Именно – а) при Его появлении на землю, когда ангелы возвестили зачатие Его Предтечи ( Лук. 1:28 ), и Его собственное ( Матф. 1:20 ), возвестили и прославили Его рождение ( Лук. 2:9 ); б) при Его вступлении в общественную должность учителя, когда, после искушения Господа в пустыне от диавола, Ангелы приступили и служили Ему ( Матф. 4:11 ): в) перед Его крестной смертью, которою искупил Он нас от клятвы законной, в саду гефсиманском Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его ( Лук. 22:43 ); г) при Его вознесении на небо ( Деян. 1:11 ), откуда ниспослал Он на Апостолов Святого Духа. 2 . Ангелы служили и святым Апостолам, которым поручил Господь, возносясь на небо, докончить начатое Им самим устроение на земле Его благодатного царства. Так, ангел освободил Апостолов из темницы, куда заключили было их враги креста Христова ( Деян. 5:19 ); ангел же потом освободил из тем­ницы одного апостола Петра ( Деян. 12:7 ); ангел научил язычника Корнилия пригласить к себе этого апостола и принять от него крещение ( Деян. 10:3 ); ангел утешал святого апостола Павла во время страшной бури на море, угрожавшей ему и бывшим с ним смертью ( Деян. 27:23 ), и проч. § 107. Ангелы-хранители человеческих обществ. Ангелам вверяет Господь для хранены целые человеческие общества. 1 . Есть ангелы-хранители царств и народов. Основание для такого учения находим в книге пророка Даниила (гл. 10). Здесь повествуется, что однажды, когда Даниил усугубил свои мо­литвы к Богу об избавлении Иудеев от ига персидского, и молился в течение трех седмиц дней (3), к нему явился архангел (Гавриил), и сказал: от первого дне, как только ты начал молиться, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим ко престолу Всевышнего, чтобы ходатайство­вать за тебя. 1607 Но целые двадцать один день (т.е. три седмицы), пока я молился, вместе с тобой, об освобождении народа твоего от ига персидского, князь царства Персидского стоял против меня (13), и молил Бога удержать Иудеев под владычеством Персов. И не прежде, как Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне в молитвенном предстательстве за Иудеев, и я остался там при царях Персидских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Между тем Он отвечает: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают как Ангелы Божии на небесах (ст. 30); не то, что люди не будут тогда иметь тела, но не женятся и не вступают в замужество, а пребывают в нетлении, приближаясь, говорит Он, к Ангелам в том, что как Ангелы на небе, так и мы в раю будем заниматься уже не браками и пиршествами, но созерцанием Бога и устроением своей жизни, под управлением Христа. Не сказал: будут Ангелами, но: как Ангелы, как увенчанные славою и честию по написанному: не мною Ты умалил его пред Ангелами ( Пс. 8, 6 ), и близкие к тому, чтобы быть Ангелами. Как если бы кто, при благорастворении в воздухе и тишине, во время ночи, когда всё украшено ясным светом луны, сказал: луна светит, как солнце, то мы конечно не стали бы говорить, будто он свидетельствует, что луна есть солнце, но только как солнце. Равным образом и о том, что не золото, а близко к золоту, обыкновенно говорится, что оно как золото, а не самое золото. Если бы оно было золото, не стали бы говорить; как золото, но золото. А так как оно не есть золото, но близко к золоту, и представляется золотом, то и говорится: не золото, но как золото. Так, когда Господь говорит, что святые в воскресение будут, как Ангелы, то мы понимаем это не так, будто Он обещает, что святые в воскресение будут Ангелами, но близкими к тому, чтобы быть Ангелами. Поэтому весьма безрассудно говорит, что так как Христос возвестил, что святые в воскресение явятся, как Ангелы, то поэтому настоящие тела не востанут. Самое выражение ясно показывает значение того, что произойдет. Ибо слово: востание употребляется не о том, что не упало, а о том, что упало и встает, подобно, как и пророк говорит: Я возстановлю скинию Давидову падшую ( Амос 9, 11 ). Пала же подвергшаяся изменению скиния души, ниспустившись в прах земли ( Дан. 12, 2 ). Ибо опускается вниз не то, что не умирает, а что умирает. Умирает же тело, ибо душа бессмертна. И так если