Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск удостоился премии имени Карла Великого 06.05.2016 14:55 Версия для печати Рим, 6 мая. Сегодня в полдень в Ватикане состоялось вручение Папе Франциску премии имени Карла Великого. На церемонии присутствовали немецкий канцлер Ангела Меркель, президент Европарламента Мартин Шульц, президент Совета Европы Дональд Туск и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, сообщает Радио Ватикана . Премия ежегодно присуждается немецким городом Ахен выдающимся защитникам европейских ценностей. Папа Франциск удостоился награды за вклад в созидание мирной Европы, основанной на универсальных ценностях и открытой другим народам и континентам. Особый отклик вызвали недавние слова Папы о положении беженцев на Старом континенте. Как пояснил Мартин Шульц, нет недостатка в тех, кто критикует Европу. «Папа же отличается от большинства из них тем, что наряду с критикой он напоминает, что мы сможем жить лучше, если вспомним о традиционных формах сотрудничества и прежде всего о наших ценностях».     Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иже вся отъ несущаго во еже быти приведый единородным Сыном твоим, сего же прежде всех век родивый хотением и силою и благостию безпосредно, Сына единородна, Слово Бога, премудрость живую, перворожденна всея твари, Ангела великаго совета твоего, Архиерея твоего, царя же и Господа всякаго умнаго и чувственнаго естества, иже прежде всех, имже вся. Ты бо Боже вечно. Имъ вся сотворити еси и Им подобающа промысла всяческая достоявши. Им бо еже быти туне дал еси, имжве и еже благо быти даровал еси. Боже и Отче единороднаго Сына твоего, иже Им прежде всех сотворилъ еси херувимы и серафимы, веки же и вонпства, силы же и власти, начала же и престолы, архангелы же и ангелы, и но сих всех сотворил еси Им видимый сей мир и вся я же в нем. Ты бо еси, иже небо яко камару поставивый и яко кожу прострый и землю на нпчесомже основавый мыслию единою, иже утвердивый твердь и нощ и день уготовивый, иже изведый свет из сокровищ и сего одеянием наведый тму к упокоению иже в мире движущихся живых, и же солнце положивый в начало дня на небеси и луну в начало нощи и лик звезд на небеси написавый хвалу веления твоего; иже сотворивый воду к питию и очищению, воздух животворящ ко вдыханию и гласа издаянию языком, биющим воздух, и к слышанию содействуем у от него яко сдышати входимое и впадаемое в него глаголание, иже сотворивый огнь ко утешению во тме, к восполнению нужды и ко еже гретися нам и освещатися от него, иже великое море от земли отделивый и тое убо плавательно явивый, сию же ногами ходиму соделавый, и тое убо животными малыми и великими исполнивший, сию же кроткими и дикими саждениями различными венчавший и былиями увенчавший и цветы украсивший и семены обогативший, иже бездну составивый и оплотом великим ю обложивый, сланых вод собранная моря, оградивший же ю враты песка малейшаго (Иер, 5, 22), иже ветры иногда убо возметаяй ю в высоту гор, иногда же постилаяй ю яко равнину, и иногда убо воспламеняли бурею, иногда же укрощаяй тишиною, яко кораблешествующям пловцем удобней быти к шествию, иже от Тебе Христом бывый миръ реками препоясавый и потоками наводнивый и источниками приснотекуицими исполнивый, горами же обвязавший в утверждение земли неподвижно и нерушимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Прежде веков от Отца не по закону тленного естества родившемуся Сыну и в последние времена от Девы безсеменно воплотившемуся Христу-Богу воскликнем: Свят Ты, Господи, возвысивший достоинство наше! 4. Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, Невещественный и Боже, слава силе Твоей, Господи. Христе, – отрасль от корня Иеесеева и цвет от него, Ты произошел от Девы; Ты пришел, достойный прославления, от горы, осененной чащею: Невещественный и Бог, Ты воплотился от безмужней: слава могуществу Твоему, Господи! 5. Бог Сый мира, Отец щедрот, Великаго Совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам; тем, Богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче. Будучи Богом мира и Отцом жалости, Ты послал нам Вестника великой воли Твоей, дающего нам мир. Поэтому, будучи приведены к свету богопознания, мы, бодрствуя с ночи, славим Тебя, Человеколюбец. 