Призри на меня милостью, Владыко, с высоты святыя Твоея! Воззри на неисправимость бедной души моей и какими Сам знаешь судьбами помилуй и исправь меня! Как бы предстоя Престолу славы Твоей, как бы касаясь пречистых ног Твоих, умоляю и прошу с сокрушенным сердцем: помилуй меня, милосердуя о создании Своем, обрати меня туне благодатью Твоей! Знаю, что всё Ты можешь и нет ничего невозможного для Тебя. Не ожидай растленного моего произволения, потому что нет у меня усердия исправить себя. Всякое видимое и невидимое естество да плачет обо мне, состарившемся во грехах и страстях! Плачьте обо мне, который напоказ видящим меня целомудрен, а внутренне всегда любодействую! Пора наконец познать обман врага и опомниться Займись наконец, грешник, своим спасением и, уединясь, собери свои помыслы и скажи себе: «Сколько времени исполнял ты похоти плоти и помышлений своих, какую же получил ты пользу и что приобрел себе, делая это?» Увы, душа моя, до какого дошли мы с тобой состояния, до какого расстройства! Смотри: вон все вокруг украшены добродетелями и поистине боятся Бога, а я один хожу во тьме. С раннего утра раскаиваюсь в том, что делаю, а немного спустя поступаю еще хуже. Господь дал мне силу и здоровье – и вот, полагаясь на то, прогневляю я Создателя своего. Зачем же так нерадива ты, душа моя? Зачем так беспечна? Не всегда же тебе оставаться здесь! Пошлет наконец Господь Ангела Своего по тебя – и должна будешь нехотя идти отсюда. Тогда что? Познай же наконец крайнюю беду свою, человек, и перестань прекословить Создавшему тебя и противиться повелениям Его. Врагу же, обольщающему тебя, с дерзновением скажи: «Позором для Ангелов и человеков сделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестивого совета твоего. Ты внушил мне мысль: однажды удовлетвори похотению своему – и вот малое это дело стало для меня великой пропастью, и я предался срамным твоим вожделениям. Вода нашла малую скважину и сделала из нее большое отверстие. Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергал меня из греха в грех: уничтожил во мне воздержание под предлогом немощей чрева моего, сделал меня чуждым для молитвенного бдения, насадил во мне сребролюбие под предлогом продолжительной старости, иссушал мои слезы, ожесточил сердце мое, отвлек меня от подчинения во Христе, умножил для меня развлечения, сделал меня непокорным, довел до того, что я не трудился над должным, а занимался суетами, научил меня зависти и злословию, сделал меня высокомерным, раздражительным и гневливым, научил меня объядению, пьянству и сластолюбию, приучил рассеиваться во время чтения и псалмопения, так что молюсь – и не знаю, о чем, читаю псалмы, а между тем отдаюсь в плен неудержному блужданию помыслов».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

„Удовольственное и весьма интересное письмо ваше получил во второй день праздника св. Пасхи. На приветствие ваше с светлым праздником восклицаю: воистину воскресе!.. Напрасно вы извиняетесь, что я буду оскорбляться вашими рассказами или письмами. Приятен лепет едва начинающего говорить младенца особенно для любящих родителей и попечителей; как же не порадоваться, не восхититься чувствами, размышлениями – светлыми пе- —124— 1838 г. реливами пламенного юноши, обещающего приятную надежду в будущем, – юноши любомудра… Чудо, совершившееся над учеником гимназии, достойно замечания, но едва ли поверят, что оное происшествие истинно. Нынешние фанатики и сами так ухищрены, так лукавы, что могут преображаться и во ангела светла: так при том недоверчивы и люди, что не только сему страшному диву, но и аще кто из мёртвых воскреснет не поверят. Конечно, как бы не верить, – когда Бог и ныне той же, каков был и будет во веки, – также и ныне поругаем быть не восхощет, – по крайней мере мы имамы веру, а между тем подождём и окончания сей чудной истории. Не менее занимательна нелепая стихотворка. Давно сказано, что слепцов умудряет Господь. Нет ли в сём деле хитростей священника? Наша братия так же затейливы и