базиликах К. алтарной апсиды стала важнейшим архитектурным и смысловым элементом. Как правило, в их мозаичном декоре представлены ключевые изображения христ. иконографии, напр.: в базилике Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) - Иисус Христос на троне в окружении апостолов, выше - Крест и символы евангелистов; в ц. святых Космы и Дамиана в Риме (526-530) - Христос Вседержитель, парящий на облаках; в базилике мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) - «Преображение Господне», обрамленное фризом из медальонов с ликами святых. Одно из ранних изображений Пресв. Богородицы представлено в К. ц. Панагии Ангелоктисты в Кити (на Кипре) (2-я пол.- кон. VI в.). В К. могли также изображать святого, к-рому посвящен храм: сщмч. Аполлинарий в окружении агнцев, над ним в небесном сиянии - Крест, к-рому поклоняются 2 ангела, представлен в ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (ок. 549); мц. Агния с предстоящими ей папами Римскими Гонорием и Симмахом - в ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура («за стенами») в Риме (625-638). Вид на апсиды собора Св. Софии в Стамбуле Вид на апсиды собора Св. Софии в Стамбуле С развитием купольной архитектуры в Византии семантическое значение К. отходит на 2-й план, уступая место куполу как наиболее важному архитектурному и символическому элементу церковного здания. В выстроенном архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл соборе Св. Софии в К-поле (532-537) была применена система из 2 больших полукуполов, или К., поддерживающих купол, и ряда малых К., завершающих полукруглые колонные экседры. При этом в куполе и в К. сделаны окна, что требовало точного расчета конструкции и мастерства создателей. Визант. писатель Прокопий Кесарийский сравнивает купол собора Св. Софии в К-поле с «золотым полушарием, спущенным с неба», а К. (или полукупол) - с серпом луны (полумесяцем) ( Прокопий Кесарийский. 1962. Гл. 1. Ст. 33, 46). В византийской церковной архитектуре и декоре в связи с переходом символического центра к куполу меняется состав изображений в К. В средневизант.

http://pravenc.ru/text/2057166.html

Образ Г. в составе композиции «Христос Еммануил с архангелами», символически представляющей образ евхаристической жертвы, присутствует в монументальном искусстве (мозаики ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, ок. 545-546, фрески ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295), так и в иконописи (икона 80-90-х гг. XII в., ГТГ). На повторениях этой иконографии в кон. XVI-XVII в. оглавные образы Младенца и архангелов часто писали на отдельных досках (икона XVII в. из собр. П. Д. Корина (ГТГ, отдел П. Д. Корина)). С VI в. известны ростовые изображения Г. вместе с арх. Михаилом в свите Богоматери: мозаика базилики св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553 гг.; мозаика в конхе апсиды ц. Панагии Ангелоктисты в Кити на Кипре, 2-я пол.- кон. VI в., сохранилось мозаичное изображение Г. на юж. склоне вимы, около Богоматери с Младенцем на престоле в конхе апсиды собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. IX в., на иконах XI и XII вв., напр. из Византийского музея в Веррии, на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае и на др. Полуфигуры архангелов Г. и Михаила, в медальонах, включались в разные по иконографии изображения Богоматери: на троне (икона XIII в., ГМИИ), «Умиление» (2-сторонняя новгородская каменная иконка XIV в., ГТГ), наиболее часто - «Одигитрия» (напр., «Богоматерь Психосострия» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид), «Богоматерь Одигитрия с праздниками» (2-я пол. XIV в., Визант. музей, Афины) и др.). Изображения архангелов могут отличаться деталями. Так, в медальонах на иконе «Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта)» (нач. XIII в., ГТГ) на архангелах белые омофоры, украшенные золотыми крестами, в руках - сферы. С покровенными руками изображены архангелы в медальонах иконы «Богоматерь Епискепсис» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид). Полуфигурное изображение Г. в медальоне рядом с Богоматерью известно на рус. иконах, связанных с почитанием рус. преподобных, напр. икона «Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим прп. Сергием Радонежским» из Махрищского мон-ря (нач. XV в., ГИМ), где изображен Г., молитвенно обращенный к Богоматери и Младенцу, очевидно, связана с посвящением Благовещению мон-ря, основанного учеником прп. Сергия - прп. Стефаном Махрищским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Так или иначе, но самые ранние изображения в римских катакомбах III–IV веков дают нам три типа сидящей Богоматери: Мария держит Младенца прямо перед собой, второй вариант – Младенец находится с левой стороны груди, и третий – Богоматерь держит Младенца на левом колене. Эта последняя поза наиболее близка к канону сидящей Одигитрии. Именно на Востоке этот тип выделился из исторической сцены «Поклонение волхвов» и обрел черты иконного репрезентативного образа. Вполне разработанный тип Одигитрии встречается на коптских тканях VI–VII веков. Этот иконографический тип, по предположению В.