6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият; в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее пройде, сохраншее нетленну: егоже, бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну. Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь таким, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, прошло через Нее, сохранив Ее невредимою; ибо Само, не подвергшись плотскому зачатию, уберегло и родившую от страданий. Кондак, гл. 3: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всякого существа, а земля доставляет неприступно Высокому убежище в низкой пещере; Ангелы поют Богу славу вместе с пастухами, а волхвы совершают путь по указанию звезды. Все это потому, что ради нас родился Младенец, Который есть предвечный Бог. 7. Отроцы, благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху: отцев Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Наряду с иллюстрациями отдельных моментов Литургии появляется ряд тем, задача которых — раскрыть смысл таинства посредством отвлеченных символических изображений: Трапезы Софии, причащения Апостолов Софией и др. Эти темы представляют собою образную передачу текста Притч 9, 1—7 (Премудрость созда Себе дом...) и находят свое выражение в двух сюжетах: с одной стороны — София — Ангел — олицетворение Божественной Премудрости по типу античных олицетворений, и с другой стороны — Христос — Премудрость под видом Ангела Великого Совета. Нужно сказать, что тема премудрости была одной из самых актуальных в споре между исихастами и их противниками и, очевидно, в связи с этим, символический образ Софии получает в палеологовскую эпоху особое распространение . Хотя в развитии символики такого рода невозможно не видеть влияния гуманистического возрождения, все же нужно сказать, что, несмотря на ее несоответствие воззрениям исихазма, она не была чужда и его сторонникам, как не были чужды им и античные заимствования. Поэтому символическое изображение Премудрости можно понять не только как влияние гуманизма, но и как попытку со стороны исихастов противопоставить Премудрость Божию мудрости философов . Сознательно или бессознательно широко использованный художниками символизм такого рода ущерблял православное реалистическое учение об иконах, доходя до нарушения соборных постановлений, в частности, 82 правила Пято-Шестого Собора. Напомним, что правило это упраздняет символы, заменяющие прямой образ воплощенного Слова Божия: «Почитая древние образы и сени, как знамения и предначертания истины [...], мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную как исполнение закона». Подобное же развоплощение, нарушающее евангельский реализм, особенно парадоксально в евхаристическом сюжете. Плод отвлеченного мышления, символизм этот, естественно, не соответствовал мышлению традиционно православному, так же как не соответствовало ему и смешение изобразимого с неизобразимым. И символические изображения, заменяющие прямой человеческий образ, и яркое отражение в искусстве эмоциональной жизни, и стремление к эллинистическим натуралистическим чертам, и необычайное богатство новых иконографических тем, и распространение ветхозаветных прообразов, — все это несла с собой эпоха, охваченная вихрем новых идей, эпоха возрождения гуманизма и возрождения исихазма.

http://sedmitza.ru/lib/text/440353/

«Верую и уповаю», – говорил почивший в виду ясно сознаваемой близости кончины своей, – «что Бог мира и Отец щедрот, дающий мне счастье умирать окруженному любящими и любимыми детьми и в мире со всеми, дарует мне мирный исход из этой жизни и помилует меня там, в жизни загробной». Нельзя не видеть, как много глубокого смысла в этих словах, произнесенных почившим к тому же, – повторяю, – с глубоким чувством. В самом деле, в них видна и глубокая, искренняя вера в Бога, и совершенная преданность в волю Божию и полнота любви к Богу, Отцу милосердия, и к ближним, из коих самые близкие суть, конечно, дети родные, и, наконец, крепкая надежда на милосердие Божие; видны и другие добрые качества и расположения почившего, которого Господь, без сомнения, не без причины удостоил и дожить до старости маститой ( Пс.91:15 ) и