Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа. Они пришли в трепет от внезапного затмения солнца и землетрясения, при котором камни распадались на части. Ужас объял много повидавших на своем веку солдат, когда они увидели открывшиеся могилы и вставших из них мертвецов.    Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа. Они пришли в трепет от внезапного затмения солнца и землетрясения, при котором камни распадались на части. Ужас объял много повидавших на своем веку солдат, когда они увидели открывшиеся могилы и вставших из них мертвецов. По обычаю, чтобы убедиться в смерти распятого, Лонгин пронзил Господа копьем, и кровь Спасителя брызнула ему на лицо. Римский сотник страдал болезнью глаз, и как только их коснулась божественная кровь, он получил исцеление. Все произошедшее настолько потрясло Лонгина и двух его друзей, что они, взирая на пригвожденного к кресту Господа, во всеуслышание исповедали Его Сыном Божиим.      После погребения Господа Лонгин со своими людьми был назначен охранять пещеру с телом Иисуса, чтобы предотвратить возможную попытку его похищения. Здесь он стал очевидцем явления ангела, который возвестил женам-мироносицам о воскресении Сына Божия. Новое чудо тронуло Лонгина до глубины души. Обо всём случившимся он доложил Понтию Пилату. Прокуратор, который против своей воли, в угоду иудеям, отдал на казнь Иисуса Назарянина, был озадачен рассказом сотника. Он вспомнил, что накануне суда над Иисусом его жене Клавдии приснился вещий сон, и она просила не причинять вреда Назарянину. Видимо, напрасно он её не послушал.      онгин сообщил о воскресении Господа и синедриону. Члены Великого совета ему не поверили и решили подкупить воинов. Им дали значительную сумму за согласие сделать заявление, что тело Иисуса похитили Его ученики. Лонгин, однако, мзду отверг и молчать о воскресении Господа не захотел.

http://pravmir.ru/sotnik-longin/

Равен произыде человеком Вышний,/волею плоть приим от Девы,/яд очистити змиевы главы,/приводя вся к Свету живоносному,/Бог Сый, от врат безсолнечных. Как равный смертным Ты пришел, Всевышний,/добровольно от Девы плоть приняв,/чтобы уничтожить яд змеиной головы,/всех ведя, Боже естеством,/к свету животворному от врат, лишенных солнца. Языцы, иже древле тлею погружени,/пагубы зело вражия убежавше,/возносят руки с похвальными песньми,/единаго чтуще Христа, яко Благодетеля,/к нам милостивно пришедшаго. Народы, прежде в тление погруженные,/совершенно избегнув пагубы злого врага,/поднимите руки в хвалебных рукоплесканиях,/почитая единого Христа, как благодетеля,/из сострадания пришедшего/в свойственное нам состояние. Из корене израстши Иессеева, Дево,/уставы прешла еси человеческаго существа,/Отчее рождши Превечное Слово,/яко благоволи Сам запечатанную утробу проити/истощанием странным. От корня Иесеева произросшая Дева!/Ты естества смертных пределы превзошла,/родив предвечное Слово Отчее,/как Само Оно благоволило/чрез запечатанное чрево Твое пройти/необычайным самоумалением. Песнь 5. Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот,/Великаго Совета Твоего Ангела,/мир подавающа, послал еси нам:/тем, Богоразумия к свету наставльшеся,/от нощи утренююще,/славословим Тя, Человеколюбче. Песнь 5 Канон 1. Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия,/послал нам Вестника великого Твоего замысла,/дарующего мир./Потому, приведенные к свету Богопознания,/после ночи рассвет встречая,/славословим Тебя, Человеколюбец. В рабех кесаревым повелением написатися покорься,/и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси, Христе,/весь же по нам обнищав,/и перстнаго от самаго единения и общения богосоделал еси. Подчинившись указу Кесаря,/Ты был вписан в число рабов,/и нас рабов врага и греха освободил;/обнищав же во всем, Христе, подобно нам,/этим самым единением и общением/Ты и бренного Адама обоготворил. Се Дева, якоже древле рече,/во чреве приемши, родила есть Бога вочеловечшася и пребывает Дева./Еяже ради примирившеся Богу, грешнии,/Богородицу сущую воистинну, вернии, воспоим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Теперь детство кажется мне далеким сном, но до сих пор мне приятно думать, что хоть иногда поднимались мы над мещанским захолустьем, которое угнетало нас длинными днями и вечерами, хождением в училище, где гибло наше детство, полное мечтами о путешествиях, о героизме, о самоотверженной дружбе, о птицах, растениях и животных, о заветных книгах! Птицы любят высоту, — и мы стремились к ней. Матери говорили, что мы растем, когда видим во сне, что летаем, — и на колокольне мы росли, чувствовали за своими плечами крылья… Когда мы, запыхавшись, одолевали наконец последний ярус колокольни, мы видели вокруг себя только лазурь да волнистую степь. Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скученный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки. В ожидании Васьки затевали мы драки, бегали друг за другом, стуча сапогами под медными шлемами колоколов, и громко кричали в них, возбуждая в меди эхо. Пробираясь по лесенке среди веревок, привязанных за колокольные языки, к главному колоколу, украшенному барельефами херувимов и надписью, какой купец отливал его, мы по очереди ударяли в края колокола: ударишь и слушаешь — и кажется, что где-то далеко идет певучий благовест к ранней обедне! И однажды, поднявшись на верхнюю ступеньку, вдруг увидал я на колоколе барельефный лик строгого и прекрасного Ангела Великого Совета и прочитал сильное и краткое веление: “Благовествуй земле радость велию…” Как поразила меня даже в то время эта надпись! Благовествовать взбирался на колокольню дурачок Васька; но даже эта жалкая фигура не мешает мне вспоминать предвечернее время весеннего дня, ясное небо в арках колокольни и ту могучую дрожь, которой гудела вершина колокольни вместе со всеми нами, когда, после долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди. От этого гудения у нас верезжало в ушах, во всем теле; казалось, что вся колокольня с вершины до основания полна голосов, гула и пения. Не спуская глаз с мотающихся рук Васьки, стояли мы, охваченные восторгом перед гигантской силой звуков, замирая от захватывающей дух гордости, точно сами мы были участниками в возвышенном назначении колокола благовествовать радость. Затерявшиеся в звуках, мы как будто сами носились по воздуху вместе с их разливающимися волнами и ждали только одного — чтобы поскорее ответил своим низким басом соборный колокол и чтобы Васька, в волнении соревнования, поднялся с лестницы во весь рост и уже изо всех сил ударил звонилом. Боже, какой трезвон начинался тогда над нашим убогим местечком и как мечтал я хоть когда-нибудь побыть на месте Васьки!

http://azbyka.ru/fiction/pticy-nebesnye-...

Ты безначальное ведение (γνσις), вечное видение, нерожденное слышание, не наученная премудрость, первый по естеству, закон для бытия и превысший всякого числа, – все из небытия в бытие приведший через Единородного Сына Твоего, а Его родивший прежде всех веков хотением, и силой, и благодатью, непосредственно, Сына Единородного, Бога Слово, Премудрость живую, рожденного прежде всякого создания ( Кол. 1:15 ), Ангела великого совета Твоего (Исаии 9:6), архиерея Твоего ( Евр. 8:1  и др.), Царя и Господа всякого умственного и чувственного естества, сущего Прежде всего, через Которого все» 546 . Или после пения: «свят, свят, свят» и пр. «свят Ты поистине и всесвят, Вышний и превозносимый во веки: свят и Единородный Сын Твой, Господь наш и Бог Иисус Христос, Который, во всем послужив Тебе, Богу Своему и Отцу, – в различном творении и соответственном промышлении, – не презрел погибающего рода человеческого, но после естественного закона, после законного увещания (т. е. Моисеева закона), после пророческих обличений и ходатайств ангельских, когда люди извратили вместе с положительным и естественный закон, забыли о потопе, о сожжении (Содома и Гоморры), о казнях египетских, об избиениях палестинских и готовы были почти уже совсем погибнуть все, Сам, волей Своей, благоволил –Создатель человека – сделаться человеком, Законодатель подзаконным, архиерей – жертвой, пастырь овцой, и умилостивил Тебя, Своего Бога и Отца, примирил Тебя с миром и всех освободил от угрожавшего гнева, происшедши от Девы, происшедши во плоти, – Он, Бог Слово, Сын возлюбленный, рожденный прежде всякого создания, согласно с предсказанными Им о Себе пророчествами, от семени Давида и Авраама, из колена Иудина… Затем схваченный лжеименными священниками и архиереями и преступным народом… был подвергнут страданиям и смерти, но воскрес и вознесся на небо. Итак, воспоминая, что Он потерпел для нас, благодарим Тебя, Боже, Вседержителю, – на сколько должны, на сколько можем, – и исполняем установление Его. Он в ту ночь, в которую предан был» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Каким высоким почтением к Виргилию был проникнут Торквато Тассо, яснее всего обнаруживают его „Рассуждения о героической поэме“, где нет почти ни одного пункта, в котором бы он не указывал на римского поэта, как на образец. В своей поэме он, если и не выражает этого открыто, то само содержание её показывает, что он был полон воспоминаниями из Виргилия. – Уже главный герой его поэмы, Готфред Бульонский, создан, как мы уже заметили, по образцу Энея, в котором, по словам Тассо, совмещается „благочестие, религия, воздержание, крепость, великодушие, справедливость и все другие рыцарские добродетели“ 1128 . Но Готфред Бульонский превосходит Троянца ещё тем, что он не доступен и обольщению любви. Подражание Энею в характеристике этого главного вождя крестоносцев простирается в поэме Тассо, можно сказать, до мелочей. Словами Энея Готфред утешает здесь павших духом своих сподвижников; подобно ему он троекратно простирает свои руки к явившемуся ему во сне другу; тяжело раненый, он исцеляется лишь при помощи своего Ангела —483— хранителя, – услуга, которую и у Виргилия оказывает Венера Энею, срывая для исцеления его Dictamnum на горе Иде. На ряду с такой характеристикой главного героя, в „Освобождённом Иерусалиме“ Тассо находится и множество других второстепенных вымыслов, имеющих свой прямой источник в Энеиде Виргилия. Фабула о Низе и Евриале, например, воспроизводится у него почти целиком в ночном выезде Клоринды; равным образом и прежняя история этой героини во многом напоминает собой историю Виргилиевой Камиллы. Из Виргилия взяты у него два брата, сходные между собой до такой степени, что их часто смешивают родители; но образ поранения их в битве делает между ними ужасное различие. Жалобы и угрозы Армиды по удалении от неё Ринальда сходны в поэме Тассо с жалобами и угрозами Дидоны в четвёртой песни Энеиды. Нептун и Юнона, являющиеся видимо для человеческого глаза при падении Трои, живо напоминают собой убитых героев, принимавших участие в окончательном штурме Иерусалима. – Равным образом, Торквато Тассо пользуется Виргилием и при различных сравнениях и описаниях в своей поэме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ныне у Престола предстояще Цареви всех/и будущих благ наслаждающеся, Богоблаженнии,/чтущих поминайте вашу память священную. Богородичен: Воды живыя исполнь веселия,/благодати дарования проливаеши, всем сия независтно источая,/Тебе бо ради даровася всяко благо мирови, Владычице. Светилен: Мучения добротами осиявшеся,/от Бога воздаяние трудом ныне приясте воистинну,/о нас, мученицы, Благодателя молите. Слава, и ныне, Богородичен: Велика Совета Ангела родила еси – Христа, Препетая Отроковице, Царя Славы,/Егоже Крест мученицы вземше, во след Сего потекоша,/с нимиже непрестанно о нас молися. На хвалитех стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Имуще, блаженнии, Христову Божественную силу,/яко оружие непобедимое,/отразисте вся силы бесовския/и тьмы безплотных борец/и победы почести взясте,/темже предстояще Подвигоположнику Христу,/о всех молитеся, чтущих память вашу. Огню не послуживше чувственному, приснопамятнии,/и огню причастившеся и мукам,/приясте Небесную росу,/и покой Божественный, и вечную радость/и, князя тьмы, мученицы премудрии, попаливше/терпением болезней ваших,/верных утвердисте ко истинному благочестию. К пристанищу невлаемому пристасте, мученицы,/мятежныя волны избавльшеся, яко мудростнии,/и треволнения мятежа великаго,/отнюдуже собирающе плод болезней – вечную жизнь,/поминайте и нас, блаженнии,/чтущих память вашу. Слава, глас 3: Доблественнии мученицы истиннии,/вас ни нужда мучительская, ни ласкание льстивное,/ни удов отрезание,/ниже смерти прещение/от Божественныя любве разлучити возможе,/темже дерзновение имуще ко Христу,/Иже над всеми Богу,/просите от Христа и нам молитвами вашими/даровати велию милость. И ныне, Богородичен, глас 8: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Апостол ко Ефесеем, зачало 233. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Евангелие от Матфея, зачало 36. Причастен: Радуйтеся, праведнии:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   12) Если бы не было единства, если Слово не собственное рождение от Отчей сущности, как сияние от света, и Сын естеством далек от Отца, то было бы достаточно одного Отца, чтобы подавать благодать, не приобщая в даруемом к Сотворшему ни одной из тварей. Теперь же таковое даяние показывает единство Отца и Сына. Никто не станет молиться о приятии чего — либо от Отца и от ангелов или от какой — нибудь другой твари, никто не скажет: да подаст тебе Бог и ангел, но просит у Отца и Сына по причине единства и единого даяния. Ибо даруемое дается чрез Сына, и что ни делает Отец, все делает чрез Сына. Потому и приемлющий имеет несомненную благодать.    