204. Чтобы Всемилостивейшие жалуемые духовным лицам Панагии и Кресты, драгоценными камнями украшенные, по смерти тех, кому принадлежали, отдавать наследникам. (По Высочайшему повеленью). Прошедшего 1828 года декабря 15 дня г. Тайный Советник, Синодальный Обер-Прокурор и Кавалер, князь Петр Сергеевич Мещерский в предложении Святейшему Синоду изъяснил: что г. Министр Императорского Двора сообщил ему, г. Обер-Прокурору, что Государь Император по докладу его о весьма значительном числе накопившихся в кабинете Его Величества драгоценных Панагий и Крестов, поступающих после умерших духовных лиц, Высочайше повелеть соизволил объявить ему, г. Обер-Прокурору, что впредь за присылаемые в кабинет Кресты и Панагии не ранее могут быть выдаваемы деньги, как по мере расхода означенных вещей. Он, г. Синодальный Обер-Прокурор, предложил о сем Святейшему Синоду для надлежащего сведения. По сему предложению Святейший Синод определением своим, состоявшимся 14 января сего 1829 года, заключила поскольку выдача денег за вносимые в кабинет Его Велиества после умерших духовных лиц драгоценные вещи, по мере расхода оных, может продолжаться неопределенно долгое время, а чрез сие наследники умерших, как известно, люди большею частью недостаточные, будут лишаться в нуждах своих значительного пособия, то с одной стороны к отклонению сего неудобства, и с другой к уменьшению затруднений для кабинета, производимых возвратом в оный упоминаемых вещей, Святейший Синод, соображаясь с Именным Высочайшим указом 1800 года мая 13-го дня, коим повелено: жалуемые драгоценные вещи, после кого останутся, предоставлять в пользу наследников или выдавать им денежное, соразмерное цене вещей, награждение, полагал: Всемилостивейше жалуемые духовным лицам Панагии и Кресты, драгоценными камнями украшенные, после смерти их, не возвращая в кабинет, отдавать наследникам, вынимая впрочем из них священные изображения для предосторожности, чтобы с оными вещи те не могли войти в неприличное употребление, и оставляя оные для хранения в ризнице того места, к коему умерший принадлежал по служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нам представляется, что есть все основания считать именно Киприана создателем названной программы, требующей широкой богословской образованности и основательных знаний греческого и славянского литургического опыта. Следы этой программы ясно просматриваются в серебряных створчатых панагиях. 625 Порфиридов Н.Г. О некоторых вопросах истории прикладного искусства древнего Новгорода//Культура и искусство Древней Руси. Л., 1967, рис.83; Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI вв. M., 1971, 18, с.44–45. 626 Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства, с.46, 22, табл. 16; она же. Прикладное искусство Московской Руси. M., 1976, с.75, рис. 30–31. 628 Mirkovic L. Hilandarska starine//Starinar. S. III. T.XI–XII. 1935–1936. Beograd, 1936, S.92; Radojkovic B. Sitna plastika u staroj srpskoj umetnosti. Beograd, 1977, S. 12, S1.7. 632 Акты исторические. Т.1. 1334–1598. СПб., 1841, с.25 Здесь имеет место исправленная в наши дни дата – 1390–1405 гг. Однако в эти годы Афанасий Высоцкий покинул вместе с Киприаном Северо-Восточную Русь. См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2, ч. Л., 1988, с.466. 633 Акты исторические, т.1, с.54, 26. На основании «Послания» Фотия псковскому духовенству от 12 августа 1419 г. о различных церковных службах сложилось мнение о введении митрополитом чина панагии на вечерне. Однако примечания к публикуемому тексту указывают на неверность перевода: речь идет о возношении панагии на трапезе некоего христианина, то есть о возможности заказного чина панагии после трапезы частного лица (см.: РИБ. Т.6, СПб., 1886, стлб.410 и примеч.23–25). 634 Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. M., 1948, с.658; Дмитриев Ю.Н. Мастер серебряник XV в.//Новгородский исторический сборник. Вып.7. Новгород, 1940, с.35; Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1961, с.49–57, рис.11, 12. 636 Писания св. Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856, с.513–515.