Отсюда понятно, что отвергая учение Господне о таинстве Причащения, сектанты не слушают Слова Божия и не верят ему. IV. О взаимной связи между Церковию Земной и Небесной 1. О почитании и молитвенном призывании Св. Ангелов Слово « Ангел » – греческое и по переводу на русский язык означает «вестник». Этим именем называются особые бесплотные существа, окружающие Бога, которых Он посылает в мир вестниками Своей воли. Будучи, по выражению св. Апостола, крепостью и силой более людей, Ангелы непрестанно наблюдают за миром, невидимо направляют людей к добру, заботятся о пресечении в мире зла и пороков и являются хранителями людей. Доказательством последнего служит видение, открытое Богом патриарху Иакову. Последний « видел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней » ( Быт.28:12 ). Непрестанное нисхождение, на землю ангелов свидетельствует не о чем ином, как о постоянном наблюдении ангелов над землей. По сказанию книги пророка Даниила, у каждого народа есть свой ангел-хранитель (гл.10:13), а по учению Спасителя, Ангел-хранитель имеется у каждого человека в отдельности. « Смотрите , говорил Христос, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видит лице Отца Моего Небесного » ( Мф.18:10 ) Библия сообщает нам целый ряд свидетельств, из которых ясно открывается благодетельное значение для людей Святых Ангелов. Так они заботятся о нашем безопасном существовании на земле. Достаточно припомнить, как Ангелы вывели праведного Лота из нечестивого города Содома, ( Быт.19 ) и как Ангел Рафаил сопутствовал Товии в его далеком и опасном путешествии ( Тов.6 ). Св. Псалмопевец Давид в одном из своих псалмов говорит, что человек праведный всегда пребудет в безопасности, так как Господь « Ангелам Своим заповедает (о нем) охранять (его) на всех путях: на рунах понесут (его), да не преткнется о камень ногою (своею)» ( Пс.90:11–12 ) 1 . Евангелист Лука повествует, что когда Спаситель пред Своими крестными страданиями молился и тосковал в саду Гефсиманском то « явился Ему Ангел с небес и укреплял Его » ( Лк.22:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

1.4. Наконец, мысль об ангелах-хранителях частных лиц можно выводить из слов апостола Павла об ангелах: не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14)? Если ангелы посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение , а все, крестившиеся во Христа и верующие в Него, конечно, относятся к числу этих хотящих, то, значит, ангелы посылаются в служение каждому из верующих во Христа. 2. Святые Отцы и пастыри древней Церкви не только единогласно учили, что действительно есть ангелы-хранители частных лиц, но, по возможности, излагали это учение даже в подробностях. Они старались определить: 1) кому именно и с какого времени дается ангел-хранитель; 2) постоянно ли с тех пор он находится при человеке, и — 3) в чем состоит самое его служение человеку. 2.1. Держась слов псалмопевца об ангеле Господнем, ополчающемся только окрест боящихся Бога (Пс. 33:8), также слов Спасителя, что ангелы именно малых , верующих в Него, видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10), наконец изречения святого Апостола о ниспослании ангелов к хотящим наследовать спасение (Евр. 1:14), знаменитейшие из учителей Церкви заключали, что ангел-хранитель дается не каждому безразлично человеку, но одним Христианам, и Следовательно, дается с тех пор, как только они становятся Христианами, т.е. со времени крещения, а некоторые присовокупляли, что в Ветхом Завете он давался одним Иудеям, веровавшим в грядущего Мессию. Мысль эту излагают, например: Ориген : «к каждому из нас, даже самым малым, кто только находится в Церкви Божией, приставлен ангел добрый, ангел Господень, который наставляет, убеждает и руководить нас, который, для исправления наших дел и испрошения нам милостей, всегда видит лице Отца небесного, как сказал Господь во Евангелии.» Святой Василий Великий : «к каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного;» и в другом месте: «что с каждым из верных есть ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10). И Псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (Пс. 33:8).»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