душа бессмертна, а тело умирает, то те, которые говорят, что есть воскресение, только не тела, отвергают бытие воскресения; потому что не стоящее, но падшее и лежащее востает, как написано: разве упавши не встают, и совратившись с дороги, не возвращаются (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Назвав ангелов ветрами, псалмопевец прославляет Бога за то, что Он творит их также пламенем огненным. Как ветры, так и огонь с одной стороны служит ко благу, с другой ко вреду. Подобно сему и слуги Божии, ангелы, с одной стороны служат орудиями милости Божией, с другой – гнева Божия. Свет огня указывает дорогу путникам в ночное время. Так, например, по ночам, во время путешествия израильтян в пустыне, столб огненный шел впереди них и указывал направление пути. Подобно сему и добрые ангелы, верные слуги Господни, суть вместе верные наставники для всех нас, странствующих на земле к небесному отечеству. Они тайными внушениями открывают перед нами путь к небу и охраняют нас на этом пути, чтобы мы не сбились с него и не преткнулись на нем о камень соблазна. Поистине ангелы суть наши духовные светочи, разгоняющие окружающую нас тьму неведения, греховных искушений, бед и скорбей, и предостерегающие нас от пути погибельного. Но они не только светят нам, но и греют нас. Как сами пламенеют любовью к Богу, так и в нас стараются воспламенить такую же любовь, подобно тому, как один из Серафимов, коснувшись огненным углем уст Исаии, воспламенил в его душе ревность к прославлению Господа перед народом нечестивым и одушевил эту ревность серафимской любовью к Господу. Но как чувственный огонь имеет не одну благотворную силу, но вместе производит немало зла, так равно и ангелы служат орудиями не только милости, но и гнева Божия. Сам Бог есть огнь, поядающий недостойных и грешных, есть ревнитель ( Втор.4:24 ), не оставляющий без отмщения уничижающих Его, так что страшно впасть в руки Бога живого ( Евр.10:31 ). Гнев Свой на них Он проявляет не только непосредственно, но и через ангелов, пламенеющих ревностью о славе Его Святого имени. На страшном суде они будут исполнителями Его приговора на нечестивых и нераскаянных: ангелы отделят их от праведников, как отделяются плевелы от пшеницы, ввергнут их в пещь огненную, где будет вечный плач и скрежет зубов. Но и в сей жизни нельзя безнаказанно оскорблять Господа Бога. Во время осады Иерусалима ассирийскими войсками, один из их военоначальников похулил имя Бога Израилева, и за эту хулу рукой ангела, ревнителя славы Божией, избито под стенами Иерусалима 180000 ассирийского войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Назвав ангелов ветрами, псалмопевец прославляет Бога за то, что Он творит их также пламенем огненным. Как ветры, так и огонь с одной стороны служит ко благу, с другой – ко вреду. Подобно сему и слуги Божии ангелы с одной стороны служат орудиями милости Божией, с другой гнева Божия. Свет огня указывает дорогу путникам в ночное время; так, например, по ночам во время путешествия Израильтян в пустыни столб огненный шел впереди их и указывал направление пути. Подобно сему и добрые ангелы, верные слуги Господни, суть вместе верные наставники для всех нас, странствующих на земле к небесному отечеству. Они тайными внушениями открывают пред нами путь к небу и охраняют нас на этом пути, чтобы мы не сбились с него и не преткнулись на нем о камень соблазна. По истине ангелы суть наши духовные светочи, разгоняющие окружающую нас тьму неведения, греховных искушений, бед и скорбей, и предостерегающие нас от пути погибельного. Но они не только светят нам, но и греют нас. Как сами пламенеют любовью к Богу, так и в нас стараются воспламенить такую же любовь, подобно тому, как один из серафимов, коснувшись огненным углем уст Исаии, воспламенил в его душе ревность к прославлению Господа пред народом нечестивым и одушевлял эту ревность серафимскою любовью к Господу. Но как чувственный огонь имеет не одну благотворную силу, но вместе производит немало зла, так равно и ангелы служат орудиями не только милости, но и гнева Божия. Сам Бог есть огнь поядающий недостойных и грешных, есть ревнитель ( Втор. 4:24 ), не оставляющий без отмщения