старого поколения, а нового и ещё затейливее. Впрочем, и то похвально, хоть слепые станут учить зрячих – много спячих умников в духовенстве. Светские литераторы завалили кучами книг все библиотеки, так что сору и вздору не выскребешь до конца мира, – пищи духовной редко попадается в руки нам грешным, и духовные писаки пустились искать философского камня. Обещали преосв. митрополита проповеди – да и доселе не видим. Время поговорить и о своих делах. Новостей у меня нет на примете. Происшествия встречались более плачевные, нежели радостные. Погребли мы свата Ксенофонта Матвеича, на предпоследней неделе великого поста добрую Катерину Борисовну – жену Калашникова: при сих случаях говорил я речи в утешение сетующих; им оные очень понравились, но к вам не посылаю, а посылаю стихи, написанные в скорости почтеннейшему учителю моему Василию Ивановичу Смирнову. Были мы на следствии с ним и, читая в газетах баснотворцу Крылову гимн, дал я слово в шутках и написал подражание на именины. Вы не ищите в нём ни мудрости. – ни таланта: – сельская балалайка не Петербургская муза; мне вздумалось, что и мы умеем чувствовать, как и бояре, – чтим и должны чтить учителей и благодетелей. Стихи не кажите“…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воистину великая слепота и злоба оскорблять Того, Который весь есть Любовь! Это сатанинская кознь, злобою на Создателя и образ Его дышащая, который, будучи не в силах ничего Богу сделать, на образ Его устремляется и тем хочет оскорбить Его! Человек слепой, как рыба на удочку, за прелесть вражью хватается и ему соизволяет; и так, слушая совета вражьего, Бога, Создателя своего, не слушает и оскорбляет. Чего Бог не сделал для нас? Какого добра не показал? Создал нас, образом Своим почтил нас, мир этот прекрасный создал для нас; велит солнцу Своему сиять для нас и дожди посылает, питает, одевает, сохраняет нас. Но мы оскорбляем Его, не слушаем Его, не любим такого великого Благодетеля. Не великая ли это бесовская злоба и обман ума нашего? Погибли мы бесовским коварством и лишились Его милости; но Он и тогда не оставил нас, не потерпел видеть нас в погибели лежащих, не отринул нас навеки от Себя, как непотребных; но умилосердился над нами, послал нам спасение, погибшим, и избавление плененным, и восстановление падшим. Как? Не через Ангела, не через человека, но через кого? Через «Сына Своего Единородного». Того подал нам на спасение наше и избавление; Того ради нас «не пощадил, но за нас предал Его», — вопиет всей вселенной святой апостол (Рим.8:32). «Духа Своего Святого» хочет дать нам и «подает» верующим и «просящим у Него» (Лк.11:13). Что еще может Бог сотворить нам более этого? Какое добро и благодеяние подать нам? Но мы все равно не любим Его, не любим так возлюбившего нас; не почитаем Его, так высоко почтившего нас. Воистину не может быть большей злобы и ослепления! Все Ангелы святые со страхом поклоняются Ему, почитают Его и поют Его (Ис.6:2-3), — человек же ослепленный, «прах и пепел», столько благодеяний и милостей Божиих познавший на себе, не делает того, но раздражает Его бесстыдно!.. Так бесовская хитрость ослепила ум наш! Если бы кто тебя, христианин, питал, одевал, согревал, берег, сохранял и, как дитя свое, любил; и ты бы его не почитал, презирал и всякую грубость показывал ему: не великое ли бы было безумие и бесстыдство твое? Воистину бы все видящие удивлялись безумию твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Эта общность имен, обозначающих природу и свойство ангелов, с именами того же рода, прилагаемыми к Сыну Божиб, имеет глубочайший смысл, выражает идею теснейшего отношения ангелов к Сыну Божию в самом мире духов. И мы видели, что ангелы служат Сыну Божию в премирной области, на небе. Типичные представители этого служения ангелов – серафимы непрерывно поют трисвятое, указывающее на троичность моментов в Божестве, но непосредственно относящееся к Божественному Ангелу Иеговы, имеющему воплотиться Сыну Божию. Херувимы, – являющиеся миру сыны