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Итак, можно считать, что русские серебряные двустворчатые панагии, не имеющие аналогов в византийском мире, исключая моддовалашские земли, изначально служили для обряда возношения панагии в соборах и монастырях. Экземпляры киприановской эпохи с «Вознесением» позволяют предполагать установление на Руси в конце XIV – начале XV вв. древнейшего обычая возношения богородичного хлеба на утрени. Одновременно такие предметы могли использоваться как дарохранительницы и дароносицы, ибо хлеб этот заменял собой артос во всех случаях, когда причастие не могло состояться. Материалы чиновников и соборных описей позволяют предполагать хранение таких предметов в святительских кельях, а позднее – в соборных и монастырских ризницах. В дальние путешествия, видимо, брались уже в XVI в. более скромные путные панагии из дерева и кости, хотя церковными иерархами и государями для этих целей могли использоваться и древние серебряные экземпляры. Письменные источники последней четверти XVI в. помогают уточнить причину широкого распространения путных панагий, имевших обширное употребление на Руси, в южнославянских странах и на Афоне. Согласно посланию Александрийского патриарха царю Федору Иоанновичу, богородичный хлеб, в них хранившийся, использовался в морских путешествиях с тем, чтобы была над странствующими милость Божия и тих морской путь. В случае бури частицу надлежало бросить в море 657 . Следует заметить следующую закономерность: и новгородский панагиар XV в., и его никоновская копия были выполнены для соборного служения. Большинство же двустворчатых серебряных панагий происходят из монастырей. Видимо, в монастырском обиходе и на утрени, и на братских трапезах использовались именно створчатые тарели без поддонов. Закономерности их иконографической программы подтверждают идею литургического использования. И здесь, прежде всего, необходимо сопоставление с протооригиналом – древними византийскими панагиарами. Оно помогает выявить и классические истоки русских произведений, и специфические, неповторимые свойства, позволяющие увидеть в них универсальную структуру, глубоко пронизанную идеей Церкви и связанную поэтому со всеми видами церковного искусства – от монументальной живописи до шитья.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Было это 6 сентября 1932 года. Опять на дворе стояла слякоть; серое небо, как и в первом сне... Мерзлая погода... И мимо меня быстро, быстро, страшно похудевший, в темной рясе, без клобука и панагии идет митр. Серафим, как простой монах. Я говорю: «Владыка, Владыка»... Он не слушает и ушел от меня.... Я понял, что он лишен митрополичьего клобука... так и он будет арестован, – а отнятие панагии означает отнятие той власти, какую он имел... Первый сон был 1 сентября, второй сон – 6 сентября, – через 4 дня после первого. – Он ушел от меня без панагии и клобука. Это означало, что события церковные с ним произойдут в начале будущего года... И действительно, 22 сентября 1933 года митрополит Серафим уволен на покой». В том же году 30 сентября Епископ МАНУИЛ видел во сне митрополита Серафима в черной рясе и клобуке, быстро, быстро идущего куда-то вперед, но до неузнаваемости исхудавшего. Владыка даже заметил ему: «Как вы исхудали», но тот ничего не сказал на это и быстро ушел вперед. Частые сновидения о митр. Серафиме объясняются тем фактом, что для Епископа МАНУИЛА не безразличной была жизнь Ленинградской паствы и отношение к ней Ленинградского митрополита. Как никак, а ведь он кровью своею отстоял Православие в Ленинграде и исторг из челюстей обновленческого раскола многочисленные приходы. И то, как теперь поступает там митр. Серафим, было постоянной его тревогой. Из этой тревоги и складывалось его отношение к последнему. Митрополит Серафим не мог дать того, что жаждал народ. Он поддерживал многие недостатки епископов, живших в Петрограде, и убил народное доверие к своему сану. Злоупотребляя своею властию, он впоследствии стал совершенно подневольным. Отсюда, естественно, – отношение Епископа МАНУИЛА к последнему не могло быть возвышенным. Оно было только терпимым и страждущим. Временами какая-то горечь возникала внутри сердца святителя, и ему становилось как-то скорбно за поступки Ленинградского митрополита. «Мне бесконечно жалко митр. Серафима, – говорил Епископ МАНУИЛ своим близким. – Он обошелся со мной, когда я ездил в Ленинград 140 , как свинья с маленьким поросенком. Он был у власти, он все время думал только о табаке и о своих земных делах».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Положение о наградах Русской Православной Церкви (2008 г.) 26 июня 2008 г. 16:00 Документ утвержден на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года.   I. ПРЕАМБУЛА Награды Русской Православной Церкви (далее — награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.   II. ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Иерархическими наградами являются: В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.   1. Последовательными наградами для епископата являются: Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.   2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии. Примечание. Архиереи, ранее удостоенные этой награды, сохраняют право ношения второй панагии только в пределах своих епархий (юрисдикций). Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Пример патр. Никона вызвал подражания у последующих русских патриархов и получил даже силу законности на Московском Соборе 1675 г., постановившем, чтобы патриарх носил при богослужении две панагии и наперсный крест. Из прочих архиереев только один митрополит новгородский мог носить панагию одновременно с крестом даже в богослужении патриарха. Таким образом, панагии имели значение отличая русских патриархов при священнодействиях главным образом в количественном отношении, хотя и качеством материала и большим разнообразием форм патриаршие панагии также превосходили подобные украшения не только русских архипастырей, но и восточных патриархов. Количество и состав лиц, окружавших патриарха при его священно действиях К числу внешних отличий русских патриархов при их священнодействиях следует отнести также их обыкновение окружать себя многочисленным сонмом со служащих иерархических лиц. В этом обычае сказывался, по всей вероятности, тот средневековый взгляд, отразившейся на церковной жизни греков, по которому лучшим выражением достоинства и чести известного лица служила численность его свиты. Взгляд этот, весьма рано перешедший к нам на Русь, с особенною силою проявился в патриаршество Никона, который очень любил окружать себя множеством «знатнейших» со служащих лиц в количестве от 30 до 54 и более человек. Вскоре по учреждении патриаршества, специально для чести патриарха, увеличено было число митрополитов и архиепископов, так как состав свиты должен был соответствовать положению лица, которому принадлежала эта свита. У нас, на Руси, при всяком торжественном патриаршем служении два митрополита «почести ради» водили под руки нашего патриарха. Более того, при священнодействиях главенство и достоинство наших патриархов возвышалось в своей внешней обстановке не только над митрополитами, но и над царем. Дело в том, что служение русских патриархов до известной степени связывалось с присутствием царей, что, конечно, способствовало благоговению обстановки патриаршего служения и при этом случалось, что патриархи имели амвон с большим числом ступеней, чем цари. Отличия русских патриархов при выходах к богослужению

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Екклисиарх и трапезарь просят прощения у патриарха поклоном, он осеняет их рукою, говоря: «Бог простит и помилует». Далее «Милостив и щедр…», Трисвятое, тропарь или кондак, «Господи помилуй» 2, «Господи благослови», патриарх – «Благословен Бог милуяй…», «Тон деспотии…». Екклисиарх, трапезарь, повара и стольники, выйдя из трапезы тотчас после испрошения прощения у патриарха (до «Милостив и щедр…»), при выходе патриарха падают на землю, говоря: «Прости мя, владыко», на что он отвечает: «Бог простит и помилует вас»; они продолжают лежать на земле и при выходе всей братии, говоря каждому выходящему: «Благословите отцы», на что проходящий отвечает: «Бог простит и помилует» 2837 . Совершенно так же совершается обряд прощения после трапезы и доныне на Афоне. Надписания над чином о панагии и отдельные молитвы чина в некоторых рукописях показывают, что он совершался и вне монастырей по следующим поводам: при вступлении кого-либо на службу или должность, при отправлении в путешествие, особенно водное 2838 . Совершался этот чин и при Византийском дворе после обеда. По описанию Кодина (XIV в.), «после снятия со стола кушаний, доместик приносит хлеб на панагиаре; император встает; первый из присутствующих за столом, приняв панагиар, ставит его на столе, и возвысив хлеб, подает его доместику, а тот императору; как только император поднесет хлеб к устам, все громогласно поют ему: «Многая лета " " 2839 . Окидывая одним взглядом все развитие чина монастырской трапезы, нельзя не отметить в истории его, в качестве наиболее характерных явлений, некоторые частности. Еще до христианства сознавалась необходимость молитвенного благословения трапезы. Важнейшая из молитв трапезы в нынешнем ее виде известна IV веку. Агапа, а вслед за тем