1) благословение трапезы;    2) возвышение панагии;    3) благодарение за трапезу.        - Кроме настоящего места, чина о панагии Типикон касается и в 35 гл. «о ястии и питии», делая там к настоящему изложению некоторые дополнения.    Открывается чин, как и всякая церковная служба, псалмом. Сообразно краткости чина и подобно вечерне, он имеет один предначинательный псалом, именно 144-й «Вознесу Тя, Боже мой». Псалом (алфавитный) представляет восторженную хвалу Богу, Его такому же величию, как и благости, особенно источаемой призывающим Его; взят сюда особенно за ст. 15—16: «очи всех на Тя уповают…». Псалом не имеет пред собою «Приидите поклонимся» по связи и аналогии с литургией. Псалом «глаголют» «братия» вся, следовательно, поют его речитативом, как и делается в Соловецком и других монастырях. Псалом поется дорогою из церкви в трапезу, следовательно, пение его начинается в церкви тотчас после отпуста литургии и оканчивается в трапезе. Братия идут попарно в предшествии настоятеля. Кто и как несет панагию, не указано ни здесь, ни в 35 гл. Типикона; но в пасхальном чине панагии, где она заменяется артосом, последний несет диакон на панагиаре (проскомидийном блюде с изображением Богоматери). В некоторых монастырях, например в Московском Гефсиманском скиту, просфору «Пречистую», которая при литургии стоит с дискосом или такого же устройства блюдом на горнем месте, несет впереди иеромонах, за ним попарно идут братия в мантиях. По 35 гл. Типикона несение панагии сопровождается звоном в било или в колокол, что сообщает особую торжественность этой процессии и вместе служит благовестом к трапезе, являющейся, благодаря чину о панагии и чтению, настоящей церковной службой. Псалом поется с таким расчетом, чтобы его окончить со входом в трапезу: «достигше же в трапезу и кончану бывшу псалму, глаголем (т. е. так же, как псалом, - поем речитативом) молитву трапезы Отче наш». Молитва взята сюда кроме того, что, как главная христианская молитва, необходима за всякой службой, еще за свое 4 прошение; она не оставляется и в пасхальном чине о панагии, но отсутствует на вечерней трапезе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

88. Артосная Панагия в монастыре св. Пантелеймона. 6) «Гавриил Деве благовестие с небесе принес, вопияше». По внешним полукружиям размещены: Введение, Благовещение, Рождество Христово и Успение. 119 Наконец, замечательный панагиар 120 Софийского собора в Новгороде, нами уже изданный, составляет переход к западным формам искусства. 121 Замечательный по своей новости (для исторической науки) и оригинальности разряд артосных панагий или панагиаров (παναγιριον) имеет особый интерес для русской археологии, так как этим именем приходится называть те самые артосные чаши, блюдца для стола, которые являются в истории «наперсной Панагии» основным древним, византийским прототипом. Прежде всего, сформировался (по-видимому, в монастырской общине) обычай освящать песнопениями и служением «Богородичную частицу артоса», затем установился обычай освящать возношением ее окончание трапезы и из монастырского обихода (около X века?) перешел в императорский дворец к царскому столу. «Панагиею» Греки называли Богоматерь Пресвятую Заступницу, и от этого ее имени получилось название для самых сосудов, на которых совершалось «возношение» этой частицы, подобной самому артосу. Затем освященный во имя Богоматери артос, по-видимому, еще в древности почитался спасительным средством в пути, и, потому брался с собою в дорогу в особых ампулах, из которых впоследствии вышли «панагии наперсные», «походные», «вратные», «складные» и «святительские». Подобных наперсных панагий у византийцев, по-видимому, не было, и существующие ныне в греческих и афонских монастырях и ризницах относятся к русским подаркам, а древнейшие филактерии не имеют отношения к панагии и артосу. Насколько были распространены в древности артосные панагии в России, сказать трудно, так как собственно русских памятников этого рода мы не знаем, кроме новгородского панагиара, выполненного на западный манер и в западном стиле. Многие вещи, принимаемые нами за русские, только потому, что на них есть славянские надписи, особенно из тех, что встречаются на Афоне, мы должны относить к югославянским и молдовлахийским, а также к работам русских монастырей