увидеть чада чад своих ( Пс.127:7 ), и не только увидеть, но и утешиться их семейным счастьем и общественным благополучием; удостоил и сделать много доброго, общеполезного (разумею его разнообразную общественную деятельность и учено-литературные труды), и быть в мире со всеми, чтившими и любившими, в свою очередь, почившего за его истинно русскую, добрую душу, за его всегдашнее гостеприимство, сочувствие и содействие всякому полезному предприятию и проч.; наконец удостоил и тихо скончаться, после непродолжительных страданий, как неизбежной дани телесной природе, в полном и ясном сознании, окруженным любящими и любимыми детьми. По истине весьма утешительна и глубоко поучительна и такая многолетняя, многополезная, счастливая жизнь и такая мирная кончина, даруемая только милостию и щедротами Бога мира и Отца щедрот, пославшего нам Ангела великого Совета Своего, дарующего мир. Тем богоразумия к свету наставльшеся этою тайною жизни и смерти в мире с Богом и людьми, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче. Остается лишь к славословию присоединить и горячую молитву, да дарует Бог мира и Отец щедрот ныне отлетевшему от земного мира духу почившего к возвратившемуся к Богу иже даде Его ( Еккл.12:7 ) то, чего он еще желал и на что уповал перед кончиною, – да дарует помилование за гробом, да простит ему вольные и невольные прегрешения, содеянные им в жизни, да упокоит его в селениях праведных и приведет к невечернему свету Царствия небесного! Речь студ. Н.Ф. Добротина

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

От внешней обстановки события перейдем теперь к рассмотрению его внутреннего содержания. Если где-либо на свете происходило что-нибудь подобное с какими-либо добродетельным человеком, то, с кем приключалось трагическое, тот обыкно­венно принимал его на себя, как свыше ниспосланный жребий. И когда этот жребий принимается во смирении и с полною по­корностью, тогда мы прославляем человеческое великодушие. Здесь дело обстоит совершенно иначе. Христос не только все предвидел, и предсказал до малейших подробностей о Своих страданиях, признавая в них исполнение ветхозаветных пророчеств ( Uc. LIII ; Nc. XXII .), мало того: Он Сам вызвал на свет Свой жребий и как бы вытребовал его с такой настойчивостью, что Ренан не хочет здесь ни­чего видеть, как только роковое заблуждение гениального меч­тателя. Но истина в том, что с полным спокойствием и в непомраченном сознании, свидетельствующими о нахождении Его выше обстоятельств, и с поразительными проявлениями дух. власти и могущества стоит Искупитель пред Сво­ими врагами. Неотразимою силою фактических доказательств Он подтверждает Свои неоднократные свидетельства о том, что Свою жизнь, которую никто не мог насильно отнять у Него, Он Сам теперь добровольно отдает за живот мира ( Uoah. X, 18; XIX, 11; XVIII, 5 ). Единственный момент в жизни Спаси­теля представляется, на первый взгляд, доказательством ду­шевной слабости и чуть по отчаянья истомленного Страдальца. Но этот, именно, момент открывает пред более глубоким наблюдателем совершенно обратное, свидетельствуя о необык­новенной силе воли Того, для Которого весь, предносящийся Его внутреннему взору, ужас величайших страданий служит только поводом к тем более решительному их принятию. Час гефсиманских скорбей объясняет нам, что крестные страдания были уже заранее предуставлеиы в Совете Божием, что они были определены в своей точной мере и объеме и восприняты Сыном по бесконечной Его любви к падшему миру и из послушанья Отчей воле. Как внешние события, страдания Спасителя служили только подтверждением предвечного Совета и беспримерно-трагическим выражением внут­ренне, в Своей душе, уже пережитых Спасителем скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Христе, ставший сообразным нашему бренному составу и с воспринятой уничиженной плотью соединивший Божественное естество, ставший человеком и пребывший Богом, и возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи. Веселись Вифлеем, царственный город среди городов Иудеи: ибо воцарился над всеми Христос, явно из тебя происшедший и возвысивший достоинство наше, пасущий Израиля с плеч Херувимских. Песнь 4-я Ирмос: Жезл от корня