В возрасте 14 лет св. Григорий лишился отца, который до конца жизни оставался язычником. Но с этим печальным событием в памяти Григория сохранилось воспоминание о каком-то чрезвычайном обстоятельстве, которое имело особенно важное значение в его внутренней жизни: «потом,– пишет он,-потеря отца и сиротство, которое может быть для меня было началом истинного познания, и тогда в первый раз я обратился к истинному и спасительному слову» (§§49–50). Св. Григорий не мог впоследствии точно уяснить, как это произошло, добровольно, или по какому-нибудь принуждению. Но размышляя об. этом позднее, оп усматривал признак священного и дивного промышления о нем именно в том, что это случилось тогда, когда ему исполнилось четырнадцать лет. По господствовавшему тогда взгляду в четырнадцать лет в человеке достигает ясного выражения всеобщий разум – λγος или γεμονιχν, почему с этого времени предписывалось начинать изучение философии. И св. Григорий подчеркивает такое «стечение обстоятельств», что начало обращения его на путь познания истины совпало с этою естественною умственною зрелостью: с одной стороны, все что предшествовало этому возрасту, насколько оно представляло собою заблуждение» должно быть отнесено к его незрелости и неразумию,– кроме того, до этого времени и напрасно было бы вверять священное слово душе, не владеющей разумом; с другой стороны, когда душа сделалась способною к разумной деятельности, она не была лишена, если даже еще и не самого божественного разума, то, по крайней мере, сообразного с ним страха, и таким образом человеческий и божественный разум начали в нем господствовать одновременно, один-помогая свойственною ему неизъяснимою силою, а другой-воспринимая эту помощь (§§50–58). С того времени божественный свет стал просвещать его разум и постепенно возрастал в его душе, пока он не пришел к совершенному познанию истины, под руководством своего Ангела, с детства руководившего, воспитывавшего и опекавшего его, и общего всех Спасителя, великого Совета Ангела, направлявшего его не теми путями, какие казались полезными ему самому и родственникам, но сообразно с истинной пользой души (§§41–44).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Дело в том, что человек — духовное, но при том и телесное существо — имеет оправдание в своей бренной плоти, об этом писали святые отцы. Страх болезни, страх беды, потери, смерти — все это заставляет нас быть неверными от малодушия. А чего бояться демону? Или Ангелу? У них нет нашей немощи, слабости. Выбор духа — это выбор свободный и бесповоротный. — Как понимать слова Христа: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10)? Речь идет об Ангелах Хранителях, каждый из которых придан одному из людей? — Эти слова говорят прежде всего о высоком достоинстве человека. Мы, люди, склонны пренебрегать человеком, если он кажется нам малым и незначительным, если это убогий, калека, нищий… Но у этого человека есть Ангел, который печется о нем и который предстоит Лицу Божию. Таково попечение Бога об этом человеке. Мы не обязаны считать, что к каждому из нас приставлен персональный Ангел или что персональный бес приставлен, чтобы искушать нас. Не исключено, что это именно так, мы встречаем указания на это в житиях и в творениях некоторых святых, но может быть и иначе. Что мы можем знать о происходящем в духовном мире? Нам достаточно знать, что Ангелы хранят нас, а бесы ищут, как погубить. А стремление уложить это в какую-то умопостигаемую систему вызвано гордостью человека, мыслью, что это для него возможно. — Как сочетаются возможное воздействие на нас Ангела Хранителя и наша свободная воля? — А как сочетаются наша воля и наличие у нас добрых умных друзей, которых мы слушаем, от которых ждем совета и поддержки в трудную минуту? Есть, однако, очень важное различие в воздействии на нас бесов и в воздействии Ангелов. Бес не может знать мысли человека. Он может действовать, исходя из того, что известно ему о нас как великому психологу и великому аналитику. Наблюдая за нами, он догадывается, что в нас происходит. Ангел же действует Духом Святым и в Духе Святом,и мы для Ангела прозрачны. — Жития святых хранят немало рассказов о явлении Ангелов. Чаще всего их видят в образе прекрасных мужей или юношей в светоносных одеждах. Значит, у них есть-таки зримый облик?