АЛЬФА И ОМЕГА см. также КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ Начало и конец: альфа (А) и омега (Ω) — первая и последняя буквы греческого алфавита. Образный эквивалент понятия «всё»; указывает на полноту и целостность явления; употребляется в значении «самое главное», «сущность», «основа», из которой все исходит и которая все определяет (в социальных процессах, поведении человека); символ вечности. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» — эти слова предваряют Откровение о судьбах мира, которое дается Иоанну Богослову ( Откр.1:8 , см. также ст. 10, 17–18). У пророка Исайи читаем: «Я — Господь первый, и в последних — Я тот же»; «…прежде Меня не было Бога и после Меня не будет…»; «…Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога…» ( Ис.41:4, 43:10, 44:6 , см. также 48:12). Ср. сказанное апостолом Павлом о Христе: «…все из Него, Им и к Нему» ( Рим.11:36 , ср. Кол.1:16–17 ). Вся совокупность замысла Божия, от сотворения мира до сотворения «нового неба и новой земли», обнаружится в «конце времен». Голос с неба говорит Иоанну: «…совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой»; «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» ( Откр.21:6, 22:12–13 ). Ангел АНГЕЛ Это понятие участвует в речи как символ духовного и физического совершенства; ангелом называют человека, добродетельного во всех отношениях; сравнение с ангелом содержит восторженную оценку, похвалу или лесть; определение «ангельский» указывает на превосходную степень каких-либо качеств: доброты, терпения, кротости, невинности, чистоты, характера в целом, физической красоты; образует речевые обороты: «ангел во плоти» (обладатель «неземных» достоинств), «человек не ангел» (форма оправдания каких-либо слабостей), «ангел-хранитель» (человек, оберегающий кого-либо, покровительствующий), «тихий ангел пролетел» (о внезапной тишине, паузе, возникшей в оживленном разговоре), «ангел мой» (ласковое или жеманное обращение к кому-либо).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Святой Иоанн Златоуст : «прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда это известно? Слушай, что говорить Христос: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:16).» Святой Амвросий : «Бог посылает своих ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право па наследие обетованных благ в жизни будущей.» Святой Анастасий Синаит : «тем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть ангелы-хранители у всякого, кто верует в Него.» Подобные же мысли об ангелах-хранителях встречаются и в писаниях многих других учителей Церкви. Но некоторые выражали эти мысли в чертах менее определенных, когда говорили, что ангел-хранитель дается каждому человеку, или, что ангел приставляется к душе с самого рождения человека. 2.2. На основании тех же самых слов Псалмопевца, что ангелы ополчаются только окрест боящихся Бога (Пс. 33:8), древние учители Церкви заключали: а) что ангел-хранитель находится при каждом верующем постоянно, в продолжение всей его жизни, пока он остается боящимся Бога; и б) что ангел-хранитель иногда оставляет Христианина, когда он перестает быть боящимся Бога и вдается в нечестие, или иначе, что грехи наши могут удалять от нас наших ангелов. Так рассуждали, например: а) Василий Великий : « Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, - ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами; ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни — ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех;» и в другом месте: «поскольку и каждый из нас имеет святого ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, то есть, защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Сравнение древнего воспитания с новым окончено. Для чего сделано оно? Для вашей же, как мы сказали в начале слова, пользы. Какой? Той, чтобы вы, выслушав все сказанное нами, образумились и начали бы воспитывать детей по-другому. Как? Прежде всего, если хотите, чтобы дети ваши были счастливы, запомните, что для сего в воспитании «...никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). Значит и нужно вам, прежде всего, с раннего возраста внушать детям учение святой веры и правила благочестивой жизни. Нужно затем глубже напечатлевать на нежных сердцах детей страх Божий, благопоспешность к молитве и усердие ко всякому делу благому. Нужно приучать детей к тому далее, чтобы они исполнение заповедей Божиих или жизнь благочестивую и добродетельную ставили для себя выше всего на свете. Нужно, наконец, внушать им, чтобы они одобрение совести ставили выше всех похвал людских, чтобы они были искренне почтительны ко всем старшим, чтобы искренне и добросовестно всегда исполняли свои обязанности, чтобы боялись как величайшего несчастья всякого отчуждения от Православной Церкви и чтобы всегда твердо стояли против всяких искушений и соблазнов. И вот, когда так будете воспитывать детей ваших, тогда и можете надеяться, что и все хорошо у вас будет и что дети ваши возрастут на утешение Святой Церкви, на радость вам, родителям, на пользу отечеству и во спасение собственное. Аминь. 23-й день 180. Ангелы Хранители предостерегают нас от угрожающих нам опасностей и от бед избавляют нас (Из жизни св. Поликарпа, епископа Смирнского. Чет. Мин. февр. 23) И слово Божие, и святые отцы учат нас веровать в то, что Ангелы Хранители избавляют нас от бед и во всех путях наших сохраняют нас. Пророк Давид говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ). В другом месте: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:10, 11 ). И св. Василий Великий учит: «Как городские стены вокруг облегая город отовсюду отражают неприятельские нападения, так и Ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым» (Твор. Вас. В. ч. 5, бесед. на Пс.33 , ст. 8). Таким образом, и словом Божиим, и учением святых отцов мы утверждаемся в вере в ангельские защиту, охранение и избавление. Но нельзя ли и самым делом доказать истину, что Ангелы Хранители подлинно и от бед нас избавляют, и во всех путях сохраняют? Можно, братие, и самым делом доказать это, и сие сейчас мы и сделаем для вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

а) у святого Амвросия : «для защищения паствы Божией, не только поставил Господь епископов, но и ангелов определил;» б) у святого Василия Великого , — который писал к пресвитерам Никопольской церкви: «вас печалит, что низринуты вы из ограды стен; но вы водворяетесь в крове Бога небесного, и с вами — ангел-хранитель церкви (т.е. Никопольской);» и у других. Цель, с какой приставляются Богом ангелы-хранители к частным церквам, не может быть другая, кроме той, чтобы они были руководителями этих церквей и всех членов их к горнему отечеству; чтобы, как более сильные пред Богом, они ходатайствовали у престола Его за вверенные им словесные стада, а как более мудрые, наставляли самих пастырей и внушали им спасительные советы для их паствы — думать так научают нас верные понятия о Боге, который вверяет, и об ангелах, которым вверяются на хранение общества верующих. Святой Григорий Богослов в одном месте, хотя мимоходом, пишет об этом следующее: «Господь взывает и ангелам-покровителям (ибо я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Апокалипсисе): приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни (Ис. 62:10), чтобы небыло затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении — ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая святых.» § 108. Ангелы-хранители частных лиц 1. Учение об ангелах-хранителях частых лиц имеет твердые основания в Священном Писании. 1.1. Следы этого учения встречаются еще в книгах ветхозаветных. Так Псалмопевец, изображая состояние людей, боящихся Бога и уповающих на Него, говорит в одном месте: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс. 33:8); и в другом: не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (90:10—11). Отсюда видно, по крайней мере, то, что и к частным лицам Бог ниспосылает ангелов, которые ополчаются вокруг боящихся Его и сохраняют их во всех путях их; Следовательно, сохраняют постоянно, в продолжение всей жизни, — хотя еще не видно, чтобы к каждому из подобных людей приставлялся особый, определенный ангел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Излагаемое, как обычно, делю на две части. В первой рассматривается КАМЕНЬ православной веры, во второй – КАМЕНЬ претыкания и соблазна. Часть I. Камень Православно-Кафолической Веры Твердо и вне всякого сомнения следует веровать, что Ангелы Божии и прочие святые, исшедшие из этой жизни, ходатайствуют за нас и помогают нам и своими заслугами, которые получили здесь, на земле, в изобилии, и своими богоугодными молитвами, как друзья Божии. Поэтому благочестиво призывать их, и не только Ангелов Господних, но и других святых, исшедших из этой жизни. Так веруют, исповедуют и учат вся Православно-Кафолическая Церковь , Вселенские и Поместные Соборы, святые Отцы, светила и Церковные столпы. Глава 1. Твердость камня веры от призывания Ангелов Господних от Священного Писания Ветхого и Нового Завета В Книге Бытия Иаков, благословляя сыновей Иосифовых, Манассию и Ефрема, говорит так: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48, 16 ). Здесь явственно призывание Ангела Господня, чтобы обрести защиту Иосифовым детям. В Книге Иова написано: Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых (ангелов. – Прим. пер.) обратишься ты? ( Иов. 5, 1 ). Из этих слов ясно видно, что и тогда был обычаи призывать Ангелов. В Книге Товита Ангел говорит Товии: Когда молишься со слезами и хоронишь мертвого и, оставляя обед свой, мертвого скрываешь днем в твоем доме, а ночью хоронишь его, я приношу молитву твою Господу Богу, и угодна она Ему ( Тов. 12 ). Здесь я спрошу, что значит приносить Ангелу человеческую молитву Господу Богу, если не вместе с человеком молиться за человека. Если Всевидец Бог все наши деяния и помыслы и моления видит яснее Ангела, то как иначе Ангел приносит человеческую молитву к Богу, если не заботясь о спасении человека. Этот хранитель молящегося человека вместе с ним приносит Богу и желание, и моление, и просит, чтобы молитва была угодна Богу, как истинный хранитель и искатель человеческого спасения. В книгах Пророка Захарии Ангел молился ко Господу, говоря: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды. На которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет? ( Зах. 1, 12 ). И отвечал Господь Вседержитель Ангелу добрыми и утешающими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Название «рядового» духа, сопутствующего в жизни человеку, пишем с маленькой: ангел-хранитель (по аналогии пишется и название противоположного  духа – бес-искуситель ). Но если в тексте, даже в художественной литературе, есть указание на принадлежность ангела Богу, то его наименование пишется с большой буквы: Ангел Хранитель, Ангел Божий. Родовые названия падших духов пишут с маленькой: демон, бес, дьявол . В отношении них иногда употребляется греческое слово « аггел » в значении « падший ангел », но в русском синодальном переводе присутствует и просто « ангел »: « Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25, 41 ). У ангелов в Писании есть и собственные имена, которые пишутся с большой буквы: Михаил, Гавриил, Рафаил и т.д.  По традиции последние 20 лет с большой буквы пишутся и примыкающие к именам родовые названия: Архангел Гавриил, Архистратиг Михаил. Логос и хаос Интересно, что в художественной литературе имена первого падшего ангела выступают как имена собственные и пишутся с заглавной буквы (н.: Сатана, Денница ), но в русском переводе Священного Писания и церковных текстах эти имена по традиции пишутся со строчной буквы ( сатана, денница, князь мира сего ). Но не стоит путать с эпитетом Князь мира, употребляемым по отношению ко Христу: « Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира » ( Ис.9,6 ). Вот сколько нюансов в употреблении церковных слов приходится учитывать. В завершение снова процитируем специалиста, глубоко неравнодушного к русскому языку – Евгения Водолазкина и его книгу эссе «Дом и остров»: « Язык – логическая структура лишь отчасти. В своем развитии он во многом непредсказуем и хаотичен, а потому, к сожалению (или к счастью?) наше влияние на него довольно ограничено ». И дополним его же словами: « Я все больше убеждаюсь в том, что сознательное отношение к языку предполагает консерватизм. Исторические катаклизмы не должны вести к катаклизмам языковым… Язык зачастую мудрее своих носителей ».

http://azbyka.ru/deti/pishem-cerkovnye-s...