Иессеева и цвет от него, Христос! Ты пророс от Девы, Препрославленный. Воплотившись от безмужной, Ты пришел, Невещественный и Боже, как с горы, осененной чащей: слава силе твоей, Господи ( Ис. 11:1 ; Авв. 3:3 ). Христе, Которого в древности Иаков преднарек надеждой народов, Ты воссиял от племени Иудова и пришел ниспровергнуть могущество Дамаска и хищничество Самарии, заменяя заблуждение богоугодной верой. Слава силе твоей, Господи! ( Быт. 49:10 ; Ис. 8:4 ) Ты, Владыка, воссияв, как звезда от Иакова, исполнил радости мудрых наблюдателей звезд и учеников древнего прорицателя Валаама, приведенных к Тебе, как начаток язычников, и явно принял их. Слава силе Твоей, Господи! ( Чис. 24:17 ) Ты сошел, Христе, в Девическое чрево, как дождь на руно и как капли росы, капающие на землю; Ефиопия и Фарсис, Аравийские острова и Сава, владеющие всей землей мидийцев, припали к тебе, Спаситель. Слава силе твоей, Господи! ( Суд. 6:37 ) Песнь 5-я Ирмос: Будучи Богом мира и Отцом милосердия, Ты послал нам Ангела Великого Совета, подающего мир; посему мы, ночью пробудившись и быв приведены к свету боговедения, славословим Тебя, Человеколюбче ( Ис. 9:6 ). Ты, Христе, подчинившись Кесареву повелению вписаться в число подданных, освободил нас, рабов врага и греха; обнищав же во всем ради нас, посредством сего самого единения и общения Ты обоготворил бренного человека. Вот Дева, как в древности предсказано, зачав во чреве, родила Бога вочеловечившегося и пребывает Девой. Через Нее примирившись с Богом, мы грешные, с верою воспеваем Ее как истинную Богородицу. Песнь 6-я Ирмос: Иону, как младенца из чрева, морской зверь извергнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, прошло, сохранив Ее нетленной; ибо, Само не подвергшись тлению, Оно сохранило и Матерь нетленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Если же враг будет внушать тебе такую мысль: " есть покаяние; поэтому воспользуйся своею волею " ; то скажи ему: " какая нужда, диавол, разорять построенный дом, и снова опять строить его? " Апостол говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Фил.2:12). А где страх и трепет, там, очевидно, никакого нет наслаждения. Итак, возлюбленный брат, займись своим спасением, и, пребывая в безмолвии, собери свои помыслы и скажи сам в себе: " Столько времени исполнял ты, человек, похоти плоти и помышлений своих! Какую же получил ты пользу, и что приобрел себе, делая это? Приложил ли к возрасту своему локоть един? Но ты стал тучен? Значит, ты ничего не собрал в себе, кроме пищи червей. Но что же приобрел ты? Ужели наполнил благами небесную сокровищницу, когда живешь так бесстрашно? Какая польза от того, что оставил ты мир? " Увы, душа моя, до такого дошла ты состояния, до такого превращения! Вот, братия мои украшены добродетелями, по истине боятся Бога; а я хожу во тьме, с раннего утра раскаиваюсь в том, что делаю, а впоследствии поступаю еще хуже. И поелику Господь даровал мне силу и здоровье, то, полагаясь на сие, прогневляю своего Создателя. Для чего нерадива ты, душа моя? Для чего небрежна? Не оставит тебя здесь Сотворивший тебя из ничего и Приведший в бытие. Пошлет Он Ангела Своего, и должна будешь идти отсюда. Познай немощь свою, душа моя. Долго ли будешь прекословить Сотворившему тебя и повелениям Его? Позором для Ангелов и для человеков сделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестивого совета. Ты внушил мне мысль: " однажды удовлетвори похотению своему, и потом не будешь более удовлетворять оному, и грех твой не будет известен " . Вот маловажное это дело стало для меня великою пропастью: не могу противиться лукавым и разнообразным твоим вожделениям. Вода нашла себе малую скважину, и сделала из нее великое, для всех видное, отверстие. Навык ко грехам действительно к худшему ведет падшего. Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергнул меня в ров греха. Кого мне просить, чтобы плакал о мне? По лености моей враг обнажил меня; но с упованием обращаясь к Богу, не до конца отчаиваюсь в спасении своем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