Н. Лазарева, был занесен из Египта в Сирию, где он стал популярен. Однако на константинопольской почве он не получил широкого распространения и развился главным образом в провинциальном искусстве. 107. Богоматерь с Младенцем и ангелы. Мозаика. 3-е десятилетие Vie. Равенна, базилика Сан Аполлинарио Нуово Тем не менее образ Богоматери на троне с Младенцем, расположенным по центральной оси, закрепился в раннехристианском искусстве и известен по мозаикам Сан Аполлинарио Нуово в Равенне (XI в.), Санта Мария делла Навицелла в Риме (IX в.) и другим памятникам. Древний тип сидящей на троне Богоматери с Младенцем посередине в окружении предстоящих часто встречается в византийских произведениях. В русской иконографии он получил название «Печерской» – по иконе Печерской Богоматери XIII века из Киево-Печерского монастыря. Этот вариант известен также под названием «Богоматерь Кипрская» и отличается тем, что Младенец благословляет обеими руками. Прообразом иконы явилось изображение на не сохранившейся до наших дней мозаике Успенской церкви Киево-Печерской лавры (1083–1089). 108. Богоматерь с Младенцем Фреска. Ок. 1040 г. Охрид, собор св. Софии Большее распространение получает тип стоящей в рост Богоматери, который мы на­ ходим в мозаиках Санта Мария Маджоре (V в.) и Санта Мария Антиква (нач. VIII в.) в Риме. На мозаике в апсиде церкви Панагии Ангелоктисты на Кипре (1-я пол. VII в.) Богоматерь изображена стоящей в полный рост с Младенцем на левой руке, которого она придерживает правой рукой. Младенец представлен в строгой фронтальной позе со свитком и благословляющей десницей, вокруг его головы крестчатый нимб. Аналогично изображение в апсиде собора в Торчелло (нач. XII в.), где поза наиболее близка к канону Одигитрии: Богородица изображена строго фронтально, Младенец представлен в легком повороте в ее сторону, его правая рука воздета в благословляющем жесте, а правая рука Марии приподнята к груди. На основании этого уже вполне сложившегося к X веку типа стали складываться поколенные и поясные варианты Одигитрии, ставшие главным прототипом иконописного образа. Его характерной особенностью является легкий поворот ликов Марии и младенца Христа навстречу друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Миго пришел к выводу, что мозаика в Литрангоми не имеет близких аналогий с мозаиками времени имп. Юстиниана I в базиликах Равенны, Евфразиана в Порече (Хорватия), кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (а также отличается и от мозаики в ц. Панагии Ангелоктисты). Исследователь допустил вероятность существования на К. местной мозаичной мастерской ( Megaw, Hawkins. 1977. P. 121, 140, 144); в изображениях апостолов он усматривал влияние эллинистической традиции с присущей ей натуралистичностью ( Megaw. 1974. P. 73; Megaw, Hawkins. 1977. P. 119). Исследователи единодушно указывают на связь с к-польским искусством мозаик в апсидах Ангелоктисты Панагии ц. в сел. Кити и ц. Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. На обеих мозаиках Богородица представлена в рост между архангелами: на первой - с Младенцем на левой руке (Одигитрия), на второй - как Оранта (без Предвечного Младенца на лоне; голова, левая рука и плечо утрачены; справа фрагмент ног, оставшийся от фигуры архангела). Большинство исследователей относят создание мозаики в ц. Панагии Ангелоктисты к VI в. и сходятся во мнении, что она была выполнена позже мозаики в ц. Пресв. Богородицы Канакарии, т. е. после правления имп. Юстиниана (датировки: VI в.- Stylianou. 1997. P. 49; 2-я пол. VI в.- Michaelides. 1992. P. 119; посл. четв. VI в.- Θολιας Α. Μ. Ο Νας τς Παναγας τς Αγγελκτιστης στ Κτι Λρνακας. Λευκωσα, 2004. Σ. 28; кон. VI в.- Megaw. 1974. Р. 76; нач. VII в.- Γκιολς. 2003. Σ. 35). Мозаику ц. Пресв. Богородицы Киры Миго предложил датировать 1-й пол. VII в. на основании общих стилистических черт с мозаикой в капелле Сан-Венанцио Латеранского баптистерия (642-649) ( Megaw. 1974. Р. 76; Megaw, Hawkins. 1977. P. 366), с чем согласны большинство исследователей ( Michaelides. 1992. P. 122; Sophocleous. 1994. Р. 12; Γκιολς. 2003. Σ. 35 и др.); А. и Дж. Стилиану, Н. Хадзидаки считают ее более древней и относят к VI в. ( Stylianou. 1997. Р. 52; Χατζηδκη Ν. Βυζαντιν ψηφιδωτ. Αθνα, 1994. Σ. 17). Предположительно нач.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