уничижающих Его, так что страшно впасть в руки Бога живого ( Евр. 10:31 ). Гнев Свой на них отправляет не только непосредственно, но и чрез ангелов, пламенеющих ревностью о славе Его Святого имени. На страшном суде они будут исполнителями Его приговора на нечестивых и нераскаянных: ангелы отделят их от праведников, как отделяются плевелы от пшеницы, и ввергнут их в пещь огненную, где будет вечный плач и скрежет зубов. Но и в сей жизни нельзя безнаказанно оскорблять Господа Бога. Во время осады Иерусалима Ассирийскими войсками один из их военачальников похулил имя Бога Израилева, и за эту хулу рукою ангела, ревнителя слова Божия, избито под стенами Иерусалима 180,000 Ассирийского войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Например, в " Откровенных рассказах странника " (ч.1) говорится о руководстве странника его старцем, после того как старец почил. Поэтому с почившими духовными отцами можно через молитву общаться так же, как при жизни их на земле. Ап. Павел пишет ефесянам: " Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом " (Ефес.2:19-22). Христианам надо помнить, что помимо святых и праведников, в Торжествующей Церкви имеются и еще покровители и молитвенники за членов земной Воинствующей Церкви. Это ангельские силы, из которых всего ближе к нам наши Ангелы-хранители. Господь говорит: " Не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного " (Мф.18:10). Как пишет прп. Антоний Великий: " Когда затворишь дверь жилища твоего и останешься один, ведай, что тебе соприсущ определенный Богом каждому человеку Ангел. Он не дремлющ и, всегда будучи при тебе, все видит. Его обмануть нельзя, и тьма не скрывает от него. Вместе с ним сознавай и Бога во всяком месте присущим " . Как говорят святые отцы - наши ангелы-хранители, исполненные к нам любви и желания нам служить, в этом служении сами принимают на себя наши скорби. О значении для христианина ангела-хранителя так пишет о. Иоанн С.: " В деле промышления Божия о людях и по требованию разума должны быть посредники между людьми и Богом из мира духовного (так как люди занимают середину между миром духовным и материальным), которые и руководят нас к горнему Царству, именно: Ангелы. У Господа во всех делах изумительная постепенность и порядок, везде у Него низшие руководствуются высшими: вот необходимость Ангелов-хранителей для христиан, искупленных кровию Господа. Кроме того, Ангелы сами исполнены любви к нам и радуются об обращении одного грешника; а любовь деятельна, и этой их благородной и полезной деятельности Господь и дал всю свободу, как мы видим из слова Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О том же свидетельствуют все чрезвычайные дозволения, даваемые злым – «лживым духам» от Господа ( 2Пар.18:20–23 ; Суд.9:23 ; Пс.77:49 ; 1Цар.18:10 ). Следующее таинственное слово ап. Иоанна Богослова о последних днях века сего: «и произошла на небе война» (πλεμος): Михаил (архангел) и Ангелы его воевали против дракона (диавола), и дракон и ангелы его воевали против них» ( Откр.12:7 ), – дает нам разуметь, что «Ангелы Божии» и злые духи, с одной стороны, имеют «век сей» в своей, так сказать, «истории» по отношению друг к другу, – первые – стоя в Божием и блюдя Божие в роде человеческом, вторые – стоя в противобожном и «сея плевелы» в роде человеков ( Мф.13:25 ...39); с другой стороны, что они, т. е., Ангелы Божии и злые духи, имеют завершить сию свою «историю» только с окончанием «века сего», и притом – закончить полным и совершеннейшим поражением диавола, как «ничтожество» в его «вселенской лести» в роде человеческом, а вместе – как таковое же «ничтожество» – самозванство на власть во вселенной. Но что достойно особенного примечания в данном случае, так это то, что «поражение диаволу и ангелам его» будет нанесено «арх. Михаилом и Ангелами его» не силою имени Бога, преграждающего действие злой диавольской воли, и не во имя Божия суда, а во имя правды, так сказать, Божией во вселенной и во имя осуждения самого «ничтожества – лжи и лести» от диавола и ангелов его, внесенной в мир и прираженной роду человеческому, – во имя, значит, конечного торжества истины и правды Божией в роде человеческом, так как именно в рассуждении рода человеческого имеет быть учинена самая «брань» оная. На сие именно заключение наводят дальнейшие слова ап. Иоанна Богослова о «драконе и ангелах его»: «но не устояли, – говорит он, – и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний амий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним... Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» ( Откр.12:8 ...10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Он не нуждается в чем-либо. Он совершенно не нуждается в ва­ших похвалах; не нуждается даже в похвалах ангельских сил; прежде чем они произошли, Он ни в чем не нуждался. Мы знаем, что ангелы восклицают непрестанным гла­сом: Свят, Свят, Свят (Ис.6:3); а иные: слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк.2:14); херувимы же великим го­лосом: слава Господня благословенна от места ее (ср. 1Пар.16:27). Слышим и иные весьма многие похвалы и песно­пения: Благословите Господа, все Ангелы Его и архангелы (Пс.102:20). Однако Он ни в чем этом не нуждается. Желаешь ли ты видеть царство Божие? Обрати глаза твои на небо – и ты увидишь там шестьсот анге­лов, узришь тысячу архангелов, предстоящих серафимов, херувимов, окружающих Его огненный трон, увидишь всех их в почтении и трепете. Но здесь не проявляется начальство Божие таким образом, не только вследствие слабости природы, и не потому, что велико различие между людьми и ангелами, но и потому, что люди не могут славить Его таким же образом, какой употребляют те дивные существа. Если, когда является царь, чернь охватывается страхом, то насколько больший страх будет пред высшим величеством. Подобно тому, как если кто, приходя к царскому дворцу, видит там смерть и угрозы и всех исполняющими свои обязанности близ царя, так и там силы ангелов совершают то же. Кроме того, есть весьма многое, что удаляет обитателей земли от такого слу­жения. Напротив, небесные силы ничего иного не делают, как только всегда прославляют Бога и созерцают Его, по написанному: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Самому Христу служили ангелы: се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:11). Не ду­май, что Он только получил заушение и много иного претер­пел, но вспомни также и о том, что Он говорил: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36). Точно также и сам Навуходоносор исповедал: как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды (Дан.3:100).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он не нуждается в чем-либо. Он совершенно не нуждается в ваших похвалах; не нуждается даже в похвалах ангельских сил; прежде чем они произошли, Он ни в чем не нуждался. Мы знаем, что ангелы восклицают непрестанным гласом: Свят, Свят, Свят (Ис.6:3); а иные: слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк.2:14); херувимы же великим голосом: слава Господня благословенна от места ее (ср. 1Пар.16:27). Слышим и иные весьма многие похвалы и песнопения: Благословите Господа, все Ангелы Его и архангелы (Пс.102:20). Однако Он ни в чем этом не нуждается. Желаешь ли ты видеть царство Божие? Обрати глаза твои на небо – и ты увидишь там шестьсот ангелов, узришь тысячу архангелов, предстоящих серафимов, херувимов, окружающих Его огненный трон, увидишь всех их в почтении и трепете. Но здесь не проявляется начальство Божие таким образом, не только вследствие слабости природы, и не потому, что велико различие между людьми и ангелами, но и потому, что люди не могут славить Его таким же образом, какой употребляют те дивные существа. Если, когда является царь, чернь охватывается страхом, то насколько больший страх будет пред высшим величеством. Подобно тому, как если кто, приходя к царскому дворцу, видит там смерть и угрозы и всех исполняющими свои обязанности близ царя, так и там силы ангелов совершают то же. Кроме того, есть весьма многое, что удаляет обитателей земли от такого служения. Напротив, небесные силы ничего иного не делают, как только всегда прославляют Бога и созерцают Его, по написанному: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Самому Христу служили ангелы: се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:11). Не думай, что Он только получил заушение и много иного претерпел, но вспомни также и о том, что Он говорил: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36). Точно также и сам Навуходоносор исповедал: как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды (Дан.3:100).