— Нет, это был еще и своеобразный информационный центр, настоящая энциклопедия. Попадая в него, человек оказывался в пространстве, наполненном различными изображениями. Здесь были и образы святых, и некоторые моменты их жития, и сюжеты библейской истории, и порой важнейшие события истории государственной — все это формировало специфику мировоззрения, фундаментальный набор представлений о мире и о человеке. Храм Ангелоктисти, Кипр.  Фото Diomedia Кроме того, священник почти за каждым богослужением читал проповедь, которая нередко касалась каких-то злободневных проблем в империи. В некоторых храмах имелась своя библиотека. Одна из самых крупных находилась в Софийском соборе в Константинополе. Вообще, о соборе Святой Софии стоит сказать отдельно, потому что он стал своеобразным символом византийского искусства. В нем представлены все наивысшие творческие достижения империи. Это был самый большой собор в Византии. Внутри него — колоссальное пространство, с огромным количеством окон, от чего весь храм буквально залит потоками света. И эти потоки в определенное время дня имеют определенное направление — так искусно они спланированы. Безусловно, Софийский собор — пример инженерного гения. Взять хотя бы знаменитый купол, который считается самым большим в мире. Он очень тяжелый. И во время строительства, чтобы нейтрализовать распор (ту силу, которая стремится обвалить купол. — Ред.), пришлось по бокам главного купола достроить еще два полукупола, а к ним с каждой стороны — еще по три. Только так удалось нейтрализовать нагрузку на центральный купол. Христос Пантократор.  Мозаика свода южного купола.  Монастырь Хора.  Византия,  XIV в.  «Сто тысяч полутонов» — Бытует мнение, что византийская икона никогда не отражала реалии той или иной эпохи. Что по ней, например, нельзя узнать, как одевались византийцы, в каких домах жили и так далее. Это так? — Нет, это неверно. Художник — это же не какая-то абстрактная величина. Он живой человек, который, создавая икону, вписывал в нее то, что видел вокруг. Например, по изображениям императоров на фресках или иконах вполне можно получить представление о костюмах, принятых при дворе. Более того, можно даже распознать, из каких тканей их шили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

На мозаике на золотом фоне была изображена Богоматерь «Оранта» (без Предвечного Младенца на лоне). Голова, левая рука и плечо утрачены (местные жители разбирали тессеры, считая, что они обладают целительными свойствами). В юж. части апсиды остался фрагмент нижней части фигуры архангела. Хитон выполнен тессерами 4 оттенков синего цвета, а омофор - неск. оттенков пурпурного. Белые и розовые мраморные тессеры, к-рыми выложены ладонь и фрагменты щеки и шеи, такие же мелкие, как и в мозаике ц. Ангелоктисты. Миго датирует эту мозаику 1-й пол. VII в. ( Megaw. 1974. Р. 76; Megaw, Hawkins. 1974. P. 366; с ним согласны С. Софоклеус ( Sophocleous S. Icons of Cyprus, 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 12), Н. Гиолес ( Γκιολς. 2003. Σ. 35) и др.); Папагеоргиу - нач. VII в. ( Π[απαγεωργου] Α. Κυρς Παναγας εκκλησα//Ibid. 1988. Τ. 8. Σ. 113-114). А. и Дж. Стилиану, Н. Хадзидаки и ряд др. исследователей считают ее более древней и относят к VI в. ( Stylianou. 1997. Р. 52; Χατζηδκη Ν. Βυζαντιν ψηφιδωτ. Αθνα, 1994. Σ. 17). До 1974 г. в куполе сохранялся фрагмент изображения Христа Пантократора. Остатки фресок (голова свт. Василия Великого в апсиде, ап. Лука в сев.-вост. парусе, фрагменты 2 ангелов в барабане) были частично уничтожены турками в 1982 г. Миго, Хокинс и Стилиану относят их к XIII в. ( Megaw, Hawkins. 1974. P. 364; Stylianou. 