http://pravoslavie.ru/46628.html

Своё дальнейшее раскрытие сотериологические темы получили в прекрасном анонимном творении «Послание к Диогнету», относящемуся по характеру своего содержания как к периоду Мужей Апостольских, так и к периоду апологетов. Рядом с возвышенным учением о Христе как Единородном Сыне Божием, Создателе всего, Которому всё покорено, прекрасно изображается тайна нашего спасения, её предопределение и исполнение. Раскрытию сотериологической темы посвящены 7–9 главы Послания. Своеобразие сотериологии Послания заключается частично в том, что автор его не говорит о сущности и происхождении греха. Взамен этого он в первых главах даёт общую характеристику состояния иудейского и языческого мира перед пришествием Христа, а в главе 9 указывает, что это было время, когда «исполнилась мера нашей неправды и совершенно обнаружилось, что в воздаяние за нее следует ожидать наказания и смерти», «что мы не достойны жизни» и «сами собою не можем войти в Царствие Божие» 81 . Зато с большой ясностью раскрыта в Послании идея Превечного совета о спасении человека, который, однако, понимается не как совет Триединого Божества, а лишь как совет Отца и Сына. В осуществлении этого совета была явлена любовь Божия к человеку и Его долготерпение. «Господь и Создатель всего Бог , Который все сотворил и устроил в порядке, показал людям не только любовь Свою, но и долготерпение. Он таков всегда был, есть и будет, милостив, благ, незлобив и истинен, и Он один только благ. Он принял великое и неизреченное намерение, которое сообщил одному Сыну Своему. Доколе Он держал и сохранял в тайне премудрый совет Свой, казалось, что Он оставил нас и не имел о нас попечения. Но после того, как Он открыл чрез возлюбленного Сына Своего и объявил то, что было от века уготовано, – даровал нам вместе все: и быть участниками Его благодеяний, и видеть Его и действовать. Кто когда-либо из нас ожидал этого? Итак, все это Он Сам ведал вместе с Сыном, по Своему домостроительству» 82 . При этом автор Послания утверждает, что Бог не только сообщил Сыну Своему «Свое великое и неизреченное намерение», но и послал Его в мир в качестве исполнителя этого совета и намерения: «Он не послал к людям, как мог бы кто предположить, кого-либо из слуг Своих, или ангела или князя, – правящего земным или того, кому вверено управление небесным, – нет; но Самого Художника и Создателя всего, Которым Он сотворил небеса, Которым заключил море в своих пределах, Которого тайны (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вы можете поздравить ваших близких, например, следующим образом: Христос раждается – славите! Дорогая сестра во Христе P.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти!»? Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих. Твой богомолец К. При написании поздравления ко дню тезоименитства (то есть памяти соименного с нами святого) 3 обычно желают помощи небесного заступника. В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, прихожан. Если вы хотите обратиться простым слогом, можно начать так: «Дорогого отца настоятеля (или дорогого батюшку) и всех прихожан поздравляю (ем)…». Если же вы хотите обратиться более торжественным и официальным слогом, то и титулование должно быть иным. Здесь нужно будет вспомнить вышеприведенную таблицу. К диакону, иерею, иеромонаху обращаются: «Ваше Преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие». Крайне редко употребляется бытовавшее ранее обращение к протоиерею: «Ваше Высокоблагословение» и обращение к иерею: «Ваше Благословение» 4 . В соответствии с обращением и все поздравление должно быть выдержано в подобном стиле. Этим же можно руководствоваться при произнесении поздравительной речи, тоста на праздниках, днях тезоименитства, которые на крепких приходах, где живут единой духовной семьей, устраиваются довольно часто. За столом в приходской трапезной Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся уже за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда благословит настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прощения, желают всем: «Ангела за трапезой» и садятся на свободное место. Обычно на приходах нет такого четкого разделения столов, как в монастырях: первый стол, второй стол и т.д. Тем не менее во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него – следующий по старшинству священник, по левую – священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола. В целом руководствуются словами Спасителя о смирении за обедом (см.: Лк.14:7-11 ).

http://azbyka.ru/chto-nado-znat-o-pravos...

