Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы ( Лk. I, 26–38 ). – Когда по предвечному определению Божию настало время явиться на земле Спасителю мира, архангел Гавриил был послан от Бога в галилейский город Назарет. Сюда в дом Иосифа древодела из иерусалимских обителей при храме в недавнем времени переселилась Богоизбранная Отроковица Мария, из рода Давидова, дочь Иоакима и Анны. Трех лет Она введена была родителями во храм и посвящена Богу. При храме возрастала Она в богомысленном уединении. Там научилась Она рукоделию своего пола и проводила время в трудах, молитве и чтении священных книг. Самыми высокими добродетелями Ее были – невозмутимая чистота мыслей и чувств, самое глубокое смирение и всесовершенная преданность воле Божией. Ее родителей уже не было в живых, когда Она достигла 14-летнего возраста. Она решилась всю жизнь свою провести в присутствии Божием, под кровом храма. Священники, зная Ее беспримерно святую жизнь, не могли не видеть в Ее решимости вдохновения свыше: но, не имея примера, чтобы девы израильские посвящали себя пред лицом Божиим безбрачной жизни, обручили Ее Иосифу, святому старцу, также из царского рода Давидова, с тем чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Иосиф жил в Назарете и здесь пропитывал себя плотническим ремеслом. Пресвятая Дева Мария и в его доме, помогая содержанию его своими женскими трудами, продолжала благочестивые упражнения, с которыми освоилась с младенчества. Предание говорит, что Она читала книгу пророка Исаии и остановилась на словах: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Uc.VII, 14 ). Она размышляла: как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Матерью Господа, и как желала бы Я быть хотя последней служанкой при ней! И вот является Ей ангел и приветствует Ее: радуйся, Благодатная. Господь с Тобою: благословенна Ты между женами. Пресвятая Дева, еще живши во храме, свыклась с обществом мира ангельского, и потому Ее не встревожило явление ангела. Она смутилась от слов его, когда он назвал Ее благословенной между женами. Ангел поспешил успокоить Ее: Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Это будет Сын Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его; и воцарится над домом Иакова навеки, и царству Его не будет конца. Пресвятая Дева Мария сказала: как же это будет, когда Я непричастна браку? Ангел отвечал Ей: Дух Святый найдет на Тебя и Сила Всевышнего осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято (без греха прародительского). Вот и Елисавета, родственница Твоя, слывущая бесплодной, несмотря на старость свою, шесть месяцев уже носит во чреве сына. Так, чему быть повелит Бог , тому нельзя не сбыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вот, Ты говоришь мне: «Введи народ сей», а не открыл мне, кого по­шлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»... 1139 Моисей не говорит, что Бог пошлет народу ангела вместо Себя, он, как будто ничего не слышал об этом. Как же Ты говоришь, что знаешь меня по имени, что благоволишь мне, а кто пойдет со мной – не говоришь! О, святая хитрость! Сможет ли после таких слов бесконечно любящий Моисея Бог сказать ему: «Нет, Я не пойду с тобою. Вместо Себя пошлю ангела!» Мудрый Моисей не сказал: – Кого пошлешь с народом, а спрашивает: – Кого пошлешь со мною? Что отвечать Богу на это? А Моисей идет дальше: Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих 1140 – Ты благоволишь мне, и я хочу знать Тебя Самого, а не ангела вместо Тебя. Я хочу иметь благоволение в очах Твоих. Твой ангел не может мне за­менить Тебя Самого! Я с Тобою хочу! Что Богу на это ответить Моисею? А Моисей не унимается и дерзновенно дальше говорит Богу: – И помысли, что сии люди Твой народ. 