Некогда их также не было, как и прочих тварей, но всемогущий Бог призвал их подобно всем к бытию. Этому учит тот же апостол, когда говорит о Сыне Божием: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано». Под престолом, господствами, начальствами и властями здесь разумеются именно Ангелы. Они суть, поэтому, духи тварные. Как духи, они не имеют плоти и костей, и тем отличаются от людей. Но, с другой стороны, мы тем похожи на них, что подобно им имеем разум и волю. Только разум Ангелов совершеннее, и воля могущественнее разума и воли людей. Это относительное совершенство Ангелов само собою вытекает уже из их местопребывания, ибо они живут на небе, находясь непосредственно пред лицом Божиим, как ближайшие и блаженные служители Божии. Кроме того, об этом совершенстве можно заключать из следующих слов Спасителя: «в воскресении не женятся, не выходят замуж; но пребывают как Ангелы Божии на небесах». Значит, мы только некогда, именно по воскресении своем, сделаемся подобными Ангелам небесным; следовательно, в теперешнем состоянии мы еще не подобны им, то есть не так совершенны, как они. – Из сказанного видно, что Ангелы суть сотворенные Богом духовные существа, одаренные разумом и волею высшими, чем у человека. Рассмотрим теперь те многообразные дела и служения, которые совершают святые Ангелы. «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу», – так говорит апостол Иоанн в откровении своем и тем указывает одно из служений, совершаемых святыми Ангелами. Они именно предстоят престолу Божию и поклоняются или молятся Богу; небесными песнями они славословят высочайшие совершенства Создателя своего. Об этом служении их знал уже псалмопевец Давид, который в следующих словах требует от всех Ангелов славословия Богу: «благословите Господа все Ангелы Его». Только молитвы Ангелов, как духов, совершеннейших нас, более совершенны, чем наши молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но не все ангелы – существа добрые и совершенные и наслаждаются блаженством; некоторые из них, по своей вине, злоупотребив своей свободой, потеряли свои совершенства и лишились блаженства. По словам св. Ап. Петра, «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ). А св. Ап. Иуда говорит: «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, Господь соблюдает в вечных узах, под мраком. на суд великого дня» (6). Среди падших ангелов, которых также бесчисленное множество, один занимает высшее положение и называется «вельзевулом», «дьяволом», «сатаной». ( Мф.12:24, 26 ; Лк.10:18 ). Добрые ангелы охраняют людей от зла и помогают им в достижении блаженства, и между ними один называется нашим ангелом–хранителем за особенную заботливость его о нас. «Не все ли они (ангелы), – говорит Ап. Павел, – суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 )? «Смотрите, – сказал Спаситель, – не презирайте ни одного из малых сих (верующих в Меня); ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Наоборот, злые ангелы, из ненависти к Богу и зависти к людям, стараются склонять людей ко злу. О такой их деятельности Слово Божие говорит весьма часто. Так, напр., об Иуде–предателе сказано: «во время (Тайной) вечери дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Спасителя» ( Ин.13:2 ). Анании, продавшему имение свое и хотевшему часть цены утаить от Апостолов, Ап. Петр сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли» ( Деян.5:3 )? Тот же Ап. Петр в одном из своих посланий говорит: отрезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). Что злые ангелы, по допущению Божию, могут причинять вред нашим земным благам, здоровью и даже самой жизни, об этом свидетельствует история праведного Иова, а также евангельские повествования о тех многих бесноватых, которых исцелял во время Своей земной жизни Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Он был одним из самых близко стоящих к Богу духов. Превознесенный выше всех духов, Денница задумал стать самостоятельным царем и сказал в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему ( Ис.14:13–14 ). И вот Господь низверг с светлого неба духа, омрачившего себя противлением Творцу, в ад, — в глубины преисподней ( Ис.14:15 ). Так как Денница был начальником некоторых духов, то он и их возмутил против Владыки всякой твари и увлек их за собою. И, таким образом, светлые Ангелы стали духами злобы ( Лк.7:21 ; Еф.6:11,12 ). Злыми, следовательно, Ангелы стали по своей воле, Господь наш Иисус Христос говорил иудеям, что дьявол — человекоубийца от начала и не устоял в истине ( Ин.8:44 ). Если он не устоял в истине, то значит, был наставлен в ней и имел все силы и средства для того, чтобы отклонить от себя всякий соблазн. Согласно со словами Иисуса Христа, учили и Св. Апостолы, — Ангелы же, не соблюдшим своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великого дне узами вечными под мраком соблюде, пишет апостол Иуда ( Иуд.6 ). Под именем начальства здесь разумеется первоначальное состояние Ангелов, заключавшее в себе как внутренне совершенство разума и воли, так и внешние достоинства