монашество, придали трапезе настоящий богослужебный характер. Начало самого чина о панагии, являющегося ныне средоточием трапезы, скрыто в глубине истории. Но то обстоятельство, что он неизвестен общераспространенному на греческом Востоке Студийскому уставу, имея здесь вместо себя возвышение укрухов, – это обстоятельство заставляет предполагать, что чин этот появился впервые в Иерусалимском уставе и мог возникнуть в недрах Иерусалимской Церкви очень рано. Лишь только Богоматерь получила в Церкви всю Свою славу и честь, должна была возникнуть идея некоторой евхаристии и во имя Ее. В целях резче отличить эту евхаристию от настоящей, возвышение поручается диакону и простому иноку (у греков даже чтецу). Замечательно сходство чина трапезы в Студийском и Иерусалимском уставе иногда до буквальности во всем, кроме этой частности (возвышение укрухов вместо панагии), правда, самой важной. Очень характерно, что Студийский устав поминает Богоматерь только за вечерней трапезой. Замечательно, что Студийский устав не имеет молитвы Господней в начале трапезы, заменяя ее другою, естественно потом уступившей место величайшей из молитв, так идущей трапезе 4-м прошением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Из жалованных ризничных вещей св. изображения должны быть вынуты, и следовательно, стоимость их по оценке должна понизиться, и это должно быть сделано теми же оценщиками. Ризничные вещи, т. е. панагии и кресты не пожалованные, а подаренные, или купленные на деньги покойным, по-моему, не должны подлежать действию закона о вещах жалуемых. И потому об этом должно быть представлено на разрешение высшего начальства, т. е. драгоценные панагии и кресты не жалованные, а приобретенные покупкою и даром, могут ли подлежать тому же закону, какому подлежать жалуемые? А до тех пор они должны храниться неприкосновенными т. е. они не могут подлежать ни разделу, ни продаже. Следовательно, теперь нет никакой надобности спрашивать наследников о согласии их на выдачу 6 тысяч рублей на построение больницы при училище: решение этого вопроса зависит от душеприказчиков. Вот мои мысли, которых я не изменю иначе, т. е. если я соглашусь на принятие от наследников 25 тысяч рублей и на отдачу им за то всего имущества, то или душеприказчики могут протестовать на мое решение, а если они умолчат, то кто-либо может подать донос в св. Синод о том, что имение разделено неправильно в обиду нищих и с нарушением силы завещания и проч. – и тогда я без вины виноват, и могу подвергнуться взысканию такой суммы, какой я и не в состоянии буду уплатить, а со мною пожалуй и самые душеприказчики, как не протестовавшие на мое решение. XL. Записка о детском воспитании 37 Нет надобности говорить, что всякий православный обязан учиться Закону Божию или знанию своих обязанностей в отношении к Богу, ближнему и самому себе; но мы хотим обратить внимание, во-первых, на то, на ком именно лежит обязанность учить народ? Обязанность эта лежит, во-первых, на родителях, потом на восприемниках и, наконец, на пастырях Церкви. Как ныне идет это дело вообще? Из родителей очень-очень немногие исполняют эту обязанность; и напротив, очень-очень многие плохо или совсем не исполняют. О восприемниках и говорить нечего: всем известно, как они учат своих крестников. Итак, обязанность обучать народ закону Божию в настоящее время лежит почти на одних только пастырях. А как это дело исполняется ими? Слава Богу, хотя и очень мало, но есть пастыри, которые исполняют это, как только можно желать. Но, говоря вообще, исполнение этой обязанности со стороны пастырей мы видим в преподавании ими закона Божия в училищах, в произношении или чтении с амвона проповедей, которые притом и печатаются в книгах, и кроме того, с 1841 года во многих церквах заведены так называемые катехизические поучения (которые, впрочем, народ не отличает от обыкновенных проповедей), и если к сему присовокупить еще частные поучения священников, говоримые при исповеди и других случаях, то можно сказать, что со стороны пастырей, хотя и не везде, но делается все возможное, и остается только желать, чтобы это делалось повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