1997. Р. 52), Илиадис датирует изображения ангелов XIV в., а ап. Луки - 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 468). Церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике. 2-я пол. VII–VIII в. Церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике. 2-я пол. VII–VIII в. Полуобрушившуюся однонефную купольную церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике с 2 апсидами Папагеоргиу датировал началом средневизант. периода, т. е. 2-й пол. VII-VIII в. ( Π[απαγεωργου] Α. Αφντρικα//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79), Миго - временем вскоре после освобождения Кипра от арабов (965) ( Megaw. 1946. P. 56). Кроме этого храма на Кипре известна еще одна церковь с двойной апсидой - вмч. Георгия Победоносца в Хулу ( Papageorghiou. L " architecture de la période byzantine. 1985. P. 331-332). Сохранились сев. стена и сев. апсида, часть барабана, юж. стены и юж. апсиды. Храм имеет достаточно специфическое устройство: это купольный зал, укороченный по оси «запад-восток», к к-рому примыкают 2 апсиды. Купол с барабаном подквадратной формы опирается через ступенчато повышающиеся подпружные арки на 4 далеко выступающие пилястры с простыми капителями; под конхой и сводом вимы имеются карнизы. Ее кладка сходна с кладкой близлежащих базилик Афендрики. Купол, как и в базиликах, поддерживают поперечные арки. От пристроенного в более позднее время нартекса с 2 апсидами остался только фундамент.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова появляются, по всей видимости, после Эфесского собора 431 года. Этот собор осудил Нестория, который до конца не признавал соединения в Личности Христа двух природ — божественной и человеческой, а потому отрицал Богоматеринство Девы Марии, называя Ее «Христородицей», а никак не Богородицей. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей, т. к. через рождение Иисуса от Св. Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв. Федора и Георгия. Икона написана пастозно, в стиле позднеантичной живописи, но в ней уже есть и новые черты, не известные античности — особое внимание к лику, фронтальный разворот и жест руки Марии, указывающей на Младенца Христа. В ранних мозаиках также встречается изображение Богоматери — церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V b.), Сант Аполинаре Нуово в Равенне (VI b.), Панагия Ангелоктиста на Кипре (VII b.), Успения в Никее (VIII b.), Св. Софии в Салониках (IX b.) и т. д. Среди ранних фресок следует указать церковь Санта Мария Кастельсеприо в Италии (VII-VIII вв.). В эпоху расцвета христианского искусства — на вершине средневековья образ Богоматери был самым излюбленным во всех уголках христианского мира — от Испании до Армении, от Сирии до Германии. Но самые, пожалуй, тонкие и гармоничные образы Богородицы созданы в Константинополе. В мозаиках Св. Софии мы встречаем разнообразные иконографические типы, начиная от образа Богоматери с Младенцем Христом на престоле, изображенного в апсиде (876 г.), вплоть до Богородицы из деисусной композиции на южной галерее (XII b.). Византийское искусство знает немало и замечательных богородичных образов, запечатленных в иконах. Одна из них, получившая впоследствие наименование «Владимирской», прибыла на Русь и здесь стала эталоном иконописания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Особую версию купольного зала представляет 2-апсидная церковь вмч. Георгия в Афендрике (IX-X вв.) и вмч. Георгия в Хулу (нач. XI или кон. XII в.; возможно, копия 1-й), а также его вариант с отсутствием углублений в торцах крайних травей (церкви вмч. Георгия и Спасителя в монастыре свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, нач. XII в.; Агия-Напа близ Канду, X-XII вв.; св. Параскевы в Криту-Тере, 2-я пол. XII в.) и его 5-травейный извод (ц. Пресв. Богородицы в Кофину, нач. XI или XII в.). Др. вариант небольшого купольного храма на К. близок к типу «компактно вписанного креста», но с удлиненными зап. и вост. рукавами (ц. прп. Евфимиана в Лиси, кон. XII - нач. XIII в.; вмц. Анастасии в Полемидии) (Ibidem). Собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе. XI в. Собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе. XI в. Другой наиболее популярный тип церковного здания на средневизант. К. (как и во всей Византии) - простой (без вим) храм типа вписанного креста на 4 квадартных или прямоугольных опорах; как в визант. провинциальных храмах, угловые ячейки слегка удлинены по продольной оси, имеют арки разной высоты и перекрыты продольными коробовыми сводами. К этому типу относятся церкви прп. Антония Великого в с. Келье и Честного Креста в Анойире (IX-X вв.), ц. вмч. Прокопия близ Синграсиса (кон. Х в.), Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ Аканфу (XI в.), собор прп. Иоанна Лампадиста мон-ря в с. Калопанайотис (XI в., купол позднее убран под 2-скатную крышу), церкви вмч. Георгия Победоносца «тон Хортакьон» в Сотире, свт. Синесия в Ризокарпасо и св. Тихика в Палодии (XI - нач. XII в.), свт. Филона на п-ове Карпасия (XI-XII вв.), мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу (XII в.). Иногда в таких храмах отсутствуют боковые апсиды, напр. в соборе свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии, нач. XI в.; ц. вмч. Георгия в Киринии, кон. XI - 1-я пол. XII в. Значительное удлинение по продольной оси обычно вызвано перестройкой из ранневизант. базилики, как в церквах Ахиропиитос в Лапифе (Лампусе), Панагия Ангелоктиста в Кити (XI в.), ап. Варнавы близ Саламина (с удвоением подкупольного квадрата, кон. XI - нач. XII в.), свт. Епифания в Саламине (с 3 куполами над центральным нефом, XI - нач. XII в.- Papacostas. 2001).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

115 Там же. С. 7. (Пресбург — немецк., венгерск. — Пожонь; ныне — Братислава, столица Словакии. В 1541–1784 гг. была столицей Венгрии (прим. авт.)). 116 Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834–36 гг. СПб., 1891. С. 1–2 (предисл.). 130 Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 1. М., 1863; Ч. 2. М., 1864; Ч. 3. М., 1872; Ч. 4. М., 1880; Ч. 5. М., 1882; Ч. 6. М., 1884. 132 Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания Константинополя турками/Пер. свящ. П. Соколова. СПб., 1862. С. 171, 244. 140 Шмит Ф. И. Панагия Ангелоктистос//Известия Русского археологического Института в Константинополе. Т. 15. София, 1911. С. 206. 146 Церковные ведомости. 1909. 18–19. Прибавл. С. 847. См. Буевский А. С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в 1-й половине ХХ столетия. М., 1951. Машинопись. С. 30. 149 О связях Русской и Кипрской Церквей за послевоенное время до 1973 г. подробно изложено в статье: Скурат К. Е. Православная Церковь Кипра//ЖМП. 1973. 7. С. 52–56. 157 Ундольский В. М. Оглавление Четьих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московском Успенском соборе, составленное справщиком монахом Евфимием//ЧОИДР. 1847. 4. С. 1–78. см. также: Архимандрит Иосиф. Подробное оглавление Великих Четиих Миней всероссийского митрополита Макария. М., 1892. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