на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Она так сказала, чтобы я испугался. В тот момент прошел Священник возле дома, он пришел в деревню нас причащать. Он слышал беседу и говорит матери моей: -Пусть, Феодора, идет ребенок, раз этого так хочет, не запретишь. Тогда ему говорит моя мать: -Ваше Преосвященство, – так называли малоазиаты Священников, – у ребенка проблема с ногами, потому запрещаю. Но поскольку говорите Вы, чтоб шел, пусть идет. Стыдилась мать возражать Священнику и дала мне позволение, как смиренная и послушная душа, каковой была. Односельчане уже отправились в поход. Можно понять, что после нескольких метров, которые я с трудом прошел, отпала бумага с моих подошв, и мази стали причиной того, что прилипали различные камешки, маленькие щепки и колючки, так что вскоре забились раны и боли, которые они мне причиняли, были несносны. Каждый шаг – истинное мучение. Однако, у меня было такое желание поклониться к Панагии и вера в благодать Ее, что я продолжал путешествие. В какой-то момент мы встретили чудотворную икону на дороге в селение, в которое она предназначалась. Я побежал, хромая, с ужасными болями и поклонился Панагии нашей и просил меня исцелить, спасти от мучения ногами. Я говорил, как дитя матери своей и, помню, что Ей говорил: -Панагия моя, мать моя сказала, что она меня возгнушалась из-за моих ног. Ты же меня не гнушаешься, Тебя прошу: сделай меня здоровым, чтобы я мог ступать, как и остальные дети. Это говорил я Ей, плача по пути, и все гладил святую икону Ее и тер израненные мои подошвы, полные земли, которые стали грязными от жидкости, истекающей из ран. Так добрались мы до деревни, где временно установили икону Панагии на скамейке внутри церкви, и народ начал Ей поклоняться со многим благоговением. Солнце приближалось к закату и односельчане мои, после того, как они поклонились, отправились в обратный путь, потому что до нашего селения было два часа пути, и ночь приближалась. Я остался на ненадолго в церкви перед иконой Панагии и поскольку увидел, что никого нет вокруг, сказал Ей молитвенно:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Навстречу, совершая спуск, мне попадались разные люди. Судя по говору, это были европейцы. Вероятно, они ночевали у Панагии, раз утром уже шли обратно. Периодически я садился отдыхать, ведь никто меня не торопил. И думал, как бы сейчас пригодились палки или посох! До половины горы стоят перила, и на более опасных участках есть лестницы. Слава Богу, что воду я взял с собой, её глоток на трудном подъёме был просто необходим. В тяжёлые минуты вспоминал слова епископа, который вчера меня отговаривал, и свои убедительные доводы… Так, рассуждая обо всем понемногу и не забывая про молитву, я вышел на ровную площадку, где стоит часовенка. Это и есть Панагия.   Позади часовни располагалась комната отдыха, где я намеревался заночевать. Осмотрев всё, я присел и достал хлебную булку, которую купил ещё внизу. Это был мой ужин. Вторую булку я оставил на завтрак. Ночлег Панагия – ещё не вершина Святой Горы. Вершина находится на высоте 2033 метра. Но я не стал рисковать и не пошёл дальше, ведь мог не успеть до сумерек спуститься к Панагии на ночлег. В горах темнеет быстро. В Панагии службы совершаются только тогда, когда среди поднимающихся есть священники. Они сами и служат. А сегодня, похоже, я один буду здесь ночевать. Что ж, для моих натруженных ног не имеет значения окружение, главное растянуться в горизонтальном положении. Но к вечеру нас набралось человек 20. Глядя на них, думал, приди я чуть позже, остался бы без места. Спал я крепко. Но ночью меня разбудил какой-то шорох. Глянул на окно, а там, на подоконнике, мой будущий завтрак доедал не весть откуда взявшийся кот. Вот так я остался без завтрака. Спуск Наутро вышел из часовни, обошёл всё вокруг, но не нашёл никаких следов присутствия кота. Только невдалеке мирно пасся мул. Я вознёс на Святой Горе молитву за всех своих родственников, ведь никто из них пока не отважился на такое.   Спуск оказался ещё более трудным, чем подъём — мои натруженные ноги предательски подкашивались, буквально не слушались меня! И справиться с этим было ой как нелегко! Приходилось напрягаться всем телом и думать, как бы не улететь вниз. А тут ещё небо нахмурилось и стало прохладно.

http://pravmir.ru/zapiski-palomnika-ili-...