Рассказывая далее Пафнутию о своем путешествии во внутреннюю пустыню, Онуфрий говорит: «Когда я входил в пустыню, я узрел пред собою сияющий луч свет и убоялся, и стал думать, не воротиться ли в монастырь. В это время я услышал голос: «Не бойся, я – ангел, ходящий с тобою от рождения твоего, и я приставлен от Бога хранить тебя, и дано мне повеление от Него, чтобы я вел тебя в эту пустыню. Если будешь совершен и смирен сердцем пред Господом и будешь с радостью работать Ему, то я не отступлю от тебя до тех пор, пока не повелит Создатель взять душу твою». И ангел после сих слов своих предшествовал мне, а я за ним последовал. Далее Онуфрий продолжает: «Когда благий Бог увидел, что я всего себя посвятил на постнические подвиги и положил душу мою в алкание и жажду, тогда повелел ангелу Своему заботиться обо мне и приносить ежедневно немного хлеба и воды для моего тела». В заключение же, пред самым отшествием своим в мир горний, великий пустынник сказал Пафнутию: «Да сохранят и тебя ангелы Господни во всех путях твоих и да защитят от невидимых врагов в то время, когда в день грозного испытания, они будут усиливаться хотя в чем бы-нибудь оклеветать тебя». 13 Из всех этих слов преподобного Онуфрия становится очевидным, что святые ангелы преимущественно ополчаются окрест людей, боящихся Бога, и оказывают защиту, покровительство и охранение особенно людям благочестивым. Зная же это, что мы должны делать? Конечно, более всего должны заботиться о том, чтобы невидимые защитники и покровители наши всегда были с нами, и, чтобы достигнуть сего, – должны всегда удаляться от сообщества с худыми людьми, час от часа и день ото дня все более и более преуспевать и возрастать в добродетели. Десятое число. Хочешь ли ты найти мудрость, которая научит тебя, как поступать в жизни? Если хочешь, то обратись к твоему ангелу-хранителю, внимай его спасительным советам, и ты будешь поступать в жизни, как самый мудрый человек. Не ослепляйся блеском человеческой мудрости; путеводителем твоим пусть будет твой ангел-хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

1) О благодеяниях ангелов, оказываемых людям Бог, как всеблагий Отец мира видимого и невидимого, ангелов и человеков, поставил ангелов в близком отношении к людям; по Его благой воле святые ангелы являются благодетелями людей, как наши старшие братья, как совершеннейшие и ближайшие к Нему, Отцу небесному. Священное Писание предлагает нам многие примеры таких ангельских благодеяний. Укажу на некоторые. Ангелы Божии спасли Лота от погибели, выведши его из нечестивого города Содома, который за беззакония свои истреблен был огнем и жупелом ( Быт. 19:15–17 ). Ангел Господень питал пророка Илию, когда он, преследуемый нечестивою Иезавелью, бежал по пустыне и изнемогал от скорби и голода ( 3Цар. 19:4–8 ). Ангел Господень, по молитве царя Езекии, спас Иерусалим от нападения ассириян, истребив в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч войска ассирийского ( 4Цар. 19:35 ). Ангел спас пророка Даниила от съедения львами, заключив уста их, как сам пророк свидетельствовал пред царем ( Дан. 6:21, 22 ). Сами, братия, слышите, как часто Евангелие повествует о благодеяниях ангелов: как ангел Господень возвестил Захарии о зачатии Иоанна Крестителя ( Лк. 1:11–19 ); как благовествовал пресвятой Деве Марии о бессемянном зачатии от Неё Сына Божия – Иисуса Христа, наитием Св. Духа ( Лк. 1:28–38 ); как небесный ангел возвестил пастырям вифлеемским о рождении Иисуса Христа в Вифлееме, и в тоже время внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (2:9–14). Ангелы служили Иисусу Христу во время молитвенного подвига Его в пустыне ( Мф. 4:11 ) и в саду Гефсиманском ( Лк. 22:43 ). Ангел освободил из темницы апостолов ( Деян. 5:19 ), и апостола Павла утешил и подкрепил в опасности ( Деян. 27:23 ). 2) Об ангелах хранителях Ангелы Божии не только по временам оказывают благодеяния человекам, но и всегда близки к ним, и, по всеблагому Божию изволению, пекутся о них и охраняют их. Есть ангелы хранители целых народов, как это открыто было пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010