Господства видят Его, хотя больше первых, впрочем, меньше, нежели сколько должно. А видеть как должно может только с Сыном Дух Святой. Ибо Он все проницает, и познает и глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). Так же и Единородный Сын познает Отца вместе с Духом Святым как должно. Ибо Отца не знает никто, говорит Он, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ); видит Он Бога как должно и открывает Его вместе с Духом через Духа, сколько каждый вместить может. Поскольку Единородный Сын, равно как и Дух Святой, общее имеют с Отцом Божество, то Рожденный без изменения прежде времен вечных знает Родившего и Родивший знает Рожденного. Итак, когда не знают Ангелы (ибо Единородный Сын вместе с Духом Святым через Духа Святого открывает каждому по мере способности каждого), то никому из людей не следует стыдиться сознавать свое неведение. Я говорю сейчас, и все говорят в свое время, но как говорим, сего не можем мы сказать; как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойств ее; как же могу изречь Даровавшего душу?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

6. И сказал пророк: «Господи, не перестану я судиться с Тобой». И сказал Бог: «Исчисли цветы земные; сможешь исчислить их, можешь и со Мной судиться». И сказал пророк: «Не могу исчислить, ибо человеческая плоть на мне, но ни на миг не перестану я судиться с Тобой. Хочу, Господи, увидеть самые глубины преисподней» 278 . И сказал Бог: «Сойди и смотри». И дал Он мне Михаила, Гавриила и еще ангелов числом тридцать четыре, и спустился я на восемьдесять пять ступеней, и увлекли ангелы меня вниз на пятьсот ступеней, и увидел я пылающий трон и старца, восседающего на нем, и безжалостен был суд над ним. И сказал я ангелам: «Кто этот человек и в чем прегрешение его?». И они сказали мне: «Человек этот – Ирод, бывший некогда царем; велел же он убить младенцев младше двух лет» 279 . И сказал я: «Горе душе его!». И снова увлекли меня ангелы на тридцать ступеней вниз, и увидел я там языки пламени, среди них же множество грешников; и слышал я голос их, а очертаний тел не видел. И увлекли меня еще многими ступенями ниже, которых я не мог сосчитать. И увидел я там мужей преклонных лет, и входили им в уши, вращаясь, коловороты огненные. И сказал я: «Кто эти люди и в чем прегрешение их?». И сказали мне: «Люди эти – ослушники». 7. И вот снова увлекли ангелы меня еще на пятьсот ступеней вниз, и увидел я там червя неусыпного и огонь, сжигающий грешников. И увлекли они меня до самого дна погибели, и увидел я там двенадцать казней преисподней 280 . И повлекли меня на юг, и увидел я там человека, подвешенного за глазницы, и ангелы бичевали его. И вопросил я: «Кто этот человек и в чем прегрешение его?». И сказал мне Михаил архистратиг: «Человек этот совершил прелюбодеяние с матерью. Ничтожное свое желание исполнив, осужден он быть так повешен». И повлекли меня на север, и увидел я там человека, охраняемого за железными засовами. И вопросил я: «Кто этот человек?». И сказал он мне: «Тот, кто говорит: «Я – сын Божий, обративший камни в хлебы, а воду в вино» 281 ». И сказал пророк: «Господи, открой мне, каков он из себя, и я научу род людской, чтобы не верили ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

87 Правда, и в православной литургике можно встретить иногда подобные выражения. «Ты разумныя по существу, нетленные благодатию Твоею, Христе, поставил еси певцы Твоему величествию ангелы Твоя по образу соделав, непостижиме» (Канон беспл. п. 6, тр. 2.). Однако в данном контексте говорится вообще о сотворении ангелов, и выражение «благодатию Твоею» указует лишь на их тварность. 88 Это именно противопоставление косвенно содержится и в Послании к Евреям: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола... Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он во всем должен был уподобиться братьям» ( Евр. 2, 14, 16–17 ). 89 Является самостоятельным вопросом, необходимо ли боговоплощение для положительной силы бессмертия даже и не падшего человечества. Эго приводит к еще более общему вопросу, давно уже возникшему в богословии: цель боговоплощения исчерпывается ли искуплением или же оно имеет более общий и самостоятельный смысл и лежит на путях творения мира и помимо грехопадения? 98 «Тли неприятное существо имуще, божественнейшие уми Твои честнии престол обстоят, бессмертия Тя источник наследовавше, человеколюбче» (гл. 6. 4, тр. I). 99 В прологе можно встречать указание, что ангел причащал пустынников в их отшельничестве. Естественно ли относить это именно к духовному, ангельскому причастию Божественного Агнца, «предназначенного еще до создания мира» ( 1Пет. 1, 20 ). 101 Некоторую экзегетическую трудность представляет текст Пс. 77, 24–25 : «и одождил на них манну в пищу и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Ангельскою пищей питал Ты народ Твой и послал им, не трудящимся, хлебе неба, готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого» ( Прем. 16, 20 ). Манна называется здесь небесным и даже ангельским хлебом или, у ап. Павла, «брашном духовным» ( 1Кор. 10, 3 ). Но манна была чудесно посылаемая Богом пища, имевшая, однако, все свойства обыкновенной пищи: вкус, цвет, вес, даже способность портиться и приедаться ( Исх. 16, 14–26 , Числ. 11, 7–9 ). И Господь прямо говорит, противопоставляя манну истинному хлебу, сходящему с небес: «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет». ( Ин. 6, 31 ¬51). Отсюда следует, что именование манны «хлебом небесным» и «хлебом ангельским» должно быть понято лишь в смысле чудесного ее происхождения, но не ее качества, которыми она не отличалась от земной пищи. И, конечно, это не может означать, что ангелы питаются манною, ибо ангелы вообще не знают пиши вещественной, но только духовную. Блаж. Феодорит (в 69 вопросе на Исход) спрашивает: «почему пророк назвал манну хлебом ангельским?» и отвечает: «Потому что ангелы послужили в даровании ее. Само же бесплотное естество не имеет нужды в пище».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