бестелесных духов. Ангелы могли сохранить свое первоначальное состояние (начальство) и удержать соответствовавшее этому состоянию жилище, но по собственному произволу не соблюли того и другого. Св. апостол Петр во 2ом послании говорит о падении Ангелов, что Бог аггелов согрешивших не пощаде ( 2Пет.2:4 ), значит, внушает ту мысль, что некоторые ангелы поступили вопреки Божией воле. Следуя словам Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, Православная Церковь всегда держалась той мысли, что Ангелы, хотя имели от создания своего совершенство разума и воли, но Бог не вложил в природу их безусловной необходимости всегда выбирать лишь одно доброе, так что они имели свободу выбора между добром и злом. Имея возможность уклонения к злу, некоторые употребили во зло свободу выбора и сделались злыми.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Писание говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». У каждого есть свой Ангел-хранитель, и поэтому, когда мы обижаем человека, мы одновременно задеваем и небеса: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Служить Богу и людям – высшая радость для Ангелов, и они так это делают, что людям порой кажется, что действует Сам Бог. Когда Ангелы возвестили пастухам о Рождестве Христовом, те сказали: «Пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь» ( Лк.2:15 ). Ангелы ревнуют о славе Божией и об искоренении зла: «Господи! не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоём? Откуда же на нём плевелы? … Хочешь ли, мы пойдём и выберем их?» Но только Бог обладает полнотой ведения; только Он знает, когда сеять, когда жать и кода выбирать плевелы. Открыто нам, что есть и падшие ангелы, называемые бесами, во главе с тем, кого именуют сатаной. Их тоже много, и их имел в виду Апостол, когда говорил, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Падение их совершилось тоже прежде создания мира. Тогда одни Ангелы сразу утвердились в верности Богу, а другие сразу отпали от Него. Отчего же эта нынешняя непоколебимость одних и невозможность восстановления других? Очевидно, по причине их чистой духовной природы. Дух прост. Он выбирает раз и навсегда, и в зависимости от своего свободного выбора, он или весь и навсегда в добре, или весь и навсегда во зле; и в нём уже нет точки опоры для изменения себя. Это – в отличии от человека, который кроме души имеет ещё и тело. Благодаря которому не может ни – как Ангел, сразу вознестись на небо, ни – как бес, сразу ниспасть во ад. Тело – как якорь, благодаря которому человек может остановиться на пути зла, может покаяться. На пути же добра Бог всегда поддержит и Ангелов Своих пошлёт на помощь, «сохранит и тя во всех путех твоих» ( Пс.90 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Слова Спасителя представляют нам убедительное свидетельство об Ангелах Хранителях: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). И не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство. Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» ( Втор. 32:8 ) 1 . Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелы. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати имеют разные наименования – Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы – однако все они вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение…» ( Евр.1:14 ). Итак, Ангелы, исполняя волю Божию, как служебные духи, принимают деятельное, живое участие в судьбе человечества. Так, Ангелы возвещают людям волю Божию, наблюдают за государствами ( Втор. 32:8 ), хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли ( Апок. 7:1; 14:18 ), имеют влияние на частные дела людей ( Быт.32:1-2 ), ободряют, сохраняют ( Дан. 6:22 ), выводят из темницы ( Деян. 5:19-20; 12:7-9 ), присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют ( Апок. 8:3 ). Ангелы приходят на служение человекам ( Евр. 1:14 ), научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед ( Быт.16:7-12 ). О явлениях добрых Ангелов можно читать в Священном Писании – Быт.18:2-22; 28:12 ; Нав. 5:13-14 ; Лк. 1:11, 26, 28 ; Мф.2:13 ; Деян. 5:19; 10: 31; 12:7 . Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Став злыми, падшие ангелы стараются увлечь людей на путь греха и этим их погубить. Небезынтересно обратить внимание на тот факт, что сами падшие ангелы страшатся своего темного царства, именуемого адом или бездною, потому что они умоляли Спасителя не посылать их туда ( Лк. 8:31 ). Спаситель называет дьявола “человекоубийцей от начала,” имея в виду тот момент, когда он, приняв вид змия, обольстил наших прародителей Адама и Еву, нарушивших заповедь Божию, и этим лишил их бессмертия ( Быт. 3:1–6 ). С тех пор, получив возможность влиять на мысли, чувства и поступки людей, дьявол и его бесы стремятся ввергнуть людей все глубже и глубже в рутину греха, в которой сами погрязли: “Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил,” “всякий, делающий грех, есть раб греха” ( 1Ин. 3:8 , Ин. 8:34 ). Присутствие злых духов среди людей представляет собой для нас постоянную опасность. Поэтому