Анны, что на другой части полуострова и куда нам нужно было попасть завтра, а вторая тропа ведет выше – к Панагии. Туда мы и двинулись, отдохнув минут 10. Друзья, участок Ставрос – Панагия, — это самая жесть! Ничего более сложного нам до этого не встречалось. Это 3 км пути на которых высота меняется от 800 до 1500 метров над уровнем моря. Местами уклон около 45 градусов, узкая скалистая тропа с острыми камнями, да еще рядом с обрывом. Саша, шедший до этого все время в сандалиях, переобулся снова в трекинговую обувь, т.к. лезть по такой тропе в сандалиях – это значит убить себе ноги. Все было трудно идти, но по разным причинам. Мне – потому, что мышцы в ногах основательно забились кислотой. Приходилось достаточно часто останавливаться и отдыхать. К тому же солнце было в зените и очень припекало. По пути мы встречали довольно много людей, спускавшихся вниз после ночевки в Панагии или на вершине Афона . В итоге, с учетом многочисленных, но коротких остановок, мы потратили на этот отрезок около 4 часов! и в 13:00 не вошли, а вползли в Панагию. Панагия – это небольшое здание на небольшом плато на высоте 1,5 км над уровнем моря. Здание внутри разделено на 3 секции: прихожая с глубоким колодцем и камином; спальня с 10ю двухъярусными деревянными кроватями; и крохотная комната с алтарем. Снаружи здания на каменной площадке также располагаются около 10 железных кроватей под открытым небом. Перед входом в здание висит колокол, в который паломники бьют каждый раз, когда заканчивают свой подъем от Ставроса. На колоколе отлито, что он подарен скиту Панагия русскими паломниками, кажется в 2014 году. Глядя на него испытываешь гордость за наших соотечественников — это ж надо еще затащить нелегкий предмет на такую высоту. В Панагии в тот момент находилось, помимо нас, около 15 паломников. Первым делом мы скинули рюкзаки и рухнули на железные кровати. Я ощущал невероятное счастье от того, что можно просто лежать и никуда не идти. Вздремнув часок и ощутив некоторый прилив сил, мы вскипятили воду и пообедали.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

Панагир-мощевик Современная архиерейская панагия С 1742 года панагии стали даваться в виде награды и архимандритам некоторых монастырей. Для различения епископа от архимандрита за богослужением первый должен был носить и архиерейский крест. Епископ во внебогослужебном облачении Святейший Патриарх носит две панагии (вторая – с изображением Господа Иисуса Христа), такого же права удостоен митрополит Киевский. Кроме того, по предоставлению Синода, две панагии носят особо заслуженные архиереи, вторая дается им как награда. Также в небогослужебное время епископы носят посохи – длинные деревянные трости, оправленные накладками, имеющие утолщения в верхней части из резной кости, ценных пород дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы. Богослужебный жезл появился гораздо позже, потому что строгие канонические правила предписывали священнослужителям не украшать себя дорогими одеждами и предметами в быту. Только за богослужением, где архиерей символизирует собой образ славы Небесного Царя, он может заменить посох особо украшенным, благолепным жезлом. Таким образом, внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса; священника – подрясник, ряса и наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебные облачения Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские (одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В той же церкви дароносица деревянная крестовидная с запасными св. дарами, на ней красками писаны многие святые, по споям для окрепы тринадцать крючков серебряных с петлями, да у ящиков что в той дароносице пять колец серебряных; аналой оболочен кандюком немецким цветным: в трапезе над церковными дверьми деисус Еммануил на трех досках пядничный; у церковных дверей решетка новая на железных крюках с железным замком. Евангелие, которое в прежних переписанных книгах значится в теплой церкви Всех Святых, переплетено вновь и по обрезу вызолочено, доски покрыты бархатом червчатым, a средина и евангелисты серебрянные резные под золотом, весом тридцать девять золотников; евангелие большой бумаги выходу 7197 г. (1689), по обрезу вызолочено, покрыто бархатом червчатым, на средине распятие и евангелисты в серебряных кругах чеканные под золотом, на другой стороне средина и наугольники серебряные же гладкие, застежки резные. Книга обиход, да праздники знаменные наречные в четверть, в двух книгах. В привесах у икон показаны: две панагии, на них в срединах образы знамения за каменьем хрусталь; две панагии на них образы за стеклы, панагии в средине крест. Те пять панагий серебряные золочены, а сверху строены сканым делом; в гнездах и на спнях камышков четыре смазня, шесть червонцев, две ставки литых, десять жемчужин небольших. Четыре креста пояных серебряных под золотом сканые, на трех из них двенадцать вставок жемчужных и камушков литых. Крест пояной серебряной золочен в средине крест на раковине. Крест аспидной да два креста яшмовых, на одном из последних две ставки жемчужных в две литых. Крест вольячный серебряный золочен, на нем четыре ставки литых. Двадцать два креста серебряных литых под золотом. В привесе же четыре камушка хрустальных, два из них обложены серебром, а два повешены за кольца на шелчинках; двои голубцы одни пояные, другие литые золочены; в них двадцать камушков червчатых; два креста появых; на них воображено распятие Господне, в одном кресте ставками две раковины да камушек лазоревой, два каточка полных серебряных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И Государь пожаловал велел ему дать на Москве 50 рублев денег да сорок соболей в 50 рублев: (Арх. ор. II. столб. 