1141 – Ангел-хранитель есть у всех народов. Ведь когда Всевышний (Эль Элион) давал уделы народам... тогда поставил пределы народов по числу ан­гелов Божиих 1142 . Твой ангел, Господи, не может отличить народ сей от других народов, а ведь вспомни, что сии люди – Твой народ! Кто же пойдет с ним? И дальше – запредельное со стороны Моисея: – Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда. С ангелом мы не пойдем. Некуда и незачем. Если Ты с нами не пойдешь Сам, то оставь нас здесь в этой безжизненной пустыне. Здесь и сгинем. О,      дерзновение Моисеево! Только что просил, чтобы Бог не уничтожил народ, чтобы вывел его отсюда в Землю Обетованную, а теперь, получив все это от Бога, ставит Ему же условие! Это условие беспредельной любви и верности, а не дерзости. Моисей не хочет оставить народ без Бога. Он хочет только по самой верхней планке: сии люди – народ Бога. И сказал Моисею Бог:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вторая и третья чаша относятся к водам в море и рекам. Под действием второй чаши, вылитой в море, «сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевлённое умерло в море» (2), от третьей же чаши, вылитой в реки и источники вод, «сделалась кровь». Физика этих казней напоминает первую казнь египетскую ( Исх. 7:17–21 ). (Действие второй чаши является более распространённым, нежели в Египте, потому что там поражаются воды Нила, а здесь без всякого ограничения. И с таким же гиперболизмом описывается и действие этой казни: «все одушевленное», а не только одной трети живущих в море, как от действия второй трубы. (Эти неточности и разноречия только подтверждают, насколько не нужно настаивать на буквальном понимании этой поэтической речи). Разумеется, и здесь трудно и едва ли правильно видеть превращение всех вод, морских и речных, в кровь. Не правильнее ли и здесь, предпочитая духовное истолкование физического образа, видеть указание на угрожающее и смертоносное духовное оскудение и отравление источников духовного питания, чрез замену проповеди евангельской изделиями «министерства пропаганды»? Такое именно понимание этого образа находит для себя подтверждение и в истолковании второй и третьей чаш в Откровении. Два ангела: ангел вод (параллель ангелу огня ангелу ветров, 7:1) как хранитель водной стихии, отравленной ныне, свидетельствует о значении происшедшего вместе с «ангелом от жертвенника», т. е. из храма, из которого посылаются ангелы гнева Божия. Они раскрывают значение происшедшего именно как действие гнева Божия: «праведен Ты, Господи, который есть и был и свят, потому что так судил: за то, что они пролили кровь святых и пророков, ты дал им пить кровь, они достойны этого» (4–5) и ангел от жертвенника подтверждает эту небесную теодицею: «ей, Господи Боже Вседержителю, истинны и праведны суды Твои» (7). Здесь указуется промыслительное значение этих определений Бога Вседержителя, который правит миром на путях правды и истины. Общий аллегорический смысл этой символики, очевидно, таков, что моральное духовное извращение с необходимостью влечёт за собой свои тяжелые последствия и в мире природном. Четвёртый ангел «вылил «свою чашу на солнце, и дано ему было жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (8, 9). Конечно, в данном случае этот образ чаши, вылитой на солнце, даже и не допускает буквального понимания. Этот образ говорит о нераскаянности людей и при новом испытании огнём или сильным жаром. Она сопровождается упорным богохульством, похулением «Имени Божия», как это свойственно иногда бывает безбожию, хотя и вовсе отрицающему силу Божию и самое Его бытие, при всей внутренней этого противоречивости. Очевидно, образ этот говорит о состоянии тяжелой тоски, являющейся последствием духовного упадка и ожесточения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Гофман для определения того, что следует понимать под τ κατχον и κατχων. В этой главе Сын Божий или ангел Иеговы (ст. 5 и 6, срв. Апок.1:13–16 ) открывает пророку Свои отношения к ангелу персидского народа, который называется «князем царства персидского» (ст. 13). «Князь царства персидского, говорит Явившийся Даниилу, стоял против Меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» (ст. 13); и дальше: «теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским; а когда я выйду, то вот придет князь Греции… и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (ст. 20–21). Из этих слов видно, что отношения между ангелами народов вполне соответствуют реальным историческим отношениям между подчиненными им народами, так что и ангел и народ действуют в полном взаимном согласии. Это согласие, эта солидарность между ангелами и народами идет гораздо далее: ангелы народов имеют те же самые нравственные качества, которые обнаруживаются в жизни подчиненных им народов. Князь царства персидского стоит против Мужа, Явившегося Даниилу, борется против Него, Михаил помогает Ему, поддерживает Его в борьбе с князем Персии; затем для борьбы с князем Персии выступает князь Греции. Князь Греции и князь Персии