ап. Петр призывает нас: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” ( 1Пет. 5:8 ). Подобное предостережение высказывает и ап. Павел, говоря: “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” ( Еф. 6:11–12 ). Из этих слов св. Писания мы видим, что человеческая жизнь представляет собой постоянную напряженную войну за его душу. Хочет того человек или не хочет, но он с момента своего рождения вовлечен в войну между добром и злом, между Богом и демонами. Война эта началась еще до сотворения мира и будет продолжаться до дня “Страшного суда”. Фактически, на небе война кончена полным поражением зла. Но поле битвы перенеслось с неба в наш дольний мир и в сердце человека. В этой битве со злом нам, как увидим, деятельно помогают добрые ангелы. Деятельность ангелов по отношению к людям В противоположность злым духам, добрые ангелы жалеют людей и постоянно помогают им, о чем пишет св. ап. Павел: “Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение” ( Евр. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Теперь решим вопрос: в каком виде являлись добрые ангелы. Более обыкновенный вид, в котором, по сказаниям Ветхого и Нового Заветов, являлись добрые ангелы, – был человеческий: в таком являлись они Аврааму, Лоту, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Маною – отцу Сампсона, Давиду, Товии, пророкам. Ангел, явившийся Иисусу Навину, в равнине иерихонской, имел вид воина, так что Иисус должен был спросить его: «Наш ли ecu, или от сопостат наших?» ( Нав.5:13 ). В человеческом же образе являлись ангелы святым женам, по воскресении Спасителя. Но иногда ангелы являлись и не в человеческом, а в каких-нибудь других образах: так, например, Моисею явился ангел в горящей купине ( Исх.3:3,4 ) и путеводил израильтян по пустыне в виде столпа, – днем облачного, а ночью огненного ( Исх.13:21,22 ). Псалмопевец говорит, что Бог для приведения в исполнение Своей воли, творит «ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» ( Пс.103:4 ). У пророка Иезекииля херувимы представляются в виде полулюдей и полуживотных с человеческими туловищами, с орлиными крыльями и воловьими ногами; головы у них различны: или человеческие, или воловьи, или львиные или орлиные; два крыла у них распростерты, а двумя другими прикрывают они все свое тело; они сияют, как раскаленные уголья, как горящие лампады, как освещенное молнией небо. Это поистине грозное зрелище. Ангел, явившийся Даниилу ( Дан.10:5,6 ), имел человеческий образ, был одет в льняную одежду и чресла его были опоясаны уфазским поясом; тело его, как хризолит, лицо, как молния, очи его, как горящие лампады, руки и ноги его, как блестящая медь полированная, и звук слов его, как голос шума. Святой Иоанн Богослов, видел вокруг престола Всесвятейшего четырех животных (которые, без сомнения, были четырьмя ангелами), у которых было множество очей спереди и сзади. «И первое животное подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести вокруг крыл; ни днем, ни ночью они не имеют покоя, говоря: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и будет» ( Откр.4:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Учение о Боге как Творце невидимого и видимого миров . Слово Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог, и ничто не может существовать без Бога. Эти слова Символа взяты из св. Писания. Так, книга Бытия начинается следующими словами: В начале (то есть когда ничего еще не было) сотвори Бог небо и землю. Об Иисусе Христе Сыне Божием ап. Павел говорит: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая. Аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася ( Кол.1:16 ). Им создано все (существующее), что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано 49 . Понятие об ангелах; время сотворения их . Под именем невидимых в Символе веры надо разуметь невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. Ангелы – духи, существа бестелесные, одаренные умом, волей и чувством; по своему уму, по своей крепости и могуществу они совершеннее человека 50 . Слово ангел, по переводу с греческого языка, значит вестник. Так названы эти бесплотные духи потому, что Бог посылает их возвещать людям Свою волю; например, архангел Гавриил был послан Богом предвозвестить Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя. Невидимое сотворено прежде видимого, и ангелы – раньше людей (Правосл. Испов. ч. 1, вопр. 18). Об этом можно найти свидетельство в св. Писании. В книге Иова Сам Бог говорит, что ангелы, ликуя, воспевали Его при сотворении земли: Кто же есть положивый камень краеугольный на ней? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси Ангели Мои ( Иов.38:6–7 ). Кто положил краеугольный камень ее (то есть земли), при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (то есть ангелы) восклицали от радости? Отношение ангелов к людям . Ангелы Божии постоянно руководят нас к жизни: они возносят наши молитвы к Богу и ходатайствуют за нас пред Ним ( Апок.8:3–4 ), радуются обращению грешников ( Лк.15:10 ), являются людям в час смерти ( Лк.16:22 ) и многоразличным образом помогают и служат нам в деле нашего спасения ( Деян.10:3–6; 28:23 ; Евр.1:14 ); они хранят всех истинно верующих в Бога, избавляя их от опасностей ( Деян.5:19; 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это Богооткровенное учение Церковь всегда заботливо охраняла, и от древности в своих символах исповедовала веру в Бога как Творца духовного, невидимого мира. Так, в древнем Символе Иерусалимской Церкви (а подобно тому и в символах Антиохийской, Кесарийской и Кипрской Церквей) говорится: «Верую во единаго Бога..., Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». Эта общая вера нашла свое выражение в первом члене Никео-Цареградского Символа веры и этим самым навсегда санкционирована Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью . Решением Седьмого Вселенского Собора о том, чтобы, наряду со святыми иконами Спасителя и святых, благочестиво почитались и святые иконы святых Ангелов, Церковь еще раз соборно исповедала и подтвердила свою вселенскую веру в существование бестелесных ангелов как существ действительных, личных, самостоятельных и святых. 2 . Ангелы не являются ни в коем смысле самородными и самобытными существами; их, как и все творения, сотворил Бог . Святое Откровение ясно свидетельствует о том, что все возникшее – Богом возникло ( «начало быть») ( Ин. 1,3 ; Рим. 11,36 ; Евр. 3,4 ; Еф. 3,9 ; Откр.4,11 ), следовательно, – и ангелы. Кроме того, в Ветхом Завете ясно говорится о том, что Бог сотворил ангелов. Ездра обращается к Богу со словами: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие и небесные воинства Тебе поклоняются» ( Неем. 9,6 ). То, что здесь под воинством небесным подразумеваются ангелы, видно из контекста ( Лк.2,13 ), где ангелы называются воинством небесным. Апостол Павел ясно свидетельствует, что ангелов сотворил вечный Сын Божий: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол. 1,16 ). Насколько Святое Откровение ясно учит, что Бог сотворил ангелов, настолько в нем неясно, когда они сотворены. Судя по уже указанному месту из книги Иова, где говорится, что Ангелы «восклицали от радости», когда Господь сотворил звезды ( Иов. 38,7 ), и на основании всего сказанного о первобытном небе, а также на основе библейского повествования о искушении первых людей в раю от змия, т.е. падшего духа ( Быт. 3,1–19 ), что предполагает, что мир духов существовал до того, и что в нем уже ранее произошел некий моральный переворот, завершившийся отпадением от Бога некоторых духов, – необходимо заключить, что Бог сотворил ангелов до материального мира. Боговдохновенные истолкователи Божественного Откровения – святой Златоуст, святой Григорий Богослов и святой Дамаскин – учат, что Бог сотворил ангелов до материального, видимого мира. А молитвенная мысль Церкви говорит, что ангелы – «тварем начаток».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

10 . Бог сотворил Ангелов для того, чтобы они служили Ему: прославляли Его, исполняли Его веления. Святые пророки Исаия (гл. 6) и Даниил (гл. 7) и святой евангелист Иоанн Богослов ( Откр. 4 гл.) в Откровении видели Ангелов, окружающих Господа, сидящего на престоле и служащих Ему. 11 . Ангелы имеют большое отношение к людям. Они пекутся о благоденствии и спасении людей. 12 . Так как Ангелам Господь вручает хранение целых царств ( Дан.10:13 ), церквей ( Откр.1:20 ), городов, селений и частных лиц; то таковые Ангелы называются хранителями. 13 . Священное Писание так говорит об Ангелах-хранителях: Смотрите, учит Иисус Христос, не презирайте ни одного из малых сих (т. е. детей или недавно вступивших в общество верующих), ибо, говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (ходатайствуют за них пред Богом) ( Мф.18:10 ). Из этих слов прямо видно, что у всякого из верующих есть свой Ангел-хранитель. По учению Церкви, он дается нам при Крещении. В одном из псалмов царь Давид говорит человеку: Бог Ангелам Своим заповедает о тебе, сохранить тебя во всех путях твоих, т. е. обстоятельствах жизни ( Пс.90:11 ). Отсюда и взято название Ангелов-хранителей. 14 . Пример хранения людей Ангелами представляет Товия, сын праведного Товита. Его сохранил Ангел один раз от укушения большой рыбою, когда он купался, и в другой раз от злого духа, когда он вступил в брак с Сарою, которая семь раз выходила замуж, и в первый же день брака злой дух умерщвлял ее мужей. 15 . Все Ангелы сотворены добрыми, но один из высших Ангелов возгордился, – захотел стать наравне с Богом, за что и был удален с неба и называется сатаною – противником Богу, и диаволом – клеветником или обольстителем 16 . Он увлек за собою многих Ангелов, которые также впали в гордость и злобу, и составляют особое злое царство. Их называют демонами, бесами, духами нечистыми и диаволами. 16 . Священное Писание так говорит о падении Ангелов: это ангелы, которые не сохранили своего начала, т. е. первоначального святого состояния, но оставили свое жилище, т. е. за гордость и противление воле Божией были лишены небесного блаженства ( Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010