8 . Я не сомневаюсь, что ангелы присутствуют и в наших собраниях, не только вообще, во всех церквях, но и порознь. Спаситель сказал о них: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Здесь присутствуют обе части Церкви – Церковь людей и Церковь ангелов. Когда мы говорим что-то согласное разуму и соответствующее замыслу Писания, ангелы радуются и молятся с нами. Ангелы присутствуют в Церкви – по крайней мере в той Церкви, которая достойна их присутствия и принадлежит Христу. Вот почему женщинам надлежит во время молитвы покрывать голову – «для ангелов» ( 1Кор.11:10 ). Каких ангелов? Разумеется, тех, кто помогает благочестивым и ликует в Церкви, но мы не видим их, ибо наши глаза застит смрад грехов, но апостолы Иисуса их видят, и Он говорит им: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:51 ). 9 . Если бы у меня была благодать видеть так, как видели апостолы, и смотреть так, как смотрел Павел, я бы прямо сейчас увидел мириады ангелов, которых видел Елисей, а Гиезий, стоявший с ним, не видел. Гиезий боялся, что его схватят враги, и видел только Елисея. А Елисей как пророк Господа молится и говорит: «Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел, …что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» ( 4Цар.6:16–17 ). И по молитве этого святого Гиезий тотчас узрел ангелов, которых не видел прежде. Все это мы сказали для того, чтобы показать, как научал Иоанн, не только тех, кто собирал подати, но и тех, кто приходил к нему каяться и не был в полном смысле слова мытарем. Среди тех, кто выходил к Иоанну принять крещение покаяния, были и воины. Ибо пришли не только Иоанн и пророки, но явился Сам Спаситель, чтобы проповедовать спасительное покаяние людям и ангелам и прочим силам, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 24. Евангелие от Луки 3:15–16. На отрывок от слов: «Я крещу вас водою» до того места, где сказано: «Он будет крестить вас Святым Духом и огнем»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Nom. IV). Ответ на возражение 3 . Добрые ангелы не являются источником главной награды избранных, потому что все получают это непосредственно от Бога. Тем не менее, ангелы могут быть источником/причиной случайной награды для человека, так как высшие ангелы просвещают тех, которые ниже, и ангелов и людей, относительно некоторых вещей скрытых Богом, которые не принадлежат сущности блаженства. Подобным образом проклятые получат наказание непосредственно от Бога, а именно вечное изгнание из Божественного видения/замысла: но нет причины, почему бесы не должны мучить людей другими благоразумными наказаниями. Есть, тем не менее, различие: добродетель возносит, грех унижает. Поскольку ангельская природа выше человеческой, некоторые за счет превосходства в достоинстах будут настолько вознесены, что будут возвышены над ангелами и по природе, и относительно награды FP, Q A ], так что некоторые ангелы будут просвещены некоторыми людьми. С другой стороны, ни один грешник, в счет определенной степени добродетели, не достигнет высокого положения, которое прикрепляется к природе демонов. Раздел 5. Будут ли все люди присутствовать на суде? Возражение 1 . Представляется, что не все люди будут присутствовать на суде. Ибо написано: «Вы … сядете на двенадцати престолах судить, судить двенадцать колен Израелевых» ( Мф. 19,28 ). Но не все люди принадлежат к этим двенадцати коленам. Следовательно, представляется, что не все люди будут присутствовать на суде. Возражение 2 . Далее, то же самое очевидно следует из Псалтыри: «Не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных» ( Пс. 1,5 ). Возражение 3 . Далее, человек предстает пред судом, на котором обсуждаются его достоинства. Но есть такие, которые не приобрели добродетелей, например, дети, которые умерли, не достигнув совершенного возраста. Следовательно, им не нужно присутствовать на суде. И таких много. Следовательно, представляется, что не все люди будут присутствовать на суде. Этому противоречит то, что Иисус «есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010