Божии, – носят престол Сына Божия ( Иез. 1 ) в Его явлении в мире. Но со всею силою выступает теснейшая связь ангелов с Сыном Божиим в деятельности Одного и других в истории спасения. Сын Божий есть Ангел в абсолютном смысле (припомним обычное святоотеческое наименование Христа Ангелом великого совета 1143 ). От начала и до конца этой истории ангелы – maleachim примыкают к Ангелу – Maleach, как Его тварные подобия и орудия исполнения Его спасительных планов. Важную часть последних составляет борьба Логоса с началом зла в мире, с главою злых ангелов – сатаною ( Быт. 3 ; Зах. 3 ), и ангелы служат Ему в этой борьба. Рафаил, связывающий Асмодея, – тип этой стороны в служении ангелов. Связь христологической идеи с учением о диаволе несомненна и существенна. Справедливо в сущности, хотя, может быть и слишком резко по форме, суждение об этом Штраусса 1144 : «Вся идея Мессии и Его царства, говорит он, без противоположности диавола и его царства, так же мало возможна, как северный полюс магнита без его южного полюса. Христос пришел разрушить дела диавола; но Он не должен бы приходить, коль скоро нет диавола». Только несознательная или сознательная близорукость может утверждать 1145 , что сатанология Ветхого Завета не стоит ни в какой связи с его христологией. Напротив, органическая связь как ангелологии, так и демонологии Ветхого Завета с учением его о Мессии с непререкаемою очевидностью доказывается тем, что генезис и развитие идеи о Мессии в Ветхом Завете идет параллельно с развитием учения о добрых и злых духах. В райском первоевангелии имеют свои корни одинаково как христология, так и демонология Ветхого Завета, равно как и первое свидетельство об ангелах находится непосредственно после того (райские херувимы). Особенно же деятельность ангелов и Ангела начинается с началом ( Быт. 16 ) истории спасения, после потопа. В конце библейской истории, как мы видели, оживляется деятельность как Ангела, так и ангелов, на ряду с чем усиливается и энергия вражды сатаны против царства Божия ( Зах. 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Сотник Лонгин Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа. 29 октября, 2011 Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа. Во время казни Иисуса на Голгофе стражу несли воины из отряда сотника Лонгина. Лонгин и его подчиненные стали свидетелями последних минут жизни Господа. Они пришли в трепет от внезапного затмения солнца и землетрясения, при котором камни распадались на части. Ужас объял много повидавших на своем веку солдат, когда они увидели открывшиеся могилы и вставших из них мертвецов. По обычаю, чтобы убедиться в смерти распятого, Лонгин пронзил Господа копьем, и кровь Спасителя брызнула ему на лицо. Римский сотник страдал болезнью глаз, и как только их коснулась божественная кровь, он получил исцеление. Все произошедшее настолько потрясло Лонгина и двух его друзей, что они, взирая на пригвожденного к кресту Господа, во всеуслышание исповедали Его Сыном Божиим. После погребения Господа Лонгин со своими людьми был назначен охранять пещеру с телом Иисуса, чтобы предотвратить возможную попытку его похищения. Здесь он стал очевидцем явления ангела, который возвестил женам-мироносицам о воскресении Сына Божия . Новое чудо тронуло Лонгина до глубины души. Обо всём случившемся он доложил Понтию Пилату . Прокуратор, который против своей воли, в угоду иудеям, отдал на казнь Иисуса Назарянина, был озадачен рассказом сотника. Он вспомнил, что накануне суда над Иисусом его жене Клавдии приснился вещий сон, и она просила не причинять вреда Назарянину. Видимо, напрасно он её не послушал. Лонгин сообщил о воскресении Господа и синедриону. Члены Великого совета ему не поверили и решили подкупить воинов. Им дали значительную сумму за согласие сделать заявление, что тело Иисуса похитили Его ученики. Лонгин, однако, мзду отверг и молчать о воскресении Господа не захотел. Уверовав в Спасителя, он стал открыто свидетельствовать о событиях, участником которых был сам.