164 г. 170). – Нелишне заметить, что эта панагия, которую «строил святой апостол и евангелист Лука своими руками», была привезена вышеупомянутыми греками вместе с седлами и другими конскими и т. п. предметами. – По этому преданию греков, сообщенному Иваном Настасовым и Дмитрием Константиновым, Евангелисту Луке, приписывается сразу создание нескольких иконографических сюжетов, которые мы впервые встречаем на уцелевших памятниках старины, – сравнительно, лишь в позднее время; конечно, не в I в. относится и происхождение самых панагий. – Что касается антиахийского патриарха Макария, совершившего «чин о панагии» и приславшего Государю «того хлеба», то он мог сделать это, принимая на веру сообщенное ему греками сведение, справедливость которого в данное время он проверить не мог, или даже просто из-за уважения, священному предмету, независимо того, кому принадлежал последний. – Во всяком случае, небезынтересен факт, что преданий об Евангелисте Луке, как резчике, впервые сообщенное в 1656 году двумя греками, не получило дальнейшего распространения, и даже самая панагия – единственный в своем роде памятник, если бы его делал Лука, то где-то затерялась среди других обыкновенных панагий, которые были в царских хоромах. В описях царской казны XVII в., где, между прочим, подробно перечислены иконы, кресты, панагии и проч., находившиеся в разных комнатах Царского Дворца, и указано происхождение более важных из них, мы нигде не нашли панагии, деланной Евангелистом Лукою. – В описи, 1670 года, вещей Царевича Алексея Алексеевича, которому была поднесена рассматриваемая панагия, мы находим лишь одну панагию, тожественность которой с первою, основываясь на описании их, утверждать трудно. Во что читаем в названной описи: «188 года марта во 2 день в казне Великого Государя Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича все великия и малыя и большыя росии... – Панагия золотая, а в ней в средине в кресте яхонт червчатых большой, около ево 4 алмаза, 14 яхонтов червчатых середних, 11 яхонтов малых червчатых же, 24 искры червчатых, в подножии креста яхонт червчатый в гнезде да в гнездах же 27 алмазов середних, в подвесках на спиях яхонт лазорев гранен велик, да по сторонам 2 изумруда гладких, 2 яхонта лазоревых граненых, вверху чепочка золота, а в ней 10 изумрудцов, да меж чепей крест, а в нем 5 яхонтиков червчатых да изумрудец, да в подвесках 2 лалика, вместо чепи(цепи) на снурке (шнурке) 72 изумруда, 20 лаликов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Со словом поздравления к юбиляру обратился епископ Иосиф. Он сказал о том, что нет надобности перечислять все труды и заслуги Владыки митрополита Ювеналия перед Церковью, Отечеством и народом Божиим, ибо он слишком высоко стоит на свещнице церковного служения, и эти труды видны и известны всем. «Но мы имеем глубокую внутреннюю потребность выразить сегодня Вам нашу сыновнюю любовь, наше уважение, наше благоговение перед Вами. Современники говорили о Вашем прославленном предшественнике по управлению Московской и Коломенской епархией, святителе Филарете, что он был архиереем с утра до вечера, и с вечера до утра. Эти слова в полной мере приложимы и к Вашему церковному служению. В нем мы видим для себя высокий пример и образец для подражания», – подчеркнул Владыка Иосиф. «Христу, рождшемуся в Вифлееме граде, волхвы принесли дары. Отсюда идет христианская традиция в дни рождения в знак любви и уважения преподносить подарки»», – сказал епископ Иосиф. Он преподнес юбиляру крест и две панагии, выполненные по образцу тех креста и панагии, которые принадлежали некогда священномученику Ювеналию (Масловскому), архиепископу Рязанскому, и которые в день личной Пятидесятницы Владыки Ювеналия при его архиерейской хиротонии возложил на него ее совершитель, блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, его духовный отец и наставник. С этими святынями Владыка Ювеналий участвовал в совершении архиерейской хиротонии епископа Иосифа, а затем, провожая его на служение в древний родной Ярославль, передал ему их. «Нам хочется, чтобы эти крест и святые панагии напоминали Вам и о Вашем авве Владыке митрополите Никодиме, и о нашей к Вам любви и уважении, и о Вашем сегодняшнем юбилее», – сказал Владыка Иосиф. Он передал так же Владыке митрополиту заранее к этому дню приготовленный трагически погибшим архимандритом Германом (+26 июля 2005 г.), как бы от его рук, серебряный с чернью и филигранью архиерейский жезл. От лица благотворителей-мирян епископ Иосиф вручил юбиляру прекрасно вышитую золотом на зеленом бархате митру.

http://pravoslavie.ru/14707.html

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит – это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ – епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита – права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). 2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. 2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010