Богородичен: Святейшая Ангелов и всего творения/ныне Великого Совета Ангела/без семени рождает по плоти/для восстановления всех, непрестанно Ему поющих:/“Свят Ты, Господи!” Катавасия: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну/и в последняя от Девы/воплощенному безсеменно,/Христу Богу возопиим:/вознесый рог наш,/Свят еси, Господи. Катавасия: Прежде веков от Отца рожденному/не по земным законам Сыну/и в последние времена от Девы/воплощенному без семени,/Христу Богу воззовем:/“Возвысивший наше достоинство,/свят Ты, Господи!” Ипакои, глас 8: Ангел отроков ороси пещь,/ныне же жен плач разреши, глаголя:/Что приносите мира?/Кого ищете во гробе?/Воста Христос и Бог:/есть бо Жизнь и Спасение рода человеческаго. Ипакои, глас 8 Ангел некогда отрокам печь оросил,/ныне же плач жен прекратил, возглашая:/“Что приносите мvpo?/Кого ищете во гробе?/Воскрес Христос Бог:/ибо Он – жизнь и спасение/рода человеческого!” Песнь 4. Ирмос: На Кресте Твое Божественное истощание провидя,/Аввакум, ужасся, вопияше:/Ты сильных пресекл еси державу, Блаже,/приобщаяся сущим во аде,/яко Всесилен. Песнь 4 Канон 1. Ирмос: На Кресте Твое божественное умаление провидя,/Аввакум в изумлении взывал:/“Ты пресек, Благой, могущество властителей,/приобщаясь к находящимся во аде,/как всесильный!” Во ад Божественное низшествие Твое, Христе Боже, мертвым жизнь явися:/Ты бо врага связал еси державу доле, Благий,/и Небесную стезю человеком отверзл еси. Твоим во ад Божественным нисхождением/мертвым жизнь явилась, Христе Боже:/ибо Ты, Благой, врагов заключил в узы в преисподней/и путь Небесный людям открыл. Не истле во гробе пречистое тело Избавителя лежащо,/но, яко силен, сокруши адовы вереи/и воскресе во славе, Христе, тридневно. Не истлело лежавшее во гробе/пречистое тело Искупителя,/но как сильный Ты сокрушил, Христе, засовы ада/и воскрес во славе в третий день. Ин, отцем: Отцев начаток: Авраама, Исаака и Иакова почтим,/яко из тех семене возсия Христос,/воплощься из Девы, яко Всесилен. Канон отцам Отцов начаток: Авраама, Исаака и Иакова почтим,/ибо от их семени воссиял Христос,/воплотившись от Девы, как Всесильный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Богородичен: Полный истощавается плотию нас ради,/и начало Безначальный приемлет;/обнищевает же Богатый,/и Слово – Сый Бог – в яслех безсловесных возлежит, яко Младенец,/воззвание всех сущих от века соделовая. Богородичен: Полнотою Обладающий/умаляется по плоти ради нас,/и начало Безначальный получает;/нищает же Богатый,/и Тот, кто Сам есть Слово Божие,/в яслях тварей бессловесных как младенец возлежит,/воссоздание всех от века живших совершая. Катавасия: Бог Сый мира, Отец щедрот,/Великаго Совета Твоего Ангела,/мир подавающа, послал еси нам;/тем, Богоразумия к свету наставльшеся,/от нощи утренююще,/славословим Тя, Человеколюбче. Катавасия: Ты, Бог мира и Отец милосердия,/послал нам Вестника великого Твоего замысла,/дарующего мир./Потому, приведенные к свету Богопознания,/после ночи рассвет встречая,/славословим Тебя, Человеколюбец. Песнь 6. Ирмос: Бездна грехов и прегрешений буря мя смущает/и во глубину нужднаго реет мя отчаяния,/но Твою крепкую руку мне простри, яко Петрови,/о Управителю! и спаси. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: Бездна грехов и согрешений буря меня смущает/и с силой гонит меня во глубину отчаяния;/но Сам крепкую руку простри мне, как Петру,/и из глубины погибели возведи. Обладавше душевными страстьми силою слова,/страны язык халдейских властели бысте,/весть бо добродетель честь даровати стяжавшим ю,/о Давидовы мудрии внуцы! Получив власть над душевными страстями силою Слова,/вы сделались правителями в странах племен халдейских;/ибо знает добродетель, как даровать честь ее стяжавшим,/о мудрые потомки Давидовы! В мертвость Даниил живоносную одеявся древле,/яко Бога, халдеем злочестивно мнимаго,/убивает снедию змия злейшаго./Священники же злочестивыя мудре убил есть. В мертвость живоносную облачившись,/в древности убивает пищей Даниил/нечестиво чтимого халдеями как Бога змея злейшего,/и жрецов враждебных он мудро истребил. Богородичен: Милостива ми Судию, Сына Твоего, Богородице Дево,/Твоими молитвами быти в день Суда/Избавителя же лютых, Мати, умоли:/на Тя бо едину надежду мою возлагаю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010