http://pravmir.ru/sotnik-longin-2/

Голубице Милостиваго рождшая, радуйся Приснодево:/преподобных всех, радуйся, похвало, страдальцев венчание./Радуйся, всех праведных Божественное удобрение,/и нам верным спасение. Голубка, Милостивого родившая,/радуйся, Приснодева,/радуйся, всех преподобных похвала,/подвижников увенчание;/Радуйся, и всех праведных божественное украшение,/и нам, верным, спасение. Пощади, Боже, наследие Твое,/грехи наша вся презрев ныне,/на сие имея молящую Тя,/на земли безсеменно Тебе Рождшую,/великия ради милости восхотевшаго/вообразитися, Христе, в человечество. Пощади, Боже, наследие Твое,/все грехи наши презрев ныне,/для того имея молящую Тебя,/на земле без семени носившую во чреве/Тебя, Христе, по великой милости восхотевшего принять/прежде несвойственный Тебе/образ (человеческий). Иный. Ирмос: Бога человеком невозможно: Иной. Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога: Яко свет, яко солнце возсиявше,/всю землю лучами благочестия, мученицы,/и светилами чудес просветиша/и многобожия тьму разгнаша,/ихже молитвами, Боже, помилуй нас. Как свет, как солнце взойдя,/всю землю лучами благочестия/и светочами чудес осветили мученики,/и тьму многобожия разогнали:/их мольбами, Боже, помилуй нас! Воинство мучеников непобедимое,/всех нас укрепи добре подвизатися/и совершити поста поприще,/яко да Божественнаго жития дело совершивше,/причастницы будем жизни, веселящеся. Воинство мучеников непобедимое!/Укрепи всех нас прекрасно подвизаться/и окончить поприще поста;/чтобы дела жития боговдохновенного завершив,/нам стать участниками жизни с веселием. Твоя да предварит благость, Господи,/от нас страшным преставльшихся повелением Твоим,/да окружит их Твоя милость,/и да наставит к селением, просвещенным светом лица Твоего. Твоя благость, Господи, да встретит скоро/перешедших от нас по страшному велению Твоему:/да окружит их Твоя милость/и да приведет к обителям,/озаряемым светом лица Твоего. Богородичен: Гласом ангеловым совета Отча Ангела,/неизреченно Богородице родила еси,/гласы убо рабов Твоих приими,/яже во время поста приносим,/и сия принеси Богу, якоже кадило.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmica-p...

Пост, возжигая сильного ревнителя благочестия, являет его миру, и, вознося горе состоящее из четырех элементов тело с помощью стяжания главных добродетелей 168 , он восхищает душу от земных попечений, вознося ее к томлению о небесном. Пост обуздывает порывы ярости, гнева, крика и злобы на ближнего 169 и успокаивает движения невоздержанного языка и дерзких рук, заставляя прирожденные нам страсти подчиняться и делаться послушными тому, кто постится, подобно тому, как некогда львы подчинились Даниилу (Дан 6:16–24) 170 . Пост гасит пламя плотского разжигания и укрепляет зоркий ум для постоянного бдения; этот ум, издавая глас молитвы в середине сердца 171 , имеет вместе с собою Ангела Великого Совета — Иисуса Христа 172 , Который озаряет мысль Светом Своего Божества и освежает душу росой любви к Нему. Благодаря этой любви душа гасит в себе всякую похоть века сего и отвергает от себя всякую греховную печаль, поскольку радуется великой радостью, пребывая в сладостном общении с Женихом Христом, и сердце становится невозмутимым 173 , ибо оно поступает по духу и в нем нет места для вожделений плоти 174 . Вследствие чего душа, подражая благодарению трех отроков 175 , воспевает, восхваляет и прославляет Господа: воспевает добрыми помыслами в своей мысли, восхваляет благими глаголами языка и прославляет в своем теле делами правды. Ибо Господь говорит: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). 13. Я отпускаю на свободу слуг своих и притекаю к Владыке моему, Который как Бог законоположил пост, а как Человек Сам постился в пустыне и посредством поста низверг искусителя 176 . Ибо поскольку Бог Слово в начале веков повелел Адаму поститься и не вкушать от древа, но тот, забыв об этой заповеди поста, вкусил плод от запретного древа и тут же обрел наказание смерти, согласно предупреждению Божиему, постольку в конце веков Господь, восприняв в Самого Себя Адамово естество, начал с поста и, с помощью поста напав на врага, победил его, чтобы показать людям, с помощью какого оружия они могут уничтожить этого врага 177 , а также чтобы научить их, что Тот, Кто некогда законоположил Адаму как Бог поститься, Он же ныне как второй Адам … 178 .