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Подразумевай под Ангелами и богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, охраняют нас и руководят нами во всех путях жизни, чтобы мы не преткнулись о камень протыкания и камень соблазна (39, 908). Служение Ангелов состоит в том, что они всюду посылаются для нас. Святитель Иоанн Златоуст (46, 30). Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для помощи тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей. Святитель Амвросий Медиоланский (113, 131). Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него. Преподобный Анастасий Синаит (113, 131). Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит Христос: " Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного " (Мф. 18, 10). Знай же, что каждый из верных имеет Ангела. Да и каждый из древних праведников имел Ангела, как говорит Иаков: " Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих " (Быт. 48, 16). Святитель Иоанн Златоуст (113,131). Если имеешь в душе дела, достойные Ангельского хранения, и ум твой обогащен познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя Ангелами. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой (4, 254). К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного... Что с каждым из верных есть Ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: " не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного " (Мф. 18, 10). И псалмопевец говорит: " Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его " (Пс. 33, 8). Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни, Ангела, отдаляет прискорбный и смердящий грех... Поскольку святого Ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними (113, 131).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Поучение второе на брань святого Архистратига Михаила, Воеводы сил небесных, и ангелов Его с семиглавым змием («Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Господа» (Пс. 33:8), «Приплыли в страну Гадаринскую» (Лк. 8:26), «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр. 12:7)) Давняя брань небесных духов с Люцифером, бывшая на небе, возобновилась на земле, в стране Гадаринской, слушатель преизрядный! Брань на небе со змием, брань на земле с легионом бесов, о котором говорится в нынешнем недельном Евангелии: «Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он сказал: «Легион», – потому что много бесов вошло в него» ( Лк. 8:30 ). Ибо сверженный змий, древний и великий, называемый дьяволом и сатаной, собрав легион свой бесовский, разбойнически напал на страну Гадаринскую и, опутав одного жалкого человека, терзает его, бегая по горам, пустыням, гробницам, сидит на распутьях, так что никто не может проходить по пути сему. Необходимо и отсюда выгнать этого сверженного бродягу, как некогда с неба, и выгнать ангельской рукой. Необходимо Михаилу вновь выйти против него с мечом и Ангелами, как и прежде «Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И когда в нынешний год святая Церковь соединяет в один день двадцать третью неделю по Пятидесятнице, в которую читается Евангелие о легионе бесовском, с Собором святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, она как бы сводит собор ангельский с легионом бесовским на брань и битву, в которой Творец Ангелов и Царь Иисус Христос, Господь наш, предводительствуя, входит в страну Гадаринскую, а за Ним туда же вступает воевода Сил Небесных со всеми полками ангельскими, вооруженный против древнего неприятеля. Итак, «приплыли в страну Гадаринскую. Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И ныне в мире сем, как в стране Гадаринской, согласно обещанию Иисусову, – ибо Господь обещал быть с нами до скончания века (см. Мф. 28:20 ), – Михаил и Ангелы его, хранители рода человеческого, творят за нас брань со змием, сверженным с неба и приносящим вред людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010