Если же патриарх Иаков, благословляя внуков Ефрема и Манассию, сказал: «Бог, Иже питает мя измлада даже до дне сего, Ангел, Иже мя избавляет от всех зол, да благословит детища сия» (Быт. 48:15, 16), то к сотворшему их Богу присовокупил не одного из сотворенных и по естеству сущих ангелов, и не у ангела и просил благословения внукам, оставив питающего его Бога, но сказав: «Иже мя избавляет от всех зол», показав тем, что это есть не сотворенный какой ангел, но Божие Слово, Которому молился он совокупно с Отцом и чрез Которого Бог избавляет кого хочет. Зная, что Он именуется и Ангелом великого совета Отчего, Его, а не другого кого, нарек благословляющим и избавляющим от зол. Не того желал он, чтобы его самого благословил Бог, а внуков ангел, но Кого сам призывал, говоря: «не пущу Тебе, аще не благословиши мене» (Быт. 32:26), а это был Бог, как говорит сам Иаков: «видех... Бога лицем к лицу» (Быт. 32:30), Того же умолял благословить и сынов Иосифовых. Ангелу свойственно служить Божьему повелению, неоднократно ангел предшествует народу Божьему, чтобы изгнать Амморея и посылается охранять народ на пути, но и это не его есть дело, но повелевшего ему и пославшего его Бога, Который один может избавлять, кого восхочет избавить. Почему не иной кто, но Сам явившийся Господь Бог сказал Иакову: «се, Аз есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути; аможе аще пойдеши» (Быт. 28:15), опять не иной кто, но явившийся Бог воспрепятствовал Лаванову злоумышлению, повелев Лавану, «да не... возглаголет ко Иакову зла» (Быт. 31:24), и сам Иаков не иного кого, но Бога призывал, говоря: «изми мя от руки брата моего... Исава: яко боюся... его» (Быт. 32:11), и беседуя с женами, говорил: «не даде... Бог Лавану зла сотворити мне» (Быт. 31:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

Бренный Адам, причастный лучшего дыхания, но по обольщению жены подвергшийся тлению, видя Христа от Жены, восклицает: «Ставший подобным мне, Свят Ты, Господи!» Христе, ставший сообразным бренному умалению через растворение [в нем] и через соединение с низшей [Себя] плотью подавший [ей] от Божественной природы, ставший земным и оставшийся Богом, возвысивший род наш, Свят Ты, Господи! Веселись, Вифлеем, будучи царем князей Иудовых – ибо Христос, пасущий Израиля, [восседая] на плечах херувимских, явно из тебя произошел и, возвысив рог наш, воцарился над всеми! Песнь 4 ирмос Жезл от корня Иессева и цвет от него, Христе, Ты пророс от Девы, от горы – тенистой чащи, пришел Ты, хвалимый, воплотившись от безмужной. Невещественный и Боже, слава силе Твоей, Господи! Тот, Кого Иаков в древности пророчески назвал ожиданием народов, Христе, Ты воссиял от колена Иудова и пришел ниспровергнуть могущество Дамаска и хищничество Самарии, заменяя заблуждение богоприличной верой. Слава силе Твоей, Господи! Воссияв, [как] звезда, от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости мудрых наблюдателей звезд – последователей учения прорицателя древности Валаама – и [их лице] явно принял вводимый к [Тебе] начаток [языческих] народов. Слава силе Твоей, Господи! Как дождь на руно и как капли, каплющие на землю, Христе, Ты сошел во чрево Девы. Эфиопия и Тарс, Аравийские острова и [царство] Саба, властители всей страны мидийцев припали к Тебе, Спаситель. Слава силе Твоей, Господи! Песнь 5 ирмос Будучи Богом мира и Отцом милосердия, Ты послал нам Ангела Великого Совета Твоего, подающего мир. поэтому мы, быв приведены к свету боговедения, вставши ночью, славословим Тебя, Человеколюбец. Подчинившись повелению кесаря вписаться в число рабов, Ты освободил и нас, Христе, рабов врага и греха. обнищав же во всем, подобно нам, через само это единение и общение Ты обожил и бренного. Се, Дева, как [еще] в древности было сказано, зачав во чреве, родила вочеловечившегося Бога и остается Девой. Примирившись же через Нее с Богом, [мы], грешные,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Небесный Отец, желая спасти падших человеков, посылал Пророков, Апостолов и Самого