молитсяо скорейшем восстановлении мира, понимая, что он должен быть прочным и долговечным, а значит, построенным на основе справедливости». Владыка рассказал о проводимой Русской Православной Церковью ежедневной гуманитарной работе по оказанию помощи пострадавшим от конфликта на Украине. Данной теме было посвящено отдельное заседание Предассамблеи, на котором члены делегации Русской Православной Церкви подробно рассказали о предыстории и причинах вооруженного противостояния на Украине, а также о миротворческих и гуманитарных усилиях, предпринимаемых Русской Церковью в связи с данным конфликтом. В итоговых документах Предассамблеи были отмечены важность молитвы о скорейшем наступлении мира на Украине, необходимость создания основ безопасного существования Украины, России, Европы и всего мира.На полях мероприятия прошли встречи председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом, митрополитом Зимбабвийским Серафимом (Александрийский Патриархат), митрополитом Вострским Тимофеем(Иерусалимский Патриархат), митрополитом Тырговиштским Нифоном (Румынский Патриархат), рядом иерархов других Поместных Православных Церквей. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата также провёл переговоры с представителем Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви архиепископом Тегеранским Сепухом Саркисяном ; с председателем ОВЦС Маланкарской Церкви Индии митрополитом Американским Захарией мар Николовосом, сопредседателем Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью; с руководством крупной межхристианской гуманитарной организации ACT Alliance (Альянс «Церкви в совместном действии») – генеральным секретарем Рудельмаром Буэно де Фариа и модератором Эриком ЛюсьеномВ ходе поездки председатель ОВЦС посетил строящийся храмво имя святителя и чудотворца Николая в Лимассоле, где настоятель храма протоиерей Павел Поваляев ознакомил его с ходом строительных и отделочных работ. Перед отлетом митрополит Иларион посетил церковь Панагия Ангелоктисти в селении Кити близ Ларнаки и храм праведного Лазаря Четверодневного в Ларнаке, где поклонился мощам святого.

http://mospat.ru/ru/news/89247/

Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова появляются, по всей видимости, после Эфесского собора 431 года. Этот собор осудил Нестория, который до конца не признавал соединения в Личности Христа двух природ - божественной и человеческой, а потому отрицал Богоматеринство Девы Марии, называя Ее " Христородицей " , а никак не Богородицей. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей (????????), т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв. Федора и Георгия. Икона написана пастозно, в стиле позднеантичной живописи, но в ней уже есть и новые черты, не известные античности - особое внимание к лику, фронтальный разворот и жест руки Марии, указывающей на Младенца Христа. В ранних мозаиках также встречается изображение Богоматери - церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.), Сант Аполинаре Нуово в Равенне (VI в.), Панагия Ангелоктиста на Кипре (VII в.), Успения в Никее (VIII в.), Святой Софии в Салониках (IX в.) и т.д. Среди ранних фресок следует указать церковь Санта Мария Кастельсеприо в Италии (VII-VIII вв.). В эпоху расцвета христианского искусства - на вершине средневековья образ Богоматери был самым излюбленным во всех уголках христианского мира - от Испании до Армении, от Сирии до Германии. Но самые, пожалуй, тонкие и гармоничные образы Богородицы созданы в Константинополе. В мозаиках Святой Софии мы встречаем разнообразные иконографические типы, начиная от образа Богоматери с Младенцем Христом на престоле, изображенного в апсиде (876 г.), вплоть до Богородицы из деисусной композиции на южной галерее (XII в.). Византийское искусство знает немало и замечательных Богородичных образов, запечатленных в иконах. Одна из них, получившая впоследствие наименование " Владимирской " , прибыла на Русь и здесь стала эталоном иконописания.