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Богородичен: Агница Пастыря прииде родити,/готовися, святый вертепе,/пастырие, спешите, Пастыря и Агнца рождшагося видети,/волсви, с дары уготовитеся,/Сему яко Царю поклонитися плотию. Богородичен: Агница Пастыря пришла родить:/готовься, святая пещера;/пастухи, поспешите Пастыря и Агнца рожденного узреть;/волхвы с дарами, приготовьтесь/поклониться Ему, как Царю, во плоти. Катавасия: Бог Сый мира, Отец щедрот,/Великаго Совета Твоего Ангела,/мир подавающа, послал еси нам;/тем, Богоразумия к свету наставльшеся,/от нощи утренююще,/славословим Тя, Человеколюбче. Катавасия: Ты, Бог мира и Отец милосердия,/послал нам Вестника великого Твоего замысла,/дарующего мир./Потому, приведенные к свету Богопознания,/после ночи рассвет встречая,/славословим Тебя, Человеколюбец. Песнь 6. Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: Житейское море видя/поднимающееся волнами искушений,/я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе:/“Возведи от гибели жизнь мою,/Многомилостивый!” Смерти умерщвление и ада, Блаже, соделал еси разрушение/тридневным погребением Твоим,/жизнь же источил еси, боголепно воскрес, сущим в мире,/Иисусе благий. (2) Смерти умерщвление/Ты совершил, Благой,/и ада разрушение/трехдневным погребением Своим,/и жизнь источил живущим в мipe,/воскреснув, как подобает Богу,/Иисусе, Царь. (2) Ин, отцем: Нрав страннолюбив, вера же высока Авраама, суща праотца;/темже, Божественное таинство образне прием, радовашеся,/пред Христом же текий ныне веселится. Канон отцам Нрав гостеприимен,/вера же возвышена Авраама праотца;/потому он радовался, Божественное таинство образно приняв;/и, предшествуя Христу, ныне веселится. Тварь повину ныне вера отроком даром Зиждителя:/огнь бо всеядец и безстудный устыдеся/чтущих огня делателя, Иисуса Христа. Вера ныне подчинила отрокам/все творение по дару Духа:/ибо огонь всепожирающий и жестокий устыдился/почитающих Творца огня, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Впрочем и для жизни, если бы Господь продлил нам ее и до самых крайних пределов, нет лучшего напутия, как память смертная: и мы не можем вам дать лучшего совета и наставления для жизни, в которую готовитесь вступить, как тот, который преподает вам Отец Небесный чрез сей гроб собрата вашего. Напечатлейте образ сего гроба глубже в своем сердце; полагайте чаще мысленно самих себя на месте почившего собрата своего: – вот лучшее поучение на всю жизнь и лучшее средство удержать себя на пути закона Божия во всех обстоятельствах, какие ни встретили бы вас в жизни. Восстанет ли собственная плоть войною на дух? Положите ее мысленно в гроб и смотрите: что осталось с красотою, по образу Божию созданною? Она является здесь безобразною и бесславною, неимущею вида ни доброты, а чрез несколько дней явится тлением и прахом! Можно ли поработить бессмертный дух земной персти, заставить угождать плоти, которая, обращая все в тление, сама наконец обращается в прах? Попустит ли Премудрость Божия подвергнуться внешним бедствиям и скорбям – от мира и диавола? Представьте себе гроб, который сокрывая нас в землю, избавляет от всего, что происходит на поверхности земли; помяните смерть, которою оканчивается все – и радость и скорбь, и печаль и веселие; – и волны скорби раздробятся, как о скалу, о память смертную, и мрак печали рассеется от мощного дуновения ангела смерти. Видите, как покойно чело лежащего во гробе: ничто в свете