Архив Пн 1-7 ноября пройдет XX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» 11 октября 2023 г. 13:42 1-7 ноября 2023 года под девизом «Доброе кино» в Москве состоится XX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Организаторы мероприятия — Фонд социально-культурных инициатив, Центр духовно-нравственной культуры «Покров», продюсерская компания «Фест-Фильм» при содействии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ . Фестиваль проводится при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. Духовный попечитель кинофорума — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Кинофестиваль организован под патронатом председателя Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президента Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой. Официальные информационные партнеры кинофестиваля — телеканал «Спас» и журнал «Фома». На кинофестиваль заявлены 394 фильма из 20 стран мира. К участию в кинопоказах экспертами отборочной комиссии и Духовного экспертного совета допущена 151 кинолента из восьми стран: России, Белоруссии, Ирака, Ирана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. В конкурсную программу кинофестиваля вошли 89 картин, в том числе 38 дебютных работ, в четырех номинациях: полнометражное игровое кино, короткометражное игровое кино, документальное кино, анимация. Отличительной чертой юбилейного кинофестиваля станет ретроспективная программа «Золотая коллекция " Лучезарного Ангела " »: зрители увидят 49 фильмов-победителей и лауреатов кинофорума разных лет, также будет предложена тематическая программа «От Великой Отечественной до наших дней. Усваиваем ли мы уроки истории?», подготовлены специальные мероприятия, посвященные 80-летию победы в Курской битве и Году педагога и наставника в России. Гости кинофорума смогут посетить творческие встречи с известными режиссерами и артистами, специальные показы, мастер-классы и выставки.

http://patriarchia.ru/db/text/6066147.ht...

Пусть простят мне и г. миссионер, и преосвященный председатель совета, и все члены сего совета, если я громко во услышание всей Церкви православной скажу: нельзя давать права проповедничества человеку, «бесспорно» пребывающему в прелести! Не мне объяснять им, что прелесть есть в духовном отношении то же, что сумасшествие в психическом, что это есть своего рода беснование: человек находится всецело во власти духа тьмы, а посему и вся суть его проповеди, в конце концов, должна сводиться к гордыне, к противлению Церкви, как бы ни маскировался, как бы ни притворялся проповедник якобы послушным сыном Церкви! Ведь надо всегда помнить предостережение великого Апостола: если и сатана иногда преобразуется в ангела света, то тем паче его служители, еретики и враги Церкви, им прельщенные, в его власти пребывающие, принимают на себя вид служителей света ( 2Кор.11:14 ). Не собирают с терновника виноград или с репейника смоквы, говорит Господь ( Мф.7:16 ). Допустим даже, что Чуриков не станет проповедовать никакой ереси, что его учение с внешней стороны будет совершенно православно, но и тогда непременно дух гордыни проникнет в души его учеников, его слушателей, и тогда его проповедание принесет ужасный, ничем непоправимый вред для Церкви. Почитайте святых отцов, спросите опытных в духовной жизни старцев, опытных духовников: никто, решительно никто из них не посоветует принимать таких мер «пастырской попечительности», какие приняты в отношении к Чурикову, именно, учительство-то и есть опаснейшее дело для человека, состоящего в духовной прелести. Он и без того находится в состоянии страшного самообмана, самоцена, и без того считает себя «за кого-то великого» ( Деян. 8:9 ), а тут его окружают толпы народа, считают его чудотворцем, проповедником, от Бога посланным, преклоняются пред ним: как не вскружиться бедной голове такого проповедника?! Пожалейте несчастного, умом которого уже овладел искуситель, не давайте пищи искушению, не усыпляйте его совести сознанием, что его проповедничество благословлено Церковью, если только он в своей душе уже не отрекся от Церкви, если уже не смеется над церковной властью, укрепляя свое влияние на народные массы таким снисхождением власти церковной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