На позднее происхождение книги также, возможно, указывают отдельные термины, характерные для книг, входящих в поздний корпус ВЗ: такие, как   («копье» - Иоил 2. 8, к-рое употребляется в Иов 33. 18; Неем 4. 11, 17),   («задняя часть» - Иоил 2. 20, встречается также в 2 Пар 20. 16; Еккл 3. 11; 7. 2),   («смрад» - Иоил 2. 20, встречается также только в Сир 11. 12) и др. По мнению др. авторов, свидетельствами позднего языка Книги прор. Иоиля являются краткая форма местоимения 1-го лица ед. ч.-   (Иоил 2. 27), использование существительного   для обозначения храма (Иоил 1. 13, 16), а также словосочетания «Иуда и Иерусалим» (       - Иоил 3. 1) и «чада Сиона» (     - Иоил 2. 23) ( Crenshaw. 1995. P. 26). Существуют и др. лексические совпадения с поздними книгами: напр., отдельные фразы из Иоил 2. 13b и 14a повторены в Ион 4. 2b и 3. 9а. Параллельное сопоставление вост. и зап. морей в Иоил 2. 20 встречается в более позднем отрывке из Зах 14. 8. И. также цитирует слова предшествовавших пророков (см., напр.: Авд 17; Ис 2. 4; Мих 4. 3) ( Wolff. 1977. P. 5). Кроме того, апокалиптический жанр, к к-рому относится Книга прор. Иоиля, был сформирован в период после плена ( Coggins. 2000. P. 17-18). Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Существуют сторонники и более ранней датировки, относящие возникновение пророчеств И. ко времени непосредственно перед вавилонским пленом, т. е. к кон. VII - нач. VI в.: отсутствие упоминания в книге о царской власти могло отражать небольшой временной период, когда монархия уже прекратила существование, а Иерусалим пребывал в относительной защищенности, т. е. перед пленом - ок. 587-586 гг. (4 Цар 25. 4-8) ( Stuart. 1997. P. 224; Koch K. The Prophets. Phil., 1982. Vol. 1: The Assyrian Period). По мнению сторонников этой гипотезы, сохранившиеся в Книге прор. Иоиля аллюзии на события, происшедшие во время плена (Иоил 3. 1-7) не обязательно отражают период после 586 г., поскольку политика депортации народов могла привести к возникновению более ранних локальных переселений, начиная уже с VIII в. (The Judean Exile after 701 в. с. e.//Scripture in Context/Ed. W. Hallo et al. Winona Lake (Ind.), 1983. Vol. 2. P. 147-175). Это могут быть обстоятельства, связанные с др. вражескими вторжениями, напр. ассирийским 701 г. или вавилонским 598 г. Х. Штокс на основании схожести с кн. Второзаконие, к-рая была обнаружена, по его мнению, во времена царя Иосии, а также на основании отождествления народа «от севера» (Иоил 2. 20) со скифами относит возникновение пророчеств к этому же периоду ( Stocks H. H. D. Der «Nördliche» und die Komposition des Buches Joel//NKZ. 1908. Bd. 19. S. 750).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Если в чине о Панагии видеть пережиток агапы, где отделяющийся кусок просфоры знаменует как бы невидимое присутствие Господа, то и общее вкушение от такой " чаши благословения " переносит мысль к древним временам первохристианских молитвенных собраний. Происхождение " чина о Панагии " от первохристианских агап готовы поддерживать Скабалланович и Гольц. Кроме того, Скабалланович считает, что " благословение хлебов " на вечерне есть пережиток агапы Вот что на основании исторического исследования нашего богослужения можно сказать о взаимоотношении " вечерей любви " и евхаристического богослужения. Евхаристия и агапы вовсе не синонимы в первохристианском быту. Евхаристия часто присоединяли к концу " Вечери Господней " или " вечери любви " , но могли и не присоединять (эфиоп. церк. постан.). Скоро и такой порядок был заменен уже вполне отделившейся Литургией. Впоследствии " агапы " стали просто благотворительными установлениями в некоторых частях христианского мира (Африка, Рим, Милан и др.). Наконец, они исчезли, но память о них может быть восстановлена в некоторых богослужебных обычаях. «L " Agape» in: «Etudes d " histoire et de theologie positive». 1 serie, pp. 283-325; «Agape» in: Dict, de Theol. Cathol. T. I, col. 551 sq. «Die Urchristl. Traditionen uber Ursprung das Abendmahles», 1893. Op. cit. Revue biblique, 1904, pp. 78-81. Revue d " histoire ecclesiast. 1903, t. IV, p. 9 sq. «The Agape and the Eucharist in the Early Church». London, 1901 «The Early Eucharist». London, 1939. Cirlot, op. cit., p. 18. «Agape» in: Dict. d " Arch. chret, et de Liturgie, t. I, col. 775-848. Keating, op. cit., p.V. Cirlot, op. cit., p. 17. F. Prat, S.J. «La theologie de St. Paul». T. I, pp. 143-145. Leclercq, op. cit., col. 789-790. Ibid., col. 786. Ibid., 791. Lightfoot. «The Apostol. Fathers». Vol. II. sect. 1, p. 307, note. «Apologeticus», cap. 39. — M. P. L. T. 1, col. 468. Op. cit., col. 803. A. d " AIes. «La theologie de Tertullien». Paris, 1905, p.312. Leclercq, op. clt. «Confessiones».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010