РАИК провел раскопки в Стамбуле, которые стали практически первыми полевыми работами в византийской столице. Борис Амфианович Панченко (1872–1920) в 1901–1914 гг. был секретарем и заведующим библиотекой института 2811 . Он занимался историей, а также археологией и топографией византийской столицы, эпиграфикой и сигиллографией. В 19061910 гг. Панченко провел раскопки базилики св. Иоанна Предтечи студийского монастыря (Имрахор) 2812 и исследовал комплекс гражданских сооружений в квартале «Евгения». В 1914 г. Панченко начал археологическое исследование большого императорского дворца и Халкопратийской базилики, однако эти работы были прерваны войной. Позже раскопки некоторых памятников будут возобновлены, но уже без участия русских ученых. Панченко создал большую коллекцию свинцовых печатей и издал ее каталог, впервые показав важность моливдовулов как источника для изучения разных сфер византийской истории: политической, гражданской, военной и церковной 2813 . Исследователь собрал большой материал по топографии Константинополя, эту тему он считал главной и трудился над монографией, но работа осталась незаконченной и почти вся собранная документация была утрачена. Историк искусства Федор Иванович Шмит (1877–1937) 2814 в 1901–1904 гг. был стажером Института, затем, в 1908–1913 гг., его секретарем. Основная тема изысканий Шмита – монументальная византийская живопись, главный его труд посвящен истории монастыря Кахрие Джами и его мозаикам 2815 . Кроме того, Шмит исследовал мозаики церкви Панагия Ангелоктистос на Кипре 2816 . Роман Христофорович (Роберт Георг) Лёпер (1865–1918), секретарь РАИК в 1901–1908 гг., изучал топографию Афин и Константинополя, он также занимался институтским музеем и его нумизматической коллекцией. Член Института Борис Владимирович Фармаковский 2817 опубликовал работу об одной византийской рукописи XII в. 2818 , Николай Львович Окунев (1885–1949), ученик Айналова, исследовал архитектуру константинопольской св. Софии 2819 . Большие археологические работы РАИК провел вне византийской столицы. Успенский руководил археологическими экспедициями в славянских странах: Македонии, Сербии, Болгарии. В Македонии он сделал важное открытие: нашел и идентифицировал надпись 993 г. болгарского царя Самуила – это самая древняя датированная славянская надпись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Данной теме было посвящено отдельное заседание Предассамблеи, на котором члены делегации Русской Православной Церкви подробно рассказали о предыстории и причинах вооруженного противостояния на Украине, а также о миротворческих и гуманитарных усилиях, предпринимаемых Русской Церковью в связи с данным конфликтом. В итоговых документах Предассамблеи были отмечены важность молитвы о скорейшем наступлении мира на Украине, необходимость создания основ безопасного существования Украины, России, Европы и всего мира. На полях мероприятия прошли встречи митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом , митрополитом Зимбабвийским Серафимом ( Александрийский Патриархат ), митрополитом Вострским Тимофеем ( Иерусалимский Патриархат ), митрополитом Тырговиштским Нифоном ( Румынский Патриархат ), рядом иерархов других Поместных Православных Церквей. Председатель ОВЦС Московского Патриархата также провел переговоры с представителем Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви архиепископом Тегеранским Сепухом Саркисяном , с председателем ОВЦС Маланкарской Церкви Индии, сопредседателем Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополитом Американским Захарией мар Николовосом , с руководством крупной межхристианской гуманитарной организации ACT Alliance (Альянс «Церкви в совместном действии») — генеральным секретарем Рудельмаром Буэно де Фариа и модератором Эриком Люсьеном. В ходе поездки председатель ОВЦС посетил строящийся храм святителя Николая Мирликийского в Лимассоле, где настоятель храма протоиерей Павел Поваляев ознакомил его с ходом строительных и отделочных работ. Перед отлетом митрополит Иларион посетил церковь Панагия Ангелоктисти в селении Кити близ Ларнаки и храм праведного Лазаря Четверодневного в Ларнаке, где поклонился мощам святого. В аэропорту Ларнаки митрополита Илариона встречал по прибытии и провожал по окончании мероприятия Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации на Кипре С.В. Осадчий, с которым у председателя ОВЦС также состоялась отдельная встреча.