5). Это Сын Божий; это «советник» ( Ис. 9:6 ), что LXX перевели: «великого совета Ангел» (§ 28 и 139). Этого-то Ангела призывал Иаков, испрашивая у Него благословения своим внукам, сыновьям Иосифа ( Быт 48:6 ) 132 . Этот же Ангел боролся с патриархом Иаковом и благословил его ( Быт. 32:24 и след·), являлся Аврааму у дубравы Мамре в сопровождении двух тварных ангелов ( Быт. 18 ), удержал Авраама от заклания сына и клялся ему самим собою ( Быт. 22:11, 15 и 16), предводил израильтян в огненном и облачном столпах ( Исх. 14:19 ), являлся Моисею в кусте горевшем и несгоравшем ( Исх. 2 – § 27), вывел израильтян из Египта и ввел их в землю, текущую молоком и медом ( Исх. 3:8 ), являлся Иисусу Навину(6:2) и Гедеону ( Суд. 6:12 и 13), обещая им победы над врагами, являлся Маною и жене его и принял от них всесожжение ( Суд. 13 ), являлся наконец Захарии, который видел стоящими пред лицем Его Иисуса, великого первосвященника, и сатану ( Зах. 3:1 ). Этот Ангел есть и «ангел завета“ ( Мал. 3:1 ), потому что чрез Него заключен был некогда завет с народом ( Агг. 2:4 и 5. – § 32). От Него же древние пророки получали познание Отца(§ 110, num. 5). Вообще он постоянно говорил к народу, так как ему принадлежало «praecipuum officium loquendi“ (§ 106). В каких бы местах Писания мы ни находили, что Бог говорить к народу, везде найдем, что говорит Сын (разве только где особенный признак указывает в говорящем Отца», – § 106). Вот почему Ангел великого совета называется Словом ( 1Цар. 3:21 ; 2Цар. 7:21 . – § 32). Наконец, Сыну Божию приписывается власть наказывать противящихся Ему: так Он погубил Содом и Гоморру ( Быт. 19:24 . – § 6, п. 4). – Из всего этого очерка богоявлений следует, что Сын Божий был хранителем и носителем» израильского парода и при том непрерывным, во все дни века» 133 . Мало этого. Сыну Божию принадлежало непосредственное руководство вообще ветхозаветным домостроительством спасения, – Он был непосредственным начальником ветхозаветного спасения людей, – Он особенно заботился о ветхозаветной церкви (еа persona, quae curam Ecclesiae totam peculiariter in se terminat, utpote quae carnem nostram pro nobis erat assumtura) 134 , был «главою» ее 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Гл. 35. Прочь отсюда такое зломыслие и коварство! Не дай Господи, чтобы кто-либо из сынов истины увлекся таким обманом, или убедился бы такими доказательствами к тому, чтобы перенести на Сына Божия имя твари и таким признавать Его. Пусть они дадут нам объяснить употребление этих названий и содержащиеся в них мысли. Все эти названия употребляются иносказательно и не дают повода нападать на Божество Сына и не представляют, чтобы сущность Его была недостаточно чествующей в сравнении с Отцом. Если Христос назван Дверью ( Ин.10:9 ), то это потому, что посредством Его мы входим: если – путем ( Ин.14:6 ), то потому, что посредством Его мы шествуем: если называется столпом ( Исх.13:21,22 ), то потому, что Он есть утверждение истины; если облаком то потому, что осенял сынов Израилевых: если столпом, то потому, что светом огня светил в пустыне: если манной, то потому, что они отверглись этого небесного хлеба: если хлебом, то потому, что Им мы укрепляемся: если ангелом, то потому, что Он великого совета ангел. Впрочем, имя ангела многознаменательно. Ибо и Раав приняла ангелов, но посланные не были ангелами, но вестниками о стране той (Нав. гл. 2). Так и Единородный, поскольку возвестил людям волю Отца есть велика совета ангел ( Исх.9:6 ), возвещающий в мире великий совет. Называется также камнем ( 1Кор.10:4 ), не бесчувственным камнем, но в смысле переносном, потому что Он сделался преткновением для Иудеев, а для нас основанием спасения. Называется камнем краеугольным ( Ис.28:16 ; Еф.2:20 ), потому что Он сочетал ветхий и новый завет, обрезание и необрезание в один союз. Агнцем же ( Ин.1 36) Он называется по незлобию своему, и потому, что через Него истреблен грех из среды людей, когда Он принесен Отцу, яко овча на заколение. Ибо Он, будучи бесстрастным, пришел пострадать за нас, дабы мы спаслись. И если иное что в тех же названиях встречается применительно к спасению сынов человеческих, то все это в Божественном Писании прилагается ко Христу в смысле иносказательном. Гл. 36. Какую же пользу могла бы принести нам тварь? Какое значение может она иметь по отношению к нашему спасению и к славному воплощению и совершенному Божеству Бога Слова? Что пользы нам называть Его тварью? Что сделает тварь для тварей? Что пользы тварям от твари? И каким образом Бог создал Бога, даруя Его для поклонения, когда сказал: не сотвори себе всякаго подобия, елика на земли, елика на небеси и да не поклонишася ему (Исх.20:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Великая даруяй нам Дух Всесвятый,/на апостолы найде, яко Божествен, яко Благ,/яко исполняя всяческая, яко боготворя, яко освящая,/яко всех творителен, владыческий, и самовластен. Великое дарующий нам Дух