http://pravicon.com/text-19

Ангелоктисса – эпитет Богородицы, связанный с изображением Царицы Небесной, с поклоняющимися ей ангелами, иллюстрация песнопения «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим». Архиерей Великий ( Спас Великий Архиерей ) – одно из символических наименований Христа, раскрывающее Его образ как новозаветного священника. В основе иконографии – ветхозаветное пророчество: «Ты еси архиерей вовек по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). Христос в этом иконографическом типе изображается в облачении архиерея – крестчатых ризах и с митрой на голове; встречается как самостоятельно, так и в составе композиций «Продета Царица», «Царь царей». Благовещение – один из главных двунадесятых праздников (25 марта/7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны Воплощения через неё Бога Слова ( Лк.1:26–38 ). Празднуется с IV в. Изображения Благовещения существуют с III в. Иконография Благовещения восходит к раннехристианской эпохе. Существуют две традиции экзегезы самого Воплощения в Благовещении: по одной оно происходит одновременно с гласом архангела (что закреплено текстом акафиста «С гласом ангельским воплощаема Тя зря»), по второй – в момент согласия Богородицы, знаком чего служат её склоненная поза и прижатая к груди рука, принимающая не только высшее предназначение, но и грядущие страдания у креста распятого Сына. Сцена могла состоять из фигур архангела и Богоматери в доме Иосифа Обручника, или включать несколько сцен («Благовестие у колодца», «Благовестие в палатах» и др.). Архитектурные формы, используемые в Благовещении, как и атрибуты персонажей, трактуются символически. Палаты или башенки обозначают достоинство Девы. Велум, перекинутый через них, связь Ветхого и Нового Заветов. Деревья, цветы и травы символизируют образ Богородицы как «вертограда заключённого» (парафраз Песни песней Соломона). Пурпурная пряжа в руках Марин – символ зарождающейся плоти Христа, которая ткётся во чреве Богородицы. Богоявление – наименование одного из двунадесятых праздников Крещения, поскольку при Крещении Христос явил себя как Бог , а также произошло явление всех трех лиц Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Иларион посетил древние святыни Кипра 25 октября 2009 г. 12:14 23 октября 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион посетил древнейший кипрский монастырь — обитель Честного и Животворящего Креста Господня (Ставровуни), основанную в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой. В монастыре владыку Илариона и его спутников встречал настоятель архимандрит Афанасий с братией. Поприветствовав насельников обители, архиепископ Иларион поклонился главной святыне монастыря — частице Честного и Животворящего Креста Господня. По просьбе настоятеля владыка оставил запись в книге почетных посетителей. В тот же день председатель ОВЦС молился в храме Пресвятой Богородицы Панагия Ангелоктисти (V в.), где находится мозаика VI века с изображением Божией Матери и архангелов Михаила и Гавриила. В завершение паломничества архиепископ Иларион посетил кафедральный собор Китийской митрополии в городе Ларнака. В храме владыка поклонился мощам и гробнице святого Лазаря Четверодневного, друга Господня, первого епископа Китийского. Архиепископа Илариона сопровождал епископ Месаорийский Григорий, директор Отдела по межцерковным связям и европейским делам Кипрской Православной Церкви . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/921740.htm...

Уникальную «построенную ангелами» кипрскую церковь предложено включить в список наследия ЮНЕСКО Кити (Кипр), 22 августа 2022 г. Фото: Wikimedia.org      Одну из самых известных кипрских церквей, которая, как считается, была построена ангелами, официально предложено включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В церкви в честь Пресвятой Богородицы «Панагия Ангелоктисти» («построенная ангелами») в деревне Кити, примерно в 12 километрах к юго-западу от города Ларнака, сохранилась знаменитая уникальная мозаика VI века, изображающая Божию Матерь и Младенца Христа в окружении архангелов Михаила и Гавриила, представляющая большую художественную и духовную ценность. Это одна из наиболее хорошо сохранившихся мозаик на всем Кипре. Она была случайно обнаружена под слоем штукатурки в 1950-е годы. Фото: Iikimedia.org      Согласно народному преданию, жители древнего города Китион перебрались туда, где сегодня находится деревня Кити, спасаясь от арабских набегов, и решили построить церковь в честь Богоматери, сообщает газета «Cyprus Mail». Нынешняя церковь была построена в XI столетии на руинах византийской базилики V века. По преданию, начавшие строить этот храм люди заметили, что каждую ночь фундамент будто под действием невидимой силы перемещался на новое место. Они решили проследить и увидели, как ночью небеса разверзлись, на землю спустился сонм ангелов, и строительство храма редчайшей красоты было завершено за одну ночь. Отсюда и название «церковь, построенная ангелами». Источник: http://orthochristian.com/147771.html Cypriot church “built by angels” proposed as UNESCO World Heritage site The present church was built in the 11th century on the ruins of a 5-th century basilica. Рейтинг: 10 Голосов: 204 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/147840.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010