не нарушит сего таинственного покоя! Пусть восколеблется весь мир; он не вострепещет, не ужаснется, останется так же покоен и неподвижен, как теперь. Окружит ли вас благость Божия дарами счастья земного? – Поминайте, непрестанно поминайте, смерть и гроб, которые разлучают нас со всем; – и обольщение благ земных исчезнет в душе вашей, как исчезает тень при появлении света, не отвратит вашего сердца от служения Творцу к служению твари, не вовлечет в идолопоклонство корыстолюбия. Видите, как тесно в гробе! ничего нельзя взять сюда с собою; а если бы что взяли, то все обратилось бы в прах. Один крест, – вот что мог взять с собою ваш собрат! прочее все – великое и малое, многоценное и малоценное – осталось здесь! Носите усердно крест Господень в жизни, – и он сойдет с вами в могилу и по смерти; прочее все, что бы ни приобрели в жизни – останется здесь и оставит вас в час смерти!

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Не откажитесь же, досточтимый Тертий Иванович, к вашим многочисленным благодеяниям присоединить еще одно истинно доброе дело. Я приехал бы сам к Вам с этой просьбой, если бы знал в какое время можно найти Вас у себя. Во всяком случае, я желал бы знать, может ли г. Фаворов уповать на ваше предстательство пред г. Товарищем Министра, чтобы я мог утешить его, скорбящего доброй вестью». А вслед за сим я писал г. Фаворову 8-го числа, в ответ на его письмо: «С великим прискорбием прочитал я ваше письмо, проникнутое вашей скорбью, и прочитавши, поспешил обратиться с запиской к Тертию Ивановичу, прося его принять участие в вашем тяжелом положении. Он тотчас же явился ко мне с личным ответом на мою запаску и обещал употребить все старание к исполнению вашего желания относительно перемещения в Киев. Будем ожидать благоприятного результата этого ходатайства. Извещая Вас о сем, с искренним к Вам доброжелательством остаюсь " … 4-го числа писал я в Тверь преосвященному Антонину, в ответ на его письмо от 29-го сентября: «Искренне благодарю Вас за молитвенную о мне память в день моего Ангела. Возвратил я Вам журнал совета вашего братства. Он утвержден мной, но в статье о присвоении училищу наименования Святой Благоверной Княгини Анны Кашинской, слово: святая я очеркнул красным карандашом. Обратите на это внимание. Благоверная княгиня Анна, чтимая местно, не признана еще соборно в лике святых прославленных, и потому ей молебнов не служат, а совершают о ней панихиды. Об этом я имел разговор в Синоде. Великого Князя встретьте в кафедральном соборе так, как установите при взаимном совещании с Афанасием Николаевичем и соборной братией, и при сем благословите Его Высочество св. иконой. О последующем потрудитесь мне написать. В подобных случаях, на будущее время, если не успеете благовременно получить от меня наставления, действуйте по принятому порядку и по совещанию с ближайшими властями и старшими лицами духовенства. Простите, я не успел еще Вас поблагодарить за сообщенные мне подробности о пребывании в Твери Сербского Владыки. Радуюсь за Тверь, что так радушно – по-евангельски приняла она Святителя-Изгнанника. Он и телеграфировал, и писал мне, что весьма доволен сделанным ему в Твери приемом. На его телеграмму из Твери, полученную мной 19-го числа, я рассудил ответить ему письмом; но как я не имел точного сведения, долго ли он пробудет в Твери, – я написал ему в Москву и при письме препроводил к нему свои издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010