Всесвятой/на апостолов сошел, как Божественный,/как Благой, как исполняющий все,/как обоживающий, как освящающий,/как все творящий, владычественный и самовластный. На престоле, Христе, Отеческом сед,/низпослал еси учеником Твоим Утешителя,/якоже обещался еси, Спасе, яко Бога грядуща:/посылая же несопротивна,/яко всех Содетеля, из Отца исходяща. На престоле Отеческом воссев, Христе Спаситель,/Ты ниспослал по обещанию Своему/ученикам Твоим Утешителя, как Бога пришедшего;/посылаешь же Его, не противящегося Тебе,/как всех Создателя, от Отца исходящего. Слава:  Глаголати языки пророк будущая/научи Дух древле Всесвятый:/языки же премудрых апостол вещает/величия Божия во гласе дыхания бурнейша,/ныне существенне спребываяй. Слава:  Возвещать языками будущее/научил пророков в древности Дух Всесвятой;/языками же премудрых апостолов/говорит Он о великих делах Божиих/ныне в шуме дуновения бурного/Существом Своим пребывая. И ныне, Богородичен:  Врата умнаго света именуем Тебе, Богомати,/имиже вниде к нам Христос,/красен явися блистаньми Божества,/в плотстем одеянии покровен, невидимь яко Бог:/ныне же по нам видимь. И ныне, Богородичен:  Вратами Невещественного Света/мы именуем Тебя, Богоматерь:/ими к нам вошел Христос,/прекрасным в блеске Божества явившись,/в одеяние плоти облеченный – невидимый по Божеству,/но ныне в нашем естестве видимый. Песнь 5. Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот,/великаго совета Твоего Ангела,/мир подавающа послал еси нам./Тем богоразумия к свету наставльшеся,/от нощи утренююще,/славословим Тя, Человеколюбче. Песнь 5 Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия,/послал нам Вестника великого Твоего замысла,/дарующего мир./Потому, приведенные к свету Богопознания,/после ночи рассвет встречая,/славословим Тебя, Человеколюбец. О Душе премудрости и страха Божия,/истины, совета и разума,/мир подаваяй, вселися в ны,/яко да освятившеся Твоим вселением,/из нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

   Это Домостроительство предполагает традиционно-библейскую антропологию и учение о грехопадении, которые намечаются в трактате беглыми штрихами. Согласно автору, Бог возлюбил людей, подчинил им прочие земные твари, даровал разум (λγον) и ум (νουν); только одних людей Бог создал по Своему образу и позволил им возводить очи к небу (X, 2). Однако человек явил себя недостойным подобного великого предназначения своего — вследствие его непослушания и произошло грехопадение (XII, 2). Впрочем, в трактате указывается, что данное грехопадение случилось «по попущению Божиему;» за падением последовало увлечение человека беспорядочными порывами (ατακτοις φορας φρεσθαι), наслаждениями и желаниями. Бог же «терпел» это наступившее в мире «время неправедности», подготавливая «нынешнее время праведности» (τον νυν της δικαιοσνης δημιουργν), чтобы люди, своими прежними делами обличив себя и убедившись в собственной немощи, ныне удостоились истинной жизни по благости Божией. Апологет подчеркивает, что человеку самому по себе невозможно войти в Царство Божие — только укрепленный Силой Божией способен он удостоиться этого (IX, 1). Характерно, что автор подчеркивает следующее: «великая и неизреченная мысль» о спасении людей, называемая также «мудрым намерением» (την σοφην βουλην), возникла у Бога Отца сразу после грехопадения человеков, но до поры Он держал ее в тайне, сообщив о ней лишь Своему Сыну. Когда же исполнилось время (предполагается, вероятно, внутренняя готовность людей), то Отец открыл через Сына людям это Свое «намерение» и позволил им стать причастниками Божиих благодеяний (VIII, 9—11). Откровение этого «великого совета Божиего» о спасении мира автор изображает как дело беспредельного Человеколюбия Божиего и Любви Божией: Бог Сам принял на Себя грехи наши, отдал Собственного Сына во искупление за нас (λτρον υπρ ημν) — Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных и Бессмертного за смертных. Явление Спасителя, осуществляющего волю Отца Своего, называется поэтому в трактате «сладостным обменом» (ω της γλυκεας ανταλλαγς) и «неисповедимым созиданием» ( της ανεξιχναστου δημιουργας), поскольку «беззаконие многих покрывается одним Праведником, и праведность Одного оправдывает многих беззаконников» (IX, 2—5). Причем в сочинении подчеркивается, что Бог послал к людям не «какого-то слугу» (πηρτην τνα), не Ангела, не «Начальника» (αρχοντα) или одного из «Владык», которым вручено управление земным и небесным мирами, но Бога Слова — Творца всего; так посылает царь своего возлюбленного сына (VII, 2—4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010