имеют человеческие свойства: их невозможно признать святыми и добрыми ангелами хранителями, потому что борьба между ангелами добрыми невозможна, – тем более невозможно сопротивление ангелов хранителей Тому, Кто являлся Даниилу. С другой стороны, нельзя признать этих «князей народов» и злыми духами по природе: по Targ. Ier. 1 на Быт.11:6, 7 1077 они прямо причисляются к ангелам, служащим Иегове, признаются орудиями божественного мироправления и промышления. Так как и ангел и народ мыслятся как две реальных противоположности, то мы должны понимать под ангелами народов внутренний одухотворяющий принцип религиозно-исторической жизни, совмещающий в себе все существенные и типические черты известного народа. Самый же народ есть средство к обнаружению деятель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее, мы узнаем много подробностей об участии Ангелов в нашей судьбе: Ангелы всегда невидимо присутствуют рядом с человеком: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред [Троном Господа] Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою…». Ангелы приходят к нам на помощь, но не по своей инициативе, а по воле Божией – «я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек». Ангел, посланный Богом помогать людям, принимает человеческий облик. Причем он не нуждается, ни в пище, ни в питье: «Все дни я был видим вами; но я не ел и не пил, — только взорам вашим представлялось это». Наконец, Ангелы защищают нас от сатанинских нападок и подлостей. Последнее – защиту Ангелами Хранителями нас от бесов – хорошо иллюстрирует следующая история, которую находим в древнехристианском сочинении «Митерикон»: «Авва Исаия поведал об одном великом старце. Прежде вступления в безмолвие видел он в исступлении некоего юношу, у которого лицо сияло ярче солнца и который, взяв его за руку, сказал: “Иди, тебе предлежит борьба”, — и ввел его в зрелище, переполненное людьми, с одной стороны облеченными в белые одежды, а с другой — в черные. Когда он вывел его на место борьбы, тот увидел перед собой человека-эфиопа, страшного и высокого, голова которого достигала облаков. Державший его АнгелХранитель сказал ему: “С ним ты должен бороться”. Увидев такое страшилище, он в испуге весь начал трепетать и просил своего Хранителя избавить его от этой беды, говоря, что никто из имеющих смертное человеческое естество не может бороться с ним. Ангел Божий сказал ему: “Можешь, вступи только в борьбу со всем рвением, ибо коль скоро ты схватишься с ним, я помогу тебе и доставлю тебе победный венец”. И, действительно, как только они схватились и начали бороться, Ангел Божий подошел и помог ему одолеть эфиопа. Тогда все черные эфиопы с ропотом и бранью исчезли, а хор Ангелов восхвалил помогавшего ему и даровавшего победу».

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Далее, хотя Ангелы и не могут быть объектом нашего поклонения, следует по достоинству оценивать их силу. Иногда Бог направляет их произвести суд над нечестивыми. Один из хорошо известных тому примеров – история об ассирийской армии, бросившей вызов Небесному Богу во времена Ветхого Завета. Ночью Ангел-губитель появился в стане, и на следующее утро обнаружилось, что 185 000 ассирийских воинов мертвы. Этот эпизод резко контрастирует с обычным для Ангелов служением охраны и защиты. Но нам следует помнить, что именно в отношении боящихся Бога Ангелы проявляют наибольшее свое могущество. «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ). Ангелы настолько реальны, что их видели воочию. Давайте прочтем об одном случае, описанном в стихах с 15-го по 17-й шестой главы 4-й Книги Царств: «Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея». Ангелы тесно взаимодействуют с членами человеческой семьи. Они внимательно наблюдают за всем, что происходит с человеком. Они знают нас по именам и фамилиям. Они знают о том, чем мы зарабатываем себе на жизнь. Им известно, где мы живем. Они знают о том, молимся ли мы, или нет. Они знают, оказываем ли мы поддержку делу Божьему, или не оказываем. Им известны все подробности нашей жизни. Ангелам полностью открыты все факты нашей биографии, поскольку они сопровождают нас от колыбели и до могилы. У каждого человека есть Ангел-Хранитель, стремящийся влиять на него таким образом, чтобы человек избирал верные пути. Он также охраняет нас от тысячи опасностей, встречающихся нам на жизненном пути. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ). Чем еще мы можем объяснить чудесное вмешательство невидимых сил, сохраняющих нас от беды? Время от времени мы осознаем их благословенное присутствие, но чаще всего мы не отдаем себе отчета в том, сколь многообразно их служение нам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его, – [Бог] умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей ( Иов. 33:14–25 ). Размышляя о присутствующем в тексте Вульгаты образе Ангела-наставника ( Иов. 33:23 ) (Септуагинта говорит здесь, в отличие от Вульгаты, совсем о других Ангелах – грозных, смертоносных: Если будет тысяча смертоносных Ангелов... – Иов. 33:23 ; Септуагинта), святитель Григорий Великий предлагает нам его типологическую интерпретацию. Казалось бы, проще всего было бы истолковать эти слова об Ангеле-наставнике как ветхозаветное свидетельство об Ангелах Хранителях человека; однако Двоеслов рассуждает здесь об ином: «Что это за ангел, как не Тот, о Котором говорится через пророка: Великого Совета Ангел ( Ис. 9:6 ; Вульгата)?» Тем самым, по убеждению святителя Григория, именно приходящий в мир и воплощающийся в нем Сын Божий, прежде Сам через пророчества «возвещающий Себя нам, назван [здесь] Ангелом» 944 . Именно Он и осуществляет в результате Искупительного подвига и победы над смертью умилостивление (см.: Иов. 33:24 ), а также и обновление нашего телесного естества, возвращая нашу природу к той целостности духовной жизни в Боге, о которой далее и свидетельствует Елиуй, произнося: Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей ( Иов. 33:24–25 ). Именно Христос, по мысли святителя Григория, преодолел то состояние плотской падшести человеческого рода, той нашей «могилы» ( Иов. 33:24 ) греха и страстей, что стало губительным плодом грехопадения. С приходом Искупителя людские грехи оказались Им омыты, и потому человеческое естество сделалось во Христе свежее, нежели в молодости ( Иов. 33:25 ) людского рода, – даже превзойдя состояние той прежней чистоты, что была присуща природе первых людей «во дни юности» (ср.: Иов. 33:25 ): в райской жизни до грехопадения 945 . Елиуй продолжает говорить ( Иов. 33:26–28 ) о состоянии такого – духовно возрожденного Богом – человека: Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет ( Иов. 33:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

И выходит, правда, Пётр. И когда Петр зашёл, говорят: как ты оказался здесь? Он говорит: я не знаю, но я был в темнице, и ангел Божий открыл двери темницы и вывел меня, и мы с ним прошли вдвоём одну стражу — то есть воинов, вторую стражу — вторую часть воинов, и вдруг его не стало. То есть вот действие ангельской силы. Мы видим очень много примеров еще проявления ангельской силы. Это Книга Откровения Иоанна Богослова. Скажи ангелам семи Церквей, пусть вожгут светильники — и эти ангелы семи Церквей, — то есть оказывается, у каждой Церкви есть ангел. Мы скажем о ангелах-хранителях человека, а оказывается, каждая Церковь ангела имеет, который охраняет ее. То есть десятки примеров тех самых случаев, когда действительно ангел ведет человека. Но мы знаем о том, что человечество слабо, и мы чаще всего либо уходим, боимся ангельского мира. Почему боимся? Потому что мы не знаем его проявлений, а с другой стороны, это сложилось в веках, и это было принесено через еврейский народ — увидеть ангела было состоянием увидеть духовный мир. А духовный мир человека, как они считали — у нас некоторые тоже сейчас так думают порой — это предвестие смерти. Отчасти это правда. Почему? Потому что когда человеку открывается вся его жизнь, надо собираться — Господня земля, а человеку надо каяться, а он не хочет. И поэтому он боится увидеть ангелов. В Ветхом Завете такая была традиция, проблема — тоже боялись ангела увидеть. И вот сейчас конкретный пример мы приведем с праведным Захарией. От юности со своей женой прожил, но не имели детей, и праведны были перед Богом, и он священником был, и служил в череде по жребию своему — приходил в Иерусалим для того, чтобы совершить жертвоприношение. Но детей не было. А у иудеев была серьезная проблема: если был брак и не было детей — всё, наказание Божие, в вашем роду никогда не родится Спаситель. И представляете себе, сколько они поношений терпели от близких. При всём при этом они были праведны. И вот ситуация потрясающая. Евангелие от Луки ( Лк.1:11-14 ).