http://patriarchia.ru/db/text/5925784.ht...

Одновременно Богородица здесь – диаконисса (плат в ее руке), церковная служительница, «работающая» во спасение верных. Тем самым толкование ее образа расширяется: она предстает как сама Церковь , в лоне которой – убежище христиан. В фигурах Богородицы и Младенца подчеркнуты монументальная массивность, контрастирующая с резкими пространственными разворотами. Моменты геометрической стилизации крупных форм усилены, в их обработке активно участвует светотень. Ритм крупных, граненых складок развит одновременно и как напружиненный рельеф, и как линейный рисунок. Сочетание массивного рельефа с усилением контуров – характерный признак искусства XI в,– возможно, это результат поздней прописи иконы. То же самое можно сказать об очень условной обводке мафория Богородицы золотой каймой, рисунке ассиста на одеждах Младенца Христа. Вместе с тем можно «реконструировать» даже по современному состоянию иконы изначальные ее черты – сверхпластичность, энергию сопоставления объемов и интенсивность проработки поверхности, поскольку аналогии таким художественным приемам присутствуют во втором слое фресок Санта Мария Антиква. По художественным характеристикам к иконе Богоматери «Salus populi Romani» примыкает образ Богоматери с Младенцем и ангелами (Мадонна делла Клеменца, 705 г.) из церкви Санта Мария ин Трастевере, существенно измененный по сравнению с первой иконой в сторону гораздо большей условности и схематичности. Богородица восседает на престоле как Царица Небесная, ее фигуру фланкируют в страхе откинувшиеся ангелы («stupents angelorum principes»). На сложение иконографии такого типа (Богородицы Ангелоктиссы), по всей вероятности, оказали воздействие изображения, подобные синайской иконе Богоматери с предстоящими. Все художественные моменты, призванные придать образу триумфальность, репрезентативность, жестко усилены. Объемы – рельефные, но застылые; контуры, границы многократно усилены. Движение и ракурс, едва начавшись, переводятся в плоскость иератического предстояния, ритм – крупный и статичный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К началу Литургии храм св. Лазаря наполнился до отказа. Все стасидии были заняты, многие стояли в проходах, а также на балконе, устроенном наподобие хор в западной части храма. Видимо, воскресные службы посещает большинство местных жителей – ведь кроме собора св. Лазаря в Ларнаке немало других храмов. Гораздо меньше народа мы увидели на следующий день на праздничной службе Преображения Господня по григорианскому стилю. Гробница святого Лазаря Спускаемся в крипту, где находится гробница св. Лазаря. Сердце приходит в трепет – эти камни когда-то приняли тело человека, бывшего другом Самого Господа во дни Его земной жизни, человека, на котором было явлено величайшее евангельское чудо – чудо воскрешения четверодневного мертвеца. «Лазарь, друг Христа», - гласит надпись на мраморном саркофаге. Сейчас каменная гробница пуста, некоторые ревностные паломники даже ложатся в нее в надежде получить исцеление. Мощи праведного Лазаря находятся в ларце, установленном в центральной части храма перед иконой святого. Комфортабельный автобус с кондиционером позволяет своим пассажирам занять удобное положение отрешенного от полуденного зноя наблюдателя. Вот мы покидаем Ларнаку, оставляя позади указатель поворота на международный аэропорт. Путешествовать по дорогам с левосторонним движением несколько непривычно – каждая встречная машина пугает, кажется, будто водитель сейчас не успеет избежать столкновения. Но, постепенно привыкнув к новой модели ориентации в дорожном пространстве, мы уже можем спокойно любоваться видом соляного озера с расположившейся в нем стаей розовых фламинго. Обычно эти грациозные птицы останавливаются на Кипре зимой, но в этом году фламинго почему-то сделали для нас исключение, позволив русским паломникам издалека полюбоваться на свои экзотические силуэты. На противоположном берегу озера возвышается мечеть Хала Султан Текке, построенная на месте падения метеорита и считающаяся в мусульманском мире третьей по значимости святыней после Мекки и Медины. Проехав по шоссе километров десять, мы оказываемся в небольшом селении Кити. Здесь находится византийская церковь «Панагия Ангелоктисти» – «построенная ангелами». В алтарной апсиде храма сохранилось мозаичное изображение Богоматери, датируемое VI веком. Служба отошла и Царские врата закрыты, но, встав на солею, можно рассмотреть мозаику.