возлюбленного Сына Своего явил миру во плоти, и как чрез прежних посланников открывал, так и чрез сего Божественного Великого совета Ангела сообщил видения будущих судеб человеческого рода. Небесный Отец чрез возлюбленного Сына Своего, воплотившегося Иисуса Христа, явил двум, между собою разным линиям человеческого рода два разные Свои в рассуждении будущего их состояния определения. Добровольно благочестивым открыл чрез Него оправдание, а своевольно нечестивым осуждение. Истинно верующим предложил живот, а неверующим смерть. Добродетельным обещал награждение, а дерзновенным грешникам наказание. Из виновного состояния в невинное чрез Искупление Христово пришедшим определил свет, славу и вечное блаженство, а в виновном состоянии, в состоянии падения по надменной слепоте ума, по упорству воли и по ожесточению сердца оставшимся назначил тьму, поношение и мучение. Одному роду сказал: иже веру имет и крестится, спасен будет; а другому рек: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:16 ). Одной линии открыл: веруяй истинно в Сына, имать живот вечный; а другой сообщил: а иже не верует в Сына, не узрит живота: но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Одним явил: изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, призовутся к наследию вечного блаженства; а другим изъяснил: а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин.5:29 ), восстанут на осуждение. Одному определил: рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего; а о другом решил: и неключимаго, то есть, бесполезного и для себя, и для других, раба вверзите во тьму кромешнюю, самую густую: ту будет плачь и скрежет зубам. Сия же глаголя возгласи: имеяй уши слышати, да слышит ( Мф.25:23–30 ). Небесный Отец по неизреченному Милосердию Своему дал ясное откровение как о спасении благочестивых, так и о погибели нечестивых, и всем человекам внимать оному откровению повелел, говоря: имеяй уши слышати, да слышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ты безначальное ведение, вечное видение, нерожденное слышание, ненаученная премудрость, первый по естеству, закон для бытия и превысший всякого числа, — все из небытия в бытие приведший через Единородного Твоего Сына, a Его родивший прежде всех веков хотением, силой и благостью непосредственно Сына Единородного, Бога Слово, Премудрость живую, рожденного прежде всякого создания, Ангела великого совета Твоего, Архиерея Твоего, Царя и Господа всякого умственного и чувственного естества, сущего прежде всего, через Которого — все; ибо Ты, вечный Боже, через Него сотворил все, и через Него все удостаиваешь надлежащего промышления, — т. к. через Кого даровал Ты бытие, через Того даруешь и благосостояние бытия. Бог и Отец Единородного Сына Твоего, через Него прежде всего создавший херувимов и серафимов, веки и воинства, силы и власти, начала и престолы, архангелов и ангелов, и после всего этого сотворивший через Него видимый мир и все, что в нем! Ты поставил небо кровлей и раскинул его, как шатер, утвердил землю ни на чем — одной мыслью, соорудил твердь и устроил ночь и день; Ты извел свет из хранилищ и сокращением его наводишь тьму для успокоения движущихся днем и луну — для управления ночью и начертал на небе хор звезд во славу величия Твоего; Ты сотворил воду для пития и омовения, живительный воздух для вдыхания и выдыхания, для произведения звука языком, ударяющим воздух, и для слышания, т. к. при содействии его слух воспринимает приражающуюся ему речь; Ты сотворил огонь для ослабления мрака, для удовлетворения нужд и для того, чтобы он согревал нас и светил нам; Ты отделил море от земли и устроил его приспособленным к плаванью, a землю сделал удобной для хождения, — то наполнил животными малыми и великими, a эту населил кроткими и дикими, одел разными растениями, увенчал травами, украсил цветами и обогатил семенами; Ты сдержал бездну и очертил для нее широкое пространство — моря, полные соленых вод, но оградил ее пределами мельчайшего песка; то ветрами вздымаешь Ты ее до высоты гор, то расстилаешь ее, как равнину, — то приводишь в неистовство бурей, то укрощаешь тишиной, чтобы едущим на кораблях пловцам она стала удобной для путешествия; Ты опоясал созданный Тобой через Христа мир реками, наводнил потоками, увлажнил неиссякаемыми источниками и скрепил горами для прочности неподвижного пребывания грунта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010