http://azbyka.ru/video/angely-i-demony/

И как диавол есть при каждом человеке, так добрый Ангел также есть при каждом человеке. Как присутствие при себе того мы ясно чувствуем, так и присутствие этого, хотя по самолюбию мы привыкли все добрые мысли, чувства, расположения, намерения приписывать себе, а не Ангелу-хранителю. Достаточно ли будет Ангелов-хранителей для каждого человека? Достаточно, и с избытком. Когда апостол Петр бросился с ножом на раба архиереева защищать своего Учителя и Господа, то Господь сказал ему: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов 28 Ангелов? [ Мф. 26, 53 ]. Это означает, что у Господа их всегда с избытком достаточно для защищения всякого [человека] (Елисей, Иаков), а для Сына Божия воплотившегося – по преимуществу. Еще известно, что Ангел-хранитель явился Спасителю в Гефсиманском саду для укрепления Его 29 ; Ангелы приступили и служили Ему [ Мф. 4,11 ] после поста и искушения в пустыни; Ангел-хранитель младенца Спасителя являлся во сне Иосифу и распоряжал его движениями 30 . Ненавидящии Сиона (Церковь), посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше... Русский язык, говорит Вадим 31 , шел своим путем, церковный – своим. Наша (!?) не религиозная, атеистическая натура мало имела общего с Церковью в своем развитии. Выходя из школы или из семинарии и выступая на общественную деятельность, наши писатели и учители забывали Отче наш и Верую и окончательно разрывали с Церковью . До Николая 32 связь кое-как держалась. С 14-го декабря 33 она лопнула или почти не существует. Откуда же было нам иметь библейский язык? Кто читал у нас [богословские] книги? Кто занимался религиозными вопросами? То, что писалось духовенством, не читалось никем из лучших и передовых писателей (? – потому что они передовые, растленные), кроме разве одного Гоголя (честь ему), но и тот погиб от своей связи с религией (религия оживляет, а не погубляет; Спаситель говорит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком [ Ин. 10, 10 ]).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И он сказал: «Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции». «…Бороться с князем Персидским», добиваясь освобождения евреев, чтобы евреи все-таки построили государственность и чтобы они восстановили это царство. Но потом он уйдет от князя Персии, и тогда ему на смену придет князь Греции. Князь Греции – это ангел-хранитель Греции. Он придет, чтобы и греки встретились с народом Божиим и совершились судьбы Божии по образованию всемирной греческой империи, а затем и римской. Это делалось для того, чтобы проложить дороги для всемирной проповеди Христа. Если бы мы могли правильно себе представить движение истории войска Александра Македонского, мы могли бы понять то, что ангел-хранитель Персии уходит и его уводит за собой архангел Гавриил. Перед приходом царя Македонского впереди идет пламенный дух, который является ангелом-хранителем Греции. Он идет, чтобы сокрушить Персию по велению Бога и чтобы на месте Персии построить новую державу, как это угодно Богу. Построить новый великий мировой порядок, в котором совершится воля Бога. Именно таким образом происходят все мировые исторические движения и катаклизмы по смене цивилизаций. Это непосредственный результат вмешательства ангелических сил, «что начертано в истинном писании», т.е. что начертано в замысле самого Бога. Истинное писание – это Книга Жизни, книга судеб Божиих, т.е. замысел Бога, который имел Бог еще до творения мира. Мы знаем, что Бог вне времени и весь земной процесс для него протекает одновременно, потому что для Него «все и сейчас». Поэтому Его великая память является неким истинным Писанием. И ангел возвещает ее – то, что написано в этом истинном писании о судьбах, которые ждут еврейский народ и другие народы после смерти пророка Даниила. Единственный, кто помогает Гавриилу в исполнении его миссии, – это князь Михаил. А все остальные ангелы выступают против возвращения еврейского народа, с одной стороны, желая, чтобы Слово Божие сохранилось, а с другой стороны, чтобы евреи получили наказание за свои злые дела. Единственный, кто защищает евреев, – это архангел Михаил.   Глава одиннадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010