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Категория : Кипр Материал из Азбука паломники Православие на Кипре [ править править код ] На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк. Первоначально — епархия Антиохийской Церкви. С 431 года — автокефальная архиепископия. Издавна славятся монастыри: Ставровуни (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда святой равноапостольной Еленой; Кикко (Киккский) (XII в.) и Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.). В VII веке остров попал под арабское иго, от которого освободился только в 965 году. В 1191 году остров Кипр был вновь захвачен, на сей раз крестоносцами; с 1489 по 1571 год принадлежал Венеции, с 1571 года — туркам, с 1878 года — англичанам. В 1960 году Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал Архиепископ Макариос (1959-1977 гг.). Каноническая территория — Республика Кипр. Ныне Кипрская Церковь состоит из одной архиепископии и пяти митрополий, имеет более 500 храмов и 9 монастырей. Резиденция Предстоятеля находится в Левкосии. Святые [ править править код ] Смотрите больше информации по ссылке . Святыни [ править править код ] Мощи святых и чудотворные иконы на Кипре находятся в храмах и монастырях Кипрской Православной Церкви. ПАФОС. НИКОСИЯ. Кафедральный собор Св. Иоанна Богослова. Мощи: Византийский музей: С. МЕНИКО (14 км. к западу от Никосии). Храм Св. Киприана. Мощи и икона: С. НИСУ (ок. 15 км. к югу от Никосии). Храм Св. Евтихия. Мощи: : С. МАЛУНДА, близ Никосии. Храм Панагия-Хрисопантанасса: С. ПОЛИТИКО (21 км. к юго-западу от Никосии). Монастырь Св. Ираклидия. Мощи и икона: С. КАЛО-ПАНАЙОТИС (ок. 40 км. к западу от Никосии). Монастырь прп. Иоанна Лампадиста: ЛАРНАКА. Собор Св. Лазаря. Мощи и иконы: С. МОСФИЛОТИ (20 км. к западу от Ларнаки). Монастырь Св. Феклы. Мощи и иконы: С. ТРУЛИ (ок. 10 км. к северу от Ларнаки). Монастырь Мавровуни: С. КИТИ (ок. 10 км. к юго-западу от Ларнаки). Храм Панагия-Ангелоктистисса:

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Кипр

12 мая 2022 года председатель Отдела внешних церковных связей встретился в столице Кипра Никосии с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом. На полях Предассамблеи состоялись встречи митрополита Волоколамского Илариона с митрополитом Зимбабвийским Серафимом (Александрийский Патриархат), митрополитом Вострским Тимофеем (Иерусалимский Патриархат), митрополитом Тырговиштским Нифоном (Румынский Патриархат), рядом иерархов других Поместных Православных Церквей. Председатель Отдела внешних церковных связей также провел переговоры с представителем Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви архиепископом Тегеранским Сепухом Саркисяном; с председателем Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви Индии митрополитом Американским Захарией мар Николовосом; с руководством крупной межхристианской гуманитарной организации Альянс «Церкви в совместном действии» — генеральным секретарем Рудельмаром Буэно де Фариа и модератором Эриком Люсьеном. Состоялась отдельная встреча председателя Отдела внешних церковных связей с Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Республике Кипр С.В. Осадчим. В ходе поездки председатель Отдела внешних церковных связей посетил строящийся русский храм во имя святителя и чудотворца Николая в Лимассоле, церковь Панагия Ангелоктисти в селении Кити близ Ларнаки и храм праведного Лазаря Четверодневного в Ларнаке. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Считать важным укрепление общеправославного свидетельства на площадках международных христианских организаций, в том числе во Всемирном совете церквей.   ЖУРНАЛ 45 СЛУШАЛИ: Прошения епархиальных архиереев о внесении изменений в их титулы. Справка: Епископ Канашский и Янтиковский Стефан обратился к Святейшему Патриарху и Священному Синоду с прошением об изменении титула епархиальных архиереев Канашской епархии на «Канашский и Беловолжский», в связи с тем, что г. Козловка (в 1959 село Беловолжское было включено в состав поселка Козловка) является вторым по величине городом епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5930293.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010